Научная статья на тему 'Автостереотипы татарской и русской этнических групп студентов КНИТУ'

Автостереотипы татарской и русской этнических групп студентов КНИТУ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
458
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОСТЕРЕОТИПЫ / ЭТНОСЫ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / AUTOSTEREOTYPES / ETHNOSES / RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тупаева А. С., Зинурова Р. И.

В статье исследуются и анализируются автостереотипы татарской и русской этнических групп студентов Казанского национального исследовательского технологического университете в 2012 году. Выявлена матричная структура автостереотипа.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article autostereotypes of the Tatar and Russian ethnic groups of students Kazan National Research Technological University in 2012 are investigated and analyzed. The matrix structure of an autostereotype is revealed

Текст научной работы на тему «Автостереотипы татарской и русской этнических групп студентов КНИТУ»

А. С. Тупаева, Р. И. Зинурова АВТОСТЕРЕОТИПЫ ТАТАРСКОЙ И РУССКОЙ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП СТУДЕНТОВ КНИТУ

Ключевые слова: автостереотипы ,этносы, взаимоотношения.

В статье исследуются и анализируются автостереотипы татарской и русской этнических групп студентов Казанского национального исследовательского технологического университете в 2012 году. Выявлена матричная структура автостереотипа.

Keywords: autostereotypes, ethnoses, relationship.

In article autostereotypes of the Tatar and Russian ethnic groups of students Kazan National Research Technological University in 2012 are investigated and analyzed. The matrix structure of an autostereotype is revealed

Введение

В современном мире отмечается интенсификация межэтнических контактов, возрастает этнонациональное многообразие социальных групп, и вместе с тем прослеживается рост национального самосознания культурных групп, представляющих как этническое меньшинство, так и большинство. В условиях все более интенсивного межкультурного

сотрудничества, взаимодействия и

взаимопроникновения культур особую актуальность приобретают проблемы, связанные с образованием и воспитанием ребенка в полиэтнической среде. Важной проблемой остается выявление социального самочувствия молодежи.

Вопросы, связанные с проблемами

инкультурации, приобретают большое значение в рамках образовательного процесса в поликультурной среде. Полиэтничность образовательной среды заставляет решать достаточно сложную задачу

организации учебного процесса с учетом культурно обусловленных различий, выстраивания

непосредственных межэтнических контактов в совместной деятельности представителей различных культур.

Особой проблемной областью является формирование этнических стереотипов, которые могут транслироваться как в группе сверстников, так и при взаимодействии с учителями.

Этнические стереотипы на сегодняшний день являются предметом как теоретических, так и практических исследований. Под традиционно закрепившимся в общественных науках понятием «национальный (этнический стереотип)» обычно понимается схематизированный образ своей или чужой этнической общности. В структуре этнического стереотипа выделяются два основных компонента. Это автостереотип - совокупность атрибутивных признаков о действительных или воображаемых специфических чертах собственной этнической группы и гетеростереотип - совокупность атрибутивных признаков о других этнических группах. Автостереотип и гетеростереотип - не автономные единицы, а структурные взаимозависимые компоненты единого целостного образования личностного или группового самосознания [1, с.56].

Как указывает Г.У. Солдатова, при исследовании межэтнических установок важно учитывать различие между автостереотипами и гетеростереотипами.

Во-первых, гетеростереотипы по содержанию более «гомогенны и монолитны», а автостереотипы более разнообразны и комплексны. Эта разница определяется дефицитом информации в первом случае и детализированным знанием во втором. Поэтому, как правило, поведение на выходе в межгрупповом контексте имеет меньше степеней свободы, чем внутригрупповое поведение. Кроме того, автостереотипы более неоднородны в том смысле, что почти всегда включают в себя относительно самостоятельные внутриэтнические прообразы. Внутриэтническое деление - результат истории и имеет свои объективные основания (языковые диалекты, территориальные,

религиозные, этнокультурные и др.). В

гетеростереотипах оно более поверхностно.

Во-вторых, если групповые автостереотипы в большинстве случаев монотонно позитивны, то гетеростереотипы имеют гораздо более широкий эмоциональный диапазон. Если отношение к собственной группе, как правило, колеблется в рамках приязни, то отношение к другим этническим группам может варьировать от почитания до ненависти [1, с.143].

Сам этнический стереотип внутренне диалогичен. Его основные структурные компоненты - автостереотипы и гетеростереотипы, взаимодействуя, достигают определенного уровня сбалансированности. Именно в силу свойственной ему диалогичности этнический стереотип в этноконтактной ситуации рассматривается как основа процесса активизации межкультурного взаимопонимания.

Актуальность изучения стереотипов на сегодняшний день не вызывает сомнений. А изучение автостереотипов живущих на одной территории народов - татар и русских - является приращением в теоретические разработки и систему знаний об этносах, так и основой для дальнейших практических исследований взаимоотношений между различными этносами.

Изучение этнических стереотипов молодежи является также немаловажным аспектом изучения науки. Социальное самочувствие молодежи является важным фактором стабильности и развития современного общества. Поэтому большое значение имеет как обращение к общему уровню самооценки, так и учет компонентных характеристик. В поколении молодых взрослых, в частности, значительную роль играют идентификационные механизмы, удовлетворенность местом работы и отношение к будущему [4, с.34]. Также важным фактором, влияющим на сомоидентификацию молодежи, является самоидентификация, в том числе и

этническая.

Теоретико-методологическая база

исследования основана на подходах Сикевича З.В, который несколько адаптировал его с учетом специфики этносоциального исследования, к структуре, разработанной проф. В.Н.Панферовым [3, с.56].

Исследование является теоретико-

прикладным. Носит поисковый характер, поэтому полученные данные следует воспринимать в качестве предварительных. В 2012 году было опрошено 300 человек, из них 180-татар, 120-русских.

Объектом исследования выступают автостереотипы представителей русского и татарского народов.

Предметом исследования является

исследование и анализ автостереотипов студентов русского и татарского народов, обучающихся в Казанском национальном технологическом университете.

Цель исследования: описать и

проанализировать существующие автостереотипы представителей татарского и русского народов из числа обучающейся молодежи в Казанском национальном технологическом университете.

Выдвижение данной цели обусловило постановку следующих задач:

1. Определить и охарактеризовать сущность понятие автостереотипа;

2. Выявление содержания автоэтнических стереотипов студентов-татар, как части знаний о мире, отражающей различия между народами;

3. Выявление содержания автоэтнических стереотипов студентов-русских, как части знаний о мире, отражающей различия между народами.

Сопоставление представлений разных народов о самих себе (автостереотипов), предполагающее анализ содержательных и оценочных совпадений не внутри семантического поля одной этнической группы, а в межгрупповом семантическом

пространстве. Показатель такого сходства рассматривается как внешний по отношению к этническим группам и назван нами объективной психологической дистанцией. Это один из индексов, фиксирующих степень культурной

отличительности. Он отражает глубину психологической разделенности народов или наоборот, степень их общности. Чем выше этот показатель, тем больше общности между народами. Таблица 1

Татары Русские

Стереотип Кол -во отве тов Стереотип кол- во отве тов

добрые 130 гостеприимные 110

выносливые 130 патриотичные 100

гостеприимны е 120 обладающие чувством юмора 90

энергичные 120 эмоциональные 80

сильные 110 злоупотребляют алкоголем 80

чистоплотные 110 честные 80

трудолюбивые 100 искренние 80

вежливые 100 щедрые 80

обладающие чувством собственного достоинства 100

патриотичные 100

дисциплиниро ванные 100

стремящиеся к успеху 100

отзывчивые 100

Содержательные совпадения между структурными компонентами межэтнической установки обозначаются как семантические зоны сходства между этническими группами. Они являются когнитивно-эмоциональной основой для развития взаимопонимания между народами. Результаты проведенного социологического исследования позволяют проследить некоторые из вышеописанных зависимостей, характеризующих границы межэтнической дистанции изучаемых народов.

Сравним степень совпадения

автостереотипов русского и татарского народов, проживающих в Республике Татарстан. Степень общности между автостереотипами русских и татар проявляется в совпадении двух качеств из приоритетных в характеристике каждым народом самого себя. Основными составляющими общей семантической зоны для опрошенных респондентов оказались два качества: гостеприимство и

патриотичность, что говорит о принципиальной

возможности комфортных межличностных взаимоотношений между этими народами.

Были выделены самые распространенные авостереотипы как у русских, так и у татар. Татары считают, что они в наибольшей степени добрые и выносливые, а русские считают, что они гостеприимные и патриотичные. Но гостеприимство является самым распространенным и объединяющим стереотипом среди испытуемых национальностей.

При анализе автостереотипов мы обратились к исследованию Сикевича З. В, который несколько адаптировал его с учетом специфики этносоциального исследования, к структуре, разработанной проф.

В.Н.Панферовым. [2, с.134].

Всего было названо 77 качества-автостереотипа. Эти ответы были классифицированы по восьми категориям (рубрикам) с внутренним выделением в каждой из рубрик на качество с преобладанием либо положительной, либо отрицательной оценки. Матричная структура выглядит следующим образом:

1. Общий стиль поведения. В эту категорию вошли качества, которые в целом определяют поступки человека, его поведенческие реакции. Например, простота (простодушие), откровенность (прямота), честность, терпимость, искренность, порядочность, постоянство, с одной стороны, и злоба, нетерпимость, неискренность, непостоянство - с другой.

Татары - 80 - честные - 80 - русские;

Татары - 80 - серьезные - 20 - русские Татары - 80 - щедрые - 80 - русские;

Татары - 70 - терпеливые - 60 - русские Татары - 70 - бережливые - 30 - русские;

Татары - 70 - искренние - 80 - русские Татары - 70 - адаптирующиеся - 60 - русские Татары - 30 - скрытные - 10 - русские;

Делая сравнительный анализ автостереотипов, касающихся общего стиля поведения, можно сказать, что и татары и русские оценивают одинаково высоко оценивают такие черты поведения, как честность, щедрость, терпеливость, искренность, умение адаптироваться. То есть это черты в наибольшей степени приписывают себе как и татары, так и русские.

Но татары склонны в большей степени считать себя серьезными, бережливыми, чем русские. Они себя считают таковыми в наименьшей степени.

2. Общий стиль деятельности: в эту

категорию вносились качества, в которых отражается отношение человека к деятельности в целом, в том числе и к трудовой. Например, трудолюбие, выносливость, работоспособность, с одной стороны, и безделие, халатность, разгильдяйство - с другой.

Татары - 130 - выносливость - 90 - русские; Татары - 100 - трудолюбие - 50 - русские Татары - 100 - стремящиеся к успеху - 40 -

русские;

Татары - 90 - добросовестные - 60 - русские Татары - 70 - послушные - 30 - русские;

Татары - 10 - деловитые - 40 - русские Анализируя общий стиль поведения двух изучаемых национальностей, можно сказать, что такие

автостереотипы, как выносливость, трудолюбие, стремление к успеху, добросовестность, послушность в среде татар выражено в наибольшей степени. Зато русские в наибольшей степени считают себя деловитыми.

3 Отношение к людям: к этой категории причислялись качества, которые наиболее очевидно проявляются в межличностных отношениях. Например, гостеприимство, радушие, отзывчивость, милосердие, доверчивость, общительность, с одной стороны, и зависимость, недоверчивость, бестактность - с другой стороны.

Татары - 190 - вежливость - 70 - русские; Татары - 13 - доброта - 70 - русские Татары - 120 - гостеприимство - 110 -

русские;

Татары - 100 - отзывчивость - 50 - русские Татары - 90 - общительность - 70 -

русские;

Татары - 90 - дружелюбие - 70 - русские Татары - 80 -доверчивость- 60 - русские Татары - 80 - взаимовыручка - 70 -

русские;

В отношении стереотипов, касающихся отношения к людям, можно сказать, что среди опрошенных татар в два раза больше присваивали такие качества, как вежливость, доброта, отзывчивость, чем среди опрошенных русских. То есть татары считают себя более вежливыми по отношению к другим, наделяют свое поведение положительным окрасом и считают себя более отзывчивыми, чем русские. Гостеприимными в одинаковой степени считают себя как и русские, так и татары.

Также среди наиболее выраженных автостереотипов можно выделить следующие: общительность, дружелюбие, доверчивость, взаимовыручка. Можно резюмировать, что среди испытуемых студентов, причисляющих себя к двух национальностям, превалируют дружественные отношения.

4. Отношение к себе: в эту категорию вошли качества в известном смысле слова противоположные предыдущей рубрике, в которых отчетливо проступает самоотношение. Например, гордость, самолюбие, уверенность в себе с одной стороны, и непритязательность,

закомплексованность, неудовлетворенность собой, -с другой стороны.

Татары - 110 - сила - 70 - русские;

Татары - 110 -чистоплотность - 60 -

русские

Татары - 100 - достоинство - 70 - русские; Татары - 90 - уверенность - 60 - русские Татары - 80 - аккуратность - 40 - русские; Татары - 60 - гордость - 10 - русские Анализируя стереотипы, касающиеся самоотношения татар и русских, то можно сказать, что наиболее

выраженными стереотипами стали сила, чистоплотность, обладание чувством собственного достоинства, уверенности в себе. Также татары в

наибольшей степени считают себя гордыми и в два раза чаще причисляют себе такое качество, как аккуратность - по сравнению с русскими.

5. Волевые качества: в эту категорию попали качества, которые характеризуют человека с точки зрения волевых

усилий или отсутствия таковых. Например, терпение, стойкость, уравновешенность, смелость, с одной стороны,

и безволие, пассивность, покорность, нерешительность, - с другой.

Татары - 100 - дисциплинированность - 10 -

русские;

Татары - 80 -сдержанность - 0 - русские

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Татары - 70 - прогрессивность - 30 - русские;

Татары - 70 - целеустремленность - 70 -

русские

Татары - 50 - настойчивость - 30 - русские;

Татары - 30 - стойкость - 40 - русские;

Татары - 30 - пассивность - 0 - русские.

Стереотипы, касающиеся волевых качеств помогли увидеть большие различия. Татары считают себя дисциплинированными и сдержанными, в то время когда русские, такими качествами себя вообще не наделяют.

Среди общих стереотипов можно выделить прогрессивность, настойчивость, но татары в наибольшей степени, и стойкость - русские в

наибольшей степени. в одинаковой степени целеустремленными считают себя как русские, так и татары.

6. Качество ума: к этой категории

причислились качества, отражающие интеллект, способности человека, проявляющиеся в

рациональном поведении. Например, ум, смекалка, любознательность, талантливость, с одной стороны, и глупость, ограниченность, тупоумие, бездарность, - с другой.

Татары - 70 - одаренность - 70 - русские;

В одинаковой степени считают себя одаренными как русские, так и татары.

7. Эмоциональные качества: эта категория состояла из качеств, связанных с эмоциональночувственной сферой самовыражения. Например, чувственность, сентиментальность, порывистость, с одной стороны, и бесчувственность, импульсивность, -с другой.

Татары - 120 - энергичность - 60 - русские;

Татары - 90 -духовность - 40 - русские;

Татары - 90 - эмоциональность - 80 - русские;

Татары - 70 - обладающие чувством юмора -90 - русские;

Татары - 50 - импульсивность - 30 - русские.

В отношении стереотипов, касающихся эмоциональных качеств, то можно сказать следующее: в два раза большее количество татар говорят о своей энергичности и духовности, хотя русские себя тоже считают таковыми.

Обе изучаемые национальности в одинаковой мере считают себя эмоциональными. но зато наибольшее количество русских считает себя обладающими чувством юмора, чем татары. В

противовес этому татары считают, что они более импульсивные.

8. Социальное поведение: в эту категорию включались социальные и политические характеристики личности. Например, патриотизм, коллективизм, национальная гордость или пьянство, воровство, паразитизм.

Татары - 100 - патриотизм - 100 - русские;

Татары - 80-независимость - 40 - русские;

Татары - 50 - индивидуалистичность - 30 -

русские;

Татары - 50 - пьянство - 80 - русские;

Стереотипы в отношении социального поведения дали интересную картину: в одинаковой степени, как русские, так и татары, считают себя патриотичными. Но зато вдвое большее количество татар, считает себя независимыми и

индивидуалистичными. Зато сами же русские причисляют своей же национальности такой стереотип, как пьянство.

Делая выводы из проведенного исследования, можно резюмировать, что:

Во-первых, автостереотипы более разнообразны и комплексны. Они представляют собой более детализированное знание. Кроме того, автостереотипы более неоднородны в том смысле, что почти всегда включают в себя относительно самостоятельные внутриэтнические прообразы. Внутриэтническое деление - результат истории и имеет свои объективные основания (языковые диалекты, территориальные, религиозные, этнокультурные и др.).

Во-вторых, если групповые автостереотипы в большинстве случаев монотонно позитивны. Отношение к собственной группе, как правило, колеблется в рамках позитивной волны;

В-третьих, татары в наибольшей степени склонны наделять себя положительными характеристика, чем русские. Русские даже если и характеризуют себя с положительной стороны, то количество ответов в два раза меньше, то есть они более сдержаны в процессе наделения своей национальности положительными качествами. Делая общий вывод, можно сказать, что по количеству и по качеству положительных автостереотипов татары-студенты превзошли своих сверстников.

Президент России Д. А. Медведев считает, что идея мультикультурализма в наше время в России нуждается в серьезной модификации. Это связано с тем, что хотя мультикультурализм является режимом наибольшей толерантности, который несет в себе многообразие, равенство, отказ от доминирования и насилия одного над другим, касается ли это отдельных людей, групп людей или целых народов и государств, в то же время толерантность в таком понимании должна стать важным компонентом жизненной позиции гражданской личности, имеющей свои ценности и интересы, и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Иными словами, только тогда когда будет сформировано гражданское общество, только тогда появляются благоприятные условия для

мультикультурализма и толерантности.

Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в студенческой среде не может быть обеспечена только усилиями органов государственной власти и

правоохранительных органов, а требует развития институтов гражданского общества, в том числе студенческого самоуправления, поддерживающих правовые, социальные, культурные, бытовые и иные условия для толерантного и конструктивного взаимодействия студенческой молодежи в процессе образования и совместного проживания представителей всех этнических групп.

Общество заинтересовано в том, чтобы у его членов, особенно у молодёжи, сформировалось мышление открытого типа, пробудился интерес к диалогу последователей разных мировоззрений и политических предпочтений, к устранению предубеждённости друг против друга на основе терпимости и конструктивного сотрудничества во имя всеобщего блага. Здесь многое зависит не только от государственных органов и общественных, в том числе молодёжных организаций, но и от системы образования и воспитания, от средств массовой информации, деятелей культуры. В этой связи, безусловно, нужны «уроки толерантности», которые сами представители студенческой молодежи могли бы сформировать в вузовской среде. Одним из механизмов гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в студенческой

среде, является создание межвузовского центра мультикультурного коммуникационного

пространства - Студенческий дом дружбы и мира, содержание и технологии деятельности которого формировались бы представителями студенчества.

Новизна подхода состоит в том, что предлагается принципиально иная - субъектная -роль студенческой молодежи в создании правовых, социальных, культурных, бытовых и иных условий для толерантного и конструктивного взаимодействия молодых людей, представляющих этнические группы, в процессе единого образовательного и культурно-бытового

коммуникационного пространства. Гражданская инициатива студенческих общественных организаций является элементом, без которого немыслимо эффективное развитие

мультикультурного общества.

Литература

1. Психология и педагогика этноса: Учебное пособие / Р.И. Зинурова; Казан. гос.технол.ун-т. Казань, 2004. 424 с.

2. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1990. 203 с.

3. Панферов В.Н. Классификация психологических качеств человека // Практическая психология. СПб, 1996. 320 с.

4. Зинурова Р.И. Социальное самочувствие молодежи этнических групп: социологическая концептуализация / Р.И. Зинурова, Ф.Ф. Фатыхова // Вестник Казанского технологического университета. № 20. - 2011. - С. 291294

© А. С. Тупаева - асс. каф. инновационного предпринимательства и финансового менеджмента КНИТУ, agnya@yandex.ru; Р. И. Зинурова - д-р социол. наук, проф. каф. инновационного предпринимательства и финансового менеджмента КНИТУ, rushazi@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.