Научная статья на тему 'Исследование этнических автостереотипов современной Российской молодежи как одного из элементов этнического сознания (на примере молодежи г. Твери)'

Исследование этнических автостереотипов современной Российской молодежи как одного из элементов этнического сознания (на примере молодежи г. Твери) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
279
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Верпатова Оксана Юрьевна

В современном российском обществе неоднократно поднималась проблема особенностей этнического сознания молодежи. Одним из важнейших элементов этнического сознания являются этнические автостереотипы, содержащие представления индивидов о своей нации, чертах национального характера. Исследование автостереотипов молодежи позволит сделать вывод не только о восприятии молодежью своей нации, но и определить неустойчивость, неопределенность этих представлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование этнических автостереотипов современной Российской молодежи как одного из элементов этнического сознания (на примере молодежи г. Твери)»

3

СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ АВТОСТЕРЕОТИПОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ОДНОГО ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ЭТНИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МОЛОДЕЖИ Г. ТВЕРИ)

О.Ю. Верпатова (Тверской государственный технический университет) Научный руководитель - к.и.н., профессор Э.Ю. Майкова (Тверской государственный технический университет)

В современном российском обществе неоднократно поднималась проблема особенностей этнического сознания молодежи. Одним из важнейших элементов этнического сознания являются этнические автостереотипы, содержащие представления индивидов о своей нации, чертах национального характера. Исследование автостереотипов молодежи позволит сделать вывод не только о восприятии молодежью своей нации, но и определить неустойчивость, неопределенность этих представлений.

Введение

Проблема межнациональных отношений является одной из актуальных проблем современного общества. Многие ученые связывают возросший интерес к этничности с мировыми процессами интеграции и глобализации, когда происходит интернализация культурных норм и ценностей. В результате этого индивиды утрачивают возможность соотнесения себя с той или иной общностью на базе тех особенностей, которые существовали ранее. Психологи утверждают, что одной из особенностей нашего сознания является стремление идентифицировать себя с какой-либо группой. Именно из этого стремления и происходит рост значения национальной самоидентификации. Роль национальной принадлежности становится все более значимой. Одновременно это порождает новые проблемы, которые заключаются в высокой степени конфликтности современных межнациональных отношений.

Важную роль в межнациональных отношениях играют этнические стереотипы. Это разновидность социальных стереотипов, представляющая собой упрощенный и эмоционально окрашенный образ той или иной нации. В стереотипах исследователи выделяют автостереотипы, которые, как правило, содержат положительные оценки своей собственной нации, и гетеростереотипы. Гетеростереотипы могут быть как отрицательными, так и положительными [1]. Существующие стереотипы могут сыграть значительную роль в осуществлении межнационального общения, повлиять на характер межнациональных отношений, их интенсивность. Особую роль играют этнические автостереотипы, поскольку являются не только показателем восприятия собственной нации, но и индикатором социального самочувствия. От того, насколько уверенно чувствует себя человек, насколько доволен он своим положением, во многом зависит и характер автостереотипа. Если его оценка своей нации отличается доминированием положительных характеристик, он ощущает стабильность своего положение, связь со своей нацией, его отношение к представителям других нации становится лояльней. Соответственно, возможность возникновения межнационального напряжения, перерастающего в конфликт, ниже, чем в противоположном случае.

Говоря о межнациональных отношениях в Тверской области, исследователи отмечают, что, также как и во многих регионах России, осложнения произошли в начале 90-х годов, после распада СССР. Это вполне закономерное явление. Анализ современной ситуации показывает, что, несмотря на относительно благополучные отношения между

этносами, проживающими на территории города Твери и Тверской области, элементы нестабильности имеют место. Тревожными знаками может служить то, что, по данным исследований тверских ученых, в обществе возрастает негативное отношение к вынужденным переселенцам и иммигрантам, прибывшим из Северо-Кавказского региона. Большинство местного населения склонно рассматривать их появление на территории области исключительно с негативной точки зрения. Кроме того, «пришлыми» местные считают даже армянские семьи, прожившие на территории Тверской области более 10 лет. Положение в сфере межнациональных отношений осложняется также тем, что мигранты сложнее адаптируются к новым социальным условиям и часто не стремятся принять активное участие в жизни области. Подобное поведение со стороны старших членов семей негативно сказывается и на ресоциализации их детей.

Вместе с тем на территории области успешно функционируют различные национальные объединения, которые способны самостоятельно решать многие возникающие проблемы. Однако администрация области не стремится оказать помощь данным организациям. Между тем последние события, произошедшие и в России, и в самой Твери, показали, что угроза столкновений на национальной почве вполне реальна даже для нашей, относительно спокойной области. Это привело к росту интереса к проблеме межнациональных отношений со стороны администрации области. Принят ряд мер по улучшению сложившейся ситуации в регионе.

Таким образом, можно отметить, что, несмотря на то, что в настоящий момент в Тверской области не возникает ярко выраженных межнациональных конфликтов, опасность осложнения ситуации, бесспорно, существует. Необходимо всестороннее изучение проблемы межнациональных отношений в Тверской области. Это позволит выявить проблемы, которые вызывают национальную напряженность и принять меры по предотвращению конфликтной ситуации в дальнейшем.

В связи с этим в мае 2007 года было проведено прикладное социологическое исследование среди молодежи города Твери на тему «Этнические стереотипы молодежи г. Твери». Целью исследования было проанализировать сложившиеся этнические автостереотипы школьников выпускного класса, студентов первого курса высшего учебного заведения и студентов четвертого курса высшего учебного заведения и сравнить их.

Основная часть

Одна из задач исследования состояла в выявлении доли респондентов, которые не относит себя ни к какой нации, респондентам был предложен вопрос «Относите ли вы себя к какой-либо нации?». В результате определенный процент опрошенных не отнесли себя к нациям. Среди школьников - 7%, из них девушек и молодых людей было практически поровну. Главными причинами того, что они не относят себя к нации, были отмечены следующие: «считаю, что национальная принадлежность не важна», «не знаю, к какой нации себя отнести» и «я против деления людей на нации». Среди студентов 1 курса 12% девушек и 2% юношей не относят себя к какой-либо нации. Главная причина - уверенность в том, что национальная принадлежность неважна. На 4 курсе только 5% девушек отмечают, что не относят себя к нации, так как национальная принадлежность неважна.

В дальнейшем в исследовании используются результаты, полученные при анализе данных респондентов, отнесших себя к какой-либо нации. Следует отметить, что среди опрошенных в каждой категории выделилась определенная доля тех, кто отнес себя не к русской нации. К сожалению, доля таких ответов не позволяет проанализировать каждую нацию на предмет автостереотипов, поскольку полученные результаты не отражают реальную ситуации среди представителей этой нации. Однако в целом следует отметить, что для представителей других нации больше, чем для русских, характерна

национальная самоидентификация. Кроме того, в оценках своей нации практически у всех представителей доминируют только положительные характеристики. Это проявляется в приписывании своей нации положительных черт характера: религиозность, храбрость, трудолюбие, рассудительность. Своя нация у большинства ассоциируется с силой и миром. Здесь не наблюдается расхождения при использовании цветового теста: на вопрос: «С каким цветом у Вас ассоциируется своя нация?» - респонденты отметили, в основном, зеленый - цвет мира, спокойствия, статичности, и синий - цвет духовности, возвышенности, приближенности к божественному. При ответе на вопрос: «С каким животным у Вас ассоциируется ваша нация?» - респонденты указывали нехищных диких животных, которые вызывают положительные эмоции и в символической интерпретации являются олицетворением свободы, независимости, гордости.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что автостереотипы представителей других наций положительны по своей эмоциональной окрашенности. При этом национальная идентичность актуализирована в большей степени, чем у русских. Возможно, это объясняется тем, что молодые люди, находящиеся в иноэтнической и многонациональной среде, особо остро ощущают необходимость соотнесения себя со своими национальными корнями.

Среди отпрошенных учащихся 11 класса 63% девушек и 26% юношей отнесли себя к русской нации. Чтобы определить, насколько актуальна для выпускников национальная идентичность, в начале опроса им был предложен тест Куна-Маркпартленда, где они должны были ответить на вопрос «Кто Я» пятью существительными. В результате категория национального встретилась только у 1,29% опрошенных школьников от числа тех, кто отнес себя к какой-либо нации. В целом следует отметить, что у молодых людей и девушек существенно различаются приоритеты в оценке себя. Для молодых людей на первом месте стоит определение себя как человека (21,9%), затем гражданская позиция (18,1%) и определения себя через сферу деятельности (17,1%). Для девушек на первом месте позиционирование себя через качества, черты характера (32,4%), затем как человека (14,5%) и члена своей семьи (14,3%).

На вопрос: «Какие чувства вызывает у Вас принадлежность к своей нации?» - и юноши, и девушки ответили: прежде всего, гордость (42,1% и 51,7% соответственно), уверенность (21% и 23,6%) и чувство превосходства (10,5% и 6%). Однако 10% девушек отметили также чувство нестабильности, а среди молодых людей это же чувство отметили только 5%.

Для большинства школьников национальность - это то, благодаря чему сохраняется память о предках, истории (31,7% юношей и 30,2% девушек), то, чем нужно гордиться (18,3% и 25%). Кроме того, школьники считают, что чувство принадлежности к нации способствует объединению людей (15% и 15,5%).

Далее респондентом было предложено назвать то, что у них ассоциируется со своей нацией. Русские у старшеклассников ассоциируются, прежде всего, с силой (46% юношей и 14,3% девушек). Далее мнения разошлись. Юноши считают, что русские - душа (11,5%), а девушки - ум, смекалка, сообразительность (12,7%). Негативным можно считать то, что одинаковое количество и молодых людей и девушек ассоциируют русских с водкой (7%).

Далее респондентам было предложено высказать свое мнение относительно того, какое место русские занимали в истории и какое занимают сейчас. Мнение представителей обоего пола было однозначно: русские играли и играют важную роль, они могут гордиться своим прошлым и настоящим.

Одним из важнейших элементов этнического автостереотипа являются приписываемые черты характера. Так, русские школьники в первую очередь относят к своей нации такие черты характера, как религиозность, искренность, храбрость, патриотизм,

смекалку, но в то же время значительный процент таких черт, как лень, тяга к насилию, воровству и пьянству.

Среди цветов, которые отметили респонденты как ассоциирующиеся со своей нацией, прежде всего, были названы белый, синий и красный. Это вполне можно объяснить не только смысловой нагрузкой этих цветов, но и их использованием в официальной символике государства. Однако следует отметить, что юноши отнесли к русским белый цвет (34,6%) - цвет чистоты, веры, но в то же время цвет неопределенности, а девушки - синий (36,5%) - духовность, возвышенность и, в то же время, цвет вечности, и противоположный ему по значению - красный (34,9%) - энергия, сила, движение, опасность, тревожность. Таким образом, на подсознательном уровне девушки более, чем юноши, склонны оценивать свою нацию двойственно, неоднозначно.

Такого дуализма не наблюдается при животных ассоциациях. Однозначный символ русских из животного мира - медведь. Медведь символизирует добродушие и ярость, силу, лень, обжорство и аскетизм одновременно [3, стр.883]. В самом образе заключено двоякое прочтение, что соответствует и определению главных черт национального характера и цветовым ассоциациям.

Представление о своей нации включает в себя также представление о тех ценностях, которые являются главными. Так, по мнению школьников, главными для русских является семья (20,4% у девушек и 19,6% - юноши). Далее мнения разделились: девушки считают, что главное для русских - мир (16%), а юноши - прошлое своего народа (18,5%). На третьей позиции, по мнению школьников - государство (12,8% и 15,2% соответственно). Данные ценности относятся к разряду духовных, нематериальных и, главным образом, коллективных.

Двойственность представлений о своей нации появилась и при ответе на вопрос: «Какая из двух пословиц в паре в большей степени, на Ваш взгляд, отражает характер наций?». Школьники отмечали в равной степени обе пословицы, характеризующие одну и ту же черту, но с разными знаками. Так, пословицы - индикаторы активности и честности получили одинаковый процент ответов. Кроме того, девушки указали также пословицу, отражающую веру в правосудие (9,8%), а молодые люди отметили пословицу, отражающую тягу к труду (7,7%).

В отличие от выпускников школ, студенты первого курса оценивают себя, в первую очередь, как будущих специалистов, студентов, людей, получающих профессию (19,8% от числа студентов, отнесших себя к какой-либо нации). При этом профессиональное самоопределение находится на первых позициях как у юношей (19,1%), так и у девушек (20,2%). На первых позициях для девушек также стоит ее роль в семье (20,6%), а для молодых людей важнее определение себя как человека (18,3%) и обладателя уникальных качеств характера (17,5%).

Среди тех, кто отнес себя к русской нации, большинство говорят о том, что испытывают гордость и уверенность от принадлежности к своей нации. А среди юношей достаточно велика доля тех, кто ощущает в связи с этим свое превосходство (17%).

Мнение студентов-первокурсников и выпускников 11 класса совпадает в определении понятия «национальность». При этом мнения девушек и молодых людей по этому вопросу также не имеют расхождений. И для тех, и для других «национальность», в первую очередь, помогает сохранить память о предках, о своей истории. Кроме того, по мнению первокурсников, национальность способствует объединению людей, и ей нужно гордиться.

В отличие от школьников, респонденты 1ого курса, отнесшие себя к русским, не отличаются единодушием в вопросе: «С чем у Вас ассоциируются русские?». Юноши также поставили на первое место силу - 21,4%. А вот у девушек эта категория оказалась на 4 месте. В первую очередь они назвали душу (14,8%), доброту и ум (12,9%). У молодых людей русские ассоциируются так же с положительными эмоциями (такие

слова, как «супер», «классные», «крутые» и т.д.) - 17,8%. На третьем месте у представителей мужского пола - культура русского народа (все ее проявления) - 14,2%.

Общее у студентов первого курса и выпускников 11 класса и мнение относительно места русских в прошлом и настоящем. Абсолютное большинство считаю, что русские - обладатели яркого прошлого и не сдают позиций и в современном обществе.

Студенты первого курса более позитивно, чем школьники, оценивают черты характера, принадлежащие русской нации. Однако девушки в первую очередь выделяют такие характеристики, как религиозность (10,9%), патриотизм (10,9%), смелость (10, 7%), гостеприимство (10,7%) и смекалку (10%). Лень как основное качество указали 9,1%. В то же время молодые люди на первое место поставили смелость (15%) и гостеприимство (13,4%), а патриотизм практически не отметили. Также значительную долю составил такой ответ, как «искренность» (10,5%), которую у девушек отметили гораздо меньше.

Цветовые ассоциации у первокурсников и школьников совпадают, в том числе сохраняются и отличия по полу. Большинство девушек (31,5%) выбрали синий цвет в качестве символа русской нации, а юноши - белый (32,1%). Однако, в отличие от школьников, распределение основных цветов-символов практически одинаково. Таким образом, представители обоих полов отметили, главным образом, цвета российского «триколора».

Относительно животных ассоциаций сохранилась тенденция сравнивать русских с медведем. Здесь солидарны и школьники, и студенты первого курса. Однако следует отметить, что 9,6% девушек отметили также собаку - домашнее животное, олицетворение преданности, храбрости и бдительности, символ защиты и самопожертвования [3, стр.901]. Вполне возможно, что восприятие русских как защитников у девушек 1 курса явилось причиной меньшей, по сравнению со школьницами, доли тех, у кого принадлежность к этой нации связана с чувством тревоги, неустойчивости. У молодых людей однозначным символом является медведь.

В качестве наиболее значимых ценностей первокурсники, как и школьники, указали «семью» и «мир». Однако на третьей позиции у студентов оказалась такая ценность, как «религия», которая, в свою очередь, гораздо реже упоминается у школьников. Вполне возможно, что это связано с феноменом объединения двух идентичностей, этнической и конфессиональной, когда при упоминании понятия «русский» автоматически подразумевалось «православный».

Студентам первого курса, также как и школьникам, было предложено выбрать одну из двух пословиц, характеризующих русских в большей степени. Следует отметить, что, как и у выпускников 11 класса, в выборе пословиц прослеживается неоднозначность оценки русских, дуалистичность. Пословицы, взятые в паре, набирают одинаковую долю ответов. Кроме того, в отличие от школьников, которые указали веру русских в правосудие, первокурсники отметили противоположное свойство - недоверие к возможности правого разрешения дела.

Еще одной категорией, рассматриваемой в исследовании, являются студенты 4 курса вуза. Следует отметить, что при ответе на вопрос «Кто Я» характеристики студентов 4 курса отличаются и от студентов 1 курса и от школьников. Так, для студентов старшего курса в большей степени характерно определение себя по роли в семье (также как и для первокурсников), однако по сравнению с первокурсниками на 4 курсе меньше доля тех, кто оценивает себя как профессионала, специалиста или студента (здесь этот процент приблизительно равен доле среди выпускников школы). Кроме того, значительно больше процент тех, кто идентифицирует себя по половому признаку и по наличию тех или иных качеств характера. Вполне возможно, что наличие таких характеристик определяется тем, что студенты 4 курса, как и школьники, находятся в промежуточном состоянии, когда необходимо задумываться о будущем, самоопределяться. От-

сюда ощущение неопределенности и стремление соотнести себя с конкретной, устойчивой группой - семьей, а также по однозначно определяемому признаку - полу.

На вопрос: «Какие чувства вызывает у вас принадлежность к своей нации?» большинство респондентов 4 курса ответили: прежде всего, гордость и уверенность. Однако 10% девушек отметили, что принадлежность к русской нации вызывает у них чувство неопределенности, неуверенности в своем положении.

Также как выпускники 11 класса и первокурсники, студенты 4 курса считают, что национальность сохраняет память о предках, объединяет людей. Кроме того, по мнению молодежи, каждый должен гордиться своей национальностью.

Говоря о том, что у них ассоциируется с русской нацией, старшекурсники, в первую очередь выделяют силу - 36% юношей и 12,3% девушек. На втором месте по распространенности ответ «душа, душевность» - 12% и 10,8% соответственно. Кроме того, девушки ассоциируют с русскими ум, смекалку (10,8%) и загадку (загадочность, таинственность, неуловимость) - 10,8%.

Студенты 4 курса однозначно считаю, что русские могут гордиться своим прошлым и настоящим. Однако следует отметить, что среди студентов старшего курса больше, чем в других категориях, доля тех, кто затрудняется сказать, какое место русские занимали в истории и занимают в ходе современного общественного развития.

Сравнивая те черты характера, которые старшекурсники приписывают русской нации, с чертами, отмеченными первокурсниками и школьниками, можно отметить, что основные положительные черты совпадают (гостеприимство, религиозность, патриотизм, смекалка, смелость). Однако, в отличие от школьников, русские, в представлении студентов 4 курса, наделены в большей степени положительными чертами характера. А по сравнению с 1 курсом старшекурсники назвали «лень» одной из основных черт русского характера - 10%.

Одно из главных отличий русских студентов 4 курса в оценке своей нации заключается в том, что цветом-символом они однозначно указали красный (56% юношей и 38,5% девушек). Как указывалось ранее, красный цвет, хоть и является цветом активности, деятельности и страстности, но в тоже время это агрессивный цвет, цвет тревожности [2, стр. 253]. Возможно, в данном случае произошло наложение личных переживаний, связанных с неопределенностью своего будущего, и ощущения неопределенности, неоднозначности современного положения русской нации.

Относительно животных ассоциаций следует отметить, что, несмотря на высокий процент тех, кто ассоциирует русских с медведем, многие представители обоих полов выбрали в качестве животного-символа других зверей: волка, лошадь и собаку. Волк, также как и медведь, трактуется неоднозначно: с одной стороны, это символ воинской смелости, но с другой - это тревожный символ (коварство, жестокость, свирепость). Таким образом, можно говорить о том, что на ассоциативном уровне студенты 4 курса больше, чем другие категории, проявляют тревожность в отношении своей нации, ее оценки.

Мнение студентов-старшекурсников в определении главных ценностей русской нации совпадает с мнением школьников и первокурсников. На первые позиции 4 курс также вынес семью и мир. Однако наблюдаются некоторые расхождения во мнениях между девушками и молодыми людьми. Девушки на третье место отнесли религию, а юноши - государство.

Отмечая, какие пословицы в большей степени отражают характер русской нации, студенты 4 курса, в основном, подчеркнули те же черты, что ранее указывали в прямом вопросе. Это лень (14,8% у молодых людей и 10,2% у девушек), миролюбие (9,7% девушки и 7,2% юноши). Кроме того, юноши отметили также коллективизм - 11%. Студенты 4 курса неопределенно высказали мнение о степени активности русских (как и представители двух других категорий). Респонденты не смогли однозначно сказать,

свойственна русским пассивность или активность. В целом следует отметить, что представители старшего курса обладают более устойчивым представлением о таком важном компоненте этнического автостереотипа, как национальный характер.

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать ряд выводов.

Во-первых, среди молодежи всех трех групп одинаково высока доля тех, кто отнес себя к какой-либо нации. В основном в исследовании принимали участие представители русской нации. Кроме того, следует отметить, что среди тех, кто не отнес себя к какой-либо нации, больше представительниц женского пола. Главной причиной того, что они не относят себя к какой-либо нации, большинство указало незначимость для них категории «национальность».

Во-вторых, национальная идентичность для тех, кто отнес себя к русской нации, не является значимой. На это указывает тот факт, что при определении себя понятие национальности указывалось крайне редко. Гораздо выше эта доля у респондентов, отнесших себя к другой, не русской, нации.

В-третьих, следует отметить, что респонденты, отнесшие себя к русской нации, оценивают ее неоднозначно. На это указывают выбор животного-символа нации, выбор цвета-ассоциации, а также оценка характера нации через пословицы. Интересно то, что в большинстве случаев те качества национального характера, которые респонденты отмечают в прямом вопросе, не соответствуют тем чертам характера, которые выделяются при использовании ассоциативного теста с пословицами (в каждой пословице косвенно зашифрована черта характера). Особенно это заметно у школьников. Это может являться показателем неустойчивости этнических автостереотипов молодежи.

Литература

1. Арутюнян Ю.В. Этносоциология: учебное пособие для вузов / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А. А. Сусоколов. - М.: Аспект-пресс, 1998.

2. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство - СПб: Питер, 2005.

3. Энциклопедия символов / сост. В.М. Рошаль - М.: АСТ., СПб: Сова, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.