Научная статья на тему 'Сравнительно-правовой анализ правового регулирования деликтного обязательства при дорожно-транспортном происшествии в Евразийском экономическом союзе'

Сравнительно-правовой анализ правового регулирования деликтного обязательства при дорожно-транспортном происшествии в Евразийском экономическом союзе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
287
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕЛИКТНОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / TORT LIABILITY AT A ROAD TRAFFIC ACCIDENT / COMPULSORY INSURANCE OF THE CIVIL LIABILITY OF VEHICLE OWNERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лазарев Андрей Иванович

В статье проводится сравнительно-правовой анализ правового регулирования деликтного обязательства при дорожно-транспортном происшествии в Евразийском экономического союзе с целью выявления общих черт и поиска путей оптимизации российского законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article conducts the ratherlegal analysis of legal regulation of tort liability at a road traffic accident in the Eurasian Economic Union for the purpose of identification of common features and search of ways of optimization of the Russian legislation.

Текст научной работы на тему «Сравнительно-правовой анализ правового регулирования деликтного обязательства при дорожно-транспортном происшествии в Евразийском экономическом союзе»

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЛИКТНОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

ЛАЗАРЕВ Андрей Иванович

Аннотация. В статье проводится сравнительно-правовой анализ правового регулирования деликтного обязательства при дорожно-транспортном происшествии в Евразийском экономического союзе с целью выявления общих черт и поиска путей оптимизации российского законодательства.

Annotation. The article conducts the rather- legal analysis of legal regulation of tort liability at a road traffic accident in the Eurasian Economic Union for the purpose of identification of common features and search of ways of optimization of the Russian legislation.

Ключевые слова: деликтное обязательство при дорожно-транспортном происшествии, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

Keywords: tort liability at a road traffic accident, compulsory insurance of the civil liability of vehicle owners.

С целью обеспечить единую и более эффективную организационно-правовую основу для функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана 18 ноября 2011 г. президенты государств-членов утвердили Декларацию о Евразийской экономической интеграции1, на основании которой между Россией, Беларусью и Казахстаном в 2015 г. был создан Евразийский экономический союз (далее -ЕАЭС), открытый для присоединения других заинтересованных государств. Принципиальное значение имеет то, что, в отличие от СНГ, государства - члены будущего ЕАЭС используют для развития интеграции наднациональные механизмы, предполагающие совместное делегирование ими полномочий единым органам управления. Согласно Декларации о Евразийской экономической интеграции одно из ее главных направлений - «совершенствование

и развитие наднациональных институтов». В связи с этим одновременно с принятием декларации президентами России, Беларуси и Казахстана были приняты документы, учреждающие единый регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического

1 Декларация от 18 ноября 2011 г. «О евразийской экономической интеграции». URL : http://www.kremlin.ru/supplement/1091 (дата обращения: 09.04.2016).

пространства - Евразийскую экономическую комиссию, к которой с 2012 г. перешли полномочия бывшей Комиссии Таможенного союза2.

Республики Беларусь, Казахстан и Российская Федерация 29 мая 2014 г. заключили договор о ЕАЭС3, 10 октября 2014 г. к ЕАЭС присоединилась Республика Армения4, а 23 декабря 2014 г. - Кыргызская Республика5.

Возмещение вреда при дорожно-транспортном происшествии в государствах ЕАЭС регулируется гражданскими кодексами и совокупностью законов об обязательном страховании гражданской ответственности: перевозчика перед пассажирами и владельцев транспортных средств.

В соответствии с п. 4 протокола о скоординированной (согласованной) транспортной политике (Приложение № 24 к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 г.) международные автомо-

2 Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование : моногр. / В.А. Жбанков [и др.] ; отв. ред. С.Ю. Кашкин. М. : Проспект, 2015. С. 201-202.

3 Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. URL : https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0043610/itia_ 05062014 (дата обращения: 09.04.2016).

4 Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (подписан в г. Минске 10 октября 2014 г.). URL : http://eaeunion. org/upload/iblock/348/2014_1 .pdf (дата обращения: 09.04.2016).

5 Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (подписан в г. Москве 23 декабря 2014 г.). URL : http://eaeunion. org/upload/iblock/3 55/2014_3 .pdf (дата обращения: 09.04.2016).

бильные перевозки грузов, выполняемые перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов, осуществляются на безразрешительной основе: между государством-членом, на территории которого перевозчики зарегистрированы, и другим государством-членом; транзитом через территории других государств-членов; между другими государствами-членами.

Высшим советом ЕАЭС 8 мая 2015 г. была принята «Программа поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств - членов Евразийского экономического союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства - члена Евразийского экономического союза, на период с 2016 по 2025 годы».

В г. Саратове 13 января 1999 г. Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан подписали Соглашение об обязательном страховании пассажиров при международных автомобильных перевозках6. Согласно информации депозитария документ вступил в силу 3 октября 2000 г. в Республике Армения, Республике Беларусь и Республике Таджикистан7. Россия вышла из Соглашения 25 августа 2014 г.8. Согласно ст. 3 данного Соглашения выполнение международных автомобильных перевозок пассажиров без заключения перевозчиком со страховщиком договора обязательного страхования пассажиров от несчастных случаев во время международной перевозки не допускается. Обязательное страхование пассажиров от несчастных случаев при международных перевозках осуществляется путем заключения со-

6 Соглашение об обязательном страховании пассажиров при международных автомобильных перевозках (заключено в г. Саратове 13 января 1999 г.). // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. № 1 (31). С. 129-141.

7 Соглашение об обязательном страховании пассажиров при международных автомобильных перевозках (заключено в г. Саратове 13 января 1999 г.). URL : http://cis.minsk.by/reestr /ru/index.html#reestr/view/summary?doc=867 (дата обращения: 24.01.2016).

8 Распоряжение Правительства РФ от 19 августа 2014 г.

№ 1571-р «О направлении уведомления о намерении Российской

Федерации не становиться участником Соглашения об обяза-

тельном страховании пассажиров при международных автомо-

бильных перевозках, подписанного в г. Саратове 13 января

1999 г.» // СПС «КонсультантПлюс».

ответствующих договоров между страховщиком и перевозчиком в порядке, предусмотренном национальным законодательством сторон.

В ст. 70 Договора о ЕАЭС указывается одна из целей согласованного регулирования финансовых рынков государств-членов в рамках ЕАЭС: углубление экономической интеграции государств-членов с целью создания в рамках ЕАЭС общего финансового рынка и обеспечения недискриминационного доступа на финансовые рынки государств-членов.

В соответствии со ст. 103 Договора о ЕАЭС для достижения целей, изложенных в п. 1 ст. 70 этого Договора, государства - члены ЕАЭС к 2025 г. осуществят гармонизацию своего законодательства в сфере финансового рынка в соответствии с международным договором в рамках ЕАЭС и Протоколом по финансовым услугам.

В ст. 3 Приложения № 17 к Договору о ЕАЭС раскрывается определение общего финансового рынка как финансового рынка государств-членов, который соответствует следующим критериям: гармонизированные требования к регулированию и надзору в сфере финансовых рынков государств-членов; взаимное признание лицензий в банковском и страховом секторах, а также в секторе услуг на рынке ценных бумаг, выданных уполномоченными органами одного государства-члена, на территориях других государств-членов; осуществление деятельности по предоставлению финансовых услуг на всей территории ЕАЭС без дополнительного учреждения в качестве юридического лица; административное сотрудничество между уполномоченными органами государств-членов, в том числе путем обмена информацией.

Согласно ст. 4 Приложения №17 к Договору о ЕАЭС каждое государство - член ЕАЭС предоставляет поставщикам финансовых услуг (юридическим лицам других государств-членов) национальный режим и режим наибольшего благоприятствования в отношении оказания самостоятельно, через посредника или в качестве посредника в соответствии с условиями, указанными в индивидуальных национальных перечнях государств-членов в Приложении № 1 к Протоколу № 17 к Договору о ЕАЭС, с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена страхования рисков, относящихся к международным морским перевозкам и коммерческим воздушным

перевозкам, коммерческим космическим запускам и фрахту (включая спутники), в отношении которых такое страхование затрагивает полностью или частично транспортируемые товары, транспортные средства, перевозящие товар, и гражданско-правовую ответственность, возникающую в связи с перевозкой. Гармонизация конкретных требований к осуществлению деятельности на финансовых рынках государств-членов должна осуществляться при условии, что сохраняющиеся различия не будут препятствовать эффективному функционированию в рамках ЕАЭС общего финансового рынка. Ограничения отмечаются в Приложении № 1 к Протоколу по финансовым услугам к Договору о ЕАЭС.

Международные автомобильные перевозки пассажиров между государствами - членами ЕАЭС будут по-прежнему регулироваться двусторонними международными соглашениями об автомобильном сообщении9, такими как Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о международном автомобильном сообщении от 15 апреля 2003 г.10, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Кыргызской Республики

0 международном автомобильном сообщении11 от 16 апреля 2002 г. и др.

Возмещение вреда при дорожно-транспортном происшествии на территории ЕАЭС регулируется нормами гражданских кодексов, устанавливающих ответственность без вины для юридических лиц и граждан, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (Республика Казахстан (согласно ст. 931 ГК Республики Казахстан от

1 июля 1999 г.)12), использующих транспортные средства (Кыргызская Республика (согласно ст. 1007 ГК Кыргызской Республики от 5 января 1998 г.)13, Республика Армения

9 Невский А. Актуальные вопросы Евразийского экономического союза. 2015 // СПС «КонсультантПлюс».

10 Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о международном автомобильном сообщении (заключено в г. Омске 15 апреля 2003 г.) // Бюллетень международных договоров. 2006. № 12. С. 17-24.

11 Соглашение между Правительством РФ и Правительством Кыргызской Республики о международном автомобильном сообщении (заключено в г. Москве 16 апреля 2002 г.) // Бюллетень международных договоров. 2003. № 6. С. 56-60.

12 Гражданский кодекс Республики Казахстан от 1 июля 1999 г. URL : http://online.zakon.kz/document/?doc_id=1013880 (дата обращения: 09.04.2016).

13 Гражданский кодекс Кыргызской Республики от 5 января 1998 г. URL : http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/5 (дата обращения: 09.04.2016).

(согласно ст. 972 ГК Республики Армения от 28 июля 1998 г.)14, Республика Беларусь (согласно ст. 948 ГК Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.)15, Российская Федерация (согласно ст. 1079 ГК РФ от 26 января 1996 г.)16), если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Также в настоящее время обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств действует во всех странах ЕАЭС.

В ст. 4 Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года подчеркивается, что решение задачи интеграции с международным транспортным пространством в рамках Единого экономического пространства, а также в рамках СНГ, Шанхайской организации сотрудничества, Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, Организации Черноморского экономического сотрудничества и сотрудничества с Европейским союзом предусматривает гармонизацию транспортного законодательства Российской Федерации с международными нормами, а также с транспортным законодательством Республики Беларусь и Республики Казахстан в рамках Единого экономического пространства; гармонизацию нормативно-правового регулирования транспортной деятельности, унификацию технических стандартов и транспортных технологий

с государствами, участвующими в цепях поставок внешнеторговых и транзитных грузов, проходящих через территорию РФ; унификацию условий обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами и владельцев транспортных средств перед третьими лицами17.

Две страны ЕАЭС состоят в международной системе автострахования «Зеленая карта»: Республика Беларусь (с 2002 г.), Российская Федерация (с 2009 г.)18. Возмещение вреда при

14 Гражданский кодекс Республики Армения от 28 июля 1998 г. URL : http://www.parliament.am/law_docs/050598HO239rus. html?lang=rus#60-1 (дата обращения: 09.04.2016).

15 Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. URL : http://etalonline.by/?type=text&regnum=HK9800218 #load_text_none_1_ (дата обращения: 09.04.2016).

16 Гражданский кодекс РФ от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (часть вторая) // СПС «КонсультантПлюс».

17 Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р) // СПС «КонсультантПлюс».

18 History of the Council of Bureaux. URL : http://www. cobx.org/content/default.asp?PageID=6 (date of access: 09.04.2016).

дорожно-транспортном происшествии в этих странах регулируется Уставом совета страховых бюро от 2008 г.19, Приложением № 1 Сводной резолюции об облегчении международных автомобильных перевозок (ЯЕ4) (принята Комитетом по внутреннему транспорту Экономической комиссии ООН для Европы 17-19 февраля 2004 г.)20, главами гражданских кодексов «Обязательства вследствие причинения вреда», Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»21 (Россия), Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности»22. Согласно директивам автострахования Европейского союза в Беларуси и России учреждены национальные бюро страховщиков: Белорусское бюро по транспортному страхованию; Российский союз автостраховщиков. В функции национального бюро страховщиков входит организация проведения обязательного страхования, координация деятельности заинтересованных сторон, контроль за выполнением страховщиками - членами бюро принятых на себя обязательств, а также бюро представляет страну в международной системе «Зеленая карта».

Согласно ст. 183 Указа Президента Республики Беларусь «О страховой деятельности» лица, которые предоставили транспортные средства для доставки потерпевших в организации здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь, приняли участие в ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия или оказали иное содействие в снижении вреда, причиненного транспортным средством, вправе получить от страховщика возмещение своих затрат. Степень участия и размер возмещения определяются по соглашению указанных лиц и страховщика, а при отсутствии соглашения сторон - судом.

19 Устав совета страховых бюро от 2008 г. URL : http://www.autoins.ru/media/greengard/ustav2014.doc (дата обращения: 09.04.2016).

20 Сводная резолюция об облегчении международных автомобильных перевозок (RE4) (принята Комитетом по внутреннему транспорту Экономической комиссии ООН для Европы 17-19 февраля 2004 г.). URL : http://www.autoins.ru/media/D77638F6-DF8C-4D04-9E39-4958F6DA032D/priloj.doc (дата обращения: 09.04.2016).

21 Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // СПС «КонсультантПлюс».

22 Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа

2006 г. № 530 «О страховой деятельности». URL : http://www.

btib.org/download_files/normative_acts/ukaz_530.pdf (дата обра-

щения: 09.04.2016).

В целях возмещения затрат лицам, которые предоставили транспортные средства для доставки потерпевших в дорожно-транспортном происшествии в организации здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь, приняли участие в ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия или оказали иное содействие в снижении вреда, причиненного транспортным средством, согласно п. 2.6 Правил дорожного движения РФ23, предлагается дополнить ст. 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» п. 7 в следующей редакции: «Лица, которые предоставили транспортные средства для доставки потерпевших в организации здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь, приняли участие в ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия или оказали иное содействие в снижении вреда, причиненного транспортным средством, вправе получить от страховщика возмещение своих затрат. Степень участия и размер возмещения определяются соглашением указанных лиц и страховщика, а при отсутствии согласия сторон - судом».

В широкую практику скорой помощи вошло правило «золотого часа», смысл которого состоит в том, что медицинская помощь при тяжелых травмах наиболее эффективна только в течение первого часа. За это время раненому должна быть оказана догоспитальная реаниматологическая помощь и он должен быть доставлен в стационар24. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Необходимо увеличивать экономическую заинтересованность лиц, принявших участие в ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия или оказавших иное содействие в снижении вреда, причиненного транспортным средством, т. е. лиц, которые, исполняя свой общественный долг, сохраняют жизни членов общества. Такие граждане должны получать возмещение потраченных ресурсов.

В Российской Федерации и в Республике Беларусь без участия уполномоченных на то сотрудников полиции (в Республике Беларусь есть право не сообщать о дорожно-транспорт-

23 Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» // СПС «Консуль-тантПлюс».

24 Военно-полевая хирургия / под ред. Е.К. Гуманенко. СПб. : Фолиант, 2004. С. 160.

ном происшествии в Государственную автомобильную инспекцию МВД) оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу участников дорожно-транспортного происшествия; дорожно-транспортное происшествие произошло с участием двух транспортных средств; в отношении транспортных средств имеются действующие договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещениях о дорожно-транспортном происшествии, бланки которых заполнены лицами, управлявшими транспортными средствами; вред, причиненный имуществу каждого из участников дорожно-транспортного происшествия, оценивается ими в размере до 400 евро (в Российской Федерации - до 50 тыс. руб., на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области -400 тыс. руб., при условии предоставления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами25).

В Республике Казахстан обязательное страхование гражданской ответсвенности владельцев транспортных средств регулируется Законом Республики Казахстан от 1 июля 2003 г. № 446-2 «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транс-

25 Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ (ст. 11.1).

портных средств»26, согласно ст. 10 которого договоры обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств подразделяются на стандартный и комплексный.

По стандартному договору может быть застрахована гражданско-правовая ответственность одного или нескольких владельцев транспортного средства. Стандартный договор заключается путем выдачи страховщиком страхователю (застрахованному) отдельного страхового полиса на каждую единицу эксплуатируемого транспортного средства.

По комплексному договору может быть застрахована гражданско-правовая ответственность физического лица, являющегося владельцем двух и более единиц транспортных средств.

В соответствии со ст. 14 Закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств считается прекращенным после наступления первого страхового случая, обязывающего страховщика осуществить страховую выплату. При осуществлении страховой выплаты страховой полис подлежит изъятию страховщиком. При этом владелец транспортного средства (если оно не уничтожено) обязан заключить договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств на новый период по его выбору с любым страховщиком, имеющим право на осуществление данного вида обязательного страхования.

В Кыргызской Республике обязательное страхование гражданской ответсвенности владельцев транспортных средств регулируется Законом Кыргызской Республики от 24 июля 2015 г. № 192 «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств» 27.

В Республике Армения действует Закон Республики Армения от 18 мая 2010 г. ЗР-63-Н «Об обязательном страховании ответственности, вытекающей из использования автотранс-

26 Закон Республики Казахстан от 1 июля 2003 г. № 446-2 «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств». URL : http://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=1041172 (дата обращения: 09.04.2016).

27 Закон Кыргызской Республики от 24 июля 2015 г. № 192

«Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств». URL : http://cbd.minjust. gov.kg/act/view/ru-ru/111236 (дата обращения: 09.04.2016).

портных средств»28, в ст. 5 которого указывается, что страховой компании при заключении договора ОСАО с клиентом запрещается принуждать данного клиента к заключению последним со страховой компанией сделки на другие услуги или считать предварительным условием заключения договора ОСАО пользование другими оказываемыми ею услугами. Страховой компании при заключении договора ОСАО с клиентом запрещается принуждать данного клиента к заключению последним с другими лицами сделки на иные услуги или считать предварительным условием заключения договора ОСАО пользование иными услугами, которые оказываются другим лицом, за исключением случаев, когда данная услуга необходима для заключения договора ОСАО.

Согласно п. 9 ст. 7 Закона Республики Армения «Об обязательном страховании ответственности, вытекающей из использования автотранспортных средств» каждая страховая компания, осуществляющая ОСАО, обязана иметь на своем интернет-сайте калькулятор страхового взноса, требования к которому устанавливаются нормативными правовыми актами Центрального банка. Величина страхового взноса, рассчитанная калькулятором страхового взноса, установленным на интернет-сайте данной страховой компании, не может отличаться от величины страхового взноса, рассчитываемой на тех же условиях данной страховой компанией для страхователя на основе правил (условий) ОСАО.

В соответствии со ст. 10 Закона Республики Армения «Об обязательном страховании ответственности, вытекающей из использования автотранспортных средств» Правительство Республики Армения своим постановлением может установить перечень государств, для зарегистрированных на территории которых автотранспортных средств при проезде по территории Республики Армения не требуется заключение договора ОСАО и для которых могут действовать заключенные на территории этой страны договоры страхования ответственности, вытекающей из использования автотранспортных средств. Согласно ст. 12 рассматриваемого акта потерпевший имеет

28 Закон Республики Армения от 18 мая 2010 г. ЗР-63-Н «Об обязательном страховании ответственности, вытекающей из использования автотранспортных средств». URL : http://www. parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=3825&lang=rus (дата обращения: 09.04.2016).

право на получение медицинской помощи или восстановление здоровья за пределами территории Республики Армения.

В Российской Федерации согласно приложению 4 указания Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3384-У документ, устанавливающий размеры базовой ставки страхового тарифа, вступает в силу со дня его утверждения и подлежит размещению на официальном сайте страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение трех рабочих дней со дня утверждения29. Тем самым обеспечивается прозрачность деятельности страховщика.

Во всех странах ЕАЭС под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен или экономически необоснован (расходы на восстановление превышают 80 % стоимости этого имущества до происшествия; в Республике Армения30, в Республике Казахстан31, в Кыргызской Республике32) либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость (в Российской Федерации33, в Республике Беларусь34).

В Российской Федерации35 и в Республике Беларусь36 при определении размера восстановительных расходов при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах.

В Российской Федерации37, в Республике Казахстан38 и в Кыргызской Республике39 потерпевший имеет право предъявить требование

29 Указание Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3384-У // СПС «КонсультантПлюс».

30 Закон Республики Армения от 18 мая 2010 г. ЗР-63-Н (п. 4 ст. 18).

31 Закон Республики Казахстан от 1 июля 2003 г. № 446-2 (п. 4 ст. 22).

32 Закон Кыргызской Республики от 24 июля 2015 г. № 192 (п. 4 ст. 19).

33 Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ (п. 18

ст. 12).

34 Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 (ст. 187).

35 Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ (п. 19

ст. 12).

36 Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 (ст. 187).

37 Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ (ст. 14.1).

38 Закон Республики Казахстан от 1 июля 2003 г. № 446-2 (ст. 26-1).

39 Закон Кыргызской Республики от 24 июля 2015 г. № 192 (ст. 18).

о возмещении вреда, причиненного только его имуществу, непосредственно страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Суд во всех странах ЕАЭС может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, если его имущественное положение в связи с инвалидностью либо достижением пенсионного возраста ухудшилось по сравнению с положением на момент присуждения возмещения вреда, за исключением случаев, когда вред был причинен действиями, совершенными умышленно (кроме Кыргызской Республики и Республики Казахстан).

Потерпевший для получения страхового возмещения обязан не позднее трех рабочих дней в Республике Казахстан, пяти рабочих дней в Российской Федерации, в Республике Беларусь и в Киргизской Республике, трех месяцев в Республике Армения со дня дорожно-транспортного происшествия представить страховщику письменное объяснение обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.

Страховщик обязан осмотреть поврежденное имущество и организовать его независимую экспертизу (оценку) в срок не более четырех рабочих дней в Республике Беларусь, пяти - в Российской Федерации, семи - в Республике Казахстан, 15 - в Киргизской Республике, 20 - в Республике Армения со дня соответствующего обращения потерпевшего.

Страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и приложенные к нему документы в течение пяти дней в Республике Армения, 15 - в Российской Федерации и в Республике Казахстан, 20 - в Республике Беларусь, 30 - в Киргизской Республике со дня их получения. В течение указанного срока страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ.

В Республике Армения Гарантийным фон-дом40, в Российской Федерации профессиональным объединением страховщиков41, в Республике Беларусь Белорусским бюро по транспортному страхованию (согласно ст. 39 Устава Белорусского бюро по транспортному страхова-нию)42 осуществляются выплаты в счет возме-

40 Закон Республики Армения от 18 мая 2010 г. ЗР-63-Н (ст. 49).

41 Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ (ст. 18).

42 Устав Белорусского бюро по транспортному страхованию (утв. Указом Президента Республики Беларусь 1 декабря

щения вреда в случаях, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена. Вышеуказанными организациями осуществляется выплата в счет возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу потерпевшего в случае введения в отношении страховщика в соответствии с национальным законодательством процедур, применяемых в деле о банкротстве. В Республике Беларусь и в Российской Федерации вышеуказанными организациями осуществляется выплата в счет возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, в случае неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред, также в Республике Армения осуществляется выплата в счет возмещения вреда, причиненного имуществу. В Республике Армения и в Республике Беларусь выплата в счет возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу потерпевшего, осуществляется в случае отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица из-за неисполнения им установленной законом обязанности по страхованию, в Российской Федерации осуществляется выплата в счет возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевшего. В Республике Армения и в Республике Беларусь выплата производится в счет возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу потерпевшего транспортным средством, вышедшим из обладания владельца без его вины в результате противоправных действий других лиц. Организации осуществляют гарантии возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных национальными нормативными актами.

В Российской Федерации осуществляется выплата в счет возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу потерпевшего в случае отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности.

Во всех странах ЕАЭС, кроме Республики Армения, перевозчики, осуществляющие перевозки пассажиров на автомобильном транспорте, обязаны страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках

1999 г. № 701). URL : http://www.btib.org/download_files/normative acts/izvlechenie_iz_ustava_belorusskogo_byuro_po_transportnomu_ strahovaniyu.pdf (дата обращения: 09.04.2016).

вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами регулируется: в России - Федеральным законом от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»43, в Кыргызской Республике - Законом от 4 августа 2008 г. № 189 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами»44, в Республике Казахстан -Законом от 1 июля 2003 г. № 444-И «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажи-рами»45, в Республике Беларусь - Указом Президента «О страховой деятельности»46.

Объектом страхования по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами во всех странах ЕАЭС, кроме Республики Армения, являются имущественные интересы перевозчика, связанные с риском его гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Во всех странах ЕАЭС, кроме Республики Армения, при наступлении страхового случая по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами страховщик обязан выплатить выгодоприобретателю страховое возмещение в порядке и на условиях, которые установлены национальными нормативными актами, а выгодоприобретатель вправе требовать выплаты этого страхового возмещения от страховщика.

43 Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» // СПС «Консуль-тантПлюс».

44 Закон Кыргызской Республики от 4 августа 2008 г. № 189 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами». URL : http://cbd.minjust. gov.kg/act/view/ru-ru/202403 (дата обращения: 09.04.2016).

45 Закон Республики Казахстан от 1 июля 2003 г. № 444-II «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами». URL : http://online. zakon.kz/Document/?doc_id= 1040854#sub_id= 10000 (дата обращения: 09.04.2016).

46 Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа

2006 г. № 530 «О страховой деятельности». URL : http://www. btib.org/download_files/normative_acts/ukaz_530.pdf (дата обращения: 09.04.2016).

Во всех странах ЕАЭС, кроме Республики Армения, выгодоприобретатель, желающий воспользоваться своим правом на получение страхового возмещения, должен подать страховщику письменное заявление о выплате страхового возмещения, составленное в произвольной форме, и документы, исчерпывающий перечень и порядок оформления которых в Российской Федерации определяется Правилами оформления документов для получения страхового возмещения и предварительной выплаты по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. № 137847, в Республике Беларусь - ст. 225 указа Президента от 25 августа 2006 г. № 530, в Кыргызской Республике - ст. 19 Закона от 4 августа 2008 г. № 189, в Республике Казахстан - ст. 21 Закона от 1 июля 2003 г. № 444-11.

Страховая выплата производится страховщиком в Республике Беларусь в течение трех рабочих дней со дня получения им документов, в Казахстане - семи дней, в России и в Кыргызской Республике - 30 дней.

Во всех странах ЕАЭС, кроме Республики Армения, при несвоевременном осуществлении страховой выплаты страховщик обязан уплатить выгодоприобретателю неустойку. Размер неустойки исчисляется следующим образом: в Республике Казахстан, исходя из официальной ставки рефинансирования Национального банка Республики Казахстан (ст. 353 ГК Республики Казахстан); в Кыргызской Республике по установленной ставке банковского процента (ст. 360 ГК Кыргызской Республики); в Республике Беларусь, исходя из ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части (ст. 366 ГК Республики Беларусь); в Российской Федерации, исходя из 1/75 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки (ст. 14 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за при-

47 Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. № 1378 «Об утверждении Правил оформления документов для получения страхового возмещения и предварительной выплаты по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров» // Рос. газ. 2012. № 301. 28 дек.

чинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»). Это ведет к ускорению выплат страховщиком выгодоприобретателю.

В ЕАЭС только в России предусмотрены компенсационные выплаты профессиональным объединением страховщиков в счет возмещения потерпевшим причиненного им вреда в случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве страховщика или отзыва у страховщика лицензии на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами48.

Согласно ст. 22 и Приложению № 5 Рамочного соглашения Транзитной перевозки Организации экономического сотрудничества49 (ECO Transit Transport Framework Agreement) от 1998 г. в июле 2008 г. в Тегеране был подписан международный нормативно-правовой акт об учреждении временной системы страхования ответственности владельцев транспортных средств перед третьими лицами «Белая карта» ECO (Interim Motor Vehicle Third Party Liability Insurance Scheme. The ECO White Card Scheme)50. В Организацию экономического сотрудничества входят Азербайджан, Афганистан, Иран, Казахстан, Киргизия, Пакистан, Таджикистан, Туркмения, Турция, Узбекистан. В соответствии со ст. 3 Приложения № 5 Рамочного соглашения Транзитной перевозки Организации экономического сотрудничества51 договаривающиеся стороны должны использовать временную систему страхования ответственности владельцев транспортных средств перед третьими лицами, пока все договаривающиеся стороны не вступят в международную систему страхования ответственности владельцев транспортных средств перед третьими лицами «Зеленая карта».

Заместитель начальника отдела адвокати-рования предпринимательства Евразийской экономической комиссии отмечает, что, учитывая различия в национальных тарифах обя-

48 Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ (ст. 23).

49 ECO Transit Transport Framework Agreement. URL : http://www.ecosecretariat.org/ftproot/Documents/Agreements/TTFA %20Final.doc (date of access: 09.04.2016).

50 The ECO Interim Motor Vehicle Third Party Liability Insurance Scheme. URL : http://www.ecosecretariat.org/ftproot/Publications/white %20card/EC0-WhiteCardScheme.doc (date of access: 09.04.2016).

51 Annex-V. Motor Vehicle Third Party Insurance. URL :

http://www.ecosecretariat.org/ftproot/Documents/Agreements/TTFA

_Annex5.doc (date of access: 09.04.2016).

зательного страхования автогражданской ответственности, стороны работают над созданием эффективного механизма взаимного признания полисов ОСАГО для страховых компаний Единого экономического пространства и разработкой нового страхового продукта автогражданской ответственности, так как обязательное страхование автогражданской ответственности является наиболее массовым и востребованным видом страхования.

Общий страховой продукт или механизм взаимного признания полисов ОСАГО позволит автовладельцам ЕАЭС пересекать внутренние границы, покупая единый полис ОСА-ГО, и обеспечит общую систему урегулирования убытков и информационное взаимодействие участников.

Для активизации сотрудничества в страховой сфере в декабре 2014 г. был подписан четырехсторонний Меморандум между Консультативным комитетом по финансовым рынкам комиссии, Ассоциацией страховщиков Казахстана, Белорусской ассоциацией страховщиков и Всероссийским союзом страховщиков. Стороны ставят перед собой задачу создания общего страхового рынка государств-членов и укрепляют сотрудничество в сфере информационно-аналитического и организационного взаимодействия52.

Законодательство стран ЕАЭС обязывает всех владельцев транспортных средств (резидентов и нерезидентов) страховать гражданскую ответственность при использовании транспортных средств, поэтому в связи с увеличением объемов автомобильных перевозок пассажиров53 и грузов54 в государствах -участниках ЕАЭС и для уменьшения материальных и временных затрат предлагается создать единую международную систему ОСА-ГО. Предлагается применить единую международную систему ОСАГО ЕАЭС, аналогич-

52 Невский А. Актуальные вопросы Евразийского экономического союза.

53 Пассажирооборот по видам транспорта в 2005-2014 гг. / Евразийская экономическая комиссия. URL : http://eec.eaeunion. org/ru/act/mtegr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/%D0%9F %D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B00/oD00/oB60/oD0%B8%D1%80 %D0%BE%D0%BE%D0% B1 %D0%BE%D 1 %80%D0%BE%D 1 % 82.xls (дата обращения: 09.04.2016).

54 Перевозки грузов по видам транспорта в 2005-2014 гг. / Евразийская экономическая комиссия. URL : http://eec.eaeunion. org /ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/%D0% 93 % D1 %80%D 1 %83 %D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B5 %D 1 % 80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BA%D0%B8. xls (дата обращения: 09.04.2016).

ную структуре международной системы ОСА-ГО «Зеленая карта», так как она наиболее проработана и применяется в Российской Федерации и в Республике Беларусь, т. е. международную систему ОСАГО ЕАЭС будет возглавлять Совет бюро. Во всех государствах - участниках этих международных систем страхования гражданской ответственности владельцев автотранс-

портных средств образованы национальные бюро, членами которых являются страховые организации, которые вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Национальные бюро выпускают документы, гарантирующие возмещение вреда, причиненного на территории других государств-участников.

Библиографический список

1. Декларация от 18 ноября 2011 г. «О евразийской экономической интеграции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.kremlin.ru/supplement/1091 (дата обращения: 09.04.2016).

2. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0043610/itia_05062014 (дата обращения: 09.04.2016).

3. Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (подписан в г. Москве 23 декабря 2014 г.) [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://eaeunion.org/upload/iblock/355/2014_3.pdf (дата обращения: 09.04.2016).

4. Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (подписан в г. Минске 10 октября 2014 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://eaeunion.org/upload/iblock/348/2014_1.pdf (дата обращения: 09.04.2016).

5. Сводная резолюция об облегчении международных автомобильных перевозок (ЯЕ4) (принята Комитетом по внутреннему транспорту Экономической комиссии ООН для Европы 17-19 февраля 2004 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.autoins.ru/media/D77638F6-DF8C-4D04-9E39-4958F6DA032D/priloj.doc (дата обращения: 09.04.2016).

6. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Кыргызской Республики о международном автомобильном сообщении (заключено в г. Москве 16 апреля 2002 г.) // Бюллетень международных договоров. - 2003. - № 6.

7. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о международном автомобильном сообщении (заключено в г. Омске 15 апреля 2003 г.) // Бюллетень международных договоров. - 2006. - № 12.

8. Соглашение об обязательном страховании пассажиров при международных автомобильных перевозках (заключено в г. Саратове 13 января 1999 г.) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. - № 1 (31).

9. Соглашение об обязательном страховании пассажиров при международных автомобильных перевозках (заключено в г. Саратове 13 января 1999 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/summary?doc=867 (дата обращения: 24.01.2016).

10. Гражданский кодекс РФ от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (часть вторая) // СПС «Консультант-Плюс».

11. Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» // СПС «КонсультантПлюс».

12. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // СПС «КонсультантПлюс».

13. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. № 1378 «Об утверждении Правил оформления документов для получения страхового возмещения и предварительной выплаты по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров» // Рос. газ. - 2012. - № 301. - 28 дек.

14. Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» // СПС «КонсультантПлюс».

15. Распоряжение Правительства РФ от 19 августа 2014 г. № 1571-р «О направлении уведомления о намерении Российской Федерации не становиться участником Соглашения об обязательном

страховании пассажиров при международных автомобильных перевозках, подписанного в г. Саратове 13 января 1999 г.» // СПС «КонсультантПлюс».

16. Указание Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3384-У // СПС «КонсультантПлюс».

17. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р) // СПС «КонсультантПлюс».

18. Гражданский кодекс Кыргызской Республики от 5 января 1998 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/5 (дата обращения: 09.04.2016).

19. Гражданский кодекс Республики Армения от 28 июля 1998 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.parliament.am/law_docs/050598н0239rus.html?lang=rus#60-1 (дата обращения: 09.04.2016).

20. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://etalonline.by/?type=text&regnum=HK9800218#load_text_none_1_ (дата обращения: 09.04.2016).

21. Гражданский кодекс Республики Казахстан от 1 июля 1999 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://online.zakon.kz/document/?doc_id=1013880 (дата обращения: 09.04.2016).

22. Закон Кыргызской Республики от 4 августа 2008 г. № 189 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202403 (дата обращения: 09.04.2016).

23. Закон Кыргызской Республики от 24 июля 2015 г. № 192 «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств» [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111236 (дата обращения: 09.04.2016).

24. Закон Республики Армения от 18 мая 2010 г. ЗР-63-Н «Об обязательном страховании ответственности, вытекающей из использования автотранспортных средств» [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=3825&lang=rus (дата обращения: 09.04.2016).

25. Закон Республики Казахстан от 1 июля 2003 г. № 444-11 «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами» [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1040854#sub_id=10000 (дата обращения: 09.04.2016).

26. Закон Республики Казахстан от 1 июля 2003 г. № 446-2 «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1041172 (дата обращения: 09.04.2016).

27. Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.btib.org/download_files/normative_ actsZukaz_530.pdf (дата обращения: 09.04.2016).

28. Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.btib.org/download_files/normative_acts/ ukaz_530.pdf (дата обращения: 09.04.2016).

29. Устав Белорусского бюро по транспортному страхованию (утв. Указом Президента Республики Беларусь 1 декабря 1999 г. № 701) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www. btib.org/download_files/normative_acts/izvlechenie_iz_ustava_belorusskogo_byuro_po_transportnomu_s trahovaniyu.pdf (дата обращения: 09.04.2016).

30. Военно-полевая хирургия / под ред. Е.К. Гуманенко. - СПб. : Фолиант, 2004.

31. Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование : моногр. / В.А. Жбанков [и др.] ; отв. ред. С.Ю. Кашкин. - М. : Проспект, 2015.

32. Невский, А. Актуальные вопросы Евразийского экономического союза. - 2015 // СПС «Кон-сультантПлюс».

33. Пассажирооборот по видам транспорта в 2005-2014 гг. / Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://eec.eaeunion.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_ stat/ econstat/Documents/%D0%9F%D0%B0%D 1%81 1%81%®00/оВ00/с®00/оВ60/с®00/оВ80/с® 1% 80 % D0%BE%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82.xls (дата обращения: 09.04.2016).

34. Перевозки грузов по видам транспорта в 2005- 2014 гг. / Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://eec.eaeunion.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_

stat/ econstat/Documents/%D0%93%D 1%80%D 1%83%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D 1% 80 %D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BA%D0%B8.xls (дата обращения: 09.04.2016).

35. Устав совета страховых бюро от 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www. autoins.ru/media/greengard/ustav2014.doc (дата обращения: 09.04.2016).

36. Annex-V. Motor Vehicle Third Party Insurance [Electronic resource]. - Mode of access : http:// www.ecosecretariat.org/ftproot/Documents/Agreements/TTFA_Annex5.doc (date of access: 09.04.2016).

37. ECO Transit Transport Framework Agreement [Electronic resource]. - Mode of access : http:// www.ecosecretariat.org/ftproot/Documents/Agreements/TTFA%20Final.doc (date of access: 09.04.2016).

38. History of the Council of Bureaux [Electronic resource]. - Mode of access : http://www. cobx.org/content/default.asp?PageID=6 (date of access: 09.04.2016).

39. The ECO Interim Motor Vehicle Third Party Liability Insurance Scheme [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.ecosecretariat.org/ftproot/Publications/white%20card/EC0-WhiteCardScheme.doc (date of access: 09.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.