Научная статья на тему 'О социолингвистическом подходе при изучении функционирования гендерных стереотипов в языковом сознании носителей языка∗'

О социолингвистическом подходе при изучении функционирования гендерных стереотипов в языковом сознании носителей языка∗ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
801
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ГЕНДЕРНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ГЕНДЕРНЫЕ РЕЧЕВЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД / GENDER STEREOTYPES / GENDER LANGUAGE STEREOTYPES / GENDER SPEECH STEREOTYPES / SOCIAL GROUP / LINGUISTIC AWARENESS / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / SOCIOLINGUISTIC METHOD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гаранович Марина Владимировна

В статье обосновывается необходимость применения социолингвистического подхода к изучению функционирования гендерных стереотипов в языковом сознании индивидов, динамики функционирования гендерных речевых стереотипов в гендерном менталитете общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Sociolinguistic Method to the Study of the Gender Stereotypes in Language awareness of Native Speakers

The article substantiates the need for a sociolinguistic method to studying the functioning of gender stereotypes in the linguistic awareness of individuals.

Текст научной работы на тему «О социолингвистическом подходе при изучении функционирования гендерных стереотипов в языковом сознании носителей языка∗»

УДК 81.27

КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА

М. В. Гаранович

О социолингвистическом подходе при изучении функционирования гендерных стереотипов в языковом сознании носителей языка*

В статье обосновывается необходимость применения социолингвистического подхода к изучению функционирования гендерных стереотипов в языковом сознании индивидов, динамики функционирования гендерных речевых стереотипов в гендерном менталитете общества.

The article substantiates the need for a sociolinguistic method to studying the functioning of gender stereotypes in the linguistic awareness of individuals.

Ключевые слова: гендерные стереотипы, гендерные языковые стереотипы, гендерные речевые стереотипы, социальная группа, языковое сознание, ассоциативный эксперимент, социолингвистический метод.

Key words: gender stereotypes, gender language stereotypes, gender speech stereotypes, social group, linguistic awareness, associative experiment, sociolinguistic method.

Сегодня начинают появляться гендерные исследования, выполненные в русле когнитивной лингвистики [9; 12]. Особое внимание в этих работах, по мнению М. В. Усмановой, уделяется тому, в какой степени и как проявляется зависимость формы представлений знаний и их организации от биосоциального параметра [14]. Дело в том, что действительно гендерная специфика когнитивной сферы представляет особой интерес для лингвистов, в том числе и для представителей гендерной лингвистики. Это связано прежде всего с тем, что исследователи стремятся понять, каким образом репрезентируются представления об окружающем мире в зависимости от гендерного фактора и устанавливают «гендерные стереотипы в восприятии действительности через языковые единицы и формы» [14, с. 28]. Однако известно, что гендер является особой социальной стратой, на которую влияет целая система факторов: от социальной принадлежности человека [7], речевой ситуации [3; 5] до индивидуальных установок человека на определение своей гендерной идентичности [10, с. 53]. Вследствие многогранности категории «гендер» необходимо вести лингвистические исследования в рамках социоконструктивистского подхода [2; 6; 17; 18; 19], в рамках которого «гендер» понимается не как биологическая номинация пола человека,

* Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ № 08.04.00040а «Русский язык в изменяющемся пространстве города начала XXI века».

а как социально и индивидуально конструируемая реальность. В рамках этого подхода можно утверждать, что гендер в социолингвистическом понимании - это система стереотипов, ценностей, установок, формирующих поведение и жизнедеятельность человека в обществе. Причем эта система строится как за счет социальных (общих для всех индивидов) представлений о том, какие есть и должны быть атрибуты мужественности и женственности, так и за счет индивидуальных представлений, которые отражают установки отдельных индивидов. Реальный индивид представляет собой, таким образом, совокупность представлений общества о половых различиях и индивидуальных представлений человека о самом себе и о других как представителях определенного пола.

Как известно, такие характеристики человека, как возраст, пол, национальность, социальное положение и т. д., оцениваются в каждой культуре и языке по-своему. Ведутся различные исследования на материале словарных дефиниций, фразеологизмов и на материале, полученном в ходе ассоциативных экспериментов с носителями языка. Однако несмотря на то, что задается в качестве предмета исследования - представления о социальных характеристиках, либо речевых характеристиках человека - используется термин гендерный стереотип. Мы же предлагаем разграничить два понятия: гендерный языковой стереотип (ГЯС) и гендерный речевой стереотип (ГРС).

Так, ГЯС - это определенные представления носителей языка о мужских и женских качествах, находящих свое отражение в языке. По сути это лексемы, которыми обозначаются социальные характеристики человека, и не только несут определенную смысловую нагрузку, но и обладают собственными коннотациями, предопределяющими употребление данных слов в переносном значении и формирующими их языковые стереотипы. Выдвигая термин ГЯС, мы принимаем определение П.А. Клубкова, согласно которому стереотип - это «стандартное представление о чём-либо, стандартное понимание языкового выражения, включающее в себя весь набор актуальных для говорящих коннотаций» [8, с. 224]. Подобная трактовка, с одной стороны, включает изучение гендерных стереотипов в круг проблем лексикологии и лексической семантики; с другой стороны, позволяет использовать чисто лингвистические методы исследования: анализ материалов словарей различных типов, рассмотрение функционирования лексем в текстах, данные ассоциативных экспериментов. Имея же дело с ассоциативным материалом, полученном в ходе экспериментов на выявление представлений о речевом поведении индивидов, неправомерно пользоваться термином гендерный стереотип или ГЯС. В данном случае мы уже имеем дело с функционированием гендерных речевых стереотипов (ГРС) в сознании носителей языка.

ГРС - это определенный образ речевого поведения мужчин/женщин, функционирующий в сознании индивидов. Такая трактовка уже включает изучение гендерных стереотипов в круг проблем социолингвистики и позволяет учесть влияние социальных страт на особенности функционирования ГРС в сознании носителей языка.

ГЯС и ГРС имеют ядерную структуру. ГЯС и ГРС, являясь частным случаем ГС, делают процесс усвоения социально-культурной информации экономичным. Ядро ГЯС и ГРС представляет собой готовую когнитивную схему, которой удобно оперировать носителю языка в ситуации общения с другими носителями языка обоих полов. Однако когнитивная деятельность человека намного шире рамок ядра ГЯС и ГРС и может приводить к реформации оценочного компонента, а также к определенному расширению семантического содержания ГЯС и ГРС: «Любая гендерная репрезентация активирует и

сопровождает процесс отбора, структурирования и формирования значений стереотипа, наделения их новым смыслом. Взаимодействие процессов конструирования и интерпретации гендера при активном участии реципиента приводит к производству новых значений, и таким образом осуществляется непрерывное конструирование гендерной идентичности как на индивидуальном или групповом уровне, так и в масштабах всего социума» [13, с. 252]. Таким образом, ядро ГЯС и ГРС выступает эталоном, на который ориентируются все члены лингвокультурного сообщества. В нем отражена и воплощена в полной мере обобщенная модель наивных знаний носителей языка, характеризующаяся довольно высокой степенью абстрагированности. Периферия же ГЯС и ГРС не является эталоном. Периферия ГЯС и ГРС формируется в индивидуальных сознаниях индивидов. На периферии ГЯС и ГРС находятся все индивидуальные представления носителей языка. Однако жестких границ между ядром и периферией нет. Структура ГЯС и ГРС отражает тот факт, что индивид усваивает созданные до него ГС, преломляя их через призму своего индивидуального опыта.

Таким образом, гендерные представления человека о различных качествах (от психологических до социальных ролей) и о речевом поведении друг друга включают в себя не только стереотипные (т.е. социально-разделяемые), но и личные представления о «мужественности» и «женственности», также и о «мужском» и «женском» речевом поведении, сформированные в ходе субъективного опыта. Исходя из этого положения человек может не только воспроизводить существующие в обществе ГС, но и трансформировать их, и даже разрушать их. Таким образом существующая терминология развивающейся гендерной лингвистики требует уточнения и расширения, и поэтому подобная структура ГС представляется необходимой для дальнейшего изучения проявления

гендерного фактора в языковом сознании индивидов. Ядерная структура ГЯС и ГРС отражает динамическую характеристику ГС в целом, отражает их включенность в процесс познания человеком лингвокультурной реальности. Структура ГЯС и ГРС позволяет наблюдать и описывать результаты гендерной стереотипизации. На основе вербализованных реакций, являющихся одним из возможных способов репрезентации языкового сознания индивидов, возможно моделировать единицы языкового сознания - ГЯС и ГРС, которые фиксируют результаты действия основных познавательных процессов человека. Материалы ассоциативных экспериментов можно рассматривать как специфический для данной лингвокультуры «ассоциативный профиль» образов сознания [11; 15; 16]. Наличие у ГЯС и ГРС ядерной структуры свидетельствует о сохранении коллективных, общих структурообразующих элементов языкового сознания носителей языка. Ядерная структура ГЯС и ГРС говорит об определенной устойчивости и стабильности языкового сознания всех носителей языка. В ходе ассоциативных экспериментов мы можем смоделировать «культурное ядро»: «... векторы ассоциирования,

выделяемые на основе степени стереотипности реакций на слова-стимулы, входящие в ядро языкового сознания русских, позволяют устанавливать типичное для среднего носителя языка «культурное ядро», необходимое ему для осуществления успешной социализации и коммуникации» [1, с. 6].

Так, в ходе нашего ассоциативного эксперимента по выявлению гендерных речевых стереотипов (ГРС) (определенных представлений общества о речевом поведении индивидов - мужчин и женщин) в сознании носителей языка мы пришли к выводу, что правомерно говорить о гендерной ментальности, в которой выделяется как уровень общих представлений, так и индивидуальных. В ассоциативном эксперименте приняли участие 48 человек, проживающих на территории г. Перми: 24 девушки и 24 юноши (возраст 17-18 лет) гуманитарных специальностей, обучающихся в Пермском государственном университете. Выборка была неслучайно сформирована подобным образом. Гомогенная группа информантов позволяет выявить влияние интересуемых для исследования социальных страт [4], в нашем случае - страты «гендер». В анкете информанты должны были ответить на вопрос: «Какие, по Вашему мнению, существуют признаки и характеристики мужской и женской речи?» - написать первые слова, которые возникают у них в ответ на этот вопрос. Количество ответов не ограничивалось. В результате эксперимента было получено 118 ответов-реакций, характеризующих особенности мужской речи, и 152 ответа-реакции, которые характеризуют женскую речь. В ходе анализа данных эксперимента оказалось, что в языковом сознании индивидов находят свое отражение общие ассоциаты речевого поведения мужчин. По мнению

как мужчин, так и женщин, речь мужчин характеризуется грубостью, использованием ненормативной лексики, логичностью повествования, уверенностью, спокойствием и краткостью/ лаконичностью. Самыми главными признаками речи женщин оказываются эмоциональность, жестикуляция и разнообразие лексики. Выделенные только мужчинами или только женщинами признаки и характеристики речи индивидов представляют наибольший интерес для исследования. Полученные результаты свидетельствуют о двух противоположных тенденциях функционирования гендерных речевых стереотипов в языковом сознании мужчин и женщин. Так, в языковом сознании самих женщин речь женщин характеризуется вежливостью, корректностью, тактичностью и уступчивостью. В женском языковом сознании наблюдается тенденция к «феминизации» собственного речевого поведения. Некоторые ответы респондентов-женщин указывали на тот факт, что женщины слишком неуверенны в своем речевом поведении и что им необходимо проявлять «активность» в речи. В то же время в языковом сознании мужчин женское речевое поведение нельзя назвать вежливым и корректным. По мнению мужчин, женщины вспыльчивы, используют ненормативную лексику. Сами мужчины считают свою речь рассудительной. Однако в женском языковом сознании функционирует иной гендерный речевой стереотип. Женщины главным образом отмечают тот факт, что речь мужчин неэмоциональна и характеризуется необдуманностью, бестактностью и невежливостью. Итак, очевидно, что действительно гендерная ментальность имеет уровень общих и индивидуальных представлений. В нашем случае и мужчины и женщины выделяют одни и те же признаки и характеристики речи мужчин и женщин. Однако оказалось, что индивиды имеют также свою «интерпретацию» гендерных речевых стереотипов. Анализируя таким образом ментальные представления мужчин и женщин о самих себе (в нашем случае стереотипы о речевом поведении друг друга) и выделяя в структуре стереотипа ядро (общие представления) и периферию (индивидуальные представления), мы можем получить представление об особенностях гендерной ментальности и о том, какие гендерные речевые стереотипы сложились в лингвокультурном сообществе и как они функционируют в гендерном языковом сознании индивидов. Многие современные стереотипные представления о речевом поведении людей в зависимости от их пола говорят об изменении ментальных представлений о мужественности и женственности. Такое изменение свидетельствует о том, что традиционные характеристики, приписываемые мужчинам и женщинам, не являются перманентными, они складываются в менталитете общества, но вследствие общественных изменений (например, вследствие феминизации) могут значительным образом трансформироваться.

Таким образом, результаты анализа функционирования

гендерных речевых стереотипов (ГРС) в сознании мужчин и женщин позволяют сделать вывод о том, что гендер - это

социолингвистическая переменная. Отметим, что выделение

методологических принципов изучения гендерных феноменов является первостепенно важным при анализе функционирования фактора «гендер» в когнитивной сфере человека. Справедливо будет заметить, что одним из таких методологических принципов является социолингвистический подход при изучении ГС, то есть признание того, что пол (гендер) необходимо понимать как социально и культурно конструируемый феномен, который подвержен динамике. Такой подход в этом случае органично вписывается в исследования современной гендерной лингвистики, которая признает сегодня необходимость комплексных статистических методик изучения проявления гендерного фактора в языке и речи. Однако стоит отметить, что данные методики приемлемы и эффективны в случае работы над сбалансированными выборками информантов по полу, возрасту, образованию, месту рождения, что в значительной мере делает изучение гендерного фактора правомерным и соответствующим современным методологическим принципам гендерных исследований в лингвистике.

Список литературы

1. Алимушкина О. А. Механизмы проявления стереотипизации в ассоциативном поле: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Барнаул, 2007.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания: пер. с англ. - М.: Медиум, 1995.

3. Горошко Е. И. Особенности мужского и женского вербального поведения (психолингвистический анализ): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1996.

4. Ерофеева Т. И. Социолект: стратификационное исследование:

монография / Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2009.

5. Земская Е.А. и др. Особенности мужской и женской речи / Е.А. Земская, М.В. Китайгородская, Н.Н. Розанова // Русский язык в его функционировании: коммуникативно-прагматический аспект / Ин-т рус. яз. РАН; отв. ред. Е.А. Земская, Д.Н. Шмелев. - М.: Наука, 1993. - С. 90-157.

6. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "ВАЛДАЙ-96" / МЦГИ. - М., 1997. - С. 84-89.

7. Кирилина А. В. Гендер: лингвистические аспекты. - М.: Институт

социологии РАН, 1999.

8. Клубков П. А. Что у голодного на языке? // Славянские чтения. I. -Даугавпилс-Резекне, 2000. - С. 224-229.

9. Колосова О. В. Когнитивные основания языковых категорий: Автореф. дис. ...д-ра филол. наук. - М., 1996.

10. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. - 1981. -№ 2. - С. 47-57.

11. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997.

12. Магнес Н. О. Структура устного бытового повестования и специфика ее гендерной реализации (на материале английского языка): Дис. ...канд. филол. наук. - СПб., 1999.

13. Максимова О. Б. Гендерное измерение в современном социальнокоммуникативном дискурсе: роль рекламы // Вестник РУДН. Серия социология. -2004. - № 6-7. - С. 246-254.

14. Усманова М. В. Гендерная специфика когнитивных моделей ситуаций (на материале устных спонтанных монологов): Учеб. пособие по спецкурсу; Перм. ун-т. - Пермь, 2006.

15. Уфимцева Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания //

Этнокультурная специфика языкового сознания. Сб. науч. тр. - М., 1996. - С. 139163.

16. Уфимцева Н. В. Ассоциативный тезаурус русского языка как модель языкового сознания русских // Языковое сознание: Теоретические и прикладные аспекты. - М., Барнаул, 2004. - С.188-202.

17. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера (doing gender) // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. -СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. - С. 193-120.

18. Garfinkel H. Studies in Ethnomethodology. Englewood Cliffs (NJ): Prentice-Hall., 1967.

19. Goffman E. Gender Display // Studies in the Anthropology of Visual Communication. - Vol. 3. - 1976. - P. 69-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.