НАУЧНЫЙ РАЛЗДЕЛ
УДК 159.9:343.8
О. Г. АНАНЬЕВ
старший преподаватель кафедры социальной психологии и социальной работы Академии ФСИН России
Рязань
OLEG G. ANANYEV
Senior Lecturer of the Department of Social Psychology and Social Work of the Academy of the FPS of Russia
Ryazan
В. Н. КАЗАНЦЕВ
доцент кафедры социальной психологии и социальной работы Академии ФСИН России, кандидат философских наук, доцент
Рязань
VALERY N. KAZANTSEV
Associate Professor of Social Psychology and Social Work of the Academy of FSIN of Russia, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor
Ryazan
Ф Страх как фактор жизнедеятельности Ф
осужденных в исправительных учреждениях
Fear as a factor in the life of convicted persons in correctional institutions
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы страха у осужденных, детерминирующего различные стороны их жизнедеятельности в исправительных учреждениях, высказываются предложения по минимизации данного фактора.
Ключевые слова: страх, фактор, осужденные, жизнедеятельность, исправительные учреждения, минимизация.
Annotation. The article deals with the problems of fear of convicted persons which determines different aspects of their life in correctional institutions. The authors gives suggestions how to minimize this factor.
Key words: fear, factor, convicts, life, correctional institutions, minimization.
Страх как одно из психологических понятий означает негативное чувство, овладеваемое личностью в стрессовых ситуациях как предчувствие опасности или ее переживание. В социальной психологии его рассматривают как стрессорный
фактор жизнедеятельности, который часто подавляет механизм нормальной психической саморегуляции индивида или оказывает на нее деформирующее влияние.
Страх, таким образом, относят к негативным эмоциональным состояниям,
14
[email protected] www.or.fsin.su
которые блокируют активную жизнедеятельность личности, вызывают в ней соматические расстройства (болезни, суицидальные намерения, депрессивные состояния и другие). Однако заметим, что страх при определенных обстоятельствах отчасти выполняет и позитивную функцию.
Храбрость, бесстрашие, бесшабашная смелость как антиподы страха могут приводить личность к принятию порой безрассудных, ошибочных решений с весьма негативными последствиями, в то время как люди, которым не чуждо чувство страха, принимают более взвешенные и острожные решения, не приводящие к столь печальным для них и окружающих последствиям.
В предлагаемой статье авторы анализируют различные аспекты страха как одного из наиболее сильных факторов жизнедеятельности осужденных в исправительных учреждениях.
Особенно это касается осужденных впервые. Еще в следственном изоляторе они испытывают страх в ожидании приговора суда. После суда перед отправкой в исправительные учреждения они чувствуют страх перед зоной с ее жесткими требованиями и ограничениями в плане условий содержания, неизвестности в построении взаимоотношений как с сотрудниками, так и с осужденными, принадлежащими к криминальной субкультуре. Эти страхи могут подогреваться различными слухами, циркулирующими среди заключенных следственных изоляторов.
Попытки системно подойти к исследованию явления страха как детерминанта жизнедеятельности осужденных в исправительных учреждениях позволяют нам выделить два фактора, являющихся основными в формировании поведения лиц, оказавшихся в местах лишения свободы.
Первый фактор - страх как боязнь осужденных получения наказания за несоблюдение установленных правил поведения в исправительном учреждении перед сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС), который должен быть определяющим в формировании поведения. Для администрации исправительного учреждения (ИУ) это один из способов обеспечить правопорядок и правопослушное поведение лиц, отбывающих наказание, хотя в итоге следует стремиться к тому, чтобы убедить осужденных в сознательном соблюдении установленного порядка и норм уголовно-исполнительного законодательства.
Персонал УИС за непослушание в исправительных учреждениях может применять к осужденным только меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные статьей 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ): выговор, дисциплинарный штраф, водворение в штрафной изолятор на срок до 15 суток, перевод в помещение камерного типа на срок до шести месяцев и перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями режима содержания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года [1].
Второй фактор - страх получения «возмездия» за нарушение правил тюрем-но-криминальной субкультуры, установленных лидерами социума осужденных и применимых для лиц, «провинившихся» перед ними. Система наказаний, применяемых к лицам, нарушающим правила криминально-тюремной субкультуры, которая является абсолютно циничной и жестокой и обычно более мотивообра-зующей в отношении построения своего поведения всеми лицами, отбывающими уголовное наказание в виде лишения свободы, в сравнении с системой наказаний,
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2020
15
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
используемой для этих целей персоналом УИС, является более суровой.
Фактор страха наказаний, используемых в криминальной субкультуре за совершенные провинности перед «братвой», применяется к лицам, их совершившим в местах лишения свободы, в виде определенных наказаний.
Известно, что к нарушителям, не имеющим ранга авторитета, могут быть применены следующие санкции:
1) совершение насильственного сексуального акта для перевода виновного в самую презираемую маргинальную группу осужденных;
2) лишение или понижение занимаемого статуса, отстранение от выполнения определенных поручений или зоны ответственности, определяемых лидерами группировок отрицательной направленности («дать по ушам») - перевод из категории блатных в низшие категории;
3) изгнание из «семьи» (микрогруппы, в которой проходит общение, определенная совместная деятельность и прием пищи) - остракизм;
4) «парафин», то есть в отношении виновного лица может быть совершен чисто символический акт лишения чести (в ИУ для содержания лиц мужского пола);
5) избиение;
6) ломание рук (ног) - применяется к лицам, проигравшимся в карты и не отдавшим долг, похитившим что-либо у других, а также к лицам, безосновательно избившим кого-либо;
7) убийство - применяется достаточно редко и только за грубейшие нарушения тюремного закона (например, за воровство крупной суммы денег из «общака»); на убийство провинившегося должна быть санкция вора в законе или решение сходки авторитетов;
8) оглашение вымышленных слухов с целью оклеветать конкретное лицо,
о дискредитации которого имеется чья-то воля или соответствующее коллегиальное решение авторитетов.
Исходя из изложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Правящие элиты криминала (авторитеты преступной среды) используют фактор страха для управления поведением людей в неформальных образованиях общения и построения взаимоотношений в местах лишения свободы.
2. Приведение лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы, к сознательному исполнению законов не может быть исполнено в полной мере по различным причинам, в том числе по причинам, имеющим отношение прежде всего к психологическим механизмам функционирования сознания людей. И поэтому значительная часть субъектов, обозначенных в настоящей статье, признают влияние фактора страха на избрание варианта поведения в социуме лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
3. Лидеры криминальной среды применяют более жестокие наказания для провинившихся по сравнению с наказаниями, которые могут быть применены персоналом УИС.
4. Среди видов наказаний, применяемых лидерами криминальных группировок, могут иметь место такие, которые связаны с утратой чести и даже лишением жизни (первый больше характерен для мужских ИУ). Возможность применения таких наказаний является самым сильным фактором формирования чувства страха и образования подвластного авторитетам поведения для лиц, лишенных свободы.
5. Применение жестоких наказаний или даже только страх возможного их получения в среде осужденных могут способствовать формированию у части
16
[email protected] www.or.fsin.su
из них мотивации на поиск членства в мусульманских общинах (тюремных джа-маатах), активно защищающих своих членов от негативных санкций авторитетов криминальной субкультуры, что позволяет им обеспечить сохранение статуса, а иногда и жизни в ИУ.
6. Попав в исправительное учреждение, отдельные осужденные пытаются найти компромиссное поведение, балансируя между необходимостью выполнения требований администрации по соблюдению правил внутреннего распорядка исправительного учреждения и положений УИК РФ, с одной стороны, и норм поведения тюремной микросреды, криминальной субкультуры осужденных - с другой.
Желание получить условно-досрочное освобождение побуждает часть осужденных соблюдать правила внутреннего распорядка, участвовать в общественно полезном труде, в воспитательных мероприятиях, в общеобразовательном и профессиональном обучении. В то же время нормы криминальной субкультуры требуют противоположного: неучастия в воспитательных мероприятиях и отказа от сотрудничества с администрацией исправительного учреждения по вопросам исправления. Причем за нарушение правил отдельных осужденных могут ожидать санкции, исходящие от хранителей криминальной субкультуры.
Такое маргинальное положение порождает у части осужденных страх перед лидерами группировок отрицательной направленности.
Современные исследования, проводимые среди лиц, лишенных свободы, показывают, что они, несмотря на то что уже имеют приобретенные негативные акцентуации личности, испытывают огромное психическое напряжение, связанное прежде всего с необходимостью терпеть пси-
хическое давление, исходящие от лидеров криминальных группировок.
Фактор страха в жизни людей является мощнейшим средством формирования определенного вида поведения не только на период пребывания в местах лишения свободы, но и на его постпенитенциарную часть. По мере приближения освобождения у одной части осужденных появляется страх из-за неопределенности своего положения после освобождения в плане как бытового, так и трудового устройства. И этот страх не беспочвенен: длительное пребывание в местах заключения приводит к тому, что осужденный часто теряет связь с родственниками, семьей, утрачивает навыки самостоятельного ведения домашнего хозяйства (живя в ИУ на всем готовом), самостоятельного распоряжения своей зарплатой на длительный период, общения с работодателем, соседями, другими людьми. Другая часть осужденных, освободившись от чувства длительного пребывания в условиях страха и психического напряжения, пытается обеспечить себе после освобождения «разрядку» и в короткий промежуток времени, «расслабляясь», снова становятся сидельцами мест не столь отдаленных.
Что же необходимо делать для того, чтобы страх как негативное чувство с его нежелательными последствиями для физического и психического здоровья был минимизирован и оставался лишь как некий «тормоз» от необдуманных и рискованных поступков осужденного?
Для решения этой проблемы теория и практика исполнения уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, выработала ряд решений и рекомендаций, реализация которых позволяет, на наш взгляд, свести негативные последствия переживания страха осужденными к минимальным значениям.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2020
17
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
1. Персонал учреждений УИС располагает возможностями применения системы мер организационного, правового, воспитательного, социального и психологического характера, чтобы профессионально противодействовать влиянию криминальной и других видов субкультуры и чтобы использование фактора страха в отношении каждого лица, отбывающего наказание в местах лишения свободы, было сведено к минимуму. По сути, только создание условий, при которых люди не будут бояться законными средствами решать свои проблемы (приведшие их к совершению преступлений), позволит исправительным учреждениям УИС реально заниматься исправлением, ресоциали-зацией, социальной реабилитацией, а в конечном итоге - реальным возвращением людей, отбывших уголовные наказания, к нормальной организации своей жизнедеятельности в обществе.
2. Памятуя о том, что во многом страх у осужденных порождается неопределенностью, отсутствием достоверной информации, знаний, умений и навыков решения грядущих проблем, болезненным воображением, работу по коррекции этих элементов сознания и эмоциональных переживаний необходимо начинать с карантина, в который осужденный попадает, прибывая в исправительное учреждение.
Задачей сотрудников ИУ на этом весьма важном этапе является разъяснение основных требований к поведению осужденного, содержащихся в соответствующих статьях УИК РФ, правилах внутреннего распорядка и других нормативных документах, соблюдение которых поможет осужденному оптимизировать условия отбывания наказания на период пребывания в исправительном учреждении, а также заслужить условно-досрочное
освобождение. Психологи и социальные работники могут подготовить осужденного к переходу в отряд, развивая у него знания и навыки противодействия криминальной субкультуре, с которой осужденному придется сталкиваться в исправительном учреждении.
3. Значительной гарантией от возможных негативных санкций, исходящих от представителей криминальной субкультуры, является дальнейшее совершенствование дифференцированного размещения осужденных в зависимости от степени их исправления, поведения и соблюдения норм УИК РФ, правил внутреннего распорядка, а также неукоснительный и повсеместный контроль за их соблюдением.
Если уже в карантине удастся ориентировать осужденного на путь исправления при гарантии его ограждения от посягательств со стороны представителей криминальной субкультуры, то страх как фактор жизнедеятельности осужденных в исправительном учреждении может быть сведен к минимуму.
Эти гарантии должны подкрепляться практическими примерами наказаний представителей криминальной субкультуры за преследование осужденных, вставших на путь исправления и сотрудничающих с администрацией, а также физическим перемещением таких осужденных в другие помещения, находясь в которых, они не могли бы негативно влиять на осужденных, желающих встать на путь исправления.
В тюрьмах отдельных государств в Европе реализуются различные формы режимных и других воздействий, предусматривающих совместное общение и взаимодействие лиц, отбывающих наказание, лишь на определенное время, но в ночное время осужденные находятся в различных блоках и запираемых помещениях в условиях индивидуального проживания [2].
18
[email protected] www.or.fsin.su
В исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период ночного времени закрытое одиночное содержание (за исключением тюремного режима) законодательством не предусмотрено. Отсюда в учреждениях УИС объективно снижены условия обеспечения личной безопасности, что влияет на формирование мотивации поведения осужденных, отбывающих наказание.
4. Наиболее активными субъектами социальной и социально-психологической работы в период, предшествующий освобождению осужденного, являются сотрудники групп социальной защиты осужденных и сотрудники психологических лабораторий.
Задача первых заключается в оформлении документов, которые будут необходимы осужденному сразу после выхода на свободу (паспорт, трудовая книжка, пенсионное удостоверение и другие), направлении запросов в территориальные органы внутренних дел, центры занятости населения о возможности трудового и бытового устройства освобождающихся лиц [3].
Задача вторых заключается в проведении вторичной диагностики с целью выявления позитивных или негативных изменений в личности осужденного, индивидуальных и групповых консультаций, социально-психологических тренингов, подготавливающих освобождаемых осужденных к социальной адаптации после выхода из исправительного учреждения.
Мощным фактором, значительно снижающим уровень страха осужденного перед освобождением, могут служить центры социальной реабилитации, создаваемые в настоящее время в ряде территориальных органов социальной защиты населения. В этих центрах бывшие осужденные реально приобретают навыки к будущей жизни на свободе.
Таким образом, задачей сотрудников учреждений УИС является формирование в среде лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, такой обстановки, при которой страх не будет мотивообразующим началом негативного построения жизнедеятельности по правилам криминальной субкультуры, диктуемым лидерами группировок отрицательной направленности. ф
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.12.2018). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Кузнецов М. И., Казанцев В. Н. Социальная работа в исправительных учреждениях Швейцарии. Рязань : Академия ФСИН России, 2003. С. 11.
3. Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 13.01.2006 № 2. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
1. Penal Enforcement Code of the Russian Federation № 1-FL of 08.01.1997 (ed. 27.12.2018). Access from LAS «ConsultantPlus».
2. Kuznetsov M. I., Kazantsev V. N. Social service organisation in Switzerland's prisons. Ryazan : the Academy of the FPS of Russia, 2003. P. 11.
3. On the approval of the Instruction about rendering assistance in the labor and domestic life and also assistance to the convicts dispensed from serving sentence in correctional facilities of penal correction system : order of the Ministry of Justice of the Russian Federation of 13.01.2006 № 2. Access from LAS «ConsultantPlus».
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2020 ]Q