Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ'

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1890
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CORRECTION OF CONVICTS / THE MAIN MEANS OF CONVICTS CORRECTION / REGIME / EDUCATIONAL WORK / SOCIALLY USEFUL WORK / GENERAL EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING / SOCIAL IMPACT / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ / РЕЖИМ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ветошкин С. А.

В статье обоснована значимость соотношения определенности цели и средств ее достижения как основных критериев оценки результатов деятельности профессиональных организаций, к которым относится уголовно-исполнительная система Российской Федерации. Проведен критический анализ нормативных формулировок цели и основных средств исправления в российском уголовно-исполнительном законодательстве, выявлены проблемные аспекты и логические несоответствия их педагогического содержания. Предложены авторские формулировки цели исправления осужденных в качестве процесса и его результата, а также обосновано содержание основных средств исправления осужденных. Сформулированы и определены принципы исправления осужденных, позволяющие оптимизировать и интенсифицировать исправительный процесс в пенитенциарных учреждениях. Обозначена необходимость повышения качества профессионального образования педагогов для работы в пенитенциарных учреждениях на основе научных исследований в пенитенциарной педагогике и юриспруденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN MEANS OF CONVICTS CORRECTION IN THE RUSSIAN PENAL LEGISLATION

The article substantiates the significance of the ratio between the certainty of the goal and the means of its achievement as the main criteria for assessing the results of activities of professional organizations, which include the penal system of the Russian Federation. A critical analysis of the normative formulations of the goal and the main means of correction in the Russian penal legislation was carried out, problematic aspects and logical inconsistencies of their pedagogical content were identified. The author's formulations of the purpose of correction of convicted persons as a process and its result are proposed, and the content of the basic means of convicts’ correction is substantiated. The principles of correction of convicts are formulated and defined, which allow optimizing and intensifying the correction process in penal institutions. The necessity of improving the quality of professional education of teachers to work in prisons on the basis of scientific research in penal pedagogy and law is indicated.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»



НАУЧНЫЙ РАЛЗДЕЛ

УДК 343.8

С. А. ВЕТОШКИН

профессор кафедры права Института гуманитарного и социально-экономического образования ФГАОУ ВО «РГППУ», доктор педагогических наук

Екатеринбург

SERGEI A. VETOSHKIN

Professor of the Department of Law of the Institute of Humanitarian and Socio-Economic Education of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Russian State Pedagogical University», Doctor of Pedagogy

Ekaterinburg

Основные средства исправления осужденных в российском уголовно-исполнительном законодательстве

Main means of convicts correction in the Russian penal legislation

Аннотация. В статье обоснована значимость соотношения определенности цели и средств ее достижения как основных критериев оценки результатов деятельности профессиональных организаций, к которым относится уголовно-исполнительная система Российской Федерации. Проведен критический анализ нормативных формулировок цели и основных средств исправления в российском уголовно-исполнительном законодательстве, выявлены проблемные аспекты и логические несоответствия их педагогического содержания. Предложены авторские формулировки цели исправления осужденных в качестве процесса и его результата, а также обосновано содержание основных средств исправления осужденных. Сформулированы и определены принципы исправления осужденных, позволяющие оптимизировать и интенсифицировать исправительный процесс в пенитенциарных учреждениях. Обозначена необходимость повышения качества профессионального образования педагогов для работы в пенитенциарных учреждениях на основе научных исследований в пенитенциарной педагогике и юриспруденции.

Abstract. The article substantiates the significance of the ratio between the certainty of the goal and the means of its achievement as the main criteria for assessing the results of activities of professional organizations, which include the penal system of the Russian Federation. A critical analysis of the normative formulations of the goal and the main means of correction in the Russian penal legislation was carried out, problematic aspects and logical inconsistencies of their pedagogical content were identified. The author's formulations of the purpose of correction of convicted persons as a process and its result are proposed, and the content of the basic means of convicts' correction is substantiated. The principles of correction of convicts are formulated and defined, which allow optimizing and intensifying the correction process in penal institutions. The necessity of improving the quality of professional education of teachers to work in prisons on the basis of scientific research in penal pedagogy and law is indicated.

4

[email protected] www.or.fsin.su

Ключевые слова: исправление осужденных, основные средства исправления осужденных, режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, общее образование, профессиональное обучение, общественное воздействие.

Key words: correction of convicts, the main means of convicts correction, regime, educational work, socially useful work, general education, vocational training, social impact.

Исправление осужденных (лиц, совершивших преступления и наказанных судом) является одной из самых сложных и актуальных педагогических целей, требующей для своего достижения наличия научно обоснованных средств и нормативно-правового обеспечения в сочетании с эффективной профессиональной деятельностью сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Необходимый арсенал основных средств исправления осужденных, предусмотренный действующим уголовно-исполнительным законодательством, должен являться важнейшим условием получения положительного результата всей исправительной деятельности, осуществляемой в уголовно-исполнительной системе.

Осужденные как объект исправительного воздействия характеризуются крайней степенью педагогической запущенности и общественной опасности, представляют реальную угрозу как для общества, так и для нормального функционирования государственных институтов, призванных обеспечивать удовлетворительный уровень общественной безопасности.

Реализация неотъемлемых прав человека на личную безопасность и на социальный порядок зависит в том числе и от научно-практических достижений в данной педагогической сфере, связанной с необходимостью исправления осужденных.

Перед пенитенциарной педагогикой, предметом исследования которой являются закономерности исправительного процесса осужденных, стоит задача компенсировать пробелы и огрехи всех иных педагогических отраслей, начиная с семейной, школьной педагогики и заканчивая андрогогикой, коррекционной и профессиональной педагогикой.

Неоценимый вклад в становление и развитие отечественной пенитенциарной педагогики внес А. С. Макаренко, творческое наследие которого востребовано не только в России, но и во многих странах Западной Европы.

Современные ученые-пенитенциари-сты также вносят свой вклад в теорию и практику пенитенциарной педагогики, исследуя в том числе и средства исправления осужденных. Среди них необходимо особо отметить А. И. Зубкова, М. П. Стурову [1]; В. М. Литвишкова,

A. В. Митькину [2]; Н. А. Тюгаеву [3]; Э. В. Зауторову [4]; О. В. Кириллову, Т. В. Кириллову [5]; А. В. Горожанина,

B. В. Маслова, Ю. Л. Бондарцову [6]; М. В. Киселева, Н. Н. Ивашко [7]; Н. В. Карпунину [8]; Г. В. Строеву [9].

Учитывая, что исправление осужденных в пенитенциарных учреждениях осуществляется в строгих рамках действия уголовно-исполнительного законодательства, данное законодательство, регулируя основные средства исправления осужденных, составляет предмет исследования не только правоведов, но и педагогов.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2020

5

Решение проблемы организации эффективной исправительной деятельности в пенитенциарных учреждениях связано не только с уровнем профессиональной подготовки педагогов и юристов, специализирующихся в данной сфере, но и с качеством уголовно-исполнительного законодательства, нормативный текст которого должен быть точным и ясным, а используемые в законодательстве определения должны по своей сути соответствовать юридическим и педагогическим целям.

Нормативное определение педагоги-ко-правовых средств исправительного воздействия на осужденных в пенитенциарных учреждениях нуждается в постоянных научных исследованиях в целях повышения эффективности труда практических работников уголовно-исполнительной системы и дальнейшего совершенствования их деятельности.

Профессиональная деятельность по исправлению осужденных будет востребована государством еще на протяжении длительного времени - пока существует преступность, и ни одна другая деятельность не требует такого гармоничного сочетания педагогических и правовых знаний.

Осуществленный в данной статье пе-дагогико-правовой анализ действующего уголовно-исполнительного законодательства, связанного с обеспечением исправления осужденных, призван устранить в нем пробелы и логические несоответствия, обеспечить приращение новых научных знаний и оказать практическую помощь специалистам пенитенциарных учреждений.

Перед проведением критического анализа законодательно установленных средств исправления осужденных, их научной и нормативной определенности

нужно кратко рассмотреть определенность цели исправления осужденных. Н. Смелзер приводит типологию Д. Том-сона, который исходил из того, что любая организация - это целевая система, создаваемая для достижения определенных целей, и в зависимости от соотношения определенности целей и средств достижения целей выделял четыре типа организации:

- определенная цель, определенные средства достижения цели;

- определенная цель, неопределенные средства достижения цели;

- неопределенная цель, определенные средства достижения цели;

- неопределенная цель, неопределенные средства достижения цели [10].

Цель исправления осужденных сформулирована в части 1 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ): это формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения [11].

Подобное нормативное определение цели исправления осужденных нельзя признать точно отражающим его сущность, так как осуждению за совершенное преступление предшествует не неуважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, а преступление, то есть виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) под угрозой наказания (часть 1 статьи 14 УК РФ) [12].

В этой связи логичным будет признать под процессом исправления осужденных формирование у них правопослушного поведения, а под предполагаемым резуль-

[email protected] www.or.fsin.su

6

татом данного процесса (целью) - отказ осужденных от совершения новых преступлений. Более подробные суждения по данному поводу изложены автором в статье «Пенитенциарная педагогика» в Большой российской энциклопедии [13].

Определив сущность цели исправления осужденных, необходимо определить и основные средства исправления осужденных, которые имеют свое нормативное закрепление в части 2 статьи 9 УИК РФ: «Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие» [11].

При анализе определенности цели исправления осужденных и определенности средств достижения данной цели нужно установить научную принадлежность цели, для достижения которой применяются эти средства.

Цель исправления осужденных по своей природе является педагогической целью, разновидностью воспитательной цели, достигаемой воспитательными (исправительными) средствами.

Данную цель можно рассматривать в рамках общей педагогики, социальной педагогики (социализация личности) или коррекционной педагогики (коррекция поведения), но более логично будет рассматривать цель исправления осужденных в рамках пенитенциарной (исправительной) педагогики, исследующей и применяющей педагогические средства для исправления осужденных.

Установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим) не может быть основным средством исправления, так как режим является лишь сред-

ством достижения дисциплины, на что справедливо указывал А. С. Макаренко: «Если дисциплина есть результат всей воспитательной работы, то режим есть только средство, только способ воспитания. ... Дисциплинированным человеком мы имеем право назвать только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества. В нашем обществе недисциплинированность, недисциплинированный человек - это человек, выступающий против общества, и мы рассматриваем его не только с точки зрения внешнего технического удобства, но и с точки зрения политической и нравственной. Такое понимание дисциплины необходимо иметь каждому педагогу и воспитаннику» [14].

Рассуждая о полезном для общества поведении, А. С. Макаренко становится на позицию французского философа-просветителя Вольтера, полагавшего, что «добродетель и порок, моральное добро и зло во всех странах определяются тем, полезно или вредно данное явление для общества» [15]. К этому следует только добавить, что преступное поведение уже по своему определению во всех странах и во все времена признавалось вредным для общества.

В пенитенциарной педагогике под дисциплинированным человеком следует понимать человека, не совершающего преступления, обладающего дисциплинированным поведением в сфере уголовно-правовых отношений, что и должно являться целью всей воспитательной (исправительной) работы в уголовно-исполнительной системе.

В переводе с латинского языка «дисциплина» (disciplina) - это «обучение», «воспитание» [16]. Дисциплинированный человек - это прежде всего воспитанный

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2020

7

человек, поведение которого является позитивным результатом педагогического воздействия, включающего в себя и воспитание, и обучение, и иные педагогические средства.

Возвращаясь к части 2 статьи 9 УИК РФ, нужно иметь в виду, что режим, а равно и общественно-полезный труд не являются основными средствами исправления осужденных, а могут быть только факторами нравственно-правового и трудового воспитания, и только в той мере, в какой они соответствуют достижению цели исправления осужденных. Режим, если он не способствует формированию правопослушного поведения, а лишь унижает и озлобляет осужденных, не может быть фактором нравственно-правового воспитания.

Из недавнего гулаговского прошлого уголовно-исполнительной системы известно, что и общественно полезный труд, изматывающий, подрывающий здоровье, отнимающий жизнь у осужденных, плохо оплачиваемый или неоплачиваемый вообще, не может быть средством исправления. В трудовом воспитании общественно полезный труд является лишь неотъемлемым компонентом и фактором, но только с теми характеристиками, которые необходимы для его воспитательного воздействия. На это обращал внимание А. С. Макаренко, указывая, что «в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» [17].

В русском языке существуют понятия, используемые только в их позитивном значении: это «воспитание», «исправление» и другие. Понятия «режим» и «общественно полезный труд» не имеют сами по себе такого значения и могут его приобретать только в рамках соответствующих видов воспитания и быть органично включенными в него.

Необходимо особо остановиться на таком основном средстве исправления осужденных, как воспитательная работа (часть 2 статьи 9 УИК РФ). В части 1 статьи 110 УИК РФ сказано, что в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению [11]. Следует понимать, что данные виды воспитания не просто способствуют исправлению осужденных, а являются основными средствами их исправления, используемыми в рамках воспитательной работы. По данному поводу А. С. Макаренко высказался вполне определенно: «Под дисциплиной мы будем понимать общий результат всей воспитательной работы» [18].

Законодатель в части 2 статьи 9 УИК РФ нарушил логику соотношения общего и частного, перечисляя режим и общественно полезный труд в одном ряду с воспитательной работой, включающей в себя все виды воспитательного воздействия: нравственное воспитание, правовое воспитание (с элементами режима), трудовое воспитание (с элементами общественно-полезного труда).

Получение общего образования и профессиональное обучение вполне могут быть основными средствами исправления осужденных, но профессиональное обучение необходимо дополнить получением профессионального образования. Среднее профессиональное образование осужденных предусмотрено частью 1 статьи 108 УИК РФ и статьей 16 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [19]. Получение осужденными высшего образования по заочной форме уже давно практикуется в исправительных учреждениях.

[email protected] www.or.fsin.su

8

В данном случае фразу в части 2 статьи 9 УИК РФ «получение общего образования, профессиональное обучение» необходимо изложить, объединив виды образования, в следующей редакции: «получение общего, профессионального образования и профессионального обучения».

По поводу такого основного средства исправления осужденных, как общественное воздействие, необходимо заметить, что человек испытывает его всегда, но не всегда оно бывает позитивным и имеет исправительное воздействие.

Общественное воздействие в исправительном учреждении можно подразделять на внешнее и внутреннее (внутри коллектива). Внешнее исправительное общественное воздействие зависит от качества организации данной деятельности администрацией исправительного учреждения: это встречи с интересными людьми, способными оказывать воспитательное воздействие на осужденных, организация работы студий, кружков, проведение концертов, выставок с привлечением к этой работе представителей общественности.

Наиболее эффективным исправительным общественным воздействием может обладать коллектив осужденных исправительного учреждения. Вся воспитательная система А. С. Макаренко была основана на воспитании в коллективе и через коллектив. Опыт А. С. Макаренко по привлечению коллектива к воспитанию своих членов многократно доказал свою эффективность, но, к сожалению, он практически не используется в современных условиях.

Свою отрицательную роль в данном вопросе сыграло законодательное решение 2011 года об исключении из УИК РФ статьи 111, регулировавшей деятельность самодеятельных организаций осужденных к лишению свободы.

Такое решение превратило всех осужденных в однородную массу - объект исправительного воздействия, лишив при этом администрацию правовой возможности их дифференциации и опоры на наиболее здоровые силы коллектива осужденных. Такая ситуация не позволяет в полной мере использовать в исправительном процессе общественное воздействие коллектива. Наоборот, осужденный, попадая в исправительное учреждение, в котором царят криминальные порядки, часто испытывает негативное общественное воздействие, не имеющее ничего общего с задачей его исправления. Таких «исправительных» учреждений в уголовно-исполнительной системе, как и такого общественного воздействия, быть не должно - это противоречит цели уголовного наказания и уголовно-исполнительного законодательства в целом.

Именно участием в общественной жизни исправительного учреждения, приобщением к правопослушному образу жизни, помощью администрации пенитенциарного учреждения во всех сферах его жизнедеятельности осужденный может реально доказать свое исправление и быть не только объектом воспитательной работы, но и ее субъектом. Любая педагогическая цель (обучение, воспитание, образование, исправление) может достигаться только при объединении усилий субъектов и объектов данных процессов, и это в полной мере распространяется на достижение цели исправления осужденных.

Например, педагогическому работнику невозможно достичь цели обучения учеников, если его задача - обучить учеников не будет объединена с задачей учеников - обучиться.

Поэтому крайне необходимо вернуть в УИК РФ статью 111 и включить в часть 1 статьи 175 УИК РФ в качестве сведе-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2020

9

ний, свидетельствующих об исправлении осужденного, сведения об участии в общественной жизни исправительного учреждения.

Кроме этого, в основные средства исправления осужденных необходимо включить систему поощрений и взысканий, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством, имея в виду, что кроме поощрений и взысканий, перечисленных в статьях 113, 115 УИК РФ, в нее должны входить изменение условий содержания, вида режима исправительного учреждения, условно-досрочное освобождение, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания и другие. Также в этот перечень следует добавить помощь в социальной реабилитации и иное педагогическое стимулирование правопослушного поведения осужденных, учитывая, что все основные средства исправления осужденных являются по своей сути педагогическими стимулами их правопослушного поведения.

В свете изложенного часть 2 статьи 9 УИК РФ может быть сформулирована следующим образом: «Основными средствами исправления осужденных являются: воспитательнаяработа; получение общего, профессионального образования и профессионального обучения; участие в общественной жизни исправительного учреждения; система поощрений и взысканий; помощь в социальной реабилитации и иное педагогическое стимулирование пра-вопослушного поведения осужденных».

Любая профессиональная деятельность, а тем более педагогическая, должна иметь свою принципиальную основу. Исправительное воздействие на осужденных также не является исключением из данного ряда и нуждается в понятных, обоснованных и немногочисленных принципах, позволяющих оптимизиро-

вать и интенсифицировать деятельность по их исправлению.

В качестве таких принципов исправительного воздействия следует предложить:

1) принцип единого коллектива, предполагающий объединение усилий сотрудников уголовно-исполнительной системы и иных субъектов исправления с усилиями осужденных при достижении цели исправления;

2) принцип адекватного реагирования, подразумевающий соразмерное реагирование поощрениями и наказаниями на поведение осужденных при формировании их правопослушного поведения;

3) принцип расширенного стимулирования, отражающий все педагогические достижения прогрессивной системы исправления осужденных, при которой условия их содержания и реализация наиболее значащих для них педагогических стимулов ставятся в прямую зависимость от их правопослушного поведения;

4) принцип позитивного приобщения, состоящий в постоянном приобщении осужденных к позитивной деятельности (обучению, образованию, искусству, культуре, профессиональному труду и другой). Учитывая, что человеческая природа не терпит пустоты, отсутствие в ней позитивного содержания всегда заполняется негативным.

Более подробно данные принципы обоснованы автором в диссертации «Пенитенциарная педагогика как наука и область практической деятельности» (2002) [20].

Подводя краткие итоги, следует отметить следующее:

- нормативная цель исправления осужденных по своей природе является педагогической целью (разновидностью воспитательной цели), достигаемой воспитательными (исправительными) средствами;

10

[email protected] www.or.fsin.su

- под процессом исправления осужденных следует понимать формирование у них правопослушного поведения, а под положительным результатом этого процесса - отказ осужденных от совершения новых преступлений;

- основными средствами исправления осужденных являются воспитательная работа, получение общего, профессионального образования и профессионального обучения,

участие в общественной жизни исправительного учреждения, система поощрений и взысканий, помощь в социальной реабилитации и иное педагогическое стимулирование право-послушного поведения осужденных;

- исправление осужденных необходимо осуществлять на основе принципов единого коллектива, адекватного реагирования, расширенного стимулирования и позитивного приобщения. ф

1. Исправительная (пенитенциарная) педагогика : учебник для слушателей и курсантов учебных заведений МВД РФ / под ред. А. И. Зубкова, М. П. Стуровой. Рязань : РВШ МВД РФ, 1993. 248 с.

2. Литвишков В. М., Митькина А. В. Пенитенциарная педагогика : курс лекций. М. : Московский психолого-социальный институт, 2004. 400 с.

3. Стурова М. П., Тюгаева Н. А. Пенитенциарная педагогика : курс лекций. Рязань : Академия ФСИН России, 2010. 424 с.

4. Зауторова Э. В. Пенитенциарная педагогика : учебное пособие. Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2013. 356 с.

5. Блок Р. И., Горностаев С. В., Игорева Э. Н., Кириллова О. В., Кириллова Т. В. и др. Превентивная и пенитенциарная педагогика: исторический анализ и современные технологии : коллективная монография / под ред. О. В. Кирилловой, Т. В. Кирилловой. Чебоксары, 2015. 252 с.

6. Горожанин А. В., Маслов В. В., Бондарцова Ю. Л. Пенитенциарная педагогика : курс лекций. Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2008. 175 с.

7. Киселев М. В., Ивашко Н. Н. Пенитенциарная педагогика : учебное пособие. Новокузнецк : Кузбасский институт ФСИН России, 2013. 100 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Карпунина Н. В. Пенитенциарная педагогика : учебное пособие. Владимир, 2005. 107 с.

9. Строева Г. В. Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений : монография. М., 2015. 260 с.

10. Смелзер Н. Социология / пер. с англ. М. : Феникс, 1994. С. 218.

11. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.12.1019) // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_12940/ (дата обращения: 15.03.2020).

12. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 15.03.2020).

13. Ветошкин С. А. Пенитенциарная педагогика // Большая российская энциклопедия : в 35 т. / председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов ; отв. ред. С. Л. Кравец. Т. 25 : П - Пертурбационная функция. М. : Большая российская энциклопедия, 2014. С. 568-569.

14. Макаренко А. С. Дисциплина // Макаренко А. С. Сочинения : в 7 т. Т. 4. : Книга для родителей : лекции о воспитании детей. Выступления по вопросам семейного воспитания. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1957. С. 362-363.

15. Вольтер. Избранные афоризмы // Мир Афоризмов : [сайт]. URL: http://aphoristic-world.ru/ aphoristic-world/authors/1378-volter.html (дата обращения: 07.03.2019).

16. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / авт.-сост. В. А. Мижериков ; под. ред. П. И. Пидкасистого. Ростов н/Д. : Феникс, 1998. С. 126.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2020

17. Макаренко А. С. Указ. соч. С. 395.

18. Макаренко А. С. Указ. соч. С. 363.

19. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : закон Рос. Федерации от 21.07.1993 № 5473-I (ред. от 27.12.2019) // Правовой Сервер Кон-сультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4645/ (дата обращения: 15.03.2020).

20. Ветошкин С. А. Пенитенциарная педагогика как наука и область практической деятельности : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002.

1. Ed. by Zubkov, A. I., Sturova, M. P. (1993) Correctional (penitentiary) pedagogy : a textbook for students and cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Ryazan : Ryazan Higher School of the MIA of Russia, 248 p.

2. Litvishkov, V. M., Mit'kina, A. V. (2004) Prison pedagogy : course of lectures. M. : Moscow Psychological and Social Institute, 400 p.

3. Sturova, M. P., Tyugaeva N. A. (2010) Prison pedagogy : a course of lectures. Ryazan : Academy of the FPS of Russia, 424 p.

4. Zautorova, E. V (2013) Prison pedagogy : a course of lectures. Vologda : VILE of the FPS of Russia, 356 p.

5. Block, R. I., Gornostaev, S. V., Igoreva, E. N., Kirillova, O. V., Kirillova, T. V. et al., ed. by Kirillova, O. V., Kirillova, T. V. et al. (2015) Preventive and prison pedagogy: historical analysis and modern technology : collective monograph. Cheboksary, 252 p.

6. Gorozhanin, A. V., Maslov, V. V., Bondartsova, Yu. L. (2008) Prison pedagogy : a course of lectures. Samara : Samara Law Institute of the FPS of Russia, 175 p.

7. Kiselev, M. V., Ivashko, N. N. (2013) Prison pedagogy : a study guide. Novokuznetsk : Kuzbass Institute of the FPS of Russia, 100 p.

8. Karpunina, N. V. (2005) Prison pedagogy : a study guide. Vladimir, 107 p.

9. Stroeva, G. V. (2015) Pedagogical foundations of personality self-correction in the educational practice of correctional institutions : a monograph. Moscow, p. 260

10. Smelser, N. (1994) Sociology / translated from English. М. : Fenix, p. 218.

11. The Criminal and Executive Code of the Russian Federation of 08.01.1997 No. 1-FZ (as amended on 27.12.2019) // Legal Server Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_12940/ [Accessed 15th March 2020].

12. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 No. 63-FZ (as amended on 18.02.2020) // Legal Server Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ [Accessed 15th March 2020].

13. Vetoshkin, S. A. (2014) Prison pedagogy // Great Russian Encyclopedia : in 35 volumes. / Chairman of the Scientific-Ed. Council Osipov, Yu. S. ; executive editor Kravets, S. L. Vol. 25 : P - Perturbation function. M. : Great Russian Encyclopedia, pp. 568-569.

14. Makarenko A. S. (1957) Discipline // Makarenko A. S. Collected Works : in 7 volumes. Vol. 4. : Book for parents : lectures on parenting. Speeches on family education. M. : Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, pp. 362-363.

15. Voltaire. Selected aphorisms // World of Aphorisms : [site]. URL: http://aphoristic-world.ru/ aphoristic-world/authors/1378-volter.html [Accessed 07th March 2019].

16. Authored by Mizherikov, V. A. ; edited by Pidkasisty, P. I. (1998) Psychological and pedagogical dictionary for teachers and heads of educational institutions / Rostov-on-Don : Feniks, p. 126.

17. Makarenko, A. S. Directory of Complete Works. p. 395.

18. Makarenko, A. S. Directory of Complete Works. p. 363.

19. On Institutions and Bodies Executing Criminal Sentences of Imprisonment : Law of the Russian Federation of 21.07.1993 No. 5473-I (as amended on 27.12.2019) // Legal Server Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4645/ [Accessed 15th March 2020].

20. Vetoshkin S. A. (2002) Prison pedagogy as a science and a field of practical activity : thesis ... of Dr. of Pedagogy. Moscow.

12 [email protected] www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.