УДК 336.225
Штейнберг Константин Константинович Shteynberg Konstantin Konstantinovich
советник отдела договорной работы Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса dom-hors@mail.ru
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ, ТЕНДЕНЦИИ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ В РОССИИ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ НИОКР
Counselor of the Contractual Work Subdepartment, Department for Transfer Pricing and International Collaboration, Federal Tax Service of Russia 3d Class Civil Service Counselor of the Russian Federation dom-hors@mail.ru
FOREIGN EXPERIENCE, TRENDS AND PROSPECTS IN RUSSIA OF THE TAX INCENTIVES FOR RESEARCH AND DEVELOPMENT ACTIVITIES
Аннотация:
В статье проанализирован зарубежный опыт налогового стимулирования НИОКР, тенденции и подходы к решению данной проблемы в условиях кризиса, оценено состояние и выявлены предпосылки активизации НИОКР в России с помощью механизмов налогового стимулирования с целью активизации инновационной деятельности предприятий и развития предпринимательства на инновационной основе.
Ключевые слова:
налоговое стимулирование, НИОКР, инновации, инновационная деятельность, налоговые льготы, инновационный налоговый кредит, отчисления из налоговой базы.
Summary:
The article studies foreign experience of the tax incentives for research and development activities, tendencies and approaches to resolution of the issue in the conditions of crisis. The author considers prerequisites for the research and development activities improvement by means of the tax incentives in order to activate innovative activities in the enterprises and development of business based on innovations.
Keywords:
tax incentives, research and development activities, innovations, innovative activities, tax benefits, innovative tax loan, allowances from the tax base.
Введение.
Российская Федерация замыкает десятку мировых лидеров по расходам на науку: в 2011 г. расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) составили 23,1 млрд. долл. США, при этом доля этих расходов в ВВП страны остается на уровне 1 % уже около двух десятилетий (у США, лидера по расходам на НИОКР в денежном выражении на протяжении 40 лет подряд, эта доля составляет 2,4 %, у Японии - 3,3 %, Китая -
1,4 %) [1]. Стратегией инновационного развития России до 2020 г. предполагается, что за предстоящие 10 лет доля инновационной продукции в промышленном производстве РФ должна вырасти с 4,5-5 % до 25-30 %, а расходы на НИОКР - до 2,5-3 % ВВП [2]. Указанная стратегия формировалась и, скорее всего, будет осуществляться в дальнейшем в условиях влияния мирового финансово-экономического кризиса, экономическая деятельность в данных условиях требует оптимизации расходов. Очевидно, финансовые возможности государственного бюджета, предприятий и кредитных учреждений и в более близкой перспективе будут достаточно ограниченными. Объективно возникает ситуация, когда руководство экономических субъектов и правительство сталкивается с необходимостью сокращения в числе прочих расходов и расходов на научные и научно-технические исследования и разработки, направляя ресурсы, прежде всего, на обеспечение выживания и минимизации потерь в условиях кризиса.
Влияние мирового финансово-экономического кризиса на современном этапе предопределило необходимость совершенствования государственной поддержки НИОКР, активизация которых даст возможность более быстрыми темпами обеспечить рост экономики на инновационной основе, достичь докризисных показателей развития, способствовать обеспечению конкурентоспособности продукции предприятий на мировых рынках. Важнейшей научно-практической задачей в данном контексте является консолидация усилий ученых и практиков относительно активного поиска и эффективного приложения адекватного современным условиям инструментария стимулирования инновационной деятельности на государственном уровне, в частности, путем обоснования и внедрения эффективных механизмов налогового стимулирования НИОКР.
Целью данной статьи является исследование механизмов использования налогового стимулирования инноваций, а также формирование на основе зарубежного опыта и сложив-
шейся в России практики рекомендаций по совершенствованию инструментария налогового стимулирования НИОКР.
Актуальность использования налогового стимулирования как одного из средств государственного регулирования.
Основная роль в стимулировании НИОКР в развитых странах уделяется прямым и непрямым средствам государственного регулирования [3]. К прямым методам относятся:
- создание научной инфраструктуры;
- предоставление кредитов на льготных условиях предприятиям и организациям, которые ведут научные разработки;
- безоплатная передача или предоставление на льготных условиях государственного имущества и земельных участков для организации инновационных предприятий;
- государственные заказы, по большей части в форме контрактов на внедрение инноваций, которые впоследствии широко используются в экономике страны;
- создание научно-технических зон со специальным режимом инновационноинвестиционной деятельности.
К непрямым методам принадлежат [4]:
- развитие новых направлений науки;
- законодательные нормы, которые стимулируют научно-исследовательскую активность;
- налоговые льготы на инвестиции, которые осуществляются в инновационной сфере;
- списание расходов на проведение НИОКР;
- инвестиционный налоговый кредит;
- снижение налоговых ставок;
- налоговые каникулы на протяжении нескольких лет в отношении прибыли от реализации инновационных проектов;
- использование налоговых зон с особенным льготным налогообложением в пределах технопарков и т.п.
Преимущества непрямого государственного стимулирования НИОКР заключаются в объективности критериев предоставления государственной поддержки - осуществления соответствующих видов работ и ввода в производство технологических инноваций.
Особенная роль в перечне непрямых методов государственного стимулирования НИОКР принадлежит инструментарию государственной налоговой политики, ориентированному на поддержку инновационно-активных субъектов экономики, реинвестирование полученной прибыли в инновационные проекты, расширенное финансирование НИОКР. Маневрируя налоговыми ставками и льготами, изменяя условия налогообложения, вводя специальные налоги, государство создает условия для проведения НИОКР и активизации инновационной деятельности.
Тенденции распространения практики налогового стимулирования НИОКР.
В докризисный период высокоразвитые страны обеспечивали в целом благоприятную среду для инновационной активности. Инвестиции стран-членов ОЭСР в НИОКР в 2006 г. выросли до 818 млрд. дол. США по сравнению с 468 млрд. дол. США в 1996 г. [5]. Рост валовых внутренних расходов на НИОКР в период с 1996 г. по 2001 г. составил 4,6 % в год, однако с 2001 г. по 2006 г. наметилась тенденция к замедлению ежегодных темпов роста до уровня ниже
2,5 %.Отмеченные обстоятельства требовали поиска альтернативных государственному финансированию путей стимулирования инновационной деятельности. Именно это в первую очередь обусловило переход от прямого государственного финансирования НИОКР предприятий к непрямому финансированию, так, в 2005 г. прямое государственное финансирование представлялось в среднем 7 % НИОКР предприятий по сравнению с 11 % в 1995 г. [6].
В последние годы, особенно под влиянием кризисных процессов, начиная с 2008 г., возрастало количество стран, которые активизировали практику налогового стимулирования НИОКР. В 2008 г. налоговые льготы предприятиям, которые осуществляли НИОКР, предоставляла 21 страна ОЭСР (в 2004 г. - 18, в 1995 - 12). Франция и Испания до сих пор обеспечивают наибольшие субсидии, не проводя при этом никакой дифференциации между большим и малым предпринимательством. Канада и Нидерланды продолжают оказывать более ощутимую поддержку малым предприятиям, нежели большим. Следует отметить, что тенденция использования налогового стимулирования НИОКР характерна не только для развитых стран, например, используя данный инструмент, развивающиеся Бразилия, Индия, Южная Африка и Китай создают благоприятную и конкурентоспособную налоговую среду для инвестиций в НИОКР.
Мировой опыт применения инновационных налоговых кредитов показывает, что механизм их предоставления предусматривает не отсрочку налогового обязательства по налогу на прибыль на более поздний срок (что приведет к необходимости уплаты по окончанию выполнения инвестиционного (инновационного) проекта относительно значительной суммы платежей в
бюджет и значительно повлияет на финансовое состояние инновационно-активного предприятия), а уменьшение суммы начисленного налога на определенный процент - от 4 до 30 % от объема расходов на НИОКР и (или) от 20 до 50 % от их прироста в среднем за определенный период времени [7].
Опыт стимулирования инновационной деятельности в Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Дании, Венгрии и Чехии среди основных механизмов предусматривает применение льготы в виде вычета из базы налогообложения прибыли предприятий сумм, рассчитанных в зависимости от объема расходов на НИОКР, - от 113,5 до 400 % (таблица 1) [8].
Таблица 1 - Налоговое стимулирование НИОКР в странах ОЭСР в 2008 г.
№ п./п. Страна Размер налоговой льготы от: Размер налоговой льготы для малых и средних предприятий
объема расходов на НИОКР, % прироста расходов на НИОКР, %
Налоговый кредит
1 Ирландия 20 20
2 Испания 30 50 (2 года)
3 Италия 10 30 % расходов на НИОКР
4 Канада 20 35 % расходов на НИОКР
5 Корея 7 40 15 % расходов на НИОКР; 50 % прироста расходов (4 г.)
6 Мексика 30
7 Нидерланды 4 42 % расходов на НИОКР
8 Новая Зеландия 15
9 Норвегия 8 20 % расходов на НИОКР
10 Польша 30 50 % расходов на НИОКР
11 США 20
12 Турция 4
13 Франция 10 40 (2 года) для вновь созданных научных предприятий
14 Япония 10 12 % расходов на НИОКР
Вычет из налоговой базы
15 Австралия 125 175 (3 года)
16 Австрия 12 135 (3 года)
17 Бельгия 113,5 118,5 % расходов на НИОКР
18 Великобритания 125 150 % расходов на НИОКР
19 Дания 150 150 % (дополнительно)
20 Венгрия 200-400
21 Чехия 200
Наряду с этим, налоговые стимулы в Австралии и Австрии представлены возможностью осуществления налоговых вычетов в зависимости от величины прироста расходов на НИОКР -на 175 % и 135 % от среднегодового прироста за последние 3 года соответственно. Стимулирующее влияние этой льготы заключается в том, что с целью налогообложения прибыли к валовым расходам относится большая сумма, чем реально понесенные расходы на НИОКР.
Предоставление налогового кредита в зависимости от динамики роста расходов на НИОКР создает эффективные стимулы к активному наращиванию этих расходов. Однако лишь несколько стран, в частности, Ирландия, Испания, Корея и Франция применяют приростной подход при предоставлении налогового кредита параллельно с льготами на объем. И только в США практикуется предоставление налогового кредита, который рассчитывается только по приростному методу. Величина этой льготы (уменьшение рассчитанного по базовой ставке налога на прибыль) представляет 20 % прироста расходов на проведение НИОКР по сравнению со средними расходами за четыре предыдущих года.
Однако современные тенденции модификации налоговых льгот для субъектов инновационной деятельности свидетельствуют о постепенном уменьшении роли (с перспективой полного отказа) государства во время предоставления налоговых кредитов, связанных с динамикой роста расходов на НИОКР, и перехода к предоставлению налоговых кредитов по методу льгот на объем [9]. Это связано с тем, что при предоставление льгот на объем есть возможность прогнозировать налоговые потери для бюджетной системы. Кроме этого, такой подход будет уменьшать расходы на администрирование льготы органами налогового контроля и будет ограничивать возможности для минимизации и уклонения от налоговых платежей.
С целью осуществления существенной структурной перестройки мировой и локальных экономик под влиянием кризиса, правительства для стимулирования НИОКР используют преимущественно налоговые льготы, которые являются одним из самых эффективных инструментов налоговой политики государства.
Предпосылки развития налогового стимулирования НИОКР в России.
Для отечественной экономики характерны следующие проблемы стимулирования НИОКР [10]: дефицит долгосрочных кредитных ресурсов, значительная теневая экономика, нестабильность и противоречивость законодательства. В связи с этим большое значение приобретает разработка адекватного потребностям отечественной экономики налогового законодательства, поскольку именно инструменты налогового регулирования выступают в качестве важного фактора активизации инновационной деятельности посткризисного периода.
В России используются следующие инструменты непрямого государственного регулирования инновационной деятельности с целью стимулирования НИОКР (таблица 2) [11].
Применение системы льгот для стимулирования экономического развития возможно лишь в случае создания эффективной налоговой системы, в частности, необходимым является соблюдение принципов равенства и справедливости, стабильности, гибкости, прозрачности, согласованности и системного подхода. Современные тенденции глобализации экономики ставят новые задачи перед государством и ее налоговой системой - унификация и гармонизация налогообложения в пределах новых экономических образований.
Таблица 2 - Инструменты непрямого государственного регулирования инновационной деятельности с целью стимулирования НИОКР в Российской Федерации
Инструмент Характеристика и особенности применения для стимулирования НИОКР
Освобождение от НДС Данное освобождение предоставляется при условии выполнения в составе НИОКР следующих видов деятельности: - разработка конструкции инженерного объекта или технической системы; - разработка новых технологий; создание опытных образцов машин, оборудования, материалов, не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание; - осуществляемых учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров; - осуществляемых за счет средств бюджетов и указанных в НК РФ специальных фондов. При этом налогоплательщик вправе отказаться от применения данной льготы. Освобожден от НДС и таможенных пошлин ввоз технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации
Повышенный вычет расходов Перечень статей расходов, относимых к расходам на НИОКР: амортизация основных средств и нематериальных активов; расходы на оплату труда; материальные расходы; другие расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР (не более 75 % указанных выше расходов на оплату труда); стоимость работ по договорам на выполнение работ (для заказчика НИОКР); отчисления на формирование Российского фонда технологического развития и иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР (не более 1,5 % доходов от реализации). С 1 января 2012 г. вступают в силу уточненные правила вычета расходов на определенные типы НИОКР с коэффициентом 1,5.
Налоговый кредит Налоговый Кодекс РФ позволяет получать компаниям такой кредит при наличии: НИОКР либо технического перевооружения собственного производства; внедренческой или инновационной деятельности; инвестиций в создание энерго-эффективных объектов. Основные условия предоставления налогового кредита: по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам; на срок от 1 до 5 лет; под ставку процента от 50 % до 75 % ставки рефинансирования ЦБ РФ; сумма уменьшения налога не превышает 50 %
Ускоренная амортизация Двухлетний срок амортизации по некоторым видам нематериальных активов. Для основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, специальный коэффициент (не выше 3)
Вычет капитальных затрат в текущем периоде Стандартная «амортизационная премия». Единовременный вычет расходов на приобретение ЭВМ - для российских организаций, осуществляющих разработку, адаптацию, модификацию, установку, тестирование, сопровождение и реализацию программ для ЭВМ, баз данных. Условия для применения данной льготы: государственная аккредитация как 1Т организации; доля доходов от 1Т деятельности - не менее 90 % в сумме всех доходов, в том числе от иностранных лиц не менее 70 %; среднесписочная численность работников - не менее 50 человек
На фоне этих изменений государственная налоговая политика России должна учитывать факторы, которые отдаляют теоретические модели налогообложения от реальных. А именно:
- возможность перемещения деятельности хозяйствующих субъектов, которые не удовлетворены уровнем налогообложения, в теневой сектор экономики;
- увеличение государственного аппарата управления и количества государственных служащих в разнообразных контролирующих органах (что уменьшает количество занятых в экономике);
- стремление отдельных чиновников и политических групп максимизировать собственную выгоду за счет расходов бюджета.
В России также следует отметить некоторое несоответствие между признанием инновационных приоритетов социально-экономического развития и реальным состоянием дел в отрасли налогового стимулирования НИОКР. Несовершенство отечественной налоговой системы проявляется в таких аспектах: сложность налогового регулирования; необоснованная неравномерность налоговой нагрузки на субъекты ведения хозяйства; непоследовательность предоставления и отмены налоговых льгот. Таким образом, неэффективная налоговая система приводит к уклонению от налогов, роста теневого сектора экономики, что в свою очередь приводит к уменьшению налоговых поступлений в бюджет и является одной из причин дефицита бюджетных средств, в частности - на стимулирование инновационной деятельности и НИОКР.
Учитывая зарубежный опыт и многочисленные наработки ученых и практиков в этом плане в России целесообразно развивать непрямые методы регулирования, в частности -внедрить механизм предоставления инновационного налогового кредита, который рассчитывается «по объему». При этом для обеспечения эффективного стимулирования плательщиков налога на прибыль минимальный размер ставки инновационного налогового кредита целесообразно установить на уровне не менее действующей ставки налогообложения прибыли. Ведь лишь в таком случае будет обеспечиваться уровень прибыльности, не менее уровня прибыльности альтернативных инвестиций (минимизации прибыли) субъекта ведения хозяйства.
Выводы
Зарубежный опыт стимулирования инновационной деятельности свидетельствует о постепенном переходе от прямого государственного финансирования НИОКР к непрямым методам их стимулирования. Анализ отечественных предпосылок стимулирования НИОКР показал, что эффективные инструменты активизации этих процессов еще только внедряются и не имеют зачастую достаточного научного обоснования.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса, что актуально и для России, возникает необходимость поощрять всеми возможными, в частности фискальными, механизмами инвестиционный спрос, чтобы поддержать реальный сектор экономики, обеспечить его конкурентоспособность и избежать безработицы. Поэтому вопрос использования налогов как механизма стимулирования НИОКР сейчас приобретает особенный вес.
Ссылки:
1. OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2011: Innovation and Growth in Knowledge Economies. 204 р. URL: http://www.oecd.org/document/10/0,3746,en_2649_37437_39493962_1_1_1_37437,00.html
2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. NQ 2227-р. 121 с. URL: http://www.rusnor.org/upload/ My/docum/stratinnorf.pdf
3. Evaluation and design of R&D tax incentives. Report of the CREST Expert Group on Fiscal Measures. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2007. 84 p. ; OECD Science, Technology and Industry Scoreboard, Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009. 145 р. ; Warda J. An Update of R&D Tax Treatment in OECD Countries and Selected Emerging Economies, 2008-2009. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009.
4. Там же.
5. OECD Science, Technology and Industry Outlook, 2008. URL: http://www.oecd.org
6. Там же.
7. OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2011: Innovation and Growth in Knowledge Economies. URL: http://www.oecd.org/document/10/0,3746,en_2649_37437_39493962_1_1_1_37437,00.html
8. Evaluation and design of R&D tax incentives. Report of the CREST Expert Group on Fiscal Measures. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2007. 84 p. ; OECD Science, Technology and Industry Scoreboard, Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009. 145 р. ; Warda J. An Update of R&D Tax Treatment in OECD Countries and Selected Emerging Economies, 2008-2009. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009.
9. Warda J. An Update of R&D Tax Treatment in OECD Countries and Selected Emerging Economies, 2008-2009. OECD, 2009.
10. Архипцева Л.М., Алексеенко Э.А. Налоговое стимулирование инновационной деятельности организаций. М., 2005 ; Малкова Ю.В. Налоговые стимулы инновационного развития: льготы есть, результатов нет // ЭКО. 2010. № 6. С. 144-154 ; Мельникова Н.П., Башкирова H.H. Практические вопросы совершенствования налогового стимулирования развития инновационной экономики в России // Налоги и налогообложение. 2007. № 11. С. 57-61.
11. Федеральная налоговая служба России. Официальный интернет-ресурс. URL: http://www.nalog.ru/ ; Министерство экономического развития Российской Федерации. Официальный интернет-ресурс. URL: http://www.economy.gov.ru
References (transliterated):
1. OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2011: Innovation and Growth in Knowledge Economies. 204 r. URL: http://www.oecd.org/document/10/0,3746,en_2649_37437_39493962_1_1_1_37437,00.html
2. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravi-tel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 8 dekabrya 2011 g. NQ 2227-r. 121 s. URL: http://www.rusnor.org/upload/My/docum/ stratinnorf.pdf
3. Evaluation and design of R&D tax incentives. Report of the CREST Expert Group on Fiscal Measures. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2007. 84 p. ; OECD Science, Technology and Industry Scoreboard, Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009. 145 r. ; Warda J. An Update of R&D Tax Treatment in OECD Countries and Selected Emerging Economies, 2008-2009. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009.
4. Ibid.
5. OECD Science, Technology and Industry Outlook, 2008. URL: http://www.oecd.org
6. Ibid.
7. OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2011: Innovation and Growth in Knowledge Economies. URL: http://www.oecd.org/document/10/0,3746,en_2649_37437_39493962_1_1_1_37437,00.html
8. Evaluation and design of R&D tax incentives. Report of the CREST Expert Group on Fiscal Measures. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2007. 84 p. ; OECD Science, Technology and Industry Scoreboard, Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009. 145 r. ; Warda J. An Update of R&D Tax Treatment in OECD Countries and Selected Emerging Economies, 2008-2009. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009.
9. Warda J. An Update of R&D Tax Treatment in OECD Countries and Selected Emerging Economies, 2008-2009. OECD, 2009.
10. Arkhiptseva L.M., Alekseenko E.A. Nalogovoe stimulirovanie innovatsionnoy deyatel'nosti organizatsiy. M., 2005 ; Malkova Y.V. Nalogovie stimuly innovatsionnogo razvitiya: l'goty est', rezul'tatov net // EKO. 2010. № 6. P. 144-154 ; Mel'nikova N.P., Bashkirova HH Prakticheskie voprosy sovershenstvovaniya nalogovogo stimulirovaniya razvitiya innovatsionnoy ekonomiki v Rossii // Nalogi i nalogooblozhenie. 2007. № 11. P. 57-61.
11. Federal'naya nalogovaya sluzhba Rossii. Ofitsial'niy internet-resurs. URL: http://www.nalog.ru/ ; Ministerstvo ekonomich-eskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii. Ofitsial'niy internet-resurs. URL: http://www.economy.gov.ru