Научная статья на тему 'СТОРИТЕЛЛИНГ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН: АНТРОПНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ К ЦИФРОВИЗАЦИИ'

СТОРИТЕЛЛИНГ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН: АНТРОПНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ К ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВОЙ СТОРИТЕЛЛИНГ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / АНТРОПОСОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТОРИТЕЛЛИНГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жернов Евгений Евгеньевич, Кочергин Дмитрий Геннадьевич

Введение. Актуальность темы обусловлена противоречивостью цифровизации образования в период становления экономики знаний. Проводимая сегодня цифровизация образования должна сопровождаться гуманизацией - это императив, без которого немыслимо социально-экономическое развитие, признающее главной ценностью жизнь, здоровье и благополучие человека. Одним из действенных механизмов гуманизации экономического образования является сторителлинг - современная педагогическая техника. Методология. Цель статьи - дополнить методологические положения по цифровизации экономического образования антропным инструментом в виде сторителлинга. Для достижения поставленной цели использован обзор педагогической литературы по проблеме исследования, обобщен опыт преподавания в вузе экономических дисциплин. Результаты. Сторителлинг - рассказывание историй - в преподавании экономических дисциплин рассматривается как человеческое дополнение к цифровизации экономического образования. Обозначены возможности применения сторителлинга в цифровом обучении в целом и выявлены причины необходимости сторителлинга в преподавании экономических дисциплин в частности. Проведенное исследование позволило обосновать антропосоциальную эффективность применения технологии сторителлинга в преподавании экономических дисциплин. Заключение. Сторителлинг рассмотрен как антрополингвистическое дополнение к преподаванию экономических дисциплин, как своеобразная человеческая (антропогуманистическая) призма рационального в данной сфере преподавания. Итогом такого применения сторителлинга в преподавании экономических дисциплин станет более полная адаптация студентов к будущей профессиональной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STORYTELLING IN TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES: ANTHROPIC COMPLEMENT TO DIGITALIZATION

Introduction. The relevance of the topic is due to the inconsistency of the digitalization of education during the formation of knowledge-based economy. The digitalization of education carried out today must be accompanied by humanization. This is an imperative, without which social and economic development, the main value of which is human life, health and well-being, is inconceivable. One of the most effective mechanisms of humanization of economic education is storytelling - a modern pedagogical technique. Methodology. The purpose of the article is to supplement the methodological provisions on digitalization of economic education with an anthropic tool in the form of storytelling. To achieve this goal, the authors use the study of pedagogical literature on the research problem and generalization of the experience of teaching economic disciplines at the university. Results. Storytelling in teaching of economic disciplines is considered as a human complement to the digitalization of economic education. The possibilities of using storytelling in digital education in general are outlined and the reasons for the need for storytelling in the teaching of economic disciplines in particular are revealed. The study made it possible to substantiate the antroposocial effectiveness of the use of storytelling technology in the teaching of economic disciplines. Conclusion. Storytelling is considered as an anthropological and linguistic complement to the teaching of economic disciplines, as a kind of human (anthropological and humanistic) prism of rational in this field of education. It is this application of storytelling in the teaching of economic disciplines will outcome in a more complete adaptation of students to their future professional life.

Текст научной работы на тему «СТОРИТЕЛЛИНГ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН: АНТРОПНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ К ЦИФРОВИЗАЦИИ»

УДК/UDC 378.147 Е. Е. Жернов, Д. Г. Кочергин

E. Zhernov, D. Kochergin

СТОРИТЕЛЛИНГ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН: АНТРОПНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ К ЦИФРОВИЗАЦИИ

STORYTELLING IN TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES: ANTHROPIC COMPLEMENT TO DIGITALIZATION

Введение. Актуальность темы обусловлена противоречивостью цифровизации образования в период становления экономики знаний. Проводимая сегодня цифровизация образования должна сопровождаться гуманизацией - это императив, без которого немыслимо социально-экономическое развитие, признающее главной ценностью жизнь, здоровье и благополучие человека. Одним из действенных механизмов гуманизации экономического образования является сторителлинг - современная педагогическая техника.

Методология. Цель статьи - дополнить методологические положения по цифровизации экономического образования антропным инструментом в виде сторителлинга. Для достижения поставленной цели использован обзор педагогической литературы по проблеме исследования, обобщен опыт преподавания в вузе экономических дисциплин.

Результаты. Сторителлинг - рассказывание историй - в преподавании экономических дисциплин рассматривается как человеческое дополнение к цифро-визации экономического образования. Обозначены возможности применения сторителлинга в цифровом обучении в целом и выявлены причины необходимости сторителлинга в преподавании экономических дисциплин в частности. Проведенное исследование позволило обосновать антропосоциальную эффективность применения технологии сторителлинга в преподавании экономических дисциплин.

Заключение. Сторителлинг рассмотрен как антрополингвистическое дополнение к преподаванию экономических дисциплин, как своеобразная человеческая (антропогуманистическая) призма рационального в данной сфере преподавания. Итогом такого применения сторителлинга в преподавании экономических дисциплин станет более полная адаптация студентов к будущей профессиональной жизни.

Introduction. The relevance of the topic is due to the inconsistency of the digitalization of education during the formation of knowledge-based economy. The digitali-

zation of education carried out today must be accompanied by humanization. This is an imperative, without which social and economic development, the main value of which is human life, health and well-being, is inconceivable. One of the most effective mechanisms of humanization of economic education is storytelling - a modern pedagogical technique.

Methodology. The purpose of the article is to supplement the methodological provisions on digitalization of economic education with an anthropic tool in the form of storytelling. To achieve this goal, the authors use the study of pedagogical literature on the research problem and generalization of the experience of teaching economic disciplines at the university.

Results. Storytelling in teaching of economic disciplines is considered as a human complement to the digitalization of economic education. The possibilities of using storytelling in digital education in general are outlined and the reasons for the need for storytelling in the teaching of economic disciplines in particular are revealed. The study made it possible to substantiate the antroposocial effectiveness of the use of storytelling technology in the teaching of economic disciplines.

Conclusion. Storytelling is considered as an anthropological and linguistic complement to the teaching of economic disciplines, as a kind of human (anthropological and humanistic) prism of rational in this field of education. It is this application of storytelling in the teaching of economic disciplines will outcome in a more complete adaptation of students to their future professional life.

Ключевые слова: обучение, цифровой сторителлинг, гуманизация, цифровизация, антропосоциаль-ная эффективность сторителлинга.

Keywords: education, digital storytelling, humanization, digitalization, antroposocial effectiveness of storytelling.

Введение

Актуальность темы обусловлена противоречивостью цифровизации в сфере образования. Известно,

что цифровизация, как и любой другой сложный социальный процесс не только открывает перед обществом новые возможности и перспективы развития, но и формирует новые риски. К числу последних исследователи относят: слабо прогнозируемое изменение границ личного и общественного пространств, риски роста безработицы и неравенства доходов в связи с развитием искусственного интеллекта, размывание моральных и этических норм, экологические риски и др. [23]. Что касается сферы образования, то цифровизация здесь зачастую рассматривается в качестве аксиологической альтернативы гуманистического подхода. Гуманизация предполагает особое отношение к личности, к ее гармоничному развитию, пониманию человека центральной составляющей педагогики [24]. В свою очередь в цифровом образовании главной ценностью становится прямая утилитарность знания, формирование конкретных компетенций для работы в цифровом обществе. При этом имеет место деперсонализация воспитательного и обучающего факторов [25].

На наш взгляд, проводимая сегодня цифровизация образования должна сопровождаться гуманизацией, ведь без этого невозможно социально-экономическое развитие, признающее главной ценностью жизнь, здоровье и благополучие человека. Экономическое образование напрямую связано с общественными переменами. Поэтому все актуальнее при становлении экономики знаний становится проблема совершенствования в направлении гуманизации методологии и методики преподавания экономики.

Одним из действенных механизмов гуманизации образования является, на наш взгляд, сторител-линг - широко применяемая на практике и освещаемая в специальной литературе [6; 8; 10] современная педагогическая техника. Однако ощущается недостаток научных трудов, направленных на теоретическое обоснование и обобщение практического опыта использования технологии сторителлинга в преподавании экономических дисциплин в высшей школе.

Актуальность данной проблемы и ее неполная разработанность в педагогической литературе послужили основанием для выбора темы исследования.

Методология

Цель работы - дополнение методологических положений по цифровизации экономического образования антропным инструментом в виде сторител-линга.

Задачи работы: 1) обосновать необходимость гуманизации процесса цифровой трансформации экономи-

ческого образования в университете в период становления экономики знаний; 2) представить сторителлинг как педагогическую технику такой гуманизации.

Объект исследования - сторителлинг в экономическом образовании как антропное дополнение к его цифровизации. Для достижения поставленной цели изучена педагогическая литература по проблеме исследования, обобщен опыт преподавания в вузе экономических дисциплин.

Технология сторителлинга с давних времен успешно используется в различных областях человеческой деятельности, особенно в деле воспитания человечности обучающихся на всех уровнях. Сегодня появилась новая среда применения приемов сторителлинга - е-1еагп'щ [2; 3]. Она позволяет преподавателю с большей эффективностью доносить в цифровых историях не только мысли, но и чувства до слушателей онлайн-курсов, вебинаров и т. п. Трансформация традиционного обучения в поучительный и занимательный интерактивный процесс требует дополнять сухой теоретический и статистический экономический материал историями с яркими персонажами и динамичными событиями.

Сторителлинг в образовании можно определить как гуманитарную педагогическую технологию, при помощи которой преподаватель формирует необходимые для развития личности обучающегося знания, впечатления и эмоции путем рассказывания историй, влияющих на его ум и душу. В этой технологии практикуются: 1) интерактивное использование слов и действий в выявлении образов и элементов истории для стимулирования воображения обучающегося; 2) создание эмоциональных связей, с помощью которых можно управлять вниманием и чувствами слушателя, расставлять нужные акценты для того, чтобы обучающийся надолго запомнил поучительную историю. Все эти приемы необходимы для всестороннего развития человека в цифровом обществе.

В педагогике сторителлинг - эффективная техника активизации познавательной деятельности и мотивации к учебе обучающегося, построенная на использовании выразительных историй с целью воздействия на его ценностно-мотивационную сферу. В результате этого студент нацеливается на поступки и действия, соответствующие образовательному назначению учебной программы. В укреплении связи знания и действия людей состоит, по нашему убеждению, уникальность рассматриваемого метода и его практическая польза.

Сконструированная по определенным правилам история как жизненная форма обучения прое-

цирует учебный материал на опыт обучаемых, формирует определенные переживания, которые ведут их к формированию стойких убеждений и навыков поведения. В плане обеспечения дидактических преимуществ преподаватель с помощью сто-рителлинга придает убедительность и наглядность своим объяснениям учебного материала; интегрирует теорию и практику в требуемом контексте.

Выделяют три вида сторителлинга, используемого в образовании: классический - историю рассказывает преподаватель; активный - историю конструирует обучающийся под заданные цели и рамки; цифровой - история сопровождается использованием визуальных средств (видео, скрайбинг, майнд-мэп, инфо-графика и т. п.) [6]. Последний вид полностью соответствует специфике восприятия и усвоения содержания учебного материала поколением И, или иначе -поколением хоумлендеров (2004-2025 г. р.), а также тенденциям цифровизации в высшем образовании. Так, майнд-мэп позволяет выстраивать связи между вещами в виде диаграмм; интеллект-карты и карты мыслей, знаний визуализируют формируемые системные представления обучающихся об окружающем мире. Скрайбинг соединяет воображение, слух и зрение для лучшего понимания и запоминания учебного материала.

Вместе с тем специалисты считают, что сейчас «самое время развивать умения хорошо рассказывать истории» [14] для того, чтобы лучше донести до учеников идею, описать складывающуюся ситуацию и подвести к выводам, то есть поделиться, а точнее обменяться с хоумлендерами не только знаниями, опытом, но и чувствами. Все это вместе эффективно работает на понимание и взаимопонимание, помогает преподавателю выстроить доверительные отношения со студентами.

Независимо от выбранного вида сторителлинга преподавателю необходимо, согласно рекомендациям экспертов, придерживаться следующих основных принципов.

1. Не использовать истории, которые могут оскорбить чьи-либо культурные особенности и религиозные убеждения, смутить кого-либо из обучающихся. Для этого надо заранее проанализировать личный состав обучаемой группы.

2. При выборе идеи истории принимать во внимание текущую ситуацию, связывать историю с проблемой, которую собираетесь осветить.

3. Истории должны быть короткими и четкими, фактологическая информация - релевантной.

4. Делать историю запоминающейся, для чего избегать усложненных фраз и непонятных терминов. Сторителлинг не должен быть скучным.

Результаты

Сфокусируем два контекста, которые делают сто-рителлинг востребованным методом гуманизации цифрового экономического образования. Во-первых, этот метод позволяет «работать» с ценностно-эмоциональной сферой обучающихся, взращивать их мировоззрение, что является одним из самых трудных и деликатных моментов в социально-гуманитарной подготовке, к которой относится экономическое образование. Во-вторых, метод позво-ляетусилить вовлечение студентов неэкономических специальностей в изучение социально-гуманитарных дисциплин, которые пока рассматриваются ими как необязательные, с целью последующего привлечения этого контингента в экономическую магистратуру.

Обозначим основные преимущества сторителлинга как способа гуманизации и социализации цифрового образования.

1. История, рассказанная преподавателем своевременно и в нужном месте, оказывает сильное убеждающее воздействие на слушателей, обеспечивая немалый гуманизирующий воспитательный эффект.

2. Сторителлинг - технология, широкая по охвату молодых людей и быстрая по скорости распространения среди них новых прогрессивных идей.

3. Сторителлинг - технология глубокого проникновения в сознание и подсознание, поскольку человек привык с раннего детства усваивать истории в виде сказок.

4. Сторителлинг - «оживляющая» технология. Человека как природного существа привлекают не голые цифры и факты, а все подлинно человеческое.

5. Сторителлинг является настоящим общением в режиме диалога. По своей сути история интерактивна: рассказчик повествует, слушатели создают собственную картину в своем воображении. Если рассказ эффективен в плане антропности и социальности, мы получим интерактивный процесс, в котором успех зависит от умения повествователя настраиваться на аудиторию.

Заменить атмосферу творчества, возникающую при непосредственном общении талантливого преподавателя и учащихся, нельзя ничем. Возможности, предоставляемые сторителлингом студенту и преподавателю, приведены далее в таблице 1.

Таблица 1

Сторителлинг

для студента: для преподавателя:

пополняет опыт повышает самооценку

увеличивает объем воспринимаемой информации убирает страх выступления перед аудиторией

возможность смены ролей в процессе коммуникации формирует навыки выразительной речи

прививает дух коллективизма способствует личностному росту

умение грамотно выстраивать рассказ улучшает память

умение интерпретировать характер героев истории увеличивает скорость мышления, гибкость ума

умение устанавливать связь между словами и их значением развивает творческие способности

развивает навыки аудирования налаживает отношения с аудиторией

прививает любовь к чтению и выполнению творческих письменных заданий снимает психологический груз ответственности за качество передаваемой информации

обогащает словарный запас способствует самопознанию, нахождению собственного неповторимого стиля преподавания

стимулирует критическое мышление стимулирует реальное общение с аудиторией

Большая часть этих преимуществ (эмоции, творческие способности, отношения доверия, эмпатии и т. п.) и будет, по мнению футурологов, конкурентными преимуществами человека перед разумными машинами в недалеком будущем. Принципы сторителлинга, способствующие антро-посоциальной эффективности истории: 1) присутствие в сюжете типичного представителя из целевой аудитории, хотя герою истории присущи более выраженные по сравнению с обычным человеком качества (целеустремленность, мотивированность, сообразительность). Персонажами истории должны быть не абстрактные личности, а конкретные люди, известные слушателям. Герои обладают свойствами, которые способны развить в них сильные качества, достоинства той части социума, с которой они себя ассоциируют; 2) проблемы, о которых повествует рассказчик, должны быть близки к реальной экономической жизни общества. В вузах сложились вполне оправдавшие себя три основные формы учебного процесса в преподавании социально-гуманитарных наук: лекции, практические и семинарские занятия, самостоятельная работа студентов. Консервативная лекция сегодня для любого преподавателя - большая смелость. Чем затронуть, взять за живое человека, уткнувшегося в смартфон? Чего хочет студент как потребитель образовательных услуг? Нового опыта? Удовольствия, развлечения? Ориентации только на потребителя воспринимающего и понимающего теперь недостаточно. Идет борьба за каждого студента. Сторителлинг на лекции [12] -инструмент борьбы за интерес аудитории. Для победы в этой борьбе преподаватель должен пользоваться всем доступным ему инструментарием, включая все виды сторителлинга, оставаясь при этом интересным человеком. Ведь по общепринятой линейке профессий, на основе взаимодействий с объектом профессиональной деятельности преподаватель работает прежде всего в системе «человек - человек». Информация, поданная на лекции с помощью историй, лучше воспринимается обучающимися. Сравним два способа подачи информации о человеческом капитале (табл. 2). Таблица 2

История-ситуация «Стоит ли образование в колледже расходов на его получение?»

Ученые и родители постоянно нацеливают способных детей на получение высшего образования. Однако соучредитель Microsoft Билл Гейтс бросил учебу в колледже. Может быть, высшее образование вообще не нужно и Гейтс поступил правильно? В отличие от большинства студентов альтернативные издержки обучения в колледже Б. Гейтса были очень большими. Уже в те годы он четко представлял, какой будет его компания, и поэтому, начав работать как можно раньше, со своей Microsoft он смог добиться большого успеха на поприще бизнеса. Следует подчеркнуть, что его ситуация далеко не типична. Выпускники колледжей обычно зарабатывают за свою жизнь примерно на 50 % больше своих сверстников, которые ограничились дипломом средней школы. Поэтому для большинства студентов рекомендация поступить в колледж, окончить его и получить степень вполне разумна [9, с. 39]

Человеческий капитал -накопление предшествующих вложений в образование, подготовку, здравоохранение и другие факторы, способствующие повышению производительности труда [9, с. 936]

Описания в научном стиле, подобные тексту в первой колонке, предназначены только для того, чтобы зафиксировать знания. Вот почему они предполагают точное и формализованное изложение материала. Сведения, представленные во второй колонке посредством сюжета и реального персонажа, пробуждают критическое отношение к разбираемой экономической категории, вызывают желание построить собственные жизненные планы. Поэтому они хорошо запоминаются. При этом размещение информации в одном источнике показывает, что оба способа служат прекрасным и необходимым дополнением друг к другу.

Второй показательный пример эффективности применения сторителлинга в экономическом обучении - изучение категории «экономический человек». Как правило, в словарях по экономике экономический человек (economic man) определяется следующим образом: «Преследующий только собственные цели и абсолютно рациональный человек» [1]. Ученые при этом обычно делают уточнения: «Хотя подобного индивидуума в чистом виде можно встретить только в экономических моделях, его свойства в той или иной мере присущи столь многим людям, что экономические модели такого рода достаточно реалистичны. Реальные люди в одних отношениях лучше экономического человека, а во многих других - хуже» [1]. Как видно, рассматриваемая категория неоднозначна. С помощью историй преподаватель может побудить студентов задуматься о том, насколько правильным является использование этой модели, в каких ситуациях она обладает объяснительным потенциалом, а в каких только затрудняет исследование и препятствует пониманию содержания экономических явлений.

Технология сторителлинга позволяет преподавателю использовать на лекциях профессиональный и обычный язык совместно с интонацией, вокализацией для оживления образов и других элементов истории перед аудиторией. Приданию истории ярких красок способствует и точное использование преподавателем уникальных слов, которыми, конечно, не стоит злоупотреблять. Вряд ли уместными можно считать и житейские бытовые байки, которые любят рассказывать некоторые преподаватели. Более разумным, на наш взгляд, будет обращение к художественной литературе. К примеру, популярные британские и американские экономисты [15; 22], в том числе и лауреат Нобелевской премии по экономике П. Кругман [18], рекомендуют для изучения экономики как классические художественные произведения, так

и научную фантастику. Можно также воспользоваться фильмотекой [4], чтобы составить историю с привлечением многогранного сторителлинга. Последний отличается способностью вызывать богатый спектр чувств и эмоций обучающихся. Рассказ, вызывающий смех, слезы, раздумья, будет не просто более интересен аудитории, но и более эффективен для передачи смысла истории, ее сути, а также для налаживания с ней тонкого контакта.

В деловых играх, проводимых на практических занятиях [5], сторителлинг - воплощенный синтез систематизированной словесной ролевой игры. Уже из названия технологии, которое состоит из английских слов story (рассказ) и tell (говорить), видно, что сам стиль игры предполагает повествование, когда обучающиеся становятся непосредственными участниками истории. Причем истории рассказывает не только преподаватель и не обязательно в начале занятия. Сторителлинг с элементами игровой деятельности - важное направление развития прогрессивной педагогики на любом уровне и в любой форме обучения.

В игре преподаватель предлагает обучающимся стать персонажами истории, ставит перед ними проблемы и предлагает решить их, исходя из ролевых особенностей студентов, дав волю своему воображению. Примером здесь может служить известная деловая игра «Робинзон».

Приведенные примеры относятся к очному обучению, проводимому в аудитории (стенах) вуза. Однако сторителлинг не без успеха применяют и при удаленном обучении. Выделяют четыре типа сторителлинга, которые можно использовать в дистанционных курсах [7].

Сторителлинг на основе реальных ситуаций: в качестве примера используются ситуации, которые необходимо разрешить. Слушатели при этом находятся вне контекста данной истории. Они должны установить основные факты и события, произошедшие в прошлом, не имея возможности что-либо в нем изменить. Сторителлинг на основе реальных ситуаций используется в случаях, когда понимание проблемы важнее, чем правильное решение. Обучающиеся с помощью критически ориентированного мышления выдвигают гипотезы, раскрывающие причины реальных событий. Критический анализ ситуации студентами подскажет им, как вести себя в определенных обстоятельствах и как применять там полученные знания, но не заучивать факты. Метод является инструментом сплочения рабочих групп, образуемого в учебной группе при его применении в коллективных

обсуждениях и обмене мнениями. Данную модель рекомендуют использовать при обучении ведению бизнеса, то есть при изучении таких экономических дисциплин, как «Экономика, организация и планирование инвестиционно-инновационной деятельности предприятия», «Конкурентная стратегия предприятия и анализ рынков», «Антикризисное управление предприятием» и т. п.

Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся для обучения информацию. Данный метод используется для повышения интереса обучаемых к теме. Один из сайтов, где применяется обучение на основе повествования - Debt Talk [16]. Два персонажа, мужчина и женщина, учат, как эффективно управлять бюджетом. Этот вид можно использовать при изучении, например, «Анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия».

Сторителлинг на основе сценария: обучающийся становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Метод подходит для анализа редких или небезопасных ситуаций, когда обучающиеся могут применить ранее приобретенные знания и опыт, во взаимодействии с другими участниками предлагая свои решения с опорой на установленные критерии решения проблемы. В соответствии с целью обучения сценарии, взятые из реальной жизни, могут быть скорректированы преподавателем. Использование метода сценария придает практическую ориентацию, смысл знаниям обучающихся, что поможет применить их в реальной профессиональной деятельности. Такой вид сторителлинга можно использовать при изучении дисциплин «Планирование и прогнозирование в условиях рынка», «Стратегическое управление», «Основы управленческой экономики».

Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: способ научить решать проблемы с наилучшими результатами. Данный метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике. Методика на основе проблемных ситуаций применима при преподавании «Экономики общественного сектора и некоммерческих организаций», «Мировой экономики и международных экономических отношений», «Экономики природопользования», «Актуальных проблем развития предприятия».

Результаты исследования позволили сделать следующее предложение: отобрать наиболее яркие истории по экономическим дисциплинам и соз-

дать Банк историй. Преподаватели с помощью студентов могут составить, записать и включить в него рассказы о наиболее интересных историях в контексте преподаваемых ими экономических дисциплин. В качестве примера можно использовать портал "Educational Uses of Digital Storytelling" [17], который содержит обширный теоретический и практический материал, включая ресурсы для преподавателей и примеры цифровых рассказов, созданных студентами. Предложение было внесено нами на Всероссийском научно-методическом семинаре «Совершенствование преподавания экономических дисциплин», организованном Институтом экономики и менеджмента Национального исследовательского Томского государственного университета, состоявшемся 22-23 октября 2020 г. в Томске [13], и получило поддержку его участников.

Наряду с этим актуальной задачей для российских педагогов может стать подготовка учебных пособий по сторителлингу: к сожалению, сегодня примеры подобных изданий немногочисленны. Возможно и введение сторителлинга как самостоятельной дисциплины в учебные планы будущих педагогов, а также в качестве модуля в программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для действующих педагогов. Подобный опыт есть в Сыктывкарском государственном университете имени Питирима Сорокина [11].

Итак, какова цель рассказчика истории в любом формате обучения - поразить или затронуть человека в человеке? Важна ли, и если важна, то насколько, цифровая технология для проявления человеческого? Ответ очевиден: ни одна цифровая технология обучения не заменит знаний и умений человека, талант рассказчика, педагога. В этом плане и цифровой сторителлинг полностью ориентирован на человека, основан на рассказе о нем, в конечном счете замыкается на него.

Заключение

Для смягчения противоречий, вызывающих дегуманизацию экономического образования в процессе его цифровизации, выдвинута идея использовать сторителлинг. Для того чтобы преподаватели активно применяли сторителлинг в своем арсенале предложено: 1) создать межвузовский Банк экономических историй; 2) развивать методическое обеспечение в виде издания учебных пособий; 3) включить сторителлинг в образовательные программы для действующих и будущих преподавателей экономических дисциплин.

Исходя из значения гуманизации экономического образования в преобразовании общества и решении одной из двух ключевых задач Национального проекта «Образование» - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности - гуманистический аспект признан главным в современном процессе цифровизации образования в вузе. Обучающиеся и преподаватели являются самыми важными акторами в процессе обучения с помощью сторителлинга, поэтому выявлены преимущества их вовлеченности в этот процесс.

Таким образом, сторителлинг мы рассматриваем как антрополингвистическое дополнение к преподаванию экономических дисциплин, своеобразную человеческую (антропогуманистическую) призму рационального в этой сфере преподавания. Результатом использования сторителлинга в преподавании экономических дисциплин станет более полная адаптация студентов к будущей профессиональной жизни.

Литература

1. Блэк Дж. Экономика. Толковый словарь: англо-русский. М., 2000. 830 с.

2. Горохова Л. А. Технология digital storytelling (цифровое повествование): социальный и образовательный потенциал // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2016. Т. 12, № 4. С. 40-49.

3. Грушевская В. Ю. Применение метода цифрового сторителлинга в проектной деятельности учащихся // Педагогическое образование в России. 2017. № 6. С. 38-44.

4. 9 фильмов для тех, кто хочет лучше понимать экономику [Электронный ресурс]. URL: https://businessviews.com.ua/ru/ personal-life/id/9-filmov-dlja-teh-kto-hochet-luchshe-ponimat-ekonomiku-1467/.

5. Евсеев В. О. Деловые игры по формированию экономических компетенций. М., 2012. 254 с.

6. Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В. Сторителлинг как педагогическая техника конструирования учебных задач в вузе [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 6. С. 128-137. URL: http://e-koncept.ru/2016/16132.htm.

7. Использование «сторителлинга» в практике дистанционного обучения [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedu.ru/ news-storitelling-v-do/.

8. Краснова Т. И. Перспективы использования метода сторителлинга в преподавании социально-гуманитарных дисциплин // Высшая школа: проблемы и перспективы: сб. материалов XIV Междунар. науч.-метод. конф. Минск, 2019. С. 223-224.

9. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., 2007. XXXVI, 940 с.

10. Тихонова Е. В. «Storytelling» в преподавании: вызовы современности и педагогическая практика // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 2. С. 136-143.

11. Филимонов В. А. Сторителлинг как учебная дисциплина // Социальные коммуникации: наука, образование, профессия. 2016. № 16-1. С. 86-90.

12. Хутыз И. П. Сторителлинг в лекционном дискурсе // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и обще-

ственные науки. 2019. Т. 10, № 2. С. 64-73. DOI: 10.18721/ JHSS.10206.

13. Цифровая образовательная реальность: возможности, риски, перспективы [Электронный ресурс]. URL: http://iem. tsu.ru/news/tsifrovaya-obrazovatelnaya-realnost.html.

14. Шамис Е. Дружба крепкая не сломается: как дружить с детьми-хоумлендерами? [Электронный ресурс]. URL: https://rugenerations.su/2020/03/29/дружба-крепкая-не-сломается-как-дружи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Coyle D. Classics for economists [Электронный ресурс]. URL: http://www.enlightenmenteconomics.com/blog/index. php/2013/05/classics-for-economists/.

16. Debt Talk: financial education [Электронный ресурс]. URL: https://www.debt-talk.com/.

17. Educational Uses of Digital Storytelling [Электронный ресурс]. URL: https://digitalstorytelling.coe.uh.edu.

18. Krugman P. More Science Fiction for Economists (Seriously Time-Wasting) [Электронный ресурс]. URL: https://krugman. blogs.nytimes.com/2013/05/11/more-science-fiction-for-economists-seriously-time-wasting/.

19. Roberts P. C. Identity Politics = White Genocide. January 14, 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.paulcraigroberts. org/2019/01/14/identity-politics-white-genocide/.

20. Roberts P. C. The Delegitimization of the White Male. January 28, 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.paulcraigroberts. org/2019/01/28/the-delegitimization-of-the-white-male/.

21. Roberts P. C. The Demise of the West: Part I - Do White People Have A Future? January 2, 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.paulcraigroberts.org/2019/01/02/ the-demise-of-the-west-part-i-do-white-people-have-a-future/.

22. Smith N. Science fiction novels for economists [Электронный ресурс]. URL: http://noahpinionblog.blogspot.com/2013/05/ science-fiction-for-economists.html.

23. Curran D. Risk, innovation, and democracy in the digital economy // European journal of social theory. 2018. Vol. 21, № 2. P. 207-226.

24. О гуманизации цифровизации современного образования // Е. В. Красильникова, С. В. Кайимова, Н. С. Какоткин и др. // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29618.

25. Королева Л. Г, Сухоруких А. В. «Цифровизация» или гуманизация образования: актуальность асиологической альтернативы // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2019. Т. 44, № 3. C. 375-385.

References

1. Blek Dzh. Ekonomika. Tolkovyj slovar': anglo-russkij [Economy. Explanatory dictionary: English-Russian]. Moscow, 2000, 830 p. (In Russian).

2. Gorohova L. A. Tehnologiya digital storytelling (cifrovoe povestvovanie): social'nyj i obrazovatel'nyj potencial [Social and educational potential of digital storytelling]. Modern Information Technologies and IT-Education, 2016, vol. 12, no. 4, pp. 40-49. (In Russian).

3. Grushevskaya V. Yu. Primenenie metoda cifrovogo storitellinga v proektnoj deyatel'nosti uchaschihsya [Application of the method of digital storytelling in project activities of students]. Pedagogical Education in Russia, 2017, no. 6, pp. 38-44. (In Russian).

4. 9 fil'mov dlya teh, kto hochet luchshe ponimat' ekonomiku [9 movies for those who want to understand the economy better]. Available at: https://businessviews.com.ua/ru/personal-life/id/9-filmov-dlja-teh-kto-hochet-luchshe-ponimat-ekonomiku-1467/. (In Russian).

5. Evseev V. O. Delovye igry po formirovaniyu ekonomicheskih kompetencij [Business games for the formation of economic competencies]. Moscow, 2012, 254 p. (In Russian).

6. Ermolaeva Zh. E., Lapuhova O. V. Storitelling kak pedagogicheskaya tehnika konstruirovaniya uchebnyh zadach v vuze [Storytelling as a pedagogical technique of training tasks designing at the university]. Scientific-methodological electronic journal "Koncept", 2016, no. 6, pp. 128-137. Available at: http://e-koncept.ru/2016/16132.htm. (In Russian).

7. Ispol'zovanie "storitellinga" v praktike distancionnogo obucheniya [The use of "storytelling" in the practice of distance education]. Available at: https://www.vedu.ru/news-storitelling-v-do/. (In Russian).

8. Krasnova T. I. Perspektivy ispol'zovaniya metoda storitellinga v prepodavanii social'no-gumanitarnyh disciplin [Prospects of using the storytelling method in teaching social and humanitarian disciplines]. Higher school: problems and prospects. Proceedings of the XIV International Scientific and Methodological Conference. Minsk, 2019, pp. 223-224. (In Russian).

9. McConnell C. R., Brue S. L. Ekonomiks: principy, problemy i politika [Economics: principles, problems, and policies]. Moscow, 2007, XXXVI, 940 p. (In Russian).

10. Tikhonova E. V. "Storytelling" v prepodavanii: vyzovy sovremennosti i pedagogicheskaya praktika ["Storytelling" in teaching: challenges and teaching practice]. Psychology of Education in a Multicultural Space, 2016, no. 2, pp. 136-143. (In Russian).

11. Filimonov V. A. Storitelling kak uchebnaya disciplina [Storytelling as an academic discipline]. Social communications: science, education, profession, 2016, no. 16-1, pp. 86-90. (In Russian).

12. Khoutyz I. P. Storitelling v lekcionnom diskurse [Storytelling in lecture discourse]. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and social sciences, 2019, vol. 10, no. 2, pp. 64-73. DOI: 10.18721/JHSS.10206. (In Russian).

13. Cifrovaya obrazovatel'naya real'nost': vozmozhnosti, riski, perspektivy [Digital educational reality: opportunities, risks, prospects]. Available at: http://iem.tsu.ru/news/tsifrovaya-obrazovatelnaya-realnost.html. (In Russian).

14. Shamis E. Druzhba krepkaya ne slomaetsya: kak druzhit' s det'mi-houmlenderami? [A strong friendship will not break: how to be friends with homelander children?]. Available at: https:// rugenerations.su/2020/03/29/Apyw6a-KpenKafl-He-cnoMaeTCfl-KaK-flpywM. (In Russian).

15. Coyle D. Classics for economists. Available at: http://www. enlightenmenteconomics.com/blog/index.php/201 3/05/ classics-for-economists/. (In English).

16. Debt Talk: financial education. Available at: https://www.debt-talk.com/. (In English).

17. Educational Uses of Digital Storytelling. Available at: https:// digitalstorytelling.coe.uh.edu. (In English).

18. Krugman P. More Science Fiction for Economists (Seriously Time-Wasting). Available at: https://krugman.blogs.nytimes. com/201 3/05/1 1/more-science-fiction-for-economists-seriously-time-wasting/. (In English).

19. Roberts P. C. Identity Politics = White Genocide. January 14, 2019. Available at: https://www.paulcraigroberts.org/2019/01/14/ identity-politics-white-genocide/. (In English).

20. Roberts P. C. The Delegitimization of the White Male. January 28, 2019. Available at: https://www.paulcraigroberts.org/2019/01/28/ the-delegitimization-of-the-white-male/. (In English).

21. Roberts P. C. The Demise of the West: Part I - Do White People Have A Future? January 2, 2019. Available at: https://www. paulcraigroberts.org/2019/01/02/the-demise-of-the-west-part-i-do-white-people-have-a-future/. (In English).

22. Smith N. Science fiction novels for economists. Available at: http://noahpinionblog.blogspot.com/2013/05/science-fiction-for-economists.html. (In English).

23. Curran D. Risk, innovation, and democracy in the digital economy. European Journal of Social Theory, 2018, vol. 21, no. 2, pp. 207-226. (In English).

24. Krasil'nikova E. V., Kajimova S. V., Kakotkin N. S., Lukovnikov N. N., Tjulina A. V., Tomashevskaja N. P. O gumanizacii cifrovizacii sovremennogo obrazovanija [On the humanization of digitalization of modern education]. Modern Problems of Science and Education, 2020, no. 2. URL: http://science-education.ru/ru/ article/view?id=29618. (In Russian).

25. Koroleva L. G., Sukhorukikh A. V. "Cifrovizacija" ili gumanizacija obrazovanija: aktual'nost' aksiologicheskoj al'ternativy ["Digitalization" or humanization of education: the relevance of the asiological alternative]. Scientific Belgorod State University Scientific Bulletin. Series: Philosophy. Sociology. Right, 2019, vol. 44, no. 3, pp. 375-385. (In Russian).

УДК/UDC 37.018.46

С. И. Краснов S. Krasnov

ГУМАНИТАРНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ ВЗРОСЛЫХ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ)

HUMANITARIAN METHODOLOGY PROJECT APPROACH TO ADULT EDUCATION (BASED ON THE MATERIAL OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS)

Введение. В педагогической науке и практике сложилось два основных подхода к образовательной деятельности: алгоритмический, ведущий свое начало

от «Великой дидактики» Я. А. Коменского, и проблемный (С. Л. Рубинштейн, В. В. Давыдов, А. Я. Пономарев, А. Н. Леонтьев, А. М. Матюшкин и др.). Но насколько

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.