Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОЕКТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТАЖИРОВКА / РУКОВОДИТЕЛИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамовских Татьяна Александровна, Коптелов Алексей Викторович, Ларюшкин Сергей Александрович, Машуков Александр Васильевич

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Эмпирический анализ сложившейся образовательной практики и некоторых научных публикаций, проведенных авторами статьи, позволили выделить проблему исследования. Она связана с недостаточной сформированностью проектных компетенций у руководителей общеобразовательных организаций. Кроме того, выделенная проблема усугубляется тем, что учреждения дополнительного профессионального образования не имеют соответствующей практики реализации дополнительных профессиональных программ по данному направлению, что свидетельствует об актуальности предлагаемой публикации. Данный тезис стал основным для проведения исследования. Целью исследования стало подтверждение, выдвинутого авторами предположения о том, что в системе повышения квалификации выявленную проблему можно решить средствами специально разработанных дополнительных профессиональных программ для руководителей общеобразовательных организаций, основывающихся, во-первых, на методологии и принципах проектного управления. Во-вторых, прикладные аспекты проектного управления будут осваиваться слушателями в форме стажировки на базе общеобразовательных организаций. В связи с этим была разработана и реализована дополнительная профессиональная программа (далее - ДПП) повышения квалификации для руководителей общеобразовательных организаций «Проектное управление образовательной организацией в условиях модернизации содержания и технологий общего образования». В статье авторами подробно представлены структура и содержание данной программы. Дается описание постановки целеполагания, определения планируемых результатов, структурных компонентов и содержательных линий программы. Особый акцент делается на описании подходов к организации и проведению стажировок на базе общеобразовательных организаций, имеющих статус региональных и (или) федеральных инновационных площадок. Причем характеристика особенностей проведения стажировок дана с учетом методологических оснований проектного управления. В статье приводятся результаты реализации программы, полученные на основе сравнительного анализа ответов слушателей на вопросы входной и итоговой диагностики субъектной позиции. В завершение дается краткая характеристика результатов концептуализации лучших практик совершенствования проектных компетенций у руководителей общеобразовательных организаций в рамках стажировок. Представленная в статье технология разработки и реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для руководителей общеобразовательных организаций позволила сделать вывод о новизне, теоретической и практической значимости исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамовских Татьяна Александровна, Коптелов Алексей Викторович, Ларюшкин Сергей Александрович, Машуков Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROJECT MANAGEMENT COMPETENCIES OF HEADS OF GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS

The research problem and the rationale for its relevance. The empirical analysis of the existing educational practice and some scientific publications carried out by the authors of the article allowed highlighting the problem of the study. It is connected with the insufficient formation of project competences among the heads of general educational organizations. In addition, the highlighted problem is exacerbated by the fact that institutions of additional professional education do not have the relevant practice of implementing additional professional programs in this area, which indicates the relevance of the proposed publication. This thesis became the basis for the study. The goal of the research was to confirm the assumption put forward by the authors that the identified problem can be solved by means of specially developed additional professional programs for heads of general educational organizations, based, first of all, on the methodology and principles of project management in the system of professional development. In the second way, the applied aspects of project management will be mastered by trainees in the form of internships on the basis of general educational organizations. In this regard, an additional professional program (hereinafter - APP) of professional development for the heads of general educational organizations “Project management of educational organization in the conditions of modernization of the content and technologies of general education” was developed and implemented. The authors present the structure and content of this program in detail in the article. A description is given of the setting of goal-setting, determination of the planned results, structural components and content lines of the program. A special emphasis is made on the description of approaches to organization and carrying out internships on the basis of general educational organizations having the status of regional and (or) federal innovative platforms. Moreover, the description of the peculiarities of internships is given taking into account the methodological foundations of project management. The article presents the results of the program implementation obtained on the basis of the comparative analysis of the students' answers to the questions of the entrance and final diagnostics of the subject position. The article concludes with a brief description of the results of conceptualizing the best practices of improving project competencies of heads of general education organizations within the framework of internships. The technology of developing and implementing an additional professional development program for heads of general educational organizations presented in the article allowed us to make a conclusion about the novelty, theoretical and practical significance of the research.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Современная школа

УДК 378.091.398

Развитие компетенций проектного управления руководителей общеобразовательных организаций

Т. А. Абрамовских

https://orcid.org/0000-0002-2146-6104 gdchiep@mail.ru

А. В. Коптелов

https://orcid.org/0000-0002-5253-5440 avkoptelov@rambler. ru

С. А. Ларюшкин

https://orcid.org/0000-0001 -9390-7389 jkl.85@mail.ruм

А. В. Машуков

https://orcid.org/0000-0002-0755-946X avmashukov@mail.ru

Development of project management competencies of heads of general education organizations

Т. A. Abramovskikh А. V. Koptelov S. A. Laryushkin А. V. Mashukov

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Эмпирический анализ сложившейся образовательной практики и некоторых научных публикаций, проведенных авторами статьи, позволили выделить проблему исследования. Она связана с недостаточной сфор-мированностью проектных компетенций у руководителей общеобразовательных организаций. Кроме того, выделенная проблема усугубляется тем, что учреждения дополнительного профессионального образования не имеют соответствующей практики реализации дополнительных профессиональных программ по

данному направлению, что свидетельствует об актуальности предлагаемой публикации. Данный тезис стал основным для проведения исследования. Целью исследования стало подтверждение, выдвинутого авторами предположения о том, что в системе повышения квалификации выявленную проблему можно решить средствами специально разработанных дополнительных профессиональных программ для руководителей общеобразовательных организаций, основывающихся, во-первых, на методологии и принципах проектного управления. Во-вторых, прикладные аспекты проектного управления будут осваиваться

слушателями в форме стажировки на базе общеобразовательных организаций. В связи с этим была разработана и реализована дополнительная профессиональная программа (далее - ДПП) повышения квалификации для руководителей общеобразовательных организаций «Проектное управление образовательной организацией в условиях модернизации содержания и технологий общего образования». В статье авторами подробно представлены структура и содержание данной программы. Дается описание постановки целеполагания, определения планируемых результатов, структурных компонентов и содержательных линий программы. Особый акцент делается на описании подходов к организации и проведению стажировок на базе общеобразовательных организаций, имеющих статус региональных и (или) федеральных инновационных площадок. Причем характеристика особенностей проведения стажировок дана с учетом методологических оснований проектного управления. В статье приводятся результаты реализации программы, полученные на основе сравнительного анализа ответов слушателей на вопросы входной и итоговой диагностики субъектной позиции. В завершение дается краткая характеристика результатов концептуализации лучших практик совершенствования проектных компетенций у руководителей общеобразовательных организаций в рамках стажировок. Представленная в статье технология разработки и реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для руководителей общеобразовательных организаций позволила сделать вывод о новизне, теоретической и практической значимости исследования.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. The empirical analysis of the existing educational practice and some scientific publications carried out by the authors of the article allowed highlighting the problem of the study. It is connected with the insufficient formation ofproject competences among the heads of general educational organizations. In addition, the highlighted problem is exacerbated by the fact that institutions of additional professional education do not have the relevant practice of implementing additional professional programs in this area, which indi-

cates the relevance of the proposed publication. This thesis became the basis for the study.

The goal of the research was to confirm the assumption put forward by the authors that the identified problem can be solved by means of specially developed additional professional programs for heads of general educational organizations, based, first of all, on the methodology and principles of project management in the system of professional development. In the second way, the applied aspects of project management will be mastered by trainees in the form of internships on the basis of general educational organizations. In this regard, an additional professional program (hereinafter -APP) ofprofessional development for the heads of general educational organizations "Project management of educational organization in the conditions of modernization of the content and technologies of general education" was developed and implemented.

The authors present the structure and content of this program in detail in the article. A description is given of the setting of goal-setting, determination of the planned results, structural components and content lines of the program. A special emphasis is made on the description of approaches to organization and carrying out internships on the basis of general educational organizations having the status of regional and (or) federal innovative platforms. Moreover, the description of the peculiarities of internships is given taking into account the methodological foundations of project management.

The article presents the results of the program implementation obtained on the basis of the comparative analysis of the students' answers to the questions of the entrance and final diagnostics of the subject position.

The article concludes with a brief description of the results of conceptualizing the best practices of improving project competencies of heads of general education organizations within the framework of internships. The technology of developing and implementing an additional professional development program for heads of general educational organizations presented in the article allowed us to make a conclusion about the novelty, theoretical and practical significance of the research.

Ключевые слова: дополнительная профессиональная программа, повышение квалификации,

проектные компетенции, проектное управление, стажировка, руководители общеобразовательных организаций.

Keywords: additional professional program, professional development, project competencies, project management, internship, heads of general educational organizations.

Введение

Достижение первой цели Национального проекта «Образование», направленной на обеспечение вхождения Российской Федерации к 2024 году в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, предполагается посредством различных механизмов.

Одним из таких механизмов является модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) посредством разработки концепций модернизации конкретных областей. Векторы модернизации задаются программными документами в сфере образования, в частности Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», ее составными частями - федеральными проектами национального проекта «Образование» («Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда» и др.), ведомственными целевыми программами.

Кроме того, для процесса модернизации характерна многоаспектность, которая проявляется как непосредственно в обновлении содержания общего образования, в том числе по конкретным предметным областям, так и во внедрении в образовательную деятельность новых технологий, позволяющих обучающимся достичь личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов у обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

Наличие в программных документах целевых установок к системе общего образования обуславливает необходимость их конкретизации на различных уровнях управления, в частности на уровне управления образовательными организациями, перед которыми ставятся конкретные задачи в части достижения образовательных результатов на основе:

- обновления содержания отдельных учебных предметов;

- оснащения образовательных организаций современным учебным оборудованием и программным обеспечением;

- применения педагогами новых технологий и методов обучения, адекватных современному содержанию образования, применяемому учебному оборудованию;

- учета психолого-педагогических особенностей всех участников образовательных отношений;

- формирования комфортной и безопасной образовательной среды и др.

Вместе с тем, как показывает эмпирический анализ реальной образовательной практики как в школах Российской Федерации, так и в школах Челябинской области, имеются существенные затруднения по выполнению обозначенных приоритетов. Причем данные дефициты испытывают не только педагогические работники при организации процесса обучения и воспитания, но также и руководители образовательных организаций, затрудняющиеся в управлении этими процессами. Кроме того, в своей управленческой деятельности руководители образовательных организаций для решения новых задач недостаточно применяют технологию проектного управления. Все это свидетельствует о наличие противоречий:

- между необходимостью организации образовательного процесса с учетом обновления содержания и технологий обучения и отсутствием доступных технологически представленных для заимствования эффективных управленческих практик;

- между наличием автономии и широких возможностей, предоставляемых образовательной организации действующим законодательством в сфере образования в части организации образовательного процесса в различных формах для достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с ФГОС общего образования и неготовностью руководителей образовательных организаций использовать данный потенциал законодательства;

- между необходимостью осуществлять управление образовательной организацией в проектной культуре и недостаточным уровнем владения руководителями образовательных организаций технологией проектного управления.

Другими словами, данные противоречия позволяют говорить о наличии проблемы, свя-

занной с недостаточным уровнем профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных организаций в области проектного управления. Выявленная проблема усиливается тем, что в современной ситуации система дополнительного профессионального образования предлагает недостаточно дополнительных профессиональных программ или краткосрочных образовательных событий и интенсивов, ориентированных на развитие у руководителей общеобразовательных организаций компетенций в области проектного управления. Актуальность данной проблематики явилось основанием для проведения данного исследования. В частности, мы предположили, что решение выявленных противоречий и проблемы будет осуществляться средствами специально разработанных дополнительных профессиональных программ для руководителей общеобразовательных организаций, основывающихся, во-первых, на методологии и принципах проектного управления. Во-вторых, прикладные аспекты проектного управления будут осваиваться слушателями в форме стажировки на базе общеобразовательных организаций -лидеров образования.

Обзор литературы

Актуальность выявленной проблемы также подтверждается результатами теоретического исследования имеющихся современных научных публикаций. Нами был проведен анализ ряда публикаций, который позволил выделить основные направления по проблематике развития у руководителей образовательных организаций компетенций в области проектного управления. Так, большинство авторов актуализируют значимость и необходимость развития проектной компетентности руководителей образовательных организаций в условиях изменения традиционных управленческих моделей на модели проектного управления в реализации государственных программ развития в целом, Национального проекта «Образование» в частности [1; 2; 3]. При этом акцентируется внимание, что проектная компетентность является профессионально-личностной характеристикой, позволяющей руководителю осуществлять эффективное управление как отдельным проектом, так и проектной деятельностью организации в целом [1]. Кроме того, отмечается, что формирующееся представление о современном

руководителе предполагает у него наличие целостного управленческого видения развития, обеспечивающего достижение системных результатов и эффектов развития конкретной организации, отрасли, территории посредством разработки и внедрения портфеля проектов [3]. Таким образом, проект рассматривается как составляющая управленческого мышления и деятельности руководителя. Это, в свою очередь, вызывает необходимость формирования/ развития готовности у руководителей образовательных организаций сначала предложить к разработке, а впоследствии реализовать конкретные проекты, позволяющие продвинуться образовательной организации.

В современных публикациях имеются отдельные исследования, посвященные готовности «директоров российских школ к деятельности в контексте реализации идеологии проектного управления образовательными системами и организациями» [2]. Авторы данной публикации делают выводы, что у директоров школ отмечаются серьезные проблемы «в знаниях, отражающих базовые смыслы, специфику и организационные основы проектного управления. При этом преодоление компетентностных дефицитов руководителей школ, внедряющих идеологию проектного управления, авторы видят через реализацию специально разработанной программы в форме стратегической проектной сессии с элементами системно-деятельностной игры для управленческих команд регионального, муниципального и институционального уровней» [2]. Таким образом, обозначая проблему неготовности директоров школ к проектному управлению, авторы видят ее решение через систему обучающих мероприятий, в том числе в системе дополнительного профессионального образования. При этом важным становится организация проектной деятельности руководителей при реализации программ повышения квалификации, поскольку она способствует развитию не только деловых и личностных качеств руководителей, но также их компетенций, необходимых для реализации проектного управления образовательной организацией, обеспечивающих достижение качества общего образования. В контексте нашего исследования важным представляется тезис о применении проектной деятельности при обучении руководителей образовательных органи-

заций, когда в процессе командного взаимодействия осуществляется освоение новых управленческих компетенций с опорой на реальные образовательные практики [4].

Методология (материалы и методы)

Опираясь на выводы краткого анализа содержания некоторых современных исследований, представленных в немногочисленных публикациях по проблематике формирования и (или) развития проектной компетентности у руководителей образовательных организаций, а также на основе выявленной проблемы, указанной выше, мы пришли к необходимости разработки дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для руководителей общеобразовательных организаций «Проектное управление образовательной организацией в условиях модернизации содержания и технологий общего образования» в проектной культуре.

В качестве цели данной программы было определено совершенствование у слушателей проектных компетенций в условиях модернизации содержания и технологий общего образования. Поставленная цель декомпозируется на комплекс операционально сформулированных взаимосвязанных и взаимообусловленных следующих задач:

- охарактеризовать современные нормативно-правовые основы модернизации содержания и технологий общего образования, в том числе в области проектного управления;

- актуализировать представления о компетенциях, полномочиях и ответственности образовательной организации в части реализации ФГОС общего образования;

- получить представления о потенциале действующего законодательства в части организации образовательного процесса в различных формах для достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с ФГОС общего образования;

- ознакомить с современными психолого-педагогическими подходами развития проектных компетенций управленческих кадров;

- освоить способы проектного управления образовательной организацией;

- содействовать в освоении эффективных управленческих практик образовательных организаций Челябинской области, реализующих инновационные проекты в статусе федераль-

ных и региональных инновационных площадок;

- осуществить разработку проектного продукта по организации деятельности образовательной организации по модернизации содержания и технологий общего образования.

В логике выявленной проблематики и поставленной цели, декомпозированной на конкретные операционально сформулированные задачи, определяются планируемые результаты, которые необходимо достичь у руководителей общеобразовательных организаций по итогам их обучения:

- понимание специфики нормативно-правового и психолого-педагогического сопровождения модернизации содержания и технологий общего образования;

- готовность применять правовые нормы и психолого-педагогические положения при организации образовательного процесса в различных формах для достижения образовательных результатов обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования;

- знание принципов, способов и особенностей проектного управления образовательной организацией;

- умение использовать проектный подход в управлении образовательной организацией по вопросам модернизации содержания и технологий общего образования;

- готовность участия в разработке проектного продукта по организации деятельности образовательной организации по модернизации содержания и технологий общего образования;

- направленность на применение эффективных управленческих практик образовательных организаций Челябинской области, реализующих инновационные проекты в статусе федеральных и региональных инновационных площадок;

- готовность осуществлять управление образовательной организацией по вопросам модернизации содержания и технологий общего образования на основе принципов проектного управления.

При определении планируемых результатов мы руководствовались основополагающей методологической установкой проектного управления о понимании проекта как «временного предприятия, направленного на создание уникального продукта, услуги или результата» [5].

В связи с этим целями проектного управления становятся:

- получение конечного результата, на достижение которого должны быть направлены все действия участников проекта;

- стратегическая позиция, которая вырабатывается и принимается командой проекта;

- необходимость решения проблем в получении конкретного продукта или услуги.

Причем конкретный продукт или услуга должны быть уникальными и поддаваться проверке/измерению [5].

Методология проектного управления определяет необходимое условие любого проекта -достижение поставленной цели, которая характеризуется ограниченностью временного ресурса, то есть наличием начала и окончания проекта. Несмотря на то, что проекты являются временными, полученные результаты сохраняются после окончания их реализации. Это концептуальная установка проектного управления является основанием еще одного важного методологического положения о том, что проекты служат движущей силой изменений в организациях, в том числе образовательных.

Указанные методологические подходы проектного управления стали базовыми основаниями разработки и реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для руководителей общеобразовательных организаций. Это в наибольшей степени позволяет общеобразовательной организации определить стратегию своего развития по переходу из одного состояния в другое в контексте модернизации содержания и технологий общего образования и соответствия современным приоритетам развития образования в рамках реализации национального проекта «Образование».

Цель, задачи, планируемые результаты, сформулированные в соответствии с методологией проектного управления, определили структуру, содержательные линии и организационные формы реализации программы. Ее содержание структурируется по четырем взаимосвязанным и взаимообусловленным разделам, удерживающим и сохраняющим логику решения основной проблемы по совершенствованию у руководителей общеобразовательных организаций компетенций в области проектного управления. Необходимо отметить, что освое-

ние содержания первых трех разделов ориентировано, прежде всего, на формирование у слушателей необходимых знаний и умений в части проектного управления общеобразовательной организации в условиях модернизации содержания и технологий общего образования. Освоение содержания четвертого раздела программы предполагает формирование у руководителей конкретных трудовых действий в области проектного управления общеобразовательной организацией.

Освоение программы слушателями начинается с актуализации необходимых знаний в области современных нормативно-правовых основ проектного управления образовательной организацией в условиях модернизации содержания и технологий общего образования. Содержание первого раздела программы посвящено характеристике приоритетов образовательной политики Российской Федерации в системе общего образования и раскрытию нормативных оснований модернизации содержания и технологий общего образования, а также концептуальных основ проектного управления в сфере образования. Для успешного освоения основ проектного управления руководителям образовательной организации необходимо иметь четкие представления о психолого-педагогических основаниях использования проектных технологий в управлении образовательной организацией в условиях модернизации содержания и технологий общего образования. Данная содержательная линия легла в основу второго раздела программы. Его содержание сосредоточено на психолого-педагогических аспектах развития профессиональных компетенций управленческих и педагогических кадров, необходимых для проектного управления образовательной организацией.

Содержание третьего раздела лежит в плоскости содержательных и процессуальных аспектов управления образовательной организацией в условиях модернизации содержания и технологий общего образования. Специфика данного раздела заключается в наличии инвариантной и вариативной тем. Инвариантная тема посвящена характеристике уникального регионального информационно-методического ресурса - Модельных региональных основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования [6; 7; 8]. Помимо того, что

слушатели получают подробное представление о сущностных особенностях трех названных выше региональных информационных ресурсов, они осваивают приемы их применения в практической управленческой деятельности руководителя образовательной организации. В рамках практической деятельности демонстрируется, каким образом данные ресурсы могут быть включены в процессы управления образовательной организацией в условиях модернизации содержания и технологий общего образования, а также рассматривается технология применения указанных программ на разных уровнях управления образовательной организацией. Вариативные темы третьего раздела соответствуют тематики выбранного направления стажировоч-ной части, которая реализуется в рамках четвертого раздела на базе общеобразовательных организаций - стажировочных площадок. Содержание данных тем раскрывает нормативные и концептуальные основания, установленные на федеральном и региональном уровнях, по тому направлению развития общего образования, по которому общеобразовательная организация осуществляет стажировку.

Внимание слушателей также акцентируется на причинах выбора данного направления в качестве приоритетного в развитии своей образовательной организации, представляется краткий экскурс в историю возникновения идеи и разработки проекта по направлению, по которому проводится стажировка; кратко представляются сущностные характеристики и результаты реализуемого проекта стажиро-вочной площадки.

Дальнейшее раскрытие темы и освоение ее содержания слушателями в соответствии с тематикой стажировочной части осуществляется в рамках четвертого раздела, который посвящен прикладным аспектам управления образовательной организацией с позиции проектного подхода в условиях модернизации содержания и технологий общего образования. Данный раздел является ключевым и реализуется форме стажировки на базе образовательных организаций Челябинской области, прошедших конкурсный отбор. Стажировка предполагает овладение слушателями навыками проектного управления по выбранному ими направлению. Раскрытие тем четвертого раздела и освоение их содержания слушателями в соответствии с тематикой

стажировочной части осуществляется на основе демонстрации и изучения организационно-управленческих условий и ресурсов (локальной нормативной базы, организационно-методического, программно-методического и информационного обеспечения и др.) конкретной общеобразовательной организации, на базе которой организована стажировка. Все образовательные организации по условиям конкурсного отбора должны являться инновационными площадками, реализующими инновационные проекты федерального и регионального уровней [9]. Слушатели в деятельностной форме получают представления, необходимые знания и необходимые умения, формирующие конкретные трудовые действия, во-первых, при непосредственном изучении нормативных, методических, информационных и иных материалов. Во-вторых, при непосредственном участии в организационно-управленческих мероприятиях общеобразовательной организации, организованных в проектной культуре.

С учетом позиций, указанных выше, отметим, что в структуре дополнительной профессиональной программы выделены инвариантная и вариативная (стажировочная) части.

Содержание инвариантной части представлено темами первого и второго разделов в полном объеме, а также инвариантной темой третьего раздела.

Инвариантная часть является обязательной для освоения всеми слушателями. Ее трудоемкость составляет 20 часов, включая 2 часа от общего объема программы, отводимых на проведение итоговой аттестации.

Содержание вариативной (стажировочной) части представлено шестью модулями. Трудоемкость каждого модуля составляет 16 часов. Реализация данной части образовательной программы осуществляется в форме стажировки на базе школ Челябинской области, прошедших конкурсный отбор.

В целях освоения образовательной программы в полном объеме слушатели самостоятельно выбирают один из предложенных модулей вариативной (стажировочной) части. Тематика модулей отражает следующие направления модернизации содержания и технологий общего образования:

- использование ресурсов школьных информационно-библиотечных центров для достиже-

ния планируемых результатов реализации основных образовательных программ [10; 11];

- интеграция основной образовательной программы среднего общего образования основной и программы профессионального обучения [12; 13];

- проектирование образовательной среды в условиях модернизации содержания и технологий общего образования [14];

- психологические аспекты обеспечения достижения планируемых результатов реализации основных образовательных программ [15];

- проектирование непрерывного повышения профессионального мастерства управленческих и педагогических работников общеобразовательной организации в условиях модернизации содержания и технологий общего образования [16];

- управление образовательным процессом на основе эффективного использования ресурсов внеурочной деятельности и дополнительного образования для достижения планируемых результатов обучающихся [17].

Для освоения представленного содержания программы с целью формирования у руководителей образовательных организаций необходимых умений и знаний в области проектного управления был осуществлен отбор наиболее эффективных форм организации образовательной деятельности слушателей с учетом современных подходов и принципов непрерывного профессионального развития кадров. В частности, это интерактивные лекции с элементами активного слушания, методические практикумы, иные современные деятельностные формы работы со слушателями, позволяющими максимально полно формировать новые компетенции. В рамках данной статьи мы не будем останавливаться на характеристике указанных форм организации образовательной деятельности при освоении инвариантной части программы, поскольку в современных публикациях различными авторами им уделяется серьезное внимание [2, 4, 18].

В то же время необходимо отметить, что, независимо от выбора деятельностной формы организации образовательного процесса, значительное место на учебных занятиях со слушателями отводится работе по анализу:

- нормативных документов, определяющих современные подходы и требования к обеспе-

чению качества образования в контексте модернизации содержания и технологий общего образования;

- прав, обязанностей и ответственности, компетенций образовательной организации в части реализации ФГОС общего образования;

- отбора ресурсов образовательной организацией для проектирования деятельности по модернизации содержания и технологий общего образования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проектного продукта по организации деятельности образовательной организации по модернизации содержания и технологий общего образования.

Как уже было выше отмечено, вариативная часть программы реализуется в форме стажировки на базе общеобразовательных организаций - лидеров образования, прошедших конкурсный отбор и имеющих статус федеральных и (или) региональных площадок. В соответствии с действующим законодательством данная программа может реализоваться в различных формах, а также полностью или частично в форме стажировки. «Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и формирования практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей»1.

Нормативно закрепленное определение понятия стажировки можно расширить дополнительными характеристиками, которые выявлены в процессе исследований данного направления в системе дополнительного профессионального образования. В частности, отмечается, что «обучение в форме стажировки, проходящей в условиях, приближенных к рабочему месту слушателя, активизирует его образовательную деятельность, значительно повышает уровень его мотивации к своему профессиональному развитию. Основное внимание организаторов стажировки сосредотачивается на создании условий для получения стажерами

1 Приказ МОиН РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

самостоятельных научно-методических или педагогических результатов» [19]. В связи с этим в рамках стажировки используются такие формы, методы и средства интенсификации и активизации деятельности слушателей, которые способствуют разработке новых образовательных продуктов [20]. При этом если стажировка реализуется как часть программы повышения квалификации на базе инновационных образовательных организаций, то деятельность слушателей направлена на освоение новых профессиональных компетенций, результатом которой становится разработка практико-ориентированных продуктов необходимых для совершенствования своей профессиональной деятельности [21]. В логике нашего исследования наиболее важным представляется создание сети образовательных организаций - стажиро-вочных площадок, так как формируется система взаимодействия специалистов системы дополнительного профессионального образования и управленцев-практиков, обеспечивающая повышение эффективности реализации программ повышения квалификации [21]. Подобное взаимодействие позволяет объединить имеющийся потенциал системы повышения квалификации и инновационных образовательных организаций. В связи с этим отметим, что реализация вариативной части описываемой программы повышения квалификации для руководителей общеобразовательных организаций осуществляется школьными управленческими командами региональных и (или) федеральных инновационных площадок при научно-методическом и организационно-методическом сопровождении специалистов ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (далее - институт).

В ходе проведении стажировок на базе общеобразовательных организаций Челябинской области за основу были взяты вышеобозначен-ные позиции, которые были уточнены с учетом методологических оснований проектного управления. В частности, уделялось существенное внимание формированию проектных групп. Данные группы формировались из представителей одной образовательной организации (школьные управленческие команды), а в случае отсутствия такой возможности, проектные группы формировались из представителей об-

разовательных организаций максимально близких по внешним и внутренним условиям. Подобная организация работы слушателей на ста-жировочной площадке позволила создать им мотивационные условия для освоения содержания дополнительной профессиональной программы и повысить их заинтересованность в достижении планируемых результатов, а именно, в разработке проектного продукта, а также повысить эффективность внедрение изученных практик в свою управленческую деятельность.

Для эффективной организации деятельности проектных групп на стажировочной площадки предъявлялся ряд требований к организации их работы. В первую очередь, для проектных групп ставилась актуальная проблема, решение которой значимо как для конкретных образовательных организаций, так и для региона в целом. В качестве примера можно привести актуальный для Челябинской области вопрос интегрирования программ - основной образовательной программы среднего общего образования и основной образовательной программы профессионального обучения, ориентированной на освоение профессий значимых для региона.

Стажировочные площадки, организовывая образовательный процесс, исходили из того, чтобы рассматриваемый материал и управленческие практики охватывали весь жизненный цикл реализации проекта, направленного на решение выявленной актуальной проблемы. Проектные группы, должны были иметь возможность проследить все этапы деятельности стажировочной площадки по решению конкретной проблемы посредством достижения результата, соответствующего заявленной цели. При этом одна из задач, которые решались в процессе стажировок, - это поиск проектными группами оригинальных, собственных решений, а не копирование опыта стажировочных площадок. Фактически проектные группы разрабатывали и представляли новый продукт, который отвечает специфике функционирования конкретной образовательной организации, представителями которой они являлись.

Еще одна особенность организации работ проектных групп - это реальность внедрения в практику результатов своей работы. Для соответствия этому требованию на стажировочных площадках организовывалась работа проектных

команд по проведению самоанализа своей управленческой деятельности по различным направлениям. При этом стажировочные площадки предлагали различные виды анализа, руководствуясь принципом целесообразности их применения в зависимости от решаемой проблемы и специфики управленческой деятельности. Например, предлагалось применение технологии SWOT-анализа при реализации основных образовательных программ общего образования с использованием ресурсов модельных региональных основных образовательных программ в своих образовательных организациях.

Таким образом, при организации работы слушателей на стажировочных площадках учитывались основные принципы стажировки как формы реализации дополнительных профессиональных программ, обеспечивающей освоение новых профессиональных компетенций, необходимых при выполнении своих должностных обязанностей как руководителей образовательных организаций. При этом деятельность слушателей осуществлялась в соответствии с методологическими основаниями проектного управления.

Результатом деятельности слушателей на стажировке, как ключевом компоненте программы повышения квалификации, являются разработка и защита проектного продукта, по результатам оценки которого проводится итоговая аттестация. В ходе итоговой аттестации устанавливается соответствие уровня полученных в ходе обучения знаний, умений и практического опыта планируемым результатам обучения по данной дополнительной профессиональной программе.

Также определяется, насколько освоенные способы деятельности обеспечат готовность слушателей применять на уровне образовательной организации умение осуществлять проектное управление по организации модернизации содержания и технологий общего образования. Итоговым продуктом обучения является разработанный индивидуальный/групповой проект, который демонстрирует сформированные проектные компетенции:

- понимание специфики нормативно-правового и психолого-педагогического сопровождения модернизации содержания и технологий общего образования;

- знание принципов, способов и особенностей проектного управления образовательной организации;

- умение применять способы проектного управления образовательной организацией по вопросам модернизации содержания и технологий общего образования;

- готовность участвовать в разработке проектного продукта по организации деятельности образовательной организации по модернизации содержания и технологий общего образования;

- умение адаптировать эффективные управленческие практики образовательных организаций Челябинской области, реализующих инновационные проекты в статусе федеральных и региональных инновационных площадок к деятельности своей образовательной организации;

- готовность осуществлять управление образовательной организацией по вопросам модернизации содержания и технологий общего образования на основе принципов проектного управления.

Результаты и их описание

Проведенное исследование позволило нам сделать вывод о том, что разработанная проектной командой института программа повышения квалификации «Проектное управление образовательной организацией в условиях модернизации содержания и технологий общего образования» представляет собой эффективное средство совершенствования у слушателей компетенций в области проектного управления образовательной организацией в условиях модернизации содержания и технологий общего образования. Данный вывод подтверждается результатами диагностики (входной и итоговой) уровня субъектной позиции слушателей, которая проводится при освоении дополнительных профессиональных программ [22]. Диагностирование предоставляет возможность проведения оценки отдаленных результатов реализации программ повышения квалификации. Для опроса слушателей использовался анкетный метод. Слушателям предлагается дважды ответить на вопросы диагностики - в начале обучения и по итогам обучения. По завершении курсов на основе результатов проведенных диагностик было проведено исследование, целью которого стало выявление качественных изменений уровня профессиональных компетенций в части проектного управления в

ходе обучения. Диагностика проводилась в течение 2020 года, в нее были вовлечены 1800 слушателей курсов повышения квалификации - руководителей общеобразовательных организаций Челябинской области. Выбор вопросов диагностики, которые были заложены в основу нашего исследования, определялся методологией проектного управления.

Анализ ответов на вопрос, который предполагает самооценку уровня сформированности умений проектного управления, показал, что на старте обучения 10% (176 чел.) респондентов считали, что имеющиеся у них умения проектного управления позволяют эффективно управлять образовательной организацией. 6% (101 чел.) слушателей ответили, что не обладают достаточными знаниями о проектном управлении. Остальные 84% (1523 чел.) руководителей утверждали, что владеют умениями проектного управления, однако высказали свою потребность в совершенствовании знаний о проектном управлении и в формировании навыков применения сформированных умений проектного управления в практике работы.

Совокупность ответов на аналогичный вопрос итоговой диагностики показала, что 32% (583 чел.) слушателей в процессе обучения на курсах овладели необходимыми умениями проектного управления, которые позволят эффективно управлять образовательной организацией. 47% (837 чел.) респондентов освоили материал по проектному управлению, что позволило укрепить уверенность в важности владения проектным управлением, а также сформировать представление руководителей о применении навыков проектного управления. 15% (270 чел.) руководителей общеобразовательных организаций смогли актуализировать умения проектного управления на основе освоенного в ходе обучения материала. 6% (110 чел.) респондентов переосмыслили свое отношение к проектному управлению, в связи с этим испытывают потребность в развитии своей профессиональной компетентности по данному вопросу.

Таким образом, участие руководителей общеобразовательных организаций в реализации описываемой дополнительной профессиональной программы в качестве слушателей позволила не только удовлетворить их потребности в формировании профессиональной компетентности в области проектного управления, но и

мотивировать определенную часть слушателей на дальнейшее профессиональное развитие.

В контексте понимания проектного управления как вида управленческой деятельности, базирующейся на разработке уникального продукта, для достижения заявленных результатов и поставленных целей содержание программы включает в себя формирование профессиональных компетенций, направленных на определение и обоснование необходимых для достижения цели и задач ресурсов и источников их привлечения. Для анализа уровня сформи-рованности знаний, умений и навыков эффективного управления ресурсами образовательной организацией в анкетах были заданы следующие вопросы:

- Оцените актуальный уровень сформиро-ванности у Вас навыков эффективного управления ресурсами образовательной организации для достижения качества образования (входная диагностика).

- Произошли ли изменения в самооценке сформированности у Вас навыков эффективного управления ресурсами образовательной организации для достижения качества образования (итоговая диагностика)?

Оценивая свой уровень сформированности навыков управления ресурсами образовательной организации, 72% (1298 чел.) руководителей в рамках входной диагностики предполагали, что осуществляют управление ресурсами образовательной организации, но при этом понимали необходимость дальнейшего развития навыков эффективного управления. 11% (201 чел.) руководителей утверждали, что у них сформированы навыки эффективного управления ресурсами образовательной организации для достижения качества образования. Отметили наличие проблем в управлении ресурсами образовательной организации 17% (301 чел.) слушателей.

Совокупность ответов слушателей на вопрос итоговой диагностики дает возможность отследить изменения в самооценке сформированно-сти навыков эффективного управления ресурсами образовательной организации для достижения качества образования, которые произошли в процессе прохождения курсов. В частности, почти 80% (1438 чел.) слушателей получили возможность освоить новые навыки эффективного управления ресурсами для достижения

качества образования. В это число входят 21% (382 чел.) руководителей, у которых появилась мотивация на дальнейшее развитие освоенных в ходе обучения проектных компетенций. У 13% (236 чел.) появилась убежденность в эффективности управления ресурсами и источниками их привлечения, 7% переосмыслили свое отношение к овладению навыками управления ресурсами с точки зрения осознания их значимости для достижения качества образования в своей образовательной организации.

Таким образом, с нашей точки зрения, сравнительная характеристика ответов на данные вопросы входной и итоговой диагностик дают нам право утверждать, что 100% обучающихся получили представления о ресурсах и сформировали навыки эффективного управления ресурсами образовательной организации в рамках проектного управления.

Обобщенным результатом исследования можно назвать утверждение об эффективности программы дополнительного профессионального образования «Проектное управление образовательной организацией в условиях модернизации содержания и технологий общего образования» в контексте непрерывного повышения профессионального мастерства руководителей образовательных организаций, обучение по которой позволило удовлетворить потребности в развитии и совершенствовании проектных компетенций, нивелировать профессиональные затруднения в части проектного управления.

Обсуждение

Представленные нами методологические основания разработки и реализации программы, полученные результаты сравнительного анализа входной и итоговой диагностики позволили системно и комплексно подойти к процессу концептуализации практики совершенствования проектных компетенций у руководителей общеобразовательных организаций посредством дополнительных профессиональных программ, реализуемых в форме стажировки. Для концептуализации лучших практик реализации программы повышения квалификации «Проектное управление образовательной организацией в условиях модернизации содержания и технологий общего образования» была проведена фокус-группа [23; 24] с управленческими командами образовательных организаций, на базе которых проводились стажировки. Целью

работы фокус-группы стало выявление лучших практик реализации программ стажировочной части программы повышения квалификации для руководителей общеобразовательных организаций. На фокус-группе концептуализация лучших практик осуществлялась в логике решения задач, раскрывающих методические и дидактические аспекты реализации описываемой программы. К таким задачам были отнесены следующие:

- выявить наиболее эффективные формы организации образовательной деятельности со слушателями при реализации стажировочной части;

- выявить наиболее эффективные механизмы мотивации слушателей в освоении стажи-ровочной части;

- определить разнообразие форматов проектных продуктов, разрабатываемых в ходе стажировочной части;

- определить результаты и эффекты проведения стажировочной части;

- определить перспективы реализации ста-жировочной части;

- представить лучшие практики реализации программ стажировочной части школьным командам других образовательных организаций и специалистам муниципальных методических служб для применения их при проведении обучающих мероприятий для педагогов и руководителей образовательных организаций.

Представленный стажировочными площадками опыт и на его основе полученные решения по каждой из задач концептуализации лучших практик проведения стажировок по совершенствованию проектной компетентности руководителей общеобразовательных организаций предоставляют возможность не только структурировать образовательный процесс в соответствии с современными требованиями педагогики и психологии к обучению взрослых, но и проводить эффективную рефлексию результативности образовательной деятельности как слушателей, так и преподавателей, реализующих дополнительные профессиональные программы. Кроме того, полученные решения в ходе концептуализации лучших практик проведения стажировок позволили внести смысловые коррективы в содержание программы, в том числе стажировочной части, расширить спектр приемов, методов, технологий организации

совместной образовательной деятельности преподавателей и слушателей, что способствует развитию проектных компетенций у руководителей образовательных организаций.

Заключение

На основе изучения сложившейся реальной управленческой практики в системе общего образования и результатов анализа некоторых теоретических исследований была обоснована проблема необходимости совершенствования проектных компетенций у руководителей общеобразовательных организаций. Авторами было предложено решение выявленной проблемы средствами разработки и реализации программы «Проектное управление образовательной организацией в условиях модернизации содержания и технологий общего образования». При этом ключевым компонентом программы и особенностью ее реализации становится проведение стажировки на базе школ, получивших в ходе конкурса статус региональных и (или) федеральных инновационных площадок. Были представлены методологические подходы, ставшие базовыми основаниями для определения целеполагания, планируемых результатов, структуры и содержания, а также видов и различных форм совместной деятельности преподавателей и обучающихся при реализации дополнительной профессиональной программы. Особый акцент был сделан на описании подходов к организации стажировки слушателей на базе образовательных организаций как вариативной части программы. Сравнительная характеристика результатов входной и итоговой диагностики субъектной позиции слушателей позволили сделать вывод об эффективности совершенствования проектных компетенций у руководителей общеобразовательных организаций средствами разработки и реализации программы повышения квалификации. В свою очередь процессы по концептуализации лучших практик реализации программ стажировок позволили не только выявить уникальные особенности реализации ДПП повышения квалификации «Проектное управление образовательной организацией в условиях модернизации содержания и технологий общего образования» для руководителей общеобразовательных организаций, но и наметить перспективы по ее совершенствованию и корректировке.

Библиографический список:

1. Овечкин, А. М. Проектная компетентность руководителя образовательной организации в условиях реализации федеральных проектов национального проекта «Образование» / А. М. Овечкин, М. И. Овечкин. - Текст : непосредственный // Ученые записки ИУО РАО. -2019. - № 3 (71). - С. 63-66.

2. Прикот, О. Г. Готовы ли директора российских школ к проектному управлению? / О. Г. Прикот, Я. И. Верховская, Е. А. Каюмо-ва. - Текст : непосредственный // Школьные технологии. - 2019. - № 5. - С. 3-11.

3. Фиофанова, О. А. Концептуальное мышление о развитии - вызов XXI века управленцу образования / О. А. Фиофанова. - Текст : непосредственный // Ценности и смыслы. - 2019. -№ 4 (62). - С. 23-43.

4. Парфенова, И. Ю. Проектная деятельность в процессе повышения квалификации руководителей образовательных организаций как фактор развития управленческих компетенций / И. Ю. Парфенова, Л. Н. Иванова. - Текст : непосредственный // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2019.- С. 52-58.

5. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®). Шестое издание. Agile: практическое руководство / Коллектив авторов. - «Олимп-Бизнес», 2017. -Текст : непосредственный.

6. Чипышева, Л. Н. Региональная основная образовательная программа начального общего образования как основа проектирования уникальной основной образовательной программы школы / Л. Н. Чипышева, Л. Р. Уторова. -Текст : непосредственный // Опыт и проблемы внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : материалы V Всероссийской научно-практической конференции (Челябинск, 24-26 ноября 2016 г.) / под ред. М. И. Солодковой. - Челябинск : ЧИППКРО, 2016. - С. 137-140.

7. Чипышева, Л. Н. Формирование у учащихся умений проектной деятельности с использованием ресурса модельной региональной образовательной программы среднего общего образования / Л. Н. Чипышева, Т. В. Соловьева. - Текст : непосредственный // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования :

материалы XVIII Международной научно-практической конференции / отв. редактор Д. Ф. Ильясов. - 2019. - С. 156-161.

8. Чипышева, Л. Н. Модельные региональные основные образовательные программы -эффективный инструмент методического сопровождения реализации ФГОС общего образования / Л. Н. Чипышева. - Текст : непосредственный // Современное педагогическое образование. - 2018. - № 6. - С. 46-50.

9. Ильина, А. В. Особенности научно-методического сопровождения развития инновационной инфраструктуры общего образования Челябинской области / А. В. Ильина, А. В. Коптелов, А. В. Машуков. - Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 4. - С. 61.

10. Юлдашева, А. Н. Формирование интереса к чтению у низкомотивированных и слабо-читающих школьников / А. Н. Юлдашева, Е. А. Селиванова, Д. Ф. Ильясов. - Текст : непосредственный // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 9. - С. 118-123.

11. Качева, Е. В. Модель школьного информационно-библиотечного центра как безопасного открытого развивающего интерактивного пространства / Е. В. Качева, И. А. Подольская, Ю. А. Малова, О. М. Фонина. - Текст : непосредственный // Педагогический журнал. -2020. - Т. 10, № 4-1. - С. 91-99.

12. Демчук, Л. А. Интеграция основной образовательной программы среднего общего образования с основными программами профессионального обучения как средство профессиональной ориентации старшеклассников / Л. А. Демчук, И. Г. Зеленина. - Текст : непосредственный // Colloquium-journal. - 2020. -№ 9-5 (61). - С. 35-38.

13. Коржова, Н. Б. Новые инструменты профориентации школьников на профессии в сфере лесного хозяйства / Н. Б. Коржова, Е. Д. Ве-бер, Н. Е. Скрипова. - Текст : непосредственный // Методические рекомендации для руководителей и педагогов общеобразовательных организаций. - Челябинск, 2019.

14. Абрамовских, Т. А. О некоторых подходах к проектированию образовательной среды в образовательной организации / Т. А. Абрамов-ских, А. В. Коптелов, С. А. Ларюшкин. -Текст : непосредственный // Челябинский гуманитарий. - 2020. - № 4 (53). - С. 67-75.

15. Абрамовских, Т. А. Психолого-педагогическое сопровождение системы оценки индивидуальных достижений учащихся как условие обеспечения успешного построения их жизненной карьеры и профессионального самоопределения / Т. А. Абрамовских, А. В. Коптелов,

B. Н. Маслакова. - Текст : непосредственный // Методист. - 2020. - № 10. - С. 6-10.

16. Коптелов, А. В. Подходы к проектированию моделей непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов / А. В. Коптелов, А. В. Машуков, А. Г. Обоска-лов. - Текст : непосредственный // Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами : сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. В 2 частях. - 2021. -

C. 518-522.

17. Ребикова, Ю. В. Интеграция общего и дополнительного образования как инструмент инновационного развития школы, обеспечивающий достижение нового качества общего образования / Ю. В. Ребикова, Л. Н. Чипышева. -Текст : непосредственный // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 12. -С. 74-80.

18. Век живи - век учись: непрерывное образование в России / И. А. Коршунов, О. С. Га-понова, В. М. Пешкова; под ред. И. Д. Фруми-на, И. А. Коршунова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. -Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 310 с. - Текст : непосредственный.

19. Кучурин, В. В. Реализация дополнительных профессиональных программ в форме стажировки в условиях введения ФГОС общего образования / В. В. Кучурин. - Текст : непосредственный // Человек и образование. -2017. - № 2 (51). - С. 125-131.

20. Максютова, Н. Н. Возможности стажи-ровочной площадки в развитии информационной компетентности преподавателей СПО / Н. Н. Максютова. - Текст : непосредственный // Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами : сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. В 2 частях. - 2021. - С. 674-677.

21. Тавстуха, О. Г. Маркетинговый подход к образовательной деятельности в дополнительном профессиональном образовании /

О. Г. Тавстуха, Е. А. Ганаева. - Текст : непосредственный // Педагогический журнал. -2015.- № 6.- С. 208-224.

22. Концепция мониторинговых исследований в государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» : сборник методических материалов / сост. И. Д. Борченко ; под ред. М. И. Солодковой. - Челябинск : ЧИППКРО, 2018. - 144 с. -Текст : непосредственный.

23. Дмитриева, Е. В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. - Москва : Центр, 1998. -144 с. - Текст : непосредственный.

24. Никитин, В. Я. Особенности применения фокус-групповых исследований в сфере образования взрослых / В. Я. Никитин. - Текст : непосредственный // Академия профессионального образования. - № 6 (48). - 2015. - С. 3-6.

References:

1. Ovechkin, A. M., Ovechkin, M. I. Project competence of the head of an educational organization in the conditions of implementation of federal projects of the national project "Education" [Proektnaya kompetentnost' rukovoditelya obra-zovatel'noj organizacii v usloviyah realizacii feder-al'nyh proektov nacional'nogo proekta "Obra-zovanie"], Scientific Notes of IUO RAO, 2019, No. 3 (71), pp. 63-66.

2. Prikot, O. G., Verkhovskaya, Ya. I., Kayumova, E. A. Are principals of Russian schools ready for project management? [Gotovy li direktora rossij skih shkol k proektnomu upravleni-yu?], School Technologies, 2019, No. 5, pp. 3-11.

3. Fiofanova, O. A. Conceptual thinking about development - the challenge of the XXI century education manager [Konceptual'noe myshlenie o razvitii - vyzov XXI veka upravlencu obrazovani-ya], Values and meanings, 2019, No. 4 (62), pp.23-43.

4. Parfenova, I. Y., Ivanova, L. N. Project activity in the process of professional development of heads of educational organizations as a factor in the development of managerial competence [Proektnaya deyatel'nost' v processe povysheniya kvalifikacii rukovoditelej obrazovatel'nyh organi-zacij kak faktor razvitiya upravlencheskih kompe-tencij], Humanities, Socio-Economic and Social Sciences, 2019, pp. 52-58.

5. Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide). Sixth edition. Agile: a practical guide [Rukovodstvo k svodu znanij po upravleniyu proektami], "Olympus Business",

2017.

6. Chipysheva, L. N, Utorova, L. R. Regional basic educational program of primary general education as a basis for designing a unique basic educational program of school [Regional'naya os-novnaya obrazovatel'naya programma nachal'nogo obshchego obrazovaniya kak osnova proektiro-vaniya unikal'noj osnovnoj obrazovatel'noj pro-grammy shkoly], Experience and problems of implementation of federal state educational standards of general education: Materials of the V Russian scientific-practical conference (Chelyabinsk 10/24-26/2016) ed. by M. I. Solodkova. Chelyabinsk: CIRIPSE,2016, pp. 137-140.

7. Chipysheva, L. N., Soloveva, T. V. Formation of students' project activity skills using the resource of model regional educational program of secondary general education [Ormirovanie u uchashchihsya umenij proektnoj deyatel'nosti s ispol'zovaniem resursa model'noj regional'noj obrazovatel'noj programmy srednego obshchego obrazovaniya], Modernization of vocational education system on the basis of regulated evolution. Materials of the XVIII International Scientific and Practical Conference. Ed. by D. F. Ilyasov, 2019, pp.156-161.

8. Chipysheva, L. N. Model regional basic educational programs - an effective tool for methodological support of the implementation of FSES general education [Model'nye regional'nye osnovnye obrazovatel'nye programmy - effek-tivnyj instrument metodicheskogo soprovo-zhdeniya realizacii FGOS obshchego obra-zovaniya], Modern Pedagogical Education,

2018, No. 6, pp. 46-50.

9. Ilyina, A. V., Koptelov, A. V., Mashukov, A. V. Peculiarities of scientific and methodological support for the development of innovative infrastructure of general education of the Chelyabinsk region [Osobennosti nauchno-metodicheskogo so-provozhdeniya razvitiya innovacionnoj infra-struktury obshchego obrazovaniya Chelyabinskoj oblasti], Contemporary problems of science and education, 2018, No. 4, pp. 61.

10. Yuldasheva, A. N., Selivanova, E. A., Ilyasov, D. F. The formation of interest in reading in low-motivated and low-reading students [Formi-

rovanie interesa k chteniyu u nizkomotivirovannyh i slabochitayushchih shkol'nikov], Modern Pedagogical Education, 2020, No. 9, pp. 118-123.

11. Kacheva, E. V., Podolskaya, I. A., F o-nina, O. M. Model of school information and library center as a safe open developing interactive space [Model' shkol'nogo informacionno-bibliotechnogo centra kak bezopasnogo otkryto-go razvivayushchego interaktivnogo pros-transtva], Pedagogical Journal, 2020, Vol. 10, No. 4-1, pp. 91-99.

12. Demchuk, L. A., Zelenina, I. G. Integration of the basic educational program of secondary general education with basic programs of vocational training as a means of professional orientation of high school students [Integraciya osnovnoj obrazovatel'noj programmy srednego obshchego obrazovaniya s osnovnymi programmami professional'nogo obucheniya kak sredstvo professional'noj orientacii starsheklassnikov], Colloquium-journal, 2020, No. 9-5 (61), pp. 35-38.

13. Korzhova, N. B., Weber, E. D., Skripo-

va, N. E. New tools for career guidance for schoolchildren in forestry professions [Novye instrumenty proforientacii shkol'nikov na pro-fessii v sfere lesnogo hozyajstva], Methodological recommendations for leaders and teachers of general educational organizations, Chelyabinsk, 2019.

14. Abramovskikh, T. A., Koptelov, A. V., Laryushkin, S. A. About some approaches to the design of the educational environment in the educational organization [O nekotoryh podhodah k proektirovaniyu obrazovatel'noj sredy v obrazovatel'noj organizacii], Chelyabinsk Humanitarian, 2020, No. 4 (53), pp. 67-75.

15. Abramovskikh, T. A., Koptelov, A. V., Maslakova, V. N. Psychological and pedagogical support of the evaluation system of individual achievements of students as a condition for the successful construction of their life career and professional self-determination [Psihologo-pedago-gicheskoe soprovozhdenie sistemy ocenki individ-ual'nyh dostizhenij uchashchihsya kak uslovie obespecheniya uspeshnogo postroeniya ih zhiznennoj kar'ery i professional'nogo samoopre-deleniya], Methodist, 2020, No. 10, pp. 6-10.

16. Koptelov, A. V., Mashukov, A. V., Obos-kalov, A. G. Approaches to designing models of continuous improvement of professional skills of

teachers [Podhody k proektirovaniyu modelej nepreryvnogo povysheniya professional'nogo mas-terstva pedagogov], Shamovskie pedagogicheskie readings scientific school Management of educational systems. Collection of articles of the XIII International Scientific-Practical Conference, 2021,pp.518-522.

17. Rebikova, Y. V., Chipysheva, L. N. Integration of general and additional education as a tool for innovative school development, ensuring the achievement of a new quality of general education [Integraciya obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya kak instrument innovacionnogo razvitiya shkoly, obespechivayushchij dostizhenie novogo kachestva obshchego obrazovaniya], Modern Pedagogical Education, 2020, No. 12, pp.74-80.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Korshunov, I. A., Gaponova, O. S., Peshko-

va, V. M. Live and learn: continuing education in Russia [Vek zhivi - vek uchis': nepreryvnoe obra-zovanie v Rossii], ed. by I. D. Frumin, I. A. Korshunov; National Research University Higher School of Economics, 2019. 310 p.

19. Kuchurin, V. V. Implementation of additional professional programs in the form of internships in the conditions of the introduction of FSES general education [Realizaciya dopolnitel'nyh pro-fessional'nyh programm v forme stazhirovki v usloviyah vvedeniya FGOS obshchego obra-zovaniya], Man and Education, 2017, No. 2 (51), pp.125-131.

20. Maksyutova, N. N. Possibilities of internship site in the development of information competence of teachers of SPE [Vozmozhnosti stazhiro-vochnoj ploshchadki v razvitii informacionnoj kompetentnosti prepodavatelej SPO], Shamovskie pedagogical readings of scientific school of Management of educational systems. Collection of articles of the XIII International Scientific-Practical Conference, 2021, pp. 674-677.

21. Tavstukha, O. G., Ganaeva E. A. Marketing approach to educational activities in additional professional education [Marketingovyj podhod k obrazovatel'noj deyatel'nosti v dopolnitel'nom pro-fessional'nom obrazovanii], Pedagogical Journal, 2015, No. 6, pp. 208-224.

22. Borchenko, I. D. The concept of monitoring research in the state budgetary institution of additional professional education "Chelyabinsk Institute of retraining and professional development of educators". Collection of methodical

materials [Koncepciya monitoringovyh issledo-vanij v gosudarstvennom byudzhetnom uchre-zhdenii dopolnitel'nogo professional'nogo obra-zovaniya "Chelyabinskij institut perepodgotovki i povysheniya kvalifikacii rabotnikov obra-zovaniya": sbornik metodicheskih materialov], edited by M. I. Solodkova. Chelyabinsk: CIRIPSE, 2018. 144 p.

23. Dmitrieva, E. V. Focus groups in marketing and sociology [Fokus-gruppy v marketinge i soci-ologii], Moscow: Center, 1998. 144 p.

24. Nikitin, V. Peculiarities of application of focus-group research in adult education [Osoben-nosti primeneniya fokus-gruppovyh issledovanij v sfere obrazovaniya vzroslyh], Academy of professional education, No. 6 (48), 2015, pp. 3-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.