В.В. Петухов
A.A. ПОЛОВИНКИН - ФОНДООБРАЗОВАТЕЛЬ ПРИМОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ
2006 год был отмечен важным событием в истории культурной жизни Дальнего Востока. Ровно сорок лет назад, 29 июня 1966 года, во Владивостоке открыта Приморская краевая картинная галерея, созданная годом ранее по распоряжению Министерства культуры РСФСР от 9 августа 1965 г. За годы своей работы галерея стала подлинным храмом искусства.
Сегодня Приморская государственная картинная галерея является крупнейшим художественным музеем дальневосточного региона. Ее фонды отражают историю западно-евро-пейского искусства от эпохи Возрождения до XX в., русское искусство от иконописи до современности. Галерея является ведущим центром коллекционирования и пропаганды произведений приморских художников, ведет активную экспозиционную деятельность, активно приобщает жителей края к достижениям отечественного и зарубежного искусства.
Основу коллекции ПГКГ составляют работы, переданные в 1965 г. из ликвидированного художественного отдела Приморского краеведческого музея им. В.К. Арсеньева.
Художественное собрание во Владивостоке сложилось в 1929 г. на базе Владивостокского государственного областного музея. Главная заслуга в его создании и целенаправленном комплектовании принадлежит Александру Александровичу Половинкину, заведующему Владивостокским государственным музеем, фактическому создателю коллекции Приморской государственной картинной галереи.
Некоторые факты биографии говорят об A.A. Половинкине как о незаурядной личности. Известный географ, методист, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, он состоял в Отделении методик преподавания основных дисциплин в начальной и средней школах (08.09.1945), на основе монографии защитил докторскую диссертацию в МГУ им. Ломоносова (1943), профессор (1921), награжден орденом Ленина (1953), удостоен звания отличника просвещения за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны (1941 1945 гг.). Разрабатывал вопросы физико-географической характеристики Сибири и проблемы преподавания географии, пропагандировал графический метод преподавания географии. Автор учебников, учебных пособий для вузов, методических руководств для учителей средней школы. Совместно с A.C. Барковым составил стабильный учебник по физической географии для 5-х классов (первое издание 1935 г., 15 издание 1951г.).
Родился А. А. Половинкин 31.10 (12.11) 1887 г. в г. Алатырь (Чувашия). В личном листке А. А. Половинкин сообщает следующие сведения о своем происхождении: по национальности русский, из семьи служащих, отец был учителем. В 1912 1918 гг. обучался на естественном отделении физико-математического факультета Казанского университета по специальности “Геогра-фия”, по окончании работал преподавателем в Казанском коммерческом училище.
В 1919 1920 гг. преподаватель учительских курсов в г. Иркутске, с 1920 1921 гг. занимался научной и преподавательской деятельностью, доцент Иркутского университета.
Летом 1921 г. A.A. Половинкин принимает приглашение ректора Читинского института народного образования занять должность профессора и переезжает работать в Читу. В 1923 г. во Владивостоке открыт Государственный дальневосточный университет,
A.A. Половинкин переезжает во Владивосток работать в ГДУ. В университете A.A. Половин-
Петухов Владимир Владимирович — кандидат искусствоведения, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса.
кин становится первым деканом педагогического факультета, а с ноября 1923 г. членом правления и заведующим научно-учебной частью ГДУ. С декабря 1928 г. по апрель 1932 г. совмещал педагогическую работу в ГДУ с должностью заведующего Владивостокским государственным областным музеем. Именно по его инициативе в 1929 г. в музее появился художественный отдел.
В истории организации художественного отдела можно обозначить два важных этапа: первый январь 1929 февраль 1930 гг., второй май 1930 март 1931 гг.
Первый этап связан с принятием решения об организации художественного отдела и началом создания коллекции. На заседании Ученого совета Владивостокского государственного музея 29 января 1929 г. был утвержден пятилетний план мероприятий по реорганизации музея, который прежде всего предполагал открытие новых отделов. В соответствии с этим планом, в первую очередь обращалось внимание на организацию и развертывание художественного отдела, выставочная часть которого отсутствовала [1, д. 15, л.24].
Находясь в служебной командировке в Москве и Ленинграде с целью ознакомления с работой музеев СССР, 29 апреля 1929 г. A.A. Половинкин получил разрешение сектора Главнауки Народного комиссариата просвещения создать во Владивостокском государственном музее картинную галерею: «Главнаука считает весьма актуальным пополнение этого музея картинами ввиду большого района, им обслуживаемого».
Согласно распоряжению Главнауки, 23 мая 1929 г. в Ленинграде сотрудники Государственного Русского музея в присутствии A.A. Половинкина отобрали для отправки во Владивостокский музей 24 работы русских художников XVIII XX вв. Утвержденный Советом ГРМ список намеченных к передаче работ был отправлен в Москву 11 июня 1929 г. Однако в силу необъяснимых причин разрешение Главнауки на выдачу отобранных ГРМ работ последовало лишь 17 января 1930 г. В состав коллекции, переданной ГРМ Владивостокскому музею, входили работы известнейших русских художников: К.П. Брюллова «Голова апостола», И.К. Айвазовского «Восход солнца на Черном море», И.И. Левитана «Пустыня», четыре этюда В.В. Верещагина, Н. Рериха «Дорожка» и т.д. [2, он. 6, д. 808, л. 9 об.]. Согласно распоряжению руководства музея, предназначенная к отправке во Владивосток коллекция была дополнена 10 иконами.
В июне того же 1929 г. Государственная Третьяковская галерея отобрала и отправила во Владивосток 23 работы, среди них рисунки: И.Е. Репина «Портрет В. Серова», М. Врубеля «Летящий демон», К.П. Брюллова «Итальянское семейство», «Солдатвремен Кромвеля», В.М. Васнецова «Аленушка», И.И. Шишкина «Лес» ит.д. [3, л. 121].
Второй этап организации художественного отдела связан с масштабным пополнением коллекции созданного отдела, развертыванием постоянной экспозиции и началом активной выставочной деятельности. Второй этап начинается весной 1930 г. Находясь в очередной командировке в центре страны, A.A. Половинкин, имея ходатайство Далькрайоно о содействии начинанию заведующего Владивостокским государственным музеем, обратился в Главнауку с просьбой отобрать и выделить картины, необходимые для дальнейшего развития созданного отдела.
В соответствии с принятым постановлением коллегии Наркомпроса о скорейшем распределении из запасных фондов центральных музеев коллекций по областным музеям распоряжением зам. заведующего сектором Главнауки А. Вольтера от 9 мая предполагалось в первую очередь выделить коллекции для Владивостокского государственного музея, «как далее всех стоящему от центра и обслуживающего огромную область» [4, ф. 1, он. 5, д. 1039 (ч. 1), л. 291].
Произведения русского искусства, как и прежде, были выделены Государственной Третьяковской галереей, Государственным Русским музеем, а также Музеем Академии ху-
~^э) 14 @5=-"
дожеств. Находясь в Ленинграде, A.A. Половинкин на основании разрешения Главнауки от 13 июня 1930 г. отобрал в Художественном отделе ГРМ 6 картин русских художников: Ротари «Портрет Екатерины II», Репин «Портрет Галкина-Брасского», Фешина «Золотые волосы» и др. [5, оп.6, д. 808, л. 10].
Весомый вклад в пополнение художественного отдела внес Музей Академии художеств, из которого, согласно распоряжению Наркомпроса, 11 июля были выделены 5 картин, 4 скульптуры и 1 рисунок. Именно из академического музея происходят экспонаты, являющиеся сегодня лицом ПГКГ: Харламов «Русская девушка», Крюков «Геркулес бросает Ликаса в море» и скульптура Попова «Клеопатра» [3, л. 1].
Помимо ленинградских музеев, значительную роль в комплектовании коллекции русского искусства сыграла Государственная Третьяковская галерея. Переданная ГТГ в июле 1930 г. коллекция способна составить гордость любого художественного музея. Хронологический диапазон переданных работ широк: от XVIII в. до новейшей живописи начала XX в. Среди них: В.Л. Боровиковский «Портрет Рунича», А. Рокотов «Портрет Д.М. Голицина», А.Е. Егоров «Богоматерь», O.A. Кипренский «Портрет неизвестного»,
В.А. Тропинин «Портрет А.Ф. Зашеина», В.Д. Поленов «Троада», «Уголок Тивериады», И.И. Шишкин «В еловом лесу», Р. Фальк «Стволы», М. Шагал «Портрет брата Давида с мандолиной», Л. Попова «Конструкция». Всего 52 работы [1, л.27,28].
Отдел зарубежного искусства всегда занимает особое место в собрании любого провинциального музея. Эта особенность заключается в истории комплектования, в наличии картин всемирно признанных художников и первоклассных произведений малоизвестных художников. Коллекция была сформирована в 1930 г. в Москве и Ленинграде за счет произведений, выделенных из хранилищ ликвидированного Государственного музейного фонда, Музея изящных искусств, Музея новой западной живописи и Государственного Эрмитажа.
Согласно распоряжению Главнауки, для организации отдела иностранной живописи Владивостокского музея 12 июня 1930 г. Эрмитаж выделил 8 миниатюр и 28 работ итальянской, французской, голландской и др. школ западно-европейской живописи XVI -XIX вв.: Ф. Бассано «Благовестие пастухам», Панини «Пейзаж с развалинами», Роза да Тиволи «Козы», Ф. Милле «Пейзаж», Викторейнс «Оператор», Ровестейн «Мужской портрет» и др. [4, л. 355, 356].
Московский Музей изящных искусств отобрал коллекцию из 36 работ, в ее составе произведения крупнейших западно-европейских школ XIV XIX вв., особую ценность представляют: неизв. флорентийский художник XIV в. «Богоматерь с младенцем в пейзаже» (ГМФ, собр. Щекина), неизв. итальянский мастер XVI в. «Встреча Марии и Елизаветы» (ГМФ, из собр. Броккар), Л. Джордано «Аврора» (ГМФ, из собр. Миларадовича), Сальвиат-ти «Музыкант» (ГМФ, из Кремлевского дворца), копия с Беато Анджелико «Христос в виде странника у монахов-доминиканцев» (из основного собрания ГМИИ), К. Фабрициус «Молитва перед обедом» (ГМФ), Ш. Митуар «Портрет дамы с мальчиком», Нефе «Пир в готическом зале» и т.д. [3, л. 22, 23].
Работы, отобранные в музеях Москвы и Ленинграда весной-летом 1930 г., были доставлены во Владивосток в начале ноября 1930 г.
Вместе с тем необходимо сказать об особой роли сотрудников центральных музеев, пришедших на помощь заведующему Владивостокским государственным музеем. Ввиду ограниченного времени командировки A.A. Половинкин физически не мог выполнить весь объем работ, связанных с отбором и отправкой во Владивосток выделенных произведений. Особого упоминания заслуживают научно-технический сотрудник Государственного Русского музея А.Ф. Новомлинский и научно-технический сотрудник Государственной Третьяковской галереи А.Г. Догадин. Сведения о А.Ф. Новомлинском (1886-1953 гг.) говорят о нем как об удиви-
тельном человеке, всей душой преданном «служению искусству». Многие годы работая в ГРМ комендантом главного здания музея, А.Ф. Новомлинский, по свидетельствам современников, был «одним из тех сотрудников, без которых нельзя себе представить музей тех лет»: он «обладал всеми талантами высококвалифицированного музейного сотрудника и был рачительным хозяином <...> он успевал быть везде, сразу и без него не делалось ничего» [5, д. 13, л. 1, 4]. Еще со времени первого приезда в Ленинград A.A. Половинкин завязал теплые отношения с А.Ф. Новомлинским, видимо, это стало причиной оформления доверенности на имя А.Ф. Ново-млинского получить и отправить работы во Владивосток. Именно в Государственном Русском музее сосредотачивались работы, отобранные в ленинградских музеях.
В Москве решение вопросов с получением, упаковкой и отправкой выделенных работ взял на себя научно-технический сотрудник ГТГ А. Г. Догадин, также действовавший на основании доверенности A.A. Половинкина [3, л. 144].
По инициативе A.A. Половинкина, доставленные во Владивосток (из ГТГ и ГРМ) произведения русского искусства были впервые показаны зрителю на «Выставке картин Третьяковской галереи», открытой в помещении читальни музея с 20 ноября по 10 декабря 1930 г. Главной задачей выставки являлось «познакомить с ходом развития живописного мастерства в СССР с конца XVII века и до настоящего времени». Несмотря на то что «ни оповещений, ни особых реклам не было, выставка сразу же приобрела большой интерес». Об этом свидетельствует прежде всего количество людей, посетивших выставку. Так, за 16 рабочих дней выставку посетили около 4000 человек, что для Владивостока, как отмечает А. Половинкин, является очень значительной цифрой [6, л.21].
На основе переданных центральными музеями страны 197 произведений русского и западноевропейского искусства весной 1931 г. окончательно оформилась постоянная экспозиция художественного отдела. Экспозиция отдела состояла из отделений русской и иностранной живописи и размещалась в двух отдельных комнатах и частично на хорах.
К сожалению, активное развитие художественного отдела фактически остановилась с уходом из музея A.A. Половинкина.
В 1932 г. Александр Александрович навсегда уехал в Москву. В Москве A.A. Половинкин работал профессором Научно-методического института (1932 1933 гг.), профессором Геодезического института (1932 1936), а с 1934 по 1954 гг. работал в Москов-
ском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина (профессор, зав. кафедрой, декан географического факультета). Скончался 25.07.1955 г. в г. Ленинграде.
Таким образом, анализ мероприятий по организации и комплектованию фондов художественного отдела Владивостокского государственного музея показал, что усилиями A.A. Половинкина и коллектива научных сотрудников в период с 1929 1931 гг. зало-
жен фундамент коллекции отдела. Именно личная инициатива и налаженные контакты с руководством центральных музеев страны позволили A.A. Половинкину получить замечательные произведения русского и иностранного искусства, составляющие сегодня «золотой фонд» Приморской государственной картинной галереи.
Список литературы
1. Архив ПГОМ им. В.К. Арсеньева.
2. Ведомственный Архив Государственного Русского музея. Фонд ГРМ (1).
3. Архив Приморской государственной картинной галереи. П.1. «1930, 1931 - 1939 гг.».
4. Архив Государственного Эрмитажа . Ф . 1 .
5. ВАГРМ. Фонд ГРМ (1).
6. Фонды ПГОМ им. В.К. Арсеньева. МПК 17568.