Ядро стереотипа мужского поведения есть уверенность, остальные характеристики оказываются второстепенными.
Ядром женского стереотипа являются два качества: эмоциональность и многословность.
Эталоны речевого поведения связаны и с поведением вообще. В качестве эталонов мужчин можно выделить две группы: мужественные и «более мягкие», более деликатные.
Среди эталонов женщин так же представлены два образа: очаровательные красотки и современные деловые женщины. Многие девушки на первый план выдвигают работ, карьеру, возможность быть независимой, и только на втором месте реализация в семье и материнстве. Оба эти образа женщины невозможно представить без эмоций.
Подводя итоги вышесказанному, важно отметить, что эталоны существуют в сознании носителей русской культуры и не противоречат стереотипам мужского и женского речевого поведения.
Если существуют «эталоны», то есть и «анти-эталоны». Как мужчин, так и женщин осуждают за следование стереотипам, свойственным противоположенному полу (у мужчин излишняя мягкость, угодливость, а у прекрасной половины активность, напористость).
Литература:
1. Барон Б. Закрытое общество: существуют ли гендерные различия в академической профессиональной коммуникации. М., 2005. стр. 511-538.
2. Берн С.М. Гендерная психология. СПб., изд-во "Прайм-Евроснак", 2002.
3. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., изд-во "Питер", 2006.
4. Горошко Е.И. Методология современной психолингвистики: сборник научных трудов. Барнаул., изд-во «Алтай». Государственный университет», стр. 99-102, 2003.
5. Кирилина А.В. Гендерные исследования в лингвистике и теории коммуникации. М., изд-во «Политическая энциклопедия», стр. 40-42, 2004.
6. Кирилина А.В. Гендерные исследования в языковых дисциплина. М., 2005, стр. 1-7.
7. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: курс лекций. М., изд-во "Гнозис", 2002.
8. Красных В.В. Русское культурное пространство. Лингвистический и культурный словарь - выпуск 1 (в сотрудничестве с И.С. Брилевой, Д.Б. Гудковым, И.В. Захаренко): М., изд-во "Москва" 2002. стр. 12-15.
9. Coates J., Tannen D., Baro B., Cameron D., Kotthoff H., Ed. Кирилина А.В. Пол и язык: Антология, Пер. с англ., стр. 33-234, М., изд-во "Литерс", 2005.
10. Полевая И.В. Речевые и гендерные стереотипы и их реализация в российском телевизионном дискурсе - автореферат, стр. 20, М., 2014.
11. Гаранович М.В. Вариативность гендерных стереотипов в зависимости от социальных параметров -автореферат, Пермь, 2011.
Психология
УДК: 159.9
кандидат психологических наук, доцент Кропачева Марина Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический универсистет» (г. Шадринск)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. Актуальность исследования самоотношения у подростков с задержкой психического развития [ЗПР] связана с необходимость пересмотра соотношения образовательных, социальных достижений детей с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с ЗПР нацелено на развитие, становление личности и индивидуальности каждого ребенка, на коррекцию его развития, на формирование социально-жизнеспособной личности. Основу самоотношения составляют самоуважение (саморуководство, самоуверенность, отраженное самоотношение, социальная желательность «Я»), аутосимпатия (самопривязанность, самоценность, самопринятие), самоуничижение (внутренняя конфликтность, самообвинение). Данные факторы интегрируются в чувство положительного, или отрицательного отношения к себе. В педагогической и специальной психологии имеются исследования, посвященные изучению самоотношения детей с нормальным уровнем развития (НУР). Однако, только незначительная их часть посвящена изучению самоотношения подростков с задержкой психического развития.
Ключевые слова: самоотношение, самооценка, эмоционально-ценностное отношение к себе, личностные характеристики, саморуководство, самоуверенность, отраженное самоотношение, социальная желательность «Я», самопривязанность, самоценность, самопринятие, внутренняя конфликтность, самообвинение.
Annоtation. Relevance research self-relations in adolescents with mental retardation [ANW] is connected with the necessity of revising the ratio of educational, social achievements of children with disabilities. Psycho-pedagogical support for children and adolescents with MDD aims at development, personality and individuality of each child on a correction of its development, the formation of socially-viable identity. The basis of self-relations comprise self-esteem (self-confidence, samorukovodstvo, samootnoshenie, reflected the social desirability of the ' I '), autosimpatija (samoprivjazannost, self-worth, self-acceptance), self-depreciation (internal conflict, self-blame). These factors are integrated into a sense of positive or negative attitude. In teaching and psychology studies are self-relations children with normal development (NUR). However, only a small part of them is dedicated to the study itself.
Keywords: samootnoshenie, self-esteem, emotional value attitude, personality characteristics, samorukovodstvo, self-confidence reflected samootnoshenie, social desirability, samoprivjazannost, self-worth, self-acceptance, inner conflict, self-blame.
Введение. На современном этапе развития общества и образования назрела необходимость пересмотра соотношения образовательных, социальных достижений детей с задержкой психического здоровья. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями нацелено на развитие,
становление личности и индивидуальности каждого ребенка, на коррекцию его развития, на формирование социально-жизнеспособной личности.
В специальном образовании центральной задачей является создание условий для всестороннего развития ребенка: его эмоционального, социального, познавательного потенциала, формирования позитивных личностных качеств. В связи с этим, современная специальная психология рассматривает проблему самоотношения, как одну из наиболее актуальных, поскольку является одним из главных факторов становления «Я-концепции» личности ребенка. В исследованиях отмечено, что самоотношение, как личностный механизм, является главным источником разрешения кризисных ситуаций, определяет отношения с окружающими людьми, поступки и деятельность в целом (С.Л. Рубинштейн [8], В.В. Столин [9], И.С. Кон [4], С.Р. Пантилеев [7], У. Джемс [2], И.И. Чеснокова [11] и многие другие).
Проблема развития самоотношения у подростков с задержкой психического развития (ЗПР) в подростковом возрасте видится нам ещё более актуальной. Отличие самоотношения между детьми с нормальным психическим развитием и аномальным психическим развитием (личностные и интеллектуальные нарушения) заключается в следующем: в первом случае оно может формироваться стихийно; во-втором, процесс развития самоотношения может быть затруднен, поскольку обусловлен спецификой дефекта. Следовательно, проблематично полноценное развитие самосознания и личности таких детей (Грибанова Г.В. (1986), Белопольская Н.Л. (1999), О.А. Талипова (2007), Т.Н. Матанцева (2009), И.А. Конева (2002) и др.) [5].
Изложение основного материала статьи. Проблема самоотношения в настоящее время достаточно подробно рассматривается в зарубежной и отечественной литературе, однако, существует разная трактовка данного феномена. Одни авторы рассматривают это понятие, как самостоятельный феномен, другие -отождествляют с понятием «самооценка», «самопринятие», «Я-образ» и т.д. Изучением данной проблемы занимались С.Р. Пантилеев, В.В. Столин, А.Г. Спиркин, В.Н. Мясищев, У. Джемс, С.Л. Рубинштейн и др. [2, 7, 8, 9].
Самоотношение является главным компонентом самосознания, которое определяет его поступки и деятельность в целом, т.е. обуславливающим содержание установок на себя, самовосприятие, устанавливающее определенное влияние на все сферы деятельности в жизни человека, такие как адаптация в социуме, волевая саморегуляция, общение.
С помощью данного феномена представлений о природе, механизмах, структуре, функциях, человек познает себя и определяет отношение к себе. Эмоциональная сторона входит в структуру самосознания отношения к себе, которая находится в единстве с когнитивной (самопознание) и регулятивной (поведенческой) составляющей.
Наиболее близка нам концепции С.Р. Пантилеева, который в структуре самоотношения выделяет 3 фактора: самоуважение (саморуководство, самоуверенность, отраженное самоотношение, социальная желательность «Я»), аутосимпатию (самопривязанность, самоценность, самопринятие), самоуничижение (внутренняя конфликтность, самообвинение). Данные факторы интегрируются в чувство положительного или отрицательного отношения к себе [7].
Анализ теоретических и прикладных исследований показал, что проблема исследования самоотношения у подростков с ЗПР является актуальной до сих пор и, на наш взгляд, заслуживает самого пристального внимания. С этой целью нами было организовано и проведено исследование, посвященное изучению особенностей развития самоотношения у подростков с ЗПР в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.
Исследование проводилось на базе Муниципального казённого общеобразовательного учреждения "Средней общеобразовательной школы №20" города Шадринска Курганской области. В эксперименте участвовали учащиеся 9 «В» класса в количестве 24 человека (дети с условно-нормативным развитием); 9 «Д» класса в количестве - 11 человек (дети с задержкой психического развития), а также педагоги в количестве 3 человек. Общая выборка составила 38 человек.
Для этого нами использовались следующие методики: методика исследования самоотношения Пантелеев Р.С. (МИС), методика Дембо-Рубинштейн, «Это про меня» (Т.И. Кузьмина) [6; 9].
1. МИС Пантилеева Р.С. позволила нам выявить особенности самоотношения личности подростков с ЗПР и УНР, а также выраженности отдельных компонентов. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования самоотношения у подростков с ЗПР по методике С.Р. Пантилеева, %
Уровень Шкалы
1. Зак- 2. 3. 4. Отр. 5. 6. Само- 7. Само- 8. Вн. 9.
ры- Само- Само- Само- Само- приня- привя- Конф- Само-
тость увере- руко- отно- цен- тие занность ликт- обви-
- нность водство шение ность ность нение
откры-
тость
Высокий 18,2 0 27,3 27,3 0 18,2 0 9,1 0
Средний 81,3 100 72,3 72,3 100 72,3 90,9 81,3 90,9
Низкий 0 0 0 0 0 9 9,1 9,1 9,1
Результаты, представленные в таблице 1, показывают, что в группе испытуемых с ЗПР отмечается доминирование средних (с тенденцией ближе к высоким) показателей практически по всем шкалам.
Мы выявили, что дети с ЗПР продемонстрировали средний уровень по таким шкалам, как «самоуверенность» 11 (100%) человек; «самоценность» 11 (100%) человек. Это говорит об избирательном отношении к себе, склонности высоко оценивать некоторые свои качества. Дети способны сохранять работоспособность в привычных для себя ситуациях, но при появлении трудностей данная способность снижается, нарастает тревога, беспокойство. Например, Данил С.: «Как отвечать на вопросы, если я не понимаю некоторых слов?» - ученикам объяснялись непонятные для них слова в тесте. Никита Б: «Дали бы
знакомый тест, быстро бы написали». Вера П.: «Вы будите говорить о результатам нашим учителям и родителям, если мы плохо напишем?».
Преобладание средних значений по шкалам «самопривязанность» 10 (90,9%) человек, и «самообвинение» 10 (90,9%) человек означает, что подростки с ЗПР избирательны к своим личностным свойствам, изменяют лишь некоторые качества при сохранении прочих других. Подростки с ЗПР могут обвинять себя за те, или иные действия, с выраженным гневом в адрес других.
Высокий уровень самоотношения нами зафиксирован по шкале «саморуководство» - 3 (27,3%) человека. Это означает, что подростки с ЗПР способны координировать и направлять свою активность, организовать поведение и отношения с людьми, что делает их способными прогнозировать свои действия и последствия возникающих контактов с окружающими. Им свойственен контроль над эмоциями и переживаниями по поводу себя, однако не все это могут продемонстрировать. Данные совпадают с исследованием Е.Б. Моисеевой о том, что у подростков с ЗПР нет способности управлять своим поведением произвольно.
Высокое значение нами зафиксировано и по шкале - «отраженное самоотношение» - 3 (27,3%) человека. Это говорит о том, что подростки с ЗПР способны воспринимать себя принятыми окружением. Они чувствуют, что их любят, ценят их качества, за приверженность групповым правилам и нормам. Такие люди ощущают в себе общительность, открытость по отношению к окружающим.
Наименьшее количество испытуемых продемонстрировали низкий уровень самоотношения по таким шкалам, как «самопринятие» 1 (9,1%) человек, «самопривязанность» 1 (9,1%) человек, «внутренняя конфликтность» 1 (9,1%) человек, «самообвинение» 1 (9,1%) человек. Это указывает на проблемы сомнения своей личности, наблюдается недооценка своего духовного «Я», повышенная чувствительность к критике и замечаниям, что делает человека обидчивым, ранимым. У детей наблюдается тенденция к высокой готовности изменения «Я» - концепции, желание развивать и совершенствовать собственное «Я». Однако у детей имеют место тенденции к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Ощущение удовлетворенности сочетается у них с обвинением других, считая их источником бед и неприятностей.
Таблица 2
Результаты исследования самоотношения по методике С.Р. Пантилеева у подростков с УНР, %
Уровень Шкалы
1. 2. Само- 3. 4. Отр. 5. 6. 7. Само- 8. Вн. 9. Само-
Закры- уверен- Само- Само- Само- Само- привя- конф- обвине-
тость - ность руко- отно- цен- приня- зан- ликт- ние
откры- вод- шение ность тие ность ность
тость ство
Высокий 21,7 17,4 8, 7 17, 4 26 13 8,7 17,4 13
Средний 73,8 73,8 78,1 69,4 69,4 73,8 56,4 69,4 60,8
Низкий 4,3 17,4 8,7 13 4,3 21,7 26 4,3 21,7
В ходе исследования было установлено, что у подростков с УНР, так же как и у сверстников с ЗПР, отмечается доминирование средних тенденций практически по всем шкалам.
Мы выявили, что наибольшее количество испытуемых с УНР продемонстрировали средний уровень по таким шкалам, как «саморуководство» 18 (78,1%) человек. Это раскрывает особенности отношения к своему «Я» в зависимости от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях существования, в которых все возможные изменения знакомы и хорошо прогнозируемы, иногда подростки с УНР проявляют выраженную слабость к личному контролю. В новых для себя ситуациях регуляционные возможности «Я» ослабевают, усиливается склонность к подчинению средовым воздействиям.
По шкале «закрытость-открытость» нами зафиксировано 17 (73,8%) человек. Это означает избирательное отношение к себе у подростков, преодоление некоторых психологических защит при актуализации других, особенно в критических ситуациях. Анализируя ответы испытуемых с УНР, можно сделать вывод, что они осознают свое «Я», но не совершенно.
Среднее значение шкалы - «самоуверенность» 17 (73,8%) человек обозначает, что дети сохраняют работоспособность в привычных для себя ситуациях, но при появлении трудностей данная способность снижается, нарастает тревога, беспокойство.
В среднем значении шкалы - «самопринятие» у подростков с УНР наблюдается избирательные чувства к себе. Они склонны принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки.
Высокий уровень самоотношения нами зафиксирован по таким шкалам, как «самоценность» 6 (26%) человек. Это говорит о том, что дети с УНР высоко оценивают богатство своего внутреннего мира, свою уникальность. Они воспринимают критику в свою сторону разумно.
По шкале - «закрытость-открытость» нами зафиксировано 5 (21,7%) человек. Высокое значение отражают выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать нормам поведения и взаимоотношения с окружающими. Подростки с УНР склонны избегать открытых отношений с самим собой. Причина такого поведения, по нашему мнению, в недостаточности навыков рефлексии, поверхностном видении себя, или осознанном нежелании раскрывать себя, признавать существование личных проблем.
Низкий уровень самоотношения нами выявлен по таким шкалам, как «самопривязанность» 6 (26%) человек. Это говорит о высокой готовности изменения «Я» - концепции, желании развивать и совершенствовать собственное «Я», легкости изменения представлений о себе.
Низкие значения по шкале - «самопринятие» и «самообвинение» - 5 (21,7%) человек указывают на проблемы сомнения своей личности, наблюдается недооценка своего духовного «Я». Повышенная чувствительность к критике и замечаниям, что делает человека обидчивым, ранимым. Это обнаруживает тенденцию к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Ощущение удовлетворенности сочетается с обвинением других. Также подростки с УНР считают других источником своих бед и неприятностей.
2. Методика Дембо-Рубинштейн применялась нами для изучения уровня и степени адекватности самооценки.
Мы констатировали, что высокий уровень самооценки у подростков с ЗПР отмечаются по таким факторам, как «уверенность» 6 (54,6%) человек, «здоровье» 5 (45,5%) человек, «красота» 4 (36,4%) человек.
Средний уровень самооценки нами зафиксирован по таким качествам, как «ум» 10 (91%) человек, «характер» 9 (81,9%) человек, «способность» 8 (72,8%) человек, «авторитет» 8 (72,8%) человек. Низкий уровень - нами не был зафиксирован.
Интерпретируя показатель общей самооценки, можно сказать, что в данной группе испытуемых преобладают подростки со средним (63,6%) и высоким (36,4%) уровнем самооценки.
Адекватность самооценки определялась нами по степени совпадения самооценки и экспертной оценки. В качестве экспертов выступили классные руководители данных классов, а так же учителя-предметники. Для испытуемых с адекватной самооценкой характерно полное совпадение или незначительное расхождение (1-2 балла) самооценки и экспертной оценки; для испытуемых с неадекватной самооценкой расхождение (3-9 баллов).
Нами выявлено, что адекватную самооценку имеют 4 (36,4%) человека; неадекватную самооценку имеют 7 (63,7%) человек. Наиболее адекватно учащиеся с ЗПР оценивают такие качества, как «авторитетность», «красота», «уверенность». Менее адекватно оцениваются следующие качества: «характер», «ум», «способность».
Интерпретируя показатель общей самооценки у подростков с УНР, мы выявили, что в данной группе испытуемых преобладают подростки со средним (48,4%) уровнем самооценки, также нами выявлен низкий (25,8%) уровень самооценки.
Высокий уровень самооценки отмечается по таким факторам, как «здоровье» 11(47,7%) человек; «характер» 5 (21,7%) человек; «красота» 6 (26%) человек. Средний уровень зафиксирован среди таких качеств, как «характер» 13 (56,4%) человек; «ум» 15 (65,1%) человек; «способность» 15 (65,1%) человек; «авторитет» 20 (86,8%) человек. Низкий уровень отмечен по таким шкалам, как «характер» 4 (17,4%) человека; «ум» 4 (17,4%) человека; «способность» 4 (17,4%) человека; «красота» 7 (30,4%) человек; «уверенность» 9 (39,1%) человек.
Нами выявлено, что адекватную самооценку имеют 8 (72,8%) человек; неадекватную самооценку - 3 (27,3%) подростка с УНР.
Мы констатировали, что подростки с УНР наиболее адекватно оценивают такие качества, как «характер», «ум», «уверенность», менее адекватно - «здоровье», «способность», «авторитет».
1. Методика «Это про меня» применялась нами для углубления знаний о специфике самооценки у старших подростков с ЗПР и УНР. Результаты методики наглядно представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты исследования самооценки у детей с ЗПР по методике «Это про меня», %
Характер оценки
Положительная Отрицательная Противоречивая
45,5 45,5 9
Нами выявлено, что подростки с ЗПР демонстрируют хорошее понимание заданий, редко просят разъяснения. При оценке качеств подростки выбирают как положительные, так и отрицательные утверждения. Отрицательные утверждения выбирают дети, с асоциальными тенденциями поведения. В ответах учащихся преобладают такие высказывания, как: «Я грубый», «Я хитрый», «Я сердитый», «Я ленивый». Выбор антонимичных характеристик самого себя отчетливо прослеживается. Мы выявили, что оценка себя у подростков с ЗПР как положительная, так отрицательная и реже всего противоречивая. Так при диагностике юноши задавали такие вопросы, как: «А как мне нужно себя оценивать?» (Артем Ш.); «Что будет, если я себя плохо оценю?» (Максим П.).
Таким образом, у детей с ЗПР оценка себя в целом имеет как положительный и отрицательный фон. И только лишь 1 человек имеет противоречивый фон. В ходе беседы подростки с ЗПР в целом отзывались о себе положительно, что говорит о преобладании позитивного фона отношения к себе.
Таблица 4
Результаты исследования самооценки детей с УНР по методике «Это про меня», %
Характер оценки
Положительная Отрицательная Противоречивая
30,1 51,6 18,3
Мы констатировали, что испытуемые с УНР понимали задание с первого раза, в ходе проведения обследования затруднений не наблюдалось. Подростки с УНР выбирали в основном отрицательные значения, положительных значений наблюдалось меньше. В основном встречались такие утверждения как: «Я хитрый», «Я грубый», «Я ленивый». Наблюдались совпадения с характеристиками в ходе беседы. В целом оценка себя у испытуемых отмечается отрицательная, хотя присутствуют положительная и противоречивая. В процессе выбора качеств только некоторые их подростков с УНР вслух рассуждали: «Нууу ..., скорее всего, я хитрый», «Может быть я и добрый» и т.д.
Таким образом, у детей с УНР оценка себя в целом имеет отрицательный фон, однако, также имеет место положительный и противоречивый, что говорит о преобладании более развитой рефлексии у учащихся.
Выводы. Таким образом, результаты исследования самоотношения у подростков с ЗПР и УНР позволяют заключить:
- самоотношение подростков с ЗПР и УНР характеризуется избирательностью в отношении своих качеств, своей уникальности. Они способны критиковать не все свои достоинства и недостатки, сохранять работоспособность, уверенность в себе, однако, при проявлении трудностей возникает тревога, беспокойство;
- у подростков с ЗПР более выражена тенденция негативного фона принятия себя, склонность воспринимать себя излишне критично; у детей с УНР ярче выражена тенденция готовности к изменению своего «Я», поиску соответствия реального и идеального «Я»;
- показатели самооценки и складывающееся представление о себе у младших школьников с ЗПР и УНР неоднородны, что позволяет судить о равновесии позитивных и негативных суждений о себе, а, следовательно и отношения к себе; преобладающий уровень самооценки в обеих группах испытуемых -средний;
- самохарактеристики учащихся с ЗПР и УНР не отличаются четкой дифференцированностью, имеют место как позитивные, так и негативные установки по отношению к себе; у подростков с ЗПР более выражена тенденция позитивного принятия себя, у детей с УНР доминирует тенденция к отрицательной и противоречивой оценке себя, что связано, по-нашему мнению, с более развитой рефлексией;
- полученнные данные в ходе экспериментального исследования позволяют говорить и необходимости коррекционно-развивающей работы по оптимизации процесса личностного становления у подростков с ЗПР.
Литература:
1. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Н.Л. Белопольская. - М.: Когито-Центр, 2009. - 192 с. - Доступ с сайта ЭБС Университетская библиотека online. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56507. -11.09.2018.
2. Джемс, У. Психология [Текст]: учебное пособие для вузов / У.Джемс. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.
3. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия [Текст] / О.В. Защиринская - СПб.: Речь, 2007, - 168 с.
4. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание [Текст]: учебное пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
5. Кропачева, М.Н. Психологические особенности самоотношения у младших школьников с задержкой психического развития [Текст]: дис. ... канд.псих.наук; 19.00.10. - Кропачева Марина Николаевна.
- Нижний Новгород, 2010. - 213 с.
6. Кузьмина, Т.И. Психологическая диагностика самосознания лиц разного возраста с интеллектуальной недостаточностью [Текст]: учебное пособие / Т.И. Кузьмина. - М.: Национальный книжный центр, 2016 - 192 с.
7. Пантилеев, С.Р. Методика исследования самоотношения [Текст]: учебное пособие / С.Р. Пантилеев.
- М.: Смысл, 1993. - 23 с.
8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учебное пособие для вузов / С.Л.Рубинштейн.
- СПб., 1998. - 688 с.
9. Столин, В.В. Тест-опросник самоотношения [Текст]: учебное пособие / В.В. Столин, С.Р. Пантилеев // Столин, В.В. Психологические материалы по изучению личности школьника/ В.В. Столин.
- Мн, 1989. - С. 87-94.
10. Талипова, О.А. Особенности самоотношения в структуре самосознания старших подростков[Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10 / О.А. Талипова. - Нижний Новгород, 2007. - 22 с. - Режим до^ум^^^^ЛЬЮ. - 11.09.2018.
11. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии [Текст]: учебное пособие / И.И. Чеснокова. -М.: Прагма, 1997. - С. 260.
Психология
УДК: 159.99
кандидат психологических наук, доцент Кулеш Елена Васильевна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)
ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С САМОУПРАВЛЕНИЕМ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению взаимосвязи проявления культурного интеллекта у студентов из числа коренных малочисленных народов Приамурья с разным уровнем их самоуправления.
Ключевые слова: культурный интеллект, самоотношение, самоуправление личности, способность самоуправления, этнокультурная компетентность.
Annotation. The article presents the results of empirical research on the relationship of cultural intelligence among students from the indigenous peoples of the Amur region with different levels of their self-government.
Keywords: cultural intelligence, self-relation, self-government of the person, ability of self-government, intercultural competence.
Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью более глубокого понимания факторов, определяющих успешность индивида в разнообразии культурных контекстов, в связи с развитием процессов глобализации и интенсификации межэтнического взаимодействия. Задачи по сохранению и приумножению культурного разнообразия неразрывно соединяются с образовательными целями, а условием их достижения является такая образовательная среда, где каждый человек имеет право на качественное образование и профессиональную подготовку в условиях полного уважения его культурной самобытности [2]. На этом фоне важным является принцип защиты национальных культур, традиций в условиях поликультурного государства. Закономерно, что в свете современных ФГОС предъявляются особые требования к профессиональной подготовке и переподготовке педагога с точки зрения ее соответствия социокультурным особенностям многонациональной школы.
В ситуациях межэтнического взаимодействия особую значимость занимает понимание личностных особенностей, обеспечивающих успешность в межкультурной коммуникации. При этом разнообразие и