УДК 336.563
согласованность инвестиционном и инновационной политик как фактор развития региона
м. а. конищева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита
E-mail: konisheva18@mail.ru сибирский федеральный университет
В статье отмечается, что современная модель финансирования экономического роста требует согласованного взаимодействия инвестиционной и инновационной политик как на уровне государства, так и на уровне отдельного региона. Основой ресурсного обеспечения инновационной деятельности являются инвестиции, отсутствие или недостаточность которых делает процесс создания и внедрения нововведений невозможным. Представлен анализ инвестиционных и инновационных процессов на уровне крупного региона с учетом его природно-климатической, промышленной специфики и места в экономике страны. Сделан вывод о рассогласованности инвестиционной и инновационной политик на уровне региона, определены причины и предложены пути формирования региональной инвестиционно-инновационной политики.
Ключевые слова: инновационная и инвестиционная деятельность, инновационная и инвестиционная политика, динамика, регион.
Комплексное рассмотрение инновационно-инвестиционных процессов, особенно на региональном уровне, в современных условиях приобретает несомненную актуальность, так как целый ряд вопросов инновационно-инвестиционного развития регионов до сих пор остается нерешенным. В значительной мере конкурентоспособность региона обусловлена инвестиционно-инновационной деятельностью. Прежде всего это касается формирования соответствующей региональной политики, которая, комплексно подходя к управлению инновационными и инвестиционными процессами, должна
учитывать рыночную трансформацию экономики региона и накопленные структурные изменения.
Российские регионы в силу исторически сложившихся условий значительно различаются по уровню социально-экономического развития, численности населения, промышленному и научно-техническому потенциалу. Почти 80 % населения страны проживает в европейской части, площадь которой не превышает 25 % территории всей России. Здесь же производится почти 74 % ВВП и 80 % промышленной продукции. При этом Сибирь и Дальний Восток обеспечивают две трети объема производства минеральных ресурсов и энергетического сырья.
Различия в природно-экономических условиях и государственная научно-техническая, инновационная политика, не сбалансированная по территориальному признаку, отражаются на уровне инвестиционной и инновационной активности регионов. Наиболее высокий уровень инновационной активности в 2011 г. был характерен для Москвы и Санкт-Петербурга, расположенных в центральной части страны. Наиболее низкий уровень - в Северокавказском федеральном округе, не обладающем соответствующей инновационной инфраструктурой. Значительная часть регионов РФ имеет средние или ниже среднего показатели.
В рамках проведенного исследования инновации рассматриваются как наиболее эффективные в рыночных условиях структурные, технические и экономические изменения, отличные от существующих аналогов и направленные на:
- совершенствование производственного процесса;
- повышение эффективности инвестиционной деятельности инновационно активных предприятий;
- позитивные структурные изменения в экономике региона.
А инвестиции представлены как вложения финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов в инвестиционные активы инновационно активных предприятий для их превращения в реальный инновационный потенциал региона.
Наличие согласованности в реализации региональных инновационной и инвестиционной политик рассмотрим на примере крупного территориального образования - Красноярского края, который занимает одно из ключевых мест в экономической системе России и устойчиво входит в первую десятку субъектов РФ по объему валового регионального продукта. Более половины ВРП обеспечивает промышленный комплекс края, в частности - цветная металлургия, нефтегазовая сфера, электроэнергетика, горнодобывающая промышленность, лесозаготовка и ле-сопереработка. В 2012 г. структура промышленного производства края выглядела следующим образом:
- 26,1 % - добыча полезных ископаемых (из них почти 90 % - добыча топливно-энергетических полезных ископаемых);
- около 63,5 % - обрабатывающие производства (из них 65,7 % - металлургическое производство и производство металлических изделий);
- 10,4 % - производство и распределение энергии, газа и воды.
Доля нефтегазового комплекса в структуре промышленного производства края составляет 23,5 % и обеспечивает занятость 5 тыс. чел., или 0,48 % от общей численности занятых в экономике края. Вклад края в общероссийское производство составляет 3 % по добыче нефти и нефтепереработке, 0,33 % -по добыче газа. Ключевые сферы региональной экономики играют существенную роль не только на государственном, но и на мировом уровне. В регионе производится:
- более 80 % общероссийского объема никеля, или 20 % мирового производства;
- более 70 % меди;
- около 30 % первичного алюминия;
- почти 98 % металлов платиновой группы.
По объемам добычи золота Красноярский край
вышел на первое место в России, обеспечивая 18 % российской добычи.
наличие конкурентоспособного и высокодоходного сырьевого сегмента экономики края оказало значительное влияние на рост инвестиционной активности региона. В 2003-2012 гг. объем инвестиций в экономику региона увеличился в 5,4 раза (в сопоставимых ценах), что существенно превосходит аналогичный показатель по России в целом (рост инвестиций в 2,3 раза) и Сибирскому федеральному округу (СФО) (рост в 4,4 раза).
По объему инвестиций в основной капитал (376,1 млрд руб., или 115,5 % к уровню 2011 г.) край в 2012 г. занял 7-е место среди 147 регионов России. По объему инвестиций в расчете на душу населения он находится на 14-м месте среди регионов РФ и на 1-м месте в СФО. Инвестиционный рейтинг региона - 2В, что означает средний потенциал -умеренный риск. Среди субъектов РФ по инвестиционному риску регион занимает 46-е место, по инвестиционному потенциалу - 7-е место. наименьший инвестиционный риск - финансовый, наибольший - экологический. Наибольший потенциал - природно-ресурсный.
Несмотря на высокие темпы роста инвестиций в экономику Красноярского края, размер доли инвестиций в валовом региональном продукте не соответствует политике высокого роста с уровнем 25-30 %, так как здесь показатель в 25 % достигнут только к 2011 г. (табл. 1). Следовательно, валовое накопление не в полной мере выступает источником совокупного спроса, а объем инвестиций в экономику региона не позволяет обеспечивать не только развитие, но и простое воспроизводство основных фондов.
Вектор инвестиционного направления в Красноярском крае соответствует российской динамике, где большая часть прироста инвестиций достигается за счет добывающей и металлургической промышленности, машиностроительного и энергетического секторов и транспортной инфраструктуры. Главным фактором устойчивого роста инвестиций в регионе являлась реализация таких крупнейших инвестиционных проектов, как комплексное развитие Нижнего Приангарья, освоение Ванкорского нефтегазового месторождения, вследствие чего почти 75 % инвестиций вкладывается в новые проекты по развитию добывающего сектора. Последствием такого дисбаланса является опережающий темп роста этих сфер при одновременном отставании темпов роста в других и сохранении сырьевой направленности экономического развития. Структура инвестиций в
Таблица 1
Динамика инвестиционных вложений в основной капитал по Красноярскому краю в 2000-2011 гг., млрд руб.
Показатель Год Темп изменения, %
2000 2005 2011 2005 к 2000 2011 к 2005
Валовой региональный продукт 214,6 439,7 1 188,7 2,04 В 2,7 раза
Основные фонды 406,7 823,5 1 815,7 2,02 В 2,2 раза
Фондоотдача, % 0,52 0,53 0,65 125 122,6
Степень износа основных фондов, % 37,3 37,6 38,4 0,3 0,8
Инвестиции в основной капитал 25,5 71,48 303,9 2,8 В 4,25 раза
Инвестиции в основной капитал, в 11,88 16,2 25,5 1,36 9,3
процентах к валовому региональному
продукту
Инвестиции в основной капитал, 6,26 8,68 16,73 2,42 8,05
в процентах к основным фондам
основной капитал по видам деятельности наглядно демонстрирует усиление процесса развития добывающего сегмента экономики одновременно с сокращением финансирования обрабатывающего.
Одновременно с устойчивым ростом основных фондов в сферах сырьевой направленности наблюдается усиление процессов физического износа части оборудования уже существующих производств, о чем свидетельствуют данные о нарастающей степени износа основных фондов в целом по региону, и особенно в таких секторах, как обрабатывающее производство, транспорт и связь(табл. 2).
Сложившиеся тенденции в использовании инвестиционных ресурсов в значительной степени определяются структурой источников финансирования инвестиций в основной капитал, значительную долю в которых занимают собственные средства предприятий и организаций (60,9 % в 2011 г.). основными инвесторами в экономику края стали крупные частные и государственные структуры:
НК «Роснефть», ЗДК «Полюс», ГМК «Норильский никель» и др.
Удельный вес бюджетных ресурсов колеблется в диапазоне от 9,4 до 16 % в разные периоды с четкой тенденцией роста доли средств федерального бюджета с 5 до 12 %. Средства бюджета Красноярского края занимают незначительное место в структуре источников и практически сохраняются на уровне 3-4,7 %.
Преимущественное использование инвестиционных ресурсов для создания новых объектов производства без кардинального структурного преобразования внутрирегионального комплекса на научно-технической основе сопровождается уменьшением доли инвестиций в затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы с 0,3 до 0,2 % от общего объема вложений. Это в три раза меньше общероссийского показателя, который, в свою очередь, значительно ниже среднемировых критериев.
Таблица 2
Характеристика степени износа основных фондов Красноярского края по видам экономической деятельности в 2005 и 2011 гг., %
Вид деятельности Степень износа основных фондов Удельный вес полностью изношенных основных фондов
2005 2011 Отклонение 2011 от 2005 2005 2011 Отклонение 2011 от 2005
Всего по РФ 44,1 46,3 2,2 13,3 14,4 1,1
Всего по Красноярскому краю 37,6 38,4 0,8 10,0 9,2 -0,8
Сельское хозяйство 47,7 37,7 -10 15,7 9,4 -6,3
Добыча полезных ископаемых 46,7 29,2 -17,5 10,2 4,1 -6,1
Обрабатывающие производства 32,9 41,5 8,6 9,5 13,1 3,6
Производство и распределение 45,4 41,5 -3,9 11,8 7,8 -4
электроэнергии и воды
Строительство 48,4 36,8 -11,6 11,8 8,5 -3,3
Торговля 24,8 31 6,2 5,4 5,4 -
Транспорт и связь 35,5 42,2 6,7 8,5 10,0 1,5
Такая структура источников финансирования инвестиций и направлений их использования отражает превалирование интересов частных инвесторов над интересами региона и не позволяет региональным органам власти оказывать значительное влияние на инвестиционные процессы в целях реализации собственной инвестиционной и инновационной политики. При значительных объемах и темпах инвестиционных вложений в экономику региона инновационное развитие Красноярского края находится на среднем для России уровне. С одной стороны, по основным показателям, характеризующим развитие инновационной деятельности, край занимает ведущие позиции среди регионов СФО и находится в первой половине российского рейтинга. В крае активно реализуется инновационная политика, в рамках которой:
- утверждена Стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край - 2020»;
- принят закон Красноярского края от 01.12.2011 № 13-6629 «О научной, научно-технической, и инновационной деятельности в Красноярском крае»;
- создана нормативно-правовая база обеспечения деятельности субъектов, задействованных в инновационной системе края;
- действует Совет по инновационному развитию Красноярского края при губернаторе края,
- реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие инновационной деятельности на территории Красноярского края» на 2012-2014 гг., предусматривающая мероприятия по развитию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и информирование жителей края о действующих мерах поддержки инновационной деятельности.
В регионе активно развивается финансовая инфраструктура поддержки инноваций:
- создано краевое государственное автономное учреждение «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности»;
- предусмотрены субсидии на возмещение понесенных расходов для инновационных компаний в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие инновационной деятельности на территории Красноярского края» на 2012-2014 гг.;
- открыта программа предоставления льготных займов для инновационных компаний на базе ОАО «Красноярское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса».
Региональными органами власти формируется соответствующая инфраструктура, включающая
Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор, который предоставляет консультационные, экспертные услуги и является точкой доступа к региональным и федеральным институтам развития и программам.
Одновременно с формированием инновационной инфраструктуры в Красноярском крае на протяжении последних лет оказывается значительная поддержка инвестиционной и инновационной деятельности. Здесь создан и эффективно функционирует инвестиционный фонд, финансирующий бизнес-проекты, а также инфраструктурные проекты, направленные на создание необходимых условий для эффективного развития предпринимательства в регионе. Действует Красноярский краевой венчурный фонд объемом более 100 млн руб.
В то же время, несмотря на принимаемые меры правового, организационного и финансового характера, восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера остается низкой. В 2011 г. разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли только 10 % предприятий. Доля инновационных товаров, работ и услуг составляет 0,7 % по отношению к общему выпуску продукции, что более чем в 2 раза ниже средних показателей по Сибири и почти в 7 раз ниже общероссийского уровня. Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, за последние 6 лет сократилось с 60 до 53. В 2010 г. передовых производственных технологий в Красноярском крае использовалось 1 937, что составляет менее 1 % от общероссийского объема.
Недостаточный уровень инновационной активности усугубляется низкой отдачей от реализации технологических инноваций. Хотя в абсолютном выражении объемы инновационной продукции постоянно повышаются (в 2005-2011 гг. - в 2,65 раза) затраты на технологические инновации растут еще быстрее (за тот же период - в 13,8 раз). Как следствие на 1 руб. таких затрат в 2011 г. приходилось 0,61 руб. инновационной продукции против 3,18 руб. в 2005 г. Рост бюджетного финансирования, направляемого на поддержку исследований и разработок, развитие сектора генерации знаний, не сопровождается должным ростом инновационной активности предприятий. За 2005-2011 гг. доля средств отечественного предпринимательского сектора во внутренних затратах на исследования и разработки уменьшилась до 4,8 % при увеличении доли средств государства с 71,2 % в 2006 г.
до 87,97 % в 2010 г. При этом абсолютный размер собственных средств коммерческих структур, направляемых на инновации, в динамике уменьшается (в 2010 г. - 64,3 % от показателя 2006 г.). В целом затраты на технологические инновации организаций промышленного производства составили в 2011 г. 19 643,9 млн руб., или 1,65 % к ВРП. Такая динамика показателей инновационной активности предпринимательского сектора региона вызывает сомнения относительно реализации достаточно амбициозных целей инновационного развития края, в соответствии с которыми к 2020 г. планируется увеличить долю инновационных компаний до 40-50 % имеющихся против 10 %.
Основными факторами, затрудняющими развитие инновационных процессов в регионе, являются:
- низкая степень вовлеченности крупных промышленных предприятий в инновационные процессы, которые создавали бы основу для развития импортозамещения;
- не сформированная до конца инновационная инфраструктура, нацеленная на развитие технологий в сферах, являющихся профильными для региона;
- преимущественное вложение ресурсов в инвестиционные, а не инновационные проекты промышленными предприятиями, финансовыми институтами и фондами, что создает реальную угрозу экономической безопасности как региона, так и государства в целом из-за увеличения зависимости экономического роста страны от нерегулируемых факторов и утраты инновационных возможностей экономической системы.
Все это позволяет сделать вывод о том, что реализация инвестиционной и инновационной политик в регионе осложняется рассогласованием между первоочередными и рыночными потребностями.
Итак, перед региональными властями стоит первоочередная проблема координации интересов региона с частными интересами инвесторов в процессе создания единой согласованной региональной инновационно-инвестиционной политики как комплекса мер, включающего мобилизацию инвестиционных ресурсов и определение их наиболее эффективного использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов. Перспективы развития края должны быть связаны не только с освоением его богатых природных ресурсов. В условиях глобализации мировой экономики и уси-
ления конкурентных рынков укрепить социально-экономические позиции края необходимо за счет реализации проектов, направленных на структурное преобразование и инновационное развитие региональной экономики.
Основной предпосылкой формирования согласованной инвестиционно-инновационной региональной политики в сложившейся ситуации должна стать выработка стратегии развития региона на перспективу, предусматривающей переход от преимущественно-сырьевой направленности в сторону сырьевой перерабатывающей, основанной на инновационной экономике. Региональные экономисты считают, что ведущим звеном стратегии следует определить внедрение системы глубокой переработки добываемого в регионе сырья и топлива параллельно с производством продукции с высокой добавленной стоимостью. В связи с этим необходимо объединение усилий федеральных и региональных органов власти, государственного и альтернативного секторов экономики по осуществлению прямой инвестиционной поддержки наукоемких отраслей промышленности, от которых зависит формирование новой прогрессивной структуры экономики региона.
Данная проблема актуальна практически для всех субъектов РФ и ее решение требует целого комплекса мер как на уровне государства, так и региона. Одним из возможных путей частичного решения проблемы может стать разработка комплекса мер по усилению взаимодействия между ключевыми участниками инновационного процесса в регионе путем создания регионального института развития. Опыт активизации инновационных процессов ряда развитых стран демонстрирует успешное функционирование региональных инновационных центров, объединяющих всех действующих лиц инвестиционной политики (бизнеса, университетов, центров технологического трансферта, инновационных фондов, банковских структур). Региональный инновационный центр может быть создан на принципах государственно-частного партнерства в форме акционерного инвестиционного фонда развития региона, ориентированного на обеспечение финансирования секторов, определенных в качестве инвестиционных и инновационных приоритетов. Одним из источников финансирования регионального инновационного центра могут быть средства, получаемые от выпуска акций и других ценных бумаг, распределяемых среди предпринимателей и населения региона.
Список литературы
1 Дриго М. Ф. Региональные инновационные центры как инструмент инвестиционной политики // Российское предпринимательство. 2008. № 9.
2 Инвестиции в России. 2011: стат. сборник. М.: Росстат. 2011.
3 Красноярский край в цифрах в 2011 году: стат. сборник. Красноярск: Красстат. 2012.
4 Концепция развития инновационной де-
ятельности на территории Красноярского края. URL: http://www. i-regions. org/association/news/ regional/Krasnoyarsk_koncepzia. doc.
5 Макрорегион Сибирь: проблемы и перспективы развития. Красноярск: Изд. СФУ. 2013.
6 О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008. № 1662-р.