Научная статья на тему 'Совершенствование налогового стимулирования малого инновационного предпринимательства в России и за рубежом'

Совершенствование налогового стимулирования малого инновационного предпринимательства в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1843
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / TAX INCENTIVES / SMALL INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP / TAX PRIVILEDGES / TAX CREDIT / FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулина Ольга Валерьевна, Мануйлова Екатерина Сергеевна

В современных условиях особое значение приобретает деятельность малого инновационного предпринимательства как наиболее гибкой составляющей инновационной экономики страны. Однако в силу специфики своей деятельности малое инновационное предпринимательство нуждается в государственной поддержке, в том числе и в области налоговой политики государства. В связи с этим рассмотрение вопросов налогового стимулирования деятельности малого инновационного предпринимательства является актуальным и своевременным. Предметом данного исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе формирования эффективной системы налогового стимулирования малого инновационного предпринимательства. Цель исследования выявить основные направления совершенствования налогового стимулирования малого инновационного предпринимательства в России на основе использования зарубежного опыта. Методология. В рамках исследования были использованы методы анализа данных и сравнения для выявления особенностей налогового стимулирования малого инновационного предпринимательства в зарубежных странах и в России. При определении основных направлений совершенствования использовался метод прогнозирования на основе полученных результатов анализа и сравнения. Результаты. В статье рассмотрены основные инструменты налогового стимулирования деятельности малого инновационного предпринимательства в России. Проанализирован зарубежный опыт применения налоговых льгот и преференций. Разработаны и обоснованы рекомендации по совершенствованию российской системы налогового стимулирования деятельности малого инновационного предпринимательства. Выводы. Сделан вывод о том, что российская система налогового стимулирования малоэффективна и нуждается в реформировании путем расширения числа налоговых льгот, а также разработке специального налогового режима на основе использования зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никулина Ольга Валерьевна, Мануйлова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF TAX INCENTIVES OF SMALL INNOVATIVE BUSINESS IN RUSSIA AND ABROAD

In modern conditions activity of small innovative business, as the most flexible component of the innovation economy of the country is particularly important. However, due to the specifics of their activities small innovative business needs state support, including in the field of a tax policy. In this connection, consideration of tax incentives for small innovative business activity is relevant and timely. The purpose of this study is to identify the main directions of improvement of tax incentives for small innovative business in Russia through the use of foreign experience. The study used data analysis and comparisons to identify features of the tax incentives of small innovative business in Russia and abroad. In determining the main directions of improving, the study used the method of forecasting on the basis of the results of the analysis and comparison. The article described the basic instruments of tax incentives for activities of small innovation business in Russia. The article analyzed foreign experience of application of tax privileges and preferences. The article developed and substantiated recommendations on the improvement of the Russian system of tax incentives of activity of small innovative business. The authors make conclusion that the Russian system of tax incentives is ineffective and needs to be reformed by increasing the number of tax benefits, and the development of a special tax regime through the use of foreign experience.

Текст научной работы на тему «Совершенствование налогового стимулирования малого инновационного предпринимательства в России и за рубежом»

www.volsu.ru

ФИНАНСЫ. БУХГАЛТЕРСКИМ УЧЕТ

DOI: http://dx.doi.Org/10.15688/jvolsu3.2016.2.8

УДК 336.22:338.22 ББК 65.261.41:65.29

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Ольга Валерьевна Никулина

Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет [email protected]

ул. Ставропольская, 149, 350040 г. Краснодар, Российская Федерация

Екатерина Сергеевна Мануйлова

Магистрант кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет кей_тапиу^а@таЛ. ги

ул. Ставропольская, 149, 350040 г. Краснодар, Российская Федерация

Аннотация. В современных условиях особое значение приобретает деятельность малого инновационного предпринимательства как наиболее гибкой составляющей инновационной экономики страны. Однако в силу специфики своей деятельности малое инновационное предпринимательство нуждается в государственной поддержке, в том числе и в области налоговой политики государства. В связи с этим рассмотрение вопросов налогового стимулирования деятельности малого инновационного предпринима-щ тельства является актуальным и своевременным.

§ Предметом данного исследования являются экономические отношения, возни-

ца кающие в процессе формирования эффективной системы налогового стимулирования ^ малого инновационного предпринимательства.

^ Цель исследования - выявить основные направления совершенствования нало-

М. гового стимулирования малого инновационного предпринимательства в России на ос-д нове использования зарубежного опыта.

Методология. В рамках исследования были использованы методы анализа данных и сравнения для выявления особенностей налогового стимулирования малого инновационного предпринимательства в зарубежных странах и в России. При определе-

© (N

Я

нии основных направлений совершенствования использовался метод прогнозирования на основе полученных результатов анализа и сравнения.

Результаты. В статье рассмотрены основные инструменты налогового стимулирования деятельности малого инновационного предпринимательства в России. Проанализирован зарубежный опыт применения налоговых льгот и преференций. Разработаны и обоснованы рекомендации по совершенствованию российской системы налогового стимулирования деятельности малого инновационного предпринимательства.

Выводы. Сделан вывод о том, что российская система налогового стимулирования малоэффективна и нуждается в реформировании путем расширения числа налоговых льгот, а также разработке специального налогового режима на основе использования зарубежного опыта.

Ключевые слова: налоговое стимулирование, малое инновационное предпринимательство, налоговые льготы, налоговый кредит, зарубежный опыт.

На современном этапе развития мировой экономики особую роль в развитии любой страны приобретают инновации. Переход на инновационный путь развития, возрастание влияния инновационной составляющей на эффективность и конкурентоспособность экономики ставят проблемы ускоренной разработки и внедрения инноваций в число приоритетных. Особое значение приобретает деятельность малого инновационного предпринимательства как наиболее гибкой составляющей инновационной экономики страны. Однако в силу специфики своей деятельности малое инновационное предпринимательство нуждается в государственной поддержке, в том числе и в области налоговой политики государства. В связи с этим рассмотрение вопросов налогового стимулирования деятельности малого инновационного предпринимательства является актуальным и своевременным.

В настоящее время понятие «инновационное предпринимательство» нигде не закреплено. С одной стороны, под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений [13]. С другой стороны, под ним также можно понимать использование на предприятиях инновационных структур управления. Согласно Руководству Осло (Oslo Manual: Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data), которое используется для определения инновационного предприятия, под ним понимается предприятие, которое внедрило некую инновацию в течение периода наблюдения [11]. В целях настоящего исследования под инно-

вационным предпринимательством понимается экономическая деятельность, направленная на создание, внедрение и коммерциализацию инноваций в результате осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с целью удовлетворения общественных потребностей в инновационных продуктах (работах, услугах) и на основе этого получения прибыли.

Малое инновационное предпринимательство является важной составляющей инновационного бизнеса. Оно способствует развитию инновационной экономики, а также повышению конкурентоспособности страны на внешних рынках. Несмотря на роль, которую малое инновационное предпринимательство играет в экономике страны, нет единого подхода к его определению. Одни исследователи под малым инновационным предпринимательством понимают структурную часть малого предпринимательства со свойственными ему особенностями и функциями [4]. Другие ученые считают, что малое инновационное предпринимательство создается частными лицами для разработки и производства новой продукции [2]. Так как малое инновационное предпринимательство является частью и малого, и инновационного предпринимательства, под ним целесообразно понимать субъекты малого предпринимательства, осуществляющие экономическую деятельность, направленную на получение прибыли и включающую в себя разнообразные этапы разработки, производства и продажи инновационных товаров или услуг.

В зарубежных странах большое внимание уделяется развитию малого инновацион-

ного предпринимательства. Так, доля последнего в объеме промышленных предприятий в развитых странах достигает 80 % (в Германии - 66 %, Ирландии - 75 %, США - 80 %, Франции - 46 %, Великобритании - 39 %) [17]. В России данный показатель значительно ниже: по оценкам различных экспертов, 5-6 %.

Широкое распространение в зарубежных странах получили косвенные методы финансовой поддержки деятельности малого инновационного предпринимательства. Основу косвенной финансовой поддержки составляет налоговое стимулирование. Налоговое стимулирование деятельности малого инновационного предпринимательства включает в себя применение отдельных налоговых льгот и применение специальных налоговых режимов.

Основные инструменты налогового стимулирования в виде использования различного рода налоговых льгот для малого инновационного предпринимательства в зарубежных странах в 2013 г. представлены в таблице 1.

Как видно из таблицы, наиболее популярной налоговой льготой, применяемой в большинстве зарубежных стран, является налоговый кредит.

Несмотря на то что большинство зарубежных стран используют похожие налоговые льготы и стимулы, их размеры различаются по странам. Размеры налоговых льгот для малого инновационного предпринимательства в зарубежных странах представлены в таблице 2.

Как видно из таблицы, размер налоговых вычетов из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль расходов, связанных с проведением НИОКР, сильно варьируется, от 15,5 % в Бельгии до 150 % в Великобритании. Необ-

ходимо также отметить, что в некоторых странах (Австралия, Австрия) предусматривается предоставление налоговых вычетов как от объема расходов на НИОКР, так и от прироста таких расходов. Применение налогового кредита представляет собой снижение налога на прибыль на определенный процент: 540 % от объемов расходов на НИОКР (Франция, США, Великобритания) или 40-50 % от прироста таких расходов (Корея, Португалия, Испания). Применение налоговых льгот на основе приростного подхода позволяет стимулировать постоянное увеличение расходов на НИОКР, тем самым стимулируя инновационное развитие предприятий.

Помимо указанных налоговых льгот в некоторых странах также используются пониженные ставки по отдельным налогам. Так, во Франции малые предприятия имеют право на временное освобождение от налога на прибыль или его снижение до 50 % в первые пять лет существования [5]. В Великобритании правом на налоговые льготы обладают все малые предприятия, которые ежегодно направляют более 10 тыс. фунтов стерлингов на научно-исследовательскую деятельность, налог на прибыль для таких компаний может снижаться до 1 %. Пониженные ставки НДС по товарам инновационного назначения используются в Германии, Швеции, Великобритании, Италии [3].

Дополнительные льготы, как правило, предоставляются предприятиям, которые проводят совместные проекты с университетами. Так в Норвегии при совместных исследованиях с университетами установлен двойной размер потолка расходов на НИОКР, в Великобритании компания может вычитать из на-

Таблица 1

Основные инструменты налогового стимулирования в зарубежных странах в 2013 г.

№ Инструменты налогового Страны

п/п стимулирования

1 Налоговый кредит Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Франция, Япония, Корея, Мексика, Норвегия, Португалия, Испания, Ирландия, Италия, Великобритания, США, Дания

2 Налоговые вычеты Нидерланды, Турция, Словения, Венгрия, Греция, Финляндия, Чехия, Китай, Бразилия, Бельгия, Австрия, Австралия

3 Ускоренная амортизация Бельгия, Бразилия, Чили, Китай, Франция, Великобритания, Польша, Мексика, Дания, Канада, Турция

4 Льготы по налогу на заработную плату (для сотрудников, занятых НИОКР) Бельгия, Франция, Нидерланды, Венгрия, Турция

Примечание. Составлено авторами по: [16].

Таблица 2

Размеры налоговых льгот в зарубежных странах в 2013 г.

№ Страна Налоговый кредит Налоговые вычеты Льготы по налогу

п/п на заработную плату

1 Австралия 40 % от затрат на НИОКР 25 % от расходов на НИОКР, 50 % от прироста расходов на НИОКР (2 года) Не использовалась

2 Австрия 10 % от затрат на НИОКР 25 % от расходов на НИОКР, 35 % от прироста расходов на НИОКР (3 года) Не использовалась

3 Бельгия 5,27 % от затрат на НИОКР 15,5 % от расходов на НИОКР 80 %

4 Франция 30 % от затрат на НИОКР Не использовалась 100 % в 1 год, 80 % в 5 год, 70 % в 6 год, 60 % в 7 год, 50 % в 8 год

5 Япония 12 % от затрат на НИОКР Не использовалась Не использовалась

6 Корея 25 % от затрат на НИОКР, 50 % от прироста расходов на НИОКР (3 года) Не использовалась Не использовалась

7 Мексика 30 % от затрат на НИОКР Не использовалась Не использовалась

8 Норвегия 20 % от затрат на НИОКР Не использовалась Не использовалась

9 Португалия 32,5 % от затрат на НИОКР, 50 % от прироста расходов на НИОКР (2 года) Не использовалась Не использовалась

10 Испания 25 % от затрат на НИОКР, 42 % от прироста расходов на НИОКР (3 года) Не использовалась Не использовалась

11 Великобритания 10 % от затрат на НИОКР 150 % от расходов на НИОКР Не использовалась

12 США 20 % от затрат на НИОКР Не использовалась Не использовалась

13 Турция Не использовалась 100 % от расходов на НИОКР 50 %

14 Словения Не использовалась 100 % от расходов на НИОКР Не использовалась

15 Нидерланды Не использовалась 54 % от расходов на НИОКР 38 %

16 Венгрия Не использовалась 100 % от расходов на НИОКР 100 %

17 Финляндия Не использовалась 100 % от расходов на НИОКР Не использовалась

18 Китай Не использовалась 50 % от расходов на НИОКР Не использовалась

19 Бразилия Не использовалась 60-80 % от расходов на НИОКР Не использовалась

Примечание. Составлено авторами по: [19].

логооблагаемой базы по налогу на прибыль суммы, вложенные в совместные разработки, или выплаченные университетам вознаграждения за исследования [10].

Кроме использования налоговых льгот в зарубежных странах применяются специальные налоговые режимы для инновационных компаний. Таким налоговым режимом является режим «Патентного ящика» (Patent Box). Данный налоговый режим предполагает льготное налогообложение дохода от использования прав интеллектуальной собственности. Режим «Патентного ящика» применяется в семи европейских странах (Бельгия, Франция, Венгрия, Люксембург, Нидерланды, Испания, Великобритания) [6]. Основными условиями применения данного налогового режима являются следующие:

1) компания имеет в собственности квалифицированные объекты интеллектуальной собственности;

2) налогообложение осуществляется по эффективной налоговой ставке, зависящей от сложившейся в стране системы налогообложения прибыли, а также необлагаемой части дохода от использования объектов интеллектуальной собственности;

3) в состав доходов, облагаемых в рамках данного режима, включаются доходы от использования и продажи объектов интеллектуальной собственности;

4) расходы на создание объектов интеллектуальной собственности вычитаются из налогооблагаемой базы.

Несмотря на наличие общих принципов и условий применения режима «Патентного

ящика», в европейских странах имеются различия при определении объектов интеллектуальной собственности и дохода, облагаемого в рамках данного режима. Сравнение применения режима «Патентного ящика» в европейских странах представлено в таблице 3.

Из таблицы видно, что к квалифицированным объектам интеллектуальной собственности, как правило, относят патенты, полученные в результате НИОКР, защитные

сертификаты на продукцию. В некоторых странах (Венгрия, Люксембург, Испания) к списку квалифицированных объектов интеллектуальной собственности относят торговые марки, логотипы и некоторые другие схожие права. Во многих европейских странах данные права должны быть получены компаниями-резидентами либо усовершенствованы ими. Важным условием является необходимость введения данного права в баланс предприятия.

Таблица 3

Сравнение режима «Патентного ящика» в европейских странах

Фактор Бельгия Франция Венгрия Люксембург Нидерланды Испания Великобритания

Ставка 6,8 15 9,5 5,76 5 15 10

налога, %

Квалифи- Патенты и Патенты, Патенты, Патенты, Патенты и Патенты, Патенты, за-

цирован- защитные сертифика- торговые торговые интеллек- секретные щитные серти-

ная ин- сертифика- ты, патен- марки, ав- марки, ав- туальная формулы, фикаты

теллекту- ты тоспособ- торские торские собствен- процессы,

альная ные изо- права, сек- права на ность, по- ноу-хау,

собствен- бретения реты биз- дизайн, лученная модели

ность неса модели и программное обеспечение из научно-исследовательской активности

Возмож- Только при Имеется Имеется Только для Только при Нет При условии

ность ис- условии взаимосвя- условии дальнейшего

пользова- дальней- занных дальней- усовершенст-

ния при- шего компаний шего вования и ак-

обретен- улучшения улучшения тивного ис-

ных прав пользования

интеллек-

туальной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

собствен-

ности

Квалифи- Лицензи- Доход от Роялти, Роялти и Доход от Полный Доход от про-

цирован- онные пла- лицензи- доход от лицензи- использо- патентный дажи объектов

ный до- тежи, па- рования, продажи онные пла- вания объ- доход интеллекту-

ход тентный прирост объектов тежи, ектов ин- альной собст-

доход, капитала интеллек- внутреннее теллекту- венности, до-

внутреннее от продажи туальной (условное) альной ход от продажи

(условное) объектов собствен- роялти, собствен- объектов, соз-

роялти интеллектуальной собственности ности доход от продажи объектов интеллектуальной собственности ности и их продажи, внутреннее (условное) роялти данных с использованием интеллектуальной собственности, международные платежи и роялти, компенсация за нарушение прав интеллектуальной собственности

Примечание. Составлено авторами по: [15].

Применение данного режима налогообложения способствует развитию НИОКР внутри страны, стимулирует получение патентов на изобретения. К сожалению, этот режим в большинстве европейских стран был введен после 2007 г., что не позволяет сделать однозначные выводы о его эффективности. Одной из первых стран, которая стала применять режим «Патентного ящика», является Франция, где он был введен в 2001 году. Исследование, проведенное агентством Reuters, показало, что с момента введения льготного режима налогообложения число патентных заявок во Франции стабильно росло [14].

Проанализируем российскую налоговую систему с учетом результатов исследования зарубежного опыта налогового стимулирования деятельности малого инновационного предпринимательства.

В России основу налогового законодательства составляет Налоговый кодекс. В нем указаны основные налоговые льготы, применяемые для стимулирования инновационной деятельности. Основными налоговыми льготами, используемыми для стимулирования малого инновационного предпринимательства, являются:

1) льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС). От налогообложения освобождаются:

- реализация исключительных прав на изобретение, полезные модели и другие результаты интеллектуальной деятельности;

- выполнение НИОКР за счет средств бюджетной системы Российской Федерации;

- выполнение НИОКР научными и образовательными учреждениями;

- ввоз на территорию Российской Федерации технологического оборудования и расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в России.

2) льготы по налогу на прибыль организаций:

- «амортизационная премия» - возможность отнесения к расходам отчетного периода не более 30 % (не более 10 %) расходов на капитальные вложения в зависимости от срока полезного использования;

- применение повышающих коэффициентов амортизации, но не выше 3 в отношении

амортизируемых основных средств, используемых для научно-исследовательской деятельности;

- право включать некоторые виды расходов на НИОКР в состав прочих расходов в том периоде, в котором они были произведены, с применением повышающего коэффициента, но не более 1,5;

3) льготы, предоставляемые предприятиям - участникам территорий с особым экономическим статусом:

- применение повышающих коэффициентов амортизации, но не выше 2 в отношении собственных амортизируемых основных средств;

- пониженная ставка налога на прибыль (не может превышать 13,5 %) для организаций - резидентов особой экономической зоны (устанавливается законами субъектов РФ);

- для организаций - резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 % в течение 10 лет со дня получения этого статуса;

- льготы по налогу на имущество организации в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет данного имущества;

- льготы по земельному налогу сроком на 5 лет с месяца возникновения права на земельный участок.

Кроме указанных выше налоговых льгот малые инновационные предприятия имеют право на налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам [1]. Налоговый кредит предоставляется на срок от 1 до 5 лет по ставке процента от 50 до 70 % ставки рефинансирования, при этом сумма уменьшения налога не может превышать 50 %. При этом возникает необходимость уплаты в бюджет относительно большой суммы налога после окончания срока кредита, что является немаловажным фактором, влияющим на финансово-экономическое состояние субъектов малого инновационного предпринимательства.

В Налоговом кодексе предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов для различных групп предпри-

ятий. Специальными налоговыми режимами, применяемыми на территории РФ, являются:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (глава 26.1 НК РФ);

2) упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ);

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 НК РФ);

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ);

5) патентная система налогообложения (глава 26.5 НК РФ).

Сравнительная характеристика специальных налоговых режимов Российской Федерации приведена в таблице 4.

В результате анализа условий предоставления данных специальных налоговых режимов было выявлено, что малые инновационные предприятия могут перейти только на упрощенную систему налогообложения, так как остальные налоговые режимы требуют соответствия по видам деятельности. Однако стоит отметить, что ни один из существующих специальных налоговых режимов не соответ-

Фактор Система налого- Упрощенная сис- Единый налог на Система налого- Патентная систе-

обложения для тема налогооб- вмененный доход обложения при ма налогообло-

сельскохозяйст- ложения для отдельных выполнении со- жения

венных товаро- видов деятельно- глашений о раз-

производителей сти деле продукции

Налого плате ль- Только сель- Индивидуаль- Индивидуаль- Организации - Индивидуаль-

щики скохозяйствен- ные предпри- ные предпри- инвесторы со- ные предпри-

ные товаропро- ниматели и ор- ниматели и ор- глашений о раз- ниматели

изводители ганизации ганизации деле продукции

Виды деятельно- Производство и Нет ограниче- Указаны в п. 2 В соответствии Указаны в п. 2

сти реализация ний по виду ст. 346.26 НК с Федеральным ст. 346.43 НК РФ

сельскохозяй- деятельности РФ законом «О со-

ственной про- глашениях о

дукции разделе продукции»

Налоговая база Доходы, 1) Доходы; Вмененный до- Доход от вы- Потенциально

уменьшенные 2) доходы, ход полнения со- возможный го-

на величину уменьшенные глашения, довой доход по

расходов на величину расходов уменьшенный на величину расходов видам деятельности

Налоговая ставка 6 % 1) 6 % при налоговой базе «доходы»; 2) 15 % при налоговой базе «доходы - расходы» 15 % 20 % 6 %

Льготы для ма- Специальных Списание рас- Специальных Специальных Специальных

лых инноваци- льгот нет ходов на НИ- льгот нет льгот нет льгот нет

онных предпри- ОКР с повы-

ятий шающими коэффициентами

Возможность Сильно ограни- Имеется Сильно ограни- Сильно ограни- Сильно ограни-

использования чена чена чена чена

малыми иннова-

ционными пред-

приятиями

Таблица 4

Сравнительная характеристика специальных налоговых режимов

в Российской Федерации

Примечание. Составлено авторами по: [8].

ствует в полной мере потребностям малого инновационного предпринимательства.

Несмотря на существующие инструменты поддержки, экономическая активность малого инновационного предпринимательства остается достаточно низкой по сравнению с зарубежными странами. Так, на долю малого инновационного бизнеса в зарубежных странах приходится порядка 50-60 % всех инноваций [12]. Кроме того, инновационная активность крупного предпринимательства в России выше инновационной активности малого бизнеса. Основные показатели деятельности малого инновационного предпринимательства представлены в таблице 5.

Несмотря на то что наблюдается рост числа малых инновационных предприятий, их доля в общем числе малых и средних предприятий с 2011 г. снизилась. Это свидетельствует о снижении интереса к инновационным формам малого предпринимательства. Кроме того, затраты малого предпринимательства на инновации с каждым годом увеличиваются.

Необходимо отметить, что большинство существующих налоговых льгот направлено на стимулирование НИОКР и практически нет льгот, направленных на стимулирование деятельности инновационной компании в процессе производства высокотехнологичной продукции и внедрения результатов НИОКР в производство. В связи с этим представляется своевременным проведение мероприятий по совершенствованию налогового стимули-

рования деятельности малого инновационного предпринимательства, разработанных на основе опыта зарубежных стран (см. табл. 6).

Ожидаемый результат основывается на данных Статистического управления Европейских сообществ (Statistical office of the European Communities) и Федеральной службы государственной статистики РФ. Так, в странах Европейского союза наблюдается постоянный рост доли расходов на НИОКР за счет собственных средств предприятий в общих затратах на НИОКР с 53,8 % в 2009 г. до 55 % в 2013 году [18]. Стоит отметить, что в России также наблюдается рост затрат малых предприятий на технологические инновации с 6 793,5 млн руб. в 2009 г. до 13 510,5 млн руб. в 2013 году [9].

Также в европейских странах, использующих одновременно несколько разнообразных налоговых льгот (Франция, Великобритания, Нидерланды, Венгрия, Италия), наблюдается стабильный рост числа инновационных компаний в секторе малого бизнеса. Так, во Франции число малых инновационных компаний выросло с 2008 по 2013 г. на 4,2 %, в Великобритании - на 22,7 %, в Нидерландах - на 6,8 %, в Венгрии - на 12,7 %, в Италии - на 3,4 % [18]. Стоит отметить, что Франция, Италия и Великобритания активно используют механизм налогового кредита для стимулирования деятельности малого инновационного предпринимательства. Согласно данным европейской статистики с 2010 г. наблюдается рост

Таблица 5

Основные показатели деятельности малого инновационного предпринимательства в России

Показатель 2009 г. 2011 г. 2013 г.

Число малых и средних предприятий, тыс. 1 669,50 1 852,30 2 076,8

Число малых инновационных предприятий, тыс. 68,12 94,65 99,6864

Удельный вес малого инновационного предпринимательства в общем числе малых и средних предприятий, в % 4,1 5,1 4,8

Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществляющих инновации в общем числе обследованных организаций), в % 9,5 10,4 10,1

Оборот малых предприятий, млрд руб. 18 933,80 22 610,2 23 463,7

Оборот малых инновационных предприятий, млрд руб. 261,29 334,631 485,6986

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг малых предприятий, в % 1,38 1,48 2,07

Затраты малого предпринимательства на инновации, млн руб. 6 793,5 9 479,3 13 510,5

Примечание. Составлено авторами по: [7; 9]. 78 О.В. Никулина, Е. С. Мануйлова. Совершенствование налогового стимулирования предпринимательства

Таблица 6

Мероприятия по совершенствованию налогового стимулирования малого инновационного предпринимательства

Мероприятие Содержание Ожидаемый результат

Расширение числа налоговых льгот 1. Применение повышающего коэффициента амортизации (не менее 3) для основных средств, используемого для производства инновационной продукции. 2. Установление повышающих коэффициентов для включения расходов на НИОКР в зависимости от прироста таких расходов. 3. Введение дополнительных льгот для предприятий, осуществляющих совместные разработки с научно-исследовательскими организациями и малыми инновационными предприятиями. 4. Снижение ставки налога на прибыль для субъектов малого инновационного предпринимательства до 9 %. 5. Налоговые льготы по земельному налогу и налогу на имущество для субъектов малого инновационного предпринимательства 1. Увеличение числа предприятий, занимающихся производством инновационной продукции. 2. Рост расходов на НИ-ОКР за счет собственных средств предприятий. 3. Повышение заинтересованности компаний в сотрудничестве с научно-техническими организациями и малыми инновационными предприятиями

Изменение механизма предоставления налоговых кредитов 1. Снижение налога на прибыль на определенный процент: 30-40 % от расходов на НИОКР. 2. Отмена платности (процента по налоговому кредиту) Увеличение числа малого инновационного предпринимательства

Разработка специального налогового режима для малого инновационного предпринимательства 1. Установление налоговой ставки по налогу на прибыль в размере 9 %. 2. Наличие в собственности предприятия прав интеллектуальной собственности и патентов на продукцию. 3. Освобождение от уплаты НДС Увеличение числа малого инновационного предпринимательства

Примечание. Составлено авторами.

числа предприятий, осуществляющих совместные разработки с научно-исследовательскими организациями. Так, например, в Великобритании число таких предприятий увеличилось на 29,8 %, в Швеции - на 56,3 %, в Германии - на 14,6 %. Кроме того, растет число предприятий, считающих сотрудничество с научно-исследовательскими организациями наиболее ценным видом сотрудничества. Например, в Германии число таких предприятий выросло на 35,2 %, в Нидерландах - на 7,7 %, в Чехии - на 63,4 % [18].

Реализация предложенных мероприятий будет способствовать развитию малого инновационного предпринимательства в России и повышению его роли в экономике страны, что, в свою очередь, приведет к становлению инновационной экономики и повышению конкурентоспособности страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате исследования направлений совершенствования налогового стимулирования малого инновационного предпринимательства можно сделать следующие выводы:

1. В зарубежных странах создана система налогового стимулирования малого ин-

новационного предпринимательства, включающая разнообразные налоговые льготы (налоговые вычеты, налоговые кредиты, ускоренная амортизация и др.), а также практикуется использование специального налогового режима «Patent Box» для инновационных компаний. Данная система способствует инновационному развитию стран.

2. В Российской Федерации имеющиеся налоговые льготы малоэффективны. Практика применения налоговых кредитов не способствует развитию малого инновационного предпринимательства. Существующие специальные налоговые режимы не соответствуют в полной мере потребностям малого инновационного предпринимательства.

3. Основными направлениями совершенствования налогового стимулирования деятельности малого инновационного предпринимательства должны стать расширение числа налоговых льгот по отдельным налогам и изменение механизма применения налогового кредита и инвестиционного налогового кредита на основе использования зарубежного опыта, а также адаптация режима «Patent Box» к российским условиям.

Указанные мероприятия расширят систему налогового стимулирования, позволят повысить ее эффективность, что в конечном итоге приведет к росту масштабов деятельности малого инновационного предпринимательства.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Алисенов, А. С. Налоговый механизм стимулирования инноваций в России / А. С. Алисенов // ЭКО. - 2015. - № 5. - С. 152-167.

2. Бабкин, А. В. Развитие инновационного предпринимательства в России: понятие, динамика, проблемы, направления развития / А. В. Бабкин, О. В. Чистякова // Экономическое возрождение России. - 2014. - № 4 (42). - С. 157-170.

3. Гринкевич, А. М. Налоговое стимулирование инновационной деятельности: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства / А. М. Гринкевич // Вестник Томского государственного университета. Серия «Экономика». -2012. - № 2. - С. 81-86.

4. Ерыгина, Л. В. Роль инновационных малых предприятий в современной экономике / Л. В. Ерыгина, К. В. Орлова // Вестник СибГАУ - 2014. - № 4 (57). - С. 271-275.

5. Кабир, Л. С. Система налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности: сравнение России и стран ОЭСР / Л. С. Кабир // Экономика и управление. - 2013. -№ 12. - С. 52-61.

6. Лысунец, М. В. Налоговые инструменты стимулирования инноваций: опыт введения налогового режима патентных ящиков / М. В. Лысунец // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - №2 1. - С. 13-16.

7. Малое и среднее предпринимательство в России. 2014 : стат. сб. Федер. службы гос. статистики (Росстат). - М., 2014. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1139841601359 (дата обращения: 26.12.2015). -Загл. с экрана.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=Ш641;ffl=134;from=99209-8;md=189271. П834346526302397;й=018927171497319242917. - Загл с экрана.

9. Наука и инновации // Официальный сайт Росстата. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/# (дата обращения: 26.12.2015). - Загл. с экрана.

10. Никулина, О. В. Направления совершенствования финансовой поддержки экспортной де-

ятельности инновационных компаний в России и за рубежом / О. В. Никулина, Е. С. Мануйлова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2015. -№ 3 (32). - С. 104-115.

11. Руководство Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям = Oslo manual: guidelines for collecting and interpreting innovation data). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://mgimo. ru/upload/docs_6/ruk.oslo.pdf (дата обращения: 17.02.2016). - Загл. с экрана.

12. Старкова, Н. О. Оценка организационного развития малого предпринимательства / Н. О. Старкова // Экономика и предпринимательство. - 2015. -№ 2 (55). - С. 905-909.

13. Удальцова, Н. Л. Инновационное предпринимательство как элемент национальной инновационной системы / Н. Л. Удальцова // Инновационная наука. - 2015. - № 7-1 (7). - С. 158-161.

14. Ушакова, С. Е. Формирование фискальной системы стимулирования инноваций при адаптации зарубежного опыта / С. Е. Ушакова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2015. - № 9 (294). - С. 40-49.

15. European patent box regimes // Japan External Trade Organization, April 2013. - Electronic text data. -Mode of access: https://www.jetro.go.jp/world/europe/ ip/pdf/european_patent_box_regimes_en.pdf (date of access: 11.01.2016). - Title from screen.

16. Main features of R&D tax incentive provision in selected OECD and OECD countries, 2013. -Electronic text data. - Mode of access: http://www. oecd.org/sti/rd-tax-incentives-provisions.pdf (date of access: 12.01.2016). - Title from screen.

17. OECD science, technology and industry scoreboard. - Electronic text data. - Mode of access: http: //www. oecd-ilibrary. org/science-and-technology/ oecd-science-technology-and-industry-scoreboard-2015_sti_scoreboard-2015-en (date of access: 12.01.2016). - Title from screen.

18. Science, technology and innovation. - Electronic text data. - Mode of access: http://ec.europa.eu/eurostat/ web/science-technology-innovation/data/main-tables (date of access: 18.02.2016). - Title from screen.

19. Summary description of R&D tax incentive schemes for OECD countries and selected economies, 2013. - Electronic text data. - Mode of access: http:// www.oecd.org/sti/2013 0ECD-NESTI%20 RDTaxIncentiveSummaryDescription_03Apr2014.pdf (date of access: 12.01.2016). - Title from screen.

REFERENCES

1. Alisenov A.S. Nalogovyy mekhanizm stimulirovaniya innovatsiy v Rossii [The Tax

Mechanism of Stimulation of Innovations in Russia]. EKO, 2015, no. 5, pp. 152-167.

2. Babkin A.V., Chistyakova O.V. Razvitie innovatsionnogo predprinimatelstva v Rossii: ponyatie, dinamika, problemy, napravleniya razvitiya [Development of Innovative Business in Russia: Concept, Dynamics, Problems, Directions of Development]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii, 2014, no. 4 (42), pp. 157-170.

3. Grinkevich A.M. Nalogovoe stimulirovanie innovatsionnoy deyatelnosti: sravnitelnyy analiz rossiyskogo i zarubezhnogo zakonodatelstva [Tax Incentives of Innovative Activity: Comparative Analysis of Russian and Foreign Legislation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Ekonomika", 2012, no. 2, pp. 81-86.

4. Erygina L.V, Orlova K.V Rol innovatsionnykh malykh predpriyatiy v sovremennoy ekonomike [Role of Innovative Small Enterprises in Modern Economy]. VestnikSibGA U, 2014, no. 4 (57), pp. 271-275.

5. Kabir L.S. Sistema nalogovykh lgot, napravlennykh na stimulirovanie innovatsionnoy deyatelnosti: sravnenie Rossii i stran OESR [System of the Tax Privileges Directed on Stimulation of Innovative Activity: Comparison of Russia and Countries of OECD]. Ekonomika i upravlenie, 2013, no. 12, pp. 52-61.

6. Lysunets M.V. Nalogovye instrumenty stimulirovaniya innovatsiy: opyt vvedeniya nalogovogo rezhima patentnykh yashchikov [Tax Instruments of Stimulation of Innovations: Experience of Introduction of Tax Regime of Patent Boxes]. Audit i finansovyy analiz, 2015, no. 1, pp. 13-16.

7. Maloe i srednee predprinimatelstvo v Rossii 2014: statisticheskiy sbornik federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki (Rosstat) [Small and Medium Entrepreneurship in Russia in 2014: Statistical Compilation of Federal State Statistics Service (Rosstat)]. Moscow, 2014. Available at: http:// www. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/publications/catalog/doc_1139841601359. (accessed December 26, 2015).

8. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii. Chast 2 [Tax Code of the Russian Federation. Part 2]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online. cgi?req=doc ;base=LAW; n=181641 ;fld= 134; from=99209-8;rnd=189271.11834346526302397;ts= 018927171497319242917.

9. Nauka i innovatsii [Science and Innovations]. Available at: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ science_and_innovations/science/#. (accessed December 26, 2015).

10. Nikulina O.V., Manuylova E.S. Napravleniya sovershenstvovaniya finansovoy podderzhki

eksportnoy deyatelnosti innovatsionnykh kompaniy v Rossii i za rubezhom [Directions of Improving the Financial Support of Export Activities of Innovative Companies in Russia and Abroad]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3, Ekonomika. Ekologiya [Science Journal of Volgograd State University. Global Economic System], 2015, no. 3 (32), pp. 104-115.

11. Rukovodstvo Oslo: rekomendatsii po sboru i analizu dannykh po innovatsiyam [Oslo Manual: Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data]. Available at: http://mgimo.ru/upload/docs_6/ ruk.oslo.pdf. (accessed February 17, 2016).

12. Starkova N.O. Otsenka organizatsionnogo razvitiya malogo predprinimatelstva [Evaluation of Organizational Development of Small Business]. Ekonomika i predprinimatelstvo, 2015, no. 2 (55), pp. 905-909.

13. Udaltsova N.L. Innovatsionnoe predprinimatelstvo kak element natsionalnoy innovatsionnoy sistemy [Innovative Business as Element of National Innovative System]. Innovatsionnaya nauka, 2015, no. 7-1 (7), pp. 158-161.

14. Ushakova S.E. Formirovanie fiskalnoy sistemy stimulirovaniya innovatsiy pri adaptatsii zarubezhnogo opyta [Formation of the Fiscal System to Stimulate Innovation in Adapting Foreign Experience]. Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost, 2015, no. 9 (294), pp. 40-49.

15. European Patent Box Regimes. Japan External Trade Organization, April 2013. Available at: http s: //www.j etro.go.j p/world/europe/ip/pdf/ european_patent_box_regimes_en.pdf. (accessed January 11, 2016).

16. Main Features of R&D Tax Incentive Provision in Selected OECD and OECD Countries, 2013. Available at: http://www.oecd.org/sti/rd-tax-incentives-provisions.pdf. (accessed January 12, 2016).

17. OECD Science, Technology and Industry Scoreboard. Available at: http://www.oecd-ilibrary.org/ science-and-technology/oecd-science-technology-and-industry-scoreboard-2015_sti_scoreboard-2015-en. (accessed January 12, 2016).

18. Science, Technology and Innovation. Available at: http://ec.europa.eu/eurostat/web/ science-technology-innovation/data/main-tables. (accessed February 18, 2016).

19. Summary Description of R&D Tax Incentive Schemes for OECD Countries and Selected Economies, 2013. Available at: http://www.oecd.org/ sti/2013OECD-NESTI%20RDTaxIncentiveSummary Description_03Apr2014.pdf. (accessed January 12, 2016).

IMPROVEMENT OF TAX INCENTIVES OF SMALL INNOVATIVE BUSINESS IN RUSSIA AND ABROAD

Olga Valeryevna Nikulina

Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of Department of World Economy and Management, Kuban State University [email protected]

Stavropolskaya St., 149, 350040 Krasnodar, Russian Federation

Ekaterina Sergeevna Manuylova

Master Student, Department of World Economy and Management, Kuban State University keit_manuylova@mail. ru

Stavropolskaya St., 149, 350040 Krasnodar, Russian Federation

Abstract. In modern conditions activity of small innovative business, as the most flexible component of the innovation economy of the country is particularly important. However, due to the specifics of their activities small innovative business needs state support, including in the field of a tax policy. In this connection, consideration of tax incentives for small innovative business activity is relevant and timely.

The purpose of this study is to identify the main directions of improvement of tax incentives for small innovative business in Russia through the use of foreign experience.

The study used data analysis and comparisons to identify features of the tax incentives of small innovative business in Russia and abroad. In determining the main directions of improving, the study used the method of forecasting on the basis of the results of the analysis and comparison.

The article described the basic instruments of tax incentives for activities of small innovation business in Russia. The article analyzed foreign experience of application of tax privileges and preferences. The article developed and substantiated recommendations on the improvement of the Russian system of tax incentives of activity of small innovative business.

The authors make conclusion that the Russian system of tax incentives is ineffective and needs to be reformed by increasing the number of tax benefits, and the development of a special tax regime through the use of foreign experience.

Key words: tax incentives, small innovative entrepreneurship, tax priviledges, tax credit, foreign experience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.