Научная статья на тему 'Особенности налогового стимулирования отдельных групп инновационно активных предприятий в Российской Федерации'

Особенности налогового стимулирования отдельных групп инновационно активных предприятий в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / INNOVATIVE PRODUCT / ПРЕДПРИЯТИЕ / НАЛОГ / TAX / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / TAX BENEFITS / ENTITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жарова Е. Н.

Предмет и тема. В настоящее время одним из приоритетных направлений экономической политики государства является ориентация на инновационный путь развития. Роль государства заключается в создании механизмов и конкретных мер, обеспечивающих формирование национальной инновационной системы России и развития инновационного предпринимательства. Предметом работы является изучение действующего механизма налогового стимулирования инновационно активных предприятий в России с учетом их особенностей. Цели и задачи. Цель работы выявление барьеров, препятствующих развитию деятельности предприятий инновационного сектора экономики и разработка направлений по их устранению. Методология. Одним из инструментов государственного косвенного стимулирования и поддержки деятельности инновационных предприятий является льготное налогообложение инновационно активных групп предприятий. Выделены три группы предприятий инновационного сектора, применяющие систему налоговых льгот, направленных на снижение налоговой нагрузки таких предприятий и тем самым способствующих повышению их результативности. Результаты. Предложены рекомендации, направленные на стимулирование развития инновационной деятельности отечественных предприятий. Результаты работы могут быть применены в нормотворчестве в части налогообложения инновационных предприятий. Выводы и значимость. Предложены следующие мероприятия стимулирования инновационной деятельности: закрепление на федеральном уровне понятия «инновационное предприятие» и обозначение критериев отнесения предприятий к инновационным; учет интересов предприятий среднетехнологического сектора, которые не входят в основные группы инновационных предприятий; увеличение срока предоставления инвестиционного кредита, исходя из срока окупаемости инновационной продукции или технологии, суммы затрат на НИОКР и степени полезности и актуальности разрабатываемого продукта или нематериального актива; разработка системы мер государственного стимулирования банков, оказывающих финансовую поддержку инновационным предприятиям, использование успешного зарубежного опыта инновационного развития и разработки системы институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жарова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of tax incentives for some groups of innovation-driven companies in the Russian Federation

Importance Currently, the innovative development is one of the priorities in the economic policy of the State. The State should create mechanisms and specific measures to form the national innovative system of Russia and develop innovative business. The research examines the existing mechanism for tax incentives of innovative businesses in Russia, considering their specifics. Objectives The objective of the research is to identify barriers impeding the development of entities operating in the innovation sector of the economy and outline areas for their elimination. Methods Tax benefits for innovative businesses constitute one of the tools the State uses to indirectly stimulate and support operations of such businesses. The article presents three groups of businesses in the innovation sector, which enjoy tax benefits in order to reduce tax burden and improve performance indicators. Results I propose my own recommendations to boost the development of domestic businesses' innovative activities. Conclusions and Relevance I propose the following measures and activities to encourage innovative activities: to adopt the concept of innovative business at the federal level and indicate criteria for qualifying it as such; to consider interests of the medium-tech sector; to prolong terms of investment loans in line with the payback period of innovative products or technology, R&D costs and usefulness of and need in products or intangible assets under development; to articulate a set of measures for the State control over banks, which finance innovative entities; to utilize successful foreign experience in innovative development and setting up a system of institutions. The results of the research may be used in law making practices with regard to taxation of innovative businesses.

Текст научной работы на тему «Особенности налогового стимулирования отдельных групп инновационно активных предприятий в Российской Федерации»

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

Бюджетно-налоговая система

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ИННОВАЦИОННО АКТИВНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Елена Николаевна ЖАРОВА

кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора административно-правового регулирования сферы науки и инноваций Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере, Москва, Российская Федерация [email protected]

История статьи:

Принята 07.04.2015 Одобрена 28.04.2015

УДК 336.228.32

Ключевые слова:

инновационная деятельность, инновационный продукт, предприятие, налог, налоговые льготы

Аннотация

Предмет и тема. В настоящее время одним из приоритетных направлений экономической политики государства является ориентация на инновационный путь развития. Роль государства заключается в создании механизмов и конкретных мер, обеспечивающих формирование национальной инновационной системы России и развития инновационного предпринимательства. Предметом работы является изучение действующего механизма налогового стимулирования инновационно активных предприятий в России с учетом их особенностей.

Цели и задачи. Цель работы — выявление барьеров, препятствующих развитию деятельности предприятий инновационного сектора экономики и разработка направлений по их устранению.

Методология. Одним из инструментов государственного косвенного стимулирования и поддержки деятельности инновационных предприятий является льготное налогообложение инновационно активных групп предприятий. Выделены три группы предприятий инновационного сектора, применяющие систему налоговых льгот, направленных на снижение налоговой нагрузки таких предприятий и тем самым способствующих повышению их результативности.

Результаты. Предложены рекомендации, направленные на стимулирование развития инновационной деятельности отечественных предприятий.

Результаты работы могут быть применены в нормотворчестве в части налогообложения инновационных предприятий.

Выводы и значимость. Предложены следующие мероприятия стимулирования инновационной деятельности: закрепление на федеральном уровне понятия «инновационное предприятие» и обозначение критериев отнесения предприятий к инновационным; учет интересов предприятий среднетехнологического сектора, которые не входят в основные группы инновационных предприятий; увеличение срока предоставления инвестиционного кредита, исходя из срока окупаемости инновационной продукции или технологии, суммы затрат на НИОКР и степени полезности и актуальности разрабатываемого продукта или нематериального актива; разработка системы мер государственного стимулирования банков, оказывающих финансовую поддержку инновационным предприятиям, использование успешного зарубежного опыта инновационного развития и разработки системы институтов.

© Издательский дом ФИНАНсы и КРЕДИт, 2015

В условиях нестабильности экономической ситуации в стране назревает острая необходимость ускорения инновационного процесса в научно-технической сфере. В системе международных отношений в свете политических, экономических, финансовых изменений повышается значимость управления инновационным развитием. Как известно, инновации являются движущей силой экономического роста, обеспечивают высокую конкурентоспособность и рентабельность продукции, играют ключевую роль в продвижении компаний.

Государство оказывает влияние на регулирование инновационных процессов как непосредственно — путем внедрения нововведений и выступая участником связанных с этим отношений, так и опосредованно, стимулируя инновации косвенными методами. Одним из инструментов косвенного стимулирования и поддержки деятельности инновационных предприятий является льготное налогообложение, направленное на снижение налоговой нагрузки подобных организаций, а также на поддержание благоприятного климата

для стабильного развития. Путем применения налоговых льгот стимулируются использование технологического оборудования, проведение НИОКР, импорт современного оборудования, не имеющего аналогов в России, и другие направления деятельности инновационно активных предприятий.

К инновационным предприятиям относятся предприятия-участники проекта «Сколково», резиденты технико-внедренческих особых экономических зон, проектные организации, инжиниринговые компании, ИТ-предприятия, а также малые инновационные предприятия, созданные при вузах и НИИ.

В Налоговом кодексе РФ закреплены налоговые льготы для инновационно активных предприятий, которые можно подразделить на три группы:

1) инновационные организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (участники проекта «Сколково»);

2) резиденты технико-внедренческих особых экономических зон (резиденты ТВОЭЗ);

3) предприятия, осуществляющие свою деятельность по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, определенным Президентом РФ (предприятия по ПНР).

Система льготного налогообложения данных предприятий приведена в табл. 1.

таким образом, для стимулирования инновационной активности предприятий применяется достаточно широкий перечень налоговых льгот и преференций. Это касается таких крупных налогов, как налог на прибыль, НДС, а также не менее важную роль в снижении налоговой нагрузки играют региональные и местные налоги. Кроме того, большое значение в стимулировании деятельности инновационных предприятий отводится применению ускоренной амортизации основных средств и нематериальных активов, учету расходов на НИОКР, затратам на приобретение электронно-вычислительной техники. Однако, несмотря на применение такого широкого комплекса мер, отечественный инновационный сектор все же развивается достаточно низкими темпами, что имеет свое подтверждение в официальной статистике. Основные показатели инновационной деятельности приведены в табл. 2.

а у

s

£

:= S

Я

s =

о =

X =

=

о s s

я

s =

=

s s

s =

о

8 £

о

s -

о

s -

о =

s -

■с -

я ?

о •J

s

и

s

s =

T. X

о g

s £

о

X

Ü -

5 о

й g

tu

0

6

m Ü

S ,

1 y H , о f es

X

о

См

cS ä

Si

в « ö о tî й

m * =

S ïS

« ir,

о к

s

1

2 â ° s

5 3 S ю M s

H Л О К

о m

S

о ч

CS

х

m

о х

Ü -

5 о

CS

Ë

tu

0

6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m Ü s

1 h о

CS X

s I

<u «

* „

о О

S m

° 1-4

О Id

о

Продолжение табл. 1

Группы инновационных предприятий

Налоговая льгота

Инновационные предприятия, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (участники проекта «Сколково»)

Резиденты технико-внедренческих

особых экономических зон (ТВОЭЗ)

Предприятия, осуществляющие свою деятельность по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, определенным Президентом Российской Федерации (предприятия _по ПНР)_

Примечания

ш

о сг

ТЗ

а>

3=1

Применение упрощенного налогового и бухгалтерского учета

Для участников проекта «Сколково» (абз. 1 п. 4 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). При этом не освобожденные от ведения бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 6) обязаны представлять в налоговые органы годовую бухгалтерскую отчетность

ю

ю о

00 I

сл 00

« ? ?

ь

в

Освобождение от уплаты государственной пошлины

Для участников проекта «Сколково»: за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину; за выдачу приглашения на въезд в РФ иностранному гражданину; за выдачу либо продление срока действия визы иностранному гражданину (подп. 2.1 —2.3 п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ)

Освобождение от налога на имущество организаций

Для участников проекта «Сколково» (п. 20, 21 ст. 381 Налогового кодекса РФ).

Для резидентов ТВОЭЗ (п. 17 ст. 381 Налогового кодекса РФ)

Применение пониженного тарифа в Пенсионный фонд — 14%

Для участников проекта «Сколково» (п. 6 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»),

Для предприятий по ПНР в размере 8% для следующих компаний:

— хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;

— организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших соглашения об осуществлении технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности;

— организаций, осуществляющих деятельность в области ИТ (подп. 4-6 п. 4 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»)

а ш а о а>

ш а а.

О

—5

а> о.

Продолжение табл. 1

Группы инновационных предприятий

Налоговая льгота

Инновационные предприятия, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (участники проекта «Сколково»)

Резиденты технико-внедренческих

особых экономических зон (ТВОЭЗ)

Предприятия, осуществляющие свою деятельность по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, определенным Президентом Российской Федерации (предприятия _по ПНР)_

Примечания

ш

о сг

ТЗ

В

Возмещение таможенных платежей

Для участников проекта «Сколково» путем уплаты платежей управляющей компанией при их декларировании в отношении товаров, необходимых для осуществления исследовательской деятельности и в случае оказания дочерним обществом управляющей компании (ООО ТФК «Сколково») услуг таможенного представителя (ст. 11 Федерального закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»)

ю

ю о

00 I

сл 00

Отнесение расходов на НИОКР в отчетном (налоговом) периоде на затраты в том же периоде

Для резидентов ТВОЭЗ (п. 2 ст. 262 Налогового кодекса РФ).

Для предприятий по ПНР (п. 2 ст. 262 Налогового кодекса РФ).

Такие расходы подлежат налоговому учету у заказчика работ, исходя из фактического размера расходов с коэффициентом 1,5. Такие НИОКР должны относиться к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг)

Освобождение от земельного налога

Для резидентов ТВОЭЗ (п. 9 ст. 395 Налогового кодекса РФ)

Пониженные ставки

транспортного налога

Режим свободной

таможенной

зоны

а ш а о а>

ш а а.

О

—5

а> о.

Гарантии от неблагоприятного изменения законодательства

к»

Окончание табл. 1

Налоговая льгота Группы инновационных предприятий Примечания

Инновационные предприятия, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (участники проекта «Сколково») Резиденты технико-внедренческих особых экономических зон (ТВОЭЗ) Предприятия, осуществляющие свою деятельность по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, определенным Президентом Российской Федерации (предприятия по ПНР)

Затраты на приобретение электронно-вычислительной техники списываются в расходы в полной сумме + Для предприятий по ПНР, если организация осуществляет деятельность в области ИТ; организация получила документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области ИТ; доля доходов от деятельности в сфере ИТ по итогам отчетного периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц — не менее 70%; среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее 50 человек. Условия должны соблюдаться одновременно (п. 6. ст. 259 Налогового кодекса РФ)

Ускоренный порядок амортизации основных средств, используемых на НИОКР + Для предприятий по ПНР. Предприятие имеет право перенести стоимость основных средств, используемых для осуществления научно-технической деятельности, в расходы в три раза быстрее, а при амортизации ряда нововведений, касающихся НМА, разрешено не ориентироваться на срок действия договоров, что позволит НМА включить в расходы гораздо быстрее (подп. 2 п. 2 ст. 259.3 Налогового кодекса РФ)

Инвестиционный налоговый кредит + Для предприятий по ПНР (ст. 67 Налогового кодекса РФ)

ш

о сг

т; ТЗ Ф 3=1

« ? ?

ь

в

ю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ю о

00 I

сл 00

а ш а о а>

ш а а.

О

—5

Ф О.

Таблица 2

Динамика основных показателей инновационной активности организаций, %

Показатель 2009 2010 2011 2012 20Г3

Совокупная инновационная активность организаций (уд. вес 9,3 9,5 10,4 10,3 10,1

организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций)

Инновационная активность организаций в области добычи полезных 11,0 10,8 11,1 11,1 10,9

ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Инновационная активность организаций в области связи; 5,7 6,7 9,2 9,0 8,8

деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий; научных исследований и разработок; предоставления прочих видов услуг

Источник: URL: http://www.gks.ru.

Анализ данных таблицы показывает, что разработку и освоение инноваций осуществляют не более 10% российских инновационных предприятий. Причем инновационная активность организаций в области добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения продукции, газа и воды на протяжении пяти лет занимает около 11% в общем объеме исследуемых предприятий. Инновационная активность организаций в области связи; деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий; научных исследований и разработок; предоставления прочих видов услуг возросла с 5,7% в 2009 г. до 8,8% в 2013 г. (всего 3,3%).

Несмотря на активную поддержку государства, инновационная активность предприятий в России в настоящее время находится на низком уровне. Этому способствуют три основные проблемы, препятствующие активному развитию инновационного сектора экономики.

1. Наличие пробелов в нормативно-правовых документах федерального уровня в части закрепления за предприятиями статуса инновационных, отсутствие единой методологической базы.

В соответствии с приказом Росстата от 24.09.2014 № 580 (ред. от 06.11.2014) к инновационно активным предприятиям относятся организации, которые «.. .в течение последних трех лет имели завершенные инновации, т.е. внедренные на рынке новые или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям и усовершенствованию продукты, услуги или методы их производства (передачи), внедренные в практику новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, новые или значительно улучшенные способы

маркетинга, организационные и управленческие изменения».

В Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года1 имеет место определение малого инновационного предприятия, которое опирается на определение обычного малого предприятия, основным видом деятельности которого является инновационная деятельность. При этом под инновационной деятельностью понимается выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования; применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.

Таким образом, для идентификации инновационного предприятия в настоящее время используется определение малого и среднего инновационного предприятия с учетом следующих критериев:

— высокая доля затрат на НИОКР для создания новых продуктов (услуг);

— высокая доля инвестиций в НИОКР;

— значительная часть научных и инженерно-технических работников в общей численности персонала;

1 Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике: протокол от 15.02.2006 № 1.

- значительная доля научного, лабораторного и испытательного оборудования в основных фондах;

— высокий уровень риска при осуществлении инновационных проектов2.

Еще одним недостатком законодательной базы в части регулирования инновационной деятельности является отсутствие группы инновационных предприятий, которые можно отнести к категории «прочих», т.е. предприятий, не участвующих в проекте «Сколково», не являющихся резидентами ТВОЭЗ и не ведущих свою деятельность по приоритетным направлениям развития, определенным Президентом РФ. К таким предприятиям относятся предприятия среднетехнологического сектора. соответственно, возникают вопросы правомерности отнесения подобных организаций к инновационным и возможности применения налоговых льгот.

2. Государственная поддержка инновационных предприятий путем применения системы налоговых льгот и преференций требует более тщательной проработки в части их расширения.

Мероприятия в области налогового стимулирования не имеют системного характера. Намеченные принятой стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2020 года3 меры по налоговому стимулированию существенного влияния на финансовый результат инновационных предприятий не оказывают. Они являются локальными, точечными, поскольку часть мер привязана к конкретному месту, т.е. предприятия должны быть резидентами особых экономических зон, часть — к предприятиям — участникам проекта «Сколково», а часть — к предприятиям по приоритетным направлениям развития. В результате отсутствует структурированная система налоговых льгот, которая охватывала бы весь инновационный сектор.

3. Низкая заинтересованность частных предпринимателей в финансовой поддержке отечественных инновационных проектов.

В настоящее время российский инновационный рынок развит достаточно слабо. Так, доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, не достигает 8% и продолжает снижаться.

2 Сахаров С. Малое инновационное предприятие: критерии отнесения и особенности функционирования. URL: http:// www. russia-school.com.

3 Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 №№ 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской

Федерации на период до 2020 года».

Причем сокращение отечественного экспорта наукоемких технологий происходит на фоне резкого роста доли высокотехнологичной продукции на мировом рынке-

Основными источниками финансирования инновационных разработок являются бюджетные средства, в то время как частные инвесторы инвестируют свои средства очень неохотно. Инновационный сектор находится в зоне повышенного риска, поскольку далеко не все результаты инновационной деятельности являются прибыльными и успешно и быстро коммерциализируются. Внутренними факторами, сдерживающими развитие отечественной инновационной сферы экономики, являются слабый инновационный потенциал и неудовлетворительный кадровый состав предприятий4.

Все это приводит к снижению заинтересованности частных инвесторов в инвестировании своих средств в развитие инновационного сектора. Анализ основных проблем, способствующих сдерживанию инновационной активности предприятий, выявил ряд пробелов правового, административного и налогового регулирования. Думается, нужно провести ряд мероприятий с целью стимулирования развития инновационной деятельности. Перечислим некоторые из этих мероприятий.

1. Ввести федеральный закон об инновационной деятельности, в котором будет закреплено определение инновационного предприятия, а также обозначены критерии отнесения предприятий к инновационным. Необходимо учитывать следующие критерии отнесения к инновационным предприятиям:

- удельный вес затрат на разработку и производство новой высокотехнологичной продукции в общем объеме затрат на производство продукции;

- удельный вес дохода от внедрения или реализации РИД в общем объеме дохода от реализации продукции;

- удельный вес высококвалифицированного персонала в общей численности занятого персонала.

2. В целях стимулирования активности проведения научных исследований и разработок необходимо увеличить срок предоставления инвестиционного

4 Абрамова М.И. Анализ факторов, сдерживающих развитие отечественной инновационной сферы // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 5-1. С. 24-29.

кредита, исходя из срока окупаемости инновационной продукции или технологии, суммы затрат на НИОКР и степени полезности и актуальности разрабатываемого продукта или нематериального актива.

3. Следует разработать систему льготного налогообложения для предприятий инновационного сектора с учетом интересов не только всех остальных налогоплательщиков, которые не вошли в рассмотренные группы инновационных предприятий, но и предприятий среднетехнологического сектора, деятельность которых направлена на устойчивое развитие производственно-технологической кооперации инновационных предприятий. такие предприятия нуждаются в предоставлении консультационной, финансовой и технической помощи, а также в системе налоговых преференций, применяющихся для инновационных предприятий с учетом особенностей их деятельности.

4. Необходимо использовать успешный зарубежный опыт инновационного развития и разработки системы институтов, например, таких развитых стран, как Германия, Япония, США, Финляндия, Индия, Китай. К слову, во Франции существует определенный реестр предприятий, которые должны пройти аккредитацию для получения статуса инновационного, тем самым подтвердить свой уровень научно-технического потенциала. В развитых странах широко используется метод грантовой поддержки — инновационный ваучер. Думается, данная форма имела бы успех и в отечественной практике. Также за рубежом применяется льготное кредитование стартовых проектов с низким залоговым обеспечением и с применением более низких процентных ставок (2-4% в Японии), доля государственного целевого бюджетного финансирования составляет порядка

25-50% от расходов предприятий, связанных с созданием новой продукции и технологий (Франция, Германия, США и др.), широко используется венчурное финансирование, предоставляемое через специальные программы или фонды (США, Канада, Сингапур, Исландия, Финляндия и др.). Развитые зарубежные страны при проведении мероприятий по стимулированию деятельности инновационных организаций делают упор не на безвозвратную поддержку исследований и разработок, а на облегчение инновационным компаниям доступа к источникам финансирования на возвратной основе. Однако эффективность мероприятий по стимулированию инновационной деятельности зависит от качества всего комплекса их применения, а также от состояния инвестиционного, налогового и правового климата в стране в целом.

Научная новизна разработанных автором мероприятий в целях стимулирования развития инновационной деятельности заключается в следующем:

— сформулированы критерии отнесения предприятий к категории инновационных;

— рекомендованы к учету факторы, влияющие на увеличение срока предоставления инвестиционного кредита;

— предложено учесть интересы предприятий, не вошедших в рассмотренные группы, и предприятий среднетехнологического сектора в части льготного налогообложения в целях стимулирования их деятельности;

— выявлены направления использования успешного зарубежного опыта стимулирования инновационной деятельности, применяющегося в развитых странах.

Список литературы

1. Анисимова Е.Л. Управление инновационными кластерами // Молодой ученый. 2014. № 17. С. 240243.

2. Белай О.С., Мухаметзянова Д.Д. Структурный аспект инновационной деятельности // Креативная экономика. 2014. № 12. С. 23-30.

3. Бельтюкова С.М. Инновационная деятельность как объект налогового стимулирования // Креативная экономика. 2012. № 5. С. 14-17.

4. Дагаев А.А. Инновации для инноваций: новые тенденции в коммерциализации интеллектуальной собственности // Федерализм. 2013. № 4. С. 165-172.

5. КадакоеваГ.В. Инновационное предпринимательство: сущность, типология и возможности развития в условиях российских реалий // Вопросы инновационной экономики. 2014. № 2. С. 3-12.

6. Клеева Л.П., Воробьев И.В. Оценка уровня инновационного развития отечественной экономики // Креативная экономика. 2011. № 9. С. 98-107.

7. Князев С.Н., ГанчеренокИ.И. Управление инновациями и инновации в управлении // Государственное управление. Электронный вестник. 2007. № 11. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2007/ vipusk_11._ijun_2007_g./knyazev_gancherenok.pdf.

8. Коршенко И.Ф., Коршенко А.И., Кузнецов П.А., Кузнецов П.А. Типизация стратегий инновационного развития регионов // Креативная экономика. 2010. № 5. С. 33-40.

9. Меньщикова В.И. Инновационная деятельность на региональном уровне: современные тенденции, ключевые проблемы, пути активизации // Российское предпринимательство. 2014. № 6. С. 20-28.

10. Некрасов Д.А. Экономические методы управления инновационно-технологическим развитием промышленности // Фэн-наука. 2012. № 8. С. 24-25.

11. Осипов Ю.М. Об инновациях вообще и инновациях в современной России // Философия хозяйства. 2008. № 3. С. 253-255.

12. Павлов К. Об инновациях интенсивного и экстенсивного типов // Общество и экономика. 2009. № 1. С. 84-98.

13. Полтавский Д.Э. Развитие инновационно активных предприятий как центров экономического роста // Креативная экономика. 2011. № 2. С. 73-78.

14. Роздольская И.В., Лихонин К.В. Интенсификация функционирования и развития рынков инноваций на основе использования модели маркетинга инноваций // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-1. С. 807-810.

15. Свитанько В.И. Национальные инновационные системы и создание стоимости в инновациях // Экономические науки. 2008. № 42. С. 150-155.

16. Титов Д. Инновационная стратегия новая. Грабли те же // Экономика и жизнь. 2011. № 02. С. 4.

17. Троянская М.А., Тюрина Ю.Г. Оценка мер налогового регулирования отдельных видов инвестиций // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 3. С. 80-88.

18. Трофимов О.В., Трофимова Т.В., ЕфимычевЮ.И. Методика выбора стратегии инновационного развития промышленного предприятия // Креативная экономика. 2010. № 5. С. 8-13.

19. Чернова А. С. Стратегическое управление инновационным развитием предприятий // Молодой ученый. 2014. № 21. С. 458-460.

20. Яковлева Т.В. Кластеры — инновационный подход к управлению развитием // Право и инвестиции. 2011. № 3-4. С. 67-69.

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

Fiscal System

SPECIFICS OF TAX INCENTIVES FOR SOME GROUPS OF INNOVATION-DRIVEN COMPANIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Elena N. ZHAROVA

Russian Research and Development Institute for Economics, Politics and Law in Research and Engineering,

Moscow, Russian Federation

[email protected]

Abstract

Importance Currently, the innovative development is one of the priorities in the economic policy of the State. The State should create mechanisms and specific measures to form the national innovative system of Russia and develop innovative business. The research examines the existing mechanism for tax incentives of innovative businesses in Russia, considering their specifics. Objectives The objective of the research is to identify barriers impeding the development of entities operating in the innovation sector of the economy and outline areas for their elimination. Methods Tax benefits for innovative businesses constitute one of the tools the State uses to indirectly stimulate and support operations of such businesses. The article presents three groups of businesses in the innovation sector, which enjoy tax benefits in order to reduce tax burden and improve performance indicators.

Results I propose my own recommendations to boost the development of domestic businesses' innovative activities.

Conclusions and Relevance I propose the following measures and activities to encourage innovative activities: to adopt the concept of innovative business at the federal level and indicate criteria for qualifying it as such; to consider interests of the medium-tech sector; to prolong terms of investment loans in line with the payback period of innovative products or technology, R&D costs and usefulness of and need in products or intangible assets under development; to articulate a set of measures for the State control over banks, which finance innovative entities; to utilize successful foreign experience in innovative development and setting up a system of institutions. The results of the research may be used in law making practices with regard to taxation of innovative businesses.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Anisimova E.L. Upravlenie innovatsionnymi klasterami [Managing innovation clusters].Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2014, no. 17, pp. 240-243.

2. Belai O.S., Mukhametzyanova D.D. Strukturnyi aspekt innovatsionnoi deyatel'nosti [The structural aspect of innovative activities]. Kreativnaya ekonomika = Journal of Creative Economy, 2014, no. 12, pp. 23-30.

3. Bel'tyukova S.M. Innovatsionnaya deyatel'nost' kak ob"ekt nalogovogo stimulirovaniya [Innovative activity as an object of tax incentives]. Kreativnaya ekonomika = Journal of Creative Economy, 2012, no. 5, pp.14-17.

4. Dagaev A.A. Innovatsii dlya innovatsii: novye tendentsii v kommertsializatsii intellektual'noi sobstvennosti [Innovation for innovation: new trends in the commercialization of intellectual property]. Federalizm = Federalism, 2013, no. 4, pp. 165-172.

5. Kadakoeva G.V. Innovatsionnoe predprinimatel'stvo: sushchnost', tipologiya i vozmozhnosti razvitiya v usloviyakh rossiiskikh realii [Innovative entrepreneurship: substance, typology and possibilities of development in the context of the Russian realities]. Voprosy innovatsionnoi ekonomiki = Russian Journal of Innovation Economics, 2014, no. 2, pp. 3-12.

6. Kleeva L.P., Vorob'ev I.V. Otsenka urovnya innovatsionnogo razvitiya otechestvennoi ekonomiki [Assessing the innovative development level of the national economy]. Kreativnaya ekonomika = Journal of Creative Economy, 2011, no. 9, pp. 98-107.

Article history:

Received 7 April 2015 Accepted 28 April 2015

Keywords: innovative activity, innovative product, entity, tax, tax benefits

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Knyazev S.N., Gancherenok I.I. [To manage innovation and innovate in management]. Gosudarstvennoe upravlenie, 2007, no. 11. (In Russ.) Available at: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2007/vipusk_ 11._ijun_2007_g./knyazev_gancherenok.pdf.

8. Korshenko I.F., Korshenko A.I., Kuznetsov P.A., Kuznetsov P.A. Tipizatsiya strategii innovatsionnogo razvitiya regionov [Determining types of strategies for the regions' innovative development]. Kreativnaya ekonomika = Journal of Creative Economy, 2010, no. 5, pp. 33-40.

9. Men'shchikova V.I. Innovatsionnaya deyatel'nost' na regional'nom urovne: sovremennye tendentsii, klyuchevye problemy, puti aktivizatsii [Innovation activities at the regional level: current trends, key issues, activation methods]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2014, no. 6, pp.20-28.

10. Nekrasov D.A. Ekonomicheskie metody upravleniya innovatsionno-tekhnologicheskim razvitiem promyshlennosti [Economic methods of management of innovative-technological development of industry].

Fan-nauka = Fan-Science, 2012, no. 8, pp. 24-25.

11. Osipov Yu.M. Ob innovatsiyakh voobshche i innovatsiyakh v sovremennoi Rossii [On innovation in general and innovation in modern Russia]. Filosofiya khozyaistva = Philosophy of Economy, 2008, no. 3, pp. 253-255.

12. Pavlov K. Ob innovatsiyakh intensivnogo i ekstensivnogo tipov [On intensive and extensive innovation].

Obshchestvo i ekonomika = Society and Economics, 2009, no. 1, pp. 84-98.

13. Poltavskii D.E. Razvitie innovatsionno aktivnykh predpriyatii kak tsentrov ekonomicheskogo rosta [Developing innovative entities as centers of economic growth]. Kreativnaya ekonomika = Journal of Creative Economy, 2011, no. 2, pp. 73-78.

14. Rozdol'skaya I.V., Likhonin K.V. Intensifikatsiya funktsionirovaniya i razvitiya rynkov innovatsii na osnove ispol'zovaniya modeli marketinga innovatsii [Intensifying operations and development of innovative markets through the use of the innovation marketing model]. Ekonomika i predprinimatel 'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2013, no. 12-1, pp. 807-810.

15. Svitan'ko V.I. Natsional'nye innovatsionnye sistemy i sozdanie stoimosti v innovatsiyakh [National innovation systems and building value in innovation]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2008, no. 42, pp. 150-155.

16. Titov D. Innovatsionnaya strategiya novaya. Grabli te zhe [The innovation strategy is new, mistakes are the same]. Ekonomika i zhizn ' = Economy and Life, 2011, no. 2, p. 4.

17. Troyanskaya M.A., Tyurina Yu.G. Otsenka mer nalogovogo regulirovaniya otdel'nykh vidov investitsii [Evaluation of tax regulation for certain types of investment]. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economy. Taxes. Law, 2013, no. 3, pp. 80-88.

18. Trofimov O.V., Trofimova T.V., Efimychev Yu.I. Metodika vybora strategii innovatsionnogo razvitiya promyshlennogo predpriyatiya [Methods for choosing a strategy for innovative development of the industrial enterprise]. Kreativnaya ekonomika = Journal of Creative Economy, 2010, no. 5, pp. 8-13.

19. Chernova A.S. Strategicheskoe upravlenie innovatsionnym razvitiem predpriyatii [Strategic management of innovative development of entities]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2014, no. 21, pp. 458-460.

20. Yakovleva T.V. Klastery — innovatsionnyi podkhod k upravleniyu razvitiem [Clusters are an innovative approach to development management]. Pravo i investitsii = Law and Investment, 2011, no. 3-4, pp. 67-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.