Научная статья на тему 'Национальные стереотипы и гетеростереотипы'

Национальные стереотипы и гетеростереотипы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1251
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Ключевые слова
национальные стереотипы / межнациональные отношения / гетеростереотипы / предрассудки / этнос / national stereotypes / ethnic relations / heterostereotypes / prejudice / ethnicity

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ильюшкин Виталий Владимирович

Аннотация: в статье автор рассматривает понятие и содержание гетеростереотипов. Также автор отмечает, что в содержании гетеростереотипов следует различать относительно устойчивое когнитивное ядро комплекс представлений о внешнем облике представителей другого народа, о его историческом прошлом, об особенностях образа жизни, о трудовых навыках, а также ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National stereotypes and heterostereotypes

Abstract: the author considers the concept and content of hetero. The author also notes that the content of hetero must distinguish between a relatively stable cognitive nucleus a set of ideas about the appearance of other peoples, its historical past, of a special way of life, labor skills, and a range of changing judgments about communicative and moral qualities of the people.

Текст научной работы на тему «Национальные стереотипы и гетеростереотипы»

National stereotypes and heterostereotypes Il'jushkin V. (Russian Federation)

Национальные стереотипы и гетеростереотипы Ильюшкин В. В. (Российская Федерация)

Ильюшкин Виталий Владимирович /Il'jushkin Vitalij - кандидат психологических наук, доцент, кафедра философии и социально-гуманитарных наук,

ФГБОУ ВПО Ивановский государственный политехнический университет, г. Иваново

Аннотация: в статье автор рассматривает понятие и содержание гетеростереотипов. Также автор отмечает, что в содержании гетеростереотипов следует различать относительно устойчивое когнитивное ядро - комплекс представлений о внешнем облике представителей другого народа, о его историческом прошлом, об особенностях образа жизни, о трудовых навыках, а также ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа.

Abstract: the author considers the concept and content of hetero. The author also notes that the content of hetero must distinguish between a relatively stable cognitive nucleus - a set of ideas about the appearance of other peoples, its historical past, of a special way of life, labor skills, and a range of changing judgments about communicative and moral qualities of the people.

Ключевые слова: национальные стереотипы, межнациональные отношения, гетеростереотипы, предрассудки, этнос.

Keywords: national stereotypes, ethnic relations, heterostereotypes, prejudice, ethnicity.

Гетеростереотипы - это совокупность оценочных суждений о других народах. Они могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. В содержании гетеростереотипов следует различать относительно устойчивое когнитивное ядро - комплекс представлений о внешнем облике представителей другого народа, о его историческом прошлом, об особенностях образа жизни, о трудовых навыках, а также ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа.

Именно негативный национальный гетеростереотип зачастую обозначается термином «предрассудок», характеристика которых была нами представлена ранее. Можно предположить, что это не идентичные, хотя и близкие феномены. Предрассудки содержат лишь частные негативные характеристики аутгруппы, в то время как гетеростереотип предполагает ее глобальную негативную оценку [2]. Предрассудок включает достаточно узкие характеристики аутгруппы, затрагивающие ее конкретные нациокультурные особенности, неприемлемые с точки зрения оценивающей группы. Это не исключает позитивных оценок как отдельных сторон жизнедеятельности аутгруппы, так и этноса в целом, что способствует успешной взаимной адаптации этноконтактных групп, несмотря на неприятие отдельных элементов культурной специфики друг друга. Негативные гетеростереотипы различных аутгрупп представляют собой качественно иное состояние ингруппового сознания по сравнению с предрассудком, в котором зафиксирован глобальный негативизм по отношению к аутгруппе, тотальное отвержение любых проявлений у этнокультурных особенностей. Такова точка зрения на этот вопрос В.П. Левковича и И.Б. Андрущак [5].

Отношение к своей группе (автостереотип) и чужой группе (гетеростереотип) можно рассматривать изолировано друг от друга лишь в абстракции, как методический прием для их более детального изучения. В реальной действительности, в жизнедеятельности национальной группы они выступают как нерасчлененное целое, как одна из форм отражения нацией своего единства и отличия от других национальных групп. «Сплав» авто- и гетеростереотипа, рассмотренных с учетом «знака» их эмоционального отношения к объекту оценки (своей и чужой национальным группам), представляет собой взаимозависимые элементы в структуре такого целостного образования, как национальный стереотип.

Для понимания процессов, протекающих в межнациональных отношениях, важно подчеркнуть, что стереотипное восприятие «чужого» этноса» характеризует не только его, сколько национальность, в котором оно образовалось и бытует. Так, этнолог Н.А. Ерофеев пишет: «Этнические представления отражают не одну, а две реальности или, точнее, два народа - и тот, чей образ формируется в сознании другого народа, и тот, в среде которого эти представления слагаются и получают распространение» [1, 21]. Действительно, оценки какого-либо государства-нации со стороны разных наций не только весьма различны, но, зачастую, и противоположны. Это явление связано с присутствием элемента сравнения и сопоставления национальных стереотипов. Отсюда следует и относительность их содержания [3].

То, что применительно к собственному народу, называется разумной экономией, применительно к другим может именоваться скупостью. То, что у себя характеризуется настойчивостью, твердостью характера, у «чужака» называется упрямством. Один и тот же психологический комплекс в зависимости от отношения к его носителю, может называться и непосредственностью, и безответственностью. Здесь сказывается все, вплоть до политической конъюнктуры.

Очевидно, что национальные стереотипы в большинстве случаев отражают некую объективную реальность. Таким образом, рассматривая национальные стереотипы как образ социального объекта, а не как мнение об этом воспринимающего субъекта, необходимо серьезно относится к распространенным в обыденной жизни взаимодействующих групповых субъектов национальным характеристикам. Функционирование стереотипов на двух уровнях существенно осложняет решение проблемы их объективных и субъективных детерминант.

Вопрос о соотношении воздействия на содержание стереотипов характера межнациональных отношений и особенностей стереотипизируемых и стереотипизирующих групп остается открытым до сих пор. Но очевиден общий вывод о том, что социальные стереотипы восприятия национальной психологии не отражают совокупности национальных черт [4].

Литература

1. Ерофеев Н.А. Туманный альбион. Англия и англичане глазами русских. 1825-1853 гг.- М., 1982. - С.21.

2. Ильюшкин В.В. Стереотипизация как важный фактор в восприятии и познании людьми друг друга // European science. 2014. № 1 (1). С. 31-36.

3. Ильюшкин В.В. Стереотипы межнационального восприятия // International scientific review. 2014. № 1 (1). С. 34-40.

4. Ильюшкин В.В. Теоретические представления о национальных и этнических стереотипах в социальных науках и психологии // European research. 2014. № 1 (1). С. 83-88.

5. Левкович В.П., Андрущак И.Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16. - №2. -С.70-81.

6. Осин В.П. Национальная идея России - духовность и сила. Цель России - духовная Россия с сильной экономикой. Девиз России - душа и сила // Наука, техника и образование. 2014. № 1. С. 127-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.