Научная статья на тему 'Специфика проявления автостереотипов, гетеростереотипов в процессах межкультурного общения и обучения'

Специфика проявления автостереотипов, гетеростереотипов в процессах межкультурного общения и обучения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
966
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ / АВТОСТЕРЕОТИПЫ / ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПЫ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / NATIONAL STEREOTYPES / ETHNIC STEREOTYPES-STEREOTYPES / HETEROSTEREOTYPES / INTERCULTURAL COMMUNICATION TRAINING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ильюшкин Виталий Владимирович

В статье рассматриваются вопросы формирования и реализации в межкультурном общении и процессе обучения национальных стереотипов, в частности, автостереотипов и гетеростереотипов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика проявления автостереотипов, гетеростереотипов в процессах межкультурного общения и обучения»

Специфика проявления автостереотипов, гетеростереотипов в процессах межкультурного общения и обучения Ильюшкин В. В.

Ильюшкин Виталий Владимирович /Iljushkin Vitalij Vladimirovich - кандидат психологический наук, доцент, кафедра философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВПО Ивановский государственный политехнический университет, г. Иваново

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы формирования и реализации в межкультурном общении и процессе обучения национальных стереотипов, в частности, автостереотипов и гетеростереотипов. Abstract: this article discusses the formation and implementation of intercultural communication and learning process of national stereotypes, in particular auto-stereotypes and hetero.

Ключевые слова: национальные стереотипы, этнические стереотипы, автостереотипы, гетеростереотипы, межкультурное общение, обучение.

Keywords: national stereotypes, ethnic stereotypes-stereotypes, heterostereotypes, intercultural communication training.

Образуя систему координат, в которой протекает межкультурное общение, национальные стереотипы являются важным фактором эффективной межкультурной коммуникации в процессе обучения студентов. Для понимания процессов, протекающих в межкультурной коммуникации, важно подчеркнуть, что стереотипное восприятие «чужого» этноса» характеризует не только его, сколько национальность, в котором оно образовалось и бытует. Так, этнолог Н.А. Ерофеев пишет: «Этнические представления отражают не одну, а две реальности или, точнее, два народа - и тот, чей образ формируется в сознании другого народа, и тот, в среде которого эти представления слагаются и получают распространение» [5, 21]. Действительно, оценки какого-либо государства-нации со стороны разных наций не только весьма различны, но, зачастую, и противоположны. Это явление связано с присутствием элемента сравнения и сопоставления национальных стереотипов. Отсюда следует и относительность их содержания.

Признавая в целом справедливыми положения «гипотезы контакта» относительно того, что прямые контакты разрушают и размывают этнические стереотипы, В.С. Агеев [2] вносит коррективы, подчеркивая, что далеко не всякое межэтническое общение разрушает межэтнические стереотипы, так как в ряде случаев предшествующая напряженность в межгрупповых отношениях, недостаток информированности друг о друге, отрицательные социальные установки по отношению друг к другу в результате непосредственного общения лишь усугубляют взаимные негативные оценки.

Предпочтение образа жизни собственной национальной группы не исключает возможности критического отношения к своей национальной культуре и положительной оценки отдельных черт культуры чужой этнической группы. Д. Брунер и В. Перлмуттер установили, что хотя стереотипное представление субъекта познания об особенностях различных национальных групп влияют на характер суждений о человеке, однако, чем больше он общается с национальными группами, к которым принадлежат оцениваемые им люди, тем реже выносит стереотипные суждения и тем правильнее дает им характеристики. Под влиянием различных форм совместной деятельности и эмоционально насыщенного общения на равных началах, изменяется характер взаимоотношений, что в свою очередь, приводит к ослаблению или изменению социальных стереотипов и влияет на изменение оценочных суждений [16].

Констатация и оценка специфики чужой национальной группы формирует и определенный тип поведения по отношению к этой группе. Поведенческий компонент национального стереотипа характеризует представления человека о том, как вести себя по отношению к другой группе. Например, на основе ограниченной и неточной информации о другой национальной группе формируется отрицательный национальный стереотип, который может проявляться в негативном поведении по отношению к ней. В результате, между представителями двух национальных групп складываются негативные межличностные отношения, которые находят выражение в предвзятости, неприязни, презрении, недоверии друг другу и могут приводить к ослаблению и дезорганизации общения, а при наличии определенных условий и к возникновению конфликтных ситуаций. Однако в национальном стереотипе может иметь место несоответствие осознанных намерений (вербального поведения) и действий (реального поведения), известное в литературе как расхождение между ценностными ориентациями и явным поведением. Негативная оценка представителей чужой национальной группы и выраженная в ней враждебность на вербальном уровне не обязательно реализуется в поведении. Описание подобной ситуации дано Р. Лапьером. Указанное несоответствие Р. Лапьер объяснял наличием принципиальной разницы между реакциями на вербальную ситуацию и ситуацию, предполагающую невербальные действия [18].

Л.И. Божович [4] объясняет расхождение между намерением и реальным поведением исходя из того, что поведение человека побуждается не одним, а многими мотивами, которые могут находиться в сложной взаимозависимости. Основная линия поведения определяется направленностью личности, то есть суммой устойчивых мотивов поведения. Явное поведение, побуждаемое неосознанными мотивами, может

противоречить планируемому, но оно не противоречит общей направленности личности, определяющей в конечном итоге конкретные акты поведения.

Соотношение между вербальным и реальным поведением в проявлении национального стереотипа в значительной степени связано с формированием мотивов и направленности личности, являющихся побудителями ее поведения. С этой точки зрения национальный стереотип - групповой эталон, сложившийся на основе общественного мнения одной национальной группы о наиболее ярких характеристиках другой и для реализации этого эталона в поведении отдельной личности необходимо, чтобы он был соотнесен со сложной системой личностных потребностей, убеждений, идеалов, самооценок, являющихся внутренними регуляторами поведения личности. В свою очередь, потребности, убеждения и другие элементы морального сознания личности становятся действенной силой, способствующей выбору определенной линии поведения только в том случае, если они формируют соответствующие мотивы, являющиеся побудителями деятельности человека. Чтобы намерение реализовать стереотип в своем поведении не расходилось с действием личности, этот стереотип, как и любая социальная норма, должен быть интернализован, либо рационально принят индивидом как справедливый, необходимый и полезный [15].

Несоответствие между намерением и действием неоднократно отмечалось многими исследователями, которые объясняют это противоречие, исходя из различных особенностей субъекта деятельности. Например, Де Флер и Ф. Уэсти исходили из противоречивых влияний нормативных и ценностных предписаний референтной группы, с одной стороны, и той группы, в которой человек действует в данный момент, - с другой [17]. Поскольку индивид, как член данной национальной группы, может одновременно принадлежать нескольким группам, реализация национального стереотипа на уровне индивидуального поведения будет зависеть как от ориентации индивида на эталоны, предписанные референтной группой, так и от стереотипов, принятых в той группе, в которую индивид включен в данный момент. Большое значение для реализации национального стереотипа на уровне вербального и реального поведения имеет степень принятия индивидом ценностно-нормативной системы референтной группы и группы членства.

Национальные и этнические стереотипы принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы - это характеристики собственной этнической группы, осознающиеся в виде специфических образов, мнений, суждений, оценок, относимых к своей общности, ее представителям, имеющие тенденцию прежде всего к благоприятной оценке. При этом формируется упрощенный образ своего народа, щедро наделенного умом, трудолюбием храбростью, миролюбием и так далее [3, 11-40]. «Автостереотип, - пишет С.И.Королев, - при внешней объективности описания вносит в него нечто от идеала, нечто от того, что хотелось бы увидеть» [13, 15].

При формировании автостереотипа большую роль играют факты собственной истории, особенно широко известные представителям исследуемой национальной группы (версии происхождения, легенды, национальные герои). Известно, что многие события и явления далекого прошлого и сегодня составляют часть эмоционального опыта национальных общностей, включаясь в систему национальных символов. Самоотражение национальной группы, сопровождаясь переживанием отражаемых этнодифференцируемых признаков, проявляется в целой гамме чувств.

Характеристика собственной национальной группы «кристализуется в виде специфических образов -автостереотипов, упрощенных образов своего этноса, щедро наделенных умом, трудолюбием, храбростью, миролюбием и так далее» [1, 85]. При формировании автостереотипов огромную роль играют факты истории, широко известные представителям национальной группы. Автостереотипы - это мнения, суждения, оценки, относимые к данной национальной общности ее представителями. Как правило, самоотражение национальной группы проявляется в целой гамме чувств, непосредственно связанных с членством в национальной группе. По отношению к своей национальной группе формируются, как правило, только положительные характеристики и чувства. Национальные автостереотипы и национальные чувства, так же как и идентификация, и система дифференцирующих символов и представлений, относятся к сфере национального самосознания. Известно, что многие события и явления далекого прошлого и сегодня составляют часть этносоциального опыта национальных общностей, включаясь в систему национальных стереотипов - символов.

Специфика механизма бытования национальных стереотипов в массовом сознании обусловливается проявлением их функций. Как уже отмечалось, основу национальных стереотипов (автостереотипов), составляет социальный опыт, являющийся следствием своеобразия ее социально-психического, экономического и культурного развития.

Объективной основой для спонтанного формирования национальных чувств является повсеместная практика оценки достижений и образа жизни чужих общностей с точки зрения собственной системы ценностей. Поэтому для национального автостереотипа характерны, главным образом, позитивные чувства по отношению к своей национальной группе, выражающиеся, в основном, в любви, восхищении, удовольствии, ликовании. Однако позитивные чувства к собственной группе не исключают полностью критического отношения к устаревшим, изжившим себя, мешающим прогрессу явлениям и сторонам жизни, проявляясь в элементах фольклора (пословицах, поговорках, анекдотах). Такая критика способствует мобилизации общественного мнения на борьбу с негативными явлениями в жизни этнической группы [15].

Ведущее место среди позитивных национальных чувств занимает такое гражданское чувство, как национальная гордость или в более общем виде гордость за свою макрообщность, которая способствует удовлетворению важнейшей потребности индивида в самоуважении. Чувство самоуважения возникает у человека в процессе успешной жизнедеятельности, при согласовании его достижений с системой норм и ценностей общества. Деятельность людей в рамках данного этноса осуществляется в различных группах, в семье, общественных организациях, политических партиях и т.п. При этом гордость за свою группу поднимает человека в собственных глазах, усиливает в нем самоуважение. Однако принадлежность к различным подгруппам не снижает у индивидов чувства сопричастности со своей этнической группой в целом, с которой они в конечном итоге себя идентифицируют.

Гетеростереотипы - это совокупность оценочных суждений о других народах. Они могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. В содержании гетеростереотипов следует различать относительно устойчивое когнитивное ядро -комплекс представлений о внешнем облике представителей другого народа, о его историческом прошлом, об особенностях образа жизни, о трудовых навыках, а также ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа.

Именно негативный национальный гетеростереотип зачастую обозначается термином "предрассудок", характеристика которых была нами представлена ранее. Можно предположить, что это не идентичные, хотя и близкие феномены. Предрассудки содержат лишь частные негативные характеристики аутгруппы, в то время как гетеростереотип предполагает ее глобальную негативную оценку. Предрассудок включает достаточно узкие характеристики аутгруппы, затрагивающие ее конкретные нациокультурные особенности, неприемлемые с точки зрения оценивающей группы. Это не исключает позитивных оценок как отдельных сторон жизнедеятельности аутгруппы, так и этноса в целом, что способствует успешной взаимной адаптации этноконтактных групп несмотря на неприятие отдельных элементов культурной специфики друг друга. Негативные гетеростереотипы различных аутгрупп, представляют собой качественно иное состояние ингруппового сознания по сравнению с предрассудком, в котором зафиксирован глобальный негативизм по отношению к аутгруппе, тотальное отвержение любых проявлений у этнокультурных особенностей. Такова точка зрения на этот вопрос В.П. Левковича и И.Б. Андрущак [14].

Отношение к своей группе (автостереотип) и чужой группе (гетеростереотип) можно рассматривать изолировано друг от друга лишь в абстракции, как методический прием для их более детального изучения. В реальной действительности, в жизнедеятельности национальной группы они выступают как нерасчлененное целое, как одна из форм отражения нацией своего единства и отличия от других национальных групп. «Сплав» авто- и гетеростереотипа, рассмотренных с учетом «знака» их эмоционального отношения к объекту оценки (своей и чужой национальным группам), представляет собой взаимозависимые элементы в структуре такого целостного образования, как национальный стереотип.

То, что применительно к собственному народу, называется разумной экономией, применительно к другим может именоваться скупостью. То, что у себя характеризуется настойчивостью, твердостью характера, у «чужака» называется упрямством. Один и тот же психологический комплекс в зависимости от отношения к его носителю, может называться и непосредственностью, и безответственностью. Здесь сказывается все, вплоть до политической конъюнктуры.

Очевидно, что национальные стереотипы в большинстве случаев отражают некую объективную реальность. Таким образом, рассматривая национальные стереотипы как образ социального объекта, а не как мнение об этом воспринимающего субъекта, необходимо серьезно относится к распространенным в обыденной жизни взаимодействующих групповых субъектов национальным характеристикам. Функционирование стереотипов на двух уровнях существенно осложняет решение проблемы их объективных и субъективных детерминант.

Вопрос о соотношении воздействия на содержание стереотипов характера межнациональных отношений и особенностей стереотипизируемых и стереотипизирующих групп остается открытым до сих пор. Но очевиден общий вывод о том, что социальные стереотипы восприятия национальной психологии не отражают совокупности национальных черт.

Литература

1. Авдуевская Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. - М., 1995. Т. III. Вып. IV. - С. 87.

2. Агеев B.C. Стереотипизация как механизм социального восприятия // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М.Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. -С.177-188.

3. Артановский С.Н. Этноцентризм и «возврат к этничности»: концепции и действительность // Этнографическое обозрение. 1992. -N3. -C. 17.

4. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблема формирования личности / Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Международная. педагогическая академия., 1995. -209 с.

5. Ерофеев Н.А. Туманный альбион. Англия и англичане глазами русских. 1825-1853 гг.- М., 1982. - С.21.

6. Ильюшкин В.В. Взаимосвязь стереотипов социального научения, менталитета и социального представления // European research. 2015. № 3 (4). С. 31-36.

7. Ильюшкин В.В. Социально-психологические особенности национальных стереотипов // Наука, техника и образование 2015 № 4(10). С. 196-198.

8. Ильюшкин В.В. Социальный стереотип как концентрированное выражение социальной установки // Вестник науки и образования. 2015. № 1 (3). С. 87-92.

9. Ильюшкин В.В. Стереотипизация как важный фактор в восприятии и познании людьми друг друга // European science. 2014. № 1 (1). С. 31-36.

10. Ильюшкин В.В. Стереотипы межнационального восприятия //International scientific review. 2014. № 1 (1). С. 34-40.

11. Ильюшкин В.В. Теоретические представления о национальных и этнических стереотипах в социальных науках и психологии // European research. 2014. № 1 (1). С. 83-88.

12. Ильюшкин В.В. Экономическое детерминирование социальных стереотипов // Economics 2015 № 2(3). С. 5-6.

13. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. -М, 1979. -С.15.

14. Левкович В.П., Андрущак И.Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16. - №2. -С.70-81.

15. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика. -М., 1985. -С. 138-153.

16. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе: Пробл. методологии и теории. -М.: Наука, 1985. -175 с.

17. Fler M.R.de, Westie F.R. Verbal attitudes and overacts.-Amer.Sociological Rev., 1958.

18. La Pier R. Attitude versus action // (Eds.) Fishbein M., John N. Attitude Theory and Measurement. -N.Y. 1967.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.