УДК 338.242.2
Р. И. Шумяцкий
Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Новосибирск, Россия)
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Принята к публикации 03.12.2018
В статье кратко представлены результаты анализа отдельных законодательных актов в области налогового регулирования инновационной и инвестиционной деятельности. Акцентируется внимание на теме человеческого интеллектуального капитала, проблеме стимулирования изобретательской и рационализаторской деятельности. Рассматривается институт налогового регулирования в качестве одного из действенных инструментов инновационного и инвестиционного развития экономики в современных условиях. Автором определены резервы и направления совершенствования законодательства о налогах и сборах в целях совершенствования инновационной и инвестиционной деятельности экономических субъектов.
Ключевые слова: инновации, инвестиции, человеческий интеллектуальный капитал, инвестиционный налоговый вычет, налоговые льготы и преференции, инвестиционный налоговый кредит, налоговая субсидия.
БО!: 10.32324/2412-8945-2018-3-34-36
Десять лет назад российская экономика взяла свой курс на модернизацию. На экономическом форуме в Красноярске Д. А. Медведев обозначил, что во главу угла будут поставлены направления работы, которые образно можно обозначить как четыре «И» — Институты, Инфраструктура, Инвестиции, Инновации [1].
Безусловно, модернизация экономики должна проходить прежде всего через инновационное развитие отраслей с широким привлечением инвестиций, причем одним из способов регулирования инновационной и инвестиционной деятельности со стороны государства является налоговое регулирование и стимулирование.
Налоговое регулирование инвестиционно-инновационной деятельности на современном этапе осуществляется в виде предоставления налоговых льгот и преференций лицам, чья деятельность связана с инновациями, и участникам инвестиционных проектов.
В первом случае это так или иначе связано с наукоемкостью нашей продукции, доля которой в мировом производстве составляет, к сожалению, не более 0,5 %. Участники инвестиционных проектов должны их финансировать на условиях, определенных государством.
На наш взгляд, необходимо акцентировать внимание на теме человеческого интеллектуального капитала, поскольку, как показывает анализ инновационного развития России, основные резервы налогового регулирования и стимулирова-
ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2018. № 3 (13). © Р. И. Шумяцкий, 2018
ния сконцентрированы именно в кадровом потенциале, а точнее, в потенциале лиц, занимающихся изобретательством и рационализаторством и внедряющих свои идеи в производственную цепочку, о чем мы подробно писали ранее [2].
Соответственно, одним из направлений инновационной политики государства должно стать регулирование и стимулирование изобретательской и рационализаторской деятельности, включающее в себя комплекс мер различного характера, начиная с организационных и заканчивая материальными, например:
1) помощь предприятия и государства в оформлении и получении инноваторами патентов на изобретения, свидетельств на рационализаторские предложения;
2) максимальное поощрение деятельности лиц, которых в России называют «кулибиными». Д. А. Медведев на упомянутом выше форуме сказал, что необходимо «...обеспечить людей, которые „любят создавать и умеют", всей необходимой инфраструктурой — лабораториями, компьютерами»;
3) внедрение государственного механизма повышения изобретателям и рационализаторам денежного содержания;
4) моральное поощрение изобретателей и рационализаторов;
5) обеспечение обязательного государственного страхования деятельности физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, в области изобретательства и рационализаторства;
Р. И. Шумяцкий. Некоторые аспекты налогового регулирования инновационно-инвестиционной деятельности
6) налоговое регулирование с применением института отсрочки и рассрочки налоговых обязательств, инвестиционного налогового кредита, налоговых субсидий, а также через систему налоговых вычетов, льгот и преференций.
На наш взгляд, именно развитие института налогового регулирования является одним из действенных инструментов в современных условиях. Например, регулирование деятельности физических лиц в указанной области можно осуществлять через норму ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), дополнив ее положением, касающимся освобождения от налогообложения доходов изобретателей и рационализаторов либо предоставления им налоговой субсидии, т. е. погашения государством их налоговых обязательств.
Полагаем, что положительный эффект может дать и социальный налоговый вычет на благотворительность, если дополнить ст. 219 НК РФ положением в части перечисления доходов физических лиц на осуществление изобретательской и рационализаторской деятельности без каких-либо ограничений в течение налогового периода.
В инновационной и инвестиционной экономике весьма важным является кадровый вопрос. В данном случае государство и бизнес должны действовать в унисон в части подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области изобретательства и рационализаторства. Государство регулирует эту деятельность, соответственно, организации и индивидуальные предприниматели должны иметь возможность применения для указанных целей налоговые стимулы.
В то же время для физических лиц, которые самостоятельно и за свой счет проходят такое обучение в образовательных учреждениях по любой форме, необходимо дополнить ст. 219 (подп. 2 п. 1) НК РФ положением, касающимся получения налогоплательщиком в налоговом периоде социального налогового вычета в размере фактически уплаченной им суммы.
Нормы ст. 149 НК РФ по освобождению организаций от уплаты налога на добавленную стоимость в части операций по реализации (передачи) исключительных прав на изобретение целесообразно дополнить положениями в отношении рационализаторства.
По налогу на прибыль организаций налоговое регулирование инновационной деятельности осуществляется через расходы на научно-исследовательские и/или опытно-конструкторские работы (ст. 262 НК РФ), причем значительные изменения налогового законодательства в этой части вступили в силу с 1 января 2018 г.
Однако отдельные положения можно все же улучшить, например, исключив ограничение действия нормы подп. 3.1 п. 2 ст. 262 НК РФ до 31 декабря 2020 г. в части расходов на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели или промышленные образцы.
В части региональных и местных налогов и сборов законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований законодательством Российской Федерации о налогах и сборах даны весьма широкие полномочия — от определения порядка и сроков уплаты соответствующих налогов и сборов до установления конкретных налоговых ставок и льгот в отношении отдельных категорий налогоплательщиков. В данном случае необходимо искать баланс интересов бюджетной системы и налогоплательщиков.
Налоговое регулирование инвестиционной деятельности на региональном уровне осуществляется по следующим направлениям: участие в реализации региональных инвестиционных проектов; предоставление инвестиционного налогового кредита; перенос уплаты налоговых обязательств на более поздний период; получение инвестиционных налоговых вычетов; применение специального налогового режима в виде соглашения о разделе продукции.
Необходимо отметить, что региональным инвестиционным проектом в целях налогового регулирования в соответствии с п. 1 ст. 25.8 НК РФ признается проект по производству товаров, удовлетворяющий требованиям:
1) производство товаров осуществляется на территории Дальневосточного и части Сибирского федеральных округов, включая Иркутскую область, Красноярский край, Республики Тыва и Хакасия;
2) исключаются добыча и переработка нефти, природного газа и газового конденсата, производство подакцизных товаров (кроме автомобилей и мотоциклов), а также виды деятельности, облагаемые по ставке 0 % по налогу на прибыль организаций;
3) минимальный объем капитальных вложений, осуществленных российскими организациями, составляет 50 млн руб.;
4) каждый региональный инвестиционный проект реализуется единственным участником.
Анализ показывает, что действие п. 1 указанных выше требований, на наш взгляд, можно распространить и на другие субъекты Российской Федерации Сибирского федерального округа.
В целях инвестиционной привлекательности проектов минимальный объем капитальных вложений целесообразно снизить до 10 млн руб.
Наконец, необходимо изменить требования в части реализации региональных инвестиционных проектов не только единственным участником, но и несколькими на условиях долевого участия и/или совместного финансирования.
Другая форма налогового регулирования инвестиций осуществляется через получение налогоплательщиками инвестиционного налогового кредита. Причем это должно происходить без какой-либо волокиты и на более льготных условиях, чем указано в ст. 67 НК РФ. В частности, процентную ставку на сумму кредита необходимо установить не более '/2 ставки рефинансирования
РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Центрального банка Российской Федерации, хотя фактический ее размер колеблется в пределах от '/2 до %. Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита должно приниматься в три раза быстрее существующего — в срок не более 10 дней со дня подачи заявления. Аналогично должно происходить и по двум другим формам переноса уплаты налоговых обязательств на более поздний период — отсрочки и рассрочки. В частности, в ст. 64 НК РФ можно снять трехлетнее ограничение предоставления отсрочки или рассрочки по федеральным налогам и страховым взносам в отношении лиц, осуществляющих инновационную и/или инвестиционную деятельность.
Кроме того, целесообразно упростить механизм получения инвестиционных налоговых вычетов физическими лицами по налогу на доходы физических лиц, предоставляемых в соответствии со ст. 219.1 НК РФ. Например, можно исключить обязательное заполнение налоговой декларации и предусмотреть автоматический возврат налога на счет физического лица при выполнении соответствующих условий.
Наконец, действие налогового режима в виде соглашения о разделе продукции в отношении инвесторов — юридических лиц или в рамках
простого товарищества можно распространить и на физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей без образования юридических лиц.
Кроме того, возможность инвестирования указанных лиц в поиск, разведку и добычу минерального сырья можно дополнить другими видами деятельности, не связанными с минеральным сырьем и направленными на инновационное развитие экономики государства.
Полагаем, что перечисленные выше меры налогового регулирования могут быть реализованы в инновационно-инвестиционном развитии российской экономики.
Список литературы
1. Выступление первого вице-премьера Дмитрия Медведева на V Красноярском экономическом форуме [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/957732.html
2. Шумяцкий Р. И. Предпринимательская деятельность в инновационной экономике: некоторые аспекты налогового стимулирования // Экономика и инновации : сб. науч. трудов кафедры налогообложения и учета / отв. ред. Р. И. Шумяцкий ; СибАГС. Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2011. С. 106—115.
R. I. Shumyatskiy
SOME ASPECTS OF TAX REGULATION OF INNOVATIVE AND INVESTMENT ACTIVITIES
The article briefly summarizes the results of the analysis of individual legislative acts in the field of tax regulation, innovative and investment activities. The emphasis is placed on the topic of human intellectual capital, the problem of stimulating inventive and rationalization activities. The institute of tax regulation is considered as one of the efficient instruments of innovative and investment development of the economy in modern conditions. The author defines the reserves and directions of improvement of legislation on taxes and fees in order to improve innovative and investment activity of economic entities.
Keywords: innovations, investments, human intellectual capital, investment tax deduction, tax privileges and preferences, investment tax credit, tax subsidy.