Научная статья на тему 'Страховая защита сферы предпринимательской деятельности в зарубежных странах: историко-правовой аспект'

Страховая защита сферы предпринимательской деятельности в зарубежных странах: историко-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВАЯ ЗАЩИТА / РАЗВИТИЕ СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ / СТРАХОВАЯ ЗАЩИТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ / СТРАХОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / INSURANCE PROTECTION / DEVELOPMENT OF PROTECTION INSURANCE / INSURANCE PROTECTION OF ENTREPRENEURSHIP / FOREIGN PRACTICE OF INSURANCE DEFENSE / INSURANCE LAW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Ирина Николаевна

Статья посвящена изучению исторических этапов развития законодательного регулирования предпринимательской деятельности за рубежом. Рассматриваются зарубежные законодательные подходы к регулированию отношений, складывающихся в сфере страховой защиты субъектов предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Article is devoted to the study of historical stages of development of legislative regulation of business activities abroad. Discusses foreign legislative approaches to the regulation of relations in the field of insurance coverage businesses.

Текст научной работы на тему «Страховая защита сферы предпринимательской деятельности в зарубежных странах: историко-правовой аспект»

СТРАХОВАЯ ЗАЩИТА СФЕРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

РОМАНОВА Ирина Николаевна

Аннотация. Статья посвящена изучению исторических этапов развития законодательного регулирования предпринимательской деятельности за рубежом. Рассматриваются зарубежные законодательные подходы к регулированию отношений, складывающихся в сфере страховой защиты субъектов предпринимательства.

Annotation. The Article is devoted to the study of historical stages of development of legislative regulation of business activities abroad. Discusses foreign legislative approaches to the regulation of relations in the field of insurance coverage businesses.

Ключевые слова: страховая защита, развитие страховой защиты, страховая защита предпринимательства, зарубежная практика страховой защиты, страховое законодательство.

Keywords: insurance protection, development of protection insurance, insurance protection of en-trepreneurship, foreign practice of insurance defense, insurance law.

Несмотря на то, что рисковый характер предпринимательской деятельности всегда подразумевает интерес предпринимателей к защите связанных с ее осуществлением имущественных интересов, вопрос о моменте зарождения отношений по страхованию является весьма дискуссионным.

По мнению В.И. Серебровского, первые зачатки страхования встречаются в законах царя Хаммурапи, «устанавливающих нечто вроде взаимного страхования караванов вавилонских путешественников от вреда, причиняемого им нападением разбойников»1. Однако данный вывод следует из авторской трактовки отдельных положений этого документа, которые в самой работе им не приводятся. Обращение же к тексту данных законов показывает, что соответствующих норм они не содержат, если не считать упоминания о том, что при благоприятном стечении обстоятельств прибыль и убыток от отданного в порядке «товарищества» делится поровну (§ 99), а в случае, когда в пути враг заставил отдать все, что купец нес, он считался свободным от обязательств (§ 103)2.

В.К. Райхер, обосновывая глубокие исторические корни страхования, помимо прочего, упоминает закон Солона, который, «подтвер-

1 См.: Серебровский В.И. Очерки советского страхового права // Избранные труды. М. : Статут, 1997. С. 278.

2 См.: Законы вавилонского царя Хаммурапи. URL : http://www.hist.msu.ru /ER/Etext/hammurap.htm

ждая юридическую силу любых, не противных законам, постановлений, принимаемых разными публично-правовыми организациями и частными товариществами, упоминает среди них о товариществах, организуемых для совместной экспедиции - торговой или даже... пиратской»3. При этом автор признает, что сам закон упоминается Гаем в комментариях к законам XII таблиц.

Следует отметить, что К.Г. Воблый связывал с этим историческим периодом только зачатки личного страхования, ссылаясь на практику деятельности римских погребальных коллегий и отмечая, что для развития страхования в собственном смысле слова имеет значение тот период, когда страховые операции получили коммерческий характер4. По мнению некоторых специалистов, примитивное общество взаимного страхования представляла собой каждая христианская община (или «братство»). Однако с превращением христианства в государственную религию подобные формы взаимной поддержки прекратили самостоятельное существование, сохранившись в некоторых средневековых монашеских орденах и монастырях5.

Заслуживает внимания позиция А.И. Худякова, который, размышляя о глубоких исто-

3 Райхер К.В. Общественно-исторические формы страхования. М. ; Л. : АН СССР, 1947. С. 38.

4 См.: Воблый К.Г. Экономические основы страхования. Киев, 1915. С. 13.

5 Страховое право / под ред. В.В. Шахова, В.Н. Григорье-

ва, А.Н. Кузбагарова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. С. 13.

рических корнях страхования, сразу оговаривает, что понимает его в данном случае предельно широко как «защиту условий своего существования от возможных неблагоприятных последствий чего-либо»6. Тем самым автор обращает внимание на чрезвычайно важное обстоятельство, позволяющее сделать вывод о том, что определение истоков становления страхования предопределяется пониманием его сущности, его широкой или узкой трактовкой.

Проведенные исследования показывают, что страхование в Европе возникло не ранее XIII в. и было теснейшим образом связано с развитием торговли в итальянских республиках. Уровень развития этих отношений подтверждается принятием 21 октября 1369 г. генуэзским дожем Габриэле Адорно закона против злоупотреблений в страховании (найден в книге Diversorum Negotiorum Comunis Ianuae архива святого Георгия в Генуе). Наряду с этим, имеют место и более ранние свидетельства использования страхования для защиты интересов купцов. Уже в 1318 г. в торговых книгах компании Франческо дель Бене отражаются расходы на страхование товара в пути, а самый ранний полис страхования из числа дошедших до наших дней был выдан в Генуе в 1347 г. Существует упоминание контракта, подписанного во Фландрии 1 августа 1303 г., гарантировавшего выплату компенсации и делегировавшего ее третьим лицам. В период с 1435 по 1484 г. в Каталонии появились пять ордонансов, регламентировавших отдельные аспекты страхования, включая такие его нюансы, как основания для отказа в выплате страхового возмещения, ответственность за мошенничество. В то же время нельзя не признать отсутствие какого-либо упоминания страхования в основополагающих документах о морской торговле того времени, таких как Les rôles d'Oléron, являвшийся сводом законов, составленным в 1152 г. и в дальнейшем подвергавшийся изменениям, Consolato del mare, представлявший собой сборник «добрых морских обычаев» и состоявший из 287 статей, и др. Впрочем, о каждом из этих документов можно сказать, что они выросли из обычаев и торговых обыкновений, определявших отношения купцов.

6 См.: Худяков А.И. Теория страхования. М. : Статут, 2010.С. 10.

Первый английский статут, регулировавший морское страхование, был издан в 1601 г. Елизаветой I. Раскрывая сущность страхования, он давал характеристику страхового полиса как основания для того, чтобы «при потере или гибели какого-либо судна не производилось уничтожение какого-либо человека, а ущерб достаточно легко перекладывался на многих, вместо тяжелого бремени для нескольких человек, распределялись последствия происшествия скорее на них, чем на тех, кто допустил

7

это происшествие» .

В XVIII в. появились новые виды страхования, прежде всего страхования от огня, несмотря на продолжающееся доминирование морского страхования, а также развивались соответствующие страховые объединения, хотя их полноценная правовая регламентация не всегда обеспечивалась.

В 1765 г. в Пруссии был принят закон об устройстве в каждом округе Силезии союзов взаимного страхования скота. При этом обязанность осуществления страхования была возложена на всех владельцев рогатого скота в данном округе. В дальнейшем приоритет стал отдаваться частной инициативе, что привело к расширению видов страхования в этой части за счет страхования скота от рисков при перевозке, от рисков, которым скот подвержен на выставках, в случаях военных маневров и пр. Во Франции наряду с этим предпринимались попытки организации государственного страхования скота, в том числе посредством реализации предложенного в 1857 г. Наполеоном III проекта организации государственной Центральной кассы сельскохозяйственного страхования, но в конечном счете правительство ограничилось реализацией различных мер поддержки страховых объединений, признаваемых незаменимым условием процветания сельского хозяйства страны8. Поддержкой со стороны государства пользовались аналогичные объединения в Австрии, Бельгии и Болгарии.

В Германии и Франции в XVIII в. также возникла идея страхования от градобития, которая, впрочем, на территории последней получила меньшее развитие9. В 1749 г. в Лейпциге появился план учреждения страховой кассы

7 См.: Martin F. The history of Lloyd's and of marine insurance in Great Britain. L. : Macmillan and Co, 1876. P. 39-42.

8 См.: Воблый К.Г. Экономические основы страхования. С.343-344.

9 См.: Там же. С. 341.

против градобития, а в 1760 г. - проект государственного страхования от градобитий, хотя свое практическое воплощение эта форма защиты интересов сельхозпроизводителей нашла благодаря созданию сначала обществ взаимного страхования (Брауншвейгского, Меклен-бургского и пр.), затем акционерных страховых обществ (Кёльнского, Магдебургского и др.). Неудачи обществ взаимного страхования побудили правительство Баварии создать в 1884 г. государственное учреждение страхования от градобития, которое, однако, не получило монополии на осуществление страховых операций10.

Рост городов привел к появлению страхования стекол от повреждения и разбития в 1820-е гг. во Франции и Англии, а со второй половины XIX в. - в Германии, где появились общества специально для страхования стекол. При этом страховым случаем не признавалось повреждение стекла вследствие пожара или взрыва, слишком близкого к стеклам приближения ламп или газовых рожков, военных действий, нападения вооруженных сил, народных беспорядков или землетрясения.

Значительно позднее возникла практика страхования предпринимателей от хищений имущества. Первая попытка организации такого страхования была осуществлена в Англии в 1781 г., когда возникла идея учреждения специального общества страхования от краж. Однако она не была поддержана властями. Операции по данному страхованию начали вестись шотландским обществом лишь с 1889 г. Этому примеру последовали страховые компании Германии и Франции11.

Следует отметить, что в конце XIX в. появился прообраз страхования от перерыва в деятельности, к которому следует отнести, прежде всего, страхование от стачек, вызванное развитием рабочего движения. Попытки организации такого страхования на акционерных началах потерпели неудачу и были реализованы посредством создания общества работодателей для возмещения убытков от забастовок.

Не меньшее значение имело страхование от простоя квартир. При этом различалось страхование от простоя, вызванного пожаром, взрывом, а также страхование от простоя, обу-

10 См.: Воблый К.Г. Экономические основы страхования. С. 358.

11 Там же. С. 374.

словленного экономическими причинами, в частности, отсутствием спроса, несостоятельностью квартирантов и пр. Страхование производилось по двум системам: в первом случае домовладельцу возмещался известный процент потери квартирной платы, во втором - ответственность страховщика начиналась только после того, как эта потеря превышала заранее установленный предел убытка от простоя квартир. Единственной формой организации страхования в этом случае было взаимное страхование12.

В зарубежной практике к концу XIX в. также появились отдельные компании, принимавшие на себя страхование кредитных рисков, хотя первые неудачные попытки его осуществления предпринимались в Англии еще в конце XVIII в. Оно преимущественно охватывало сферу продажи товаров в кредит и могло осуществляться в отношении как всего товарооборота купца, так и отдельных его контрагентов. В первом случае английские страховые компании брали за основу показатели товарооборота и потерь купца за пять предыду-

13

щих лет .

К XIX в., ознаменовавшемуся процессом кодификации законодательства, в Западной Европе сложились две формы страхования: коммерческое и взаимное, в равной мере применявшиеся для защиты интересов бизнеса. Первое предполагало уплату страховой премии страховщику, для которого занятие данным видом деятельности было бизнесом. Второе, по сути, представляло собой разновидность товарищества, в котором каждый из участников одновременно является страховщиком и страхователем, не рассчитывая на извлечение для себя какой-либо прибыли из подобного объединения. Следы такого страхования на взаимных началах можно найти в Исландии, Англии, Испании и других странах уже в XIII в. Характерная особенность такого рода организаций заключалась в натуральном характере возмещения: потеря животного возмещалась или покупкой в складчину нового животного, или покупкой сообща у потерпевшего по особой расценке останков животного.

Очевидно, что качество страховой защиты во многом зависело от уровня развития зако-

12 Воблый К.Г. Экономические основы страхования. С. 381-383.

13 См.: Там же. С. 379-380.

нодательства. Первым кодифицированным актом, содержащим систематизированные положения о страховании, стал средневековый кодекс морского права Guidon de la mer, который, по мнению Ж.М. Пардессю, был подготовлен в Руане между 1556 и 1584 гг. Он послужил основой для разработки Ордонанса о морской торговле 1681 г., нормы которого, впрочем, распространялись только на страхование судов, товаров и других вещей, перевозимых морским и речным транспортом. Титул VI «О страховании» содержал 65 статей, которые раскрывали различные аспекты морского страхования: от определения его предмета и формы до выработки условий и реализации взаимных обязательств сторон. Особо оговаривались пределы ответственности страховщика, которые в значительной степени связывались с изменением маршрута следования судна, особенностями размещения на нем грузов и т. д. Устанавливались ограничения и в части использования договора страхования для защиты интересов купцов. Помимо традиционного запрета на страхование имущества на сумму, превышающую его стоимость, под угрозой недействительности договора, а иногда и телесных наказаний, запрещалось страховать будущий фрахт судов, ожидаемую выручку от товара, суммы, полученные по договору морского займа, прибыль с сумм, предоставленных взаймы14. В дальнейшем указанные положения послужили основой для соответствующих норм Французского торгового кодекса 1807 г., который, закрепляя положения о страховании, в основном имел в виду морское страхование, о чем свидетельствует структурное расположение соответствующих правовых норм, хотя эти положения за неимением иных использовались и при осуществлении иных видов страхования, условия которых преимущественно определялись соглашением между страхователем и страховщиком. Кодекс определял предмет и форму соглашения сторон, их взаимные обязательства, порядок определения страховой суммы и страховой премии (ст. 332-396). Несмотря на коммерческий характер морского страхования Французский торговый кодекс 1807 г. допускал уплату страховой премии не только в денежной форме, но и в виде любых вещей.

14 См.: Морской ордонанс 1681 г. // Коммерческий кодекс Франции : пер. с фр. / предисл., доп., коммент. В.Н. Захватаев. М. : Волтерс Клувер, 2008. С. 1152-1157.

Гражданский кодекс Франции 1804 г., не без основания считавшийся в свое время самой совершенной кодификацией в сфере частного права, отношения по страхованию не регламентировал, хотя упоминал договор страхования среди рисковых сделок (ст. 1964).

Бессистемность страхового законодательства, характерная для всех стран Западной Европы, в ряде государств, в частности во Франции и странах, в той или иной мере воспринявших французское законодательство в силу различных исторических причин, усугублялась явными пробелами в правовом регулировании, которые постепенно восполнялись посредством принятия отдельных законов о страховании либо дополнения Торгового кодекса. Во Франции активная работа в этом направлении началась только в 1930-е гг., когда был принят закон, регламентировавший наземное страхование15. Он включал в себя 84 статьи, содержавшие общие положения о страховании, а также нормы, определявшие особенности страхования имущества от несчастных случаев, включая страхование от пожара (ст. 40-45), страхование скота и страхование от градобития (ст. 46-49), страхование ответственности (ст. 50-53).

Бельгийский законодатель пошел по другому пути, дополнив Торговый кодекс 1807 г.16 в 1874 г. титулом X, содержавшим общие положения о договоре страхования, а также титулом XI, регламентировавшим особенности страхования от огня, страхование посевов и личное страхование17. Следует отметить, что на основе бельгийского закона 1874 г. позднее были разработаны положения Закона Османской империи о страховых компаниях 1905 г., где преимущественно рассматривались вопросы страхования имущества, включая морское страхование. Положения мусульманского права в нем фактически не нашли отражения. При этом вопрос о легитимности страхования с точки зрения шариата неизбежно возникал, когда тот или иной вопрос, связанный со страховой деятельностью, рассматривался мусульманским судом, который нередко признавал заключенный договор недей-

15Cm.: Loi du 13 juillet 1930 relative au contratd'assurances. URL : http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k65337722/f1.image

16 Cm.: Code de commerce:10 septembre 1807. URL : http:// www.ejustice.just.fgov.be/loi/loi.htm

17 Cm.: Loicontenant les titres X et XI, livre I-er, du code de

commerce, 11 juin 1874. URL : http://www.ejustice.just.fgov.

be/loi/loi.htm

ствительным на том основании, что он противоречит мусульманскому праву.

Достаточно своеобразно вопросы правового обеспечения страховой защиты бизнеса решались в немецких государствах, которые в течение довольно длительного времени ограничивались разработкой страховых уставов. В 1727 г. устав, регламентировавший морское страхование, появился в Пруссии, в 1734 г. - в Гамбурге. При этом Гамбургские полисные условия морского страхования (Seeversicherungsbedingungen), меняя время от времени свою редакцию (1785, 1800, 1847, 1852), не только вытеснили соперничающие с ними страховые условия других германских портов и превратились, таким образом, в общегерманские правила морского страхования, но и получили широкое распространение на мировом страховом рынке, конкурируя с английскими правилами страхования18.

Законодательное регулирование в этой сфере существенно запаздывало. Прусское земское право 1794 г., содержавшее целый ряд положений о страховании (ст. 1934-2358 разд. 13, титула VIII ч. II), отличалось значительной казуи-стичностью. Попытки законодательного урегулирования этих отношений предпринимались также в Баварии, где предполагалось включить соответствующие нормы в гражданское уложение. Вопреки ожиданиям не нашли отражения положения о договоре страхования ни в Общегерманском торговом уложении 1861 г., ни в Германском торговом уложении 1897 г.19

Существующий пробел был восполнен принятием Закона о страховании 1908 г., призванного урегулировать отношения между

20

страховыми компаниями и страхователями . Он предусматривал возможность страхования имущества, в том числе от огня (§ 81-107), градобития (§ 108-115), страхование скота (§ 116-128), страхование грузов (§ 129-148), страхование ответственности (§ 149-158). В последующем данный закон неоднократно пересматривался и дополнялся, а в 2008 г. был кардинально реформирован21.

18 См.: Райхер В.К. Общественно-исторические формы страхования. С. 103.

19 См.: Германское торговое уложение 10 мая 1897 года : первая, вторая и третья книги / пер. с нем., под ред. В.А. Краснокур-ского. М., 1914.

20 См.: Gesetz über den Versicherungsvertrag, 1908. URL : https:// www.umwelt-online.de/recht/allgemei/wirtschaft/vertrag/ vvgz1908.htm

21 См.: Gesetz über den Versicherungsvertrag. URL : http:// www.gesetze-im-internet.de/bundesrecht/vvg_2008/gesamt.pdf

Итальянский торговый кодекс 1865 г., разработанный под явным влиянием Французского торгового кодекса 1807 г., включал ряд статей (ст. 446-462), посвященных морскому страхованию22, однако уже в 1882 г. новый Торговый кодекс с учетом потребностей бизнеса посвятил континентальному страхованию титул XIV первой книги, первая глава которого содержала общие положения, касающиеся всех видов страхования (ст. 417-422), вторая -нормы, закрепляющие особенности имущественного страхования в целом и его отдельных разновидностей, в том числе страхования от повреждений (ст. 423-448). Отмена Итальянского торгового кодекса в 1942 г. повлекла включение положений о страховании в гл. ХХ Гражданского кодекса Италии от 16 марта 1942 г. № 26223, закрепившую общие положения о договоре (ст. 1881-1903), основные характеристики имущественного и личного страхования и перестрахования (ст. 1904-1931), а также принятие ряда специальных законов, регламентирующих деятельность страховых компаний и закрепляющих отдельные виды страхования. Примером последнего является Закон от 24 декабря 1969 г. об обязательном страховании гражданской ответственности, вытекающей из использования моторных транс-

24

портных средств и судов .

В Нидерландах принятый в 1838 г. Торговый кодекс25 не только устанавливал общие положения о договоре страхования (ст. 246286), но и регулировал отдельные виды страхования, включая страхование от огня (ст. 287298), страхование от рисков, которым подвержено сельское хозяйство (ст. 298-301). При этом нормы о морском страховании и страховании на транспорте были отнесены к разделу, регулирующему вопросы морской торговли (ст. 592-695).

По такому же пути пошел испанский законодатель, пересмотрев в 1886 г. положения Торгового кодекса 1829 г. и существенно рас-

22 См.: Зарудный С. Торговое уложение Итальянского Королевства и русские торговые законы. Опыт сравнительного изучения системы законодательств. СПб. : Тип. 2 Отд. собств. е. и. в. канцелярии, 1870.

23 См.: CodiceCivileItaliano, 16 marzo 1942. N 262. URL : http://www.jus.unitn.it/cardo-zo/obiter_dictum/codciv/Codciv.htm

24 См.: La legge 24 dicembre 1969. N 990. Assicurazione obbligatori adella responsabilita civile derivante dallacircolazione veicoli a motore e deinatanti. URL : http://www.consap.it/$Consap Resources/documenti/fondi-e-attivita/FGVS/L-990-19691224.pdf

25 См.: Wetboek van koophandel. 1838. URL : http://www.

dna.sr/media/20530/wetboek_van _koоphandel .pdf

ширив содержавшиеся в нем положения о наземном страховании (ст. 417-425), изначально обособленные от положений о морском страховании (ст. 840-929)26. Торговый кодекс 1886 г. уже содержал общие положения о договоре страхования (ст. 380-385), регламентировал страхование от огня (ст. 386-415), страхование имущества, перевозимого по внутренним путям сообщения (ст. 432-437), а в ст. 438 оговаривалась возможность существования иных видов страхования. Постановления, касающиеся морского страхования, вновь были отнесены к разделу, регулирующему вопросы морской торговли (ст. 737-805).

Вопросы наземного страхования стали достаточно рано регулироваться и в Португалии, где они также были сначала включены в Торговый кодекс 1832 г., а затем развиты в Торговом кодексе 1888 г.27, содержавшем как общие положения о страховании (ст. 425-431), так и нормы об отдельных его видах, в том числе о страховании рисков, связанных с потерей имущества, урожая, транспорта (ст. 432-454), а также о морском страховании (ст. 595-625).

В Австро-Венгрии сложилась парадоксальная ситуация, когда пробелы правового регулирования страховых отношений в торговых законах Австрии восполнялись Венгерским торговым уложением 1875 г., титул VII ч. II которого содержал положения, определяющие деятельность страховых организаций (ст. 453-462) и закреплял правила осуществления имущественного страхования (ст. 463497), включая страхование от огня (ст. 488491), от градобития (ст. 492), транспортное страхование (ст. 493-497), а также перестрахование (ст. 508-514). Упоминание последнего для того времени было явлением уникальным, поскольку в иных законодательных актах либо не содержалось упоминания о данном виде страхования, либо законодатель ограничивался упоминанием возможности страхования интереса страховщика в ненаступлении для него обязанности по осуществлению страховой выплаты. Положений о морском страховании данный документ по понятным причинам не содержал.

26 Cm.: Codigo de comercioespaña. 1829. URL : http://fama2. us.es/fde/ocr/2006/ codigoDeComercio1829.pdf

27 Cm.: Código comercial portugués. 1888. URL : http:// www. dgpj .mj .pt/ sections/leis-da-justica/pdf-ult/ sections/leis-da-justica/pdf-ult/codi-comercial-de-1888/downloadFile/file/CodCo-mercial.pdf? nocache=1188821262.8

В Швейцарии был принят федеральный

28

закон о договоре страхования , который, закрепляя общие положения о данном виде обязательства, регламентировал также вопросы страхования от огня (ст. 63), страхования на случай банкротства (ст. 55), страхования ответственности (ст. 59-60). При этом в ст. 64 указанного закона признавались правомерными и иные виды страхования, включая страхование грузов, будущей прибыли и др. Следует отметить, что законодатель не посчитал необходимым включить соответствующие положения в пятую часть Гражданского кодекса Швейцарии 1911 г., посвященную обязатель-

29

ствам , и ограничился отсылками к указанному закону (ст. 520, 841).

Полноценный Акт о морском страховании, ставший результатом общения около 2 тыс. судебных решений, был принят в Великобритании лишь в 1906 г.30 и дополнен Актом 1909 г. При этом форма полиса, являющаяся приложением к акту, была заимствована из практики «Ллойдз». Следует подчеркнуть, что положения о морском страховании были распространены на другие виды страхования. Большое значение для обеспечения страховой защиты бизнеса имело принятие Закона о гарантиях компаниям 1909 г.31, который закреплял возможность страхования гражданской ответственности и страхования от огня. Позже он был дополнен Актом о страховании 1936 г.32, который, определив правовые основы деятельности страховых компаний, существенно расширил перечень видов страхования.

В США прецедентная практика в сфере страхования сначала вытеснялась уставами страховых компаний, которые должны были получить одобрение законодательного органа штата. Устав первой Страховой компании Северной Америки был одобрен уже в 1794 г. Постепенно на смену этой практике пришло полноценное законодательное регулирование, которое до сих осуществляется каждым шта-

28 Cm.: Loi fédérale sur le contrat d'assurance édition. 2 avril 1908. URL : https://www.admin.ch/opc/fr/classified-compilation/ 19080008/index.html

29 Cm.: Loi fédérale complétant le Code civil Suisse (Livre cinquième: Droit des obligations) du 30 mars 1911. URL : https:// www.admin.ch/opc/fr/classified-compilation/19110009/index.html

30 Cm.: Marine Insurance Act. 1906. URL : http://www. legislation.gov.uk/ukpga/Edw7/6/41/ data.pdf

31 Cm.: Assurance Companies Act. 1909. URL : http://www. irishstatutebook.ie/eli/1909/ act/49/ section/36/enacted/en/html

32 Cm.: Insurance Act. 1936. URL : http://www. irishstatutebook.ie/eli/1936/act/45/enacted/ en/print

том самостоятельно и нередко принимает форму кодекса33. Законодательное регулирование страховой деятельности на федеральном уровне осуществляется только в случаях, когда законодательство штатов оказывается не способным своевременно решить актуальные вопросы развития страховой отрасли.

С развитием экономики, появлением новых рисков для бизнеса стали появляться все новые разновидности страхования. В подобных случаях законодатель, как правило, шел по пути принятия специальных законов в дополнение к положениям, содержащимся в торговых кодексах. Так, в Бельгии был принят Закон о предотвращении пожаров и взрывов, а также обязательном страховании гражданской ответственности в этих обстоятельствах от 30 июля 1979 г., Закон об обязательном страховании гражданской ответственности в отношении автотранспортных средств от 21 ноября 1989 г., Закон по наземному страхованию от 25 июня 1992 г.

Осознание потенциальной угрозы атомной энергетики побудило некоторые государства принять меры по страхованию возможного ущерба от эксплуатации ядерных установок и использования радиоактивных материалов. При этом в бельгийском Законе о гражданской ответственности в области ядерной энергетики от 22 июля 1985 г. оговорено, что в случае отсутствия на рынке предложений по страхованию предусмотренных данным законом рисков, оператор ядерной установки может просить государство предоставлять гарантию на выплату

34

компенсации для покрытия этих рисков .

В условиях, когда источником новых угроз стал терроризм, возник вопрос о возможности законодательного обеспечения страхования подобных рисков. Примером положительного решения этой проблемы стало принятие в Бельгии Закона о страховании от ущерба, причиненного терроризмом, от 1 апреля 2007 г.35, который предусматривает возмещение затрат на восстановление имущества, пострадавшего от теракта.

33 Cm.: California insurance code. URL : http://www.leginfo. ca.gov/.html/ins_table_of_ contents.html ; Delaware Code: Title 18 Insurance Code. URL : http://delcode.delaware.gov/title18/ title18.pdf

34 Cm. : Loi sur la responsabilité civile dans le domaine de l'énergie nucléaire. 22 juillet 1985. URL : http://www.ejustice.just. fgov.be/cgi_loi/change_lg.pl?language=fr&la=F&cn=1985072232&t able_name=loi

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 Cm.: Loi relative à l'assurancecontre les dommagescausés

par le terrorisme. 1 avril 2007. URL : http://www.ejustice.just.fgov. be/cgi_loi/change_lg.pl?language=fr&la=F&table_name =loi&cn=

2007040151

В ряде стран Западной Европы наблюдается тенденция к обособлению и последующей кодификации норм о страховании. Начало этой практике положила Франция, где в 1976 г. был принят Страховой кодекс, представляющий собой собрание и методическую классификацию всех положений, касающихся страхования, в том числе содержания и порядка заключения договора страхования, особенностей и видов обязательного страхования, статуса страховых компаний и страховых посредников. В Испании положения о страховании были исключены из Торгового кодекса с принятием Закона о договоре страхования от 8 октября 1980 г.36, который достаточно подробно урегулировал не только общие вопросы, связанные с заключением и исполнением договора страхования, но и определил особенности имущественного страхования, включая страхование от огня (ст. 45-49), от хищения (ст. 5053), страхование наземного транспорта (ст. 5462), страхование упущенной выгоды (ст. 6367), страхование риска неисполнения обязательства по договору (ст. 68), страхование на случай несостоятельности (ст. 69-72), страхование ответственности (ст. 73-76), страхование судебных издержек (ст. 76-76g), перестрахование (ст. 77-9).

По тому же пути пошел законодатель в Бельгии, где был принят Закон о страховании от 4 апреля 2014 г.37, представляющий собой полноценный кодифицированный акт, состоящий из 353 статей, содержащих не только общие положения о страховании, но и детально регламентирующих такие значимые для бизнеса виды страхования, как страхование имущества, включая страхование его от пожара, стихийных бедствий, страхование урожая, кредитов и поручительств; страхование ответственности.

Проведенное исследование историко-правового аспекта страховой защиты сферы предпринимательской деятельности позволяет сделать вывод о том, что о глубоких исторических корнях страховой защиты бизнеса можно говорить только при предельно широком толковании страхования как особой формы взаимопомощи, что, как представляется, не вполне

36 Cm.: Ley 50/1980, de 8 de octubre, de Contrato de Seguro. URL : http://noticiasjuridicas. com/base_datos/Privado/l50-1980.html

37 Cm.: Loi relative aux assurances. 4 avril 2014. URL : http://www. ejustice.just.fgov.be/cgi_loi/change_lg.pl?language=fr& la=F&cn=2014040423&table name=loi

соответствует экономической и правовой природе страхования. Можно говорить, что страхование в Европе возникло не ранее XIII в., когда эти отношения получили институциональную основу и соответствующее правовое обеспечение.

В свою очередь развитие правового обеспечения страховой защиты бизнеса на совре-

менном этапе обусловлено, с одной стороны, необходимостью нормативной регламентации страхования от новых рисков, связанных с эксплуатацией ядерных установок и использованием радиоактивных материалов, ростом терроризма и т. п., а с другой - тенденцией к обособлению и последующей кодификации норм о страховании.

Библиографический список

1. Воблый, К.Г. Экономические основы страхования. - Киев, 1915. - 401 с.

2. Германское торговое уложение 10 мая 1897 года : первая, вторая и третья книги / пер. с нем., под ред. В.А. Краснокурского. - М., 1914. - 132 с.

3. Законы вавилонского царя Хаммурапи [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.hist.msu.ru /ER/Etext/hammurap .htm

4. Зарудный, С. Торговое уложение Итальянского Королевства и русские торговые законы. Опыт сравнительного изучения системы законодательств. - СПб. : Тип. 2 Отд. собств. е. и. в. канцелярии, 1870. - 272 с.

5. Морской ордонанс 1681 г. // Коммерческий кодекс Франции : пер. с фр. / предисл., доп., коммент. В.Н. Захватаева. - М. : Волтерс Клувер, 2008. - 1272 с.

6. Райхер, К.В. Общественно-исторические формы страхования. - М. ; Л. : АН СССР, 1947.

7. Серебровский, В.И. Очерки советского страхового права // Избранные труды. - М. : Статут, 1997.

8. Страховое право / под ред. В.В. Шахова, В.Н. Григорьева, А.Н. Кузбагарова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

9. Худяков, А.И. Теория страхования. - М. : Статут, 2010. - 656 с.

10. ^digo de comercioespana. 1829 [Electronic resource]. - Mode of access : http://fama2.us.es/ fde/ocr/2006/ codigoDeComercio1829.pdf

11. Assurance Companies Act. 1909 [Electronic resource]. - Mode of access : http:// www. irishstatutebook.ie/eli/1909/ act/49/ section/36/enacted/en/html

12. California insurance code [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.leginfo.ca.gov/. html/ins_table_of_ contents.html

13. Delaware Code: Title 18 Insurance Code [Electronic resource]. - Mode of access : http:// delcode.delaware.gov/title18/ title18.pdf.

14. Code de commerce: 10 septembre 1807 [Electronic resource]. - Mode of access : http:// www.ejustice.just.fgov.be/loi/loi.htm

15. CodiceCivileltaliano, 16 marzo 1942. N 262 [Electronic resource]. - Mode of access : http:// www.jus.unitn.it/cardo-zo/obiter_dictum/codciv/Codciv.htm

16. Codigo comercial portugues. 1888 [Electronic resource]. - Mode of access : http://www. dgpj.mj.pt/ sections/ leis-da-justica/ pdf-ult/ sections/ leis-da-justica/ pdf-ult/ codi-comercial-de-1888/ downloadFile/file/CodCo-mercial .pdf?nocache=1188821262.8

17. Gesetz über den Versicherungsvertrag, 1908 [Electronic resource]. - Mode of access : https://www.umwelt-online.de/recht/allgemei/wirtschaft/vertrag/vvgz1908.htm

18. Gesetz über den Versicherungsvertrag [Electronic resource]. - Mode of access : http://www. gesetze-im-internet.de/bundesrecht/vvg_2008/gesamt.pdf

19. Insurance Act. 1936 [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.irishstatutebook. ie/eli/1936/act/45/enacted/ en/print

20. La legge 24 dicembre 1969. N 990. Assicurazione obbligatori adella responsabilita civile derivante dallacircolazione veicoli a motore e deinatanti [Electronic resource]. - Mode of access : http://www. consap.it/$ConsapResources/documenti/fondi-e-attivita/FGVS/L-990-19691224.pdf

21. Ley 50/1980, de 8 de octubre, de Contrato de Seguro [Electronic resource]. - Mode of access : http: //noticias .j uridicas. com/base_datos/Privado/l50-1980.html

22. Loi du 13 juillet 1930 relative au contratd'assurances [Electronic resource]. - Mode of access : http : //gallica.bnf.fr/ark :/12148/bpt6k65337722/f1.image

23. Loi fédérale complétant le Code civil Suisse (Livre cinquième: Droit des obligations) du 30 mars 1911 [Electronic resource]. - Mode of access : https://www.admin.ch/opc/fr/classified-compilation/ 19110009/index.html

24. Loi fédérale sur le contrat d'assurance édition. 2 avril 1908 [Electronic resource]. - Mode of access : https://www.admin.ch/opc/fr/classified-compilation/19080008/index.html

25. Loi relative à l'assurancecontre les dommagescausés par le terrorisme. 1 avril 2007 [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.ejustice.just.fgov.be/cgi_loi/change_lg.pl?language=fr&la=F& table_name =loi&cn= 2007040151

26. Loi relative aux assurances. 4 avril 2014 [Electronic resource]. - Mode of access : http://www. ejustice.just.fgov.be/cgi_loi/change_lg.pl?language=fr&la=F&cn=2014040423&table_name=loi

27. Loi sur la responsabilité civile dans le domaine de l'énergie nucléaire. 22 juillet 1985 [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.ejustice.just.fgov.be/cgi_loi/change_lg.pl?language=fr&la= F&cn=1985072232&table_name=loi

28. Loicontenant les titres X et XI, livre I-er, du code de commerce, 11 juin 1874 [Electronic resource]. -Mode of access : http://www.ejustice.just.fgov.be/loi/loi.htm

29. Marine Insurance Act. 1906 [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.legislation.gov. uk/ukpga/Edw7/6/41/ data.pdf

30. Martin, F. The history of Lloyd's and of marine insurance in Great Britain. - L. : Macmillan and Co, 1876.

31. Wetboek van koophandel. 1838 [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.dna.sr/media/ 20530/wetboek_van _koophandel.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.