Научная статья на тему 'Стимулирование роста инноваций во имя процветания'

Стимулирование роста инноваций во имя процветания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / КОРПОРАЦИИ / РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ОБЪЕКТЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Анастасия Николаевна, Семенова Елена Васильевна

Стимулирование инновационной деятельности побуждает хозяйствующие субъекты к внедрению инноваций. Характерной чертой инновационной деятельности является ее подверженность высоким рискам. Совершенствование налоговой политики является одним из главных методов стимулирования инновационной деятельности. Цель налогового стимулирования заинтересовать субъектов предпринимательской деятельности и снизить факторы риска, если это является возможным. По самым поверхностным оценкам прямая бюджетная поддержка инновационной деятельности невелика и, вероятно, связана с дефицитом бюджета. На данном этапе развития экономики необходимо выводить российские предприятия на траекторию экономического роста путем активизации их инновационной деятельности, в т.ч. через систему налогового стимулирования. Основными методами государственного стимулирования инновационной деятельности являются налоговые льготы и субсидии. Такие меры принимаются на протяжении нескольких десятков лет. Но, к сожалению, они не приносят должного успеха. Также в России более 15 лет имеет место инвестиционный налоговый кредит. Однако практика его применения несовершенна. Идея стимулирования вложений средств в инновации через ИНК оказалась непопулярна. ИНК нельзя назвать мощным инструментом инвестиционной поддержки организаций. Существует несколько тому причин. Первая из них сложная процедура его применения. Чтобы получить ИНК, нужно собрать список из более 14 документов и представить их в налоговую службу. Вторым препятствием по ИНК является его привязка к проведению НИОКР и внедренческой деятельности. Но четкого определения НИОКР и инновационной деятельности в законодательных актах не приводится.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стимулирование роста инноваций во имя процветания»

УДК 336.025

СТИМУЛИРОВАНИЕ РОСТА ИННОВАЦИЙ ВО ИМЯ ПРОЦВЕТАНИЯ

Анастасия Николаевна Иванова, магистрант Магистерская программа «Финансы и кредит»

Елена Васильевна Семенова, научный руководитель, д. э. н., профессор

ФГБОУ ВО «Великолукская ГСХА», Россия, г. Великие Луки

Стимулирование инновационной деятельности побуждает хозяйствующие субъекты к внедрению инноваций. Характерной чертой инновационной деятельности является ее подверженность высоким рискам. Совершенствование налоговой политики является одним из главных методов стимулирования инновационной деятельности. Цель налогового стимулирования - заинтересовать субъектов предпринимательской деятельности и снизить факторы риска, если это является возможным. По самым поверхностным оценкам прямая бюджетная поддержка инновационной деятельности невелика и, вероятно, связана с дефицитом бюджета. На данном этапе развития экономики необходимо выводить российские предприятия на траекторию экономического роста путем активизации их инновационной деятельности, в т.ч. через систему налогового стимулирования. Основными методами государственного стимулирования инновационной деятельности являются налоговые льготы и субсидии. Такие меры принимаются на протяжении нескольких десятков лет. Но, к сожалению, они не приносят должного успеха. Также в России более 15 лет имеет место инвестиционный налоговый кредит. Однако практика его применения несовершенна. Идея стимулирования вложений средств в инновации через ИНК оказалась непопулярна. ИНК нельзя назвать мощным инструментом инвестиционной поддержки организаций. Существует несколько тому причин. Первая из них - сложная процедура его применения. Чтобы получить ИНК, нужно собрать список из более 14 документов и представить их в налоговую службу. Вторым препятствием по ИНК является его привязка к проведению НИОКР и внедренческой деятельности. Но четкого определения НИОКР и инновационной деятельности в законодательных актах не приводится.

Ключевые слова: инновационная деятельность, налоговое стимулирование, налоговая политика, корпорации, развитие предприятия, объекты налогового регулирования, субъекты инновационной деятельности.

Вопросы совершенствования налоговой политики остаются чрезвычайно актуальными.

Последней иллюстрацией к тому явился саммит 020, который проходил 4-5 сентября 2016 года в городе Ханчжоу, столице провинции Чжэцзян, КНР. Лидер КНР Си Цзиньпин заявил о необходимости укрепить налоговое сотрудничество, усилить борьбу

с уклонением от налогов и объявил о создании международного центра исследования налоговой политики [8].

Если принять во внимание о бщую обсуждаемую на саммите концепцию перехода от старого пути развития, который основывался на фискальной и монетарной политиках, на стимулирование роста инноваций во имя процветания, то нало-

говая политика данного направления становится ещё более значимой.

Таким образом, очевидным становится ориентация на развитие инновационной деятельности

предприятий, которая находится в основе успешного функционирования современных национальных экономик.

Казалось бы, нет никаких противоречий и сложностей в вопросах стимулирования инновационной экономики. Оно может быть прямым (бюджетное финансирование) и косвенным (налоговое стимулирование).

В российской экономике используются оба метода. Например, финансируется деятельность таких известных инновационно ориентированных корпораций как Сколково и т.п. Тем не менее, шестнадцатое

место России в глобальном инновационном индексе [2] двадцати крупнейших стран свидетельствует о недостаточных усилиях и стимулах инновационного развития экономики.

Классификация форм и методов стимулирования инноваций

Характерной чертой инновационной деятельности является её подверженность высоким рискам.

Под стимулированием инновационной деятельности, как правило, принято понимать совокупность методов и форм побуждения хозяйствующих субъектов к внедрению инноваций, которые приводят к повышению конкурентоспособности продукции (товаров, услуг) [5]. Их условная классификация представлена в таблице 1.

Критерий классификации Методы стимулирования

По методу воздействия стимулирующие и дестимулирующие (например, запрещение клонирования в РФ)

По месту первого формулирования и применения отечественный вариант и зарубежный вариант стимулирования

По реципиенту получателя льгот физическое лицо (изобретатель, конструктор и т.п.), юридическое лицо

По предметной составляющей стимула реальные (материальные), виртуальные (благодарности, награды, звания, авторитет, уважение), косвенные (гарантии)

По направлению воздействия внешние, внутренние

По сфере влияния финансово-экономические, административно-законодательные, технологические, социально-политические

По широте воздействия национальные, региональные, локальные, точечные

По продолжительности краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные

Таблица 1 - Классификация форм и методов стимулирования инновационной деятельности [9]

Анализируя формы и методы налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий, которые применяются на современном этапе в Российской Федерации, делаем вывод, что наиболее распространенными являются косвенные (нефинансовые) методы налогового стимулирования. Они выполняются в чётком соответствии с факторами инновационной деятельности. Главная цель налогового стимулирования состоит в том, чтобы заинтересовать субъектов предпринимательской деятельности и, если это возможно,

снизить факторы риска.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью вывода российских предприятий на траекторию экономического роста путем активизации их инновационной деятельности через систему налогового стимулирования.

В рамках налоговой политики формируется система налоговых льгот и других экономических средств, стимулирующих инвестиционную деятельность. Налоговые льготы можно разделить

на две группы (таблица 2).

Таблица 2 - Группы налоговых льгот для инновационного стимулирования предприятий [7]___

Номер Описание Налоги Права льготников

группы

1 2 3 4

Первая Включены налоговые льготы, применяемые ко всем инновационным организациям. Иными словами, это стандартные налоговые льготы. 1. Освобождение от НДС при реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. + 2. Освобождение от НДС реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности. 3. Льготы при учете расходов на НИОКР. 4. Единовременный учет расходов на приобретение электронно-вычислительной техники. 5. Ускоренный порядок амортизации основных средств, используемых в научно-технической деятельности. 6. Освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования. 7. Инвестиционный налоговый кредит. -

Продолжение таблицы 2

1 2 3 4

Вторая Льготы, предоставляемые резидентам технико-внедренческой особой экономической зоны (ТВОЭЗ). В данном случае под технико-внедренческой деятельностью понимаются создание, производство и реализация научно-технической продукции, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию такой продукции, программ, баз, топологий и систем. - 1. Применение пониженной ставки налога на прибыль. 2. Возможность эффективного налогового учета расходов на НИОКР. 3. Освобождение от налога на имущество, земельного и транспортного налогов. Данное положение прописано в п. 17 ст. 381 НК РФ.

Как свидетельствует обобщенная выше информация, методы поддержки инноваций известны и применяются в той или иной степени.

Так, в Федеральном законе N 359-Ф3 «О федеральном бюджете на 2016 год» выделена «Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», которая имеет девять подпрограмм, в том числе подпрограмму «Стимулирование инноваций». Сопоставление объемов финансирования по подпрограммам в таблице 3.

Таким образом, по самым поверхностным оценкам прямая бюджетная поддержка невелика и, вероятно, связана с дефицитом бюджета. Экономический кризис ограничивает ведущую ролью государства на научно-техническом рынке. Из перечисленных национальных прио-

ритетов очевидным является желание повысить эффективность государственного управления, в т.ч. в области налогового администрирования.

Сопоставление целей и задач стратегии инновационного развития до 2020 года, разработанной Минэкономразвития в 2010 году и ее современной реализацией свидетельствует о некотором торможении прямого стимулирования инновационной активности [3].

В области налоговой поддержки инновационной деятельности такие меры принимаются на протяжении двух десятков лет. Но, к сожалению, они не приносят особого успеха.

Так, по информации агентства «Thomson Reuters» [1], в 2015 году в топ- 100 инновационных компаний мира российских нет.

Таблица 3 - Направления и объемы финансирования по государственной программе РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», тыс. руб.

Наименование подпрограмм Сумма

Инвестиционный климат 15 955 247,7

Развитие малого и среднего предпринимательства 12 433 398,0

Государственная регистрация прав, кадастр и картография 31 424 299,9

Совершенствование системы государственного управления 303 821,5

Стимулирование инноваций 6 680 705,8

Регулирование инфраструктурных отраслей 9 162,7

Управленческие кадры 316 447,7

Совершенствование системы государственного стратегического управления 167 686,8

Официальная статистика 21 948 899,3

Создание и развитие инновационного центра «Сколково» 14 011 631,5

Итого: 103 251 300,9

Источник: Федеральный закон от 14.12.2015 Ю59-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год»

В 2016 году это же агентство выделило высокие темпы внедрения инноваций в мировых корпорациях, университетах, правительственных организациях и исследовательских институтах.

Россия представлена в исследовании такими организациями, как Российская Академия Наук, компания «Татнефть», РКК «Энергия», АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва», Институт машиноведения им. А.А. Благонравова Российской академии наук, ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина, а также Московское опытно-конструкторское бюро «Марс». А Российская Академия Наук стала второй в мире научно-исследовательской организацией, чьи сотрудники публикуют наибольшее количество научных ра-

бот в области исследования полупроводников (первое место - Китайская Академия Наук).

Этот пример иллюстрирует наличие неразрешенных проблем, в том числе налогового стимулирования.

Зависимость инноваций и налогового стимулирования

Анализ данных агентства «Thomson Reuters» в отраслевом разрезе свидетельствует о высоком инновационном потенциале предприятий, производящих полупроводники, компьютерную технику, автомобили, телекоммуникации, фармацевтическую продукцию.

Страновой срез подтвердил лидирующие позиции американских компаний (Apple, AAPL + 0,19%, Boeing BA + 0,57% Форд, GE, Google GOOG + 1,17%, Microsoft,

Roche и Samsung). Европа представлена в топ-10 инновационных компаний мира в большей части французскими предприятиями. Удивляет отсутствие в этом ряду компаний Великобритании. Такое расхождение кажется удивительным, т.к. Франция и Великобритания имеют экономику аналогичного размера.

Вероятно, эта тенденция отражает приверженность британской экономики сектору услуг, а не производству, и сильной зависимостью от финансовых компаний.

Кроме традиционной отраслевой ориентации можно с уверенностью предполагать и прямую корреляцию между государственной политикой поддержки инноваций и налоговыми льготами по НИОКР. Именно этим объясняется значительное представительство компаний из США и Японии среди инновационных лидеров, имеющих длинную историю государственного стимулирования инноваций. Так, в Японии налоговый кредит по НИОКР (налоговые вычеты до 12% от НИОКР расходов) был увеличен в 2003 году

[4].

Франция, обеспокоившись уходом с рынка нескольких крупных фармацевтических производителей, приступила к активным налоговым реформам (налоговый кредит) только в 2008 году.

Таким образом, можно сделать вывод о зависимости объема инноваций и благоприятного налогового режима.

Налоговое стимулирование инновационной деятельности в России

Основными методами государственного стимулирования инновационной деятельности являются налоговые льготы и субсидии. Тем не менее, нельзя отрицать тот факт, что на сегодня в России не решены серьезные проблемы налогообложения предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. Эти проблемы стали особенно актуальны с того момента, как отменили льготы по уплате имущественного и земельного налогов. В 2004 году научные организации РАН, РАМН, РАСХН, РАО, Российской академии архитектуры и строительных наук утратили льготы на земельный и имущественный налог в отношении з е мельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, используемых ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности. Отсутствие налоговых льгот по этим налогам фактически веде т к разрушению материально-технической базы этих предприятий [10].

Также в России более 15 лет имеет место инвестиционный налоговый кредит (ИНК - это изменение срока выплаты налога, при котором налогоплательщику дается возможность сократить свои платежи по одному или нескольким налогам в течение конкретного периода и с рядом ограничений. Невыплаченная сумма налога принимается за своего рода кредит, и постепенно выплачиваются как она, так и начисленные

на нее проценты. Проценты начисляются исходя из ставки, равной половине ставки рефинансирования Банка России, действующей на период отсрочки (рассрочки)). Однако практика его применения несовершенна.

ИНК предоставляется организации на следующие виды налогов:

- налог на прибыль организаций;

- налог на имущество организаций;

- транспортный налог;

- земельный налог.

В каждом отчетном отрезке времени снижение суммы налога возможно максимум на 50% соответствующих платежей по налогу. Во время заключения договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливаются все кредитные атрибуты: сумма, срок, проценты, порядок погашения кредита и начисленных процентов, виды имущества, являющегося предметом залога и др.

К сожалению, идея стимулирования вложений средств в инновации через ИНК оказалась непопулярна. ИНК нельзя назвать мощным инструментом инвестиционной поддержки организаций.

В 2013 г. всего лишь 5 организаций получили данный кредит в количестве 320,62 млн. руб. В 2014 г. всего двум предприятиям выдали ИНК на сумму в размере 316 млн. руб. за счет налога на имущество [11]. В соответствии со статотчетно-стью ФНС на 1 марта 2015 г. в графе «Инвестиционный налоговый кре-

дит» зарегистрирована выдача кредита по всей России в размере 109 млн. руб., и только по налогу на имущество организаций и транспортному налогу.

Причин тому несколько. И первая из них - сложная процедура его применения. Чтобы получить ИНК, нужно собрать список из более 14 документов и представить их в налоговую службу. Кроме того, необходимо заключить договор поручительства на сумму более 20 млн. руб. и согласовать с ФНС России [6].

Вторым препятствием по ИНК является его привязка к проведению НИОКР и внедренческой деятельности. Но четкого определения НИОКР и инновационной деятельности в законодательных актах не приводится. Разночтения имеют место и в ГК РФ НИОКР, и с точки зрения Инновационного совета РФ.

Другими возможными причинами непопулярности ИНК являются:

- бюджетные дефициты в региональных и местных бюджетах и вследствие этого - пассивность местных органов власти и предпринимателей по вопросу предоставления/получения ИНК в пределах их компетенции;

- небольшая сумма ИНК, равная 30% стоимости оборудования при осуществлении НИОКР или техническом перевооружении производства;

- низкая информированность потенциальных получателей ИНК и

его эффективности в инновационной деятельности.

сийской Федерации по международному инновационному индексу и не стимулирует инновационное развитие экономики. Для изменения изложенной ситуации необходимо, как минимум, упрощение предоставления ИНК, значительное повышение субсидирования инновационных программ.

Таким образом, размер ИНК сопоставим с бюджетным субсидированием (таблица 3), что вместе условно составляет инновационные (фискальные) затраты России. Их размер, в общем и целом, подтверждает значительное отставание Рос-

Список литературы

1. Агентство «Thomson Reuters» - лидирующий поставщик аналитической информации, информационных решений и баз данных для бизнеса и профессионалов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://thomsonreuters.ru/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Международный инновационный индекс // Википедия, свободная энциклопедия. -Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/?oldid=77055810, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. - 12.03.2016.

3. Налоговая политика государства: учеб. и практикум / под ред. Н.И. Малис. - М.: Юрайт, 2015. - 390 с.

4. Налоговая система Японии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wikidocs.ru/preview/29033/3, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

5. Научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

6. Прокопьева А.В. Анализ эффективности инновационной деятельности / А.В. Проко-пьева // Актуальные вопросы экономических наук. - 2012. - №25-1. - С.160-164.

7. Саакян А.М. Налоговое стимулирование предприятий, осуществляющих инновационную деятельность / А.М. Саакян // Финансовый менеджмент. - 2014. - №5. - С.66-74.

8. Саммит с душой: итоги пресс-конференции Владимира Путина. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/politika/3593957, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

9. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12. 2011 г. №2227-р // СПС КонсультантПлюс, по договору. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

10. Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uecs.ru/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

11. Центр управления финансами. Center - YF [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://center-yf.ru/data/economy/Innovacionnaya-deyatelnost.php, свободный. - Загл. с экрана. -Яз. рус.

E-mail: [email protected]

182112 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Ленина д. 2, Великолукская ГСХА. Тел.: (81153)7-17-72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.