Автостереотипы как проявление национальных и этнических стереотипов Ильюшкин В. В.
Ильюшкин Виталий Владимирович /Il'jushkin Vitalij Vladimirovich -кандидат психологических наук, доцент, кафедра философии и социально-гуманитарных наук,
ФГБОУ ВПО Ивановский государственный политехнический университет, г. Иваново
Аннотация: в статье автор рассматривает понятия и содержания автостереотипов, которые являются характеристиками собственной этнической группы, осознающиеся в виде специфических образов, мнений, суждений, оценок, относимых к своей общности, ее представителям, имеющие тенденцию, прежде всего к благоприятной оценке. Для национального автостереотипа характерны, главным образом, позитивные чувства по отношению к своей национальной группе, выражающиеся, в основном, в любви, восхищении, удовольствии, ликовании.
Ключевые слова: национальные стереотипы, межнациональные отношения, автостереотипы, этнос.
Национальные и этнические стереотипы принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы - это характеристики собственной этнической группы, осознающиеся в виде специфических образов, мнений, суждений, оценок, относимых к своей общности, ее представителям, имеющие тенденцию, прежде всего к благоприятной оценке. При этом формируется упрощенный образ своего народа, щедро наделенного умом, трудолюбием храбростью, миролюбием и так далее [2]. «Автостереотип, - пишет С.И. Королев, - при внешней объективности описания вносит в него нечто от идеала, нечто от того, что хотелось бы увидеть».
При формировании автостереотипа большую роль играют факты собственной истории, особенно широко известные представителям исследуемой национальной группы (версии происхождения, легенды, национальные герои). Известно, что многие события и явления далекого прошлого и сегодня составляют часть эмоционального опыта национальных общностей, включаясь в систему национальных символов. Самоотражение национальной группы, сопровождаясь переживанием отражаемых этнодифференцируемых признаков, проявляется в целой гамме чувств.
Характеристика собственной национальной группы «кристализуется в виде специфических образов -автостереотипов, упрощенных образов своего этноса, щедро наделенных умом, трудолюбием, храбростью, миролюбием и так далее» [1]. При формировании автостереотипов огромную роль играют факты истории, широко известные представителям национальной группы. Автостереотипы - это мнения, суждения, оценки, относимые к данной национальной общности ее представителями. Как правило, самоотражение национальной группы проявляется в целой гамме чувств, непосредственно связанных с членством в национальной группе. По отношению к своей национальной группе формируются, как правило, только положительные характеристики и чувства. Национальные автостереотипы и национальные чувства, так же как и идентификация, и система дифференцирующих символов и представлений, относятся к сфере национального самосознания. Известно, что многие события и явления далекого прошлого и сегодня составляют часть этносоциального опыта национальных общностей, включаясь в систему национальных стереотипов - символов.
Специфика механизма бытования национальных стереотипов в массовом сознании обусловливается проявлением их функций. Как уже отмечалось, основу национальных стереотипов (автостереотипов), составляет социальный опыт, являющийся следствием своеобразия ее социально-психического, экономического и культурного развития.
Объективной основой для спонтанного формирования национальных чувств является повсеместная практика оценки достижений и образа жизни чужих общностей с точки зрения собственной системы ценностей. Поэтому для национального автостереотипа характерны, главным образом, позитивные чувства по отношению к своей национальной группе, выражающиеся, в основном, в любви, восхищении, удовольствии, ликовании. Однако позитивные чувства к собственной группе не исключают полностью критического отношения к устаревшим, изжившим себя, мешающим прогрессу явлениям и сторонам жизни, проявляясь в элементах фольклора (пословицах, поговорках, анекдотах). Такая критика способствует мобилизации общественного мнения на борьбу с негативными явлениями в жизни этнической группы [7].
Ведущее место среди позитивных национальных чувств занимает такое гражданское чувство, как национальная гордость или в более общем виде гордость за свою макрообщность, которая способствует удовлетворению важнейшей потребности индивида в самоуважении. Чувство самоуважения возникает у человека в процессе успешной жизнедеятельности, при согласовании его достижений с системой норм и ценностей общества. Деятельность людей в рамках данного этноса осуществляется в различных группах, в семье, общественных организациях, политических партиях и т.п. При этом гордость за свою группу поднимает человека в собственных глазах, усиливает в нем самоуважение. Однако принадлежность к различным подгруппам не снижает у индивидов чувства сопричастности со своей этнической группой в целом, с которой они в конечном итоге себя идентифицируют.
Литература
1. Авдуевская Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. - М., 1995. Т. III. Вып. IV. - С. 87.
2. Артановский С.Н. Этноцентризм и «возврат к этничности»: концепции и действительность //
Этнографическое обозрение. 1992. -N3. -C. 17.
3. Ильюшкин В.В. Стереотипизация как важный фактор в восприятии и познании людьми друг друга // European science. 2014. № 1 (1). С. 31-36.
4. Ильюшкин В.В. Стереотипы межнационального восприятия //International scientific review. 2014. № 1 (1). С. 34-40.
5. Ильюшкин В.В. Теоретические представления о национальных и этнических стереотипах в социальных науках и психологии // European research. 2014. № 1 (1). С. 83-88.
6. Корнеева Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности. - Вестник Ленингр. ун-та. Сер. 6. 1989. Вып. 4 (27). - С. 91 - 96.
7. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика. - М., 1985. -С. 138-153.