световых мельканий (КЧСМ). Лабильность характеризует скорость возникновения и прекращения нервных процессов.
Психоэмоциональная устойчивость и стабильность, психоэмоциональные состояния респондентов также диагностировадись в процессе эксперимента с помощью аппаратурно-программного комплекса «Активациометр - АЦ-9К».
Полученные результаты диагностики были учтены при организации коррекционно-развивающей работы со студентами по формированию психоэмоциональной устойчивости. Коррекционно-развивающая программа включала современные формы и методы формирования саморегуляции: самооценки, самоконтроля, самонастройки, помехоустойчивости, стабильности психоэмоциональных состояний.
По окончании формирующего этапа эксперимента более равномерная положительная динамика психоэмоциональной устойчивости зафиксирована в экспериментальной группе за счет снижения негативного влияния стрессовой ситуации на такие компоненты, как самоконтроль и стабильность. Наблюдается существенный рост всех показателей стабильности в фоновой ситуации и устойчивости психомоторной деятельности в экстремальной ситуации, что связано с ростом уровня развития психоэмоциональной устойчивости в ходе реализации коррекционно-развивающей программы.
Выводы. Таким образом, психолого-педагогические исследования, посвященные изучению формирования психоэмоциональной устойчивости у студентов - будущих педагогов, являются весьма актуальными в современной психологии и педагогике. Реализация указанных психолого-педагогических условий позволяет совершенствовать процесс профессиональной подготовки будущих педагогов. Предполагаем, что формирование психоэмоциональной устойчивости у студентов в период обучения в педагогическом вузе будет способствовать успешному выбору ими эффективных способов саморегуляции психоэмоциональных состояний в условиях напряженной эмоциональной обстановки социального взаимодействия в профессиональной деятельности.
Литература:
1. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. - 1989. -№ 4. - С. 141-149.
2. Браун Джеймс. Психология Фрейда и постфрейдисты / Пер. с англ. - М.: Рефл-бук, 1997. - 304 с.
3. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора. -М.: Наука, 1974. - C. 138-172.
4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.
5. Крупник Е.П., Лебедева Е.Н. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21 - № 6. - С. 12-23.
6. Милашина О.Г. Социально-психологический тренинг как средство коррекции тревожности студентов вузов. Дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01. - Новосибирск, 2010. - 265 с.
7. Митина Л.М. Эмоциональная устойчивость учителя: психологическое содержание, генезис и динамика // Школа здоровья. - 1995. - Том 2 - № 1 - С. 25-42.
8. Писаренко В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека // Психологический журнал. - 1986. - Том 7. - № 1. - С. 62-72.
9. Прозорова М.Н. Образовательная рефлексия как механизм формирования учебно-профессиональной деятельности студентов. [Электронный ресурс1 // Эмиссия. Письма в Оффлайн. (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - 2013. - №2 (февраль). ART 1956. - URL: http://www.emissia.org/offline/2013/1956. htm (дата обращения 23.05.2019).
10. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 5. Мотивация. Эмоции. Структура личности. Пер. с франц. / Ред.-сост П. Фресс и Ж. Пиаже; Предисл. и общ. ред. А.Н. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1975. - 288 с.
11. Черникова О.А. Исследование эмоциональной устойчивости как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям // Психологические вопросы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1967. - С. 3-13.
12. Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook for the Sixteen Personality Factor Questionnaire (16 PF). Champaign IL: Institute for Personality and Ability Testing, 1970. - 249 p.
13. Guilford J.P. The Nature of Human Intelligence. New York: McGraw-Hill, 1967 - 538 p.
14. Kobasa S.C. Stressful life events, personality and health: an inquiry into hardiness // Journal of personality and social psychology. 1979. No. 37. P. 1-11.
15. Selie H. Stress in Health and Disease. Butterworths, 1976 - 1256 р.
Психология
УДК 81.272
старший преподаватель Кривошеева Елена Николаевна
Российский университет дружбы народов (г. Москва); старший преподаватель Луковцева Виктория Николаевна
Российский университет дружбы народов (г. Москва)
СТЕРЕОТИПЫ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются стереотипы речевого поведения мужчин и женщин с учетом социальных факторов: пола, возраста и типа образования, которые влияют на формирование этих стереотипов, а также анализируются особенности их проявления в реальном общении. Ключевые слова: гендерные стереотипы, речевое поведение, речь мужчин и женщин. An^tatton. This article is concerned with the study of stereotypes of female and male speech behavior, taking into account the social factors of gender, age and type of education. The analysis of stereotypes, and the features of their manifestation in socializing, and intellectual communication is given. Keywords: gender stereotypes, speech behavior, male and female speech.
Введение. В первой половине 20-го века целенаправленные тендерные исследования не проводились, но наличие различий в речевом поведении мужчин и женщин не вызывало сомнений (труды Эсперсена, Сепира, Маутнера [6]). Известно, что пол говорящих несомненно влияет на коммуникативное поведение участников общения независимо от их роли в конкретном речевом акте и существуют тендерные стереотипы, некоторые из которых даже зафиксированы в языке (например, в русских пословицах и поговорках) [9]: «Женский язык похож на ведьму», «Приехала женщина из города, принесла новости в трех коробках», «Женщины умеют хранить секреты вместе» и пр.
Объектом исследования были выбраны речевые гендерные стереотипы, то есть, репрезентация.
Предметом исследования стала реализация гендерных стереотипов речи в коммуникативном поведении студентов.
Целью работы являлось выявление, описание и анализ реализации речевого гендерного стереотипа внутри русского языка, студенческий дискурс, а именно, аналитические занятия и семинары с учетом влияния социальных факторов на формирование самих стереотипов.
Изложение основного материала статьи. Стереотипы рассматриваются как элемент системы «mentefects» «элементы» содержания «сознания». В понимании В. В. Красных [7, 8] стереотипы являются «неким» представлением «фрагмента окружающей действительности, зафиксированной мысленной картины», которая является результатом отражения в осознание личности «типичного» фрагмента реального мира, определенного инварианта, определенной части картины мира. Стереотип есть фрагмент картины мира, который существует в нашем сознании как некое устойчивое, минимизированное инвариантное представление, обусловленное спецификой и особенностями национальности и культуры [9]. При этом стереотипы можно разделить на две группы:
1) стереотипы поведения, которые предписывают определенное коммуникативное действие в данной ситуации и рассматриваются как канон, то есть, выполняют предписывающую функцию;
2) стереотипы представления, которые являются клише сознания, определенных представлений о ситуации или объекте, предсказывающие набор связанных с ними ассоциаций, то есть стандарты, которые выполняют прогностическую функцию [2].
В зависимости от объекта стереотипирования, среди стереотипов можно выделить стереотипные ситуации и стереотипы-образы, которые хранятся в сознании человека. Стереотипы-ситуации и стереотипы-образы, по всей видимости, хранятся в сознании в виде клише, однако первые могут актуализироваться как штампы в процессе общения. Особенностью стереотипов можно считать то, что они являются прототипами понятий, и каждый стереотип является своего рода абстрактным, собирательным образом, свойства и качества которого сводятся к минимуму, достаточному для различия одного стереотипа от другого. Будучи обусловленными сознанием, стереотипы имеют национально-культурную специфику, являются условными и могут изменяться во времени [7].
Авторы принимают во внимание тот факт, что гендерные речевые стереотипы являются стереотипами-представлениями и стереотипами поведения, и делают вывод, что стереотипы-представления присутствуют в сознании носителей русского языка и культуры. Анкетирование продемонстрировало, какие качества вбирают в себя стереотипы-представления о женской и мужской речи. В рамках заданного дискурса, при спонтанном общении стереотипы поведения не реализуются. В целом можно сделать вывод, что стереотипы-представления более устойчивы и глубинны, чем стереотипы поведения [10].
Речевые гендерные стереотипы могут быть важной частью построения общения и его успеха [3, 4, 5]. Так, например, в сознании русского человека женщина, будь то девушка или более зрелая женщина, не должна использовать грубую и, тем более, обесцененную лексику. В речевом поведении мужчины, наоборот, допускается грубая лексика, приветствуется уверенная и твердая речь [1].
Поскольку речевые гендерные стереотипы, как частный случай стереотипов, всегда являются национальными, важно, чтобы мы понимали, какие основные гендерные стереотипы речевого поведения существуют в языковом общении.
Стереотипизация есть динамический подход. В основе гендерных стереотипов речевого поведения мужчин и женщин лежат когнитивные механизмы формирования устойчивых представлений. Одним из важнейших условий является фактор возраста; актуальность тех или иных качеств, приписываемых мужчине, меняется. Существуют культурные различия в поколениях. Если в возрастной группе 17-19 лет складывается гендерный стереотип уверенного, сильного мужчины с качествами лидера, то в дальнейшем предпочтение будет отдаваться моральным качествам и уму.
Важную роль играет фактор «образование». В языковом сознании людей с высшим образованием приоритетными качествами оказываются целеустремленность, ответственность, сдержанность, активность, порядочность, решительность. В языковом сознании людей со среднем образованием, складываются стереотипы работящего и трудолюбивого мужчины, обладающего уверенностью, смелостью, мужеством, чувством юмора.
«Специальность» также является одним из ведущих факторов; так как на факультете АТИ РУДН учатся студенты естественного и гуманитарного профиля (программы ДПО «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»), авторы могли констатировать, что для гуманитариев сохраняет свою актуальность гендерные стереотипы выполнения мужчинами социальных ролей в семье (отец) в отличии от студентов негуманитарных специальностей. Гуманитарии остаются довольно «консервативными» в отношении взглядов на семью, супружество, отцовство.
В языковом сознании у студентов негуманитарного профиля формируются гендерные стереотипы состоявшегося успешного мужчины, который обладает мужественностью, смелостью и полигамностью [11].
Экспериментальная база работы состоит из результатов изучения речи студентов дневного отделения Аграрно-технологического института Университета дружбы народов. Исследования проводились во втором семестре 2018/19 г. в учебных группах 1-2 курса студентов, изучающих иностранный язык. Общее количество испытуемых - 120 человек, которые были разделены по половому признаку. Занятия проводились с разными уровнями подготовки студентов. Возрастное ограничение - от 17 до 19 лет.
Эксперимент проходил в форме вопросника: респондентам предлагалось выбрать ответ из анкеты, которая состояла из 6 вопросов. Первый из них был "Как бы вы охарактеризовали речь мужчин? Пожалуйста, обратите внимание на следующие характеристики". Далее был приведен список характеристик речевого поведения, продолжающий фразу "Мужчины в большинстве ... ". Эта фраза была добавлена в анкету после
опроса, так как респонденты выразили мнение о том, что вопрос "Как бы вы описали речь мужчин?" был слишком общий. Мужчины и женщины могут говорить по-разному в зависимости от их характера и ситуации, поэтому трудно выделить одинаковые речевые характеристики. Список предложенных характеристик был дан. Как было упомянуто выше, список был составлен на основе проанализированных работ по смежным темам, а также на основе анализа лекционных текстов. Из характеристик, приведенных в предложенных парах (например, "Мужчины многословны / Мужчины лаконичны"), некоторые характеристики были даны без антонимичных пар, например, "Мужчины, которые открыто выражают согласие с собеседником"; всего было предложено 5 характеристик, как указано в таблице 1 и 2.
Таблица 1
Характеристики мужского речевого поведения
лаконичен многословен
краток многословен
немногословен легко подбирает слова
с трудом подбирает слова болтлив
сдержан в высказываниях словоохотлив
склонен к употреблению ненормативной лексики
Таблица 2
Характеристики женского речевого поведения
лаконична многословна
кратко излагает многословна, даже болтлива
немногословна болтлива
с трудом подбирает слова словоохотлива
сдержана в высказываниях
В вопросник было решено добавить несколько дополнительных вопросов, которые, по нашему мнению, могут помочь в понимании гендерных стереотипов в общем, и, в частности, речевых стереотипов. Таким образом, шестой вопрос был «Кто из известных людей (возможно, герой фильма / книги), по вашему мнению, может считаться эталоном?». Ответы были разные. Интересен тот факт, что при ответе на шестой вопрос многие юноши и девушки привели пример Любови Орловой, секс-символа 30-х и 40-х годов [10]. При анализе ответов выяснилось, что в детстве многие смотрели фильмы с ее участием, и в юности воспроизводили ее образ как некий эталон актрисы, женщины, героини фильма. Особую роль здесь сыграла оценка старшего поколения - бабушек и дедушек.
В конце анкеты мы попросили респондентов предоставить информацию о себе. После общей фразы «пожалуйста, введите информацию о себе»: было три пункта:
1. «Пол» с вариантами ответа «мужской» и «женский»;
2. «Возраст» с ответами «до 20», «25-30»;
3. «Образование» с вариантами ответа «среднее», «неполное высшее образование», «высшее гуманитарное», «высшее естественнонаучное».
Были проанализированы анкеты 120-ти респондентов: 60 мужчин (50%) и 60 женщин (50%), соответственно.
На начальном этапе исследования были определены характеристики мужского речевого поведения. По результатам общего опроса всех респондентов, более половины опрошенных отметили три характеристики, которые, по их мнению, относятся к речи мужчин: склонность к спорам, лаконичность и объективность. В дополнение к этому, респонденты также часто отмечали следующие характеристики: тенденция открыто выражать свое несогласие с собеседником, логичность, краткость, употребление большого количества терминов, стремление приводить примеры, подтверждающие их точку зрения, а также агрессивность и склонность к грубости. В женском речевом поведении было отмечено, что они словоохотливы, красноречивы, легко подбирают слова.
Выводы. Анализируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
1. Исследование подтвердило наличие стереотипов в мужском и женском речевом поведении носителей русского языка и культуры, получающих высшее образование. Стереотип языковой речи мужчины включает уверенность, объективность, последовательность, склонность к спорам, способность использовать большое количество терминов, тенденцию открыто выражать свое несогласие с собеседником, а также краткость. Стереотип женского речевого поведения включает в себя такие качества как эмоциональность, многословие, разговорчивость, образность, умение слушать, высокую скорость речи и тенденцию приводить примеры в поддержку своей точки зрения.
2. Социальные факторы, такие как пол, возраст и уровень образования, влияют на восприимчивость к гендерным стереотипам речи для разных носителей русской культуры. Среди опрошенных наиболее подвержены влиянию стереотипов те мужчины, которые получают более высокий уровень образования.
3. Опрос показал, что стандарты поведения мужчин и женщин (такие как мужество, сила, готовность рисковать для мужчин; красота, обаяние, привлекательность и скромность для женщин) существующие в сознании опрошенных российских носителей культуры, не противоречат стереотипам женского и мужского речевого поведения. Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что стереотипы связаны со стандартами восприятия и, вероятнее всего, влияют друг на друга. Однако, мы полагаем, что необходимо проводить дальнейшие исследования в подтверждение этой гипотезы.
4. Важно отметить, что у стереотипов гендерного речевого поведения есть «ядро», которое присуще стереотипу вне зависимости от пола, возраста и уровня образования; есть также и «периферийная область», то есть качества, которые являются частью стереотипа в зависимости от пола.
Ядро стереотипа мужского поведения есть уверенность, остальные характеристики оказываются второстепенными.
Ядром женского стереотипа являются два качества: эмоциональность и многословность.
Эталоны речевого поведения связаны и с поведением вообще. В качестве эталонов мужчин можно выделить две группы: мужественные и «более мягкие», более деликатные.
Среди эталонов женщин так же представлены два образа: очаровательные красотки и современные деловые женщины. Многие девушки на первый план выдвигают работ, карьеру, возможность быть независимой, и только на втором месте реализация в семье и материнстве. Оба эти образа женщины невозможно представить без эмоций.
Подводя итоги вышесказанному, важно отметить, что эталоны существуют в сознании носителей русской культуры и не противоречат стереотипам мужского и женского речевого поведения.
Если существуют «эталоны», то есть и «анти-эталоны». Как мужчин, так и женщин осуждают за следование стереотипам, свойственным противоположенному полу (у мужчин излишняя мягкость, угодливость, а у прекрасной половины активность, напористость).
Литература:
1. Барон Б. Закрытое общество: существуют ли гендерные различия в академической профессиональной коммуникации. М., 2005. стр. 511-538.
2. Берн С.М. Гендерная психология. СПб., изд-во "Прайм-Евроснак", 2002.
3. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., изд-во "Питер", 2006.
4. Горошко Е.И. Методология современной психолингвистики: сборник научных трудов. Барнаул., изд-во «Алтай». Государственный университет», стр. 99-102, 2003.
5. Кирилина А.В. Гендерные исследования в лингвистике и теории коммуникации. М., изд-во «Политическая энциклопедия», стр. 40-42, 2004.
6. Кирилина А.В. Гендерные исследования в языковых дисциплина. М., 2005, стр. 1-7.
7. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: курс лекций. М., изд-во "Гнозис", 2002.
8. Красных В.В. Русское культурное пространство. Лингвистический и культурный словарь - выпуск 1 (в сотрудничестве с И.С. Брилевой, Д.Б. Гудковым, И.В. Захаренко): М., изд-во "Москва" 2002. стр. 12-15.
9. Coates J., Tannen D., Baro B., Cameron D., Kotthoff H., Ed. Кирилина А.В. Пол и язык: Антология, Пер. с англ., стр. 33-234, М., изд-во "Литерс", 2005.
10. Полевая И.В. Речевые и гендерные стереотипы и их реализация в российском телевизионном дискурсе - автореферат, стр. 20, М., 2014.
11. Гаранович М.В. Вариативность гендерных стереотипов в зависимости от социальных параметров -автореферат, Пермь, 2011.
Психология
УДК: 159.9
кандидат психологических наук, доцент Кропачева Марина Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический универсистет» (г. Шадринск)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. Актуальность исследования самоотношения у подростков с задержкой психического развития [ЗПР] связана с необходимость пересмотра соотношения образовательных, социальных достижений детей с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с ЗПР нацелено на развитие, становление личности и индивидуальности каждого ребенка, на коррекцию его развития, на формирование социально-жизнеспособной личности. Основу самоотношения составляют самоуважение (саморуководство, самоуверенность, отраженное самоотношение, социальная желательность «Я»), аутосимпатия (самопривязанность, самоценность, самопринятие), самоуничижение (внутренняя конфликтность, самообвинение). Данные факторы интегрируются в чувство положительного, или отрицательного отношения к себе. В педагогической и специальной психологии имеются исследования, посвященные изучению самоотношения детей с нормальным уровнем развития (НУР). Однако, только незначительная их часть посвящена изучению самоотношения подростков с задержкой психического развития.
Ключевые слова: самоотношение, самооценка, эмоционально-ценностное отношение к себе, личностные характеристики, саморуководство, самоуверенность, отраженное самоотношение, социальная желательность «Я», самопривязанность, самоценность, самопринятие, внутренняя конфликтность, самообвинение.
Annоtation. Relevance research self-relations in adolescents with mental retardation [ANW] is connected with the necessity of revising the ratio of educational, social achievements of children with disabilities. Psycho-pedagogical support for children and adolescents with MDD aims at development, personality and individuality of each child on a correction of its development, the formation of socially-viable identity. The basis of self-relations comprise self-esteem (self-confidence, samorukovodstvo, samootnoshenie, reflected the social desirability of the ' I '), autosimpatija (samoprivjazannost, self-worth, self-acceptance), self-depreciation (internal conflict, self-blame). These factors are integrated into a sense of positive or negative attitude. In teaching and psychology studies are self-relations children with normal development (NUR). However, only a small part of them is dedicated to the study itself.
Keywords: samootnoshenie, self-esteem, emotional value attitude, personality characteristics, samorukovodstvo, self-confidence reflected samootnoshenie, social desirability, samoprivjazannost, self-worth, self-acceptance, inner conflict, self-blame.
Введение. На современном этапе развития общества и образования назрела необходимость пересмотра соотношения образовательных, социальных достижений детей с задержкой психического здоровья. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями нацелено на развитие,