УДК 343.819.3 Е. В. ХРАБРОВА
доцент кафедры уголовно-исполнительного права и организации
воспитательной работы с осужденными юридического факультета ВИПЭ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент, подполковник внутренней службы
Вологда
ELENA V. KHRABROVA
Assistant Professor of the Department of Penal Law and Organization of Educational Work with Convicts, Faculty of Law of the VILE of the FPS of Russia, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Lieutenant Colonel of the Internal Service
Vologda
Е. В. ЧЕРНЫШЕНКО
доцент кафедры уголовно-исполнительного права и организации
воспитательной работы с осужденными юридического факультета ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук
Вологда
EVGENIA V. CHERNYSHENKO
Assistant Professor of the Department of Penal Law and Organization of Educational Work with Convicts, Faculty of Law of the VILE of the FPS of Russia, Candidate of Law
Vologda
Применение средств исправления к осужденным, содержащимся в транзитно-пересыльных пунктах
The use of remedies for convicts held at transit points
Аннотация. В статье рассмотрены особенности применения различных средств исправления к осужденным, содержащимся в тран-зитно-пересыльных пунктах. Обосновывается целесообразность и необходимость организации процесса исправления указанной категории осужденных с учетом особенностей порядка и срока содержания в транзитно-пересыльных пунктах.
Ключевые слова: транзитно-пересыльный пункт, исправление осужденных, средства исправления, режим, воспитательная работа, образование осужденных, труд.
Abstract. The article discusses the features of the application of various remedies to convicts held at transit points. The focus is made on substantiating the feasibility and necessity of organizing the process of correction of the indicated category of convicts with account of the particularities of the order and term of keeping at transit points.
Key words: transit point, correction of convicts, remedies, regime, educational work, education of convicts, labor.
46
[email protected] www.or.fsin.su
Исправление осужденных к лишению свободы является сложным процессом, успешность которого заключается в последовательности, непрерывности и обоснованности применения его средств. Безусловно, применение средств исправления к осужденному должно осуществляться с начала отбывания им наказания и не прерываться весь срок лишения свободы. Однако на практике возникают ситуации, изменяющие привычный ход воспитательного процесса. Это происходит по ряду причин, в частности тогда, когда осужденные:
- содержатся в транзитно-пересыль-ном пункте (ТПП) в период их следования к месту отбывания наказания после вступления приговора в законную силу, а также при смене исправительного учреждения (ИУ), например в целях обеспечения безопасности осужденного, реорганизации, ликвидации ИУ, или изменении его вида (при переводе в тюрьму, колонию-поселение);
- временно меняют места отбывания наказания (например, при переводе в лечебно-профилактическое учреждение на время оказания медицинской помощи или в следственный изолятор для участия в следственных действиях).
Осужденные в указанных случаях находятся на разных этапах отбывания наказания: следующие к месту отбывания наказания - на начальном этапе, а перемещаемые из одного учреждения в другое -на основном или даже на этапе подготовки к освобождению. Однако, как уже было сказано, процесс исправления и тех и других должен быть непрерывным, последовательным, начинаться с момента осуждения и вступления решения суда в законную силу, то есть приобретения человеком статуса осужденного, и не прерываться до момента его освобождения.
В рамках настоящей статьи мы более подробно остановимся на категории осужденных, которые по тем или иным причинам содержатся в ТПП. Согласно нормам действующего законодательства, ТПП создаются на базе следственных изоляторов и исправительных учреждений, а значит, обладают всем необходимым для применения к осужденным средств исправления. Вместе с тем проведенное нами исследование по выявлению мнения персонала учреждений, на базе которых функционируют ТПП, показало, что далеко не все сотрудники уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - уголовно-исполнительная система, УИС) считают целесообразной организацию работы по исправлению осужденных, содержащихся в ТПП. Они аргументируют свою позицию незначительностью срока содержания в ТПП, который не превышает 20 суток. В частности, 27,7 % опрошенных указали, что воспитательную работу с данной категорией спецконтингента проводить не нужно; 83,3 % считают, что в ТПП не должны создаваться условия для получения осужденными образования; 100 % респондентов отметили, что осужденные в ТПП не привлекаются к общественно полезному труду.
Позиция против применения средств исправления к осужденным в ТПП, основанная на аргументации о краткости сроков содержания, не может быть нами разделена, во-первых, по той причине, что после вступления решения суда в законную силу для осужденного начинается достаточно важный начальный этап отбывания наказания, пренебрегать которым, на наш взгляд, не следует. Во-вторых, сам срок в 20 суток не представляется кратким и вполне достаточен для грамотной реализации поставленных задач при проведении тех или иных мероприятий в
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2020
47
отношении осужденного. Также следует указать, что складывающаяся практика свидетельствует о нередких случаях нарушения предельного срока содержания в ТПП [1]. Это также подтверждается результатами проведенного нами исследования, в частности 22,2 % опрошенных сотрудников указали на то, что осужденные содержатся в ТПП более 20 суток.
Остановимся несколько подробней на особенностях применения средств исправления к осужденным в ТПП. Как известно, в части 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации [2] (УИК РФ) законодатель определил в числе средств исправления установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.
Раскрывая особенности организации режима в ТПП, следует обратиться к ряду нормативных правовых актов, регламентирующих данный вопрос. В частности, часть 7 статьи 76 УИК РФ устанавливает, что в ТПП осужденные содержатся на условиях отбывания наказания в исправительном учреждении, определенном по решению суда, а также с соблюдением требований, указанных в части 2 статьи 76 УИК РФ. Вместе с тем сравнение перечня категорий осужденных для раздельного содержания, определенных частью 2 статьи 76 УИК РФ и приказом Минюста России от 22.08.2014 № 179 [3] (далее - Приказ № 179), позволяет сделать вывод о существующей разнице. В части 2 статьи 76 УИК РФ закрепляются следующие категории для раздельного содержания осужденных: мужчины и женщины, женщины, имеющие детей, несовершеннолетние и взрослые, приговоренные к смертной казни и
другие категории осужденных, осужденные за совершение преступления в соучастии, осужденные, больные открытой формой туберкулеза или не прошедшие полного курса лечения венерического заболевания, а также страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Кроме указанных в УИК РФ категорий Приказ № 179 предполагает также разделять впервые осужденных и лиц, ранее отбывавших лишение свободы, при особо опасном и опасном рецидиве преступлений, осужденных к пожизненному лишению свободы, осужденных, которым в порядке помилования смертная казнь заменена на лишение свободы на определенный срок, осужденных, больных различными инфекционными заболеваниями. Перечисленные категории не указаны в части 2 статьи 76 УИК РФ, а значит, соблюдение требований раздельного содержания в ТПП, определенных Приказом № 179, по сути, будет противоречить положениям УИК РФ. Следовательно, с целью устранения выявленных противоречий необходимо исключить из Приказа № 179 дополнительные категории осужденных, которые должны содержаться раздельно в ТПП, так как их наличие противоречит положениям федерального законодательства.
Еще одним аспектом организации режима в ТПП является создание условий отбывания наказания осужденных. Как уже было сказано, такие условия в ТПП должны соответствовать тем, которые предусмотрены для вида исправительного учреждения, назначенного по решению суда. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 [4], содержат раздел XXIII, в котором определены особенности содержания осужденных в ТПП, в числе которых:
48
[email protected] www.or.fsin.su
- требования по оборудованию помещений ТПП коммунально-бытовыми объектами с обеспечением изоляции;
- закрепление за осужденными обязанности производить уборку помещений и прогулочного двора ТПП, а также представляться сотрудникам администрации исправительного учреждения и контролирующих органов;
- необходимость проведения с осужденными в ТПП воспитательной работы.
Логично предположить, что раз законодатель указал лишь на данные особенности содержания осужденных в ТПП, то остальные требования должны соответствовать требованиям, закрепленным в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений (ПВР ИУ). Однако анализ положений Приказа № 179 свидетельствует о наличии разногласий и в этом вопросе. В частности, указанный нормативный правовой акт определил, что осужденные в ТПП имеют право на помывку в душе не реже одного раза в неделю, в то время как ПВР ИУ устанавливают такую возможность не реже двух раз в семь дней.
Неясным остается вопрос и с перечнем предметов, вещей и продуктов питания, разрешенных осужденным в ТПП, так как в Приказе № 179 имеется ссылка на приложение № 1 к приказу Минюста России от 03.11.2005 № 205 [5], который утратил силу. Также Приказ № 179 содержит названия уже несуществующих должностей персонала учреждений УИС, например «оперативный дежурный», так как сейчас это «дежурный помощник начальника исправительного учреждения». В связи с этим следует устранить указанные несоответствия путем внесения изменений в Приказ № 179.
При прибытии в исправительное учреждение, в том числе и в ТПП, осужденный подвергается медицинскому осмот-
ру, в ходе которого на его теле могут быть выявлены какие-либо повреждения. В ПВР ИУ довольно четко определено, как в этой ситуации должен действовать персонал учреждения, в частности медицинский работник, проводивший осмотр, а также начальник учреждения, которому сообщается о факте обнаружения телесных повреждений у прибывшего осужденного. В указанных обстоятельствах весь алгоритм действий и перечень необходимой документации определен приказом Минюста России от 11.07.2006 № 250 [6]. Вместе с тем Приказ № 179 закрепляет совершенно иной перечень действий для персонала ТПП в случае подобной ситуации, определяя необходимость составления акта, который подписывает дежурный помощник начальника учреждения и медицинский работник, а также объяснения осужденного по данному факту. Исходя из этого, считаем целесообразным устранить указанные противоречия посредством внесения изменений в положения Приказа № 179 с указанием соответствующего законодательству алгоритма действий администрации учреждения, при котором функционирует ТПП.
С осужденными в период нахождения в ТПП в соответствии с приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 проводится воспитательная работа. Она представляет собой систему психолого-педагогических мер, способствующих исправлению осужденного, преодолению им личностных деформаций, его интеллектуальному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. Вместе с тем за короткий промежуток времени нахождения в ТПП невозможно реализовать весь комплекс обозначенных мер и достичь указанной цели. Поэтому у сотрудников УИС складывается мнение
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2020
49
о нецелесообразности и бессмысленности проведения воспитательной работы с данной категорией осужденных. По нашему мнению, для проведения воспитательной работы с осужденными в период их нахождения в ТПП необходимо определить реально достижимые ее цели, задачи, принципы, формы и содержание.
Целью воспитательной работы с осужденными в период нахождения в ТПП должна быть профилактика совершения осужденными новых преступлений как в местах лишения свободы, так и после освобождения, то есть выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Причинами нарушений установленного порядка отбывания наказания, а также совершения преступлений в ТПП могут быть конфликты среди осужденных, возникающие вследствие различных стилей общения, уровня образования и культуры, этнических и национальных особенностей, традиций криминальной субкультуры, наличия отрицательных психических состояний (ненависть, горе, стресс, фрустрация, состояние напряженности и другие), желание привлечь внимание сотрудников к своей персоне.
Как показало наше исследование, по отношению к осужденным, находящимся в ТПП, из методов воспитательного воздействия применяется только взыскание, не проводится диагностика психических состояний, а психологическая помощь оказывается только по их письменному заявлению.
В связи с этим можно сформулировать следующие задачи воспитательной работы:
- создание осужденным условий и возможностей для получения общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, самообразования, работы личности над собой
по осознанию собственной вины и причиненного вреда другим людям;
- формирование и развитие у осужденных стремления к занятию трудовой и общественно-полезной деятельностью, повышению собственного образовательного и культурного уровня;
- предотвращение дальнейшей криминализации личности, распространения криминальной субкультуры, экстремистских идей;
- сохранение, укрепление и поддержание социально полезных связей осужденных;
- развитие коммуникативных навыков, культуры общения;
- недопущение суицидов и членовредительства как демонстративно-шантажного вида, так и истинного.
Принципами воспитательной работы с осужденными в период их нахождения в ТПП являются следующие:
- систематичность и последовательность, основывающиеся на таких научных положениях, как «человек только тогда обладает правопослушным поведением, когда в его мозгу отражается система взаимосвязанных правовых понятий и норм»; «процесс исправления осуществляется тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов»; «если систематически не упражнять навыки, то они утрачиваются»; «если не соблюдать систему и последовательность в процессе исправления, то результаты предыдущей работы снижаются или утрачиваются»;
- индивидуальный подход к осужденному с учетом особенностей личности, совершенного преступления (преступлений);
- преемственность и непрерывность, что предполагает учет достигнутых ре-
50
[email protected] www.or.fsin.su
зультатов воспитательной работы с осужденным сотрудниками исправительных учреждений, их закрепление и продолжение работы по ранее составленному плану индивидуальной воспитательной работы с осужденным;
- соблюдение законности при использовании форм, методов и приемов воспитательной работы с осужденными;
- организация исправительного процесса на основе вовлечения осужденного в различные виды полезной деятельности: учебную, трудовую, по самообразованию.
Содержание воспитательной работы с осужденными, находящимися в ТПП, определяется тем, на каком этапе отбывания наказания они находятся. Так, на начальном этапе, когда они следуют к месту отбывания наказания из следственного изолятора, важно создать условия для адаптации к исправительному учреждению, разъяснить положения УИК РФ и ПВР ИУ. В работе с осужденными, перемещаемыми по тем или иным причинам в другое учреждение, уклон следует делать в сторону преемственности в направлениях работы с учетом характеристики осужденного по материалам личного дела, а также с учетом причин перевода, ориентировать их на социальную адаптацию и ресоциализацию.
Можно выделить следующие компоненты воспитательной работы с осужденными, находящимися в ТПП: диагностический (направлен на выявление отрицательных психических состояний, принадлежности к криминальной субкультуре, экстремистских идей, зависимостей, уровня конфликтности, других негативных явлений), практический (проведение индивидуальных и групповых форм воспитательной работы, применение психолого-педагогических методов с целью реализации цели и задач воспита-
тельной работы), прогностический (определение потенциальных возможностей дальнейшего поведения осужденного).
Как уже было отмечено, на основании положений УИК РФ осужденные в ТПП содержатся на условиях отбывания наказания исправительного учреждения, определенного решением суда, и с соблюдением требований раздельного содержания, а размещаются в запираемых помещениях. В связи с особенностями содержания осужденных в ТПП основной формой воспитательной работы является индивидуальная, которая предполагает продолжение изучения личности осужденного на основании данных, имеющихся в личном деле, внесение изменений (при необходимости) в план индивидуальной работы, проведение индивидуальных бесед.
Одной из задач воспитательной работы с осужденными, содержащимися в ТПП, является профилактика суицидов и суицидального поведения. С одной стороны, сотрудники УИС несут ответственность за сохранение жизни и здоровья осужденных, с другой - совершенные самоубийства осложняют оперативную обстановку и вызывают негативный общественный резонанс. Под суицидом понимается умышленное лишение себя жизни, а суицидальным поведением называют любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни [7]. Причинами суицидов среди осужденных являются потеря личного статуса, нарушение личностных ценностей, редкие встречи с родственниками и близкими людьми, напряженность в отношениях с ними, отсутствие разнообразного досуга и других естественных форм уменьшения напряжения, неудовлетворенная потребность в заинтересованном, сочувствую-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2020
51
щем собеседнике в связи со специфическими формами общения, отсутствие возможности трудиться и реализовывать свои способности в какой-либо деятельности. Эти причины обостряются личностными особенностями осужденных, такими как тревожность, обидчивость, импульсивность, агрессивность, раздражительность, замкнутость, эгоцентризм и другие.
Тематика бесед, направленных на профилактику суицидов и членовредительства, может быть следующей: «Сохранение социально полезных связей как способ выхода из сложной ситуации», «Отношение православной церкви к суицидам», «Формирование позитивного отношения к себе», «Жизнь человека - главная ценность», «Контроль своих чувств и эмоций», «Мои творческие способности и их развитие», «Стрессовые ситуации и как с ними справляться», «Здоровье человека и здоровый образ жизни».
Другой важной задачей воспитательной работы с осужденными, содержащимися в ТПП, является развитие их коммуникативных навыков. Коммуникативные навыки представляют собой поведенческий комплекс, который позволяет человеку устанавливать новые контакты, поддерживать общение, сохранять отношения, разрешать конфликты, защищаться от манипуляций, понимать окружающих, их мотивы и реакции. С учетом краткости пребывания осужденных в ТПП развитию коммуникативных навыков будут способствовать индивидуальные и групповые беседы, просмотр документальных и художественных фильмов соответствующей тематики по кабельному телевидению, наглядные пособия в виде стендов и брошюр, размещенные в местах нахождения осужденных. Тематика бесед, информация на стендах и брошюрах могут быть следующими: «Умение слушать и слышать
собеседника», «Вербальные и невербальные средства общения», «Развитие умений не допускать конфликт», «Эффективные способы общения» и другие.
Проведение воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы, осложняется тем, что многие из них имеют различные зависимости. В связи с этим в ТПП необходимо проводить беседы и оформлять информационные стенды и брошюры, направленные на сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни. Тематика может быть следующей: «Понятие и значение здорового образа жизни», «Ответственность за употребление алкогольных и наркотических веществ в исправительном учреждении», «Профилактика вредных привычек», «Профилактика ВИЧ-инфекции» и другое.
Учитывая особенности социального опыта осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в программу индивидуальной воспитательной работы необходимо включить знания о себе, о правах, обязанностях, санкциях, о способах регулирования отношений с окружающими; об особенностях различных жизненных позиций, о закономерностях общения и правилах организации жизнедеятельности; знания о компетенциях, которые необходимы для жизни в сообществе, выполнения обязанностей развития по социальным контактам; знания правил поведения в обществе, четкой границы между «правами», «правилами», «договоренностями».
В воспитательной работе с осужденными, содержащимися в ТПП, может быть использована такая форма, как индивидуальное чтение. Осужденные, содержащиеся в ТПП, согласно положениям Приказа № 179, обеспечиваются книгами и журналами из библиотеки учреждения, при котором соз-
52
[email protected] www.or.fsin.su
дан ТПП. Список литературы должен быть тщательно подобран и соответствовать целям воспитательной работы.
Важную роль в воспитательной работе играет религиозное воспитание осужденных. Чаще всего осужденные, находящиеся в ТПП, не имеют возможности посещать храмы. Вместе с тем, как показывает опыт ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Приморскому краю, осужденные охотно пользуются услугами молельной комнаты, которая функционирует непосредственно в ТПП.
Столь широкий круг вопросов, который должен быть решен с помощью воспитательной работы, выявляет проблему ее кадрового обеспечения. В связи с этим представляется необходимым закрепление за ТПП начальника отряда, психолога и специалиста по социальной работе с осужденными.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на уголовно-исполнительную систему возлагается задача обеспечения общего образования осужденных к лишению свободы. Кроме того, получение общего образование отнесено к одному из основных средств исправления осужденных. Осужденные в ТПП могут получать образование в форме самообразования, которое представляет собой приобретение человеком нужных знаний, навыков и умений посредством самостоятельных занятий вне какой-либо учебной организации и без помощи учителя. Для этого можно использовать бесплатные обучающие сайты в сети Интернет, электронные библиотечные системы, библиотеки учреждения.
В настоящее время в следственных изоляторах создаются условия для получения несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми общего образования с применением дистанционного обучения на
основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 17.06.2019 № 113/306 «Об утверждении Порядка обеспечения администрацией мест содержания под стражей условий для получения несовершеннолетними лицами, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей, начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования и Порядка оказания администрацией мест содержания под стражей помощи в получении несовершеннолетними лицами, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей, начального общего, основного общего и среднего общего образования» [8]. В этих целях администрация следственных изоляторов должна обеспечить наличие персональных компьютеров с возможностью доступа к образовательным программам в интернете с учетом установленных в учреждении режимных требований; хранение учебных наглядных пособий, учебников, письменных принадлежностей, учебной литературы, технических средств обучения; предоставление помещения для самоподготовки несовершеннолетних, оборудование, мебель и учебные наглядные пособия. Для организации образовательной деятельности привлекаются, в том числе на договорной основе, педагогические работники общеобразовательных организаций субъекта Российской Федерации, созданной при учреждении уголовно-исполнительной системы и (или) близлежащей муниципальной (государственной) образовательной организации. Несовершеннолетние осужденные в период нахождения в ТПП также могли бы пользоваться созданными в следственном изоляторе условиями для получения образования. Для этого необходимо выделить время в распорядке дня и обеспечить
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2020
53
раздельное обучение осужденных к лишению свободы и несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых. Таким образом будет обеспечена их полезная занятость, не будет нарушен принцип преемственности обучения, а в процессе обучения несовершеннолетние не только получат знания, но и повысят свой культурный уровень.
Общественно полезный труд является еще одним из средств исправления, применяемых к осужденным, важность которого велика и для лиц, содержащихся в ТПП. Результаты проведенного нами исследования показали, что большинство сотрудников считают целесообразным привлекать содержащихся в ТПП осужденных к труду по благоустройству его территории (88 %), но ни один из опрошенных не указал, что такая деятельность в ТПП проводится. Приказ № 179 предполагает создание и функционирование ТПП автономно от учреждения, на базе которого он действует. Однако анализ практики деятельности учреждений, при которых созданы ТПП, и проведенное нами исследование свидетельствуют о том, что данное требование реализуется далеко не везде: например, в следственных изоляторах под содержание осужденных в ТПП выделяются лишь отдельные камеры в общих корпусах, на что указали большинство опрошенных сотрудников.
Воспитательное значение общественно полезного труда как средства исправления состоит в том, что он предохраняет человека от деградации, организует психику, наполняет жизнедеятельность определенной целью, создает условия для полноценного межличностного общения. Хорошо организованный труд - мостик связи человека с обществом. Еще Ф. М. Достоевский отмечал, что арестанты без работы похожи на пауков в склянке, которые готовы поесть друг друга.
На наш взгляд, организация изолированных участков ТПП с размещением на их территории необходимых коммунально-бытовых объектов, обеспечивающих автономное функционирование ТПП, позволит расширить формы использования труда содержащихся там осужденных в сравнении с фактически одной закрепленной законодательно в ПВР ИУ и реализуемой сегодня уборкой помещений и прогулочного двора. И если говорить об организации оплачиваемой трудовой деятельности в условиях ТПП довольно сложно и, скорее всего, нецелесообразно, учитывая срок содержания осужденных, то неоплачиваемый общественно полезный труд будет способствовать формированию необходимых навыков, позволит организовать свободное время осужденных, исключит необходимость вовлечения в обслуживание территории ТПП осужденных, отбывающих в учреждении наказание (например, в следственном изоляторе - осужденных, оставленных для хозяйственного обслуживания). При этом, безусловно, привлечение осужденных в ТПП к общественно полезному труду должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства.
Общественное воздействие на осужденных, содержащихся в ТПП, могут оказывать представители официальных религиозных организаций, что не противоречит действующему законодательству. Представители различных общественных организаций, посещающие учреждения, на базе которых созданы и функционируют ТПП, могут проводить работу с содержащимися там осужденными. Определяя наиболее приоритетные направления и формы такой деятельности, следует указать, что представителями общественности могут проводиться мероприятия, призванные помочь в адаптации к условиям лишения
54
[email protected] www.or.fsin.su
свободы и направленные на социальную адаптацию, ресоциализацию осужденных, готовящихся к освобождению. К числу мероприятий, направленных на помощь в адаптации к условиям лишения свободы, снятие страха отбывания наказания, можно отнести, например, мероприятия, проводимые представителями центров по профилактике и борьбе со СПИДом. Это могут быть лекции, беседы и иные формы работы. Для осужденных, нуждающихся в лечении от наркомании и алкоголизма, могут проводиться групповые мероприятия с участием сотрудников центров лечения наркозависимости, также разъясняется возможное их дальнейшее сопровождение после освобождения из мест лишения свободы, что затрагивает уже вопросы ресо-циализации, профилактики рецидива.
Осужденные, содержащиеся в ТПП и находящиеся на этапе подготовки к освобождению, заинтересованы также в Ф решении вопроса трудоустройства после
отбытия наказания, в связи с чем представители центров занятости населения могут проводить для них разъяснительные беседы, лекции по данному направлению, а также ярмарки вакансий.
Таким образом, рассмотрев особенности применения средств исправления к лицам, содержащимся в ТПП, мы пришли к
выводу о необходимости и целесообразности обеспечения непрерывности, преемственности процесса исправления осужденного с момента вступления приговора в законную силу. Персонал учреждений и органов ФСИН России должен реализовы-вать в отношении каждого осужденного, прибывающего в учреждение, мероприятия всех возможных направлений с учетом особенностей личности, невзирая на продолжительность пребывания там. Часто же, как показали в том числе результаты проведенного нами исследования, сотрудники каждого учреждения уголовно-исполнительной системы позиционируют себя не как часть системы, а как обособленную, отдельную единицу, готовую реали-зовывать свои функции в полном объеме лишь при наличии условий определенной стабильности пребывания осужденного.
Однако отметим, что указанная ситуация складывается не только в силу определенного отношения к своим обязанностям персонала учреждений ФСИН России, но и ввиду объективных причин, связанных с несовершенством нормативно-правового регулирования вопросов содержания осужденных в ТПП и применения к ним различных средств исправления, а также отсутствия необходимых материально-бытовых условий и иных причин. ф
1. Решение Кировского районного суда г. Иркутска № 2-1297/2016 от 10.05.2016 по делу № 2-1297/2016 // Архив Кировского районного суда г. Иркутска за 2016 год.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ : принят Гос. Думой 18.12.1996 (ред. от 27.12.2019) // СЗ РФ. 13.01.1997. № 2, ст. 198 ; 30.12.2019. № 52 (ч. I), ст. 7812.
3. Об утверждении Порядка создания, функционирования и ликвидации транзитно-пере-сыльных пунктов при исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 22.08.2014 № 179 // Российская газета. 2014. 24 сентября (№ 217).
4. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений : приказ Минюста России от 16.12.2016 № 295 (ред. от 27.06.2019) // Официальный интернет-пор-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2020 55
тал правовой информации. 27.12.2016. № 0001201612270032. URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001201612270032 ; 05.07.2019. № 0001201907050027. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201907050027 (дата обращения: 01.02.2020).
5. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений : приказ Минюста России от 03.11.2005 № 205 (утратил силу) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 21.11.2005. № 47.
6. Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях : приказ Минюста России от 11.07.2006 № 250 (ред. от 15.08.2016) // Российская газета. 2006. 5 августа (№ 171) ; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 12.09.2016. № 37.
7. Социальная педагогика / под ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. М., 2012. С. 320.
8. Об утверждении Порядка обеспечения администрацией мест содержания под стражей условий для получения несовершеннолетними лицами, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей, начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования и Порядка оказания администрацией мест содержания под стражей помощи в получении несовершеннолетними лицами, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей, начального общего, основного общего и среднего общего образования : приказ Минюста России и Минпросвещения России от 17.06.2019 № 113/306 // Официальный интернет-портал правовой информации. 11.09.2019. № 0001201909110013. URL: http: //publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201909110013 (дата обращения: 11.11.2019).
1. Decision of the Kirovsky District Court of Irkutsk No. 2-1297/2016 dated 10.05.2016 in the case No. 2-1297/2016 // Archive of the Kirovsky District Court of Irkutsk for 2016.
2. The Criminal and Executive Code of the Russian Federation of 08.01.1997 No. 1-FZ : adopted by the State Duma on December 18, 1996 (as amended on December 27, 2019) // Code of laws of the Russian Federation. 13.01.1997. No. 2, Art. 198 ; 30.12.2019. No. 52 (part. I), Art. 7812.
3. On the approval of the Procedure for the Creation, Functioning and Liquidation of Transit Points at Correctional Institutions and Pre-trial Detention Centers of the Penal System : Order of the Ministry of Justice of Russia dated 22.08.2014 No. 179 // Rossiyskaya Gazeta. 2014. December 24 (No. 217).
4. On approval of the Internal Rules of Correctional Institutions : Order of the Ministry of Justice of Russia dated 16.12.2016 No. 295 (as amended on June 27, 2019) // Official Internet portal of legal information. 27.12.2016. No. 0001201612270032. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document /View/0001201612270032 ; 05.07.2019. No. 0001201907050027. URL: http://publication.pravo.gov.ru /Document/View/0001201907050027 [Accessed 1st February 2020].
5. On the approval of the Internal Rules of Correctional Institutions : Order of the Ministry of Justice of Russia dated 03.11.2005 No. 205 (expired) // Bulletin of regulatory acts of federal executive bodies. 21.11.2005. No. 47.
6. On approval of the Instructions on the Reception, Registration and Verification in Institutions and Bodies of the Penal System of Reports of Crimes and Incidents : Order of the Ministry of Justice of Russia dated 11.07.2006 No. 250 (as amended on August 15, 2016) // Rossiyskaya Gazeta. 2006. August 5 (No. 171) ; Bulletin of regulatory acts of federal executive bodies. 12.09.2016. No. 37.
7. Edited by Zagvyazinsky, V. I., Selivanova, O. A. (2012) Social pedagogy. Moscow, p. 320.
8. On the approval of the Procedure for ensuring by the administration of places of detention in custody of the necessary conditions for receiving by minors, both suspects and defendants, kept in custody, of primary, basic, general and secondary education in the form of self-education and the Procedure for the provision of assistance by the administration of places of detention of minors, both suspects and defendants, in receiving primary, basic, general and secondary general education : Order of the Ministry of Justice of Russia and Ministry of Education of Russia dated 17.06.2019 No. 113/306 // Official Internet portal of legal information. 11.09.2019. No. 0001201909110013. URL: http: //publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201909110013 [Accessed 11th November 2019].
56 [email protected] www.or.fsin.su