УДК 378
РОЛЬ СТАЖИРОВОК В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ПОДХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.Ю. Скочилова, Л.В. Пекарская
В статье рассмотрено применение практико-ориентированного подхода в образовательной организации дополнительного профессионального образования при реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации) с применением стажировок для руководящих и педагогических работников системы образования. Представлена роль стажировок в реализации программ повышения квалификации. Конкретизирован опыт организации стажировок и тьюторского сопровождения в рамках реализации программ повышения квалификации.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, педагог, стажировка, практика-ориентированный подход, стажиро-вочная площадка, тьюторское сопровождение, тьютор.
Дополнительное профессиональное образование - ключевая форма непрерывного образования, которая обеспечивает потенциальную востребованность и успешность человека на рынке труда. Развитие дополнительного профессионального образования и эффективное использование его потенциала предполагает выстраивание ответственной политики в этой сфере посредством принятия современных и научно- обоснованных решений как в области содержания дополнительных профессиональных программ, так и технологий их реализации с учетом происходящих изменений в системе образования[1].
Методологическим ориентирами развития дополнительного профессионального образования являются его практико-ориентированность.
Организации дополнительного профессионального образования (далее - организации ДПО) реализуют программы дополнительного профессионального образования в рамках которых познавательная деятельность слушателей - педагогических работников осуществляется
во взаимодействии с педагогическими работниками организаций ДПО, осуществляющими образовательную деятельность, направленную на формирование и обновление у слушателей системы знаний, навыков, умений профессиональной деятельности, развития у них способностей и качеств личности, мотивации получения образования в течение всей жизни[4].В связи с практической направленностью современного дополнительного профессионального образования практико-ориентированный подход в реализации программ повышения квалификации для педагогических работников является основополагающим.
Необходимость создания практико-ориентированного образования вызвана стремлением образовательных организаций дополнительного профессионального образования обеспечение стабильно высокого качества освоения практико-ориентированных программ, успешного функционирования и развития, на этой основе - повышение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, внешнего признания, престижа и статуса образовательной организации, привлечение дополнительных внебюджетных инвестиций, развитие материально-технической базы появление новых возможностей для повышения квалификации педагогического состава и целевого привлечения высококвалифицированных специалистов для участия в образовательном процессе [1].
Значимыми характеристиками практико-ориентированного дополнительного профессионального образования являются социальное партнёрство, понимаемое как включенность в деятельность образовательных организаций ДПО представителей различных сфер - непосредственных заказчиков, потребителей и благопо-лучателей результатов образования; первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных на формирование профессиональных компетенций педагогических
работников и процедурная (технологическая) проработка учебного процесса, использование разнообразных форматов, технологий, методов и средств обучения.
С учетом практико-ориентированного подхода в дополнительном профессиональном образовании организациям дополнительного профессионального образования необходимо оперативное реагирование и оптимальное адаптирование содержания программ повышения квалификации, с целью достижения достаточного потенциала профессиональных компетенций слушателями, через практическую деятельность. Соответственно меняются требования к квалификации педагогических работников, участвующих в реализации программ повышения квалификации.
В Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (далее - ГБУ ДПО РЦОКИО) одним из направлений практико-ориентированного образования является повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров на стажиро-вочных площадках в образовательных организациях - опорных площадках ГБУ ДПО РЦОКИО. Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в рамках обучения по программам повышения квалификации с применением стажировок происходит в деятельностной форме, в том числе с использованием форм онлайн-обучения.
Стажировка - самостоятельный вид дополнительного профессионального образования или один из разделов учебного плана при повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов, основной целью которого является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, а также изучение передового опыта, приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности [4].
В ГБУ ДПО РЦОКИО одной из эффективных форм практико-ориентированных технологий в образовательном процессе является стажировка. Структура программ стажировок в государствен-
ном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО) разработана в соответствии с:
Положением о порядке проведения и структуре программ стажировок разработанное в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
Результативность освоения слушателями программ повышения квалификации (далее -ППК) определяется их практической направленностью, которую призваны обеспечить стажировки на базе образовательных организацией -опорных площадок ГБУ ДПО РЦОКИО или органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее -МОУО), - проектных площадок ГБУ ДПО РЦОКИО, которым присваивается статус стажи-ровочной площадки). Стажировочная площадка -это площадка, имеющая обобщенный инновационный опыт, распространяющая его и, тем, самым, обеспечивающая повышение квалификации по конкретному направлению инновационной деятельности. Опорная площадка и проектная площадка является стажировочными площадками реализации ГБУ ДПО РЦОКИО практической части дополнительных профессиональных программ по направлениям деятельности, отнесенным к компетенции ГБУ ДПО РЦОКИО (оценка качества образования, функционирование информационных систем, обеспечение информационной безопасности образования, экспертиза в сфере оценки качества образования).
В 2020 году в ГБУ ДПО РЦОКИО принята Концепция взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО с проектными и опорными площадками в условиях реализации национального проекта «Образование» и региональной политики в сфере оценки качества образования (приказ ГБУ ДПО
РЦОКИО от 19.02.2020 № 118-ОД) (Концепция). В рамках реализации Концепции проектные и опорные площадки совместно с ГБУ ДПО РЦОКИО участвуют в формировании регионального тьюторского сообщества, а также могут выступать стажировочными площадками реализации ГБУ ДПО РЦОКИО практической части ППК по направлениям оценки качества образования, функционирования информационных систем, обеспечения информационной безопасности образования, экспертизы в сфере оценки качества образования.
Необходимо отметить, что рамках Концепции ГБУ ДПО РЦОКИО в апреле 2020 года инициировал формирование сети образовательных организаций и МОУО - стажировочных площадок, которые обладают научно-методическим, кадровым и управленческим потенциалом по распространению передовых педагогических и управленческих практик, востребованных в системе непрерывного развития профессионального мастерства педагогических и руководящих работников. В рамках заключенных договоров с опорными и проектными площадками ГБУ ДПО РЦОКИО на 2020 год с целью привлечения ресурсов образовательных организаций и МОУО к реализации практической части программ повышения квалификации, был определен регламент по сопровождению специалистами ГБУ ДПО РЦОКИО разработки программ стажировок по программам повышения квалификации опорными и проектными площадками ГБУ ДПО РЦОКИО.
К разработке программ стажировок программ повышения квалификации, реализуемых ГБУ ДПО РЦОКИО, были привлечены образовательные организации - опорные площадки Карабаш-ского ГО, Магнитогорского ГО, Челябинского ГО, Миасского ГО, Кыштымского ГО, Верхнеу-фалейского ГО, Озерского ГО, Саткинского МР. Особенностью такой работы стало участие в формировании двух программ стажировок специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, - проектных площадок ГБУ ДПО РЦОКИО (Верхнеуфалейский ГО, Магнитогорский ГО), что позволит усилить практическую подготовку
муниципальных проектных команд.
Содержание программы стажировки определяется ГБУ ДПО РЦОКИО с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержанием дополнительных профессиональных программ. Сроки стажировки определяются ГБУ ДПО РЦОКИО самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.
При разработке содержания программ стажировок в ГБУ ДПО РЦОКИО разработчики руководствуются следующими принципами:
полезность, которая выражается в обязательном включении вопросов государственной политики в сфере образования, основных тенденциях и причинах ее изменения;
деятельностный подход при организации и проведении занятий, стимулирующего повышение субъектной позиции слушателей при освоении программ стажировок;
информированность, которая должна обеспечить достижение слушателями понимания предложенного содержания, осознания его как нового и видение его как целесообразного для педагогической и управленческой деятельности;
многоаспектность содержания программы стажировки, которая отражает единство представления теории педагогической и управленческой деятельности, способов ее применения в практике обучения и воспитания, методов и приемов, обеспечивающих самообразование работников образовательных учреждений.
В соответствии с целями и планируемыми результатами обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации или профессиональной переподготовки особое внимание уделяется структуре программ стажировки. Структура программ стажировок ППК разработана в полном соответствии с требованиями к структуре и содержании дополнительных профессиональных программ, утвержденных Положением о структуре и содержании дополнительных профессиональных программ ГБУ ДПО РЦОКИО [2].
Трудоемкость учебной нагрузки слушателя по программам стажировок определяется в зависи-
мости от трудоемкости освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации), утвержденных Положением. Максимальное количество часов, отводимое на стажировку, составляет не более 50% от общей трудоемкости освоения программ повышения квалификации, если только они не реализуются в форме стажировки полностью. Программы стажировки содержат в своей структуре не менее 75 % практико-ориентированных занятий (практикумы, семинары, круглые столы, дискуссии и др.) по всем блокам (разделам) дополнительных профессиональных программ (программам повышения квалификации), реализуемым в ГБУ ДПО РЦОКИО. При этом трудоемкость выполнения самостоятельных видов работ слушателями составляет не более 30 % от общего объема часов стажировки.
Учитывая выше перечисленные особенности структуры программ стажировок: множество вариантов проектирования и правильный выбор форм и методов реализации предполагает и позволяет не только решать поставленные программой задачи, но и способствует достижению максимально возможного полезного эффекта от реализации этого обучения усилить практическую ориентированность образовательного процесса, а также учесть индивидуальные особенности и запросы педагогов.
Немаловажную роль в реализации программ повышения квалификации и переподготовки играет организационный аспект - порядок организации и проведения стажировок. В ГБУ ДПО РЦОКИО стажировки могут проводиться для всех категорий слушателей. Стажировка может носить индивидуальный или групповой характер.
Стажировка предусматривает такие виды деятельности как: самостоятельную работу с учебными изданиями; приобретение профессиональных навыков; изучение организации работ; непосредственное участие в планировании работы организации; работу с нормативной, учебной и другой документацией; выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера); участие в совещаниях, деловых встречах и др.
Стажировки проводятся на базе образовательных организаций, на базе федеральных и региональных инновационных площадок, МОУО на базе научно-исследовательских организаций, а также на базе организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования [2].
В 2020 году специалистами ГБУ ДПО РЦОКИО совместно с педагогическими работниками опорных площадок и специалистами проектных площадок разработаны 16 программ стажировок по 9 ППК (в соответствии с утвержденным Положением о порядке проведения, структуре и содержании программ стажировок по дополнительным профессиональным программам в ГБУ ДПО РЦОКИО):
1. Аттестация педагогических работников как механизм совершенствования их профессиональной компетентности в условиях введения профессиональных стандартов;
2. Управление качеством образования в образовательной организации на основе реализации региональной модели оценки качества общего образования;
3. Психолого-педагогическое сопровождение проектирования и реализации основных образовательных программ в образовательной организации;
4. Внутренняя система оценки качества образования образовательной организации. Управление в условиях изменяющегося законодательства;
5. Формирование информационно-управленческой культуры педагога образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды;
6. Совершенствование управления общеобразовательной организацией в условиях проведения олимпиад школьников;
7. Управление качеством образования в муниципальной образовательной системе на основе реализации региональной модели оценки качества общего образования;
8. Информационные системы в управлении образовательной организацией. Модуль «Сетевой Город. Образование»);
9. Формирование информационно-
управленческой культуры руководителя образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды.
Все разработанные программы стажировок ППК разработаны для 3 и 4 разделов программ повышения квалификации и носят практико-ориентированный характер, в содержании программ стажировок ППК представлены активные формы работы со слушателями:
на лекционных занятиях: лекция-парадокс, интерактивная презентация, проблемно-поисковая беседа, рефлексия, лекция с элементами практического занятия;
на практических занятиях: семинар-практикум, коучинг, мастер-класс, деловая игра, виртуальная экскурсия, игра с элементами краудсорсинга, создание собственного продукта, форсайт-сессии, проектная деятельность.
Также в перечне методических материалов для работы со слушателями представлены материалы образовательных организаций: локально-нормативное акты, программы развития образовательных организаций, планы, регламенты, порядки, выдержки из документов, организационные структуры управления, шаблоны аналитических справок, дорожные карты.
Разработанные программы стажировки программ повышения квалификации в полной мере отражают содержание ППК, носят практический характер и обеспечивают мотивацию непрерывного профессионального развития.
Необходимо отметить, что важным условием результативности реализации стажировочными площадками программ стажировок выступает тьюторская поддержка, готовность педагогов образовательных организаций и специалистов муниципальных органов управления образованием быть тьюторами, что ставит задачу включения данных специалистов как в состав тьюторов, так и их подготовку на базе ГБУ ДПО РЦОКИО.
В «Положении о привлечении тьюторов для реализации дополнительных профессиональных в ГБУ ДПО РЦОКИО» определено понятие «тьютора». Тьютор - специалист в области образования, не являющийся штатным сотрудником ГБУ ДПО РЦОКИО, который от имени и по
поручению осуществляет реализацию дополнительных профессиональных программ, программ учебных модулей, прошедший специальную подготовку и имеющий соответствующую квалификацию [3].
В 2020 году при участии тьюторов ГБУ ДПО РЦОКИО было разработано 16 программ стажировок по 9 программам повышения квалифика-ции.В ГБУ ДПО РЦОКИО по результатам разработки программ стажировок ППК, реализуемых ГБУ ДПО РЦОКИО, создан открытый электронный банк программ стажировок ППК.
В 2020 году для тьюторов ГБУ ДПО РЦОКИО была предусмотрена возможность повышения квалификации на базе ГБУ ДПО РЦОКИО. В 2020 году обучение прошли 46 тьюторов (76%), из них 3 тьютора по программе профессиональной переподготовки «Экспертиза в сфере оценки качества общего образования», в 2019 году показатель составлял 18 тьюторов (50%), а в 2018 году 20 тьюторов (36%).
Для реализации программ повышения квалификации в 2020 году привлекалось 24 тьютора ГБУ ДПО РЦОКИО (38%), что выше показателя 2019 года на 4 тьютора (19 человек).
Тьюторы участвовали в обучении слушателей по 8 программам повышения квалификации: «Экспертная деятельность в сфере оценки качества образования» (12 тьюторов), «Психолого-педагогическое сопровождение процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся» (1 тьютор), «Психолого-педагогическое сопровождение процедур оценивания результатов индивидуальных достижений воспитанников дошкольной образовательной организации» (4 тьютора), «Внутренняя система оценки качества образования в дошкольной образовательной организации. Управление в условиях изменяющегося законодательства» (1 тьютор), «Формирование информационно-управленческой культуры руководителя образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды» (2 тьютора), «Формирование информационно-управленческой культуры педагога образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды» (2 тьютора), «Совершенствование профессионально
значимых компетентностей педагога - участника проведения государственной итоговой аттестации обучающихся» (1 тьютор), «Информационные системы в управлении образовательной организацией. Модуль «Сетевой Город. Образование» (1 тьютор).
Все тьюторы, привлекаемые к реализации программ повышения квалификации в форме стажировки, соответствуют требованиям, предъявляемым в Положении о привлечении тьюторов для реализации дополнительных профессиональных программ в ГБУ ДПО РЦОКИО: имеют высшее профессиональное образование, стаж педагогической, методической работы или работы в сфере управления образованием - не менее пяти лет.
Результативность использования потенциала тьюторов для обеспечения достижения слушателями планируемых результатов освоения программ повышения квалификации подтверждается качеством проведенных тьюторами занятий в ГБУ ДПО РЦОКИО.
Организация учебного процесса в ГБУ ДПО РЦОКИО для педагогических и руководящих работников системы образования в рамках повышения квалификации основывается на практико-ориентированном подходе в обучении в системе дополнительного профессионального образования. При практико-ориентированном подходе традиционная триада дополняется новой дидактической единицей: знания - умения-навыки- опыт деятельности [5].
В контексте методологического ориентира в дополнительном профессиональном образовании реализация программ повышения квалификации в ГБУ ДПО РЦОКИО с учетом практико-ориентированного подхода включает:
особенности проектирования программ повышения квалификации- с опорой на цели и задачи практического педагогического образования и их реализация с применением стажировок;
целенаправленную практическую подготовку педагогических работников - с приобретением профессиональных компетенций, необходимых для конкретной практической профессиональной деятельности;
реализацию программ повышения квалификации с привлечением тьюторов и задействованием
ресурсов образовательных организаций, с целью становления профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников с учетом имеющихся на данной базе возможностей и технологий.
Максимальная приближенность программ повышения квалификации с применением стажировок к практической профессиональной деятельности, с тьюторским сопровождением, обеспечивает единство теории и практики, максимальное изучение инновационного опыта образовательных организаций и повышение не только качества и результативности образовательного процесса повышения квалификации педагогических и руководящих работников в сфере образования, но и мотивирует педагогов к непрерывному профессиональному развитию.
Список литературы
1. Концепция развития дополнительного профессионального (педагогического) образования : [проект] / Министерство просвещения Российской Федерации; ФГАУ ДПО Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий. -Москва, 2020. - 57 с. - http://fedproekt.ru/ media/documentation/0001/01/fcc12c757ed2a8f0d7 a5f2654ce0f5bac6863efd.docx (дата обращения: 11.05.2021).
2. Положение о порядке проведения и структуре программ стажировок в государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» // Локальные нормативные акты по организации образовательной деятельности в ГБУ ДПО РЦОКИО / С. В. Сайгушкина, Е. В. Бакач, Ю. Н. Феофанова [и др.]. - Челябинск : РЦОКИО, 2019. - С.50-52.
3. Положение о привлечении тьюторов для реализации дополнительных профессиональных программ в государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» // Локальные нормативные акты по организации образовательной деятельности в ГБУ ДПО РЦОКИО / С. В. Сайгушкина, Е. В. Бакач,
Ю. Н. Феофанова [и др.]. - Челябинск : РЦОКИО, 2019. - С. 53-57.
4. Словарь терминов и понятий дополнительного профессионального образования / автор-составитель М. А. Лямзин, М. Т. Громкова. -Москва : ИРДПО, 2013. - 29 с.
5. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - Москва : Смысл, 2001. - 365 с.
References
1. Kontseptsiya razvitiya dopolnitel'nogo professional'nogo (pedagogicheskogo) obrazovaniya : [proekt] / Ministerstvo prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii; FGAU DPO Tsentr realizatsii gosudarstvennoy obrazovatel'noy politiki i informatsionnykh tekhnologiy. - Moskva, 2020. - 57 s. - URL: http://fedproekt.ru/media/documentation/ 0001/01/fcc12c757ed2a8f0d7a5f2654ce0f5bac6863 efd.docx (data obrashcheniya: 11.05.2021).
2. Polozhenie o poryadke provedeniya i strukture programm stazhirovok v gosudarstvennom byudzhetnom uchrezhdenii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya «Regional'nyy tsentr otsenki kachestva i informatizatsii obrazovaniya» // Lokal'nye normativnye akty po organizatsii obrazovatel'noy deyatel'nosti v GBU DPO RTsOKIO / S. V. Saygushkina, E. V. Bakach, Yu. N. Feofanova [i dr.]. - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2019. - S.50-52.
3. Polozhenie o privlechenii t'yutorov dlya realizatsii dopolnitel'nykh professional'nykh programm v gosudarstvennom byudzhetnom uchrezhdenii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya «Regional'nyy tsentr otsenki kachestva i informatizatsii obrazovaniya» // Lokal'nye normativnye akty po organizatsii obrazovatel'noy
deyatel'nosti v GBU DPO RTsOKIO / S. V. Saygushkina, E. V. Bakach, Yu. N. Feofanova [i dr.]. - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2019. - S. 53-57.
4. Slovar' terminov i ponyatiy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya / avtor-sostavitel' M. A. Lyamzin, M. T. Gromkova. - Moskva : IRDPO, 2013. - 29 s.
5. Yasvin, V. A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu / V. A. Yasvin. -Moskva : Smysl, 2001. - 365 s.
Сведения об авторах
Скочилова Елена Юрьевна - начальник отдела научно-методического обеспечения дополнительного профессионального образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Пекарская Лариса Викторовна - методист отдела научно-методического обеспечения дополнительного профессионального образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors
Skochilova E.Yu. - Head of the Department of Scientific and Methodological Support of Additional Professional Education, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Pekarskaya L.V. - Methodologist of the Department of Scientific and Methodological Support of Additional Professional Education, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk