Научная статья на тему 'СТАЖИРОВКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ'

СТАЖИРОВКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТАРИЙ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕРСОНАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НАВЫК / СТАЖИРОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лисовская Алёна Игоревна, Абилова Екатерина Викторовна

В статье раскрыта сущность и роль стажировок для обучаемых в сфере профессионального образования. Проведен анализ нормативно-правовых актов, которые определяют сущность стажировок в Российской Федерации. Доказано, что стажировки является эффективным инструментом формирования профессиональных навыков. Показано, что стажировки являются взаимовыгодным форматом сотрудничества между учебным заведением, работодателем и обучаемым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лисовская Алёна Игоревна, Абилова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNSHIPS AS A TOOL FOR DEVELOPING PROFESSIONAL SKILLS

The article reveals the essence and role of internships for trainees in the field of vocational education. The analysis of regulatory legal acts that determine the essence of internships in the Russian Federation is carried out. It has been proven that internships are an effective tool for the formation of professional skills. It is shown that internships are a mutually beneficial format of cooperation between an educational institution, an employer and a student.

Текст научной работы на тему «СТАЖИРОВКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ»

УДК 331.361 ББК 74.8

DOI 10.47475/2618-9852-2022-17110

СТАЖИРОВКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

А. И. Лисовская, Е. В. Абилова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

В статье раскрыта сущность и роль стажировок для обучаемых в сфере профессионального образования. Проведен анализ нормативно-правовых актов, которые определяют сущность стажировок в Российской Федерации. Доказано, что стажировки является эффективным инструментом формирования профессиональных навыков. Показано, что стажировки являются взаимовыгодным форматом сотрудничества между учебным заведением, работодателем и обучаемым.

Ключевые слова: инструментарий, компетенция, персонал, профессиональный навык, стажировка.

INTERNSHIPS AS A TOOL FOR DEVELOPING PROFESSIONAL SKILLS

A.I. Lisovskaya, E.V. Abilova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

The article reveals the essence and role of internships for trainees in the field of vocational education. The analysis of regulatory legal acts that determine the essence of internships in the Russian Federation is carried out. It has been proven that internships are an effective tool for the formation of professional skills. It is shown that internships are a mutually beneficial format of cooperation between an educational institution, an employer and a student.

Keywords: tools, competence, personnel, professional skill, internship.

Введение

В конце 2019 года мир погрузился в кризис, вызванный эпидемией короновируса CAR-SCov-19. Снижение количества социальных контактов, схлопывание мировой торговли вызвали «эффект домино», в котором самыми уязвимыми стали отрасль туризма, ресторанный бизнес. Учебные заведения также стали массово переходить на дистанционное обучение. Если для некоторых специальностей такой переход не вызвал проблем, то ряд специальностей, особенно в сфере профессионального образования, невозможно эффективно перевести в дистанционную сферу. В таких условиях падает качество образования и, как следствие, — отечественные предприятия получают специалистов с компетенциями (профессиональными навыками), которые не соответствуют их требованиям. Следовательно, возникает проблема формирования профессиональных навыков в условиях кризиса системы образования, которая может быть решена с использованием инструментов стажировки.

Анализ литературных источников

Вопросы стажировки раскрыты в ряде научной и методической литературе, посвященной теории и практики образования, теории менеджмента, поведенческой психологии. Следует отметить важную взаимосвязь между моделями и методами педагогических наук, а также теорией менеджмента в раскрытии инструментов стажировки, поскольку данный аспект является подготовки и формирования профессиональных навыков является междисциплинарным.

В первую очередь выделим нормативно-правую базу, которая определяет правовые основы стажировок для формирования профессиональных компетенций [1—3].

Анализируя работы, посвященные стажировкам как инструментам формирования профессиональных навыков, следует отметить, что большинство из них относится к периодической печати, в монографиях выделяются лишь отдельные вопросы организации стажировок.

Так, необходимо выделить источники по психологии и педагогике [4; 5], в которых последо-

вательно раскрываются особенности построения психологических моделей поведения в педагогическом процессе и обосновывается важность проведения стажировок для формирования профессиональных компетенций. В работах по теории менеджмента [6; 7] и теории управления персоналом [8; 9] раскрываются прикладные аспекты адаптации персонала в организации и приводятся модели проведения стажировок как элемента найма и адаптации.

Среди периодической печати наибольшего внимания заслуживает статья Н. Н. Зайцевой [10], в которой достаточно детально раскрывается роль стажировок и их моделей для формирования профессиональных компетенций, что позволило сформировать мнение относительно расширения опыта педагогов средней профессиональной школы на другие специального. Отметим статью Ю. Н. Никулиной [11], в которой инструментарий стажировок связывается не только с формированием профессиональных навыков, но и возможности дальнейшего трудоустройства выпускников, а также работу [12], в которой раскрывается роль университетов в новой парадигме социального и экономического развития общества.

Целью статьи является раскрытие инструмента стажировок для формирования профессиональных навыков на примере птицефабрики ООО «Равис» Сосновская.

Основная часть

Термин «стажировка» обладает несколько разных трактовок, которые относится к сфере образования и сфере трудовых отношений. Так, в Трудовом кодексе Российской Федерации [1] при заключезии еррчнооотрудового доозвора вце-лью исполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением илидополнительным профессиональным образованием предусмотрена стажировка (статья 59). В сфере обтспечении Зезописных усиоврр и ох-

раны труда, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации [1] (статьи 212, 216, 224, 225, 357), работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) небезопасными условиями труда, безвредным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (часть 12 статьи 76) [2] стажировка определена как «форма реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки». Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам в форме стажировки определен в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 [3].

Роль стажировки в профессиональном образовании приведена на рис. 1.

Стажировки способны являться массовыми или личными. Главные разновидности работы в ходе стажировки [11]:

— независимая работа методической литературой, также внутренней документацией;

— приобретение профессиональных и организаторских навыков;

— изучение организации и технологии производства, работ;

— непосредственное участие в планировании работы организации;

— работа с технической, нормативной и иной документацией предприятия;

ОИразовательроИ схсанизациеИдолжна устанавливаться суть стажировки с учетом конкретных пртдиожзинй ирензеиятдН (органипвцне), куда следует на стажировку специалист.

На всех этапах образовательного процесса организация стажировок обязана быть нацелена на обеспечение непрерывности и последо-вааельйзвти овларсннз рО-вавоымиеЗжирным

Роль стажировок в профессональном образовании

1. Изучение передового опыта 2. Закрепление теоретических знаний 3. Приобретение . ... 4. Повышение практических навыков квалификации

Рис. 1. Роль стажировок в профессиональном образовании Источник: составлено автором по результатам анализа [5; 7; 11].

А. И. Лисовская, Е. В. Авилова

2. Приобретение навыков делового общения

1. Знакомство со структурой предприятия

/

3. Формирование профессиональных компетенций

6. Освоение технологического процесса

5. Выполнение работ творческого содержания и повышенной сложности

4. Повышение квалификации по профилю образования

Рис. 2. Задачи обучаемых при прохождении стажировки в организациях Источник: составлено автором.

диапазоном видов профессиональной деятельности в согласовании с треб ован иями к уро вню подготовкивыпускника,а также сфинмулиросин-ных непостодлтееннытл нрофальаыми организациями Нтис.

Таким образ-ш, мажно подченнныеь, чяыста-жировки оСтчаемык ты пиы^г^Ц^^^нт^г^яее (таытнаыа-циях) являются важнейшим инструментом формирован ия профассыюнаыыаых т другой стороны, стажиррвривыводны и тцыдприятиям (организ ирсол^) [4 ; 1Ыф

Стажировка как механизм кадровой политики предприятны, ыогыисдо квшему мныи ию( должна содержать четыре оствиаых Илнкцян (ыривне-чение специалиста; подготовка специалиста; удержание ыыен;наыисып; р взвоолв с^ы^еыиа^^сао). То есть нвыоснл решение прв биыыьы рг^злас^$ы кадрового р^^^ф^ва, прыалнчыане м олоыык сг^^ы^^-листов, предоставление адаптации и формирование молoдыxапeцибЛIеcтoв.

ООО «Равис — птицефабрика Сосновская» (ООО «Равис») находится по адресу Челябинская область, Сосновский район, поселок Рощино. Отрасль, в которой функционирует птицефабрика, считается более эффективной и быстроразвива-ющейся отраслью агропромышленного комплек-

са страны, нежели в животноводство поскольку обиемы еашнектеме° стнатнции ^блкыиваются за ычет возможное™ вытxcтаяе р^т^ы^г^ы- в более Тысорыс cаати] Ыaынxа с^т^лз^с^лс -^^ляатм одним ии осеывыык клычeHаыеypcoв н^дотыльствия Россыы. Ыа фовт иеялизацыгилылитисв импорто-ты е-енои кaтxнтицныы дгысничений, увеличения объемов производства предприятие пищевой промышленности столкнулось с дефи-цвлвы пoдгртрвлвнртеoпаpcoнaxа. Н этах усло-втих cтaжиpоьлыибyвьeмеIX п рзаянлыср стороны агрохолдинга решить проблему кадрового абеcпeчeния. ОООыЫывисс дредлагаыт ртз личные ыврывнты атaжививои, нечинaяат раТычих профессий и заканчивая технологами.

Агррствданг нрдхлдаи выо aыинцлcxных мо-лкдых лтдет, для Иыьаpтрpптaааa -ярый карьеры спеяылоктивной крмаыые ив xывpкc>еexнологич-ном производстве. Учебные заведения от сотруд-нинвствы нтиoBвыаaoт понимаиxа кынбований рынка относительно подготовки специалистов, повышения эффективности образовательного процесса. Обучаемые получают возможность получить необходимые практические навыки и в дальнейшем желательную работу в штате агрохолдинга.

Выводы

Проблема трудоустройства важна для молодежи каждой возрастной группы, начиная от абитуриентов и заканчивая молодыми специалистами, также существует нехватка кадров на российских предприятиях. Основой эффективного трудоустройства в том числе является обучение в среднем и высшем учебном заведении. В связи с этим каждое образовательное

учреждение должно предоставлять качественную стажировку для своих студентов, которая является инструментом для получения профессионального опыта на практике, что, в свою очередь, поможет при дальнейшем трудоустройстве. В свою очередь, предприятия, принимая студентов на стажировку, получат персонал, на трудовую адаптацию которого потребуется меньше ресурсов.

Список литературы

1. Трудовой кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.

2. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3.

3. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499.

4. Самыгин, С. И. Психология и педагогика / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко — М. : КноРус, 2012, — 480 с.

5. Подласый, И. П. Педагогика. Теоретическая педагогика и практическая психология / И. П. Под-ласый. — М. : Юрайт, 2013. — 1576 с.

6. Дафт, Р. Менеджмент / Р. Дафт. — СПб. : Питер, 2012. — 656 с.

7. Друкер, П. Энциклопедия менеджмента / П. Друкер. — М. : Вильямс, 2016. — 432 с.

8. Маслова, В. М. Управление персоналом / В. М. Маслова — М. : Юрайт, 2013. — 496 с.

9. Куприянчук, Е. В. Управление персоналом. Ассессмент, комплектование, адаптация, развитие / Е. В. Куприянчук, Ю. В. Щербакова. — М.: Инфра-М, РИОР, 2013, 256 с.

10. Зайцева, Н. Н. Стажировка как эффективная модель формирования профессиональных компетенций педагогов средней профессиональной школы / Н. Н. Зайцева, Е. А. Коскова // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 121—123. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33536 (дата обращения: 26.09.2021).

11. Никулина, Ю. Н. Стажировки как инструмент формирования профессиональных компетенций выпускников и обеспечения их занятости / Ю. Н. Никулина // Креативная экономика. — 2019. — Т. 13, № 6. — С. 1279—1292 (дата обращения: 26.09.2021).

12. Andreeva, E. L.Universities as promoter of a new social and industrial development of national economy / E. L. Andreeva, A. N. Golovina, Yu. G. Myslyakova // World Review of Entrepreneurship, Management and Sustainable Development. — 2018.

Сведения об авторах

Лисовская Алёна Игоревна — магистрант кафедры менеджмента Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. fox1997-10@mail.ru

Абилова Екатерина Викторовна — кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. ekaterina.abilova@mail.ru

References

1. Zaitseva N.N., Koskova E.A. Stazhirovka kak effektivnaya model' formirovaniya professional'nykh kompetentsiy pedagogov sredney professional'noy shkoly [Internship as an effective model for the formation of professional competencies of teachers of a secondary vocational school]. Molodoy uchenyy [Young scientist], 2016, no. 17 (121), pp. 121 — 123. Available at: https://moluch.ru/archive/121/33536, accessed: 09.26.2021). (In Russ).

2. Kupriyanchuk E.V., Shcherbakov Yu.V. Upravleniye personalom. Assessment, komplektovaniye, adaptatsiya, razvitiye [Personnel Management. Assessment, acquisition, adaptation, development]. Moscow, Infra-M, RIOR, 2013. 256 p. (In Russ).

3. Maslova V.M. Upravleniye personalom [Personnel management]. Moscow, Yurayt, 2013. 496 p. (In Russ).

4. Nikulina Yu.N. Stazhirovki kak instrument formirovaniya professional'nykh kompetentsiy vypusknikov i obespecheniya ikh zanyatosti [Internships as a Tool for Forming Professional Competencies of Graduates and Ensuring Their Employment]. Kreativnaya ekonomika [Creative Economy], 2019, vol. 13, no. 6, pp. 1279— 1292. (In Russ).

А. И. Лисовская, Е. В. Абилова

5. Drucker P. Entsiklopediya menedzhmenta [Encyclopedia of Management]. Moscow, Williams, 2016, 432 p. (In Russ).

6. Podlasy I.P. Pedagogika. Teoreticheskaya pedagogika i prakticheskaya psikhologiya [Pedagogy. Theoretical Pedagogy and Practical Psychology]. Moscow, Yurayt, 2013. 1576 p. (In Russ).

7. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 1 iyulya 2013 g. № 499 «Ob sledstvii Poryadka organizatsii i osushchestvleniya obrazovatel'noy deyatel'nosti po predpolagayemym professionalem programmam» [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated July 1, 2013 No. 499 «On Approval of the Procedure for Organization and Implementation of Educational Activities for Additional Professional Programs»]. (In Russ).

8. Daft R. Menedzhment [Management]. St. Petersburg, Peter, 2012. 656 p. (In Russ).

9. Samygin S.I., Stolyarenko L.D. Psikhologiya i pedagogika [Psychology and Pedagogy]. Moscow, KnoRus, 2012. 480 p. (In Russ).

10. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii [Labor Code of the Russian Federation]. (In Russ).

11. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii [On Education in the Russian Federation]. (In Russ).

12. Andreeva E.L., Golovina A.N., Myslyakova Yu.G. Universities as promoter of a new social and industrial development of national economy. World Review of Entrepreneurship, Management and Sustainable Development, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.