Научная статья на тему 'Управление интеллектуальной собственностью на макро- и микроуровнях'

Управление интеллектуальной собственностью на макро- и микроуровнях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колотухин Владимир

Статья описывает проблемы, связанные с защитой и коммерциализацией объектов промышленной собственности в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual property management at macro-and microlevels

The paper describes the problems connected with protection and commercialization of industrial property in Belarus, states the main tasks that should be implemented to increase the efficiency of results of an intellectual activity.

Текст научной работы на тему «Управление интеллектуальной собственностью на макро- и микроуровнях»

СИНЕРГИЯ ЗНАНИЙ

Управление интеллектуальной

собственностью

на макро- и микроуровнях

Эффективно функционирующая система управления результатами интеллектуальной деятельности в развитых странах доказала свое стимулирующее воздействие на развитие науки, производство и экономики в целом. Республика Беларусь одна из первых стран СНГ создала правовые условия для охраны и коммерциализации объектов промышленной собственности (ОПС), в результате чего изобретательская и патентно-лицензионная работа активизировалась. За 2007-2011 гг. число зарегистрированных патентов на изобретения увеличилось на 7%, полезные модели - на 11%, промышленные образцы - в 1,3 раза [1-3].

Вместе с тем достижения в этой сфере нельзя признать удовлетворительными. По состоянию на конец прошлого года в Республике Беларусь поддерживалось в силе только 32% патентов на изобретения, 33% на полезные модели и 53% на промышленные образцы от общего числа зарегистрированных в НЦИС. Доля действующих патентов на протяжении последних пяти лет снизилась по ОПС на 20, 5 и 4 пункта соответственно (рис. 1). Соотношение прекративших действие патентов с вновь зарегистрированными составило 75, 84 и 56% (рис. 2).

Владимир Колотухин,

завсектором научно-технологического развития Института экономики НАН Беларуси

В 2007-2011 гг. использовалось 3-4% зарегистрированных патентов, однако следует отметить, что в последние годы активизировалась коммерциализация ОПС. К примеру, в 2011 г. зарегистрировано договоров о передаче прав на ОПС в 1,8 раза, в том числе лицензионных в 2,7 раза больше, чем в 2007 г. [1].

На результаты патентно-лицензионной деятельности существенно влияют следующие недостатки в организации работы соответствующих служб:

■ патентование ОПС часто напрямую не связано с экономической стратегией развития учреждения;

■ при оформлении заявок на ОПС продолжает действовать старая советская система, в соответствии с которой большую долю изобретений составляют так называемые бумажные, цель которых - использование для диссертации, повышения имиджа работника в глазах руководства;

■ как правило, не проводится экспертиза изобретений на предмет их экономической эффективности, то есть патентование отдано на откуп авторам ОПС, хотя должно быть прямой обязанностью нанимателя;

■ не везде есть патентно-лицензионный отдел, укомплектованный профессиональными кадрами;

■ отсутствует внутренняя нормативно-правовая база, регулирующая весь комплекс вопросов по управлению ИС;

■ у правообладателей не хватает валютных средств для патентования ОПС за рубежом;

■ не отслеживается несанкционированное использование ОПС за рубежом.

Патентное законодательство Республики Беларусь соответствует законодательству индустриально развитых стран, однако механизмы его реализации не отлажены. В ряде случаев нарушения прав ИС обусловлены несовершенством практики патентования, которая не гарантирует владельцу патента защиты его интересов. Так, если уникальная идея запатентована, но не реализована, есть вероятность, что она будет технически исследована компанией, обладающей достаточными научными и финансовыми возможностями, будет получен охранный документ и воплощен в конкретном продукте. В таком случае истинному автору идеи будет сложно защитить свои права.

В большей степени тормозит коммерциализацию ОПС отсутствие у организаций-исполнителей прав на результаты исследований. Поэтому целесообразно закрепить за государственным заказчиком возможность распоряжаться только теми из них, которые относятся к интересам обороны и национальной безопасности страны, а также теми, где требуется доведение до стадии промышленного освоения и выпуска готовой продукции (финансирование всех стадий инновационного цикла берет на себя государство).

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ

Права на другие результаты интеллектуальной деятельности следует передавать государственной организации-исполнителю при условии введения ОПС в гражданский оборот или на конкурсной основе (не обязательно в полном объеме возмещая расходы на создание ОПС) инвестору, либо иным коммерческим организациям (резидентам Республики Беларусь) на условиях доведения разработки до промышленного применения.

Как показывает практика, в современных условиях необходимы не отдельные охранные документы, а поток постоянно обновляемых патентов, поддерживающих мировой приоритет и монопольное право на рынке ОПС. Такие задачи самостоятельно решить отдельные предприятия не могут, именно здесь необходима серьезная поддержка государства, только тогда будет обеспечена защита отечественного рынка национальными патентами.

Вторым ключевым элементом в совершенствовании системы управления ИС является стимулирование изобретательской и патентно-лицензионной деятельности. Здесь первостепенную роль играют косвенные методы финансирования в виде включения в систему налогообложения такой категории, как инновационная премия. Она представляет собой компенсацию финансовых затрат инновационных субъектов хозяйствования по уплате налогов и сборов в бюджет в течение определенного периода времени.

Стимулирующий характер в деле создания ОИС носят льготы по патентным пошлинам. Их взимание в нашей стране регулируется Указом Президента от 24.08.2006 г. №513 «О патентных пошлинах». Согласно нормам документа, для резидентов Республики Беларусь за весь комплекс работ, связанный с подачей заявки, проведением ее экспертизы и регистрацией в Государственном реестре изобретений, взимается патентная пошлина в размере от пяти базовых величин. Поддержание в силе патента по годам составляет от 0,5 до 6 базовых величин, кроме того, большая категория физических лиц имеет льготы на оплату пошлины. Для нерезидентов Республики Беларусь она гораздо выше - от 100 до 14 250 долл.

Рис. 1. Доля действующих от зарегистрированных патентов (в %)

Непосильным бременем для научных организаций и большинства предприятий являются патентные пошлины при зарубежном или международном патентовании изобретений, где размеры их составляют 20-40 тыс. долл. Это одна из причин отрицательного сальдо в международной торговле объектами интеллектуальной собственности, которое в прошлом году составило 70,7 млн долл. [1, 4].

Для активизации патентования изобретений за границей и поддержания патентов в силе целесообразна такая форма государственной поддержки, как иннова-

ционный ваучер. Его стоимость будет доходить до 50 тыс. долл. и предназначена для финансирования работ, связанных с получением патента.

Необходимо также создавать и развивать инфраструктуру и субъекты правоотношений в области охраны ОИС. В научных учреждениях и на большинстве предприятий соответствующие службы отсутствуют или работает один-два патентоведа. В ТНК их численность составляет сотни человек, у нас самый большой штат - 8 сотрудников [5]. К тому же отечественные вузы патентоведов не

Рис. 2. Соотношение прекративших действие патентов с вновь зарегистрированными (в %)

№12(118) Декабрь 2012 НАУКА И ИННОВАЦИИ

43

СИНЕРГИЯ ЗНАНИИ

готовят. Действующие краткосрочные курсы повышения квалификации работников патентных служб, семинары по вопросам патентно-лицензионной деятельности, периодически организуемые НЦИС, не решают проблему. Существует необходимость создания в одном из университетов факультета или кафедр, готовящих специалистов такого профиля.

В 1990-х гг. большинство научных организаций ликвидировали или сократили свои патентные и внедренческие службы, поэтому вопросами коммерциализации результатов НИОКР начали заниматься, как правило, сами ученые, что привело к негативным последствиям. Исправить ситуацию поможет создание эффективной системы управления интеллектуальной собственностью в данной сфере.

Предварительным условием введения оПс в гражданский оборот является документальное подтверждение факта создания и наличие прав, оценка конкурентоспособности продукта, содержащего ОПС, оценка его стоимости и постановка на бухгалтерский учет.

В первую очередь необходимо наладить на предприятиях раздельный учет совокупности затрат на производство продукции на базе ОПС и результатов ее реализации. В настоящее время в большинстве случаев объекты промышленной собственности учитываются лишь по расходам на правовую охрану.

С этой целью в научных организациях предлагается провести:

■ инвентаризацию всех результатов научной и научно-технической деятельности организации (накопленных и вновь созданных);

■ отбор наиболее перспективных инновационных проектов для формирования портфеля ОПС, представляющих интерес для коммерциализации;

■ оценку/переоценку коммерческой значимости и необходимости поддержания в силе полученных охранных документов;

■ оценку и постановку на бухгалтерский учет коммерчески реализуемых и значимых изобретений;

■ мониторинг эффективности результатов изобретательской и патентно-лицензионной деятельности.

Приведенный перечень - это необходимый минимум для создания условий выявления и коммерциализации научно-технической продукции. Помимо этого следует создать благоприятные условия для развития предприятий инновационного сервиса. Это ряд субъектов инновационной инфраструктуры, предоставляющих широкий спектр услуг в области:

■ консалтинга - консультации и экспертиза в сфере экономики и производства; подготовка бизнес-планов, поиск партнеров и инвесторов; содействие в продвижении научно-технических разработок

и наукоемкой продукции на рынки сбыта, включая маркетинг, рекламу, выставочную и патентно-лицензионную деятельность;

■ инжиниринга - комплекс инженерно-консультационных услуг, организация производства и освоения технологий, а также предпроектные и проектные разработки;

■ аудитора - независимый контроль и анализ финансовой деятельности предприятия;

■ права - консультации в области права, хозяйственной и внешнеэкономической деятельности.

Для более широкого использования ОПС необходимо создать структурные подразделения в университетах и научно-исследовательских институтах (в первую очередь в научных учреждениях НАН Беларуси), ответственные за коммерческую реализацию результатов интеллектуальной деятельности, включающие в состав патентоведов, маркетологов, экономистов. Следует использовать возможности, предоставляемые законодательством научным организациям, по части создания при них инновационных предприятий, консалтинговых и инжиниринговых фирм с правом юридического лица.

Значительным подспорьем в деле создания и коммерциализации нововведений может стать стимулирование физических лиц за разработку и введение в коммерческий оборот ОПС в реальном секторе экономики. Оно осуществляется на основе Положения о порядке и условиях государственного стимулирования создания и использования объектов промышленной собственности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.03.1998 г. №368. За истекший

период положение претерпело несколько дополнений и изменений и в последней редакции от 19.02.2010 г. в полной мере учитывает интересы как авторов, так и лиц, содействующих использованию ОПС.

Однако наряду с конструктивными нормами в нем прослеживаются моменты, противоречащие другим нормативно-правовым актам. В частности, в правилах калькулирования себестоимости расходы, связанные с вознаграждением лиц, содействующих созданию и использованию ОПС, производятся из фонда заработной платы, который, во-первых, является налогооблагаемым, а во-вторых, размер его определяется в смете затрат позже других статей расхода. В то же время вознаграждение разработчикам ОПС выплачивается из статьи «Прочие затраты», которая не входит в налогооблагаемую базу. Кроме того, у авторов и соавторов объектов авторского права больший объем льгот, чем у создателей объектов промышленной собственности, что является также антистимулом изобретательской деятельности. Для ликвидации этого пробела следует из облагаемого налога для всех объектов интеллектуальной собственности, во-первых, вычитать материальные затраты, во-вторых, соответствующий единый налог с вознаграждения удерживать с источника выплаты. А руководителям субъектов хозяйствования необходимо более активно стимулировать изобретательскую активность. Имеющийся опыт в данной сфере свидетельствует о том, что применение многообразных форм поощрения новаторов - более гибкие и управляемые рычаги материальной поддержки и оценки творческого вклада автора, чем непосредственное получение прав на изобретение. ■

Литература

1. Годовой отчет Национального центра интеллектуальной собственности ГКНТ Республики Беларусь за 2011 год / Л.И. Воронецкий. - Мн., 2012.

2. Нечепуренко Ю.В. Управление интеллектуальной собственностью в научно-образовательной сфере. - Мн., 2009.

3. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2010 года: Аналитический доклад / В.В. Недилько [и др.]. - Мн., 2010.

4. Воронецкий Л.И. Интеллектуальная собственность: состояние и перспективы // Интеллектуальная собственность в Беларуси. 2007, №4. С. 12-18.

5. Кудашов В.И. и др. Стимулирование коммерциализации инноваций. - Мн., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.