Научная статья на тему 'Социально-культурные аспекты формирования этнической самоидентичности современной молодежи'

Социально-культурные аспекты формирования этнической самоидентичности современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
405
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ / ТРАДИЦИОННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ / IDENTIFICATION / ETHNIC SELF-IDENTITY / ETHNIC STEREOTYPES / TRADITIONAL NATIONAL CULTURE / FAMILY TRADITIONS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Новочук Павел Александрович

В статье приведены основные эмпирические данные, полученные в ходе социологического исследования, характеризующие уровень этнической самоидентичности современной молодежи. Исследование проводилось в ряде регионов России среди учащейся и работающей молодежи. Выявлены основные аспекты, влияющие на формирование этнического самоопределения молодежи, представлен сравнительный анализ полученных данных и научных работ по этой проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural aspects of modern youth self-identity forming

The basic empirical data is cited in the article, obtained via sociological research, characterizing the level of ethnic self-identity of modern youth. The research has been conducted in the number of Russian regions among students and working young people. The research introduces the main aspects, influencing modern youth self-identity forming, comparative analysis of the obtained data and scientific works on this problem.

Текст научной работы на тему «Социально-культурные аспекты формирования этнической самоидентичности современной молодежи»

ка: новые направления и исследования. М., 1998.

Поступила в редакцию 24.03.2008 г.

Mogilevich B.R. Cross-cultural communication in the epoch of globalization. Globalization brings about not only progress but destruction as well. As a result many people and states resort to fundamentalism and nationalism. Glob-

al culture, implying multicultural community, incorporates localization as the answer to global challenges. Global becomes natural and progressive only in its local implementation. In other words, a global content should be presented in a local form. Cross-cultural communication of global and local cultures finds itself in creating and functioning mechanisms of global interaction of cultures.

Key words: globalization, cross-cultural communication, local.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

П.А. Новочук

В статье приведены основные эмпирические данные, полученные в ходе социологического исследования, характеризующие уровень этнической самоидентичности современной молодежи. Исследование проводилось в ряде регионов России среди учащейся и работающей молодежи. Выявлены основные аспекты, влияющие на формирование этнического самоопределения молодежи, представлен сравнительный анализ полученных данных и научных работ по этой проблеме.

Ключевые слова: идентификация, этническая самоидентичность, этнические стереотипы, традиционная национальная культура, семейные традиции.

В современном обществе остро стоит проблема межнациональных взаимоотношений, зачастую перерастающих в вооруженные конфликты, когда стирается тонкая грань между патриотизмом и национализмом. Национальное самосознание, его формы, этапы и пути становления стали в последнее время предметом пристального изучения. Этой тематике посвящаются научные конференции, проводятся исследования. Однако, несмотря на значительный интерес к данной проблеме, изучение процессов формирования этнической самоидентичности современной молодежи не получило специального рассмотрения. С этой целью проведен констатирующий эксперимент в форме анкетирования среди учащейся и работающей молодежи Московской, Саратовской, Тамбовской и Тульской областей.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи: 1) выявить, какое значение имеет национальная принадлежность для современной молодежи; 2) определить, каким образом проявляются национально-психоло-гические особенности и этнические стереотипы в поведении и мышлении; 3) выяснить, какое место занимает традиционная культура в жизни современной молодежи;

4) установить, насколько сильны семейные традиции и ценности и какое место занимает семья в процессе этнической идентификации; 5) раскрыть отношение респондентов к языку как носителю ценностных представлений народа.

Выборочная совокупность исследования составила 354 чел., из них мужчин - 175 чел., женщин - 179. Большинство опрошенных -представители русской национальности -

83,3 %, татары - 2,3 %, украинцы - 1,7 %, узбеки - 0,6 %, представители чеченской, казахской, долганской национальностей - по 0,3 %. При этом 3,1 % респондентов считают себя представителями российской национальности или указали аббревиатуру РФ.

Какое значение имеет национальная принадлежность для современной молодежи, мы пытались выяснить с помощью ряда вопросов и получили следующие результаты. Более половины опрошенных гордятся тем, что являются представителями своей национальности (59 %), но при этом примерно для каждого пятого респондента национальная принадлежность не имеет большого значения (21,2 %), а каждый десятый считает себя «гражданином мира» (10,5 %). Всего 3,7 % стараются не афишировать свою националь-

ность. Относительно места проживания респондентов мы получили примерно одинаковые проценты по всем вариантам ответа, но более всего гордятся своей национальной принадлежностью жители сел и поселков городского типа - 13,8 %. Среди респондентов, для которых национальная принадлежность не имеет большого значения, разница составила более чем в два раза у жителей сельской местности (2,9 %) и у жителей городов с населением более 1 млн (6,6 %). Из этого следует, что процесс урбанизации современного общества негативно сказывается на формировании этнической идентичности молодого поколения.

При ответе на вопрос «Какие чувства у вас вызывает принадлежность к своему народу» подавляющее большинство опрошенных отметили такие чувства, как патриотизм (41,8 %), гордость (44,1 %) и спокойную уверенность (32,3 %). У 15 % это не вызывает никаких чувств, 5,2 % назвали превосходство, а незначительное число респондентов испытывают ущемленность (2 %), обиду (1,4 %), стыд (0,6 %). Следует отметить, что из предложенных вариантов никто из респондентов не отметил такое крайне негативное чувство, как раздражение. Очевидно, что более позитивные чувства вызывает не просто осознание себя русским, татарином и т. д., а причастность к своему народу, осознание себя его частью. Об этом говорит и тот факт, что из числа респондентов, которые не придают своей национальности большого значения, принадлежность к своему народу вызывает спокойную уверенность у 31,9 %, гордость у

13,9 % и патриотизм у 12,5 %.

Осознание себя как гражданина России и оценка роли государства в истории человечества вызывает уже более противоречивые мнения, нежели предыдущие вопросы. Так

50,6 % опрошенных считают, что Россия является одной из ведущих мировых держав, но 41,9 % утверждают, что большее влияние на развитие истории Россия оказывала в прошлом, а, по мнению 15,3 % респондентов, в большей мере влияние России сказывается в науке, искусстве, культуре, а не в политике. Совсем незначительная часть респондентов дает негативную оценку по этому вопросу: считают, что Россия ничем не выделяется среди других государств (3,8 %) и не играет значительной роли в мировой политике (4 %).

При этом молодые люди возрастных групп от 17 до 25 лет склонны к идеализации образа государства, а респонденты старше 25 лет более сдержанны в своих оценках.

Несмотря на высокий уровень патриотизма и гордости за свой народ и страну у современной молодежи, при ответе на вопрос «Уедите ли Вы, при возможности, на постоянное проживание в другую страну» только 15,3 % опрошенных заявили, что в любом случае останутся здесь. Уехать при первой возможности изъявили желание 8,8 % респондентов и

42,9 % при условии, если будет больше перспектив для реализации в профессиональном плане. Последнее характерно в первую очередь для студентов и учащихся средних специальных и средних профессиональных учебных заведений. Это можно объяснить их беспокойством о своем будущем, желанием найти достойную работу и реализоваться в профессиональном плане. Для школьников это еще не столь актуально, а работающая молодежь или уже реализовалась в какой-то степени или имеет определенные перспективы.

При общении большинство респондентов не придает значения национальной принадлежности собеседника, т. к. считает, что человек, в первую очередь, личность, а затем представитель определенной национальности (41,8 %); каждый четвертый (24,9 %) иногда обращает на это внимание, так как это сказывается на темпераменте и поведении человека; для 18,1 % это зависит от национальности собеседника.

Как мы установили, при личном общении большинство респондентов не обращают внимания на национальность, тем не менее, при ответе на вопрос «Согласны ли Вы с тем, что национальная принадлежность - это то, что будет разделять людей всегда» 14,4 % опрошенных ответили «да», 27,7 % - «скорее да, чем нет», 18,4 % - «скорее нет, чем да» и

20,6 % - «нет». Из этого следует, что для процесса этнической идентификации более характерно противопоставление на уровне «Мы» - «Они», нежели на личностном уровне. Зачастую это используется объединениями националистического характера для разжигания межнациональных конфликтов и неприязни. Крайне отрицательно к подобного рода организациям относятся 25,4 % респондентов, 18,6 % предпочитают иные формы национального самовыражения. Несмот-

ря на то, что среди опрошенных только 7,1 % поддерживают деятельность националистических организаций, и не оказалось ни одного, кто бы состоял в подобной организации, достаточно большой процент (36,7 %) не интересуется этим вопросом, а 11 % затруднились ответить на этот вопрос. Потенциально это люди, которые могут принять националистическую позицию. Среди тех, кто отрицательно высказался по этому вопросу, наибольший процент составляет работающая молодежь (9,7 %). Среди респондентов, разделяющих националистические взгляды, прослеживается определенные тенденции: 1) чем младше возрастная группа, тем больше в ней поддерживающих деятельность националистических организаций; 2) чем выше доход, тем меньше националистические взгляды находят отклик; 3) наибольшую поддержку подобные взгляды находят у учащихся средних специальных и средних профессиональных учебных заведений.

Негативное отношение к представителям других национальностей во многом зависит от сложившихся этнических стереотипов поведения и мышления. Для изучения этнических автостереотипов и гетеростереотипов современной молодежи мы использовали несколько методик. Одна из них - методика приписывания качеств. Респондентам необходимо было отметить, насколько характерны предложенные качества для своего народа и для других наций. При анализе качества были разделены на две группы: положительные и отрицательные. По мнению современной молодежи, положительные качества в большей степени характерны для своего народа (59,6 %), нежели для других национальностей (35,9 %), а отрицательные, наоборот, более свойственны другим нациям (41,5 %), чем своей (35,9 %). Процесс этнической самоидентичности заключается не только в осознании принадлежности к конкретному этносу («мы»), но и в противопоставлении другим этническим общностям («они»). Причем представления о последних не всегда объективны и полны. Что и подтверждают полученные результаты.

Устойчивые представления относительно того или иного народа находят отражение в различных видах народного творчества. Для изучения этнических стереотипов современной молодежи мы обратились к таким

видам устного народного творчества, как пословицы и анекдоты. Отличаясь лаконичностью, оба эти жанра порой в очень острой форме выражают отношение к определенной проблеме или ситуации. И хотя практически половина опрошенных (43,8 %) видят в анекдотах всего лишь юмористический взгляд на национальный характер, однако каждый десятый респондент (9,9 %) считает, что характеристики персонажей в анекдотах являются очень точными, 19,5 % - что это стереотипы складывавшиеся веками, усматривают в подобных оценках национализм 6,2 %, а 4,5 % высказывают необходимость всячески искоренять подобные оценки. В анекдотах в юмористической форме воспроизводятся ситуации, в которых представители разных национальностей проявляют определенные черты своей ментальности. Являясь гетеростереотипами, эти характеристики несут негативную оценку. Респондентам необходимо было оценить, насколько точно передаются национальные особенности и черты в анекдотах про представителей предложенных национальностей. По мнению респондентов, в большей степени данные в анекдотах характеристики соответствуют следующим национальностям: русский (77,7 %), грузин (70,3 %), чукча (66,4 %), еврей (66,1 %), американец (59 %), украинец (54 %). В меньшей степени отвечают действительности передаваемые в анекдотах национальные особенности немцев (40,4 %), англичан (33,6 %), китайцев (30,2 %), французов (23,4 %). На первый взгляд кажется удивительным, что образ русского человека получил здесь столь высокий процент. Однако даже отрицательные качества в анекдоте помогают «русскому» выходить из любых ситуаций победителем и также являются поводом для гордости за свой народ.

Для более глубокого изучения основных черт русского национального характера респондентам было предложено оценить по пятибалльной системе десять пословиц, напрямую отражающих автостереотипы русского народа. По предпочтительности пословицы можно сгруппировать следующим образом: 1) оценка тяготеет к 4-м баллам или превышает его, степень согласия достаточно высока (1-8-я пословицы); 2) оценка тяготеет к 3-м баллам, т. е. появляется элемент неудовлетворенности (9-10-я пословицы). От-

сутствие низких оценок (менее 3-х баллов), вероятно, обусловлено тем, что на респондентов не мог повлиять тот факт, что все эти пословицы национальные, и, отвергая их, респондент отказывается от своей этнокультурной идентичности (табл. 1).

Современная молодежь готова признать, что русских отличает беспечность (1-я и 2-я пословицы) в сочетании с недальновидностью (8-я пословица) и в то же время решительность (4-я пословица). Сочетание противоположных черт является отличительной чертой русского национального характера. Подтверждением тому служат получившие одинаковое количество баллов 6-я и 7-я пословицы, которые явно противоречат друг другу. Если в одной делается акцент на терпимость в межнациональных отношениях, то другая воспевает удальство, воинственность и выражает национальную неприязнь. Согласна современная молодежь и с такими пороками русского народа, как пьянство и лень (3-я и 5-я пословицы). А вот явно негативная оценка, данная русскому человеку в 10-й пословице, получила наименьшую поддержку.

Проблема национальной толерантности менее актуальна, если речь идет о семейных отношениях. Так, 18,4 % опрошенных положительно относятся к браку с представителем другой национальности, для 36,7 % это не имеет принципиального значения, 27,7 % - в зависимости от национальности и только

14,7 % - отрицательно. Это можно объяснить тем, что совместное проживание, ведение хозяйства способствует более терпимому отношению к человеку и отодвигает на второй план национальные различия. Но в то же вре-

мя именно в семье сохраняются и передаются от поколения к поколению национальные традиции и духовно-нравственные ценности. По мнению молодежи, для современной семьи характерны традиции уважительного отношения к матери (81,1 %), заботливого отношения к младшим (60,2 %), совместных семейных праздников (77,7 %); в меньшей степени - непререкаемого авторитета старших (37 %), совместной трудовой деятельности (49,4 %), хранения семейных ценностей и реликвий (41,8 %) и практически не свойственно изучение истории семьи (16,4 %).

Полученные в ходе исследования результаты показывают, что в большей степени носителями национальных традиций являются старшие члены семьи (бабушки, дедушки -

67,5 %, родители - 44,9 %), нежели молодое поколение (22,3 %). Из этого логично предположить, что нарушен процесс передачи из поколения в поколение национальных традиций, ценностей и культуры в целом. Подтверждением служит то, что 16,4 % опрошенных отрицательно относятся к совместному проживанию нескольких поколений одной семьи, 14,7 % считают, что для современного общества это не характерно, для

13,8 % это необходимость, вызванная рядом причин, для 37 % это зависит от взаимоотношений в семье и только 16,9 % относится к этому положительно, т. к. считает частью национальной традиции.

Таким образом, очевидно, что уже на протяжении нескольких поколений происходит постепенная утрата семейных традиций и обычаев, и семья как социальный институт перестает выполнять функцию этнической идентификации.

Таблица 1

Пословицы Средний балл

1. Пока гром не грянет, мужик не перекреститься 4,1

2. Русский любит авось, небось, да как-нибудь 3,9

3. Руси есть веселие питии, не может без него бытии 3,9

4. Русский ни с мечем, ни с калачом не шутит 3,8

5. Наши миряне - родом дворяне: работать не любят, а погулять не прочь 3,8

6. В каком народе живешь, того обычая и держись 3,7

7. Русский молодец ста басурманам конец 3,7

8. Русский мужик задним умом крепок 3,5

9. За морем - веселье да чужое, а у нас - горе да свое 3,4

10. На Руси, слава Богу, дураков на сто лет запасено 3,3

Ряд вопросов был направлен на выявление роли традиционной национальной культуры в процессе этнической самоидентификации современной молодежи. Сфера культуры является сосредоточением отличительных признаков этноса, отражающих его национальный характер, картину мира, стереотипы поведения и мышления, ценности, т. е. весь набор национально-психологических качеств находит выражение в хозяйственнобытовой, религиозной, художественной

культуре народа.

Религиозный аспект имеет немаловажное значение для формирования этнической самоидентичности человека. Ряд исследователей считает, что на ранних этапах формирования этносов одним из важных факторов был конфессиональный (религиозный), но сегодня мировые религии не являются показателями этнической принадлежности человека [1]. Однако следует заметить, что у каждого народа религия имеет свои национальные особенности. Так можно говорить о феномене русского православного христианства, имеющего определенные отличительные черты.

На вопрос «Считаете ли Вы себя верующим человеком» практически каждый второй респондент ответил «да» (45,2 %), только 7,3 % ответили «нет», но у ряда опрошенных возникли сомнения: 31,1 % ответили «скорее да. чем нет», и 7,1 % - «скорее нет, чем да», а 8,2 % затруднились ответить.

Большой процент неопределившихся в этом вопросе можно объяснить плохим знанием церковных канонов, обрядов, традиций. Регулярное посещение богослужений, принадлежность к церковной общине, приходу считается непременным атрибутом большинства религий. Однако только 4 % опрошенных посещают церковь не менее одного раза в неделю, 14,4 % по большим религиозным праздникам, 57,3 % - лишь иногда и 20,9 % не посещают совсем. Как отметили несколько респондентов, сильная занятость и дела заставляют посещать церковь реже, чем хотелось бы. Похожим образом обстоит дело и с религиозными праздниками. Все праздники в соответствии с установленной традицией отмечают лишь 12,4 % опрошенных, 70,9 % -только самые основные, 10,7 % отмечают религиозные праздники лишь иногда и 4,5 % не отмечают.

На основе этих данных можно сделать вывод, что религия и православная культура на современном этапе далека от своего традиционного прототипа, не несет глубинной мотивации и не в полной мере выполняет свою этноконсолидирующую роль. По мнению З.В. Сикевич, православная традиция в прежние годы была укоренена в самой народной жизни, воплощаясь в массовых праздниках, обрядах, обычаях, привычках. «Весь этот слой православия как элемента народного быта безнадежно утрачен и сегодня восстановление религиозности носит весьма поверхностный, а нередко и декоративный характер, поэтому-то религия и не осознается этнофорами как существенный признак этничности» [2].

Насколько сильны народные традиции хозяйственно-бытовой сферы у современной молодежи, мы пытались выяснить с помощью ряда следующих вопросов. На вопрос «Присутствуют ли в интерьере Вашего дома элементы традиционного национального убранства» 17,8 % опрошенных ответили «да»,

12,7 - «скорее да, чем нет», 21,2 % - «скорее нет, чем да», и 35,3 % - «нет». Это объясняется модернизацией и научно-техническими достижениями в этой области. А элементы национального убранства если и присутствуют, то по большей части в виде декора. Это подтверждается и тем, что 35,3 % опрошенных предпочли бы оформить свое жилье в духе современных направлений дизайна,

18,6 % - в европейском стиле, 4,2 % - по фен-шуй, только 4 % - в национальном стиле.

Национальный костюм является одним из элементов народной культуры, совершенно вышедших из употребления в повседневной жизни, и используется в большинстве случаев в стилизованном и сценическом виде. Тем не менее, с особенностями национальной одежды хорошо знакомы 19,8 % опрошенных, знают названия некоторых деталей костюма 49,7 %, 15,5 % не видят для себя в этом особой необходимости и лишь 4 % -совсем незнакомы. Столь высокий показатель знания элементов национальной одежды можно объяснить частым упоминанием ее в устном народном творчестве (сказки, песни и т. д.), а также ростом интереса у молодежи к этническим направлениям в современном искусстве.

Таким образом, национальное убранство, оформление жилья, традиционная одежда как элементы культурно-хозяйственного признака этнической идентификации утратили свое значение. На данном этапе развития современного общества у различных народов эти атрибуты культуры становятся однообразными, национальные особенности стираются, прослеживается тенденция европеизации.

Согласно исследованию, проведенному Т.Г. Бортниковой, традиционная культура практически утеряна, но то, что сохранилось, сосредоточено в сфере бытовой культуры. Это хранение и использование в быту рецептов приготовления пищи, образцов традиционной домашней утвари, поддержание традиций народного художественного творчества [3].

Подтверждают это и полученные нами результаты, из которых следует, что традиции национальной кулинарии являются одним из видов бытовой культуры, сохранившихся практически в неизменном виде. На вопрос «Готовят ли в Вашей семье блюда национальной кухни» 47,2 % опрошенных ответили «да», 35,6 % - «иногда», 7,1 % -«очень редко», 5,4 % - «нет». При этом в большей мере традиции национальной кухни сохраняются в сельской местности и небольших городах, но и жители крупных городов продолжают придерживаться в основном традиционной пищи, несмотря на знакомство с кухней других народов и ее доступность.

Резко отрицательное отношение представителей науки к народной медицине и практике самолечения не находит поддержки в народе. Считая народную медицину частью национальной культуры и традиции, 10,2 % опрошенных относятся к ней положительно,

29,4 % доверяют, т. к. это веками накопленные знания, 33,6 % не всегда доверяют, 16,7 % считают сомнительным и только 1,1 % относятся резко отрицательно. Народные приметы также прочно сохранили свои позиции в национальном сознании: 22,9 % опрошенных верят в народные приметы, 17,8 % - скорее да, чем нет, 27,7 % - иногда, 22,9 - редко и всего 7,9 % - не верят.

На основании вышеизложенного становится ясно, что такая часть традиционной культуры как национальный этикет, национальная кухня, народная медицина, народ-

ные приметы, являясь элементами обыденной повседневной жизни, подверглись наименьшему влиянию со стороны мировой массовой культуры и процессов глобализации и урбанизации.

В большей степени эти процессы затронули сферу народного художественного творчества и досуга. Будучи изначально синкретичным по своей сути, фольклор в настоящее время существует в сценическом и стилизованном воплощении отдельных форм и жанров. Аутентичные его образцы практически не сохранились, а работающие в этом направлении профессиональные или самодеятельные коллективы, кружки, студии, школы имеют зачастую узкую направленность.

Насколько востребована эта область народной культуры у современной молодежи, мы пытались выяснить с помощью ряда вопросов и получили следующие результаты. Только 14,7 % опрошенных принимают участие в театрализованных представлениях во время праздничных народных гуляний, а более половины считают это неинтересным и предпочитают проводить свободное время другим образом. Играют в народные игры

0,8 % респондентов, при этом 4,8 % предпочитают компьютерные игры. Похожим образом обстоит дело и с народным танцем.

11.4 % опрошенных занимались или занимаются в коллективе народного танца, 14,3 % иногда танцуют во время праздников или когда есть настроение, 12,2 % не умеют танцевать, но хотели бы научиться, однако у

39,9 % народные танцы не вызывают интереса, а 16 % предпочитают посещать ночные клубы и дискотеки.

Народная музыка привлекает современную молодежь больше, чем вышеуказанные виды народного творчества. 19,6 % народная музыка очень нравится, 10,8 % любят ее слушать в чужом исполнении, 19,3 % нравится в современной обработке. Также 10,3 % опрошенных очень часто, почти ежедневно, поют народные песни, 9,4 % - в кругу семьи,

20.5 % - иногда, когда есть настроение,

13.5 % - не очень часто, в компании друзей.

Очень хорошее знание народных преданий и легенд отмечает 16,4 % респондентов,

35.6 % знакомы с ними по рассказам старших членов семьи, 13,6 % - практически не знакомы, но стараются как можно больше уз-

нать. Нельзя сказать, что пословицы и поговорки часто используются молодежью в разговорной речи, это отмечает лишь 4,2 % опрошенных, но при этом иногда используют

32,5 %, редко - 30,8 %.

Очевидно, что устное народное творчество более востребовано среди молодежи и вызывает больший интерес, чем другие виды народной художественной культуры. Исключение составляет лишь декоративно-прикладное творчество. На вопрос «Владеете ли Вы каким-либо видом декоративно-прикладного творчества» респонденты ответили следующим образом: 17,2 % с удовольствием этим занимаются, каждый четвертый занимался этим ранее (25,4 %), 4 % опрошенных и сейчас посещают кружок или студию, 22,6 % сетуют на недостаток свободного времени и только у 18,9 % это не вызывает интереса.

Таким образом, несмотря на положительные результаты по некоторым вопросам и интерес к отдельным видам народного творчества, в целом можно констатировать незначительные знания и слабую включенность в народную культуру у современной молодежи. Но в то же время на прямой вопрос «В каком виде, по Вашему мнению, должна существовать в современном обществе национальная культура», респонденты ответили следующим образом: 28,5 % -должна быть неотъемлемой частью повседневной жизни, 30,3 % - как элемент праздничной культуры, 20,3 % - в виде профессионального и любительского творчества, 27,1 % - как одна из форм воспитания подрастающего поколения, 25 % - в виде музейных выставок и экспозиций, 11,2 % - в форме концертных программ.

Похожие результаты были получены в ходе исследования, проведенного Л.А. Апа-насюк среди студентов высших учебных заведений г. Тольятти. Было установлено, что большинство студентов (около 50 %) не интересуются историей и народной художественной культурой своего этноса, знакомство с ними ограничивается только рамками школьной программы [4].

В большинстве случаев, как отмечают сами респонденты, они получают знания о народной культуре из средств массовой информации (44,7 %), от родителей или старших членов семьи (41,7 %), пользуются для этого специальной литературой (41,1 %). Ряд

респондентов посещает для этого концерты и выставки (21,8 %), специальные занятия (21,5 %), примерно каждый десятый получает новые знания о народной культуре от друзей и знакомых (11,2 %), а 3,1 % опрошенных использует для этого Интернет. Полученные результаты в очередной раз подтверждают, что современная семья не в полной мере выполняет свою функцию по передаче народных традиций следующему поколению. Также очевидно, что недостаточно внимания уделяется этому и в образовательных учреждениях.

Этническая самоидентификация в языковом отношении определяется стремлением в любой ситуации пользоваться только «своим» языком. С этим не возникает проблем в моноэтническом и одноязычном обществе. Иначе обстоит дело в ситуациях межэтнического общения. При ответе на вопрос «Если среди ваших родных, друзей, знакомых есть представители других национальностей, то на каком языке Вы с ними предпочитаете общаться» 51,4 % ответили, что только на русском, 14,7 % - в зависимости от ситуации и только 5,9 % - на языке собеседника. А. С. Маркосян считает, что «если межэтническое общение состоялось, значит, общающиеся стороны полностью или частично пожертвовали для удовлетворения потребности взаимопонимания потребностью этнической идентичности» [5]. Как мы видим, на практике общение чаще происходит на языке титульной нации, т. е. на русском языке. В результате люди, рожденные от смешанных браков или в иноэтнической среде, утрачивают язык своего этноса или не овладевают им.

Таким образом, бесспорно, что в современном обществе национальный язык выполняет этноидентифицирующую функцию в большей степени в эмоционально-психологическом плане, являясь лишь символом национальной принадлежности и этнодиффе-ренцирующим признаком.

Для изучения восприятия молодежью своей национальной группы и образноэмоционального отношения к ней был применен метод «Проективный рисунок». Респондентам было предложено нарисовать представителя своей национальности, при этом можно было воспользоваться представленным шаблоном и при желании создать фон и снабдить его всем необходимым для

того, чтобы более точно передать национальный колорит. Перед выполнением задания уточнялось, что при интерпретации будет учитываться не качество, а смысл изображения.

Национальные образы представленные изображениями человека и дополненные в ряде случаев предметами быта условно были разделены на следующие смысловые группы: человек в традиционном национальном костюме, деревенско-бытовой образ, человек в современном костюме и ряд изображений отражал лишь отдельные черты внешности или одежды.

Преобладающими явились изображения человека в современной одежде - 47,6 %. Образ делового человека помимо костюма дополнялся такими деталями, как портфель, мобильный телефон и т. п. Повседневный стиль включал такие атрибуты молодежной культуры, как музыкальные инструменты, компьютер, плеер, жевательную резинку. Имели место изображения представителей различных молодежных субкультур (панк, рок и др.).

Национальный образ в традиционном стиле был выполнен 39,4 % опрошенных. Не ограничиваясь национальным костюмом, образ зачастую был дополнен элементами быта (посуда и другая домашняя утварь, пища), трудовой деятельности (коса, серп, топор, лопата, ведро, коромысло и др.), досуга (музыкальные инструменты), изображением пейзажа с природой родных мест, архитектурными постройками (деревенские избы, церкви, храмы), домашними животными. В качестве национальных символов выступали самовар, матрешка, береза, каравай на расшитом рушнике.

4,7 % респондентов изобразили представителя своей национальности в деревенско-бытовом стиле, для которого характерными элементами стали: шапка-ушанка, валенки, телогрейка, окладистая борода и т. п. В целом этот образ является негативным, т. к. в большинстве случаев для него характерны неопрятность, неаккуратность и неряшливость. Здесь присутствуют только изображения мужчин.

Следует отметить критичное отношение современной молодежи к представителям своей национальности и выделение характерных отрицательных черт в первую оче-

редь в своей среде. Среди них пьянство и курение. Изображение алкоголя присутствовало у 8,8 % респондентов, сигарет - у 5,3 %, что характерно только для первой и третьей смысловых групп.

Из вышесказанного следует, что образ представителя своей национальности для современной молодежи - это, с одной стороны, современный человек, а с другой - традиционный национальный образ. Очевидно, что при отображении национального образа в традиционном стиле респонденты используют большее число элементов, символов, признаков и склонны к его идеализации.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что современная молодежь достаточно высоко ставит значение национальной принадлежности. При этом большое значение имеет осознание себя частью своего народа, чувство причастности к его истории. Однако присутствует некоторая неудовлетворенность относительно сегодняшней роли, которую Россия играет в мировой политике и ее внутреннего социально-экономического состояния. Для современной молодежи типична неуверенность в завтрашнем дне.

Результаты констатирующего эксперимента подтверждают, что процесс этнической самоидентификации заключается в противопоставлении своего народа другим этническим общностям, причем сложившиеся этнические стереотипы относительно последних чаще всего необъективны и могут носить негативный характер. Тем не менее, далека от идеализации и оценка молодежью своего народа. Это свойственно только для традиционного национального образа. В целом же респонденты готовы признать отрицательные черты, характерные для своего этноса.

Полученные данные свидетельствуют, что современная семья не в полной мере выполняет функцию передачи от поколения к поколению национальной культуры, традиций. Теряет свое значение и национальный язык, оставаясь лишь этнодифференцирую-щим признаком.

Характерно это и для национальной культуры. Только отдельные ее виды, сохранившиеся в хозяйственно-бытовой сфере, продолжают выполнять функцию этнической самоидентификации. Религиозная культура, народная художественная культура не явля-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ются частью повседневной жизни современной молодежи, знания в этой области поверхностны и не полны. Это объясняется и тем, что в образовательных учреждениях уделяется недостаточное внимание народной культуре.

1. СадохинА.П. Этнология. М., 2002. С. 187.

2. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). М., 1996. С. 128.

3. Бортникова Т.Г. Общественные этнокультурные объединения как социальный институт: монография. Тамбов, 2003. С. 145-146.

4. Апанасюк Л.А. Социально-культурные условия формирования навыков межкультурного взаимодействия студентов-мигрантов: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2007. С. 96.

5. Маркосян А.С. Язык в этнической самоидентификации и культурной интеграции // Мир психологии. 2004. № 3. С. 43-45.

Поступила в редакцию 11.03.2008 г.

Novochuk P.A. Socio-cultural aspects of modem youth self-identity forming. The basic empirical data is cited in the article, obtained via sociological research, characterizing the level of ethnic self-identity of modern youth. The research has been conducted in the number of Russian regions among students and working young people. The research introduces the main aspects, influencing modern youth self-identity forming, comparative analysis of the obtained data and scientific works on this problem.

Key words: identification, ethnic self-identity, ethnic stereotypes, traditional national culture, family traditions.

КУЛЬТУРА КАК КОНТИНУУМ СМЫСЛОВ

А.П. Фомин

Символическая концепция культуры требует дальнейшего развития ввиду мировоззренческого характера проблемы определения самой культуры. Онтологическая трактовка понятия «символа» с учетом предметной сущности человека позволяет видеть символическую сущность как идеальных, так и материальных феноменов культуры. Но тогда атрибутом культуры становится континуальность как принципиальная, по определению, непрерывность феномена культуры во времени и пространстве. Рассмотрение культуры как континуума смыслов позволяет вновь восстановить трансцендентальный анализ истории, без которого неизбежен возврат к провиденциализму и новому средневековью.

Ключевые слова: культура, символ, смыслы, континуум.

Понятие символа, используемое в символической концепции культуры в качестве определяющего, по-прежнему требует особого внимания в силу мировоззренческого характера проблемы определения самой культуры. Напомним, что статус культурологии как междисциплинарного проекта в принципе сегодня устраивает всех [1].

В символической концепции культуры можно выделить две тенденции - более раннюю тенденцию эстетизации понятия символа и более позднюю, оформившуюся уже в XIX в., тенденцию семантико-лингвисти-ческую.

Эстетическая трактовка символа, уходящая своими корнями в античность (Платон, Аристотель), получила развитие в христианском неоплатонизме (Плотин, Прокл,

Псевдо-Дионисий Ареопагит), в немецком романтизме (Крейцер, Шлегель, Гете) и немецком идеализме (Кант, Шеллинг, Гегель). Ф.В.Й. Шеллинг первым разграничил символ, аллегорию и схему как три разных способа изображения. Согласно Шеллингу, символ есть синтез аллегории и схематизма, где ни общее не обозначает особенного, ни особенное не обозначает общего, но где и то и другое абсолютно едины. Само бытие возможности «не аллегорично и не схематично, оно есть абсолютная неразличимость того и другого - символическое» [2]. Символ есть целое, которое непереводимо с помощью других знаковых систем, поэтому исследователи видели специфику символа в единстве явления и значения [3]. Но именно поэтому, согласно Шеллингу, в полной мере только

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.