Научная статья на тему 'Стимулирование изобретательства — важнейшее условие развития научно-технической деятельности'

Стимулирование изобретательства — важнейшее условие развития научно-технической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стимулирование изобретательства — важнейшее условие развития научно-технической деятельности»

ведущий научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси, кандидат экономических наук

Иван Сержинский

ВлаДИМИр КОЛОТУХИН научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси

Стимулирование изобретательства — важнейшее условие развития научно-технической деятельности

В мире уже давно признано, что в основе богатства любой страны лежит интеллектуальная собственность (ИС), влияние которой на рост промышленности и экономики всегда было движущей силой развития общества, а в последние годы стало определяющим как в передовых, так и в развивающихся странах.

Из-за недостаточного внимания государства к проблемам, связанным с использованием ИС, Беларусь терпит многократный урон. Во-первых, из-за того, что многие результаты научно-технической деятельности не востребованы; во-вторых, из-за их утечки за рубеж; в-третьих, из-за потери высококвалифицированных кадров — интеллектуального потенциала страны. Стратегический курс государства на инновационный путь развития будет опираться на науку и созданные на ее основе объекты интеллектуальной собственности [1].

Сравнивая результаты изобретательской деятельности в 2005 г. с аналогичными показателями 2000 г., следует отметить увеличение количества поданных заявок на изобретения и зарегистрированных патентов соответственно в 1,12 и 1,78 раза. Наряду с активизацией национальных заявителей наблюдается спад активности иностранных [2].

С 1993 по 2005 г. в Республике Беларусь было выдано более 5 тыс. патентов на изобретения, около 2 тыс. — на полезные модели и 600 — на промышленные образцы, зарегистрировано 70 тыс. товарных знаков. По количеству выданных патентов на изобретения, приходящихся на 1 млн жителей, наша страна имеет равный показатель с Польшей, в 2 раза уступает России, в 5 раз — Германии и США.

В Беларуси регистрируется небольшое число патентов, поэтому и отечественный рынок не защищен национальными патен-

тами. Он открыт как для непосредственной поставки продукции иностранных производителей, так и для активизации другими странами патентно-лицензионной деятельности с целью его монополизации. Большинство наших предприятий не имеет достаточного количества патентов за рубежом, необходимого опыта и квалифицированных кадров для работы на рынке интеллектуальной собственности.

В современных условиях нужны не отдельные патенты, а постоянно обновляемый поток охранных документов, поддерживающих мировой приоритет и монопольное право на рынке фирмы-разработчика. Такие задачи не под силу отдельным предприятиям, именно здесь важна серьезная поддержка государства.

Анализ результатов инновационной деятельности показывает, что показатели по патентованию объектов промышленной собственности (ОПС) не соответствуют научно-техническому потенциалу и не отражают имеющихся в республике больших резервов изобретательского творчества.

Развитие патентно-лицензионной и изобретательской деятельности сдерживают следующие причины:

• отсутствие на большинстве предприятий и организаций соответствующих подразделений, имеющих высококвалифицированных специалистов по указанным вопросам;

• недостаточное государственное стимулирование и льготное налогообложение инновационной деятельности;

• отсутствие во многих высших учебных учреждениях страны специализированных курсов по патентно-лицензионной и изобретательской деятельности,

• низкий уровень знаний законодательства в этой области у руководителей и специалистов.

62

НАУКА И ИННОВАЦИИ №12(46)_2006

Для дальнейшего развития изобретательства необходимо существенно повысить роль патентных подразделений в проведении инновационной политики на государственных предприятиях и в организациях республики, узаконить их права и обязанности, определить источники финансирования. К началу XXI в. интеллектуальная собственность стала играть ключевую роль в создании конкурентоспособной продукции. Если в 70—80-е гг. патент выполнял прежде всего охранную функцию, то в 90-х гг. он стал средством стимулирования конкуренции, способствуя инновационным процессам в новых областях.

Чтобы запатентовать продукцию за рубежом, белорусское предприятие (учреждение) должно иметь большие финансовые ресурсы (первоначальный капитал). Однако в нынешней экономической ситуации изыскать средства на патентование даже уникальных разработок экспортерам очень сложно, и решить эту проблему, на наш взгляд, можно с помощью неиспользованных резервов отраслевых инновационных фондов. Фактически на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и работ по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции направляется значительно меньше средств из инновационных фондов (10,5 %), чем определено законодательством Республики Беларусь. Поэтому целесообразно дополнить пункт 5 главы 2 Положения о порядке зачисления, направлениях и целях использования средств инновационных фондов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2005 г. № 493, словами «работ по патентованию и лицензированию наукоемкой продукции и развитию изобретательской деятельности». Внесение названного дополнения позволит финансировать вышеупомянутые работы из отраслевых инновационных фондов.

По нашему мнению, необходимо в полном объеме использовать патентные пошлины, поступающие за предоставление объектам промышленной собственности правовой охраны на территории Беларуси, на финансирование Национального центра интеллектуальной собственности в пределах средств, предусмотренных на его содержание; на государственную поддержку патентования ОПС за рубежом и поддержание в силе ранее выданных патентов; на оплату коммерциализации результатов научно-технической деятельности в нашей стране в соответствии с рекомендациями Межведомственной комиссии по обеспечению государственных интересов в вопросах охраны и использования объектов промышленной собственности. Существующие объемы финансирования патентного ведомства не позволяют своевременно, как этого требуют законодательные акты, обеспечить публикацию материалов заявок на ОПС и выдачу охранных документов. По этой причине сроки рассмотрения заявок на ОПС составляют для товарных знаков 1,5 года, а для изобретений и промышленных образцов 2—3. Учитывая, что сегодня изобретатели Беларуси подают заявки более чем по 30 направлениям науки и техники, численность экспертов должна быть увеличена в 2 раза. Это позволит сократить время их рассмотрения до 1 года (нормативный срок) и окажет существенное влияние на активизацию патентно-лицензионной и изобретательской деятельности.

Кроме того, следует освободить от налогообложения прибыль, получаемую от производства новой продукции с применением запатентованного объекта интеллектуальной собственности в течение 3 лет с начала ее изготовления, а также прибыль, используемую на приобретение патентов.

Защита интеллектуальной собственности направлена на решение проблем экономического и правового характера. Наиболее серьезная из них — оценка объемов взыскания причиненных убытков за незаконное использование объектов интеллектуальной собственности. Согласно ныне действующим Основам гражданского законодательства, в состав убытков входят расходы, понесенные потерпевшим (в нашем случае — автором), утрата или повреждение его имущественных прав, а также доходы, которые он мог бы получить при обычных условиях оборота (так называемая упущенная выгода). Размер возмещения убытков должен, по крайней мере, соответствовать размеру роялти (паушального платежа), который мог бы получить правообладатель, продав интеллектуальную собственность (минимальная величина, подлежащая возмещению). Система защиты ИС в экономически развитых странах предусматривает, к примеру, трехкратное увеличение возмещения по сравнению с фактически установленным убытком. На наш взгляд, целесообразно использовать эту норму на отечественном правовом поле.

С целью минимизации материального и морального вреда нужно ввести в национальное законодательство промежуточные судебные запреты, предусматривающие вето на производство и распространение продукции незаконного происхождения.

Следует активизировать в республике, и в первую очередь в регионах, практическую работу по обеспечению правовой охраны и реализации прав на объекты интеллектуальной собственности: выявлять подлежащие правовой охране ОИС, ноу-хау в научных разработках; сформировать стратегию охраны, необходимость патентования ОПС за рубежом для продвижения их на рынки сбыта; оказывать помощь в составлении и заключении лицензионных договоров; проводить оценку ОИС и вводить их в гражданский оборот; осуществлять патентные исследования, в том числе тематические; устанавливать факты неправомерного использования ОПС или нарушения патента третьими лицами; обеспечивать охрану на коллективной основе имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторского права и смежных прав в случаях, когда их трудно осуществлять и охранять в индивидуальном порядке.

Литература

1. Мясникович М.В. Научные основы инновационной деятельности. Мн., 2003.

2. Статистический ежегодник Республики Беларусь. Мн., 2006.

№12(46)_2006 НАУКА И ИННОВАЦИИ

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.