Научная статья на тему 'Оценка инвестиционной деятельности и инновационной сферы Красноярского края'

Оценка инвестиционной деятельности и инновационной сферы Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
435
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыркунова Т. А., Мигунова М. И.

В статье анализируются статистические данные по инвестициям и инновациям Красноярского края. Представлен обзор мер региональной инвестиционной и инновационной политики. Выделены некоторые проблемы развития инновационной и инвестиционной деятельности региона. Отмечено, что определилась тревожная тенденция ежегодного увеличения бюджетного финансирования в сфере инноваций на фоне общего снижения доли инновационной продукции, выпускаемой предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка инвестиционной деятельности и инновационной сферы Красноярского края»

УДК 330.322;332.1

оценка инвестиционной деятельности и инновационной сферы красноярского края

т. а. цыркунова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и статистики E-mail: tcyrkunova@mail. ru институт экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета

м. и. миГУНоВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: Rusalina2911@rambler. ru Красноярский государственный торгово-экономический институт

В статье анализируются статистические данные по инвестициям и инновациям Красноярского края. Представлен обзор мер региональной инвестиционной и инновационной политики. Выделены некоторые проблемы развития инновационной и инвестиционной деятельности региона. Отмечено, что определилась тревожная тенденция ежегодного увеличения бюджетного финансирования в сфере инноваций на фоне общего снижения доли инновационной продукции, выпускаемой предприятиями.

Ключевые слова: инвестиции, инновации, инвестиционный климат, региональная инвестиционная политика, стратегия инновационного развития, стимулирование инноваций, налоговое стимулирование.

Увеличение инвестиций в реальный сектор экономики и активное развитие инновационной деятельности являются приоритетными направлениями развития экономики Российской Федерации. Причем сырьевая направленность экономики, осложненная нерешенной проблемой высокой степени износа производственных мощностей, определяет особую значимость ускорения темпов развития инновационной сферы. Данная задача в настоящее время входит в число приоритетных направлений государственного регулирования экономики как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Несмотря на доминирование мер законодательно-нормативного регулирования и бюджетного финансирования, принимаемых для активизации инвестиционной и инновационной деятельности на федеральном уровне, существенные усилия предпринимаются в этом направлении и региональными властями. В то же время известно, что принимаемые меры экономического регулирования и прямого бюджетного финансирования приоритетных инвестиционных проектов федерального и регионального уровней пока не являются в достаточной степени эффективными. Уровень инвестиций и вложений в инновационную деятельность со стороны коммерческого сектора значительно ниже уровня не только стран ЕС и США, но и ряда быстрорастущих развивающихся стран. Таким образом, проблемы активизации инвестиционной и инновационной деятельности бизнес-сектора, а также применения государственных экономических методов регулирования инвестиционной и инновационной систем являются особенно актуальными.

Несмотря на последствия мирового кризиса, ситуация в Красноярском крае в 2010 г. характеризовалась как относительно стабильная, на что существенное влияние оказал такой фактор, как реализация на территории региона крупных инвестиционных

Таблица 1

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в 2001—2010 гг.

(в % к предыдущему году)

Наименование 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Российская Федерация 110,0 102,8 112,5 113,7 110,9 116,7 122,7 109,9 84,3 106,0

Сибирский федеральный 121,6 99,7 116,6 114,9 118,6 124,9 171,4 111,0 86,2 103,0

округ

Красноярский край 111,6 87,7 109,7 118,8 129,5 116,6 113,0 141,4 118,5 102,0

Источник: составлено авторами по данным [1].

Таблица 2

Инвестиции в основной капитал в 2001—2010 гг., млрд руб.

Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Инвестиции в основной капитал:

Российская Федерация 1 505 1 762 2 186 2 865 3 611 4 730 6 716 8 782 7 976 9 151

Сибирский федеральный округ 135 150 194 255 346 484 709 946 835 890

Красноярский край 34 32 37 49 71 93 121 204 248 246

Удельный вес Красноярского края в инвестициях в основной капитал, %: Сибирского федерального округа Российской Федерации 25,0 2,2 21,2 1,8 19,2 1,7 19,2 1,7 20,6 2,0 19,1 2,0 17,0 1,8 21,6 2,3 29,7 3,1 27,6 2,7

Источник: составлено авторами по данным [1].

проектов. В промышленном производстве края по итогам 2010 г. сохранилась тенденция восстановления производства. Так, индекс промышленного производства достиг отметки 105,1 %, что, тем не менее несколько ниже общероссийского показателя — 108,2 % [9]. Отстает регион и по интенсивности прироста инвестиций в основной капитал. Индекс объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах в 2010 г. к предыдущему году составил по краю всего 102 %, в то время как по Сибирскому федеральному округу — 103 %, а по России — 106 % (табл. 1). В результате доля Красноярского края в инвестициях по округу снизилась с 29,7 до 27,6 %, а в инвестициях России — с 3,1 до 2,7 % (табл. 2). Следует отметить, что в течение 2004—2005 гг., а также 2008—2009 гг. фиксировалось обратное соотношение: темп роста физического объема инвестиций Красноярского края превышал средний по России и по Сибирскому федеральному округу.

По данным Росстата (табл. 3), в 2010 г. инвестиции в основной капитал по Красноярскому краю со-

ставили 245,6 млрд руб., что на 0,9 % ниже величины 2009 г. — 247,8 млрд руб. Половина из них (50 %) была направлена на строительство нежилых зданий и сооружений, 28 % — на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, 11,2 % — на строительство жилья, 10,8 % — на прочие цели [9].

По величине инвестиций в основной капитал в 2009—2010 гг. Красноярский край стабильно зани-

Таблица 3

Ранжирование субъектов Сибирского федерального округа по величине инвестиций в основной капитал в 2008—2010 гг., млн руб.

Регион 2008 Ранг 2009 Ранг 2010 Ранг

Республика Алтай 7 591 11 7 169 11 9 520 11

Республика Бурятия 23 605 9 23 379 9 30 344 9

Республика Тыва 3 756 12 5 188 12 6 353 12

Республика Хакасия 13 312 10 12 837 10 20 232 10

Алтайский край 55 965 7 45 026 7 55 819 7

Забайкальский край 47 445 8 42 271 8 40 257 8

Красноярский край 204 171 1 247 789 1 245 618 1

Иркутская область 129 951 4 106 550 3 102 450 4

Кемеровская область 152 887 2 110 074 2 129 747 2

Новосибирская область 133 410 3 100 448 4 106 822 3

Омская область 87 509 5 59 184 6 66 804 6

Томская область 85 954 6 74 679 5 75 754 5

Источник: составлено авторами по данным [1].

Таблица 4

Инвестиции в основной капитал на душу населения в 2001—2009гг. в действующих ценах, руб.

Наименование 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Российская Федерация 10 308 12 129 15 124 19 921 25 232 33 196 47 259 61 861 55 883

Сибирский федеральный округ 6 671 7 466 9 697 12 868 17 537 24 638 36 223 48 367 42 523

Красноярский край 11 285 10 687 12 602 16 733 24 483 31 927 41 781 70 646 85 188

Источник: составлено авторами по данным [1].

100 000 80'000 60 000 40 000 20 000 0

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

■ Российская Федерация Сибирский федеральный округ

■ Красноярский край

Рис. 1. Динамика инвестиций на душу населения в 2001—2009 гг., руб.

мает 1-е место в СФО (табл. 3), однако частично это объясняется большим размером территории в сравнении с другими субъектами Федерации. Среди регионов России Красноярский край в 2010 г. по величине инвестиций в основной капитал занял 10-е место (в

2008 г. был на 11-м месте, в 2009 г. — на 8-м).

Показатель инвестиций в основной капитал на

душу населения по Красноярскому краю в 2001—

2009 гг. стабильно превышал средний по округу (табл. 4, рис. 1), но в то же время до 2008 г. имел значение ниже среднего по России (данные за 2010 г. в базе Росстата по субъектам отсутствуют).

Красноярский край является одним из наиболее обеспеченных природными ресурсами регионов России. Природные запасы края составляют основу инвестиционной привлекательности региона, и судя по крупным инвестиционным проектам, реализуемым на территории края, в том числе с участием бюджетного финансирования, — базой его дальнейшего развития. Экономика региона носит ярко выраженную сырьевую направленность (на территории края расположены крупные предприятия сферы добычи полезных ископаемых, лесозаготовки, металлургии). Край является лидером в РФ по производству цветных металлов,

занимает второе место по добыче угля, третье место по выработке электроэнергии, четвертое место по производству деловой древесины [3]. Структура валового регионального продукта Красноярского края по видам экономической деятельности в 2010 г. отражена на рис. 2.

Примечательно, что индекс промышленного производства по обрабатывающим производствам составил в крае всего 100,1 % (по России — 111,8 %), в то время как по добыче полезных ископаемых — 147,7 % (по России — 103,6 %). При этом удельный вес добычи полезных ископаемых в объеме отгруженных товаров промышленного производства края в 2010 г. увеличился до 31,3 % против 14,8 % в 2009 г. [9]. Таким образом, рост промышленного производства в крае в существенной степени определен именно сырьевой составляющей, в частности развитием нефтедобычи на Ванкорском месторождении.

Современная инвестиционная активность в крае связана, в первую очередь, с реализацией крупных проектов сырьевой направленности, а также с вложениями в инфраструктурное обеспечение этих проектов. Добыча природных ресурсов — нефти, газа, угля и леса — занимает первое место по

Прочие виды экономиче ской Д еят епьно сти-1ЗД Щь

Сельское х озяйство, ох от а, лесное

X ОЗЯЙСТВ О, рыб ОЛ ОБ СТВ О—

Транспорт и связь-9

Опт об ая и р озничная

т оргоЕлл, р емонт авт ортр анспортных средств, мотоциклов,

бытовых изделий, предметов личного польз ов ания, го стиницы ирес.тораны

обыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, произвол ство и распределение газ а и ь оды—53,1 %

С тр оит ель ств о—6,4% _

Источник: составлено авторами по данным [3] и министерства экономики и развития Красноярского края Рис. 2. Структура валового регионального продукта (ВРП) Красноярского края по видам экономической деятельности в 2010 г.

величине инвестиций среди видов экономической деятельности края.

В число крупнейших инвестиционных проектов Красноярского края входят следующие.

1. Комплексное развитие Нижнего Прианга-рья. Стоимость 1-го этапа проекта составляет 274,8 млрд руб.; по состоянию на 01.01.2011 освоено 95,1 млрд руб., в том числе 26,5 млрд руб. — из средств инвестиционного фонда Российской Федерации, 600 млн руб. — средства краевого бюджета, 68 млрд руб. — средства частных инвесторов. В условиях финансово-бюджетных ограничений сроки сдачи ряда объектов по Нижнему Приангарью были перенесены, но в 2010 г. строительство возобновилось на всех площадках.

2. Освоение Ванкорского нефтегазового месторождения (общий объем инвестиций составляет 764,3 млрд руб. в соответствии с планами Роснефти по освоению месторождения до 2037 г.). В промышленную эксплуатацию Ванкорское нефтегазовое месторождение введено в августе 2009 г. С начала реализации проекта по состоянию на 01.01.2011 профинансировано 229,12 млрд руб., из них в 2010 г. — около 85 млрд руб.

3. СтроительствоЖелезногорской ТЭЦ (объем инвестиций — 24,4 млрд руб.). Проект реализуется в рамках межправительственного соглашения (Россия — США) с целью замещения выбывающего основного источника тепло- и электроснабжения г. Железногорска — реактора АДЭ-2.

С одной стороны, указанные проекты способны оказать поддерживающее влияние на развитие экономики региона и налоговой базы регионального бюджета, способствуют решению проблемы занятости трудоспособного населения, но с другой стороны — усугубляют проблему сырьевой направленности структуры экономики региона и экологии на его территории.

Из крупных проектов промышленного сектора несырьевой направленности, позиционируемых властью края как приоритетные, можно назвать проект строительства малоэтажного жилья и коммунальной, энергетической и транспортной инфраструктуры района «Новалэнд» общей стоимостью 9 217,4 млн руб. По состоянию на 01.01.2011 освоено 498,5 млн руб., в том числе 323,1 млн. руб. — из средств Инвестиционного фонда РФ, 38 млн руб. — из средств краевого бюджета, а 68,7 млн руб. составили средства частного инвестора. Социально значимыми проектами Красноярского края в 2010 г. явились реконструкция Большого концертного зала, открытие Федерального центра

сердечно-сосудистой хирургии (проект осуществлен в рамках федеральной программы по созданию высокотехнологичных медицинских центров), строительство учебно-лабораторного корпуса Института нефти и газа Сибирского федерального университета, строительство краевого перинатального центра.

Таким образом, значительную долю источников финансирования крупных инвестиционных проектов края составляют бюджетные средства. Всего в 2010 г. в крае осуществлялась реализация 25 федеральных целевых программ, а также финансировались объекты федеральной собственности на территории края из федерального бюджета по непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы.

Практически все крупные краевые инвестиционные проекты реализуются на условиях государственно-частного партнерства. Значительная доля инвестиций в экономику края приходится на крупные федеральные компании — НК «Роснефть», ОК «Русал», ОАО «РусГидро» и др., а также на средства инвестиционного фонда РФ [3].

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования представлена в табл. 5.

Согласно приведенным данным собственные средства организаций являются важнейшим источником финансирования инвестиций крупных и средних предприятий края: в 2005—2006 гг., а также в 2010 г. они превышали 50 %-ный уровень. Низкая доля собственных источников в 2008 г. и особенно в 2009 г. связана со значительным финансированием в указанные периоды за счет средств вышестоящих организаций в 2008 г. (28,9 % по данным Росстата) и заемных средств других организаций в 2009 г. (43,7 %). Для справки: доля собственных источников финансирования (без учета эмиссии акций) составляла в среднем по России в 2009 г. 37,1 %, в 2010 г. — 41,1 %. Доля бюджетных средств в финансировании инвестиций Красноярского края колеблется в 2005—2010 гг. в интервале примерно от 9 до 16 % (в 2009 г. данный показатель по России составлял 21,9 %, в 2010 г. — 19,6 %).

Красноярский край в настоящее время имеет достаточно высокий кредитный и инвестиционный рейтинги. Так, агентства Moody's, Fitch Ratings и Standard&Poors по итогам 2010 г. подтвердили Красноярскому краю кредитные рейтинги на высоком уровне (табл. 6). Fitch Ratings сохранил долгосрочные рейтинги края на уровне «ВВ+» — прогноз «Стабильный» и «AA (rus)» со «Стабильным» прогнозом по националь-

Таблица 5

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (без субъектов малого предпринимательства)

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Объем инвестиций в основной капитал, млрд руб. 58,1 77,6 100,3 169,5 209,1 201,7

Структура инвестиций по источникам финансирования, % 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Собственные средства (без учета эмиссии акций) 61,5 51,6 42,5 35 24,4 60,5

Привлеченные средства 38,5 48,4 57,5 65 75,6 39,5

В том числе: 2,4 6,0 6,7 6,5 43,7 6,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— заемные средства других организаций;

— кредиты банков; 14,3 12,4 6 4,1 3,8 3,0

— бюджетные средства 9,5 9,2 10,7 14,3 15,7 16,0

Источник: составлено авторами по данным [1, 9].

ному долгосрочному рейтингу. Moody's подтвердило рейтинг на уровне «Ва2/Аа. ru» — прогноз «Стабильный». Standard&Poor's повысило прогноз кредитного рейтинга края с «Негативного» до «Стабильного» на уровне «BB+/ruAA+» в связи с высокими показателями исполнения бюджета края в 2010 г., уровня долга и ликвидности. В качестве положительных сторон агентство отмечает также постепенную диверсификацию экономики края, ожидаемые значительные инвестиции в экономику, высокое качество финансового управления, связанное с контролируемым ростом расходов, низкой долговой нагрузкой и высокими показателями ликвидности [12].

Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности регионов России, отражающему совокупность возможностей, условий и рисков ведения инвестиционной деятельности на территории региона, который формирует рейтинговое агентство «Эксперт РА», Красноярский край в 2009—2010 гг. относится к рейтинговому классу 2В (средний потенциал — умеренный риск), в который входят еще 14 регионов России [10]. Согласно рейтингу по инвестиционному потенциалу в 2009—2010 гг. Красноярский край занимает 8 место в стране, усту-

Рейтинг Красж

пая лишь традиционным лидерам рейтинга: Москве, Санкт-Петербургу, Московской и Свердловской областям, Краснодарскому краю, Ханты-Мансийскому автономному округу и Республике Татарстан. По сравнению с предыдущим периодом Красноярский край переместился вверх на две позиции. Также по данным рейтинга 2009—2010 гг. Красноярский край продемонстрировал значительное снижение уровня инвестиционного риска, после провала в предыдущем рейтинге поднявшись с 68-го на 45-е место, войдя, таким образом, в число «лучших» регионов России по динамике инвестиционного риска.

Далее рассмотрим некоторые показатели, ха-растеризующие инновационную сферу края. Инновационная сфера на макроуровне характеризуется показателями, отражающими с одной стороны, распространение явления в пространстве, с другой — результаты данной деятельности. Количественную сторону явления в частности характеризуют такие показатели, как удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе организаций, число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, величина затрат на инновации.

Таблица 6

>ского края в 2011 г.

Рейтинговое агентство Рейтинг в соответствии с рейтинговой шкалой Дата обновления рейтинга

Международная шкала в иностранной валюте Международная шкала в национальной валюте Национальная шкала

Fitch Ratings ВВ+/Стабильный ВВ+/Стабильный АА (rus) Июнь, 2011

Moody's — Ba2/Стабильный — Май, 2011

Moody's Interfax Rating Agency — — Aa2(ru) Май, 2011

Standard & Poor's ВВ+/Стабильный ВВ+/Стабильный шАА+/Стабильный Май, 2011

Источник: составлено авторами по данным [3].

Таблица 7

Динамика инновационной активности организаций по субъектам Российской Федерации в 2006—2007 гг.

Наименование Удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность, в общем числе организаций, %

2006 2007 2008 2009 2010

Российская Федерация 9,9 10,0 9,4 9,3 9,5

Сибирский федеральный округ 8,1 8,1 7,7 7,3 8,2

Красноярский край 8,0 12,3 14,0 12,2 10,0

Источник: составлено авторами по данным [2].

Таблица 8

Динамика организаций, выполнявших научные исследования и разработки в 2006—2007 гг., ед.

Наименование 2006 2007 2008 2009

Российская Федерация 3 622 3 957 3 666 3 536

Сибирский федеральный округ 425 464 429 410

Красноярский край 59 61 54 52

Источник: составлено авторами по данным [2].

По данным Росстата, в 2010 г. 10 % организаций Красноярского края осуществляли инновационную деятельность, это выше среднего по России и по Сибирскому федеральному округу (табл. 7). В то же время наблюдается снижение указанного показателя в сравнении с 2008 и 2009 гг.

С другой стороны, статистика по числу организаций, осуществлявших научные исследования и разработки, показывает крайне низкую распространенность инновационной деятельности на самых ранних (предпосевных стадиях) (табл. 8), что однако характерно для всей страны в целом. Так, в 2009 г. всего 52 организации в Красноярском крае осуществляли научные исследования и разработки.

Общий объем НИОКР, выполняемых научными и образовательными учреждениями в крае, в 2010 г., составил 2,1 млрд руб., в том числе за счет бюджетного финансирования — 1,04 млрд руб.

Показатели инновационного развития ]

[11]. При этом согласно стратегии инновационного развития Красноярского края заказ на инновации должен составлять не менее 5,7—5,8 млрд руб. в год, таким образом, можно констатировать явное несоответствие фактического объема НИОКР потребностям региона.

Динамика некоторых количественных индикаторов инновационного развития края за 2007— 2009 гг. представлена в табл. 9.

Существенный рост внутренних затрат на исследования и разработки, а также затрат на технологические инновации в 2009 г. относительно 2007 г. показывают данные, размещенные в табл. 9. В части затрат на технологические инновации по сравнению с 2008 г. отмечается снижение, при том, что удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, также снизился относительно 2007 и 2008 гг. По последнему показателю край занимает только 16-е место в РФ.

Отношение внутренних затрат на исследования и разработки к валовому региональному продукту в крае не превышает 1 %, по данному показателю субъект находится на 30 месте в РФ. При этом доля расходов организаций предпринимательского сектора во внутренних затратах на исследования и разработки составляет всего 4,9 %, а 88,1 % занимают средства Федерального бюджета [11]. Учитывая указанную структуру инновационных затрат по источникам финансирования, следует сделать вывод о крайне низкой активности предпринимательского сектора в инновационной сфере. Вряд ли насажда-

Таблица 9

>асноярского края в 2007—2009 гг., млн руб.

Показатель 2007 2008 2009 Место края в РФ в 2009 г.

Внутренние затраты на исследования и разработки 4 956 4 678 5 700 —

Затраты на технологические инновации 5 645 8 091 8 031 15

Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций, % 12,3 14,0 12,2 16

Источник: составлено авторами по данным [11].

2007

2008

2009

2013

Источник: составлено авторами по данным [2] и Роспатента. Рис. 3. Динамика патентных заявок и выданных патентов по Красноярскому краю в 2007—2010гг: 1 — подано патентных заявок на изобретения; 2 — подано патентных заявок на полезные модели; 3 — выдано патентов на изобретения;

4 — выдано патентов на полезные модели

емая федеральными властями стратегия инновационного развития экономики с преимущественно прямым бюджетным финансированием инноваций способна принести значимый экономический эффект в условиях невосприимчивости предпринимательского сектора к инновациям.

Результатами инновационной деятельности являются, в частности, выданные патенты, созданные передовые технологии, доля инновационной продукции.

Динамика числа патентных заявок и выданных патентов по Красноярскому краю представлена на рис. 3. Согласно представленным данным значимой активизации инновационной деятельности по указанным показателям в 2010г. не произошло. При этом в 2010 г. удельный вес выданных патентов по краю в общем их числе по Сибирскому федеральному округу составил в части изобретений 18,3 % (в 2008 г. — 17,8 %), в части полезных моделей — 14 % (12,8 % в 2008 г.).

Динамика числа созданных передовых технологий по Красноярскому краю также не является позитивной, при том, что по Российской Федерации в целом четко выражена тенденция к росту (табл. 10). В то же время 2010г. характеризуется значительным увеличением числа используемых передовых технологий в организациях Красноярского края (на 581 ед. в сравнении с 2009г.).

Динамика объема инновационных товаров, работ и услуг по Красноярскому краю представлена на рис. 4.

Как видим, результативность инновационной деятельности значительно снизилась. Объем инновационных товаров, работ и услуг уменьшился в 2009 г. в сравнении с 2007 г. в 3,3 раза. По данному показателю в 2009 г. Красноярский край находился на 43-м месте по РФ.

Предприятия края выпускают в основном тради-

ционную продукцию: доля инновационных товаров,

12312

9 387

J O'-JD

2007 I.

2008 г

2009 I.

Источник: составлено авторами по данным [11].

Рис. 4. Динамика объема инновационных товаров, работ

и услуг по Красноярскому краю в 2007—2009 гг., млн руб.

Таблица 10

Число созданных и используемых передовых производственных технологий в отдельных субъектах РФ в 2006—2010 гг., ед.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010

Число созданных передовых производственных технологий:

— Российская Федерация 735 780 787 789 864

— Сибирский федеральный округ 84 61 84 70 64

— Красноярский край 17 23 8 16 6

Число используемых передовых производственных технологий:

— Российская Федерация 168 311 180 324 184 374 201 586 203 330

— Сибирский федеральный округ 12 047 11 848 13 098 14 865 16 339

— Красноярский край 948 1354 1446 1346 1937

Источник: составлено авторами по данным [2].

Рис. 5. Основные меры поддержки инвестиционной и инновационной деятельности

в Красноярском крае

Так, к инвесторам может быть применен режим наибольшего благоприятствования, который устанавливается законом края о краевом бюджете на очередной финансовый год на основании договора о государственной поддержке инвестиционной деятельности [4]. Договор заключается с учетом рекомендаций инвестиционного совета, являющегося уполномоченным органом Совета администрации края.

Красноярский край предоставляет инвесторам, заключившим договор о государственной поддержке инвестиционной деятельности, государственные гарантии края для обеспечения исполнения обязательств

работ и услуг в общем выпуске продукции в 2009 г. составила всего 0,6 %, что ниже как общероссийского уровня, так и среднего уровня по СФО (для сравнения: в 2007 г. данный показатель составлял 2 %, в 2008 г. — 1,6 %) [11].

В целом инновационное развитие Красноярского края находится примерно на среднем для России уровне, однако, во-первых, как известно, средний уровень по России значительно ниже уровня развитых и динамично развивающихся стран, во-вторых—про-слеживается четко выраженная негативная тенденция изменения ряда важных количественных и качественных индикаторов развития инновационной сферы.

В целях создания благоприятного инвестиционного климата и условий для развития инновационной сферы в Красноярском крае действует ряд мер, направленных на поддержку инвестиционной и инновационной деятельности (рис. 5), регламентируемых рядом законодательных и нормативных документов.

перед третьими лицами, бюджетные инвестиции в уставный капитал юридических лиц, бюджетные кредиты. К примеру, Законом о краевом бюджете в 2011 г. предусмотрены средства на бюджетные инвестиции в уставный капитал юридических лиц в целях реализации инвестиционных проектов или на строительство объектов, обеспечивающих реализацию инвестиционных проектов, разработку проектно-сметной и разрешительной документации в сумме 1 149,8 млн руб., с почти двукратным ростом в 2012 г. — до 2 140,7 млн руб. и дальнейшим увеличением в 2013 г. — до 2 860,8 млн руб.

Для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Красноярского края с объемом инвестиций в форме капитальных вложений в сумме свыше 50 млн руб. по одному инвестиционному проекту и имеющих заключенный договор о государственной поддержке инвестиционной деятельности и выполняющих его условия, — в

отношении имущества, вновь созданного, приобретенного, модернизированного, реконструированного, технически перевооруженного, принятого к бухгалтерскому учету в качестве инвентарных объектов основных средств после 31.12.2009 применяется пониженная ставка налога на имущество в размере 1,1 % при общей установленной ставке 2,2 % [7]. Предоставление данной налоговой льготы для организаций осуществляется в течение срока действия договоров о государственной поддержке инвестиционной деятельности.

В рамках мер по созданию благоприятных условий для инвестиций в крае действует закон об установлении иного основания и иных условий предоставления инвестиционного налогового кредита по региональным налогам [6]. Согласно положениям данного документа инвестиционный налоговый кредит по региональным налогам может быть предоставлен организации, имеющей заключенный договор о государственной поддержке инвестиционной деятельности, направленный на развитие одного из установленных видов экономической деятельности, в частности, на растениеводство, животноводство, лесозаготовки, обработку древесины и производство изделий из дерева, производство пищевых продуктов, включая напитки и т. д.

При наличии указанных оснований инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок, не превышающий срока окупаемости проекта, но не более 5 лет, на сумму не более величины инвестиций по проекту, под процентную ставку 'Л ставки рефинансирования ЦБ РФ. Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается Управлением ФНС по Красноярскому краю по согласованию с финансовым органом края. При этом обязательно наличие заключения о возможности предоставления инвестиционного налогового кредита, принимаемого уполномоченным органом Правительства края. Предельный размер предоставления инвестиционных налоговых кредитов по региональным налогам в 2011 г. установлен в сумме 50 млн руб. [5]. В то же время надо отметить, что по масштабам краевого бюджета (общий объем расходов — 122 864 млн руб.) данная величина не является существенной суммой, составляя 0,04 % плановых расходов.

Одной из форм государственной поддержки инвестиционной деятельности является субсидирование части расходов по уплате процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных про-

ектов, а также лизинговых платежей за имущество, полученное от лизинговых компаний по договорам лизинга на реализацию инвестиционных проектов. Лимиты предоставления субсидий устанавливаются законом края о краевом бюджете. Так, размер субсидий на 2011 г. ограничен суммой 53 млн руб., а на период 2012—2013 гг. планируется снижение до 36 млн руб. ежегодно [5]. Ставка субсидирования по кредитам, полученным в валюте РФ, а также по лизинговым платежам установлена в размере 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату получения кредита либо заключения договора лизинга соответственно. По валютным кредитам субсидируется размер ставки LIBOR в валюте кредита по двенадцатимесячным межбанковским депозитам на дату получения кредита, исчисленной по курсу ЦБ РФ на дату фактической уплаты процентов за пользование кредитом. При этом сумма субсидии из краевого бюджета на финансирование отдельного инвестиционного проекта в финансовом году не может превышать 20 млн руб.

Юридическим лицам, реализующим инвестиционные проекты и арендующим государственное имущество Красноярского края, согласно краевому Закону о государственной поддержке инвестиционной деятельности может быть установлена льготная ставка арендной платы на срок до пяти лет, но не более срока окупаемости проекта, в размере 50 % от установленного размера арендной платы.

В отношении налогового стимулирования инвестиционной деятельности в крае в настоящее время применяются, по сути, только перечисленные выше меры для организаций, имеющих заключенный договор о государственной поддержке инвестиционной деятельности, а также льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество (не более чем в течение пяти налоговых периодов) для организаций, осуществляющих использование древесных отходов, — в отношении имущества, используемого исключительно для производства установленного перечня видов продукции, в частности, топливных гранул, древесных топливных брикетов, биомазута и пр. (при объеме использования древесных отходов не менее 110 т в первый год применения льготы и не менее 850 т в последующие годы).

Иные налоговые льготы не являются эффективным инструментом поддержки инвестиционной деятельности в крае. Так, например, краевыми законом о ставке налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет края, для отдельных категорий налогоплательщиков и законом о налоге на имущество организаций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

установлены пониженные ставки указанных налогов только для крупных компаний сферы добычи нефти и природного газа, а также производства нефтепродуктов (условие применения — достижение определенных объемов добычи и переработки, а не осуществление инвестиций либо инноваций). Снижение ставки по налогу на имущество (от 0,5 % до полного освобождения в зависимости от срока с начала реализации проекта) предусмотрено также для организаций, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов по производству и розливу пива в металлическую банку при размере освоенных средств в рамках инвестиционного проекта в течение первого года реализации не менее 10 млн руб. С учетом указанного ограничения и того факта, что данный вид деятельности явно не является приоритетным для экономики края, можно заключить, что эта льгота скорее носит индивидуально-протекционистский характер.

В регионе осуществляется долгосрочная целевая программа по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства на 2011—2013 гг., утвержденная постановлением правительства Красноярского края в целях предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства поручительств для обеспечения обязательств по привлекаемым ими кредитам при недостаточном обеспечении исполнения обязательств другими способами; поручительств для исполнения государственных и муниципальных контрактов, микрозаймов, в том числе для начала коммерческой деятельности, займов на осуществление инновационной деятельности, а также для организации и проведения торгово-экономических миссий для субъектов малого и среднего предпринимательства края. Для поддержки и обеспечения указанных мер в 2011 г. на увеличение уставного капитала ОАО «Красноярское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса» в соответствии с краевым бюджетом запланированы средства в сумме 44 млн руб.

В целях создания в крае эффективной системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в сфере инноваций и энергосберегающих технологий, в 2010 г. были реализованы следующие меры:

1) создано КГАУ «Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор», на финансирование расходов, связанных с созданием и обеспечением деятельности которого, за счет средств краевого бюджета направлено 104 млн руб.;

2) предоставлены субсидии на возмещение части затрат предпринимателей, связанных с коммерциализа-

цией инновационных разработок по 6 инновационным проектам на общую сумму 30 млн руб. Планируемый общий объем привлекаемых на реализацию проектов инвестиций—более 117 млн руб. (в 2010 г. привлечено 56,1 млн руб.);

3) предоставлены субсидии на возмещение части затрат, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям сетевых организаций, в целях реализации инвестиционных проектов. Государственная поддержка оказана в виде субсидий на общую сумму 12,7 млн руб., предоставленных 23 субъектам малого и среднего предпринимательства, реализующим инвестиционные проекты [9].

Региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор имеет площадь более 4 тыс. м2. На его базе создается Центр прототипирования с уникальным оборудованием. К 2014 г. планируется разместить на площадях бизнес-инкубатора до 50 резидентов.

Кроме того, в крае реализуется проект «Красноярский технопарк» (далее — Технопарк). В 2011 г. завершено проектирование 1-й очереди Технопарка. На эти цели из краевого бюджета было выделено 60,8 млн руб. Площадь 1-й очереди технопарка составит не менее 30 тыс. м2. Общая стоимость первой очереди составит около 2,5 млрд руб., из которых 2 млрд руб. —бюджетные средства, 500 млн руб. — средства частных инвесторов. К 2015 г. на базе Технопарка планируется создать 70 новых высокотехнологичных бизнесов. В целях расширения площадок для развития новых производств на территории Красноярского края идет работа по созданию регионального промышленного парка, который будет расположен на двух площадках: в пос. Подгорный на территории Химзавода (филиал ОАО «Красмаш») и в ЗАТО г. Железногорск. На проектирование промышленного парка из средств краевого бюджета выделено 108,0 млн руб. Ориентировочная стоимость строительства — более 3 млрд руб. бюджетных средств и частных инвестиций.

В рамках поддержки инновационного развития правительством Красноярского края разработан проект стратегии инновационного развития региона на период до 2020 г., которым, например, предусматривается достижение к 2014 г. следующих целевых показателей: объем произведенной инновационной продукции — 28,5 млрд руб., доля инновационной продукции в объеме промышленной продукции — 3,1 %, объем инвестиций, направленных в инновационные компании, — 30,5 млрд руб. В дополнение к применяемым в настоящее время мерам стимули-

рования инновационной деятельности стратегией, в частности, предполагается создание льготного механизма привлечения долгосрочных заемных средств предприятиями, реализующими программы технического перевооружения. Оказывается содействие предприятиям края в организации производства и продвижения на рынки наукоемкой продукции с помощью региональных и межрегиональных программ, обеспечивается снижение административных барьеров в создании новых бизнесов, создание и развитие центра кластерного развития. Предполагается создание особых экономических зон на территории края, развитие венчурных фондов, совершенствование налоговых условий для ведения инновационной деятельности (стимулирование расходов компаний на технологическую модернизацию и снижение уровня налоговой нагрузки на малые и средние инновационно-активные предприятия, а также на новые высокотехнологические предприятия) и др.

Отметим, что в отличие от инвестиционной деятельности меры по поддержке инновационной сферы — относительно новое направление как на государственном уровне в целом, так и краевом. Соответственно оценка эффективности принимаемых мер стимулирования инновационной деятельности возможна только по истечении некоторого времени. Тем не менее предпринимаемые на федеральном и краевом уровне меры являются в большей степени насильственным насаждением инструмента инноваций в экономику страны, не способным дать ожидаемый толчок к росту инноваций среди широкого круга организаций разных сфер деятельности. Властями, в том числе краевыми, признается тенденция ежегодного увеличения бюджетного финансирования в сфере инноваций на фоне общего снижения доли инновационной продукции, выпускаемой предприятиями [11].

В целом конкурентные позиции Красноярского края по инвестиционному потенциалу достаточно высоки и устойчивы, однако основными проблемами являются следующие:

1) ориентация инвестиционной деятельности в крае на сырьевой сектор экономики;

2) неразвитость инновационной сферы с тенденцией ухудшения как количественных индикаторов, так и показателей результативности инновационной деятельности.

Главной целью региональной инвестиционной политики в настоящее время является создание благоприятных условий для:

• развития отраслей обрабатывающей промышленности и услуг, наукоемких производств;

• естественной эволюции инновационной сферы,

повышения восприимчивости предпринимательского сектора к инновациям.

В части второго направления в сравнении с прямыми бюджетными инвестициями более эффективным, с точки зрения авторов, является снижение административных барьеров к созданию бизнеса, упрощение процедур предоставления земельных участков и подключения к производственной инфраструктуре, а также значительно более широкое применение инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности.

Список литературы

1. Инвестиции // Росстат. URL: http://www. gks. ru/wps/ wcm/comect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/investment/ nonfinancial.

2. Инновации // Росстат. URL: http://www. gks. ru/wps/ wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/science.

3. Красноярский край. Территория развития: инвестиционный паспорт 2011—2012. URL: http://passport. krskstate. ru.

4. О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае: закон Красноярского края от 30.09.2004 № 12-2278 в ред. от 11.11.2010. URL: http://www. krskstate. ru/docs/0/doc/254.

5. О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012—2013 годов: закон Красноярского края от 09.12.2010 № 11-5519. URL: http://www. krskstate. ru/docs/0/doc/4457.

6. Об установлении иного основания и иных условий предоставления инвестиционного налогового кредита по региональным налогам: закон Красноярского края от 19.02.2009 № 8-2933. URL: http://www. krskstate. ru/docs/0/ doc/760.

7. О налоге на имущество организаций: закон Красноярского края от 08.11.2007 № 3-674 в ред. от 12.11.2009. URL: http://www. klerk. ru/doc/169746.

8. О ставке налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджет края, для отдельных категорий налогоплательщиков: закон Красноярского края от 18.12.2008 № 7-2619. URL: http://www. klerk. ru/doc/151925.

9. Отчет об итогах социально-экономического развития Красноярского края за 2010 год. URL: www. krskstate. ru/dat/bin/art_attach/1569_itogi_ser. doc.

10. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2009—2010: бюллетень // Эксперт РА. URL: http://www. raexpert. ru.

11. Стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года: проект. URL: http://www. krskstate. ru/innovation/strategy.

12. URL: http://www. krskstate. ru/press/news/0/ news/62355.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.