Научная статья на тему 'Русские и немцы в зеркале представлений российских и немецких студентов'

Русские и немцы в зеркале представлений российских и немецких студентов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
694
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ГЕРМАНИЯ / ВОСПРИЯТИЕ СТРАН / ОБРАЗЫ СТРАН / СТУДЕНЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / АВТОСТЕРЕОТИПЫ / RUSSIA / GERMANY / COUNTRY PERCEPTION / COUNTRY IMAGES / STUDENT PERCEPTIONS / SELF-PERCEPTIONS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сорокина Н. В.

Автостереотип русских имеет ярко выраженный позитивный характер. Важнейшие черты в структуре автостереотипа – доброта, сила, смелость, патриотизм. В автостереотипе немцев доминируют не столь положительные качества. Главными чертами являются пунктуальность, холодность и недовольство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian and Germans in the Mirror of Russian and German Student Perceptions

Russian self-perceptions are of definite positive character. Most important components in their structure are kindness, strength, courage, patriotism. German self-perceptions are characterized by not so positive features. Mostly mentioned are punctuality, coolness and dissatisfaction.

Текст научной работы на тему «Русские и немцы в зеркале представлений российских и немецких студентов»

Н.В. Сорокина

РУССКИЕ И НЕМЦЫ В ЗЕРКАЛЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РОССИЙСКИХ И НЕМЕЦКИХ СТУДЕНТОВ

Сорокина Наталья Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкой и французской филологии и лингводидактики Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского.

Этнические (национальные) стереотипы являются составными элементами в структуре выработанных человечеством механизмов взаимодействия культур и социализации личности внутри какой-либо национальной культуры. Они играют важнейшую роль в формировании этнической идентичности и существенным образом влияют на эффективность межкультурной коммуникации, когда встречаются представители разных этнических общностей. Образ чужой группы, как правило, называют гетеростереотипом, а образ своей группы - автостереотипом. О последнем и пойдет речь в данной статье1.

Этнические автостереотипы, входя в качестве одного из важнейших элементов в структуру национального самосознания, влияют на многие процессы как внутренней жизни общества, так и на межнациональные отношения. Несмотря на чрезвычайную устойчивость, стереотипы все-таки подвержены изменениям и потому нуждаются в постоянном мониторинге. Особенно актуальным исследование автостереотипов стало в условиях постсоветской трансформации российского общества, когда многие жители России оказались в поиске новой этнической идентичности, новых ценностей, новой национальной идеи.

Следует отметить, что в истории изучения стереотипов, берущей свое начало в 20-х годах ХХ в., автостереотипы несколько реже становились объектом исследований, чем гетеростереотипы. Что касается автостереотипов

1. Исследование в ФРГ было проведено при финансовой поддержке Немецкой службы академических обменов и Министерства образования и науки РФ (программа DAAD «Иммануил Кант» 2008, проект РНП 2.2.2.3. 16226).

русских, то за последние десятилетия (большей частью в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ в.) им был посвящен ряд работ. Описание содержания автостереотипа русских (перечень конкретных качеств, приписываемых своей группе) можно найти в трудах Ю.В. Арутюняна [2], С.Г. Стефаненко [16], З.В. Сикевич [11; 12] и других отечественных исследователей [1; 3; 4; 5; 7; 9; 10; 17; 18]. Автостереотипы немцев, ставшие вторым предметом нашего исследования, изучены в меньшей степени. Список выявленных автостереотипных характеристик нам удалось обнаружить лишь в нескольких публикациях [4; 18; 21; 22]. Необходимость дальнейших исследований в этом направлении обусловлена важностью социально-экономических и культурных связей России и Германии, потребностью повышения эффективности русско-немецкой межкультурной коммуникации.

Методика исследования

С целью выявления современных этностереотипных представлений русских и немцев нами была проведена серия исследований в период с 2000 по 2011 г. Результаты исследования гетеростереотипов частично опубликованы [14; 15]. В данной статье представлены только результаты исследования автостереотипов. В качестве респондентов выступали в 2008 г. студенты университета г. Бохум (ФРГ, 61 человек) и в 2011 г. студенты Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета (100 человек). В выборку были включены только те студенты, которые в графе «национальность» написали «русский» (в России) или «немец» (в Германии). Исследование проводилось анонимно, на родном для респондентов языке (русском или немецком соответственно). Средний возраст респондентов составил в немецкой выборке 24,5 года (мин. 21, макс. 31), в российской выборке 19,2 лет (мин. 17, макс. 26). Разница в возрастных показателях объясняется структурными различиями в системе образования России и Германии, благодаря которым средний возраст студентов в Германии несколько выше, чем в России.

Первым этапом каждого исследования был опрос в виде получения свободных описаний - ассоциаций, вызванных словом-стимулом. Задание звучало следующим образом: «Что приходит Вам в голову, когда Вы слышите следующие слова? Запишите свои ассоциации в течение 1 минуты». Словами-стимулами являлись слова «Россия», «русские» (в российской аудитории) и «Германия», «немцы» (в немецкой аудитории). Слова-стимулы предъявлялись последовательно по одному, количество слов-реакций не ограничивалось. Указанные выше стимулы были даны после того, как респонденты записали свои ассоциации о другой культуре. Такая последовательность стимулов провоцировала респондентов к противопоставлению гетеро- и автостереотипов, что соответствует естественным процессам их формирова-

ния и функционирования. Как показывают этнопсихологические и этносо-циологические исследования, авто- и гетеростереотипы представляют собой единую систему и формируются в связке и взаимообусловленности [13; 19]. У каждого человека формируется определенный образ своего народа («мы такие») и образы других народов («они такие», как правило, другие). Таким образом, в нашем опросе образ «мы» исследовался на фоне образа «они».

Выбранный метод исследования «подталкивает» испытуемых к фиксации именно стереотипных представлений. Вместе с тем использованная методика позволяет, на наш взгляд, вскрыть глубинный пласт социальной информации, которую студенты усвоили в отношении своей этнической группы в процессе их социализации в современном обществе. При этом давление на участников опроса минимизировано (по сравнению с методиками закрытого типа, где респонденты вынуждены выбирать определенные характеристики из списка предложенных).

Результатом опроса стали своеобразные «психологические портреты» родной для респондентов страны и народа. Всего было получено 355 слов-реакций на стимул «Россия», 274 - на стимул «русские» в российской аудитории, 257 слов-реакций на стимул «Германия» и 189 - на стимул «немцы» в немецкой аудитории. Общий массив слов-реакций составил 629 - в российской и 446 - в немецкой аудитории. Собранные данные были подвергнуты контент-анализу, включавшему в себя выявление наиболее частотных ассоциаций к словам-стимулам2, группировку ассоциаций по тематическому признаку и определение массовой доли каждой группы ассоциаций. В данной статье представлены результаты только тематического анализа ассоциаций.

Результаты тематического анализа ассоциаций

и их обсуждение

Группировка зарегистрированных слов-реакций по тематическому признаку была сделана для того, чтобы выяснить, какие области действительности, как и в какой мере отражены в представлениях русских и немцев о себе. Для сравнимости результатов в российской и немецкой выборках количественные данные по каждой ассоциации и каждой тематической группе представлены в процентах от общего числа полученных слов-реакций. Результаты тематического анализа представим сначала в сжатой и наглядной форме в виде диаграмм 1-2, где N - это общее число слов-реакций на слова-стимулы.

2. Статья, посвященная результатам анализа частотности ассоциаций, принята к публикации в «Известия Саратовского университета». Сер.: Философия. Психология. Педагогика. — 2012. — № 2.

Диаграмма 1. Немцы о своей стране и народе (2008 г.) Распределение ассоциаций (N=446) по тематическому признаку

Как показано на диаграммах 1-2, наибольшее число слов-реакций приходится на рубрику «Люди». Помимо общих характеристик населения своей страны респонденты в ассоциациях описывали внешность представителей своего народа и черты национального характера. Русские описывают себя как красивых, светло-русых, голубоглазых, белокожих. Немцы наряду с позитивными и нейтральными характеристиками внешности (высокие, светлокожие, голубоглазые, естественные - немного косметики у женщин) называют и негативно оцениваемые особенности - некрасивость, тучность, мужчины с пивным животом. Доля ассоциаций о внешнем виде невелика (1,4-2,4% от общего числа слов-реакций).

Основную массу ассоциаций, связанных с людьми своей нации, составляют различные качества, ассоциируемые с ними (26,4% в российской выборке и 35,6% - в немецкой). Примечательно, что русские респонденты дают почти в 3,5 раза больше положительных характеристик своего народа (20,3%), чем отрицательных (6,1%), что является естественным для автостереотипа. В немецкой же выборке ситуация иная: доля отрицательных черт (19,5%) в 1,2 раза превышает долю положительных характеристик (15,9%).

Рассмотрим названные черты национального характера более подробно. Сначала перечислим их в порядке убывания частоты упоминаний в анкетах респондентов.

Диаграмма 2. Русские о своей стране и народе (2011 г.) Распределение асссциаций (N=629) по тематическому признаку

Сфера личного

Российские респонденты называют 53 позитивных качества русских: добрые, патриотичные, сильные, смелые, гостеприимные, веселые, мужественные, с юмором, щедрые, непобедимые, победители, с широкой душой, великодушные, отзывчивые, находчивые, с нестандартным мышлением, простые, обладающие характером, умные, терпеливые, открытые, радушные, благородные, с большим сердцем, верные, дружелюбные, душевные, богатыри, могучие, готовые к подвигу, с волевым характером, сентиментальные, эмоциональные, все за одного и др. Список отрицательных качеств русских значительно короче (15 качеств): алкоголики, ленивые, грубые, неответственные, непунктуальные, безбашенные, злые, не всегда отзывчивые, некультурные и др.

Немецкие респонденты среди ассоциаций, выражающих положительные черты немецкого национального характера, называют 33 качества: пункту-

альные, любят порядок, прилежные, ориентированы на безопасность, открытые, любезные, сознательные, корректные, любят путешествовать, дружелюбные, прямые, очень дисциплинированные, гостеприимные, великодушные, организованные, трудолюбивые, аккуратные, точные, ответственные, надежные, любят качество, делают все по правилам, рациональные, очень деловые, принципиальные, перфекционисты, целеустремленные, серьезные, экономные и др. Количество названных отрицательных качеств немцев существенно больше - всего 53 качества: бюрократичные, холодные, мещане, замкнутые, закрытые, педантичные, много жалующиеся, вялые, озабоченные, слишком самоуверенные, упрямые, гневные, скупые, надменные, мелочные, недружелюбные, глупые, зажатые, дистанцированные, консервативные, скучные, скептичные, недоверчивые, эгоистичные, безынициативные, ленивые и др. Если сгруппировать близкие по значению негативные характеристики, то выявляется одна весьма существенная черта, приписываемая немцами самим себе - это недовольство своей жизнью. В эту группу качеств входят следующие ассоциации: много жалуются, привередничество, брюзжание, нытики, ворчливые, пессимистичные, недовольные, в плохом настроении, депрессивные, подавленные, угрюмые. Если суммировать эти ассоциации, то их доля составит 2,9% от всех слов-реакций, что достаточно много. Недовольство как типичная черта выходит на второе место после пунктуальности (3,2%) в автостереотипе немцев.

Если проанализировать структуру автостереотипных представлений респондентов, используя перечень национально-психологических особенностей, предлагаемый В.С. Кукушиным и Л.Д. Столяренко [8, с. 106], то можно выделить следующие доминирующие в автостереотипе блоки качеств. В автостереотипе русских ведущими являются позитивные коммуникативные качества, например доброта, добродушие, гостеприимство, щедрость, великодушие, широта души, открытость, верность, дружелюбие и др. (всего 20 качеств). К этой же группе качеств относится и коллективизм русских, представленный целым рядом ассоциаций, например все за одного, вместе, отзывчивость, поддержка друг друга, солидарность, единство.

Следующим важным блоком в автостереотипе русских респондентов являются положительные волевые качества (выражающие устойчивость и длительность волевых усилий) - непобедимые, упорные, терпеливые, с волевым характером, сильные, смелые, мужественные, отчаянные, русские не сдаются и другие ассоциации (всего 15 качеств). Далее следуют положительные эмоциональные качества - веселые, душевные, оптимистичные, патриотичные, эмоциональные, экспрессивные и др. (всего восемь качеств).

Группу интеллектуальных качеств в автостереотипе русских значимой назвать нельзя (всего пять качеств), интересен, однако, сам характер приписываемых русским характеристик: находчивость, нестандартность мышления, неординарность, изобретательность, творчество. Все названные качества этой группы относятся к положительным характеристикам мышления людей своей нации.

Что касается структуры автостереотипа немецких респондентов, то в нем явно доминируют положительные мотивационно-фоновые качества (выражающие характер осуществления деятельности и специфику отношения к ней), например: пунктуальные, любят порядок, дисциплинированные, организованные, ответственные, надежные, сознательные, корректные, аккуратные, точные, очень деловые, трудолюбивые, прилежные, целеустремленные и др. (всего 21 качество). К этой же группе относятся и семь отрицательных качеств: бюрократичные, педантичные, озабоченные, хотят контролировать, рабочие лошадки, живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить. На наш взгляд, эти качества являются не чем иным, как гипертрофированными вариантами вышеупомянутых позитивных моти-вационно-фоновых качеств. Что есть бюрократизм и педантичность как не возведенная в культ приверженность к порядку? А трудоголизм, разве это не доведенное до крайней степени трудолюбие? Иными словами в когнитивном компоненте это те же самые черты, негативным является лишь эмоциональный компонент их значения.

Следует упомянуть, что российские респонденты тоже назвали семь отрицательных мотивационно-фоновых качеств русских: ленивые, неответственные, непунктуальные, безбашенные, надеются на авось и др. Как видим, эти качества совершенно иного плана, они являются противоположными типичным для немцев чертам. Возможно, именно сравнение себя с немцами и противопоставление им, к которому мы и подталкивали респондентов с помощью определенной последовательности слов-стимулов при проведении опроса, и вызвали у русских респондентов эти ассоциации. Подтверждением этого предположения являются некоторые ассоциации, где сравнение присутствует эксплицитно, например русским стоило бы поучиться дисциплине у немцев.

Возвращаясь к автостереотипу немецких респондентов, назовем следующий по значимости блок качеств в его структуре. Это отрицательные коммуникативные качества: холодные, замкнутые, закрытые, скупые, надменные, скептичные, недоверчивые, эгоистичные, мелочные, недружелюбные, зажатые, дистанцированные и другие качества (всего 19). Называются и позитивные коммуникативные качества, но их в 2 раза меньше, что делает их гораздо менее значимыми в общей картине автостереотипных представлений. Далее следует группа отрицательных эмоциональных

качеств (всего 17). К ней относятся разные характеристики недовольства, примеры которых уже были приведены выше, а также такие ассоциации, как мало патриотичные, гневные, постоянно в стрессе и др.

Среди волевых качеств немцы называют лишь несколько отрицательных свойств: вялые, инертные, безынициативные, довольствуются тем, что есть (заметим, что эти качества противоположны волевым качествам, названным русскими респондентами, и по сути обозначают отсутствие или слабую выраженность волевых усилий) и упрямые (как негативный вариант упорства). Малочисленность этих ассоциаций свидетельствует о том, что волевые качества не играют существенной роли в автостереотипе немцев.

Группа интеллектуальных качеств в автостереотипе немцев также мала. Немцы называются, например, рациональными, размышляющими. Большинство названных качеств этой группы относятся к положительным характеристикам мышления людей своей нации (исключение составляет единичная ассоциация глупые).

Что касается познавательных качеств (отражающих активность восприятия, яркость воображения, концентрацию внимания), то их не называют ни русские, ни немецкие респонденты.

Проведенный анализ приписываемых своему народу качеств позволяет сделать вывод о том, что автостереотип русских имеет ярко выраженный позитивный характер, а в автостереотипе немцев отрицательные характеристики преобладают над положительными.

Выявленное в автостереотипе немецких респондентов соотношение негативных и позитивных качеств является нетипичным. Мы уже упоминали выше, что для автостереотипа нормальным и естественным является преобладание позитивных характеристик, что обусловлено целым рядом важных функций стереотипов. Прежде всего, к этим функциям относятся защитные (защита от чувства страха и самокритики, стабилизация чувства собственного достоинства) и функции межгрупповой дифференциации, также связанной с поднятием престижа собственной группы [20]. По данным проведенного опроса, эти тенденции не так сильны в автостереотипе немцев. На это указывают, в частности, и некоторые высказывания самих респондентов: немцы недооценивают себя; мы чувствуем себя хуже, чем мы есть; у немцев проблема с собственной идентичностью; немцы мало патриотичны, у них мало национальной гордости. Результаты проведенного опроса в целом подтверждают мнение этих респондентов.

Помимо ассоциаций с чертами национального характера в общей массе полученных слов-реакций можно выделить и другие относительно большие тематические группы (см. диагр. 1-2). В российской выборке следующим по значимости сегментом после рубрики «Люди» является «Сфера личного» 158

(17,2% от общего числа слов-реакций). Сюда мы включили все ассоциации, в которых респондент связывает название страны или народа с собой, со своей личностью, со своими чувствами. В российской выборке это такие ассоциации, как Родина (моя Родина, 7,1%), мы, любовь, гордость (это звучит гордо), Отечество, соотечественники (сограждане), родная страна, страна (где я родилась, где живу, моя, наша), я, дом, наши!, свои, родные, мама, моя, родное село, любимая страна, жалость, уважение, страна, которую я уважаю, но которая меня мало устраивает своей неорганизованностью почти во всем и др. Отметим, что ассоциация Родина является самой частотной ассоциацией русских респондентов к слову «Россия». Почти каждый второй студент указал именно это слово в качестве реакции на слово-стимул, часто это была первая реакция.

Примерно такие же ассоциации возникали и у немецких респондентов, но их количество (8,7%) в 2 раза меньше, чем в российской выборке. Есть некоторые отличия и в содержании ассоциаций этой группы. У немецких респондентов не возникали ассоциации с коллективным образом «мы» (лишь единичная ассоциация соотечественники, ср. у русских - мы, соотечественники, сограждане, свои, родные, наши!, всего 2,8% слов-реакций). Отличия наблюдаются также и в описании чувств. Только два респондента написали: «Чувствую себя хорошо fühle mich wohl, имеется в виду в Германии)». Русские же респонденты указали в качестве ассоциаций такие чувства, как любовь, гордость, уважение, жалость. Обобщая количественные и качественные показатели ассоциаций, относящихся к сфере личного респондентов, можно предположить, что русские респонденты имеют более тесную и субъективно более значимую личностную связь с родной культурой и более склонны к эмоциональному выражению своих чувств к ней.

Чувства и эмоциональные оценки русских респондентов нашли свое выражение и в ассоциациях, отнесенных нами к группе «Общие характеристики страны» (8,7% всех слов-реакций). Подавляющее большинство ассоциаций этой рубрики имеют позитивный оценочный компонент: держава, великая страна, сила, душа (русская душа), красивая (красота), что-то светлое, свобода, защита, могущественная, мощь, непобедимая, мир, светлое будущее, что-то хорошее, честное и др. Отрицательных ассоциаций всего три: дураки-дороги, страна дураков, грязная (грязные улицы). В немецкой выборке лишь один респондент дает Германии общую оценку классная страна, поэтому мы не выделили отдельной рубрики «Характеристики страны» на диаграмме 1. Можно сказать, что эта группа ассоциаций специфична для российской выборки. Следует, однако, оговориться, что в данную рубрику вошли только ассоциации общего характера, не связанные с политикой или экономикой стран (последние также содержат оценочные ассоциации, но были выделены в отдельные рубрики).

Так, в российской выборке среди ассоциаций о политике, политической системе наряду с нейтральными есть достаточно много слов-реакций негативного характера: несправедливость, нелепые законы, ужасное правительство, коррупция, отсутствие демократии, фиговая судебная система (многие из них повторяются). В них выражается скорее отношение к государству, к власти, а не к стране в целом. Понятия «государство» и «Родина» традиционно разделяются в сознании россиян, и отношение к ним может быть противоположным (чаще это нелюбовь к государству и любовь к родной стране).

В политических ассоциациях немецких респондентов преобладают нейтральные и позитивно окрашенные слова-реакции: демократия (одна из высших ценностей немецкого общества), либеральная, ясные, четкие структуры, правила и законы, социальное государство, много преимуществ благодаря гражданству, политически более открытая, чем Россия, свобода мнений (относительно) - лучше, чем в России и др. Последние два примера являются единственными среди автостереотипных ассоциаций, в которых мы видим эксплицитное сравнение Германии с Россией.

В рубрике «Экономика» в российской выборке доминируют ассоциации негативного характера, представленные иногда в виде весьма резких выражений: бардак, беднота, беспредел, безалаберность, разруха, нищета, беспорядок, бомжи, плохие условия жилья и др. Положительными можно считать лишь несколько ассоциаций с богатыми сырьевыми ресурсами России. Ассоциации немецких респондентов отражают гораздо более благополучную экономическую ситуацию в Германии и носят положительный характер: благосостояние, богатая, избыток, развитая страна, хорошее развитие (после Второй мировой войны), хорошая промышленность. Зарегистрировано всего две ассоциации, отражающие проблемы экономического плана: безработица и пробки.

И в российской, и в немецкой выборках достаточно большое количество слов-реакций относится к сфере географии (14,3% и 17,5%). У немецких респондентов чаще, чем у русских возникают ассоциации с конкретными географическими точками на карте страны, городами, регионами, морями. Ассоциации немцев в целом нейтральны (исключения: плохая погода и красивые ландшафты). Среди ассоциаций русских респондентов бросаются в глаза поэтичные выражения, касающиеся размеров и природы России, такие как: необъятные, бескрайние, родные просторы, бесконечные, нетронутые леса. Встретились и две негативные ассоциации: загубленная экология и мусор.

Что касается рубрик «Культура», «Еда и напитки» и «Язык», то включенные в них ассоциации носят в основном нейтральный характер и очень разнородны. Кроме ассоциаций русских респондентов водка (1,4%) и немец-160

ких респондентов пиво (2,6%) практически нет других выделяющихся на общем фоне ассоциаций.

Гораздо более интересными и информативными являются рубрики, не имеющие соответствия в ассоциациях респондентов из другой страны. Для российской выборки такой специфической группой ассоциаций является рубрика «Общие характеристики страны», о чем уже было сказано выше. Для немецкой выборки - это рубрики «Мультикультурализм», «История» и «Футбол». 6% слов-реакций немецких респондентов указывают на мульти-культурность Германии и различные аспекты межкультурной коммуникации, например: разные культуры, разнообразная, разные, страна иммиграции, мультикультурная, любима не членами Евросоюза, очень любима мексиканцами. Указываются такие проблемы межкультурного характера, как возрастающий расизм, предрассудки, стереотипы, этноцентризм, претензия на то, чтобы быть толерантными. Примечательно, что некоторые немецкие респонденты не стали записывать какие-либо характеристики национального характера и вообще что-либо в качестве ассоциаций к слову-стимулу «немцы», а написали лишь, что немцев не бывает, (как и русских не бывает) или разве бывают немцы (?). Причем эти ассоциации были повторяющимися. На наш взгляд, содержание и количество ассоциаций группы «Мультикуль-турализм» позволяют говорить о сравнительно высоком уровне развития межкультурного сознания немецких студентов.

Следующей специфичной для немецких респондентов группой ассоциаций является «История» (5%). Немцы ассоциируют свою страну и народ со Второй мировой войной, нацистами, Третьим рейхом, уничтожением евреев и этнополизмом «краутс» (пренебрежительно о немцах со времен войны). Другой темой для ассоциаций исторического плана является объединение Германии. В российской выборке ассоциаций с историей России крайне мало (0,5%), поэтому они не выделялись в отдельную рубрику, а вошли в сегмент «Разное» на диаграмме 2.

Небольшой в количественном выражении, но все-таки значимой сферой в автостереотипных представлениях немцев является «Футбол». Удельный вес связанных с ним ассоциаций составляет 2,2% от всех слов-реакций, что позволяет представить эту тему в виде отдельного сегмента диаграммы 1. Футбол в Германии является сферой национальной гордости. Немцы охотно смотрят футбол и гордятся своей национальной футбольной сборной. Один из немецких респондентов считает, что именно успехи в футболе стали причиной роста патриотизма в непатриотичной Германии (больше национальной гордости со времен чемпионата мира по футболу 2006 г.).

Завершив тематический анализ автостереотипных представлений и рассмотрев все группы ассоциаций, мы можем констатировать, что большинство из них являются общими для российской и немецкой выборок.

Обобщение результатов и выводы

Результаты проведенного опроса позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Ядром автостереотипа русских являются коммуникативные, волевые и эмоциональные качества. Автостереотип русских имеет ярко выраженный позитивный характер. Важнейшие черты в структуре автостереотипа - доброта, сила, смелость, патриотизм.

Выделенные национально-психологические особенности коррелируют с основными ценностями русской культуры, которая относится к коллективистским, высококонтекстным, аффективным культурам. Стремление к соборности, поддержанию коллективизма, развитию межличностных отношений, необходимость ориентации в многочисленных нюансах этих отношений требуют развитых коммуникативных качеств. В русской культуре важную роль играет эмоциональность, приветствуется вербальное и невербальное проявление чувств (прикосновения, жестикуляция, мимика), что также, вероятно, связано с высокой ценностью отношений. Волевые качества исторически, да и на современном этапе совершенно необходимы русскому народу для выживания в суровых климатических условиях, для экстремального земледелия и освоения огромных пространств. Этими же условиями жизни народа обусловлена и ценность коллективизма, ведь постоянно преодолевать эти трудности возможно лишь коллективно, «всем миром».

Если сопоставить полученные результаты с данными других известных нам исследований автостереотипа русских, проведенных в период с 1987 по 2011 г. [1; 3; 4; 5; 7; 9; 10; 17; 18], то обнаруживается много общих позиций. Большинство исследований констатируют преимущественную положительную окраску автостереотипа русских. Среди качеств, приписываемых русскими своему народу, совершенно очевидно доминирует доброта. Это качество занимает первую строчку в рейтинге названных черт во многих исследованиях. Складывается впечатление, что доброта является одним из центральных концептов русской культуры в целом. Следующими лидирующими качествами, по данным опросов, являются щедрость и гостеприимство. Чаще других называются также открытость, веселость и терпение русских. Среди негативных черт доминируют пьянство, лень и безалаберность / безответственность. Сопоставление данных указанных исследований в диахроническом аспекте позволяют утверждать, что все названные положительные и отрицательные качества являются устойчивыми элементами автостереотипа русских и их можно считать глубинными стереотипами.

2. В автостереотипе немцев доминируют положительные мотивацион-но-фоновые, отрицательные коммуникативные и отрицательные эмоциональные качества. В целом отрицательные характеристики преобладают над положительными. Главными чертами являются пунктуальность, холодность и недовольство.

Такая структура автостереотипа не является типичной. Рассуждая о возможных причинах преобладания негативного в автостереотипе немцев, мы пришли к выводу об исторической обусловленности этого явления. Во времена национал-социализма в Германии господствовал культ национальной гордости, возвеличивания собственной нации над другими, культ арийской (высшей) расы, принявший, как известно, ужасные, катастрофические формы. После уничтожения гитлеровского режима и разоблачения его преступлений на немцев обрушилось чувство вины за содеянное, по Германии прокатилась волна самоубийств, наступил кризис этнической идентичности. Динамику национального самосознания немцев в тот период можно сравнить с движением маятника - из одной крайности в другую. До сих пор проблема преодоления прошлого (Bewältigung der Vergangenheit) является важной в немецком обществе. Большую роль в развитии кризиса национального немецкого самосознания сыграли и направленные извне ненависть и нелюбовь к немцам со стороны других народов. На важный след фашистского прошлого Германии в национальном самосознании немцев указывает А.Г. Здраво-мыслов, цитируя многих респондентов своего исследования. Так, например, профессор Э. Штельтинг в интервью А.Г. Здравомыслову отметил следующее: «Чувство позора, доставшееся от прошлого, объясняет, почему значительная часть немцев не любят немецкую культуру, немецкий язык и самих себя» [6, с. 98].

В современной Германии даже намек на возвышение своей нации является табу. Само слово «национальный» стало если не табуизированным, то неприемлемым во многих контекстах. До недавних пор даже активно болеть за свою национальную сборную с шумными народными гуляниями на улицах в честь ее победы было непринято. Эта ситуация начала меняться, по-видимому, лишь недавно - во время чемпионата мира по футболу 2006 г.

За последние десятилетия борьба с явлениями этноцентризма, воспитание подрастающего поколения в духе толерантности и мультикультурализма дали ощутимые плоды. В Германии как-то не принято публично «нахваливать» свой народ, «ругать» другие народы. Подобные действия чреваты обвинениями в расизме, фашизме. Там не политкорректно рассказывать анекдоты, употреблять негативно окрашенные слова и выражения о других национальностях даже в узком кругу друзей, где нет представителей этих национальностей, что вполне допустимо в России. Многие устойчивые

выражения с «национальным» компонентом, типа «французская болезнь» о сифилисе, устаревают, и современные носители немецкого языка уже не знают их значения. Любые проявления интолерантности являются социально неодобряемыми.

Указанные обстоятельства и стали, на наш взгляд, причиной того, что немецкие участники проведенного опроса так мало хвалили и так много критиковали свой народ. Сложно сказать, насколько искренними они были. Возможно, такое сложное отношение к собственному народу, действительно, глубоко укоренено в их сознании, или они неосознанно записали в своих анкетах только то, что социально приемлемо в Германии.

Сопоставляя полученные результаты с данными известных нам немногочисленных исследований автостереотипа немцев [4; 18; 21; 22], мы обнаружили, что при использовании опросов открытого типа [21; 22] ведущими качествами, приписываемыми немцами самим себе, так же как и в нашем исследовании, становились мотивационно-фоновые черты, такие как пунктуальность, прилежание / усердие, аккуратность, точность, трудолюбие. Последнее качество занимает важную позицию и при использовании психосемантических методик [18]. На наш взгляд, это говорит о принадлежности этих мотивационно-фоновых качеств к осознаваемым стереотипам и социально весьма значимым характеристикам немецкого народа. Что касается соотношения положительных и отрицательных характеристик, то явного преобладания одних над другими в указанных исследованиях установлено не было. При этом доля негативных характеристик все-таки была достаточно велика.

3. Автостереотип русских более позитивен, чем автостереотип немцев.

Этот вывод согласуется с данными, полученными Г.С. Шляхтиным и С.В. Давыдовым при использовании эксплицитного метода (использованный нами метод исследования также относится к прямым, эксплицитным методам): «Положительные черты существенно больше представлены в самооценке русских по сравнению с самооценкой немцев» [18, с. 146]. Исследователи использовали также и имплицитные методы, позволяющие выявлять, возможно, неосознаваемые, скрываемые или маскируемые стереотипы. В этом случае самооценка немцев была гораздо более позитивной, чем при использовании эксплицитных методов. Мы считаем, что это свидетельствует в пользу нашего предположения о социальной нежелательности предпочтения собственной этнической группы другим в современной Германии. При этом имплицитно, «в глубине души» немцы все-таки достаточно позитивно оценивают собственную этническую группу, не демонстрируя этого явно, а возможно и не осознавая этого. Заметим, что в исследовании Г.С. Шляхтина и С.В. Давыдова [18] самооценка русских

была высокой как при эксплицитном, так и при имплицитном методах исследования.

Литература

1. Аксянова Г.А., Давыдова С.С. Этнические стереотипы и ценностные ориентации московских школьников (на примере русских и армян). - М., 2003. - 36 с.

2. Арутюнян Ю.В. Русские: Этносоциологические очерки. - М., 1992. - 464 с.

3. Гончарова В.А. Методика преодоления национальных социокультурных стереотипов в обучении иностранным языкам (языковой вуз, старший этап): Дис. .. .канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2008. - 229 с.

4. Давыдов С.В. Динамика изменения этнических стереотипов русских и немцев за прошедшие полтора-два десятилетия // Вестник нижегородского университета им. Н.Г. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2006. - № 1. - С. 36^44.

5. Денисенко М.В. Роль этнических стереотипов в поиске русскими новой этнической идентичности в условиях постсоветской трансформации: Автореф. дис. .канд. социол. наук. -М., 1999. - 25 с.

6. Здравомыслов А.Г. «Немцы о русских на пороге нового тысячелетия»: Отрывки из книги // Социальная реальность. - 2006. - № 5. - С. 90-98.

7. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. - М., 2002. - 448 с.

8. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. - Ростов-на-Дону, 2000. - 448 с.

9. Леонтович О.А. Россия и США: Введение в межкультурную коммуникацию. -Волгоград, 2003. - 399 с.

10. Постоенко И.А. Стереотипы в межкультурной коммуникации // Современные исследования социальных проблем: Материалы III Общероссийской научно-практической конференции с международным участием. Вып. 2. - Красноярск, 2011. - С. 86-88.

11. Сикевич З.В. Русские: «Образ» народа (социологический очерк). - СПб., 1996. -152 с.

12. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. - СПб., 1999. -

203 с.

13. Солдатова Г.У. Межэтническое общение: Когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. - М.: Наука, 1988. - С. 111-125.

14. Сорокина Н.В. Немцы и русские глазами друг друга: Содержание современных гетеростереотипов // В мире научных открытий. - 2010. - № 4 (10). Часть 12. - С. 153-155.

15. Сорокина Н.В. Россия и русские глазами немцев: Проблемы стереотипного восприятия // Вестник гуманитарного института ТГУ. - Тольятти, 2010. - Вып. 1 (7). -С. 175-179.

16. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М., 1999. - 320 с.

17. Чеснокова Н.В. Этнические стереотипы в среде российских студентов // Межэтническая интеграция: История, современность, перспективы. Материалы конференции молодых ученых. - М., 2008. - С. 337-341.

18. Шляхтин Г.С., Давыдов С.В. Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев // Вестник нижегородского университета им. Н.Г. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2006. - № 1. - С. 137-150.

19. Этносоциология: Учебное пособие для вузов / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. - М., 1999. - 271 с.

20. Güttler P.O. Sozialpsychologie: Soziale Einstellungen, Vorurteile, Einstellungsänderungen. -München, Wien, 2003. - 352 S.

21. Noelle-Neumann E., Köcher R. Allensbacher Jahrbuch der Demoskopie 1998-2002. -München, 2002. - 532 S.

22. Rösch O. Mit Stereotypen leben? Wie Deutsche und Russen sich heute sehen // Interkulturelle Kommunikation in Gesellschaftsbeziehungen zwischen Russen und Deutschen: Beiträge aus Wissenschaft und Praxis zum 2. Wildauer Workshop «Interkulturelle Kommunikation». - Berlin, 1999. - S. 141-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.