Научная статья на тему 'Налоговое регулирование как эффективное средство развития инновационной экономики'

Налоговое регулирование как эффективное средство развития инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
944
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / СПРОС НА ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / СНИЖЕНИЕ СТАВКИ НАЛОГА / ОБНУЛЕНИЕ СТАВКИ НАЛОГА / РАССРОЧКА НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ / НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ / НАЛОГОВЫЕ СКИДКИ / УСКОРЕННАЯ АМОРТИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ ПОЛНОГО ИННОВАЦИОННОГО ЦИКЛА / INNOVATIVE ECONOMY / TAX INCENTIVES FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT / THE DEMAND FOR INNOVATION / ENTERPRISE INNOVATION / INNOVATION ACTIVITY / REDUCING THE TAX RATE / ZERO RATE OF TAX INSTALLMENT PAYMENTS OF TAX / INVESTMENT TAX CREDIT / TAX BREAKS / TAX CREDITS / ACCELERATED DEPRECIATION / THE COMPANY FULL INNOVATION CYCLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чайковская Любовь Александровна, Мамрукова Ольга Ильинична

Рассмотрены проблемы формирования и развития о комплексной системы налогового стимулирования инновационного развития экономики. Сделан акцент на льготном налогообложении, стимулирующем инновационную деятельность любого предприятия, расширяющем исследовательские программы. Выделены два направления системы: стимулирование спроса на инновации и создание наиболее благоприятного налогового климата непосредственно для инновационных организаций. Особое внимание уделено развитию малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax regulation as an effective means of developing innovative economy

The authors discussed the question of the complex system of tax incentives for innovative economic development. They emphasised the preferential tax treatment that stimulates innovation of all businesses are expanding their research programs. Identified two areas of: 1) the stimulation of demand for innovation, and 2) the creation of the most favorable tax climate for innovative organizations directly. Particular attention was paid to the development of small businesses.

Текст научной работы на тему «Налоговое регулирование как эффективное средство развития инновационной экономики»

Налоговое регулирование как эффективное средство развития

инновационной экономики

Л.А. Чайковская, О.И. Мамрукова

Рассмотрены проблемы формирования и развития о комплексной системы налогового стимулирования инновационного развития экономики. Сделан акцент на льготном налогообложении, стимулирующем инновационную деятельность любого предприятия, расширяющем исследовательские программы. Выделены два направления системы: стимулирование спроса на инновации и создание наиболее благоприятного налогового климата непосредственно для инновационных организаций. Особое внимание уделено развитию малого бизнеса.

Ключевые слова: инновационная экономика, налоговое стимулирование инновационного развития, спрос на инновации, инновационное предприятие, инновационная активность, снижение ставки налога, обнуление ставки налога, рассрочка налоговых платежей, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы, налоговые скидки, ускоренная амортизация, предприятие полного инновационного цикла.

В настоящее время ключевую роль не только в развитии отдельных организаций, но и в обеспечении конкурентоспособности национальной экономики, повышении качества жизни населения, роста его благосостояния играют инновации.

Эффективная система государственного регулирования и поддержки деятельности хозяйствующих субъектов является одним из факторов успешного инновационного развития и модернизации.

С момента постановки задачи по переходу к устойчивому инновационному развитию (1996 г.) был проведен комплекс конкретных мероприятий, направленных на стимулирование инновационной активности субъектов экономики, важное место в котором отводилось мерам налогового регулирования.

В налоговое законодательство были внесены многочисленные изменения, ориентированные на стимулирование инновационной деятельности. Однако данные новации до сих пор не дали желаемого результата по созданию благоприятного налогового климата для инновационного развития. Это в большинстве своем обусловлено тем, что принятые изменения носили точечный характер, отсутствовал единый методологический подход к определению категорий налогоплательщиков, на которых должно быть направлено стимулирующее воздействие, а также к составу налоговых инструментов, используемых для каждой их категории. Кроме того, не нашли должного отражения в налоговом законодательстве положения, направленные на формирование и поддержание спроса на инновации.

К настоящему времени не создана адекватная система налогового стимулирования хозяйствующих субъектов к осуществлению инновационной деятельности. В научных кругах до сих пор отсутствует единство в понимании понятий «инновации», «инновационная деятельность». Законодательные акты, регулирующие инновационную и научную деятельность в России, также не содержат определения данных категорий. Это в свою очередь приводит к трудностям выделения категорий субъектов инновационной экономики, деятельность которых нуждается в налоговом стимулировании.

Развитие современной мировой экономики определяется несколькими фундаментальными факторами (2012-2020 гг.): повышение инновационной и инвестиционной активности на развивающихся рынках и относительно слабый экономический рост в развитых странах, в условиях продолжения процессов глобализации в сочетании с усилением процессов региональной интеграции.

Инновационный тип развития означает, что национальная экономика достигает устойчивых темпов роста за счет фактора непрерывного внедрения в производство инноваций. В условиях современной всеобщей жесткой конкуренции инновации играют ключевую роль в развитии как любого предприятия, так и в обеспечении национальной конкурентоспособности.

В современных условиях до 80-95 % прироста ВВП в группе развитых стран обеспечивается за счет инноваций. Объем мирового рынка наукоемкой продукции превысил 12,6 трлн долл. До 36% этой суммы приходится на США, 30% - на Японию, 9,5% - на Германию, 6% - на Китай. Доля России -лишь 0,3%, причем удельный вес наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта не превышает 1,5-2% (1990 г. - 23%).

При анализе направлений экономического прогресса, наиболее развитых странах отмечается, что воспроизводство в рамках многих хозяйственных систем стало устойчиво интенсивным, базирующимся в каждом своем цикле на использовании новых достижений науки и техники. Процесс расширенного воспроизводства стал идентифицироваться с инновационным типом развития, и само это воспроизводство стало именоваться инновационным.

В настоящее время Россия не относится к числу инновационно развитых стран. Так, по итогам исследования, проведенного экспертами парижской школы INSEAD и интернет-портала World Business, был опубликован список государств, которые ранжировались по индексу инновационного развития. Рассчитанный индекс основывался на восьми факторах, среди которых лидирующими являлись «человеческий капитал», «конкурентоспособность», «бизнес и капитал» и «инфраструктура». Всего в рейтинге был рассмотрен инновационный потенциал 107 государств. Российская Федерация заняла в топ-листе лишь 54-е место, пропустив вперед Индию, Китай, Турцию, Таиланд.

По общему индексу глобальной конкурентоспособности в 2011 г. Россия занимала 66-е место из 125 стран ВЭФ (62-е место в 2006 г.). Россия отстает от развитых стран мира по индексам общественных институтов (128-е против 114-го места в 2006 г.) и технологии (68-е против 74-го места в 2006 г.) (см. табл. 1). Очевидно, что по мере роста глобализации развитые страны будут только повышать конкурентоспособность своих экономик. В связи с такими низкими показателями России необходимо задуматься о проведении взвешенной политики государственного регулирования инновационной деятельности.

Существуют различные подходы к классификации методов государственного регулирования инновационного развития современной экономики, но в качестве наиболее общей классификации можно принять группировку по характеру управленческих воздействий - прямые и косвенные, соотношение между которыми определяется выбранной формой воздействия государства на инновационную деятельность и экономической ситуацией в стране.

Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей экономики; создавать предпосылки для снижения издержек производства и обращения отдельных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке.

Таблица 1

Показатели глобальной конкурентоспособности (global competitiveness) 11 стран из 125 стран по главным факторам конкурентоспособности

(2011 г.)

Страна Институты Инфраструктура Макроэкономика Эффективность рынка Технология Инновации

Россия 128 (3,08) 48 (4,52) 44 (5,16) 128 (3,60) 68 (3,66) 71 (3,14)

США 39 (4,64) 16 (5,68) 90 (4,49) 24 (4,80) 20 (5,23) 5 (5,57)

Япония 24 (5,18) 15 (5,69) 113 (4,20) 18 (4,98) 25 (5,06) 4 (5,59)

Франция 28 (5,00) 4 (6,30) 83 (4,60) 38 (4,56) 13 (5,63) 17 (4,72)

Италия 88 (3,61) 32 (5,01) 92 (4,47) 59 (4,30) 42 (4,34) 43 (3,51)

Великобритания 15 (5,34) 6 (6,09) 85 (4,54) 19 (4,97) 6 (6,08) 13 (4,97)

Германия 19 (5,27) 2 (6,35) 30 (5,43) 26 (4,79) 14 (5,61) 7 (5,39)

Китай 48 (4,32) 44 (4,63) 10 (6,22) 45 (4,42) 77 (3,57) 29 (3,92)

Швеция 2 (6,06) 13 (5,74) 13 (6,08) 7 (5,21) 2 (6,29) 2 (5,76)

Республика Корея 65 (3,89) 9 (5,94) 6 (6,37) 37 (4,57) 98 (3,26) 14 (4,89)

Норвегия 7 (5,74) 35 (4,95) 4 (6,45) 31 (4,69) 7 (6,08) 20 (4,53)

*В таблице указано место страны, в скобках указаны баллы.

**Источник: The Global Competitiveness Report 2011-2012. URL: http://www.weforum.org/reports/global-competitiveness-report-2011-2012.

Использование налогов в качестве инструмента государственного регулирования экономики основано на использовании регулирующей функции налогов. В рамках системы налогообложения она реализуется за счет неравномерного налогообложения различных объектов и категорий налогоплательщиков. Неоднородность величины налоговой нагрузки при условии соблюдения принципов налогового регулирования создает желаемый результирующий эффект регулирования: ослабляя налоговое давление в каком-либо направлении, государство создает более благоприятные условия для развития экономики в актуальном направлении (в нашем случае - инновационного развития); усиление же налогового давления в другом направлении создает дополнительные препятствия для развития экономики в этом направлении.

К основным принципам регулирования следует отнести: всеобщность налогообложения; равенство условий налогообложения; экономическую обоснованность налогов и сборов; определенность налогов и сборов; конституционность и законность налогообложения.

Сравнение эффектов от применения косвенных методов регулирования (таких как налоговое стимулирование) с эффектом от применения инструментов прямого государственного воздействия (таких как, например, финансирование), позволяет отметить, что налоговое регулирование, предполагая меньшее вмешательство государства в рыночный механизм, сохраняет за хозяйствующими субъектами в частном секторе автономию в принятии решений; не создает искусственных рынков, поскольку предприятия реагируют на реальный спрос, а не на спрос, созданный государством; поощряет зачастую уже совершенные действия, а не те, которые предстоит осуществить и др. Кроме того, налоговая политика, основанная на косвенных методах, более предсказуема.

Налоговое регулирование инновационного развития обычно строится на стимулирующем влиянии налоговых льгот на деятельность инновационных организаций.

Налоговое регулирование может заключаться не только в стимулировании, но и в сдерживании развития определенных категорий налогоплательщиков. Поскольку основания для отрицания аналогичного воздействия налогового регулирования на развитие инновационной экономики отсутствуют, можно выдвинуть гипотезу о целесообразности применения, наряду с налоговыми инструментами стимулирующего воздействия, сдерживающих мер; при этом инструменты дестимулирующего характера целесообразно применять в отношении субъектов, не предпринимающих мер по повышению инновационности своей деятельности.

Так, с целью стимулирования инновационного развития могут применяться не только налоговые льготы, стимулирующие организации, ведущие инновационную деятельность, но и своего рода «штрафы» для

организаций, которые используют устаревшие технологии, оборудование, материалы, производят морально устаревшие, не отвечающие современным стандартам качества виды продукции. В виде таких «штрафных санкций» возможно применение повышенных ставок налогов (например, налогов на прибыль и имущество организаций), введение дополнительных налогов или ограничений на применение льготных положений НК РФ (например, запрет на применение амортизационной премии и повышающих коэффициентов организациями, износ основных средств которых превышает 50%).

В современных взглядах на использование налоговых стимулов с целью развития экономики России по инновационному типу можно выделить два направления.

Сторонники одного направления отрицают адресные налоговые льготы. Среди сторонников этого направления коллектив авторов монографии «Механизм налогового стимулирования инвестиционной деятельности в промышленности». Авторы отмечают, что «налоговая система создает тем более действенные предпосылки для желательных структурных изменений в экономике, чем более нейтральный характер в целом она имеет. Наличие значительного количества адресных льгот и чрезмерная дифференциация налоговых ставок, как правило, закрепляют структурные диспропорции в экономике».

Сторонники второго направления (В.Г. Пансков, Д.Г. Черник, Л.Г. Ходов и др.), не отрицая адресных льгот, предлагают дополнять их определенными требованиями, которым должен удовлетворять льготополучатель. Как отмечает Л.Г. Ходов, «регулирующая функция налогов в современных условиях не столько в том, чтобы максимально освободить прибыли и доходы юридических и физических лиц от налогов..., сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот (. ) и его конкретными хозяйственными действиями».

Позволим себе полностью согласиться со сторонниками второго направления и, несмотря на противоречивость этих направлений, частично со сторонниками первого.

Отрицать возможность стимулирующего воздействия налоговых льгот на развитие экономики в целом и по инновационному типу в частности -бессмысленно. Задавая определенные параметры деятельности хозяйствующих субъектов, государство может стимулировать не только осуществление определенных видов деятельности, но и масштабы их осуществления. Между тем опыт налогового стимулирования 1990-х гг. показал, что масштабное предоставление налоговых льгот, произведенное без всестороннего анализа последствий, хорошей законодательной проработки льготных положений приводит к плачевным результатам.

В связи с этим можно сделать вывод, что эффективная система налогового стимулирования развития инновационной деятельности в

современных условиях может быть построена при соблюдении трех основных принципов.

1. Четкое определение субъектов, на которые должно быть направлено стимулирующее воздействие и которым будут предоставлены налоговые льготы. Определение точных параметров, которым должны соответствовать получатели налоговых льгот, на практике поможет решить задачу не только отбора, но и направления деятельности льготируемых налогоплательщиков в нужное «русло».

2. Выбор эффективных инструментов налогового стимулирования. Налоговые инструменты должны соответствовать целям, которые ставит перед собой государство, и условиям, присущим экономической системе, в рамках которой они будут действовать. Особое значение в связи с этим приобретает оценка эффективности налоговых льгот.

3. Упрощение процедур налогового администрирования. Не меньшее значение имеет проработанная формулировка льготного положения в налоговом законодательстве, исключающая злоупотребления льготой.

Можно выделить следующие инструменты налогового регулирования: снижение или обнуление ставки налога; выведение из-под налогообложения отдельных объектов (изъятия); отсрочка, рассрочка налоговых платежей, инвестиционный налоговый кредит; налоговые каникулы; перенос убытков на будущее и/или создание резерва на их покрытие; налоговые скидки; ускоренная амортизация; специальный налоговый режим.

Пересмотр предельных ставок налога почти всегда является одним из основных направлений преобразований налоговых систем. Однако в части стимулирования развития инновационной экономики данный вид налогового регулирования может быть использован в ограниченном количестве случаев. Так, например, стимулирующий эффект будет иметь снижение налога на прибыль организаций с дивидендов для предприятий-инвесторов, вкладывающих средства в инновационные организации, или понижение ставки для инновационных организаций.

Изъятия встречаются практически в каждом налоге и обеспечивают реализацию его регулирующей функции. Изымая из объекта налогообложения определенные его части (элементы), можно стимулировать их производство и реализацию. (Например, освобождение от налога на добавленную стоимость реализации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты-производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора нацелено на повышение заинтересованности экономических субъектов в разработке и реализации объектов интеллектуальной собственности).

Отсрочки и рассрочки налоговых платежей, предусмотренные ст. 64 Налогового кодекса РФ, не сокращают налоговое бремя на предприятие, однако дают возможность перенести срок уплаты налога на более удобный период. Одной из разновидностей переноса срока уплаты налога является инвестиционный налоговый кредит.

Данный метод заключается в предоставлении на кредитной основе, то есть на условиях платности, возвратности и срочности, отсрочки платежей по налоговым обязательствам. Предоставляется эта отсрочка при направлении данных средств на те или иные цели, регламентируемые законодательством. К таковым могут относиться: техническое перевооружение собственного производства, НИОКР, а также ряд иных целей социально-экономического развития. Значительным плюсом этого метода является то, что его внедрение и использование практически не требует дополнительных корректировок налогового законодательства. Однако на практике этот механизм остается крайне невостребованным.

Теорией налогов выделяется и такой вид налоговых льгот, как налоговые каникулы, суть которых связана с освобождением налогоплательщиков от уплаты налогов на определенный период времени с начала их деятельности. Целесообразность использования данной льготы с целью стимулирования развития инновационной экономики обусловлена именно тем, что на старте своей деятельности инновационные организации испытывают финансовые затруднения. Полный инновационный цикл может занимать довольно продолжительное время (более одного финансового года), инновационная деятельность является высокорисковой в отношении достижения результата, поэтому первая прибыль может быть получена и на втором, и на третьем году существования организации. До достижения «прибыльного» участка деятельности для организаций, ведущих инновационную деятельность, оправдано введение налоговых каникул, например, по налогу на имущество, земельному налогу.

Отдельно выделяется возможность переноса полученного от деятельности убытка на будущие периоды, то есть предприятиям дается возможность часть понесенного убытка «закрыть» будущими доходами, которые не будут облагаться налогом. Уровень рисковости вложений в инновации является одним из основных факторов, влияющих на принятие решений при инвестировании, поэтому страхование возможных предпринимательских рисков посредством создания резервных фондов из прибыли до налогообложения может явиться для потенциальных инвесторов весомым стимулом к расширению и активизации инновационной деятельности.

Налоговые скидки уже зарекомендовали себя как эффективный инструмент налогового стимулирования инновационного развития в зарубежной практике. Скидки могут быть представлены налоговыми кредитами (уменьшают непосредственно исчисленную сумму налога) или

налоговыми вычетами (уменьшают сформированную налоговую базу). Могут применяться как простые, так и приростные налоговые скидки.

Применение ускоренной амортизации зачастую не относят к инструментам налогового стимулирования, однако именно применение повышающего коэффициента при начислении амортизации с целью исчисления налога на прибыль организаций дает налогоплательщику возможность существенной экономии на налоговых платежах. Применение ускоренной амортизации особенно актуально для инновационного оборудования, скорость морального устаревания которого быстрее, нежели нормы, существующие в настоящее время. Среди всех инструментов налогового стимулирования особенно выделяется специальный налоговый режим, который может предусматривать особый порядок определения нескольких элементов налогообложения, в этом заключается преимущество данного вида льгот. Специальный налоговый режим может стать эффективным средством для стимулирования инновационного развития. Полный анализ возможностей стимулирования субъектов инновационной экономики рассмотренным набором инструментов налогового стимулирования представлен в табл. 2.

Таблица 2

Анализ возможностей применения налоговых льгот для стимулирования субъектов инновационной экономики

Показа- Субъекты инновационной экономики, нуждающиеся

тель в стимулировании

Льготы Организации, производящие инновации (НИОКР) Инновационные организации Организации инновационной инфраструктуры Организации-потребители инновационных продуктов

1 2 ^ 4 5

1. Сниже- Использование Использование При предоставле- —

ние или об- возможно, однако возможно, одна- нии по налогу на

нуление больший эффект ко больший эф- прибыль организа-

ставки на- принесут другие фект принесут ций с дивидендов

лога виды льгот другие виды льгот принесет положительный эффект для организаций-инвесторов, заинтересует в предоставлении средств посредством относительного превышения доходности над рисково-стью вложений

1 2 4 5

2. Выведение из-под налогообложения отдельных объектов (изъятия) Используется в виде освобождения от обложения НДС реализации определенных объектов интеллектуальной собственности, а также прав на их использование на основании лицензионного договора Использование возможно, однако больший эффект принесут другие виды льгот

3. Налоговые каникулы Использование наиболее целесообразно для вновь созданных организаций Использование наиболее целесообразно для вновь созданных организаций

4. Инвестиционный налоговый кредит Закреплен в законодательстве, однако имеет ограниченный опыт применения Закреплен в законодательстве, однако имеет ограниченный опыт применения Может использоваться для затрат на приобретение инновационного оборудования

5. Перенос убытков на будущее и/или создание резерва на их покрытие Положительно повлияет возможность создания резерва на покрытие убытков по результатам проведенных НИОКР Может быть предусмотрено создание резерва на покрытие убытков по результатам проведенных НИОКР

6. Налоговые скидки Целесообразно введение приростных скидок по налогу на прибыль с целью расширения расходов на НИОКР Может быть целесообразным введение приростных скидок по налогу на прибыль с целью расширения расходов на НИОКР Возможно введение скидок по налогу на прибыль организаций для организаций-инвесторов Может использоваться в отношении затрат на приобретение инновационного оборудования

7. Ускоренная амортизация Применяется в отношении оборудования, используемого только в научно-технической деятельности. Целесообразно пересмотреть условия использования Применяется в отношении оборудования, используемого только в научно-технической деятельности. Целесообразно пересмотреть условия использования Наиболее целесообразно использование в отношении инновационных продуктов (оборудования) с целью стимулирования спроса на них

1 2 3 4 5

8. Специ- - Наиболее эф- - -

альный на- фективный ме-

логовый тод стимулиро-

режим вания, позволяет комплексно решить проблему снижения налоговой нагрузки

Учитывая рассмотренные положения, можно произвести классификацию инструментов налогового стимулирования. Их дифференциация возможна по трем основным признакам.

Во-первых, стимулирующее воздействие на экономическую систему возможно по двум направлениям - стимулирование предложения и стимулирование спроса. Налоговое стимулирование эффективного предложения основывается на мерах поощрения хозяйствующих субъектов, производителей товаров и услуг. Налоговое стимулирование эффективного спроса, напротив, предполагает формирование платежеспособного спроса на товары и услуги. Таким образом, в данном случае поддержка хозяйствующих субъектов происходит через увеличение спроса на их продукцию.

Следует отметить, что среди существующих инструментов налогового стимулирования инновационного развития практически отсутствуют воздействующие на формирование спроса как на инновации, так и на инновационные продукты (оборудование). Между тем спрос и предложение - величины, которые должны уравновешивать друг друга, соответственно меры по стимулированию предложения должны дополняться мерами стимулирования спроса, в противном случае отсутствие баланса между двумя этими величинами будет негативно сказываться на развитии инновационной экономики.

Во-вторых, инструменты осуществления налогового стимулирования могут иметь прямой и косвенный характер. Прямой характер предполагает непосредственное воздействие на объект, в отношении которого проводится стимулирующая политика. Косвенный же характер предполагает наличие определенной опосредованности мер налогового стимулирования. Отметим, что прямое стимулирование в большинстве случаев будет более эффективным, чем косвенное, однако наличие косвенных мер позволяет осуществить комплексный подход к стимулированию.

В-третьих, инструменты налогового стимулирования можно разделить на основании критерия наличия или отсутствия необходимости сознательного приложения усилий (выполнения условий) для получения налоговых преимуществ, предусматриваемых данными инструментами. Для лучшего восприятия методы, предполагающие необходимость таких усилий,

назовем условными методами, а не предполагающие такой необходимости -безусловными методами налогового стимулирования. Условные методы налогового стимулирования предполагают наличие у налогоплательщика возможности выбора экономического поведения.

Показательным примером стимулирующего воздействия на субъекты инновационной экономики налоговыми мерами условного характера может служить инвестиционный налоговый кредит. Он предполагает отсрочку обязательств по налогам в случае сознательного направления данных средств на осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности. Примером безусловной налоговой льготы может быть амортизационная премия, предоставление которой никак не зависит от вида осуществляемой деятельности и ее параметров.

С целью стимулирования инновационной активности субъектов экономики предпочтение стоит отдать условным методам, поскольку они позволяют задавать желаемые параметры деятельности потенциальных льготополучателей.

Разнообразные налоговые преференции и льготы являются эффективными мерами стимулирующей политики государства в области налогообложения. Более или менее широкая система налоговых льгот является обязательным элементом любой налоговой системы.

Если говорить об экономической специфике деятельности научных и инновационных организаций, то она может быть определена следующими признаками: в отличие от основной массы предприятий, в расходах научных и инновационных организаций наибольший удельный вес (от 50 до 80%) занимают расходы на оплату труда; инновационная продукция обладает большой добавочной стоимостью, и в совокупной налоговой нагрузке этих организаций велика доля налога на добавленную стоимость (НДС). В этой связи применение действующих ставок этих двух налогов для данной категории налогоплательщиков является одним из основных факторов сдерживания их развития.

Инновационная деятельность циклична, основана на постоянном повторении цепочки событий: зарождение нового знания (идеи) -воплощение знания (идеи) в интеллектуальный продукт - внедрение интеллектуального продукта (инновации) в производство - коммерчески успешное производство инновационного продукта. Инновационный процесс непрерывен, то есть по завершении одного цикла инновационной деятельности обязательно следует второй и т.д. Непрерывность инновационной деятельности обеспечивает инновационное развитие экономики. На практике такая картина возможна лишь при наличии развитого спроса на инновации и инновационный продукт, а также соответствующего их предложения. Не вызывает сомнения тот факт, что

довольно значимой проблемой для научных и инновационных организаций является высокий уровень совокупной налоговой нагрузки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что с точки зрения налогового стимулирования инновационной деятельности важны следующие направления: стимулирование предложения инноваций, то есть их производства; стимулирование спроса на инновации или желания и возможности их внедрения, а также стимулирование спроса на инновационную продукцию. Соответственно, наиболее целесообразно стимулировать организации с полным инновационным циклом (разработка инноваций - апробация - внедрение) или построить систему налогового стимулирования развития инновационной экономики таким образом, чтобы стимулирующее влияние оказывалось на каждой стадии инновационного цикла.

Зарубежный опыт налогового стимулирования инновационной деятельности. Приверженность к налоговым методам регулирования развития инновационной экономики иллюстрирует опыт большинства зарубежных стран. Структура внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования тяготеет к превышению расходов предпринимательского сектора над государственным, что косвенно на это указывает (см. табл. 3).

Налоговая политика должна в первую очередь стимулировать инвестиционную и инновационную активность хозяйствующих субъектов, рост их собственных источников финансирования инновационных процессов. При этом именно налоговое стимулирование имеет ряд преимуществ, но одно из наиболее важных заключается в том, что, активизируя деятельность экономических субъектов и ориентируя ее в нужном направлении, можно добиться не только значительной экономии государственных средств при достижении поставленной цели, но и роста налоговых доходов в будущем. Иллюстрацией этого утверждения может служить «китайское экономическое чудо». В условиях общего уменьшения количества налогов на бизнес (с 35 в 2005 г. до 7 в 2011 г.), наличия значительного количества налоговых льгот, этой стране удается обеспечивать беспрецедентный рост налоговых поступлений. За счет эффекта расширения налогооблагаемой базы, достигаемого в результате экономического роста, в 2003-2007 гг. среднегодовой темп прироста налоговых поступлений составил 23,8%, в 2008 г. - 18,8%.

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структура внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования в 2010 г. (%)

Страна Внутренние затраты на исследования и разработки

государственный сектор предпринимательский сектор прочие источники (внутренние и зарубежные)

Россия 61,1 28,8 10,1

Китай 24,7 69,1 6,2

США 29,3 64,9 5,8

Великобритания 31,9 45,2 22,9

Япония 16,2 77,1 6,7

Италия 50,7 39,7 9,6

Германия 28,4 67,6 4,0

Франция 38,4 52,2 9,4

ОЭСР 29,5 63,8 6,7

ЕЭС 34,7 54,1 11,2

Источник: Данные Минэкономразвития РФ за 2010 г.

В государствах, являющихся передовыми в области технологий, нарастает роль налоговых стимулов, используемых для направления деятельности корпорации, которые желательны с точки зрения: государства, в том числе льгот, направленных на стимулирование научно-технического прогресса.

В практике промышленно развитых стран различные налоговые льготы взаимно дополняют друг друга, выполняя при этом различные по сути экономические функции и решая конкретные задачи. Так, включение текущих расходов на проведение исследований и разработок в затраты на производство конечной продукции направлено на стимулирование создания и освоения новых видов наукоемкой продукции и передовых технологий. Использование схем ускоренной амортизации позволяет сделать процесс обновления быстро устаревающих не только физически, но и морально основных фондов и научного оборудования более быстрым. Льготное налогообложение фонда оплаты труда содействует привлечению квалифицированных специалистов к проведению исследований в частном секторе. Каждая из стран создает свою систему налогового регулирования инновационной деятельности, сочетающую в себе множество элементов и согласованную с национальной научно-технической, инновационной и промышленной политикой страны.

Таблица 4

Сводный анализ скидок по налогам на прибыль в зарубежной практике налогового стимулирования инновационной деятельности

Страна Налоговые вычеты (Tax deduction) Налоговый кредит (Tax credit)

База для исчисления Методика расчета суммы

i 2 3 4

США 100% расходов на исследования и разработки (ИР) Прирост расходов на НИОКР по отношению к средним за три предшествующих года «Квалифицируемые» группы расходов: зарплата рабочих, занятых в ИР; стоимость оборудования и материалов, используемых в ИР; расходы на ИР, проводимых на основе заключенных контрактов (от 65 до 100%). 1-й вариант Предоставляется в размере 20% превышения текущих расходов над «неизменным основным процентом» расходов на ИР, который для большинства компаний рассчитывается за период 1984-1988 гг. Для вновь созданных компаний в течение пяти первых лет работы данный процент считается равным 3% от оборота компании. 2-й вариант (с 2007 г.) В размере 14% (до 2009 г. - 12%) от превышения суммы расходов на ИР над 50% трехлетнего скользящего среднего значения квалифицируемых» расходов

Великобритания 175% - для малых предприятий; 130% -для крупных предприятий 14% от суммы разрешенных налоговых вычетов Используется как альтернатива налоговому вычету убыточными предприятиями. Предоставляется в виде наличной выплаты в сумме 14% от разрешенных налоговых вычетов (для малых предприятий это - 24,5% расходов на ИР, для крупных - 18,2%). Однако эта сумма не должна превышать общих выплат организации по налогам с заработной платы.

Австралия 125% расходов - на ИР + 50% в случае, если расходы на ИР в текущем году превысили средние за 3 предшествующих года 30% от суммы разрешенных налоговых вычетов Может быть использован как альтернатива налоговому вычету только малыми предприятиями. Малыми в данном случае признаются компании, оборот которых составляет не более 5 млн. долл. и расходы на ИР которых составляют от 2 тыс. до 1 млн долл.

1 2 4

Китай 150% расходов на ИР, в случае, если ИР привели к созданию нематериального актива, 150% расходов амортизируется за период не менее 10 лет. Отсутствует

Канада 100% расходов на ИР, включая основные средства (без учета земельных участков и зданий) Расходы на ИР На федеральном уровне предусмотрен кредит в размере 35% для расходов до 3 млн долл. и 20% для расходов свыше 3 млн долл. Кроме того, на территориальном уровне предоставляются дополнительные кредиты, уменьшающие территориальный подоходный налог, сумма которых в зависимости от провинции варьируется от 10 до 35%

Франция Отсутствует Расходы на ИР Предоставляется в размере 30% от суммы затрат на ИР, не превышающей 100 млн евро, и 5% от суммы расходов, превышающих этот порог. Для фирм, впервые использующих такой налоговый кредит или не использовавших его в течение последних пяти лет, в первый год кредит предоставляется в сумме 50% расходов на ИР, во второй - 40%, в третий и последующие - по общей ставке

Германия 100% расходов на ИР Отсутствует

Индия Расходы на ИР, включая капиталовложения в основные средства (без учета земли и зданий), в размере 100% - для всех предприятий; в размере 150% -для фармацевтических предприятий Отсутствует

1 2 4

Италия У предприятий есть выбор между 100% списанием расходов на ИР в течение года или равномерным списанием их в течение срока не менее пяти лет Расходы на ИР В размере 10% от расходов на ИР плюс еще 40% в случае, если ИР выполнены по соглашениям с университетами или специализированными общественными организациями.

Япония Отсутствует Расходы на ИР и их прирост 1 вариант 8% кредита к каждым 10% текущих расходов на ИР и 5% к приростным расходам на ИР, но сумма кредита не должна превышать 30% от годовой суммы национального подоходного налога с корпораций; 2 вариант (для малых и средних предприятий) Кредит предоставляется в размере наименьшей из сумм - 15% всех расходов на ИР в течение текущего года или 20% национального подоходного налога с корпораций

Подготовлен на основе: Global guide to R&D tax incentives - TaxandEconomic Interest Grouping, 2011.

Налоговые вычеты в отличие от налоговых кредитов представляют собой сумму, вычитаемую из налогооблагаемого дохода, установленную в процентах от объема расходов на исследования и разработки. Как правило, вычеты составляют 100 и более процентов таких расходов.

С целью ограничения объема государственных расходов на налоговую поддержку инновационной деятельности многие страны устанавливают лимиты использования льгот (существует так называемая практика установления «потолка» размера списания налогов по скидкам на НИОКР, обычно осуществляемая в виде установления максимально допустимой суммы помощи; фиксации максимального процента от обязательств по налогу). Так, в Японии налоговый кредит не должен превышать 30% (20% -для малых и средних предприятий) от суммы корпоративного налога. Во Франции до 2008 г. был установлен стоимостной предел налоговой скидки в размере 16 млн евро на одно предприятие.

Налоговые льготы при инвестировании в основной капитал наиболее часто представляются в виде инвестиционного налогового кредита. Данный механизм позволяет вычитать из суммы начисленного налога на часть сумм,

затраченных на приобретение основных фондов, расширение и реконструкцию производства. Эта мера позволяет списывать значительную часть стоимости оборудования в первые годы его эксплуатации. Например, в США инвестиционный налоговый кредит позволяет компаниям списывать уже в первый год до 20 тыс. долл. из стоимости основных фондов и до 24 тыс. долл. на следующий год. В то же время размер скидки обычно дифференцирован в зависимости от вида оборудования и срока его эксплуатации.

Особо сильная ориентация налоговых льгот на мелкий и средний бизнес наблюдается в таких странах, как Бельгия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Великобритания.

Налоговый инвестиционный кредит обеспечивает заинтересованность предприятий в расширении капиталовложений в новое оборудование за счет собственных средств. Поощряя замену устаревшего оборудования на более новое, особенно ориентированное на информационные технологии, инвестиционный налоговый кредит способствует распространению и развитию инноваций.

В целях стимулирования инновационной активности предприятий за рубежом часто используются и налоговые льготы, связанные с системой амортизационных списаний. Они используются для стимулирования опережающего развития конкретных отраслей, поощрения НИОКР или для общего инвестиционного оживления.

В высокоразвитых странах широко применяется ускоренная и «свободная» амортизация оборудования как стимул для обновления производственных фондов. («Свободная» амортизация означает отсутствие какого-либо четко предписанного способа амортизации активов, предполагается возможность единовременного списания 100% от стоимости приобретенного в целях проведения исследований и разработок оборудования.) Так, в США установлен срок амортизации в пять лет для оборудования и приборов, используемых для НИОКР, со сроком службы более четырех и менее десяти лет. В Японии система ускоренной амортизации введена для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо оборудование, которое содействует эффективному использованию ресурсов и не вредит окружающей среде. В Великобритании разрешено списание полной стоимости технического оборудования в первый год его работы (см. табл. 5).

Таблица 5

Ускоренная амортизация активов, задействованных в исследованиях

и разработках

Страна Размер и сроки амортизации

Великобритания 100%

Канада 100% за исключением зданий и земельных участков

Германия 100% за исключением зданий и земельных участков

Индия 100% за исключением зданий и земельных участков; для фармацевтических компаний и компаний, занимающихся разработкой биотехнологий - 150%

Италия Машины и оборудование амортизируются 10 лет; здания - 33 года

Греция 3 года

Мексика 100%

Испания Здания - 10 лет; машины и оборудование - «свободная» амортизация

Таиланд 40% в момент приобретения, остальное согласно законодательству

Источник: Global guide to R&D tax incentives - Taxand Economic Interest Grouping, 2011.

Большая часть стран применяет льготную амортизацию в отношении машин и оборудования, занятых в инновационной деятельности. В этих странах предусмотрена возможность полного 100%-ного списания сразу, что соответствует «свободной» амортизации, либо льготных сроков или норм списания, что соответствует ускоренной амортизации. «Свободная» амортизация капитальных расходов на инновации в части стоимости машин и оборудования разрешена в Ирландии, Испании, Великобритании.

«Налоговые каникулы», то есть временное освобождение от уплаты налога на прибыль или частичное его снижение, применяется чаще всего для стартующих компаний с целью поддержки предприятий до момента наступления прибыльности. Так, например, в Китае вновь созданные компании-разработчики программного обеспечения уплачивают 50% от налога на прибыль в течение двух лет, начиная с первого «прибыльного года».

В целях активизации инновационной активности за рубежом государство нередко стимулирует и затраты на подготовку кадров, и привлечение высококвалифицированных специалистов. Так, во Франции 25% прироста расходов на подготовку кадров освобождаются от налогов, в Таиланде разрешается списывать 200% расходов на оплату труда квалифицированных работников.

С целью увеличения объемов инвестиций в инновационные компании за рубежом используется и механизм налогового стимулирования деятельности «бизнес-ангелов». Бизнес-ангелы - это физические и

юридические лица, инвестирующие часть собственных средств в инновационные компании самых ранних стадий развития.

Налоговое стимулирование деятельности бизнес-ангелов в зарубежной практике чаще всего реализуется через пониженные ставки налога на прирост капитала (обычно примерно в два раза меньше обычных ставок налогов с доходов) или полное освобождение от налогообложения доходов от вложения в компании (см. табл. 6).

В последние годы за рубежом появился новый тренд в стимулировании инновационной деятельности компаний - режим «инновационной/патентной копилки» (innovation/patent box), направленный на стимулирование только тех инноваций, которые имеют положительный результат в виде патента и доходов, получаемых от его использования. Ряд стран уже ввели режим «инновационной копилки». Это такие страны, как Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Ирландия, Испания, с 2013 г. к ним планирует присоединиться Великобритания.

Подробности применения режима варьируются от страны к стране, но основная его суть заключается в следующем: если из 100 млн долл., заработанных компанией, 60 млн долл. - это доход от продажи новой продукции, произведенной с использованием патента, то эти 60 млн долл. будут облагаться по льготной пониженной ставке.

Таблица 6

Налоговые льготы для бизнес-ангелов в некоторых странах Европы

Страна Ставка налога с дохода Ставка налога на прирост капитала

Австрия Максимальная ставка - 50% 25%; доходы, полученные компанией от долевого участия в компании-резиденте, налогом не облагаются

Дания Максимальная ставка - 59% Для доходов менее 46700 датских крон - 28%; от 46700 до 102600 датских крон - 43%; свыше 102600 -45%

Финляндия Максимальная ставка - 58% 28%

Норвегия 55,3% 28%

Испания Максимальная ставка - 45% Для активов, находившихся в собственности менее года - 45%; более года - 15%

Швеция Максимальная ставка - 58% 30%

Источник: Fiscal incentives available to business angels in Europe - EDAN (European Business Angel Network).

Несмотря на привлекательность такого метода налогового стимулирования, некоторые экономисты выражают обеспокоенность тем, что при узкой направленности на результативность исследований и разработок он может носить и дестимулирующий характер, связанный в первую очередь

с высокой рискованностью всех исследований и расходов на них соответственно. Режим «инновационной копилки» не может стать заменой уже существующим методам налогового стимулирования инновационной активности компаний, а может лишь дополнить и усилить их действие.

Обобщая зарубежный опыт налогового стимулирования научно-исследовательской и инновационной активности предприятий, отметим, что главный принцип, положенный в его основу, состоит в том, что налоговые льготы предоставляются не научным организациям, а предприятиям и инвесторам. Именно льготы совместно с развитой конкуренцией обеспечивают высокий спрос на исследования и инновации.

Сопоставив налоговые стимулы, предлагаемые предприятиям в качестве поощрения инновационной деятельности, в России и за рубежом, можно отметить следующее:

1) за рубежом наблюдается большая направленность на стимулирование не только процесса разработки, но и внедрения инновационных технологий и продуктов; значительное внимание уделяется результативности исследований и разработок. Примером этого могут служить режим «инновационной копилки» и налоговый кредит. Максимальные налоговые льготы получают предприятия, обеспечившие успешную коммерциализацию результатов исследований и разработок и получившие при этом достаточную прибыль. Для прочих льготы лишь отчасти компенсируют предпринимательский риск;

2) в различных зарубежных странах прирост вложений в исследования и разработки освобождается от налогообложения в размере от 20 до 50% и, соответственно, часть прибыли, идущая на эти цели. Это стимулирует реинвестирование прибыли в исследования и разработки;

3) налоговое стимулирование за рубежом носит «комплексный» характер, то есть применяются как прямые (непосредственно для инновационных компаний), так и косвенные стимулы (для инвесторов).

Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной налоговому стимулированию инновационного развития, позволил выделить особую эффективность налоговых льгот, применяемых в развитых странах.

К таким льготам относят: инвестиционный налоговый кредит; скидки с налога на прибыль в размере расходов на НИОКР; налоговый исследовательский кредит; налоговые каникулы; отнесение к текущим затратам расходов на отдельные виды оборудования, обычно используемого в научных исследованиях (система амортизационных списаний); налогообложение по пониженным ставкам.

Как показывает зарубежный опыт, между уровнем налогообложения и склонностью к инновационному предпринимательству наблюдается прямая зависимость.

Опыт зарубежных стран свидетельствуют о том, что по мере экономического развития государственное регулирование усложняется и

переходит от использования прямых к косвенным методам, в частности к налоговому регулированию с помощью налоговых льгот. Объемы, виды и условия применения налоговых льгот по странам зависят от целей, которые преследует государство.

Мероприятия налогового стимулирования инновационной деятельности российских предприятий. Согласно «Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» налоговое стимулирование инновационной деятельности выделено как одно из приоритетных направлений. Документ говорит о необходимости настройки налоговой системы «с учетом современных вызовов, а также потребностей инновационных предприятий».

Эффективная реализация направления возможна только путем создания комплексной системы налогового стимулирования инновационной деятельности на всех ее стадиях - от момента зарождения нового знания до успешной коммерциализации результатов разработок на основе этого знания.

В налоговом стимулировании нуждаются различные субъекты инновационной экономики: одни в большей, другие - в меньшей степени. Акцент на стимулировании отдельной категории субъектов инновационной экономики должен расставляться с учетом общего уровня инновационной развитости страны. В зависимости от этого можно выделить отдельные группы субъектов, деятельность которых на конкретном этапе требует первоочередного налогового стимулирования.

Так, на стадии низкой инновационности, на этапе зарождения знаний наиболее целесообразно стимулировать организации, создающие инновации, а это в первую очередь - научные организации, научно-исследовательские институты и центры. Далее, на стадии, когда требуется внедрение знаний в производство, то есть воплощение полученных знаний в конкретный инновационный продукт или технологию, необходимо стимулирование организаций, внедряющих инновации в хозяйственный оборот. На этом же этапе для успешности коммерциализации нового продукта или технологии должно иметь место и стимулирование спроса на этот продукт или технологию, то есть механизм налогового стимулирования необходимо направить и на организации, являющиеся потребителями инновационной продукции.

Наконец, на всех стадиях требуется стимулирование организаций инновационной инфраструктуры, в частности - с целью увеличения инвестиций в инновационное развитие экономики. Ввиду различий, которые существуют в деятельности каждой из групп организаций, а также их роли в инновационном процессе, для каждой из групп необходимо применение различных инструментов налогового стимулирования. Таким образом, система налогового стимулирования включает элементы стимулирования: организаций инновационной инфраструктуры; организаций-производителей

инноваций; организаций-потребителей инновационной продукции; организаций, внедряющих инновации.

Очевидно, что для обеспечения эффективности системы налогового стимулирования инновационного развития меры, предпринимаемые в этом направлении государством, должны иметь комплексный, системный характер. В связи с вышесказанным и исходя из анализа сложившейся ситуации, можно сделать вывод, что выработка указанной системы мер может быть осуществлена по двум направлениям.

Во-первых, это разработка комплекса мер, направленных на стимулирование спроса на инновации и, соответственно, организаций, их потребляющих; организаций, создающих инновации, и организаций инновационной инфраструктуры. В контексте этого направления также необходима доработка существующих мер налогового стимулирования инновационной деятельности с целью повышения их эффективности.

Во-вторых, создание наиболее благоприятного налогового климата непосредственно для инновационных организаций. Реализация этого направления представляется возможной через разработку специального налогового режима для инновационных организаций.

Среди недостатков существующих мер были выделены: невозможность воспользоваться коэффициентом ускоренной амортизации в размере трех в части основных средств, используемых как в научно-технической, так и в производственной деятельности; отсутствие исчерпывающего перечня документов, установленного НК РФ, подтверждающего право на освобождение от налогообложения НДС выполненных НИОКР; «неработоспособность» инвестиционного налогового кредита.

Соответственно, с целью усиления стимулирующего воздействия существующих налоговых льгот, в порядке исправления недостатков, мешающих их эффективному использованию, может быть предложен пакет мер по трем направлениям.

1. Амортизационная политика в части основных средств, используемых как в научно-технической, так и в производственной деятельности.

Представляется целесообразным подп. 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ изложить следующим образом: «в отношении амортизируемых основных средств, используемых организациями, объем расходов на НИОКР которых составляет не менее 50% от общего объема расходов организации (включая расходы на НИОКР)».

Предложенная мера позволит расширить круг получателей льготы и при этом четко его выделить; избавит организации от необходимости ограничивать использование основных средств в производственной деятельности с целью получения льготы и впоследствии доказывать это обстоятельство в налоговых органах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Освобождение от обложения НДС выполненных организациями НИОКР.

С целью усиления стимулирующего влияния этой льготы и учитывая опасения многих экономистов по поводу ее неэффективности (невозможность вычета «входящего» НДС, увеличение себестоимости НИОКР за счет его включения в стоимость приобретенных товаров) можно предусмотреть обложение выполнения организациями НИОКР по ставке 0%.

Введение такой редакции рассматриваемой льготы будет иметь «двойной» эффект. С одной стороны, ее использование «удешевит» НИОКР для организаций, приобретающих их результаты и внедряющих их в производство (в принятой в исследовании классификации - для инновационных организаций). С другой стороны, изменение формулировки льготы избавит производителей инноваций от ведения отдельного учета операций (облагаемых и необлагаемых), приведет к снижению себестоимости НИОКР (НДС будет приниматься к вычету, а не включаться в стоимость используемых материалов, работ, услуг).

3. Изменение условий предоставления инвестиционного налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит (ст. 67 НК РФ) многими российскими экономистами признается наиболее эффективным инструментом стимулирования инновационной активности организаций, находит он применение и в зарубежной практике. Однако в том виде, в котором он существует в настоящей практике налогообложения, инвестиционный налоговый кредит «неработоспособен». Об этом наиболее ярко свидетельствует статистика предоставления ИНК (см. табл. 7).

Среди наиболее часто упоминаемых причин неэффективности использования инвестиционного налогового кредита можно выделить: излишне сложную процедуру его получения и отсутствие в бюджетах субъектов РФ соответствующих позиций, предусматривающих предоставление инвестиционного налогового кредита. Однако при более близком рассмотрении выявляется и ряд других проблем, влияющих на его эффективность. Так, например, срок, на который может быть выдан инвестиционный налоговый кредит, колеблется от одного до пяти лет. Этот срок слишком мал для окупаемости инвестиционного проекта, связанного с перевооружением производства или созданием новых технологий, сырья или материалов. В связи с этим представляется целесообразным расширить границы сроков предоставления инвестиционного налогового кредита - от одного до десяти лет.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организаций, региональным и местным налогам. С целью повышения эффективности функционирования инвестиционного налогового кредита логичным решением было бы расширение числа федеральных налогов, по которым он предоставляется. Ставка процента по инвестиционному налоговому кредиту должна быть не меньше 1/2 и не больше 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ. При этом уплата процентов по этому виду кредитов не входит в состав расходов

согласно гл. 25 НК РФ и, соответственно, не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций. Эти обстоятельства снижают привлекательность инвестиционного налогового кредита как для организаций-получателей, так и для финансовых органов, его предоставляющих.

Можно предположить два варианта совершенствования ИНК: отмена платности ИНК; повышение ставки по ИНК до размера ставки ЦБ РФ с одновременным разрешением включения всей суммы процентов по нему в расходы для целей формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Таблица 7

Статистика предоставления инвестиционного налогового кредита за период 2001-2011 гг.

Год Всего Инвестиционный налоговый кредит (тыс. руб.), предоставленный по:

федеральным налогам и сборам Регио-наль-ным налогам Местным налогам

Всего из них

Налог на прибыль организаций НДС Платежи за пользование природными ресурсами Из них на добычу полезных ис-копаемых Другие феде-раль-ные налоги и сборы

всего в т.ч. в феде-раль-ный бюджет

2001 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

2002 2200 2000 2000 0 0 0 0 0 200 0

2003 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

2004 28355 2880 1353 0 906 0 0 621 18426 7029

2005 263878 28356 21895 0 5845 0 0 616 230087 5435

2006 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

2007 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

2008 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

2009 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

2010 98 0 0 0 0 0 0 0 98559 0

2011 559 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Видится, что предложенные дополнения в части предоставления инвестиционного налогового кредита смогут повысить его эффективность как инструмента стимулирования инновационной активности организаций.

С учетом ранее изложенной практики налогового регулирования инновационного развития экономики зарубежных стран мы предлагаем некоторые направления совершенствования действующей у нас в стране системы налоговых льгот.

Порядок налогообложения прибыли, определенный НК РФ, предоставляет возможность уменьшения налоговой базы на сумму затрат, связанных с осуществлением НИОКР. Несмотря на вводимые изменения, система учета этих расходов в целях налогообложения после завершения работ, в соответствии с гл. 25 НК РФ, не оказывает влияния на начальный этап финансирования исследований и на финансовое обеспечение НИОКР в процессе их реализации, когда перед организациями, осуществляющими инновационную деятельность, остро стоит проблема поиска источников финансирования. Поэтому в данном виде законодательство о налоге на прибыль не оказывает заметного влияния на привлечение инвестиций в НИОКР.

Для исправления ситуации целесообразно предусмотреть в гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль» льготы, стимулирующие инновационную деятельность. Наиболее актуален вариант льготы, воздействующей не только на расширение исследовательских программ, но в главной степени поощряющей переход к инновационной деятельности.

Комплексная система налогового стимулирования инновационного развития экономики состоит из направлений:

1) стимулирование спроса на инновации и, соответственно, организаций, их потребляющих; организаций, создающих инновации, и организаций инновационной инфраструктуры.

В контексте этого направления также необходима доработка существующих мер налогового стимулирования инновационной деятельности с целью повышения их эффективности и разработка мер, направленных на создание системы ограничений по выпуску устаревшей продукции и использованию в производстве морально и физически устаревшего оборудования.

2) создание наиболее благоприятного налогового климата непосредственно для инновационных организаций. Особое внимание при разработке мер было уделено налоговому стимулированию малого бизнеса и разработке мер по созданию специального налогового режима для инновационных предприятий.

Реализация этого направления представляется возможной через разработку специального налогового режима для инновационных организаций. В работе экспериментальным путем обосновано, что введение такого пакета налоговых мер будет способствовать усилению стимулирующего влияния налогов на развитие инновационной экономики в России, так как при их предоставлении будет использован комплексный подход, охватывающий стимулирующим влиянием как все стадии инновационной деятельности, так и все субъекты, от деятельности которых зависит развитие инновационной экономики.

Литература

1. Абдулов А.Н. Наука и производство: век интеграции (США, Западная Европа, Япония). - М.: Наука, 1992. - 168 с.

2. Барулин C.B. Теория и история налогообложения. - М.: Экономист, 2006. -29 с.

3. Береговой В.А. Инновации (налоговый аспект): зарубежный опыт // Налоги. - 2007. - № 5. - С. 38-39.

4. Боровская О.И. Механизм налогового стимулирования инвестиционной деятельности в промышленности / О.И. Боровская, С.М. Бухонова, Ю. А. Дорошенко и др.: Монография. - СПб.: Химиздат, 2007. - С. 22.

5. Васильева А.Г. Налоговое регулирование инновационного развития экономики: Дис. ... канд. экон. наук. - Челябинск, 2010. - 175 с.

6. ВасильеваМ.В. Мировой опыт реформирования современных систем налогообложения экономически развитых стран // Налоги и финансовое право. - 2008. - № 7.

7. Васильева М.В. Развитие принципов налогообложения / М.В. Васильева, К.А. Соловьев // Финансы и кредит. - 2008. - № 35(323).

8. Васильева М.В. Распределение налогового бремени в обществе: косвенное налогообложение // Налоги и финансовое право. - 2008. - № 6. - С. 100110.

9. Васильева М. В. Стратегические тенденции в процессе совершенствования современных систем налогообложения экономически развитых стран / М.В. Васильева, К.А. Соловьев // Финансы и кредит. - 2008. - № 37. -С. 64-68.

10. Васильева М.В. Макроуровневые параметры и ориентиры реализации концепции социально-экономического развития России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - № 17. - С. 20-30.

11. Гамза В.А., Большаков B.C. Россия и ведущие страны Азиатско-тихоокеанского региона: макроэкономический обзор // Финансист. - 2011. -№ 115. - С. 44.

12. Кушлин В.И. Содержание инновационной деятельности // Инновационный тип развития экономики России. - М.: РАГС, 2005. - С. 34-35.

13. Любушин Н.П. Анализ систем налогообложения, применяемых предприятиями малого бизнеса / Н.П. Любушин, Р.Я. Ивасюк // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 2. - С. 2-12.

14. Малкова Ю.В. Налоги как инструмент развития инновационной экономики: Дис. ... канд. экон. наук. - М., 2011. - 200 с.

15. Мельникова Н.П. Налоговое регулирование экономики: экономическое содержание и направления осуществления // Вопросы теории и практики современного налогообложения: сб. науч. ст. преп. каф. «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ / Под общ. ред. Л.И. Гончаренко. - М.: ФА, 2004. - С. 228-237.

16. ХодовЛ.Г. Налоги и налоговое регулирование экономики. - М.: ТЕИС, 2003. - С. 59.

17. Налоговое стимулирование инновационных процессов / Отв. ред. Н.И. Иванова. - М.: ИМЭМО РАН, 2009. - 160 с.

18. Нестеренко Ю. Мировой опыт формирования национальных инновационных систем и проблемы России // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 1. - С. 81-87.

19. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. URL: www.minfin.ru (дата доступа: 12 апреля 2012 г.)

20. Отчет о НИР по теме «Совершенствование налогового стимулирования развития инновационной экономики в России» (госрегистрации № 01201054882). - М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2011.

21. Comparing Practices in R&D Tax Incentives Evaluation. Final Report. European Commission. Directorate General - Research. - Brussels, October 31. 2008. - 145 p.

22. Corporation Tax and Innovation: Issues at stake and review of European Union Experiences in the Nineties. European Commission. Innovation papers. - 2000. -№ 19. - 148 p.

23. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. URL: http://ria.ru/trend/2020_strategy_13032012/ (дата обращения: 02.04.2012.).

24. Рейтинг. URL:http://rating.rbc.ru/article.shtml72007/06/04/31506802 (дата обращения: 12.04.2012.).

25. Китай и Гонконг - Бизнес сегодня. URL: www.china-business-today.ru.

26. Сайт Sma-group. URL: sma-group.ru.

27. USA Innovation Tax Incentives. - B. H. Hall, 2001.

28. Rewarding innovation // TMagazine. - 2010. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.