Научная статья на тему 'Проблемы налогового стимулирования инновационной деятельности в региональном секторе экономики'

Проблемы налогового стимулирования инновационной деятельности в региональном секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
756
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мигунова М. И., Елгина Е. А.

Важной составной частью государственной социально-экономической политики является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Инновационная политика является мощным рычагом, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Поэтому вопросы налогового стимулирования инновационной деятельности актуальны в настоящее время. Рассмотрены формы и инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности, в том числе инновационный налоговый кредит и его использование в региональной экономике отдельных субъектов РФ. Сформулированы проблемы налогового стимулирования инновационной деятельности в региональном секторе экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы налогового стимулирования инновационной деятельности в региональном секторе экономики»

УДК 336.22

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

М. И. МИГУ НОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected] Торгово-экономический институт Сибирского федерального университета

Е. А. ЕЛГИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики E-mail: [email protected] Красноярский институт железнодорожного транспорта — филиал Иркутского государственного университета

путей сообщения

Важной составной частью государственной социально-экономической политики является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Инновационная политика является мощным рычагом, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Поэтому вопросы налогового стимулирования инновационной деятельности актуальны в настоящее время. Рассмотрены формы и инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности, в том числе инновационный налоговый кредит и его использование в региональной экономике отдельных субъектов РФ. Сформулированы проблемы налогового стимулирования инновационной деятельности в региональном секторе экономики.

Ключевые слова: налоговое стимулирование, инновационная деятельность, инвестиционный налоговый кредит, условия развития инновационной сферы.

Увеличение инвестиций в реальный сектор экономики и активное развитие инновационной де-

ятельности являются приоритетными направлениями развития экономики Российской Федерации. При этом сырьевая направленность экономики, осложняющаяся до настоящего времени не решенной проблемой высокой степени износа производственных мощностей, определяет особую значимость ускорения темпов развития инновационной сферы. Указанная задача входит в число приоритетных направлений государственного регулирования экономики как на федеральном, так и на региональном уровнях. одним из приоритетных направлений государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности является налоговое стимулирование. наличие налоговых льгот имеет кумулятивный эффект, так как оказывает влияние не только на участников инновационного процесса, но и на государство в целом, гарантируя ему получение стабильных налоговых доходов в будущем и повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке.

несмотря на доминирование мер законодательно-нормативного регулирования и бюджетного финансирования, принимаемых для активизации инновационной деятельности на федеральном уровне, существенные усилия предпринимаются в

Фоомы налогового стимулирования

Налоговые каникулы

4

Налоговые льготы

Налоговые кредиты

Налоговый вычет

Налоговые рассрочки

Формы налогового стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации [2]

этом направлении также и региональными властями. Большинство регионов проводят собственную экономическую политику, ставят и достигают собственных целей экономического развития. В то же время известно, что принимаемые меры экономического регулирования и прямого бюджетного финансирования приоритетных инновационных проектов федерального и регионального уровней пока не являются в достаточной степени эффективными, а уровень инвестиций и вложений в инновационную деятельность со стороны коммерческого сектора значительно ниже уровня не только стран ЕС и США, но и ряда быстрорастущих развивающихся стран. Таким образом, проблемы активизации инновационной деятельности как бизнес-сектора, так и финансового сектора, а также применения государственных экономических методов регулирования инновационной систем (включая налоговые) как на федеральном уровне, так и на региональном уровне являются достаточно актуальными.

Как известно, регулирующая функция налогов реализуется через различные налоговые преференции. Формы налогового стимулирования инновационной деятельности, применяемые в Российской Федерации, представлены на рисунке.

В Российской Федерации начиная с 2008 г. наблюдается усиление стимулирующей составляющей налогообложения организаций, занимающихся инновационной деятельностью. Проведенный авторами анализ действующего налогового законодательства по данному вопросу позволяет сделать следующие выводы.

Налоговые льготы для инновационных фирм можно разделить на две группы.

К первой группе относятся льготы, которые применяются ко всем налогоплательщикам, занимающимся инновационной деятельностью.

Ко второй группе можно отнести льготы, предусмотренные только в отношении организаций,

являющихся резидентами технико-внедренческих особых экономических зон. Так как большинство регионов не относится ко второй группе, то обобщим налоговые льготы, применяемые ко всем инновационным организациям. Иными словами, это стандартные налоговые льготы, принятые на уровне Федерации и прописанные в налоговом кодексе РФ. Систематизируем налоговые льготы для первой группы налогоплательщиков (см. таблицу).

Перечисленные льготы должны быть нацелены в первую очередь на снижение уровня налоговой нагрузки в целях высвобождения финансовых ресурсов, направляемых на инновационную деятельность (этого, однако, на практике не наблюдается). Так, Торгово-промышленной палатой России были проведены мониторинг и анализ экономической эффективности налоговых льгот [13]. Подавляющее число респондентов (предпринимателей, главных бухгалтеров и экономистов) отметили низкую эффективность перечисленных льгот, обосновав это тем, что предусмотренные законом льготы касаются крайне узкого сегмента инновационной деятельности и не могут оказать значимого влияния на изменение направленности отечественной экономики в сторону внедрения новейших технологий и их финансирования.

Одной из главных причин, по мнению авторов, неэффективности рассмотренных льгот является отсутствие комплексного подхода в их предоставлении. Если рассматривать существующие льготы в привязке к инновационному циклу, который включает три последовательных этапа (разработка -апробация - внедрение в производство), то можно отметить, что они охватывают лишь первые его стадии, связанные в основном с проведением ниокР, разработкой, апробацией новой идеи или продукта, но практически не распространяются на третий этап. Вместе с тем именно последняя стадия этого цикла существенна для устойчивого инновационного развития страны.

Основные налоговые льготы для инновационных фирм, вступившие в действие с 01.01.2012 и действующие по состоянию на 01.04.2013

Налог (система налогообложения) Льготы

Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ) Освобождение от НДС при реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (подп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ; подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ). Освобождение от НДС реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ)

Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ) Упрощенный учет расходов на НИОКР (ст. 262 НК РФ). Единовременный учет расходов на приобретение электронно-вычислительной техники (п. 6. ст. 259 НК РФ). Ускоренный порядок амортизации основных средств, используемых в научно-технической деятельности (подп. 2 п. 2 ст. 259.3). Освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Создание резерва расходов на НИОКР (ст. 267.2 НК РФ). Нулевая ставка по налогу на прибыль для образовательных и медицинских организаций, осуществляющие НИОКР (п. 3 ст. 284.1 НК РФ)

Налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ) Льгота по уплате налога на имущество по энергоэффективным основным средствам (п. 21 ст. 381 НК РФ)

Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ) Расширен перечень организаций, имеющих право на применение упрощенной системы налогообложения (подп. 14 п. 2 ст. 346.12 НК РФ)

Примечание: авторская разработка на основании данных [3].

Кроме того, также можно отметить, что все льготы носят односторонний характер, т. е. направлены на поддержку организаций, занимающихся инновационными проектами, и совершенно не стимулируют финансовой сферы экономики. Поэтому, на взгляд авторов, одной из основных экономических задач налогового стимулирования инноваций как на федеральном, так и на региональном уровне является стимулирование финансового сектора экономики (в частности это касается банков и страховых организаций,

занимающихся кредитованием и страхованием инновационных проектов).

В качестве недостатков нововведений следует отметить, что в большинстве регионов для инновационных и научных организаций преференции по региональным и местным налогам вообще не предусмотрены. Применяются только льготы, установленные федеральным законодательством. однако некоторые льготы недостаточно востребованы среди отечественных инноваторов, так как для их применения требуется тщательная подготовка требуемой документальной базы, подтверждающей право и наличие оснований для их получения.

Данная проблема касается и Красноярского края. Ранее уже проводился детальный анализ инновационной сферы Красноярского края [9], поэтому в рамках представленного исследования детальная оценка данной деятельности освещаться не будет. В целом конкурентные позиции Красноярского края по инновационному потенциалу достаточно высоки и устойчивы, однако основной проблемой является неразвитость инновационной сферы с тенденцией к ухудшению как количественных индикаторов, так и показателей результативности инновационной деятельности. Главной целью региональной инновационной политики в этих условиях является создание благоприятных условий для естественной эволюции инновационной сферы, повышения восприимчивости предпринимательского сектора к инновациям. Наиболее эффективное решение указанной проблемы (без прямых бюджетных инвестиций), с точки зрения авторов, заключается в более широком применении инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности, которые активно применяются развитыми странами [1].

Одним из таких инструментов является инвестиционный налоговый кредит. За рубежом такой налоговый кредит рассчитывается, как правило, в процентах от стоимости оборудования и вычитается из суммы налога на прибыль или облагаемого налогом дохода. Считается, что этот инструмент позволяет лучше, чем другие льготы, учитывать имущественное положение налогоплательщика. Если кредит предоставляется в виде вычета из налоговой базы, то большую выгоду получает налогоплательщик, доходы которого облагаются по более высокой ставке. Инвестиционный налоговый кредит, вычитаемый из суммы налога, сохраняет большую долю доходов плательщику с низкими доходами [6].

В целях создания благоприятного инвестиционного климата и условий для развития инновационной сферы в Красноярском крае действует ряд налоговых мер, включая инвестиционный налоговый кредит, направленных на поддержку инвестиционной и инновационной деятельности, регламентируемых рядом законодательных и нормативных документов [9]. В основном, все меры направлены в первую очередь на поддержку инвестиционной привлекательности региона, так как в отличие от инвестиционной деятельности в целом меры по поддержке инновационной сферы - это относительно новое направление как на государственном уровне в целом, так и на краевом, в частности. Так, в Красноярском крае основным направлением налоговой политики является снижение налоговой нагрузки на вновь создаваемые, расширяемые и модернизируемые производства и на высокотехнологичные компании. Комплекс программных мероприятий, проводимых в области налоговой политики в крае, включает в себя:

- приведение в соответствие налоговой базы с налоговым потенциалом края;

- совершенствование налогового законодательства в целях разработки единого подхода к предоставлению налоговых льгот для хозяйствующих субъектов;

- предоставление инвестиционных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов [10].

Можно наблюдать, что главным стимулирующим инструментом налоговой политики края является предоставление инвестиционных налоговых кредитов.

Предоставление инвестиционного бюджетного кредита регламентировано краевым законодательством, а при его выделении к предприятиям предъявляются те же требования, что и при иных формах государственной поддержки, регламентируемых федеральным законодательством. В Российской Федерации регламент предоставления инвестиционного налогового кредита закреплен ст. 61 - 68 Налогового кодекса РФ. В соответствии со ст. 66.1 «инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 настоящего Кодекса, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной упла-

той суммы кредита и начисленных процентов» [3]. Определение, приводимое в НК РФ, не в полной степени отражает сущностный характер предоставляемой льготы по налогу. Только в ст. 67 обозначены специфические виды деятельности, работ (в том числе особенности их осуществления), являющиеся основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита.

В частности, в Красноярском крае необходимым условием для получения такого кредита является предоставление бизнес-плана развития предприятия, выполнение которого (в части объема инвестиций и объемов наращивания производства) будет контролироваться при выделении кредитных ресурсов. В крае в рамках мер по созданию благоприятных условий для инвестиций (не инноваций) действует закон Красноярского края от 19.02.2009 № 8-2933 «Об установлении иного основания и иных условий предоставления инвестиционного налогового кредита по региональным налогам»1. Согласно положениям данного документа инвестиционный налоговый кредит по региональным налогам может быть предоставлен организации, имеющей заключенный договор о государственной поддержке инвестиционной деятельности, направленный на развитие одного из установленных видов экономической деятельности, в частности это касается растениеводства, животноводства, лесозаготовок, обработки древесины и производства изделий из дерева, производства пищевых продуктов, включая напитки и т. д. Можно наблюдать, что в данном перечне отсутствуют предприятия инновационной сферы.

При наличии указанных оснований инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок, не превышающий срока окупаемости проекта, но не более 5 лет, на сумму не более величины инвестиций по проекту (под процентную ставку, равную 1/2 ставки рефинансирования Банка России). Фактически, ставка по инвестиционному налоговому кредиту в настоящее время будет составлять 4,125 % (8,25/2) [12]. Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается Управлением ФНС по Красноярскому краю по согласованию с финансовым органом края. При этом обязательно наличие заключения о возможности предоставления инвестиционного налогового кредита, принимаемого уполномоченным органом правительства края.

1 ЦЯЬ: кгекзШе. гиЛ^/0Мос/760.

Предельный размер предоставления инвестиционных налоговых кредитов по региональным налогам с 2011 г. установлен в сумме 50 млн руб.2 В то же время надо отметить, что по масштабам краевого бюджета (общий объем расходов - 122 864 млн руб.) данная величина не является существенной суммой, составляя 0,04 % плановых расходов. В 2013 г. у инвесторов, заинтересованных в развитии бизнеса на территории Красноярского края, появится возможность претендовать на инвестиционный кредит по федеральному налогу на прибыль (в части, зачисляемой в областной бюджет). Ранее налоговый кредит был доступен только в отношении региональных налогов (транспортного или налога на имущество, и в отношении земельного налога, который относится к числу местных налогов).

По сути, данный метод налогового стимулирования, по мнению авторов (а также по мнению большинства экономистов), носит в большей степени кредитный, а не стимулирующий, побуждающий характер (так как возникающие обязательства требуют со временем возмещения с учетом начисленных за соответствующий срок процентов, что не способствует востребованию со стороны потенциальных налогоплательщиков).

кроме того, не каждый субъект, реализующий инновационный (инвестиционный) проект, может соответствовать требованиям и условиям, обеспечивающим предоставление инвестиционного налогового кредита.

Так, по данным УФНС по Красноярскому краю, практика предоставления инвестиционных налоговых кредитов в регионе стартовала с 2009 г., но начиная с этого периода и по март 2013 г. данным методом налогового стимулирования воспользовалось только одно предприятие (ОАО «Красноярский хлеб») в 2009 г. [11]. Данный кредит позволил предприятию запустить новую линию производства, создать дополнительные рабочие места, а также места для стажировки будущих работников. По мнению генерального директора компании В. Ты-чинина, «благодаря данному кредиту мы получили отсрочку по выплате ряда налогов. Тем самым у нас появились дополнительные средства, более 1 млн руб., для реализации инвестиционных проектов». но, как подчеркнул В. Тычинин, в качестве негативного момента следует отнести жесткий ежегодный

2 О краевом бюджете на 2011 г. и плановый период 20122013 гг.: закон Красноярского края от 09.12.2010 №11-5519. URL: http://www. krskstate. ru/docs/0/doc/4457.

контроль со стороны контролирующих органов за целевым использованием предоставленных средств, в то время как у других налогоплательщиков проверки проводятся не чаще 1 раза в три года.

Аналогичные условия предоставления инвестиционного налогового кредита применяются и в других близлежащих регионах, в частности в Томской области действует ставка за пользование инвестиционным налоговым кредитом в размере 1/2 ставки рефинансирования Банка России по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций, 3/4 ставки рефинансирования Банка России по другим региональным налогам [4]. Показателен опыт установления ставки по инвестиционному налоговому кредиту в Новосибирской области в размере 1/20 ставки рефинансирования Банка России (фактическая ставка - 0,4125 %) [5], что обеспечивает преимущество в развитии для новосибирских инноваторов.

Таким образом, как отметил профессор М. В. Попов, в целом механизм инвестиционного налогового кредита может стать реальным и эффективным инструментом налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности в России. Однако необходимо отметить, что данный инструмент фактически не работает. Уполномоченные государственные органы неохотно предоставляют инвестиционные налоговые кредиты, поскольку это приводит к потерям доходов бюджетов (и без того дефицитных), а организации зачастую не обеспечивают целевого использования полученных средств и их своевременного возврата (с процентами) [6].

Поэтому необходимо решать имеющиеся проблемы в целях повышения эффективности и значимости инвестиционного налогового кредита. В частности, эффективность налогового стимулирования развития инновационной экономики во многом зависит от четкого определения круга налогоплательщиков, на которых следует направить стимулирующее воздействие и соответствующий набор налоговых инструментов. Отсутствие единства терминологии, связанной с инновационной экономикой и ее субъективным составом, существенно снижает эффективность налогового стимулирования инновационной экономики. На взгляд авторов, возможно более привлекательным для налогоплательщиков было бы разделение налогового кредита по видам и специфике деятельности для устранения двоякого подхода к оценке поданных заявок на предмет предоставления налогового кредита. Однако в ка-

честве альтернативного варианта можно было бы отказаться от инвестиционного налогового кредита и заменить его на налоговые каникулы для ряда инновационных предприятий региона.

Кроме того, одним из решений ранее обозначенных проблем инновационного развития в крае может стать механизм применения некоторых методов налогового стимулирования для банковской сферы, который позволит усовершенствовать процесс финансирования инновационных проектов регионального уровня. К указанным методам налогового стимулирования можно отнести:

- снижение ставки по налогу на прибыль, зачисляемой в бюджет субъекта РФ, а также по налогу на имущество организаций;

- предоставление льгот по региональным и местным налогам.

В первую очередь эти мероприятия налогового стимулирования должны, с одной стороны, простимулировать региональные банки (в Красноярском крае их пять) в финансировании на льготных условиях инновационных компаний, а с другой стороны, восполнить дефицит финансовых ресурсов этих хозяйствующих субъектов

Таким образом, проведенный авторами анализ позволяет констатировать очевидный факт, что в Красноярском крае инновационные процессы осуществляются пока еще на недостаточно высоком уровне. Существующие меры налогового стимулирования инновационной деятельности также недостаточны для полноценного развития региона в данном направлении. Комплекс мероприятий, предлагаемых в рамках Стратегии инновационного развития России и Красноярского края, в частности на период до 2020 г. [7; 8], позволит администрации края определить наиболее важные приоритеты, позволяющие региону выйти на более высокий уровень развития и функционирования, однако слабой стороной данных документов является недостаточная проработка мер налогового стимулирования инновационной деятельности как для самих инноваторов, так и для финансовой сферы страны в целом и региона в частности.

Поэтому реализация предложенных авторами мероприятий в части методов налогового стимулирования позволит существенно продвинуться в плане повышения уровня инновационной активнос-

ти Красноярского края; обеспечить устойчивость, экономическую независимость региона в условиях глобализации; повысить конкурентоспособность экономики Красноярского края и, главное, обеспечить опережающий рост объемов инновационной продукции по сравнению с общим объемом промышленной продукции.

Список литературы

1. Ерошкин А. М. Механизмы государственной финансовой поддержки инноваций за рубежом // Финансы и кредит. 2011. № 24(456). С. 62-70.

2. Мигунова М. И., Панасюгина Л. Ф. Роль налогов в стимулировании инновационной деятельности в Красноярском крае // Экономика, психология, бизнес. 2012. № 21. С. 167-175.

3. О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 147-ФЗ.

4. Об инвестиционном налоговом кредите в Томской области: закон Томской области от 18.03.2003 № 31-03. URL: http://base. consultant. ru.

5. О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в новосибирской области: закон новосибирской области от 16.10.2003 № 142-03. URL: http://base. consultant. ru.

6. ПоповМ. В. Налоговые инструменты стимулирования инвестиций в инновационное развитие экономики // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2012. № 2 (40).

7. Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 г. URL: http://www. krskstate. ru/innovation/strategy.

9. Цыркунова Т. А., Мигунова М. И. Оценка инвестиционной деятельности и инновационной сферы Красноярского края // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 4. С. 24-35.

10. URL: http://www. lentaregion. ru.

11. URL: http://www. r24.nalog. ru

12. URL: http://www. assessor. ru

13. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/ rosstat/rosstatsite/main/enterprise/science.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.