Научная статья на тему 'Инвестиционный климат региона'

Инвестиционный климат региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2476
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КЛАСТЕРЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ФИНАНСОВЫЕ И НЕФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INVESTMENT CLIMATE / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / INVESTMENT IN FIXED ASSETS / INVESTMENT POTENTIAL / CLUSTERS / INVESTMENT PROJECTS / FINANCIAL AND NON-FINANCIAL MECHANISMS TO ENCOURAGE INVESTMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зорина Татьяна Михайловна

Дана оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата региона. Рассмотрены финансовые и нефинансовые механизмы стимулирования инвестиционной деятельности. Выделены отраслевые приоритеты инвестиционного развития региона, действующие инвестиционные площадки и реализуемые инвестиционные проекты. Предложены меры по улучшению инвестиционного климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The investment climate in the region

In the article the estimation of investment attractiveness and investment climate in the region. Reviewed financial and non-financial mechanisms to encourage investment activity. Selected sectoral priorities of investment development of the region force investment areas and investment projects. Proposed measures to improve the investment climate.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный климат региона»

ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ № 25 2017

УДК 336.662, 330.322; ШЬ Ю1, Б9 Б01: 10.17223/22229388/25/3

Т.М. Зорина

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ

КЛИМАТ

РЕГИОНА

Дана оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата региона. Рассмотрены финансовые и нефинансовые механизмы стимулирования инвестиционной деятельности. Выделены отраслевые приоритеты инвестиционного развития региона, действующие инвестиционные площадки и реализуемые инвестиционные проекты. Предложены меры по улучшению инвестиционного климата.

Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, инвестиции в основной капитал, инвестиционный потенциал, кластеры, инвестиционные проекты, финансовые и нефинансовые механизмы стимулирования инвестиционной деятельности.

Вопрос об инвестиционном климате в РФ актуален в настоящее время в связи с вводом экономических санкций. Вывести Россию на передовые позиции в мировой экономике способны только инвестиции. Именно активизация инвестиционной деятельности - это залог экономического роста как страны, так и ее регионов.

Инвестиционный климат региона - это совокупность финансовых, социально-экономических, политических, географических и организационно-правовых факторов, привлекающая либо отталкивающая инвесторов. Поэтому при оценке инвестиционного климата необходимо учитывать эко-

номические условия; региональную инвестиционную политику, отражающую степень поддержки иностранных инвестиций; институциональную среду инвестиционного процесса [1. С. 262].

Наряду с существованием объективных заданных условий и предпосылок инвестиционной деятельности (географическое положение, природные богатства, уровень развития производства и социальной инфраструктуры, уровень политической стабильности) необходимо учитывать и деятельность инвесторов в этих условиях, процесс и результаты которой характеризуются положением и интересами самих инвесторов.

Инвестиционную привлекательность региона будем рассматривать как объективную заданную составляющую инвестиционного климата, совокупность объективных возможностей и ограничений, обусловливающих интенсивность привлечения инвестиций в основной капитал региона. Инвестиционная привлекательность региона включает две составляющие: инвестиционный потенциал региона, отражающий объективные возможности региона по привлечению инвестиций, а также инвестиционные риски региона, играющие роль объективных ограничений и характеризующие вероятность менее эффективного использования инвестиционного по-тенциаларегиона [2. С. 170].

Субъекты РФ значительно различаются между собой по объему и динамике инвестиций. Лидирующая роль в объеме инвестиций в основной капитал среди субъектов Сибирского федерального округа принадлежит Красноярскому краю, Алтайский край занимает седьмое место (табл. 1) [3. С. 150].

Таблица 1. Инвестиции в основной капитал субъектов СФО (выборочно)

Год Инвестиции в основной капитал, млн руб.

Алтайский край Новосибирская область Кемеровская область Красноярский край Омская область

2010 54 580 115 015 156 519 266 910 73 196

2011 70 308 140 097 214 780 308 588 88 788

2012 83 853 161 955 264 440 376 090 108 570

2013 94 586 174 595 215 640 369 298 104 963

2014 102 169 180 035,5 239 731 344 539 105 786

Темп роста, в % к предыдущему году

2010 115,3 107,8 137,4 110,8 116,8

2011 114,5 112,5 124,6 114,9 112,3

2012 112,1 105,2 114,0 115,5 115,8

2013 105,2 102,8 77,6 94,8 92,7

2014 107,7 95,1 106,4 87,9 97,5

2015 83,2 72,3 61,9 95,8 90,8

Оценку инвестиционного климата для при- Как видно из табл. 2, в регионе наблюдается

влечения инвестиционных ресурсов в реальный устойчивая тенденция перераспределения капи-

сектор экономики региона дает анализ инвеста- тальных вложений из государственной и муници-

ций в основной капитал в разрезе форм собствен- пальной преимущественно в частную форму соб- 23

ности (табл. 2). ственности.

Таблица 2. Инвестиции в основной капитал по формам собственности

млрд руб. в % к итогу

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Инвестиции в ос-

новной капитал - 49 446,7 48113,8 51125,9 50000,0 100,0 100,0 100,0 100,0

всего

в том числе по

формам собствен-

ности:

государственная 16 067,1 13 854,2 11 974,8 11 050,0 32,5 28,8 23,4 22,1

муниципальная 5 639,0 7 359,8 6 657,4 5 950,0 11,4 15,3 13,0 11,9

частная 17 620,2 16 914,3 21 409,7 21 700 35,6 35,2 41,9 43,4

смешанная российская 4 320,8 3 630,1 2 081,9 1 750 8,8 7,5 4,1 3,5

прочие 5 799,6 6 355,4 9 002,1 9 550 11,7 13,2 17,6 19,1

24

В структуре инвестиций в основной капитал доля государственной и муниципальной собственности снизилась до 34 %, доля смешанной российской собственности - до 3,5 %. Но возросли инвестиции в основной капитал в частной форме собственности с 35 до 43 %, заняв лидирующее положение среди других форм собственности. Пока в инвестиционном процессе региона не играет существенной роли совместная российская и иностранная формы собственности. Данное обстоятельство частично объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом, прежде всего для иностранных инвесторов.

Зарубежные инвесторы предпочитают вкладывать средства в территории, которые характеризуются высокой платежеспособностью населения, имеют емкий рынок сбыта, отраслевую структуру экономики, развитую международную коммуникационную инфраструктуру, активную и либеральную политику региональных властей [4. С. 144].

Для улучшения инвестиционного климата и стимулирования притока иностранных инвестиционных ресурсов в регион можно выделить несколько мер, среди которых:

- формирование благоприятного национального режима для иностранных инвесторов в виде низких и прозрачных налогов, защиты прав собственности и исполнения контрактов;

- углубление экономической и социальной интеграции экономики региона в систему международных связей через выделенные стратегические направления развития региона;

- повышение инвестиционной привлекатель-ностирегиона [5. С. 24].

Анализ результатов национального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов позволяет сделать вывод о том, что исходное социально-экономическое положение региона оказывает незначительное влияние на инвестиционный климат. Инвестиционная привлекательность зависит от эффективности управления региональной экономикой и предпринимательской активности хозяйствующих субъектов, органов власти и усилий, которые они предпринимают.

Формы и методы, которые используют субъекты РФ, стремясь повысить инвестиционную привлекательность, содержат практически идентичную систему инструментов. Это связано с тем, что региональная инвестиционная политика формируется по принципу дополнения и улучшения существующих федеральных законов. Так, региональные нормативные акты предусматривают:

- формирование и использование инвестиционного фонда;

- предоставление налоговых льгот и субсидий;

- обеспечение гарантий по кредитам субъектам предпринимательства;

- создание приоритетных статусов инвестиционным проектам;

- равную защиту прав, интересов и имущества инвесторов и пр.

Самыми распространенными региональными законодательными актами являются законы:

- об инвестиционной деятельности региона;

- о государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории региона;

- о государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории региона.

Данные акты относят к числу «рамочных законов», регулирующих инвестиционную деятельность субъекта. Подобные документы разработаны и в регионах СФО, Алтайский край не является исключением.

В регионе, в основном, акцент делается на двух группах инструментов стимулирования инвесторов: финансовыхи нефинансовых [6].

К финансовым механизмам стимулирования инвестиционной деятельности в крае относятся:

- субсидирование за счет средств краевого бюджета части банковской процентной ставки по кредитам (в 2016 г. краевым бюджетом выделено 5,0 млнруб.);

- субсидирование за счет средств краевого бюджета налога на имущество организаций и налога на прибыль;

- прямое финансирование за счет регионального инвестиционного фонда (в 2016 г. установлен объем регионального инвестиционного фонда Алтайского края до 562,0 млн руб.);

ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ № 25 2017

- субсидии на поддержку отдельных отраслей растениеводства и животноводства;

- субсидирование части затрат субъектов предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития производства товаров (выполнения работ, оказания услуг);

- гранты губернатора Алтайского края для поддержки инновационной деятельности машиностроительных предприятий края, а также гранты на реализацию проектов в приоритетных сферах экономики;

- кредитование субъектов предпринимательства с использованием средств фонда микрозаймов (на начало 2016 г. активы НМО «Алтайский фонд микрозаймов» составляют 371,5 млн руб.);

- кредитование субъектов предпринимательства с использованием средств гарантийного фонда (капитализация НО «Алтайский гарантийный фонд» на сегодняшний день составляет более 638,4 млнруб.);

- использование средств Алтайского краевого лизингового фонда (предполагаемый объем финансирования в 2016 г. - 255 млн руб.).

К нефинансовым мерам поддержки инвестиционной деятельности относятся:

- передача в залог имущества казны Алтайского края, в том числе акций (долей) хозяйственных обществ, для обеспечения обязательств организаций при осуществлении инвестиционной деятельности;

- возможность выкупа земельного участка в частную собственность на территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и на территории игорной зоны «Сибирская монета».

Отметим, что на стыке финансовых и нефинансовых инструментов в регионе существуют и прочие меры по повышению инвестиционной привлекательности: имущественная поддержка КГБУ «Алтайский бизнес-инкубатор» и МБУ «Бийский бизнес-инкубатор»; Инвестиционный портал региона, на который возложена миссия презентации инвестиционного потенциала края; созданы и функционируют институты развития КАУ «Алтайский центр инвестиций и развития», КГБУ «Алтайский центр кластерного развития», КГБУ «Алтайский центр инноваций социальной сферы», КАУ «Алтайский центр

Таблица 3. Реализуемые основные

государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций».

В настоящее время на территории региона действуют семь инвестиционных площадок: автотуристический кластер «Золотые ворота», игорная зона «Сибирская монета», индустриальный парк «Новоалтайск Южный», некоммерческое партнерство «Инновационно-производственный технологический парк «Бийск», ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», тури-стско-рекреационный кластер «Белокуриха» и туристско-экскурсионный развлекательный парк «Сибирь изначальная».

В целях улучшения инвестиционного климата в регионе принята «Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года», где на основе проведенного анализа конкурентоспособности экономики региона и комплексной оценки его потенциала выявлены конкурентные преимущества и внутренние сдерживающие факторы, определяющие его инвестиционную привлекательность а также выделены отраслевые приоритеты инвестиционного развития региона. К данным приоритетам относятся: производство и переработка сельскохозяйственного сырья; биотехнологии; синтез лекарственных средств и пищевых добавок; машиностроение; химия и новые материалы; индустрия наносистем и материалов; новые энергосберегающие строительные материалы и высокоэффективные технологии для производства строительных материалов, изделий и конструкций, систем инженерного обеспечения домов; информационные системы и технологии; охрана окружающей среды и рациональное природопользование; энергетика и энергосбережение [7].

Накопленные в регионе природно-ресурсный, экономический, туристско-рекреационный, инфраструктурный и инновационный потенциалы создали предпосылки для создания кластеров: аграрного машиностроения, биофармацевтического, туристического, полимерно-композитного, энергомашиностроения и энергоэффективных технологий.

Сегодня в регионе реализуются инвестиционные проекты, которые по виду экономической деятельности можно разделить на три категории: промышленное производство; сельское хозяйство; туризм и рекреация (табл. 3) [8].

твестиционные проекты региона

Реализуемые инвестиционные проекты Компании-инвесторы Начало реализации Объем инвестиций, млн руб.

1 2 3 4

Промышленное производство

Строительство производственного комплекса для производства кормов, химикатов, биотопли- ООО «Аванкор»/компания ASC 2014 35,0

ва и пищевых добавок

Техническое перевооружение и модернизация бронекорпусного и холодноштамповочного Минпромторг России 2014 70,9

производства

Окончание табл. 3

1 2 3 4

Реконструкция для создания производства окто-гена Министерство экономического развития РФ 2013 857,3

Создание производства светодиодной продукции и электронных устройств ФКП «Бийский олеумный завод» 2013 150,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комплекс по производству извести ОАО ПКФ «Силикатчик» 2012 224,7

Реконструкция и техническое перевооружение производства сырьевого компонента паранитро-толуола (ПНТ) для создания арамидных волокон Департамент промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Министерства промышленности и торговли 2012 100,0

Строительство Алтайской конденсационной электрической станции ООО «Алтайская конденсационная электрическая станция» 2011 60 185,0

Строительство Корбалихинского полиметаллического рудника по добыче руды подземным способом ОАО «Уралэлектромедь», ОАО «Сибирьполиметаллы» 2008 10 000,0

Сельское хозяйство

Алтайское мясо: 10 племенных генетических площадок «Корова и теленок» по 2 400 голов маточного поголовья и 35 голов племенных быков абердинагусской породы; 5 откормочных площадок по откорму КРС общим поголовьем до 1 500 голов; современный мясоперерабатывающий комбинат ООО АПО «Казачья станица» 2014 6 100,0

Комплекс по переработке молока производительностью до 150 т/сут (производство твердых и плавленых сыров, масла, творога) ООО «Новоромановский масло-сырзавод» 2013 220,0

Строительство комплекса по содержанию и откорму КРС мясного направления до 5 000 коров в Каменском районе ООО «Откормочник-1» 2013 156,5

Молочно-товарная ферма на 960 голов КРС и цеха по производству концентрированных кормов ООО «Акуловское» 2013 100,0

Оросительная система для полива кормовых культур с целью увеличения объемов производства и качества кормов, обеспечения животноводческого комплекса кормами собственного производства ОАО «им. Гастелло» 2012 100,0

Строительство цеха по приготовлению кормов ООО «Фунтики» 2012 63,6

Оросительная система для полива кормовых культур ОАО «Свердловское» 2012 55,0

Зерноочистительный комплекс с зерносушилкой и складом силосного типа СПК «Знамя Родины» 2011 50,0

Туризм и рекреация

Оздоровительный центр ООО «Водный мир» 2011 434,0

Панто-оздоровительный центр с горнолыжным комплексом «Никольское» ООО «Брюс» 2009 109,0

Туристический комплекс «Рыбацкая деревня» ЗАО «Курорт Белокуриха» 2009 22,0

Строительство крупного туристского комплекса на 3 500 мест размещения на территории «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» Администрация Алтайского края/Управление Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов 2007 30 000,0

26

Регион по итогам 2015 г. занимает 32-е место по уровню инвестиционного риска (37-е в 2014 г.) и 26-е - по уровню инвестиционного потенциала (27-е в 2014 г.) в рейтинге ведущего агентства «Эксперт РА». Очевидно, что по сравнению с 2014 г. Алтайский край немного улучшил свой инвестиционный рейтинг.

Но, несмотря на работу, которые ведут региональные власти по повышению инвестиционной привлекательности края, проблемы существуют, среди них:

- недостаточное развитие финансово-кредитной системы и фондового рынка края и недостаточное его использование для привлечения инвестиций;

- низкий уровень капитализации бизнеса, незначительное количество инвестиционно-привлекательных компаний;

- низкий уровень вовлеченности населения и хозяйствующих субъектов в инвестиционные процессы, происходящие в крае;

- высокая зависимость края от крупных корпоративных интересов;

- недостаточная информационная открытость хозяйствующих субъектов Алтайского края;

- несовершенство земельных отношений и земельного рынка и пр.

Таким образом, к мерам, стимулирующим приток иностранных инвестиций в регион (указанных выше) и благоприятно влияющим на инвестиционный климат, можно добавить следующее:

ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ № 25 2017

- принятие и реализация инвестиционной стратегии в рамках внедрения Стандарта инвестиционного климата в регионах;

- увеличение финансовых и нефинансовых механизмов повышения инвестиционной привлекательности, таких как инвестиционный налоговый кредит, рассрочка налоговых платежей, создание венчурного фонда;

- создание современной банковской системы в регионе;

- снижение и ликвидация административных барьеров;

- развитие малого и среднего предпринимательства;

- продвижение инвестиционных возможностей региона.

Данные мероприятия, на наш взгляд, будут способствовать повышению инвестиционной привлекательности и улучшению инвестиционного климата региона.

Литература

1. Катуков A.A. К вопросу исследования понятия «инвестиционный климат» // Проблемы современной экономики. 2008. № 4. С. 261-265.

2. Зорина Т.М. Реализация стратегических приоритетов в бизнес-структурах регионов // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2012. № 1. С. 169-173.

3. Алтайский край в цифрах. 2010-2014: Крат. стат. сборник // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. Барнаул. 2015. 252 с.

4. Зорина Т.М. Оценка промышленного развития региона (на материалах Алтайского края) // Социально-экономическое развитие общества в координатах XXI в.: традиции и инновации: сборник статей / Алтайская академия экономики и права. 2014. С. 139-145.

5. Киселева О.В. Политика привлечения инвестиций в регион // Регионология. 2013. № 1. С. 21-27.

6. Инвестиционный портал Алтайского края http:// invest.alregn.ru

7. Официальный сайт Главэкономики http://www.eco-nom22.ru

8. Официальный сайт Алтайского края http://www.altai-region22.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.