The role and importance of ethnocentrism in the structure of social stereotypes Il'jushkin V. (Russian Federation)
Влияние этноцентризма на формирование и функционирование социальных стереотипов Ильюшкин В. В. (Российская Федерация)
Ильюшкин Виталий Владимирович /Il'jushkin Vitalij - кандидат психологический наук, доцент, кафедра философии и социально-гуманитарных наук,
ФГБОУ ВПО Ивановский государственный политехнический университет, г. Иваново
Аннотация: в статье анализируется проблема влияния этноцентризма на формирование и
функционирование социальных стереотипов.
Abstract: The article analyzes the problem of the influence of ethnocentrism on the formation and functioning of social stereotypes.
Ключевые слова: социальный стереотип, этноцентризм, этнический стереотип, этнос, нация.
Keywords: social stereotype, ethnic stereotype, ethnic group, nation, racism, ethnocentrism.
Исследование аффективных характеристик национальных стереотипов предполагает выявление типичных эмоциональных реакций на этнические объекты, анализ характера и специфики устойчивого отношения к представителям другой национальности. Даже первоначальное поверхностное знание об этническом объекте уже порождают определенные отношения.
Значительную роль здесь играет явление этноцентризма - взгляд, согласно которому собственная группа является центром всего, а все остальное шкалируется и оценивается в сопоставлении с ней. Этноцентризм -устойчивое психологическое образование, и суть его - в преувеличении значимости собственного этноса в истории человечества, его вклада в культуру и, соответственно, преуменьшении значимости других этносов в истории и культуре человечества. Этноцентризм «одними гранями (чувство гордости за свой этнос, его культурные ценности) смыкается с патриотизмом, а другие (высокомерие, пренебрежительное отношение к иным народам, противопоставление «своего» «чужому») - с шовинизмом» [1, 93]. При этом собственная группа является центром всего мироздания, а все остальное анализируется и оценивается в сопоставлении с ней [1, 93]. Понятие этноцентризма было введено в научный оборот в начале XX века американским ученым У. Самнером в работе «Народные обычаи» [15].
С его точки зрения, этноцентризм связан с гипертрофией позитивных этнокультурных характеристик своей группы. При этом утверждается превосходство культуры своей группы над культурой чужой группы, что неизбежно ведет к отчуждению, неприязни, враждебности в межэтнических отношениях. У.Самнер полагал, что ингрупповым отношениям всегда свойственны интеграция и сотрудничество, а аутгрупповым -конкуренция и враждебность. Теория этноцентризма, предложенная У. Самнером как единственно возможный способ взаимодействия этноконтактных групп, фатально предопределяющий ингрупповое сотрудничество и аутгрупповой негативизм, вступает в противоречие с эмпирическими данными, накопленными в этнографии, этносоциологии, этнопсихологии. Согласно этим данным, отношения конкуренции, враждебности или изоляции не являются универсальными характеристиками межэтнических контактов. Существует множество фактов взаимодействия этносов, которое основывается на взаимной терпимости и характеризуется сотрудничеством и межкультурными заимствованиями [15, 53].
Этноцентризм, как характеристика образа своей и чужой национальной группы, возникает в процессе общения этносов на основе двух диалектически связанных процессов: сближения и обособления. Взаимодействие национальных групп сопровождается адаптационными процессами, которые могут протекать в разных формах: от межэтнической интеграции до этнокультурной изоляции. Успешная адаптация групп в виде интеграции связана с позитивным отношением как к культуре собственной, так и к культуре этноконтактных групп, что находит выражение в формировании позитивно-направленных авто- и гетеростереотипов. Дезадаптация этнических групп, крайний полюс которой представляет этнокультурная изоляция, предполагает сверхтолерантность к собственной культуре при полном отвержении культуры этноконтактных групп, что выражается в наличии сверхпозитивных автостереотипов и негативных гетеростереотипов.
Успешное взаимодействие национальностей в виде интеграции предполагает овладение навыками «чужой» культуры при полном сохранении собственной этнокультурной специфики, способствует тому, что межэтническая дифференциация переходит в констатацию различий мировосприятия и образа жизни этноконтактных групп, однако не содержит негативизма и непримиримости к «чужим» культурам. Дезадаптация этнических групп связана с усилением интолерантности к иноэтническому окружению, которая может проявляться в разных формах - от стремления уменьшить или прекратить контакты с иными культурами (сегрегация) до попыток уничтожить самобытные культуры этнических меньшинств путем поглощения (ассимиляция) или физического уничтожения членов других групп (геноцид) [12].
Как правило, этноцентризм возникает в ответ на угрозу существования этноса как самостоятельного социокультурного целого и выполняет функцию социально-психологической зашиты этноса от инокультурного влияния. Силы, разрушающие этнос, как самостоятельный субъект межгруппового взаимодействия, могут быть внутренними и внешними, то есть могут зависеть от специфики этнических групп, а также от особенностей социальной ситуации, в которой осуществляется их взаимодействие.
Корни этноцентризма кроются в объективно - исторических факторах, прежде всего в неравномерности социально - экономического и культурного развития этнических общностей, служащих причиной противоречий между различными этносами.
Этноцентризм характеризуется большой значимостью эмоционального компонента и проявляется на фоне определенного социального контекста. Представления о собственной национальной общности как эталоне рождается не сразу, ему предшествуют многовековые процессы. С одной стороны, это установка группы на самое себя как этно-центр, а с другой, оценка остальных с этноцентристской позиции. Образ, построенный в соответствии с этой установкой, формирует этнический стереотип. Необходимо подчеркнуть, что национальные стереотипы не обязательно рисуют другую национальную группу в негативном свете, но всегда дает субъективное восприятие представителя другой группы. В зависимости от интенсивности и поляризации эмоционального заряда национальные стереотипы приобретают соответствующую направленность (от позитивных стереотипов, до негативных). В большинстве случаев национальный стереотип появляется как следствие ограниченности межнационального взаимодействия. Черты, характерные известным представителям иной национальной группы, распространяются на всю общность.
Внутренние причины, порождающие этноцентризм, рассматривались Г. Теджфелом и Д. Тернером в русле социальной идентичности и трактовались как защитные социально-перцептивные механизмы помогающие группе защищать позитивную групповую идентичность в процессе межэтнического сравнения [16, 146-156].
В качестве внешних причин возникновения этноцентризма могут выступать различные объективные условия, включенные в межэтническую ситуацию. Д. Кэмпбэлл видел источник возникновения этноцентризма в неизбежности борьбы этнических групп за выживание в условиях ограниченности жизненных ресурсов [14]. Г. Триандис и В.Василиу, исходившие из концепции статусного неравенства групп, усматривали функцию этноцентризма «в сохранении или приобретении этнической группой более высокого статуса во взаимоотношениях с другими этносами» [цит.по 11]. С. Бочнер, И. Берри, М. Плежент, И. Амир связывали функцию этноцентризма с временными, территориальными, социальными условиями, сопутствующими межэтническими контактами [13]. Таким образом, этноцентризм может представлять собой достаточно целостное и упорядоченное представление как о собственной этнической группе, так и о ее иноэтническом окружении.
В этноцентризма изначально не заложено враждебного отношения к другим народам. Психологически этноцентризма - это групповое сознание, сформированное на основе непосредственного опыта этнической группы и являющееся непосредственной формой отражения ее общественного бытия.
Литература
1. Авдуевская Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. -М., 1995. Т. III. Вып. IV. - С. 87.
2. Ильюшкин В.В. Взаимосвязь стереотипов социального научения, менталитета и социального представления // European research. 2015. № 3 (4). С. 31-36.
3. Ильюшкин В.В. Социально-психологические особенности национальных стереотипов // Наука, техника и образование 2015 № 4(10). С. 196-198.
4. Ильюшкин В.В. Социальный стереотип как концентрированное выражение социальной установки // Вестник науки и образования. 2015. № 1 (3). С. 87-92.
5. Ильюшкин В.В. Стереотипизация как важный фактор в восприятии и познании людьми друг друга // European science. 2014. № 1 (1). С. 31-36.
6. Ильюшкин В.В. Стереотипы межнационального восприятия //International scientific review. 2014. № 1 (1). С. 34-40.
7. Ильюшкин В.В. Теоретические представления о национальных и этнических стереотипах в социальных науках и психологии // European research. 2014. № 1 (1). С. 83-88.
8. Ильюшкин В.В. Экономическое детерминирование социальных стереотипов // Economics 2015 № 2(3). С. 5-6.
9. Ильюшкин В.В. Исследование социальных стереотипов в рамках теории каузальной атрибуции // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 6 (36). С. 218-220.
10. Il’jushkin V.V. The approaches to the definition of «social stereotype» // International Scientific Review № 3(4) / International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education: II International Science Conference (United Kingdom, London, 7-8 June, 2015). p. 74-78.
11. ЛебедеваН.М. Социальная психология этнических миграций. - М., 1993. -195 с.
12. Левкович В.П., Андрущак И.Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16. - №2. -С.70-81.
13. Левкович В.П. Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика. -М., 1985. -С. 138-153.
14. Campbell D. T. Stereotypes and the perception of group differences.- Amer. PsychoL, 1967, V. 22, N 10, -P. 817-829.
15. Sumner W.J. Folkways L., 1958.
16. Tajfel N. Social categoriazation, Social identity and Social // Comparison / Differentiation between Social groups. - London. 1978, -P.146-156.