Научная статья на тему 'Налоговое регулирование инновационной деятельности как фактор развития системы государственной поддержки инновационного предпринимательства'

Налоговое регулирование инновационной деятельности как фактор развития системы государственной поддержки инновационного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3039
452
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / INNOVATION / MODERNIZATION / TAX BENEFITS / TAX INCENTIVES / INNOVATIVE VENTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулина О.В., Сердюк А.А.

Предмет. В условиях макроэкономической нестабильности и дефицита бюджетных средств возможность осуществления прямой государственной финансовой поддержки инновационного бизнеса ограничена. В связи с этим целесообразным является планомерное перераспределение денежных потоков в пользу предпринимательского сектора посредством расширения инструментария косвенного стимулирования хозяйствующих субъектов к финансированию инновационных проектов и модернизации производственно-технологической базы. Указанные причины обусловливают теоретическую и практическую значимость разработки мероприятий, направленных на совершенствование механизмов и форм предоставления налоговых льгот российским инновационным компаниям. Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе взаимодействия государства и инновационных предприятий по вопросам налоговых льгот в целях активизации инновационного процесса и максимизации положительных эффектов от их использования. Цели. Анализ российского и зарубежного опыта налогового регулирования инновационной деятельности и разработка на основе полученных выводов практических рекомендаций по совершенствованию системы налоговых льгот как фактора развития системы государственной поддержки инновационного предпринимательства. Методология. Исследование проведено в рамках системного подхода на основе общенаучных методов сравнения, анализа, синтеза, графической интерпретации данных, обеспечивших обоснованность оценок и выводов. Результаты. Выявлены особенности налогового стимулирования в системе косвенной поддержки инновационной деятельности. Рассмотрен зарубежный опыт использования налоговых льгот в целях стимулирования инновационной активности бизнеса. Проанализированы формы налоговых льгот, применяемых в отношении российских инновационно активных налогоплательщиков. Разработаны практические рекомендации, направленные на совершенствование механизма предоставления налоговых льгот. Выводы. Практическое воплощение предложенных мероприятий позволит увеличить инвестиционные возможности предприятий, создающих и внедряющих инновации, и, следовательно, обеспечить повышение уровня инновационности национальной экономики. Полученные в ходе исследования аналитические данные и рекомендации могут найти практическое применение при разработке государственной политики, направленной на использование налоговых льгот в качестве ключевого фактора активизации инновационной деятельности компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никулина О.В., Сердюк А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax regulation of innovative activity as a factor of developing the State support to innovative ventures

Subject The article addresses economic relations arising in the process of interaction between the State and innovative enterprises on tax incentives for enhancing the innovation process and maximizing the positive effect of their utilization. Objectives The objective of the study is to analyze Russian and foreign experience in tax regulation of innovative activity and provide practical recommendations for improvement of the tax incentives system as a factor of stirring up the State support to innovative ventures. Methods The study is undertaken within the systems approach based on general scientific methods of comparison, analysis, synthesis of dynamic rows and structural description of elements in the investigated area, and graphic interpretation of data that provided the validity of estimations and conclusions. Results The findings revealed specifics of tax incentives in the system of indirect support to innovative activities. We reviewed foreign experience in applying tax incentives for stimulating the innovative activity of businesses; analyzed forms of tax incentives for Russian innovative active taxpayers; developed practical recommendations aimed at improving the mechanisms and forms of tax incentives. Conclusions and Relevance If implemented, the proposed measures will enable to improve investment opportunities of enterprises creating and introducing innovations, and, therefore, to increase the innovation level of the national economy. The analytical data obtained during the research, and our recommendations may find practical application when developing the State policy that addresses tax incentives as a key factor of boosting the innovative activities of companies.

Текст научной работы на тему «Налоговое регулирование инновационной деятельности как фактор развития системы государственной поддержки инновационного предпринимательства»

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

Бюджетно-налоговая система

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ поддержки инновационного предпринимательства

Ольга Валерьевна НИКУЛИНА"', Алина Алексеевна СЕРДЮКЬ

а доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация olgafinans@mail.ru

ь магистрант кафедры мировой экономики и менеджмента,

Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация

аНпа. serdyuk23 @gmail.com

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 26.02.2016 Принята в доработанном виде 11.05.2016

Одобрена 15.06.2016

УДК 001.895:346.26:336.22 JEL: Е62, G38, Н25, 038

Ключевые слова:

инновационная деятельность, модернизация, стимулирование инноваций, налоговые льготы, инновационное предпринимательство

Аннотация

Предмет. В условиях макроэкономической нестабильности и дефицита бюджетных средств возможность осуществления прямой государственной финансовой поддержки инновационного бизнеса ограничена. В связи с этим целесообразным является планомерное перераспределение денежных потоков в пользу предпринимательского сектора посредством расширения инструментария косвенного стимулирования хозяйствующих субъектов к финансированию инновационных проектов и модернизации производственно-технологической базы. Указанные причины обусловливают теоретическую и практическую значимость разработки мероприятий, направленных на совершенствование механизмов и форм предоставления налоговых льгот российским инновационным компаниям. Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе взаимодействия государства и инновационных предприятий по вопросам налоговых льгот в целях активизации инновационного процесса и максимизации положительных эффектов от их использования. Цели. Анализ российского и зарубежного опыта налогового регулирования инновационной деятельности и разработка на основе полученных выводов практических рекомендаций по совершенствованию системы налоговых льгот как фактора развития системы государственной поддержки инновационного предпринимательства.

Методология. Исследование проведено в рамках системного подхода на основе общенаучных методов сравнения, анализа, синтеза, графической интерпретации данных, обеспечивших обоснованность оценок и выводов.

Результаты. Выявлены особенности налогового стимулирования в системе косвенной поддержки инновационной деятельности. Рассмотрен зарубежный опыт использования налоговых льгот в целях стимулирования инновационной активности бизнеса. Проанализированы формы налоговых льгот, применяемых в отношении российских инновационно активных налогоплательщиков. Разработаны практические рекомендации, направленные на совершенствование механизма предоставления налоговых льгот. Выводы. Практическое воплощение предложенных мероприятий позволит увеличить инвестиционные возможности предприятий, создающих и внедряющих инновации, и, следовательно, обеспечить повышение уровня инновационности национальной экономики. Полученные в ходе исследования аналитические данные и рекомендации могут найти практическое применение при разработке государственной политики, направленной на использование налоговых льгот в качестве ключевого фактора активизации инновационной деятельности компаний.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Ориентированность современной политики России на построение экономики инновационного типа обусловлена стремлением руководства страны к снижению зависимости от изменений конъюнктуры на мировых сырьевых рынках, преодолению длительной технологической и технической отсталости отечественных предприятий, обновлению изношенных производственных фондов и мощностей, повышению уровня конкурентоспособности российских товаров с высокой степенью переработки на международных

торговых площадках. При этом результаты реализованных государством мероприятий в области прямой поддержки инновационной деятельности, предусматривающих бюджетное финансирование в рамках целевых программ, создание государственных фондов и корпораций, отражают их недостаточную эффективность. В связи с этим особое внимание различные исследователи [1-4] обращают на необходимость расширения масштабов косвенной поддержки инновационного бизнеса.

Важнейшим инструментом косвенной поддержки инновационной деятельности выступает налоговое стимулирование, общей целью которого является повышение заинтересованности компаний в осуществлении инновационных проектов посредством снижения их налоговых обязательств. Другими словами, при особом режиме налогообложения инновационных предприятий происходит ослабление фискальной функции налогов и повышается значимость их регулирующей функции, реализуемой через разработку и выполнение системных и долгосрочных мер стимулирования инноваций. Вместе с тем важно обеспечить оптимальность налогового регулирования, заключающуюся в сбалансированном выполнении налогами фискальной и регулирующей функций.

Косвенное стимулирование инновационной деятельности предполагает соблюдение ряда основополагающих принципов и многообразие форм поддержки. Графическое отображение принципов и форм осуществления такого стимулирования представлено на рис. 1.

Во многих зарубежных странах активизация инновационной деятельности частных компаний достигается посредством использования в отношении инновационного бизнеса ряда налоговых льгот. Величина прямой и косвенной государственной поддержки инноваций относительно размера ВВП в различных странах отражена на рис. 2.

Эти данные демонстрируют различное соотношение использования прямого

финансирования и налоговых льгот для стимулирования НИОКР. Такие страны, как Германия, Швеция, Новая Зеландия, делают ставку на прямую финансовую поддержку. В России объем налоговых льгот составил лишь 0,02% ВВП при величине прямого финансирования в 0,39%. В то же время большинство развитых государств, достигнув положительных результатов в построении экономики инновационного типа, активно применяют налоговые льготы для подобного рода компаний. Так, Франция предоставляет налоговые льготы предприятиям, осуществляющим НИОКР, в размере 0,26% ВВП, Южная Корея - 0,24, Бельгия - 0,2, Канада -0,18% ВВП. Среди стран БРИКС в качестве инструмента повышения инновационной активности налоговые льготы введены Китаем (0,06% ВВП), Бразилией и ЮАР (0,03% ВВП).

Используемые в различных странах налоговые льготы отличаются целями, объектами

стимулирования, количеством и многообразием форм. Однако можно выделить четыре основные формы налоговых льгот, получивших широкое распространение в зарубежных странах.

1. Налоговые освобождения. Данная льгота предполагает снижение размера налога на прибыль компаний, подлежащего уплате. Она также может относиться к любому налогу для юридических лиц, налогам с заработной платы работников, занятых НИОКР, личному доходу индивидуальных предпринимателей. При этом все налоговые льготы могут применяться в соответствии с принципом пропорциональности понесенным затратам на НИОКР (объемные налоговые льготы) либо определяться в зависимости от прироста затрат относительно базового периода (приростные налоговые льготы) или среднего уровня за конкретный период [5]. Некоторые страны используют оба способа выявления налоговой льготы для разных видов расходов. Кроме того, в ряде стран существуют пороговые максимальные значения налоговых льгот на НИОКР.

2. Налоговые вычеты. Форма налоговой льготы, позволяющая эффе ктивно уменьшить налогооблагаемую базу по средством увеличения расходов на НИОКР с помощью повышающего коэффициента.

3. Ускоренная амортизация. Ускоренная схема позволяет производить расчет амортизационных отчислений на приобретаемые основные средства по более высоким ставкам в первые годы эксплуатации актива, что дает возможность снизить общую налогооблагаемую базу в конкретные периоды.

4. Патентное окно. Суть льготы состоит в возможности уменьшения налогооблагаемой прибыли на часть или полные расходы, понесенные в связи с разработкой и коммерциализацией продуктов, защищенных патентным правом. Кроме того, компании могут использовать значительно сниженную налоговую ставку в отношении доходов, полученных по собственным запатентованным разработкам [6].

Именно налоговому стимулированию отводится важнейшая роль в активизации инновационного процесса, поскольку оно отличается четкой целевой направленностью на поощрение инноваций, развитие науки и технологий и доказало свою эффективность в ведущих мировых державах [7]. Представлена информация о

применении рассмотренных форм налоговых льгот в зарубежных странах (табл. 1).

На основе международного опыта за последнее десятилетие в российское налоговое законодательство были внесены многочисленные поправки, предусматривающие широкий спектр налоговых льгот для бизнеса инновационной направленности и в целом соответствующие мировым тенденциям в данной области, что отмечают различные авторы [8, 9]. Остановимся подробнее на рассмотрении действующих в России налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности хозяйствующих субъектов (табл. 2).

Наряду с приведенными видами налоговых льгот, применяемых в отношении всех российских инновационных компаний, существует широкий спектр льгот для резидентов Инновационного центра «Сколково» и особых экономических зон (ОЭЗ).

Налоговая нагрузка компаний-резидентов «Сколково» существенно снижена за счет предоставления льгот в форме освобождения на период до десяти лет, в течение которого с налогоплательщиков снимается обязательство по уплате налога на прибыль, налога на имущество, НДС. Кроме того, для резидентов Центра установлены сниженные ставки страховых взносов - 14%; также существует возможность возмещения расходов на уплату таможенных пошлин и НДС при ввозе товаров для использования в строительстве, оборудовании, техническом оснащении объектов недвижимости или необходимых участникам для осуществления исследовательской деятельности на территории «Сколково». Отметим, что существуют определенные ограничения в применении этих освобождений: льготы не распространяются на компании, чья годовая выручка и прибыль нарастающим итогом с начала года превышает 1 млрд руб. и 300 млн руб. соответственно.

Для резидентов ОЭЗ технико-внедренческого типа также действует ряд налоговых льгот, среди которых: сниженный размер страховых взносов (14% до 2018 г.); льготная ставка по налогу на прибыль (в части, зачисляемой в федеральный бюджет - 0%, зачисляемой в бюджет субъектов -не более 13,5%); освобождение от обязанности уплаты налога на имущество организаций, действующее в течение 10 лет с момента постановки имущества на учет; освобождение от уплаты транспортного налога (дополнительные условия применения льготы устанавливаются

региональным законодательством); освобождение от уплаты земельного налога в течение 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок [10].

Эффективность предусмотренных налоговым законодательством льгот определяется экономией средств, высвобождаемых из суммы, подлежащей уплате в бюджет, которые могут быть направлены на дальнейшее инновационное развитие предприятия. Поскольку одной из актуальных проблем инновационного развития является недостаток финансирования, такой подход позволит обеспечивать новые НИОКР и направлять эти ресурсы на реализацию проектов конкретных участников инновационного процесса, указанных в табл. 2 в качестве пользователей налоговой льготы. Следует предположить, что экономическая эффективность уже имеющихся налоговых льгот будет выражаться в отношении количественных показателей результатов инновационной деятельности к затратам, произведенным в ходе ее осуществления. В настоящий момент не представляется возможным выделить эти показатели на основе официальной информации Федеральной службы государственной статистики или Федеральной налоговой службы, поскольку не разработана методика оценки эффективности применяемых налоговых льгот.

На основе имеющихся динамических рядов показателей расходов на НИОКР, учитываемых в ц е л я х н а л о го о б л о же н ия , и р а з м е р а амортизационной премии, проанализируем тенденции их изменения (рис. 3).

Представленная динамика показателей

свидетельствует о снижении интенсивности использования налоговых льгот инновационными предприятиями в части учета затрат на НИОКР в составе расходов с повышающим коэффициентом и ускоренной амортизации основных средств.

Так, в 2014 г. тенденцию к снижению продемонстрировали оба показателя: объем учтенных расходов на НИОКР снизился в 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 7,97%; сумма амортизационной премии - на 16,3%. Наибольший объем учтенных расходов на НИОКР отмечается в

2012 г. - 59 297,7 млн руб. Ускоренная амортизация в наибольшем объеме применялась в

2013 г. - 1 083 044,8 млн руб. Следует отметить увеличение удельного веса расходов, не давших положительных результатов, с 5,5% в 2011 г. до 8,3% в 2014 г. Снижение стимулирующего воздействия налоговых льгот на инновационную

активность хозяйствующих субъектов опосредовано общеэкономическими неблагоприятными условиями, а также применением универсального подхода к активизации инновационной деятельности посредством использования налоговых льгот [11].

В современных условиях целесообразными являются точечные налоговые послабления по отношению к компаниям, отличающимся направлениями деятельности и находящимся на различных этапах инновационного цикла. В исследовании представлены наиболее эффективные формы налогового стимулирования инновационной активности в зависимости от особенностей предприятия и результаты их воздействия (рис. 4).

Каждая инновационно активная компания выполняет ряд специфических функций в рамках инновационного процесса. В целях разделения указанных функций все предприятия были разделены на следующие группы: относящиеся к научной сфере и сфере научного обслуживания; заказчики НИОКР; компании ИТ и промышленности, осуществляющие НИОКР самостоятельно; оказывающие инжиниринговые, информационно-консультационные услуги на этапе диффузии инноваций; потребители результатов инновационного процесса. На этапе фундаментальных исследований налоговые стимулы направлены на повышение заинтересованности инвесторов; налоговые льготы на этапе прикладных исследований и налаживания опытного производства применяются для поощрения самостоятельного инвестирования компаний в создание инновационного продукта; коммерциализация инноваций ускоряется благодаря деятельности инжиниринговых компаний; потребление инновационного продукта предприятиями также может обеспечиваться посредством специальных налоговых послаблений. Таким образом, представленная схема выбора форм льгот позволит минимизировать проблему разрыва инновационного цикла при переходе от фундаментальных исследований к их реализации на практике и получению коммерческого результата.

Налоговые льготы для инновационного бизнеса выступают проводником возникновения положительных эффектов [12, 13]. В работе отражена визуализация эффектов, получаемых при использовании налоговых льгот в качестве инструмента стимулирования инновационной деятельности (рис. 5).

Несмотря на наличие большого числа налоговых льгот, применяемых в целях стимулирования инновационной активности российских компаний, для максимизации положительных эффектов от их использования своевременно было бы реализовать на практике ряд мероприятий, направленных на совершенствование механизмов и форм предоставления таких льгот.

Радикальным подходом к решению проблем стимулирования инновационной деятельности является введение отдельного налогового режима. Особые режимы могут быть установлены для различных видов предприятий, которые в силу специфики осуществляемой ими деятельности требуют специальных подходов при налогообложении. Такой спецификой, безусловно, отличаются инновационные организации, что подтверждают в своих работах различные исследователи [14-16]. Основным результатом введения особого налогового режима могло бы стать снижение общего налогового бремени на организации инновационной сферы.

Одной из главных проблем в инновационном развитии выступают сложности с рыночной реализацией инновационной продукции. В связи с этим представляется целесообразным внедрение в российскую практику получившего широкое распространение в зарубежных странах режима патентного окна. Указанная льгота отличается направленностью на получение конечного результата инновационной деятельности компании и обеспечивает благоприятный налоговый режим при получении дохода от формирования и масштабного использования интеллектуальной собственности (лицензий, патентов, ноу-хау, товарных знаков и др.).

Поскольку необходимость осуществления страховых взносов существенно увеличивает налоговую нагрузку предприятий, предлагается распространить льготу по платежам во внебюджетные фонды, предоставляемую ИТ-компаниям и резидентам ОЭЗ, на весь высокотехнологичный инновационный сектор.

Существующий механизм налогового стимулирования инновационной активности действует прежде всего в соответствии с объемным принципом. На основе зарубежного опыта и в целях увеличения расходов предприятий на НИОКР перспективным является формирование системы мер налогового стимулирования, сочетающей налоговые льготы, предоставляемые в соответствии с объемным и приростным принципом. В частности, предлагается ввести

специальный дополнительный повышающий коэффициент к расходам на НИОКР для предприятий, увеличивающих объемы таких расходов по сравнению со средним значением за последние три года.

Эффективным станет введение прямых льгот по налогу на прибыль организаций. В частности, можно установить дифференцированную ставку по налогу на прибыль в зависимости от объемов затрат на НИОКР и инвестиций; рассмотреть возможность предоставления регионам реальных прав на снижение ставки налога на прибыль. Для инновационных МСП, играющих особую роль в инновационном развитии экономики [17, 18], целесообразно уменьшить ставку по налогу на прибыль в 2 раза (1% - в федеральный бюджет, 9% - в региональный бюджет) в течение первых 5 лет деятельности. Для предлагаемых к практической реализации налоговых льгот невозможно рассчитать эффективность для предприятий и потери бюджета, поскольку их внедрение и использование конкретными инновационными компаниями позволит активизировать инновационную деятельность, что в итоге обеспечит получение прибыли от инновационной деятельности, а соответственно и увеличение доходной составляющей бюджета в части налоговых поступлений от инновационных компаний по налогу на прибыль организаций. По статистике именно налог на прибыль организаций наряду с НДС и НДФЛ составляет основную часть налоговых поступлений, формирующих доходную часть бюджета. Схематично представлен процесс возникновения экономического эффекта от применения налоговых льгот (рис. 6).

Для максимизации положительных эффектов и нивелирования отрицательных последствий использования налоговых льгот важно проведение постоянного аналитического мониторинга и разработка методики оценки эффективности различных форм налогового стимулирования инновационной деятельности бизнеса [19, 20]. Для этого предлагается внедрение практики установления налоговых льгот на фиксированные периоды (5-10 лет) с последующей оценкой их эффективности и внесением необходимых корректировок на основании достигнутых результатов. Кроме того, в рамках данного направления представляется целесообразным проведение на постоянной основе научных исследований, ориентированных на оценку эффективности применения различных налоговых льгот в российской и зарубежной практике, в том числе анализ экономического, социального,

научно-технического, экологического эффектов, а также на выявление направлений инновационного развития, в рамках которых налоговые льготы способны дать лучшие результаты по сравнению с методами прямого государственного финансирования.

В качестве объекта использования налоговых льгот можно рассматривать не только предприятие, но и отдельных работников, занятых созданием и развитием инновационных продуктов. Так, для формирования у сотрудников стимулов к рационализаторскому и инновационному подходу возможно введение освобождения от НДФЛ выплат стимулирующего характера. Внедрение указанной меры должно сопровождаться выполнением ряда условий, к примеру, выплаты производятся: при наличии фактической прибыли от внедрения инноваций; в размере, не превышающем прибыли, полученной компанией от внедрения нововведения; в пользу авторов изобретений и инновационных предложений.

Таким образом, в результате проведенного исследования налогового регулирования инновационной деятельности как фактора развития системы государственной поддержки инновационного предпринимательства получены следующие выводы.

1. Налоговое стимулирование выступает важнейшим инструментом косвенной поддержки инновационной деятельности предприятий. Оно направлено на выполнение задач притока частных инвестиций в производственную инновационную сферу, технико-технологической модернизации производства, повышения качества жизни населения, структурной перестройки экономики, повышения конкурентоспособности экономики. Налоговое стимулирование осуществляется в соответствии с рядом основополагающих принципов в различных формах, выделяемых в рамках комплексных и элементных налоговых льгот.

2. Опыт зарубежных стран свидетельствует об эффективности налоговых льгот в целях стимулирования инновационного развития. Распространение получили такие формы налогового стимулирования, как освобождения, вычеты, ускоренная амортизация, режим патентного окна, которые могут применяться в соответствии с принципом объемности или приростных показателей.

3. Российское налоговое законодательство подразумевает широкий спектр налоговых льгот для бизнеса инновационной направленности, в целом соответствующий мировым тенденциям в

данной области. В отношении всех инновационных налогоплательщиков используются льготы в части уплаты НДС, налога на прибыль организаций, налога на имущество, страховых взносов, таможенных пошлин, при учете расходов на НИОКР, при начислении амортизации. Кроме того, предусмотрен ряд льгот для отдельных категорий

налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ и Инновационного центра «Сколково». Вместе с тем динамика показателей использования налоговых льгот свидетельствует о снижении их эффективности. Так, в 2014 г. тенденцию к снижению продемонстрировали показатели объема учтенных расходов на НИОКР и суммы амортизационной премии - на 7,97% и 16,3% соответственно. Отмечается также рост удельного веса расходов на НИОКР, не давших положительных результатов.

4. Налоговое стимулирование инновационно-активных компаний должно осуществляться с учетом их специфики. В частности, особое внимание необходимо обратить на направление

деятельности предприятия и его нахождение на определенном этапе инновационного цикла. Указанным характеристикам соответствуют специальные инструменты налогового стимулирования и результаты их воздействия.

5. В целях максимизации положительного экономического, социального, научно-технического, экологического эффектов от налоговых льгот необходимо внедрение в практику ряда мероприятий, направленных на совершенствование механизмов и форм предоставления этих льгот. Такие мероприятия могут носить радикальный характер и заключаться в применении специального режима, предусматривающего комплексное снижение налоговой нагрузки на инновационный бизнес, или в корректировках существующих налоговых льгот, или во введении новых. Практическая реализация указанных мероприятий позволит обеспечить приток инвестиций в инновационную сферу, опосредующих повышение уровня инновационного развития экономики.

Таблица 1

Особенности налогового стимулирования инновационной деятельности в зарубежных странах Table 1

Specifics of tax incentives for innovative activity in foreign countries

Формы налоговых льгот

Страны Налоговые скидки и кредиты Налоговые вычеты Ускоренная амортизация Патентное окно

1. Бельгия 80% удержаний с заработной платы возвращается работникам, занятым вНИОКР Вычет 114,5% расходов на НИОКР Вычет 121,5% амортизационных отчислений по активам, используемым вНИОКР Вычет 80% прибыли, полученной по запатентованным разработкам

2. Канада Объемный возмещаемый налоговый кредит в размере 15% расходов на НИОКР. Для определенных категорий компаний достигает 35% расходов до 3 млн канадских долл. Региональные скидки 4,5-37,5% Данная форма налогового стимулирования инновационной деятельности компаний не применяется Данная форма налогового стимулирования инновационной деятельности компаний не применяется Данная форма налогового стимулирования инновационной деятельности компаний не применяется

3. Франция Налоговая скидка 30% для 100 млн евро расходов на НИОКР за год. Дополнительные 5% для расходов более 100 млн евро. Налог на прибыль 0% для МИП в течение 3 лет, 50% действующей ставки в течение еще 2 лет Данная налоговая льгота не применяется Ускоренная амортизация по активам, задействованным в НИОКР Для прибыли, получаемой по запатентованным разработкам или от их продажи, ставка снижена с 34% до 15%

4. Ирландия Налоговая скидка в размере 25% расходов на НИОКР, превышающих 100 тыс. евро, на создание условий для НИОКР, на подоходный налог работников, занятых в НИОКР Данная форма налогового стимулирования инновационной деятельности компаний не применяется Данная форма налогового стимулирования инновационной деятельности компаний не применяется Снижение ставки налога на прибыль, полученную по запатентованным разработкам

5. Япония Налоговая скидка в размере 8-10% для крупных компаний, 12% - для МСП. Дополнительная приростная скидка в размере 5% расходов, превышающих среднее значение за 3 года Данная форма налогового стимулирования инновационной деятельности компаний не применяется Данная форма налогового стимулирования инновационной деятельности компаний не применяется Данная форма налогового стимулирования инновационной деятельности компаний не применяется

6. Индия Беспошлинный импорт оборудования и материалов для НИОКР Вычет в размере 200% внутренних расходов на НИОКР. 125-200% платы НИИ Ускоренная амортизация оборудования, предназначенного для освоения передовых технологий Данная налоговая льгота не применяется

7. Великобритания Налоговый кредит в размере 10% расходов на НИОКР Налоговые вычеты в размере 120% для крупного бизнеса; 225% -для МСП Данная налоговая льгота не применяется Снижение ставки налога на прибыль, полученную по запатентованным разработкам и инновациям до 10%

8. США Налоговая скидка в размере 20% расходов на НИОКР, превышающих базовую величину (базовая); 14% расходов, превышающих 50% среднего уровня за 3 года (альтернативная), 6% -для фирм, не имеющих расходов за 3 года. Специальные 20-процентные скидки для фундаментальных исследований Данная налоговая льгота не применяется Ускоренная амортизация машин и оборудования Данная налоговая льгота не применяется

9. Китай Освобождение от НДС по некоторым видам НИОКР, выполняемым для иностранных субъектов. Снижение ставки налога на прибыль с 20% до 15%. Налоговые каникулы для высокотехнологичных и ИТ-компаний, для резидентов особых зон, исследовательских центров в течение 2 лет. Освобождение от налогов с оборота для дохода от трансферта технологий. Беспошлинный импорт оборудования, аналоги которого не производятся в Китае Вычет 150% расходов на НИОКР Данная форма налоговых льгот не применяется Налоговый вычет 100% прибыли, полученной по патентам до объема льгот в 5 млн юаней и 50% выше этого уровня

10. Бразилия Снижение НДС, налога на прибыль, социальных отчислений для компаний приоритетных высокотехнологичных отраслей. Таможенные льготы для импортного оборудования. Льготы для резидентов особых зон Вычет 160% расходов на НИОКР, 180% при увеличении количества работников, занятых в НИОКР, более чем на 5% в периоде Режим полной ускоренной амортизации для машин и оборудования, нематериальных активов, используемых в НИОКР Дополнительный налоговый вычет в размере 20% НИОКР в случае защиты результатов патентным правом

11. Южная Корея Объемная налоговая скидка для МСП в размере 25% расходов на НИОКР, 50% при превышении средних расходов за последние 3 года. Для крупных компаний - в размере 8% текущих расходов на НИОКР, 40% при превышении средних расходов за последние 3 года Данная форма налогового стимулирования инновационной деятельности компаний не применяется Данная форма налогового стимулирования инновационной деятельности компаний не применяется Данная форма налогового стимулирования инновационной деятельности компаний не применяется

Источник: Taxation paper No. 52, 2014. A Study on R&D Tax Incentives. URL: https://ec.europa.eu/futurium/en/system/files/ged/28-taxud-study_on_rnd_tax_incentives_-_2014.pdf; 2014 Global Survey of R&D Tax Incentives.

URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/ Documents/Tax/dttl-tax-global-rd-survey-aug-2014.pdf

Source: Taxation paper No. 52, 2014. A Study on R&D Tax Incentives.

Available at: https://ec.europa.eu/futurium/en/system/files/ged/28-taxud-study_on_rnd_tax_incentives_-_2014.pdf; 2014 Global Survey of R&D Tax Incentives. Available at: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/ Documents/Tax/dttl-tax-global-rd-survey-aug-2014.pdf

Таблица 2

Совокупность налоговых льгот для инновационных предприятий, применяемых в отношении всех налогоплательщиков на территории России

Table 2

A set of tax incentives for innovative ventures that are applied to all taxpayers in Russia

Наименование налоговой льготы Условия предоставления налоговой льготы Пользователи налоговой льготы Правовое основание льготы

Льготы по уплате налога на добавленную стоимость

1. Льгота по НДС при реализации НИОКР Освобождение от НДС применяется в отношении НИОКР, связанных с разработкой конструкции инженерного объекта или технической системы, новых технологий, созданием опытных образцов машин, оборудования, материалов, не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытанием; НИОКР, осуществляемых образовательными и научными учреждениями на основе хозяйственных договоров; НИОКР, осуществляемых за счет средств бюджета и специальных фондов Инновационные предприятия, образовательные и научные учреждения, осуществляющие НИОКР Подпункт 16 п. 3 ст. 149 НК РФ

2. Льгота по НДС для импортного оборудования и расходных материалов Освобождение от НДС импортируемого технологического оборудования, расходных материалов для исследований, аналоги которых не производятся в России Организации, использующие иностранное оборудование и материалы Пункты 7, 17 ст. 150 НК РФ

3. Льгота по НДС для исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности Освобождение от НДС применяется в отношении исключительных прав на изобретения, модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, ноу-хау; прав на их использование на основании лицензионного договора Организации, обладающие исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности Подпункт 26 п. 2 ст. 149 НК РФ

Льготыг при учете расходов на НИОКР

4. Повышающий коэффициент при учете расходов на НИОКР Возможность учитывать расходы на НИОКР в числе прочих расходов в том отчетном периоде, когда исследования или их этапы завершены, в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5 Инновационные предприятия, осуществляющие НИОКР Пункт 7 ст. 262 НК РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Единовременный учет расходов на приобретение электронно-вычислительной техники Возможность учитывать затраты на приобретение электронно-вычислительной техники в составе расходов в полной сумме по мере ввода ее в эксплуатацию, если организация имеет аккредитацию на деятельность в области ИТ, долю доходов от этой деятельности не менее 90% и содержит в штате более 50 работников Предприятия, осуществляющие деятельность в сфере ИТ Пункт 6 ст. 259 НК РФ

6. Создание резерва предстоящих расходов на НИОКР Возможность создания резерва предстоящих расходов на НИОКР, который формируется на основании программы и сметы на срок до 2 лет, в размере, не превышающем 3% доходов от реализации. Относится в состав прочих расходов на последнее число отчетного периода Предприятия, планирующие осуществлять НИОКР Статья 267.2 НК РФ

Льготыг при начислении амортизации

7. Ускоренная амортизация основных средств Возможность применения к основной норме амортизации специального коэффициента (не выше 3) в отношении основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности Компании, использующие основные средства в научно-технической деятельности Подпункт 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ

Льготы по уплате налога на прибыль организаций

8. Исключение из базы налогообложения При определении налоговой базы не учитываются в составе доходов средства целевого финансирования, полученные из фондов научно-технического и инновационного развития Инновационные предприятия, получающие целевую финансовую поддержку Подпункт 14 п. 1 ст. 251 НК РФ

Финансы и кредит 27 (2016) 2-19 Finance and Credit

9. Инвестиционный налоговый кредит Отсрочка уплаты налога на прибыль сроком до 5 лет на условиях возврата суммы кредита с процентами предоставляется организациям, осуществляющим НИОКР, техническое перевооружение производства, внедренческую и инновационную деятельность, инвестиции в создание энергоэффективных объектов, на сумму не более 30% стоимости приобретенного для этих целей оборудования. Применяется также в отношении уплаты налога на имущество организаций, земельного и транспортного налога Компании, осуществляющие НИОКР, техническое перевооружение производства, инновационную, внедренческую деятельность Статья 67 НК РФ

Льготы по уплате налога на имущество организаций

10. Льготы по налогу на имущество для энергоэффективных объектов Освобождение от уплаты налога на имущество в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в течение 3 лет Предприятия, обладающие объектами с высоким классом энергоэффективности Пункт 21 ст. 381 НК РФ

Льготы по уплате таможенных пошлин

11. Льгота по таможенных пошлинам для импортного оборудования и материалов Освобождение от уплаты таможенных пошлин импортируемого технологического оборудования, расходных материалов для исследований, аналоги которых не производятся в России Организации, использующие иностранное оборудование и материалы Пункты 7, 17 ст. 150 НК РФ

Льготы по уплате страховых взносов

12. Пониженные страховые взносы для отдельных категорий налогоплательщиков Возможность уплаты страховых взносов в размере 14% для предприятий, осуществляющих деятельность в сфере ИТ (до 2017 г.); 20% для ИП и предприятий, применяющих УСН, основным видом деятельности которых являются НИР Компании сферы ИТ, ИП и предприятия с основным видом деятельности - НИР Статья 52 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых

взносах в

Пенсионный

фонд

Российской Федерации, Фонд

социального

страхования

Российской

Федерации

Федеральный

фонд

обязательного медицинского

_страхования»

Источник: составлено авторами Source: Authoring

Рисунок 1

Систематизация задач, принципов и форм налогового стимулирования в системе косвенной поддержки инновационной деятельности

Figure 1

Systematization of tasks, principles and forms of tax incentives in the system of indirect support to innovative activities

Задачи косвенного стимулирования инновационной деятельности

Источник: составлено авторами Source: Authoring

Рисунок 2

Соотношение объемов прямого и косвенного стимулирования НИОКР в различных странах в 2013 г. Figure 2

The direct-to-indirect incentives ratio for R&D in various countries in 2013

Источник: OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2015. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/oecd-science-technology-and-industry-scoreboard-2015/r-amp-d-tax-incentives_sti_scoreboard-2015-34-en

Source: OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2015. Available at: http://www.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/oecd-science-technology-and-industry-scoreboard-2015/r-amp-d-tax-incentives_sti_scoreboard-2015-34-en

Рисунок 3

Динамика расходов на НИОКР, учитываемых в целях налогообложения, и объемов амортизационной премии в размере не более 30% (2011-2014 гг.)

Figure 3

Changes in R&D costs accounted for tax purposes and the amount of bonus depreciation of max 30% (2011-2014)

Источник: Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций. ФНС России. URL: https://www.nalog.ru/rn23/related_activities/statistics_and_analytics/forms/

Source: Report on the tax base and structure of corporate income tax charges. The Federal Tax Sservice of Russia. Available at: https://www.nalog.ru/rn23/related_activities/statistics_and_analytics/forms/. (In Russ.)

Рисунок 4

Инструменты налогового стимулирования предприятий на различных этапах инновационного цикла Figure 4

Instruments of tax incentives for enterprises at different stages of the innovation cycle

(t

Этапы инновацнонного цикла

V

Фундаментальные исследования

X

I

>

Прикладные исследования

X

х

>

Опытное производство

1

Коммерциали

-ТТГ 3аЦИЯ .. Ч инновации

>

Потребление инноваций

Направление деятельности предприятии Предприятия сферы науки и научного обслуживания Предприятия сферы науки и научного обслуживания Промышленные предприятия -заказчики НИОКР Компании инжиниринговой, консультационной сферы Предприятия - потребители инновационного оборудования, технологии и нематериальных активов

Предприятия сферы ИТ

Промышленные предприятия, осуществляющие НИОКР самостоятельно

Формы налогового стимулирования Дифференцированная ставка по налогу на прибыль предприятий

Учет расходов на НИОКР с повышающим коэффициентом Освобождение от НДС инженерно-консультационных услуг по налаживанию процесса производства и реализации Снижение сроков полезного использования оборудования

Начисление амортизации с использованием повышающего коэффициента

Применение льготной ставки НДС

Освобождение от налогообложения средств целевого финансирования Использование нелинейного метода амортизации

Отнесение на расходы отчислений в научные фонды -

Результат воздействия инструментов Повышение заинтересованности инвесторов Стимулирование пре/ сектора к самостояте.пь НИО щринимательского ному осуществлению КР Ускорение коммерциализации инноваций Повышение спроса на результаты НИОКР

Источник: составлено авторами Source: Authoring

Рисунок 5

Визуализация положительных эффектов, возникающих при использовании налоговых льгот как фактора развития системы государственной поддержки инновационного бизнеса

Figure 5

Visualization of positive effects arising from the use of tax incentives as a factor of developing the system of State support to innovative ventures

Источник: составлено авторами Source: Authoring

Рисунок 6

Схема возникновения экономического эффекта при использовании налоговых льгот в целях стимулирования инновационной деятельности

Figure 6

The scheme of economic effect origination when using the tax incentives for innovative activities stimulation

Источник: составлено авторами Source: Authoring

Список литературы

1. Куклина Е.А. Система налоговых льгот и стимулов и их эффективность (в контексте инновационного развития Российской Федерации) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А С. Пушкина. 2014. Т. 6. № 1. С. 118-128.

2. Соболева Г.В., Яковлева В.С. Эффективность налоговых льгот в стимулировании инновационной деятельности // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 3. С. 84-88.

3. Киреева Е.Ф. Финансирование инновационной деятельности и применение налоговых льгот: современное состояние в Республике Беларусь // Вопросы современной экономики. 2014. № 1. URL: http://economic-joumal.net/2014/01/077/.

4. Мазур Ю.А. Налоговые стимулы НИОКР в мировой практике и стимулирование инноваций в Украине // Экономика промышленности. 2015. № 3. С. 5-20.

5. Фазылова Н.Н., Каминская А.О. Налоговое стимулирование инновационной деятельности: европейский опыт // Инновационная наука. 2015. № 10-2. С. 141-143.

6. Кабир Л.С. Система налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности: сравнение России и стран ОЭСР // Экономика и управление. 2013. № 12. С. 52-61.

7. Рюмина Ю.А. Зарубежный опыт налогового стимулирования инновационной деятельности // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 20i2. № 3. С. 80-85.

8. Загидуллина Г.М., Низамова И.Р. Механизмы государственного стимулирования коммерциализации инноваций // Управление экономическими системами. 20i5. № i0. URL: http://uecs.ru/uecs-82-8220i5/item/3728-20i5-i0-05-08-07-42.

9. Куклина Е.А., Федорков А.И., Чжу С., Сунь Ю., Се Т. Налоговая политика стимулирования инновационной деятельности организаций в России и Китае: этапы разработки и проблемы реализации // Управленческое консультирование. 20i3. № 6. С. 48-60.

10. Молчанова С.М. Особые экономические зоны технико-внедренческого типа России // Актуальные проблемы экономики и управления. 20i5. № 3. С. 22-27.

11. КисловМ.С. Налоги как катализатор инновационной активности // Инициативы XXI века. 20i4. № 3. С.i2-i5.

12. Гохберг Л.М., Китова Г.А., Рудь В.А. Налоговая поддержка науки и инноваций: спрос и эффекты // Форсайт. 20i4. Т. 8. № 3. С. i8-4i.

13. Montmartin B., Herrera M. Internal and External Effects of R&D Subsidies and Fiscal Incentives: Empirical Evidence Using Spatial Dynamic Panel Models. Research Policy, 20i4, no. 3, 37 p.

14. Фридрих И.Е. Актуальные решения в сфере государственной поддержки инноваций за рубежом // Управление инновациями: теория, методология, практика. 20i4. № 8. С. i45-i50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Яковлева С.В., Коновцова М.М., Попова Т.В. Методы налогообложения как способ мотивации капиталовложений во время экономического кризиса // Современная наука и инновации. 20i4. № 4. С. ii5-i23.

16. Fabiani S., Sbragia R. Tax incentives for technological business innovation in Brazil: the use of the Good Law - Lei do Bem (Law No. iii96/2005). Journal of Technology Management & Innovation, 20i4, vol. 9, no. 4, pp. 53-63.

17. Хайбулаева Е.О. Роль налоговых механизмов стимулирования инноваций // Азимут научных исследований: экономика и управление. 20i3. № 3. С. 25-27.

18. Ахмадеев Р.Г. Налоговые льготы для малых инновационных предприятий в России // Международная торговля и торговая политика. 20i4. № 7-8. С. 67-76.

19. Старкова Н.О. Формирование системы управления организационным развитием малого предприятия // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 20i2. № 8i. URL: http://ej.kubagro.ru/20i2/07/pdf/i5.pdf.

20. Никулина О.В., Лемешко И.Г. Формирование институциональной основы развития инновационного предпринимательства в российской экономике на основе использования зарубежного опыта // Экономика и предпринимательство. 20i4. № ii-3. С. 942-949.

ISSN 2311-8709 (Online) Fiscal System

ISSN 2071-4688 (Print)

TAX REGULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY AS A FACTOR OF DEVELOPING THE STATE SUPPORT TO INNOVATIVE VENTURES

Ol'ga V. NIKULINAa \ Alina A. SERDYUKb

a Kuban State University, Krasnodar, Krasnodar Krai, Russian Federation olgafinans@mail.ru

b Kuban State University, Krasnodar, Krasnodar Krai, Russian Federation alina. serdyuk23 @gmail.com

• Corresponding author

Article history:

Received 26 February 2016 Received in revised form 11 May 2016 Accepted 15 June 2016

JEL classification: E62, G38, H25, O38

Keywords: innovation, modernization, tax benefits, tax incentives, innovative venture

Abstract

Subject The article addresses economic relations arising in the process of interaction between the State and innovative enterprises on tax incentives for enhancing the innovation process and maximizing the positive effect of their utilization.

Objectives The objective of the study is to analyze Russian and foreign experience in tax regulation of innovative activity and provide practical recommendations for improvement of the tax incentives system as a factor of stirring up the State support to innovative ventures.

Methods The study is undertaken within the systems approach based on general scientific methods of comparison, analysis, synthesis of dynamic rows and structural description of elements in the investigated area, and graphic interpretation of data that provided the validity of estimations and conclusions.

Results The findings revealed specifics of tax incentives in the system of indirect support to innovative activities. We reviewed foreign experience in applying tax incentives for stimulating the innovative activity of businesses; analyzed forms of tax incentives for Russian innovative active taxpayers; developed practical recommendations aimed at improving the mechanisms and forms of tax incentives.

Conclusions and Relevance If implemented, the proposed measures will enable to improve investment opportunities of enterprises creating and introducing innovations, and, therefore, to increase the innovation level of the national economy. The analytical data obtained during the research, and our recommendations may find practical application when developing the State policy that addresses tax incentives as a key factor of boosting the innovative activities of companies.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Kuklina E.A. [A system of tax privileges and incentives and their efficiency (in the context of innovative development of the Russian Federation)]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina = Bulletin of Pushkin Leningrad State University, 2014, vol. 6, no. 1, pp. 118-128. (In Russ.)

2. Soboleva G.V., Yakovleva V.S. [Efficiency of tax incentives in stirring up the innovative activity]. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics. Taxes. Law, 2014, no. 3, pp. 84-88. (In Russ.)

3. Kireeva E.F. [The financing of innovation and the application of tax benefits: current status in the Republic of Belarus]. Voprosy sovremennoi ekonomiki, 2014, no. 1. (In Russ.) Available at: http://economic-journal.net/2014/01/077/.

4. Mazur Yu.A. [Tax incentives for R&D in the world practice and stimulation of innovation in Ukraine].

Ekonomikapromyshlennosti = Economy in Industry, 2015, no. 3, pp. 5-20. (In Russ.)

5. Fazylova N.N., Kaminskaya A.O. [Tax incentives for innovative activity: European experience]. Innovatsionnaya nauka = Innovative Science, 2015, no. 10-2, pp. 141-143. (In Russ.)

6. Kabir L.S. [A system of tax incentives for innovative activity stimulation: A comparison of Russia and OECD countries]. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management, 2013, no. 12, pp. 52-61. (In Russ.)

7. Ryumina Yu.A. [Foreign experience in tax incentives for innovative activity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika = Tomsk State University Journal. Economics, 2012, no. 3, pp. 80-85. (In Russ.)

8. Zagidullina G.M., Nizamova I.R. [Mechanisms of State stimulation of the commercialization of innovation]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami, 2015, no. 10. (In Russ.) Available at: http://uecs.ru/uecs-82-822015/item/3728-2015-10-05-08-07-42.

9. Kuklina E.A., Fedorkov A.I., Chzhu S., Sun Yu., Se T. [A tax policy to boost innovative activity of organizations in Russia and China: development stages and problems of realization]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie = Administrative Consulting, 2013, no. 6, pp. 48-60. (In Russ.)

10. Molchanova S.M. [Special economic zones of the technology development type in Russia]. Aktual'nye problemy ekonomiki i upravleniya = Topical Issues of Economy and Management, 2015, no. 3, pp. 22-27. (In Russ.)

11. Kislov M.S. [Taxes as a catalyst of innovative activity]. Initsiativy XXI veka = Initiatives of the 21st Century, 2014, no. 3, pp. 12-15. (In Russ.)

12. Gokhberg L.M., Kitova G.A., Rud' VA. [Tax support to science and innovation: demand and effects]. Forsait = Foresight-Russia, 2014, vol. 8, no. 3, pp. 18-41. (In Russ.)

13. Montmartin B., Herrera M. Internal and External Effects of R&D Subsidies and Fiscal Incentives: Empirical Evidence Using Spatial Dynamic Panel Models. Research Policy, 2014, no. 3, 37 p.

14. Fridrikh I.E. [Urgent decisions in the sphere of State support to innovation abroad]. Upravlenie innovatsiyami: teoriya, metodologiya, praktika = Management of Innovation: Theory, Methodology, Practice, 2014, no. 8, pp. 145-150. (In Russ.)

15. Yakovleva S.V., Konovtsova M.M., Popova T.V. [Taxation methods as a way of motivating the capital investments during the economic crisis]. Sovremennaya nauka i innovatsii = Modern Science and Innovation, 2014, no. 4, pp. 115-123. (In Russ.)

16. Fabiani S., Sbragia R. Tax Incentives for Technological Business Innovation in Brazil: The use of the Good

Law - Lei do Bem (Law No. 11196/2005). Journal of Technology Management & Innovation, 2014, vol. 9, iss. 4, pp. 53-63.

17. Khaibulaeva E.O. [A role of tax mechanisms to stimulate innovation]. Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie = ASR: Economics and Management, 2013, no. 3, pp. 25-27. (In Russ.)

18. Akhmadeev R.G. [Tax incentives for small innovative enterprises in Russia]. Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovayapolitika = International Trade and Trade Policy, 2014, no. 7-8, pp. 67-76. (In Russ.)

19. Starkova N.O. [Formation of the system of management of the organizational development of a small company]. Scientific Journal of KubSAU, 2012, no. 81. (In Russ.) Available at: http://ej .kubagro.ru/2012/07/pdf/15 .pdf.

20. Nikulina O.V., Lemeshko I.G. [Formation of the institutional framework for innovative business development in the Russian economy using the foreign experience]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economy andEntrepreneurship, 2014, no. 11-3, pp. 942-949. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.