Научная статья на тему 'Стереотипы межнационального восприятия'

Стереотипы межнационального восприятия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4586
558
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕРЕОТИП / ЭТНИЧЕСКИЙ (НАЦИОНАЛЬНЫЙ) СТЕРЕОТИП / ГЕТЕРОСТЕРЕОТИП / АВТОСТЕРЕОТИП / СТЕРЕОТИП ВОСПРИЯТИЯ / STEREOTYPE / AND ETHNIC STEREOTYPE / HETEROSTEREOTYPE / AUTOSTEREOTYPE / THE STEREOTYPE PERCEPTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ильюшкин Виталий Владимирович

Аннотация: в статье рассматривается феномен «стереотипа» как понятие, включающее в себя представления одной нации о другой нации в целом. Автор исследует понятие «стереотип» и выявляет особенности межнационального восприятия в стереотипах, их функционирования и условий формирования, а также основные характеристики стереотипов межнационального восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ethnic stereotypes of perception

Abstract: the article discusses the phenomenon of "stereotype" as a concept that includes representations of one nation by another nation as a whole. The author explores the concept of "stereotype" and reveals the features of interethnic perceptions of stereotypes, their functioning and formation conditions, as well as the main characteristics of the ethnic stereotypes of perception.

Текст научной работы на тему «Стереотипы межнационального восприятия»

The ethnic stereotypes of perception Il’jushkin V.

Стереотипы межнационального восприятия Ильюшкин В. В.

Ильюшкин Виталий Владимирович /Il'jushkin Vitalij - кандидат психологический наук, доцент, кафедра философии и социально-гуманитарных наук,

ФГБОУ ВПО Ивановский государственный политехнический университет, г. Иваново

Аннотация: в статье рассматривается феномен «стереотипа» как понятие,

включающее в себя представления одной нации о другой нации в целом. Автор исследует понятие «стереотип» и выявляет особенности межнационального восприятия в стереотипах, их функционирования и условий формирования, а также основные характеристики стереотипов межнационального восприятия.

Abstract: the article discusses the phenomenon of "stereotype" as a concept that includes representations of one nation by another nation as a whole. The author explores the concept of "stereotype" and reveals the features of interethnic perceptions of stereotypes, their functioning and formation conditions, as well as the main characteristics of the ethnic stereotypes of perception.

Ключевые слова: стереотип, этнический (национальный) стереотип, гетеростереотип, автостереотип, стереотип восприятия.

Keywords: stereotype, and ethnic stereotype, heterostereotype, autostereotype, the stereotype perception.

В современную эпоху глобализации одними из наиболее актуальных становится проблема взаимосвязи межнациональных отношений и возникающей при этом стереотипизации межнационального восприятия. Глобализация, которая является отличительной чертой современности, внесла коренные изменения в условия жизнедеятельности многих этносов, когда экономические и политические взаимоотношения перешли на общемировой уровень. В этих условиях степень изученности стереотипов межнационального восприятия одних народов другими, путей формирования и распространения этих представлений оказывает значительное влияние на будущее гармоничное развитие мирового сообщества в целом.

Под стереотипом традиционно понимаются обобщенные представления о характерных чертах определенных социальных или этнических групп. Особое внимание в исследовании стереотипов уделяется их роли в когнитивном восприятии мира.

Собственно понятие «стереотип» было введено в научный оборот в 1922 г. американским социологом У. Липпманом. Ученый полагал, что человек в попытке постичь окружающий его мир, создает некую «картинку в своей голове» по поводу непосредственно не наблюдаемых им явлений. Подобные представления-стереотипы создаются под влиянием социально-культурного окружения индивидуума [1]. Те. стереотипы дают возможность человеку составить представление обо всем мире в целом, зайдя за рамки собственного узкого социального, политического и географического окружения.

Липпман полагает, что стереотипы неотступно передаются от поколения к поколению, обычно воспринимаются как данность и реальность. Ученый не считал стереотипы сугубо ложными представлениями. Он считал, что стереотип вполне может быть и правдой, либо в какой-то степени правдивой ложью. У. Липпманн говорил о такой особенности человеческого сознания, как стремление помещать представления об окружающем мире в определенную сетку или «форму, стереотипизированную для нас нашей культурой» [2, с. 81]. Такое свойство стереотипов, с одной стороны, облегчает

нашу ориентацию в мире, так как позволяет воспринимать и усваивать значительно увеличившиеся объемы информации. С другой стороны, стереотипы представляют односторонний, зачастую искаженный и предубежденный взгляд, вследствие того, что они базируются на ограниченном наборе признаков.

Кроме того, из-за их часто неосознаваемого характера стереотипы представляют собой весьма устойчивые образования и поддаются изменению с большим трудом [3]. В результате стереотипы не только облегчают коммуникацию, задавая стандартную схему или модель мышления, но и являются фактором, препятствующим успешной коммуникации, так как зачастую они приводят к неправильному толкованию поведения или слов представителя другой социальной или этнической группы.

Следуя традиции Липпмана в изучении психологии социальных групп и отдельных индивидов, американские ученые М.Роберт и Ф.Тильман полагали, что восприятие иных культур имеет определенные закономерности, близкие к закономерностям индивидуального восприятия, среди которых, в первую очередь, необходимо выделить избирательность восприятия, при которой внимание обращается лишь на некоторые аспекты материальной и духовной культуры. [4] и это естественно, так как нельзя одномоментно увидеть и познать все свойства чужой культуры. Следующим свойством восприятия иной культуры является рассмотрение отдельных ее черт как целостной системы. При этом некоторые черты иной культуры могут быть искажены при восприятии. Наконец, последней характеристикой восприятия иной культуры является его проектированность, при которой восприятие иной культуры проецируется на собственную культурную самость.

Таким образом, закономерно перенесение некоторых черт собственной культурной традиции на другую. В наибольшей степени это характерно для первоначальных межкультурных контактов, при которых нередко акцентируется внимание не на то, что имеется, а на те черты, которые могут либо хотят увидеть.

Следовательно, при подобном понимании, стереотипы становятся неотъемлемой частью любой культуры, и самим фактом существования они оказывают влияние на сознание людей и их межнациональные контакты.

Социальная психология дает возможность осуществить анализ причин возникновения стереотипов, дав понять, насколько наши представления находятся в зависимости от непосредственного общественного контекста и, с другой стороны, какое влияние оказывают стереотипы на наше поведение в социуме. Когнитивные теории делают акцент на потребности индивида в классификации окружающих его людей, поскольку это упрощает восприятие окружающего мира. Люди прибегают к обобщениям, в том числе, и к стереотипам, для максимального уменьшения нагрузки на мышление; разрабатывают некие схемы, которые отражают их знания как о себе, так и о других этносах или культурах. Окончательное закрепление этих схем определяет для индивида способ обработки поступающей информации, на основе которой происходит формирование представлений о себе и других.

В зависимости от того, к какой социальной или этнической группе принадлежат коммуниканты, можно выделить самые разные виды стереотипов: этнические,

возрастные, профессиональные, гендерные и т.д. [5].

По мнению ученых [6], формирование и приобретение стереотипов осуществляется различными путями. В первую очередь, стереотипы приобретаются в процессе социализации и инкультурации. При этом, они формируются, в основном, в ходе общения с людьми, составляющими стабильный круг общения (родителями, друзьями, сверстниками, педагогами и т. п.).

Также, стереотипы могут появляться благодаря ограниченным личным контактам, нередко негативного содержания (при этом единичный негативный опыт общения оказывается перенесенным на более обширный ареал ситуаций и людей). И, последнее,

особое место в возникновении стереотипов принадлежит средствам массовой информации.

Этнический (национальный) стереотип является одним из видов стереотипа, который обнаруживается в традициях любого этноса и обычно имеет глубокие исторические корни. Устойчивые национальные стереотипы постоянно поддерживаются массовым сознанием и, как правило, редко подвержены изменениям.

В 1933 г. американскими учеными Д. Кацем и К. Брейли была разработана методика исследования национальных стереотипов, экспериментально реализованная на выборке из ста студентов Принстонского университета. Результаты эксперимента показали, что большинство студенты на удивление единодушны при определении черт, которые присущи той либо иной этнической группе. В связи с чем, Д. Кац и К. Брейли дали следующее определение: этнический стереотип является «устойчивым мнением, мало согласующемся с той реальностью, которую оно стремится представить, из-за присущего человеку свойства вначале обозначить явление, а затем уже его наблюдать» [7].

Стереотипное восприятие какого-либо конкретного этноса реализуется как извне, посредством гетеростереотипов - системы представлений о другом, - так и изнутри, с помощью автостереотипов, - системы представлений о себе. При нормальной и положительной национальной идентичности автостереотипы в большинстве случаев позитивны и могут быть иллюстрацией явления, названного Л. Гумилевым «внутриэтнической комплиментарностью», т.е. симпатией к членам своего этноса. [8]

По мнению А.П. Миньяр-Белоручевой и М.Е. Покровской, автостереотипы, обычно, коннотативно положительны, а гетеростереотипы - отрицательны, в связи с чем, самоперсонификации и персонификации других служат препятствием для вынесения объективной оценки. При этом, превышение количества положительных автостереотипов над положительными гетеростереотипами говорит о негативном отношении членов одного этноса к другому этносу, так как, по общему мнению, именно такое соотношение дает возможность этносу более четкой самоидентификации. [9]

При этом, по мнению Т. Фарадова, «сознательная сочувственная оценка этноса и его дифференциация от других чревата не только двойными стандартами в оценке своих и чужих, но и формированием образа врага, что может вести к росту нетолерантных, агрессивных установок в массовом сознании, но и как это неприятно, активности, пассионарности индивидов». Автор полагает, что «динамика изменений

гетеростереотипов и автостереотипов может дать обширный материал для размышлений о процессах, происходящих как с самим этносом, так и в сфере межнационального общения» [10].

Значительная роль, по мнению А.А. Насонова, принадлежит этническим стереотипам при осуществлении межконфессионального взаимодействия. Как известно, религиозная идентификация в значительной степени дополняет, а в некоторых случаях и полностью заменяет, этническую. В традиционном социуме достаточным поводом для причисления к нему становится принадлежность к общему вероисповеданию, и, наоборот, последователь иной религии подчас вызывает негативную реакцию: от настороженности до абсолютного неприятия. Исходя из того, что религиозный и этнический компоненты самоидентификации взаимодополняют друг друга, почвой для возникновения этнического стереотипа может быть отсутствие достаточных представлений о другой конфессии. [11]

По мнению В.В. Красных [12], стереотипы существуют, главным образом, в двух формах: как стереотипы поведения (речевого), которые определяют поведение и действия, подлежащие выполнению в конкретной ситуации, и стереотипы-представления, которые определяют, чего следует ждать от того или иного индивида в какой-либо ситуации.

Стереотипы поведения, в том числе, речевого являются предметом специального рассмотрения в ряде работ [13; 14].

Под стереотипами восприятия, как правило, понимается упрощенный, схематизированный, окрашенный эмоционально и весьма стойкий образ какой-либо

этнической общности, который распространяется на всех ее представителей. С помощью стереотипов межнационального восприятия формируется значительная часть представлений о других народах.

Условия появления стереотипа межнационального восприятия обозначены в антропологическом исследовании стереотипных представлений о коренных американцах, отраженных в современных СМИ. Первым условием является «наличие группы, при этом идентичность индивидов, образующих эту группу, должна полностью соответствовать групповой идентичности и исчерпываться ею, в связи с чем этой группе дается имя собственное, условно обозначенное X». Далее, «появляется утверждение, что все индивиды, относящиеся к группе X, имеют признак Y» (2). И, несмотря на то, что «в действительности утверждение, что признак Y принадлежит всем членам группы X ложно» (3), «утверждение о принадлежности признака Y группе X представлено таким образом, что запускается механизм гомогенизации и отчуждения индивидов группы X» (4). При соблюдении всех четырех условий получается стереотип [15].

Исходя из данной концепции, можно сделать вывод о том, что стереотипы всегда характеризуются ограниченным набором характеристик и качеств, приписываемых определенной этнической группе. Хотя, к примеру, в исследовании стереотипизации американских индейцах указаны 24 стереотипа [16], однако человеческое сознание в единицу времени может оперировать лишь тремя или четырьмя.

Таким образом, проанализировав понятие «стереотип межнационального восприятия» в некоторых срезах научных знаний, мы делаем выводы.

Стереотип межнационального восприятия - это выработанные и усвоенные этносом устойчивые, эмоционально окрашенные стандарты восприятия в отношении самих себя (самовосприятие), других народностей, социальных и политических систем, вероучений и их институтов, событий национальной и общегосударственной истории.

Стереотип межнационального восприятия обязательно характеризуется тиражируемостью, широкой распространенностью: во-первых, он касается большого количества отмеченных им объектов, во-вторых, индивидуальное или коллективное сознание, которое оперирует стереотипными представлениями, убеждено, что их придерживаются все или, по меньшей мере, большинство членов общества, они высказываются от лица всех либо подавляющего большинства (что не обязательно соответствует действительности). Следствие чего является создаваемая стереотипом конформистская иерархическая структура отношений, при которой создатель и носитель стереотипа отводит для себя центральное место в общественно-культурном пространстве, при этом объекты стереотипных утверждений вытесняются на маргинальную периферию.

Стереотипные представления априорны и бездоказательны, они не требуют подтверждения своей истинности и достоверности фактическими данными или научными выкладками, так как с точки зрения их носителей они самоочевидны.

Стереотипы межнационального восприятия характеризуются передачей обобщенного образа этнической группы, служат объединяющей основой национальной культуры, закрепляют традицию, дают возможность выработки обобщенного отношения к объекту осмысления, сохранения самобытности культуры. Одновременно, они являются функциональной составляющей социального опыта нации, содействующей накоплению и трансляции будущим поколениям наиболее значимой информации об окружающем мире. При этом, жизненный срок одних стереотипов может насчитывать столетия, а других -лишь несколько лет, и исполнив свое предназначение, они сменяются другими образами, более удачными или актуальными для конкретного времени.

Литература

1. Липпман У. Общественное мнение. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.

2. Lippman W. Public Opinion. NY Toronto, 1965.

3. Мануковский М.В. Измерение и фиксация составляющих стереотипа методом

семантического дифференциала // Межкультурная коммуникация: современные

тенденции и опыт: Материалы первой Всероссийской научно-практической

конференции 19 ноября 2003 г. Часть 3. Межкультурная коммуникация и современные лингвистические теории. - Нижний Тагил, 2003. - С.151-158

4. РоберМ. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. / Пер. с франц.. - М: Прогресс, 1988. - 250с.

5. Донец П.Н. К типологии стереотипов // Социальная власть языка. - Воронеж, 2001. - С. 183-187.

6. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

7. Katz D., Braly K. Racial Stereotypes in One Hundred College Students // Journal of Abnormal and Social Psychology, 1933, Vol.28, p.288-289

8. Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. - Л., 1990.

9. Миньяр-Белоручева А.П., Покровская М.Е. Роль и место этнономов в глобальном политическом дискурсе // Вестник ВГУ, Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация», 2005, № 1

10. Фарадов Т.Этнокультурная идентичность и некоторые аспекты психологии межнационального общения в Азербайджане. [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.gumilev-center.az/nacionalno-etnicheskoe-soznanie-azerbajdzhancev-chast-ii/

11. Насонов А.А. Этноконфессиональное взаимодействие на Алтае XIX-начала XX в. в контексте стереотипного восприятия// Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №4 (24). С. 87-91.

12. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2002.

13. Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. - М.: Едиториал УРСС, 2003.

14. Реш О. Проблема стереотипов в межкультурной коммуникации // Россия и Запад: диалог культур. Вып. 6. М., 1998. - С.98-111

15. McLaurin V. Stereotypes of contemporary Native American Indian characters in recent popular media. - Amherst, 2012. - 136 p.

16. Mihesuah D. American Indians: Stereotypes and Realities. - Atlanta: Clarity Press, 1995. - 149 p.

17. Болдин С.Ю. Самоидентификация как опыт // Проблемы современной науки и образования. 2014. №23. С. 42-44.

18. Мастикова Н. С. Опыт сопоставления доминирующих рангов ценностей «свобода» и «равенство» россиян и народов западных стран. // Проблемы современной науки и образования. 2013. №17. С. 227-232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.