Научная статья на тему 'Как наполнить «Четвертую корзину»'

Как наполнить «Четвертую корзину» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колотухин Владимир

Дается анализ патентной и лицензионной деятельности белорусских предприятий и организаций. В статье предложены меры, чтобы изменить ситуацию и организовать защиту и коммерциализации инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How to fill the «fourth basket»?

There is given an analysis of the patent and licensing activity of the Belarusian enterprises and organizations. There have been suggested the measures to change the situation and arrange the protection and commercialization of innovations.

Текст научной работы на тему «Как наполнить «Четвертую корзину»»

с учетом особенностей их работы и ведомственной принадлежности, а также соответствующих им групп индикаторов. В связи с этим разработанный авторами метод был передан Академией наук РУз в 2014 г. в Комитет по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров и использован при подготовке типового Положения для рейтинговой оценки НИУ Узбекистана. При включении в рассмотрение групп индикаторов, характеризующих учебный процесс, данный количественный метод может быть применен и для проведения оценки эффективности работы и определения потенциала или рейтинга университетов и других вузов страны. Он может быть рекомендован для использования академиями наук, министерствами науки и образования, здравоохранения, сельского хозяйства стран СНГ и Восточной Европы, а также для разработки предложений по повышению эффективности деятельности отраслевых научных учреждений, совершенствованию или реорганизации их структуры. СИ Статья поступила в редакцию 20.01.2015 г.

Подготовила Ирина ЕМЕЛЬЯНОВИЧ

See: http://innosfera.by/2015/05/scientific_institutions

Summary

The quantitative method of the scientific institutions (SI) activity effectiveness and its rating estimation there was elaborated on the base of 11 related indicators groups were marked in the conditioned ball and including all the main SI activity kinds and results, that were obtained SI during the definite period. The proposal method was realized by the quantitative complex analyses of the absolute (integral) and the relative (specific) activity indicators for the corresponding intimate SI working period of 3-5 years. The method allows to estimate the SI rating and classified the SI into three categories: the leaders, the stabile working, and the worst SI, and also to formulate the suggestions for the SI work effectiveness increasing and SI structure improvement.

Литература

1. Разработка рекомендаций по применению оценки эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности с использованием передового зарубежного опыта и на ее основе анализ результативности системы научных исследований и разработок в России в сравнении с зарубежными странами // Миннауки и образования РФ.- М., 2005.

2. Н. И. Костромина, Л. Ф. Шайбакова. Оценка эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности государственных научных центров Российской Федерации. // Труды Уральского государственного экономического университета.- Екатеринбург, 2004.

3. Journal Impact Factor, 2013. Электронный ресурс: http://www.kntu.ac.lr/dorsapax/userfiles/file/ momayezeh/2013.pdf.

4. А. Е. Варшавский. Реальная результативность российской науки // Концепции. 2 0 05, № 1. С. 21-36.

5. М. В. Кремков, Ш. А. Назиров, А. А. Умаров. К вопросу определения эффективности деятельности научных организаций // Проблемы информатики и энергетики». 2010, № 2. С. 46-54.

6. М. В. Кремков, А. А. Умаров. Методологические основы оценки деятельности научных организаций: мировой и отечественный опыт // Экономика и финансы. 2010, № 5-6. С. 57-65.

7. М. В. Кремков, А. А. Умаров. Количественная система оценки эффективности деятельности и определения рейтинга научных учреждений Академии наук Республики Узбекистан // Проблемы информатики и энергетики. 2011, № 3. С. 41-50.

8. А. С. Кулагин. Оценка и самооценка научной организации // Инновации. 2011, № 10.

9. А. Соболевский. Организация науки // Наука Сибири. 2011, № 8.

10. Е. Дудин. Утвержден предварительный список показателей оценки эффективности НИИ // газета «Коммерсант». 28.07.2014.

«четвертую

Владимир Колотухин,

заведующий

сектором

научно-

технологического развития Института экономики НАН Беларуси

На мировом рынке наряду с товарами, работами и услугами «четвертую корзину» составляют объекты интеллектуальной собственности (ОИС). В Республике Беларусь, как и в других странах Евразийского экономического сообщества, этот рынок находится в стадии формирования. К примеру, в России в среднем из 265 полученных научных результатов только один становится объектом правовой охраны. Вклад добавленной стоимости, которая образуется от оборота интеллектуальной собственности, в ВВП РФ - менее 1%. Это не просто мало, это очень мало. В США этот показатель равняется 12%, в Германии - 7-8, а в Финляндии - 20% [1].

В нашей стране на 31 декабря 2013 г. было зарегистрировано более 79,6 тыс. научно-исследовательских опытно-конструкторских работ и на это время действовало 6974 патентов, принадлежащих национальным заявителям, из них 3720 - на изобретения, 2373 - на полезные модели, 881 - на промышленные образцы. Таким образом, один объект правовой охраны в сфере ИС, действующий в 2014 г. получен в результате выполнения 12 НИОКР. Следующая проблема вытекает из того, что в течение последнего десятилетия в объеме финансирования научной сферы удельный вес бюджетных средств составляет около 50%, однако с их использованием коммерциализировано только 15% патентов на изобретения, 10% - на полезные модели и 11% -на промышленные образцы [2, 3].

Установление обладателя имущественных прав и распределение доходов между организациями-исполнителями и государством

Указ Президента Республики Беларусь от 04.02.2013 г. № 59 «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств» (аналог американских законов Байя-Доула и Стивенсо-на-Уайдлера) при определенных условиях наделяет правами ИС организации-исполнители, создавшие научно-техническую продукцию, однако в нем отсутствует четко сформулированный порядок установления обладателя имущественных прав (пп. 8-10). В Указе также нет положений о совместном владении ими (долевом участии в правах заказчика, исполнителя и автора служебного изобретения).

Для успешного введения в гражданский оборот научных результатов государству потребуются значительные материальные и интеллектуальные ресурсы. В условиях ограниченного финансирования следует привлекать внебюджетные средства, что напрямую зависит от установления прав на ОИС. Опыт и квалификация их создателей позволит отобрать и обеспечить реализацию только конкурентоспособных технологий, освоение которых может дать наибольший эффект как в экономическом, так и социальном плане.

Предлагается сохранить предложенный в Указе механизм администрирования только для тех ОИС, которые относятся к сфере интересов государственной безопасности, а для остальных предусмотреть передачу права собственности организациям-разработчикам без согласований. Необходимо внести в документ поправку, устанавливающую долевое распределение имущественных прав заказчика, исполнителя, автора на доходы, полученные от коммерциализации этих прав (как это предусмотрено в законе Стивенсона-Уайдлера).

Финансирование патентных исследований на макро- и микроуровнях

В нашей стране подготовлен и осуществляется комплекс мер по повышению наукоемкости ВВП. Так, План мероприятий Совета Министров Республики Беларусь к 2015 г. предусматривает следующую структуру финансирования научных исследований и разработок: треть - республиканский бюджет, треть - средства белорусских организаций-заказчиков и треть - за счет выполнения международных контрактов. Для решения постав-

2009 2010 2011 2012 2013 2014

Экспорт 9,5 8,5 22,8 22,9 27,7 38,8

Импорт 89,6 102,7 90,2 106,8 145,1 202,2

Сальдо -80,1 -94,2 -67,4 -83,9 -117,4 - 163,4

Таблица. Сведения об экспорте и импорте услуг «Плата за исполь-зованиеобъектов интеллектуальной собственности», млн долл.

Результаты патентно-лицензионной деятельности предопределяют отрицательное сальдо в торговле ОИС - за 2009-2014 гг. оно составило более 600 млн долл., за рассматриваемый период ежегодно импорт превышал экспорт по статье «Плата за использование объектов интеллектуальной собственности» в 4-5 раз [4]. Динамика результатов торговли ОИС на внешнем рынке за 2009-2014 гг. приведена в табл.

В структуре денежных поступлений от коммерциализации ОИС преобладают средства, полученные за счет реализации незапатентованных результатов исследований и разработок - за последние 3 года их доля составила две трети в общем объеме доходов, от продажи объектов промышленной собственности - около 30%.

Менее 10% приходится на ОИС, выполненные за счет средств республиканского и местного бюджетов, экспорт нововведений составил 54,3% и получены ресурсы еще в большей степени (80%) за счет реализации незапатентованных результатов исследований и разработок. Из общего объема отгруженной инновационной продукции и оказанных услуг инновационного характера менее половины были новыми для внутреннего рынка, и менее одного процента - для мирового.

Анализ показателей коммерциализации научно-технической продукции и объектов интеллектуальной собственности позволяет сделать вывод о низкой эффективности патентно-лицензионной деятельности. В индустриально развитых странах ее стимулирование осуществляют с помощью:

■ предоставления прав на интеллектуальную собственность, созданную за счет или с привлечением бюджетных средств организациям-исполнителям;

■ финансирования или льготирования проведения патентных исследований на макро- и микроуровнях;

■ льготного налогообложения доходов от передачи прав на объекты промышленной собственности;

■ создания структур, специализирующихся на коммерциализации изобретений [5].

В Республике Беларусь, исходя из долгосрочных перспектив развития сферы, выделены следующие направления совершенствования организации управления интеллектуальной собственностью.

ленной задачи с прошлого года разрешено включать в состав затрат, учитываемых при налогообложении, расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы с применением повышающего коэффициента до 1,5 включительно. Такое право распространяется на те результаты, которые не завершились созданием нематериального актива и которые зарегистрированы в установленном порядке в Государственном реестре НИОКР. Реализация данной льготы позволит увеличить объемы внебюджетной тематики, повысить их долю в затратах на науку [2].

Также необходимо на порядок увеличить расходы на изобретательскую и патентно-лицензионную деятельность. Для ее активизации рекомендуется направлять не менее 10% затрат на НИОКР на правовую охрану ИД и маркетинговые исследования. К тому же не менее 10% научных работников должны составлять специалисты - посредники между продавцами и покупателями (патентоведы, маркетологи, менеджеры, экономисты, юристы).

В расходах бюджета на науку следует отдельной строкой выделить затраты на правовую охрану ОИС и на эту сумму уменьшить налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль субъектам хозяйствования.

Необходимость активизации маркетинговой и патентно-лицензионной деятельности обусловлена ее значимостью для повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке, а увеличение расходов на ее проведение -высокой трудоемкостью работ, связанных с охраной, защитой и коммерциализацией нововведений. В значительной степени неблагоприятная динамика торгового обмена белорусскими высокотехнологичными товарами обусловлена низким уровнем их патентования на зарубежных рынках. В то время как в развитых странах экспортируемая продукция на 80% защищена охранными документами, наша - не более чем на 5%. К тому же в объеме затрат на технологические инновации в промышленности за последние четыре года удельный вес маркетинговых исследований сократился в 4 раза (0,1%), а расходы на приобретение прав на ОПС -вдвое (0,04%) [3, 6].

Успешная реализация политики в сфере ИС возможна только при хорошо отлаженном организационном сопровождении основных четырех этапов, связанных с созданием, правовой охраной, введением в гражданский оборот и защитой ОПС.

Как показывает практика ведущих научных учреждений, для обеспечения высокой эффективности системы управления ИС на предприятии необходимо прежде всего создать соответствующую инфраструктуру, разработать нормативно-правовую базу, а также обеспечить проведение

анализа результативности работы как на каждом из этапов, так и всей системы в целом [5]. Комплекс мероприятий, связанный с коммерциализацией научных результатов, должен включать оценку патентного поля, предварительные маркетинговые исследования, поисковые и полномасштабные НИР, изобретательскую и патентно-лицензионную деятельность (патенты, лицензии), инновационный маркетинг, создание опытных образцов, коммерциализацию, организацию инновационного бизнеса и выход на рынок. Кроме того, на каждом этапе необходимо определить реальность достижения цели, степень обеспеченности ресурсами.

Для реализации всего комплекса работ по сопровождению НИОКР в научных организациях необходимы патентоведы, маркетологи, экономисты. Для обучения таких специалистов необходимо на базе высшего образования начать подготовку вышеназванных специальностей. В стране повсеместно ощущается дефицит профессорско-преподавательского состава в этой области знаний, поэтому для укомплектования кафедр необходимо активно привлекать специалистов Национального центра интеллектуальной собственности. Одновременно ведомствам следует предусмотреть формирование государственного заказа на подготовку/переподготовку кадров.

Целесообразно, на наш взгляд, изменить порядок финансирования НЦИС. В настоящее время весь объем пошлин за патентно-лицензионное обслуживание, получаемый им, полностью направляется в государственный бюджет. При этом результативность работы Центра не зависит от заработанной суммы - чем больше выполнен объем работ (тем больше сумма патентных пошлин), тем меньше процент перечислений. В то же время при существующем финансировании патентного ведомства не представляется возможным своевременно обеспечить выдачу охранных документов (один - два года), сроки рассмотрения заявок на объекты промышленной собственности составляют 2-3 года. Поэтому предлагается фиксированный процент из полученных средств перечислять на содержание НЦИС, а оставшиеся деньги направлять на патентование объектов промышленной собственности за рубежом и поддержание в силе ранее выданных патентов. Укрепление кадрового потенциала и технической оснащенности центра позволит сократить рассмотрение заявок до нормативного срока и окажет существенное влияние на коммерциализацию ОПС.

При министерствах и ведомствах, где имеется значительный научно-технический потенциал (НАН Беларуси, Министерство промышленности, Министерство образования и Министерство

здравоохранения), а также при ГКНТ Республики Беларусь стоит также создать патентные агентства. Они на коммерческой основе будут вести патентно-лицензионную деятельность и, исходя из мировой практики, направлять одну треть доходов авторам, вторую - патентным агентствам, третью перечислять в республиканский бюджет (для восполнения потерь от неперечисления патентных пошлин) [6].

В странах ЕС, США, Китае, Японии, Корее создана и эффективно функционирует сеть агентств, осуществляющих комплекс работ по патентованию инноваций, - подача заявок, оплата их оформления, ежегодные сборы за патенты; выдача лицензий на запатентованную интеллектуальную собственность; защита права собственности от возможных нарушений; сбор роялти, а также его распределение между агентством, институтом или университетом, где данная ИС была создана, и ее изобретателем); выявление перспектив коммерциализации разработки, организация малых инновационных предприятий для реализации одного или ряда патентов. Прямое финансирование агентств (гранты, займы на льготных условиях, иные программы субсидирования) сочетается с государственными дотациями малых и средних компаний, связанными с оформлением прав на промышленную собственность (максимально разрешенная сумма в ЕС составляет 5 млн евро) [5].

Создание патентных агентств при министерствах и ведомствах и укрепление патентно-лицензионных служб в отечественных организациях, осуществляющих научно-техническую и инновационную деятельность, позволит наладить работу по охране и коммерциализации нововведений.

Оценка результатов интеллектуальной деятельности

От ученого, работающего в НИИ, ожидается как можно больше патентных заявок, в то же время у научных организаций не хватает ресурсов, чтобы далее заниматься судьбой полученных охранных документов. Многие исследователи получают патенты для решения своих локальных задач и не собираются их коммерциализировать или строить на них свои патентные стратегии. Поэтому для оценки результатов изобретательской и патентно-лицензионной деятельности предлагается пересмотреть действующую систему.

На макроуровне ее нужно дополнить следующими показателями:

■ количество патентов на объекты промышленной собственности, поддерживаемых в силе /

зарегистрированных, коммерциализированных / поддерживаемых в силе;

■ доля квалифицированных кадров в области интеллектуальной собственности на 100 научных сотрудников.

При оценке деятельности научного учреждения на микроуровне необходимо учитывать в большей степени качественные показатели патентно-лицензионной деятельности, чем количественные:

■ объем патентного портфеля (число патентов и их структура);

■ наличие патентов, выданных ведущими (всемирно признанными) патентными организациями;

■ количество заключенных лицензионных договоров и договоров отчуждения на внутреннем и внешнем рынках;

■ патентоотдача (прибыль от действующих патентов);

■ доход от внутренних затрат на НИОКР;

■ доля охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, полученных при выполнении НИОКР;

■ объем договоров коммерческого использования интеллектуальной собственности к общему финансированию;

■ составляющая ОИС в активах предприятий инновационного сектора.

Сотрудничество в сфере интеллектуальной собственности в ЕАЭС

Необходимым условием эффективной интеллектуальной деятельности в странах - членах ЕАЭС выступает согласованное государственное (межгосударственное) регулирование, которое предполагает следующие направления [7]:

■ государственную стратегию инновационного развития через рынок интеллектуальной собственности;

■ систему учета НИОКР и распределения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные при бюджетном финансировании;

■ единые правила - стандарты формирования, оборота (коммерциализации) и защиты интеллектуальной собственности;

■ систему индикаторов и показателей оценки результатов научно-технической деятельности на макро- и микроуровнях;

■ обеспечение высокого уровня профессионализма как специалистов в организациях, так

и посредников в сфере права, экономики и управления ИС;

■ эффективную правовую защиту, контроль

и надзор в сфере интеллектуальной собственности.

Инструменты бизнеса ЩЩ

На современном этапе большое значение имеет формирование единого правового режима интеллектуальной собственности в странах - членах ЕАЭС. На первоначальном этапе необходимо разработать и принять стандарт «Интеллектуальная собственность. Термины и определения», что позволит гармонизировать понятийный аппарат в нормативных документах на национальном и межнациональном уровнях. Сотрудничество в этой сфере можно начинать с разработки механизма мотивации от автора до инвестора через коммерциализацию интеллектуальной собственности и кредитование инновационных проектов под ее обеспечение, а также с подготовки специалистов (патентоведов, маркетологов) в структурах, осуществляющих патентно-лицензионную и инновационную деятельность. В настоящее время соответствующие кадры готовятся только в России - каждый год Российской государственной академией интеллектуальной собственности (РГАИС) выпускается 300 специалистов, что недостаточно даже для укомплектования региональных патентных ведомств [8]. В научных организациях НАН Беларуси в течение последних пяти лет к работе ежегодно приступают в среднем два дипломированных патентоведа.

Учитывая бедственное положение с подготовкой кадров высшей квалификации в сфере управления интеллектуальной собственностью в странах ЕАЭС, необходимо наладить мониторинг работы национальных вузов в подготовке и реализации образовательных программ и учебных курсов, создании специализированных кафедр и распространении этого опыта через межгосударственные органы, а также обеспечить первоочередное финансирование обучения специалистов. СЗ

See: http://innosfera.by/2015/05/fourth_basket

Литература

1. Куракова Н., Зинов В., Комаров В., Павлов П. Долгосрочные прогнозы как инструмент формирования научно-технологической политики // Экономическая политика». 2014, № 4. С 7-32

2. Аналитический доклад«О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2013 года» / под ред. А. Г. Шумилина, В. Г. Гусакова.-Мн.: ГУ «БелИСА», 2014.

3. О научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2013: стат. бюллетень / Национальный статистический комитет Республики Беларусь.- Мн., 2014.

4. Внешняя торговля услугами Республики Беларусь за 2009-2014 гг. Электронный ресурс: шфой/ехроЛЫез.

5. Кудашов В. И., Нечепуренко Ю. В. Интеллектуальная собственность: экономические и организационно-правовые механизмы управления - Мн., 2013.

6. Валерий Кудашов. Коммерциализация инноваций // Наука и инновации. 2008, № 3. С 59-62.

7. Рекомендации участников VI Международного форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности. Электронный ресурс: rnilis.ru/index2/php7optiom.

8. Куракова Н. Г., Зинов В. Г., Цветкова Л. А., Еремченко О. А., Комарова А. В., Комаров В. М., Сорокина А. В., Павлов П. Н., Коцюбинский В. А. Национальная научно-технологическая политика «быстрого реагирования»: рекомендации для России / аналитический доклад под редакцией Н. Г. Куракова.- М., 2014.

Михаил Латушко,

доцент кафедры

менеджмента

и маркетинга

Белорусского

государственного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

аграрного

технического

университета,

кандидат военных

наук, доцент

Михаил Радько,

доцент кафедры

менеджмента

и маркетинга

Белорусского

государственного

аграрного

технического

университета,

кандидат

экономических наук, доцент

БЕНЧМАРКИНГ -

МЕТОД

УПРАВЛЕНИЯ

БИЗНЕСОМ

Резюме. В статье раскрывается сущность и содержание бенчмаркинга как современного метода управления бизнесом в условиях конкуренции, показан зарубежный опыт его использования. Представлены возможности и препятствия в применении бенчмаркинга белорусскими предприятиями. Ключевые слова: бенчмаркинг, концепция, метод, бизнес, анализ, менеджмент, маркетинг, эффективность.

В условиях глобализации и преддверии возможного вступления Республики Беларусь в ВТО многие предприятия испытывают немало трудностей, пытаясь быть конкурентоспособными как на национальном, так и на международном уровне. В связи с необходимостью использования внешних факторов, которые влияют или могут воздействовать на поведение фирмы и ее продукцию на рынке, на взаимоотношения с партнерами и конкурентами, потребовался современный инструмент конкурентной борьбы, который связан с идентифицированием и поиском результатов наиболее успешной практики с целью применения в собственных компаниях для повышения производительности. Этот новый метод управления бизнесом позволяет предприятиям совершенствоваться, взаимодействуя с другими игроками рынка и выявляя инструменты превосходства, целенаправленно внедряя их в свою деятельность и лучше используя потенциал роста.

Бенчмаркинг (англ. benchmarking: bench - место, marking - отметить) - концепция, в основе которой лежит идея изучения, сравнения и применения лучшего делового опыта частных и государственных организаций для совершенствования деятельности своего предприятия. Иногда проводится сравнение внутри одной и той же фирмы. Бенчмаркинг основывается на теории изучения сильных сторон организации труда, предложенной еще в конце XIX в. Ф. Тейлором.

По данным консалтинговой компании Bain & Company, в последние годы бенчмаркинг входит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.