о соА'йс т,^
____ Научные сообщения
ЧИППКРО
УДК 378.091.398
Подготовка руководителей общеобразовательных организаций к проектной деятельности по разработке внутренних систем оценки качества образования
Т. А. Данельченко, А. В. Коптелов
Training of heads of general education organizations for the project activity of internal systems development of assessing quality of education
^ A. Danelchenko, A. V. Koptelov
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме подготовки руководителей общеобразовательных организаций к проектной деятельности по разработке внутренних систем оценки качества образования (далее - ВСОКО).
Авторами на основе анализа современного законодательства в сфере образования обосновывается актуальность данной управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций.
Дается описание дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для руководителей общеобразовательных организаций «Технология разработки внутренней системы оценки качества образования», разработанной специалистами ГБУДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования».
При описании программы авторы статьи делают особый акцент на характеристике формируемых (совершенствуемых) у слушателей профессиональных компетенций и планируемых результатов освоения программы, выделенных на основе требований проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации».
Кроме того, в статье представлен подход к отбору содержания, форм и методов обучения слушателей в рамках реализации программы. Представлена краткая характеристика применения на практических занятиях кейсов. В приложении к статье приводится кейс-задание «Разработка внутренней системы оценки качества образования в общеобразова-
тельной организации на основе проектно-целевого подхода».
Abstract. This article is devoted to the problem of training heads of general education organizations for project activities of internal systems development of assessing quality of education (ISAQE).
Authors justify the relevance of this managerial activity of heads of general education organizations based on the analysis of modern legislation in the field of education.
The description of additional professional program of advanced training for heads of general education organizations "Technology of internal system development of assessing quality of education" is given, developed by the specialists of the State Budgetary Institution of Additional Professional Education "Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators ". The authors of the article make a special emphasis on the characteristics of the professional competences formed among the students and planned results of the program development, highlighted on the basis of the requirements of the project of the professional standard "The head of the educational organization". In addition, the article presents the approach to the choice of content, forms and methods of teaching students within the program. A brief description of the application in case studies is given. The supplement of the article "Development of internal system of assessing quality of education in general education organization on the basis of a project-targeted approach " is given.
Т. А. Фан&льченщ А. В. Крптелов
Подготовка руководителей общеобразовательных, организаций...
Ключевые слова: внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО); дополнительная профессиональная программа, общеобразовательные организации, профессиональные компетенции, профессиональные стандарты.
Keywords: internal system of assessing quality of education (ISAQE); additional professional program, general educational organizations, professional competencies, professional standards.
Обеспечение качества образования является обязанностью образовательной организации. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2016 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») под качеством образования понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы [1].
Контроль качества образования в образовательных организациях любого уровня осуществляется государством на основании статьи 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в которой государственный контроль определяется как деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов [1].
Непрерывность контроля качества образования в соответствии с требованиями законодательства обеспечивается функционированием в
образовательной организации внутренней системы оценки качества образования (далее -ВСОКО) [1]. Под внутренней системой оценки качества образования понимается непрерывный контроль качества образования с целью определения уровня его соответствия установленным нормам и принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образования в общеобразовательной организации [2]. В связи с этим проектирование ВСОКО становится одним из основных приоритетов деятельности руководителя любой образовательной организации. На сегодняшний день в научно-методических публикациях раскрываются подходы формирования ВСОКО в образовательных организациях различного уровня: дошкольного образования [3; 4], начального, основного, среднего образования [5; 6; 7], дополнительного профессионального образования [8; 9; 10; 11]. В данных публикациях отмечается, что с учетом требований законодательства существенно меняются содержание и характер профессиональной деятельности руководителя.
В общеобразовательных организациях перечень традиционных мероприятий, характерных для системы внутришкольного контроля, необходимо дополнить новыми, которые бы охватывали все аспекты деятельности образовательной организации в условиях реализации ФГОС общего образования и введения профессиональных стандартов. На передний план выдвигаются умения руководителя разрабатывать ВСОКО, результаты которой являются основанием для принятия эффективных управленческих решений. Реальная практика показывает, что не все руководители готовы к данному виду деятельности. В связи с этим возникла необходимость разработки дополнительной профессиональной программы (далее - программа) для руководителей общеобразовательных организаций «Технология разработки внутренней системы оценки качества образования».
Данная программа нацелена на оказание помощи и поддержки руководителям общеобразовательных организаций в освоении эффективных способов управленческой деятельности по проектированию внутренней системы оценки качества образования, в формировании управленческих компетенций, связанных с новой нормативно-правовой и образовательной ситуацией.
В качестве цели программы было определено создание условий для формирования у руководителей общеобразовательных организаций необходимого уровня профессиональных компетенций в области теории и практики разработки ВСОКО в условиях реализации ФГОС общего образования и введения профессиональных стандартов.
Достижение данной цели предполагается через решение следующих задач:
- формирование у слушателей представлений о структуре и содержании внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательной организации в условиях реализации ФГОС общего образования и введения профессиональных стандартов;
- освоение слушателями проектно-целевого метода разработки внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательной организации;
- формирование у слушателей представлений о результатах внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательной организации как основе принятия управленческих решений.
Содержание программы разработано авторами с учетом квалификационных требований к должности руководитель и заместитель руководителя образовательной организации, а также требований, указанных в проекте профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации». Как следствие, программа ориентирована на формирование у слушателей компетенций, направленных на:
- организацию разработки и утверждения локальных нормативных актов общеобразовательной организации, регламентирующих процедуры ВСОКО;
- управление процессами достижения образовательных результатов и эффектов деятельности общеобразовательной организации;
- формирование в рамках ВСОКО системы мониторинга образовательной деятельности.
В качестве планируемых результатов обучения нами определен перечень необходимых умений и знании, которые освоит слушатель. По окончании курсов повышения квалификации слушатель должен:
уметь:
- использовать проектную деятельность как технологическую основу для организации деятельности педагогического коллектива по разра-
ботке внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательной организации;
- осуществлять анализ нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней с целью определения перечня объектов ВСОКО общеобразовательной организации;
- определять инвариантный и вариативный перечень объектов ВСОКО;
- разрабатывать организационную структуру внутренней системы оценки качества образования;
- применять правовые нормы при создании системы локальных нормативных актов общеобразовательной организации, регламентирующих нормы и правила функционирования ВСОКО;
- владеть методами, технологиями и инструментами мониторинга и оценки результатов и эффектов деятельности общеобразовательной организации, реализации образовательных программ с учетом запросов социума, здоровья и возможностей обучающихся, ресурсов образовательной организации;
- уметь разрабатывать (и/или совершенствовать) локальные нормативные акты общеобразовательной организации, утверждающие инструментарий для проведения оценочных процедур;
- формировать примерный перечень управленческих действий (решений), направленных на достижение требуемого уровня качества образования в общеобразовательной организации;
- владеть навыками принятия управленческих решений по результатам внутренней системы оценки качества образования;
- координировать деятельность субъектов внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательной организации;
- осуществлять оценку результативности внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательной организации;
знать:
- Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере образования;
- федеральные государственные образовательные стандарты общего образования;
- нормативно-правовые акты и документы федерального и регионального уровней, на основе которых осуществляется разработка внутренней системы оценки качества образования общеобразовательной организации;
Т. А. Фан&льченщ А. В. Крптелов
Подготовка руководителей общеобразовательных, организаций...
- современные подходы, методы, технологии и инструменты мониторинга и оценки образовательных достижений обучающихся, деятельности общеобразовательной организации;
- особенности проектирования внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательной организации;
- порядок организации внутренней системы оценки качества образования.
В структурном плане описываемая дополнительная профессиональная программа включает следующие разделы:
- современные нормативно-правовые основы внутренней системы оценки качества образования;
- психолого-педагогические основания деятельности руководителя общеобразовательной организации при разработке внутренней системы оценки качества образования;
- прикладные аспекты проектирования содержания и порядка организации внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательной организации;
- разработка организационной структуры внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательной организации.
Содержание первого раздела «Современные нормативно-правовые основы внутренней системы оценки качества образования» направлено на формирование у слушателей представления о законодательных и нормативно-правовых основаниях разработки ВСОКО. Особое внимание авторами уделяется изучению сущности и значению внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательной организации, ее целям и задачам. В содержании раздела мы также предусмотрели возможность знакомства слушателей с функциями данной оценочной системы, принципами ее успешного функционирования. Важное место отведено рассмотрению таких нормативно-обусловленных компонентов ВСОКО в общеобразовательной организации как инвариантная и вариативная часть. Рассматривая со слушателями подходы к наполнению вариативной части необходимо использовать возможности государственно-общественного управления общеобразовательной организацией, которое является мощным ресурсом в создании условий для проведения независимой оценки качества образования [12]. Поэтому, данному инновационному механизму управления нами посвящена одна из тем раздела.
Во втором разделе «Психолого-педагогические основания деятельности руководителя общеобразовательной организации при разработке внутренней системы оценки качества образования» ВСОКО представлена авторами как важнейший механизм мотивации профессионального развития педагогов общеобразовательной организации. ВСОКО рассматривается как фактор повышения уровня мотивационной готовности педагогического персонала к переходу на профессиональные стандарты. Изучается возможность использования результатов ВСОКО как основы для формирования системы мотивации педагогического персонала. Особое внимание разработчиками программы уделяется использованию инструментария ВСОКО как основы для оценки профессиональной деятельности педагогических работников аттестационными комиссиями общеобразовательных организаций.
Третий раздел «Прикладные аспекты проектирования содержания и порядка организации внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательной организации» посвящен рассмотрению проектно-целевого подхода как технологической основы разработки внутренней системы оценки качества образования. Раскрываются вопросы, связанные с содержанием внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательной организации. В содержании практической части предусмотрена возможность подробного представления порядка организации внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательной организации.
Четвертый раздел «Разработка организационной структуры внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательной организации» направлен на изучение опыта нормативного сопровождения процесса организации ВСОКО в общеобразовательной организации. Важное значение разработчиками программы придается изучению имеющегося у слушателей опыта определения объектов и субъектов внутренней системы оценки качества образования, периодичности оценивания, подбора процедур и инструментария ВСОКО. Осуществляется практическая работа по разработке примерных управленческих действий (решений), направленных на достижение требуемого уровня качества образования в общеобразовательной организации. Изучаются подходы к определению уровня результа-
тивности и эффективности внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательной организации.
Дополнительная профессиональная программа «Технология разработки внутренней системы оценки качества образования» ориентирована на руководителей и заместителей руководителей общеобразовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. В программе предусмотрена вариативность ее реализация, в частности, в очной форме, очной форме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, очно-заочной форме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Кроме того, авторы предусмотрели различные варианты учебного и учебно-тематического планов: с трудоемкостью 24 или 16 часов.
В содержании программы преобладают практические занятия (62,5%), что обусловлено ориентацией ее содержания не только на формирование теоретической грамотности, а прежде всего на практическую подготовку руководителей общеобразовательных организаций к проектированию ВСОКО. Поэтому в программе более 50% времени отводится на проведение практических занятий с использованием интерактивных и проектных методов обучения.
Особое внимание уделяется проведению практических учебных занятий с использованием кейсов практических заданий для организации проектной работы слушателей. Это обусловлено тем, что данная форма работы активизирует проявления субъектной позиции слушателей при решении управленческих и педагогических ситуаций, а также при решении сложных неструктурированных проблем (которые невозможно решить аналитическим способом) через рассмотрение, оценку реальной ситуации и принятие решения [13; 14]. Кейсы практических заданий, разработанные к темам учебной программы, отражают конкретные практические ситуации, специально разработанные на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях, а также для принятия решений. Кроме того, итоговая аттестация слушателей проводится в виде междисциплинарного экзамена в форме выполнения кейс-задания. В приложе-
нии приводится вариант кейс-задание «Разработка внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательной организации на основе проектно-целевого подхода», который предлагается слушателям.
Таким образом, учет требований профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» к осуществлению трудовых функций при определении целей и задач дополнительной профессиональной программы, обосновании формируемых (совершенствуемых) в процессе ее освоения профессиональных компетенций, а также направленность содержания, форм и методов обучения на становление субъектной позиции слушателей позволяют успешно достигать результата в области развития профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных организаций по формированию внутренних систем оценки качества образования.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/zakonoda telstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf (дата обращения: 28.03.2017).
2. Методические рекомендации «О внутренней системе оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области» // Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 5697 от 27.06.2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.minobr74.ru/LegalActs/Show/ 5872 (дата обращения: 28.03.2017).
3. Яковлева Г. В. Внутренняя система оценки качества образования в ДОУ как условие реализации ФГОС дошкольного образования / Г. В. Яковлева // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - 2015. - № 4 (4). - С. 98-108.
4. Яковлева Г. В. Реализация проблемы проектирования внутренней системы оценки качества образования в ДОУ средствами дополнительных профессиональных программ / Г. В. Яковлева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. - № 3 (24). - С. 5-11.
5. Ильина А. В. Организация мониторинга образовательной системы учреждения как условие
Т. А. Дапельченщ А. В. Коптелов
Подготовка руководителей общеобразовательных, организаций...
обеспечения качества образования / А. В. Ильина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - № 1 (26). - С. 55-60.
6. Организационно-управленческие механизмы индивидуализации образовательных программ в общеобразовательной организации: сборник локальных нормативных актов и методических материалов / В. Н. Маслакова, Ю. В. Борисова и др. -Челябинск : ЧИППКРО, 2016. - 92 с.
7. Подходы к разработке общеобразовательными организациями внутренних систем оценки качества образования : методические рекомендации для руководителей образовательных организаций / М. И. Солодкова, А. В. Коптелов и др. ; под. ред. В. Н. Кеспикова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2015. - 80 с.
8. Баранова Ю. Ю. Мониторинговые исследования ГБОУ ДПО ЧИППКРО как средство повышения эффективности управления системой дополнительного профессионального образования / Ю. Ю. Баранова, И. Д. Борченко // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. - № 1 (22). - С. 30-39.
9. Использование мониторингового инструментария в рамках внутренней системы оценки качества образования в дополнительном профессиональном образовании : сборник методических материалов для проведения контрольно-оценочной деятельности в рамках внутренней системы оценки качества образования ГБОУ ДПО ЧИППКРО / Ю. Ю. Баранова, И. Д. Бор-ченко ; под ред. М.И. Солодковой. - Челябинск : ЧИППКРО, 2015. - 152 с.
10. Коптелов А. В. Особенности формирования внутренней системы оценки качества образования в учреждении дополнительного профессионального образования / А. В. Коптелов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - № 3 (28). - С. 7-18.
11. Локальные нормативные акты образовательной организации, реализующей дополнительные профессиональные программы : сборник документов ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» / М. И. Солод-кова, А. В. Коптелов и др. ; под. ред. В. Н. Кеспикова. - М. : ИД «Методист», 2014. - 72 с.
12. Баранова Ю. Ю. Независимая оценка качества образования как инновационный механизм государственно-общественного управления образовательной организацией / Ю. Ю. Баранова,
Т. А. Данельченко // Непрерывное педагогическое образованием. - 2014. - № 9. - С. 2.
13. Коптелов А. В. Повышение управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений средствами кейс-технологии /А. В. Коптелов // Методист. -2013. - № 2. - С. 2-5.
14. Управление образовательными учреждениями дополнительного образования детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов : сборник кейсов практических заданий по образовательной программе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) / А. В. Кисляков, А. В. Щербаков, К. С. Задорин и др. ; под ред. А. В. Кислякова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2016. - 52 с.
References:
1. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 "About Education in the Russian Federation" [Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Ros-sijskoj Federacii"] [Web resource]. Access mode: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/zakonodatelstvo/ federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf (accessed date: 03/28/2017).
2. Methodical recommendations "About the internal system for assessing quality of education in general education organizations of the Chelyabinsk region" [Metodicheskie rekomendacii "O vnutrennej sisteme ocenki kachestva obrazovanija v obshheobrazovatel'nyh organizacijah Cheljabins-koj oblasti"] Letter of the Ministry of Education and Science of the Chelyabinsk Region No. 5697 dated June 27, 2016 [Web resource]. Access mode: http: //www .minobr74.ru/LegalActs/Show/5872 (accessed date: 03/28/2017).
3. Yakovleva G. V. Internal system for assessing quality of education in the pre-school as a condition for the implementation of the FSES preschool education [Vnutrennjaja sistema ocenki kachestva obrazovanija v DOU kak uslovie reali-zacii FGOS doshkol'nogo obrazovanija]. Modern Additional Professional Pedagogical Education, 2015, No. 4 (4), pp. 98-108.
4. Yakovleva G. V. Implementation of the problem of designing an internal system for assessing quality of education in the PEI by means of additional professional programs [Realizacija proble-my proektirovanija vnutrennej sistemy ocenki kachestva obrazovanija v DOU sredstvami dopolni-
tel'nyh professional'nyh programm]. Scientific support of a system of advanced training, Chelyabinsk, 2015, No. 3 (24), pp. 5-11.
5. Ilina A. V. Organization of monitoring of educational system of the institution as a condition for ensuring the quality of education [Organizacija monitoringa obrazovatel'noj sistemy uchrezhdenija kak uslovie obespechenija kachestva obrazovani-ja]. Scientific support of a system of advanced training, Chelyabinsk, 2016, No. 1 (26), pp. 55-60.
6. Organizational and managerial mechanisms for the individualization of educational programs in general education organizations: collection of local normative acts and methodological materials [Organizacionno-upravlencheskie mehanizmy in-dividualizacii obrazovatel'nyh programm v obsh-heobrazovatel'noj organizacii: sbornik lokal'nyh normativnyh aktov i metodicheskih materialov]. V. N. Maslakova, Y. V. Borisova, etc., Chelyabinsk: CIRIPSE, 2016. 92 p.
7. Approaches to the development by educational organizations of internal systems for assessing quality of education: methodological recommendations for heads of educational organizations [Podhody k razra-botke obshheobrazovatel'nymi organizacijami vnu-trennih sistem ocenki kachestva obrazovanija : meto-dicheskie rekomendacii dlja rukovoditelej obrazovatel'nyh organizacij]. M. I. Solodkova, A. V. Koptelov and others; under. ed. by V. N. Kespikov, Chelyabinsk: CIRIPSE, 2015. 80 p.
8. Baranova Y. Y., Borchenko I. D. Monitoring studies of CIRIPSE as a means of increasing the efficiency of managing the system of additional professional education [Monitoringovye issledo-vanija ChIPPKRO kak sredstvo povyshenija jef-fektivnosti upravlenija sistemoj dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija]. Scientific support of a system of advanced training, 2015, No. 1 (22), pp. 30-39.
9. The use of monitoring tools within the internal system of assessing the quality of education in additional professional education: collection of methodological materials for conducting monitoring and evaluation activities within the internal system for assessing the quality of education of CIRIPSE [Ispol'zovanie monitoringovogo instru-mentarija v ramkah vnutrennej sistemy ocenki kachestva obrazovanija v dopolnitel'nom profession-al'nom obrazovanii : sbornik metodicheskih mate-rialov dlja provedenija kontrol'no-ocenochnoj deja-tel'nosti v ramkah vnutrennej sistemy ocenki ka-
chestva obrazovanija ChIPPKRO]. Y. Y. Baranova, I. D. Borchenko; ed. by M. I. Solodkova, Chelyabinsk: CIRIPSE, 2015. 152 p.
10. Koptelov A. V. Features of the formation of internal system for assessing quality of education in the establishment of additional professional education [Osobennosti formirovanija vnutrennej sistemy ocenki kachestva obrazovanija v uchrezh-denii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija]. Scientific support of a system of advanced training, 2016, No. 3 (28), pp. 7-18.
11. Local and normative acts of the educational organization that implements additional professional programs: collection of documents of the State Budgetary Institution of Additional Professional Education "Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators" [Lokal'nye normativnye akty obrazovatel'noj organizacii, realizujushhej dopolni-tel'nye professional'nye programmy. Sbornik dokumentov GBOU DPO "Cheljabinskij institut perepodgotov-ki i povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija"]. M. I. Solodkova, A. V. Koptelov and others; under. ed. by V. N. Kespikov, 2014. 72 p.
12. Baranova Y. Y., Danelchenko T. A. Independent assessment of the quality of education as an innovative mechanism of state-public management of an educational organization [Nezavisimaja ocenka kachestva obrazovanija kak innovacionnyj mehanizm gosudarstvenno-obshhestvennogo upravlenija obrazovatel'noj organizaciej]. Continuous Pedagogical Education, 2014, No. 9. 2 p.
13. Koptelov A. V. Increase of managerial competence of heads of educational institutions by means of case-technology [Povyshenie upravlencheskoj kompe-tentnosti rukovoditelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij sredstvami kejs-tehnologii], 2013, No. 2, pp. 2-5.
14. Management of educational institutions for the additional education of children within adoption of Federal State Educational Standards: collection of case studies of the educational program of additional professional education (advanced training) [Upravlenie obrazovatel'nymi uchrezhde-nijami dopolnitel'nogo obrazovanija detej v uslovi-jah vvedenija federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov : sbornik kej sov prakticheskih zadanij po obrazovatel'noj programme dopolni-tel'nogo professional'nogo obrazovanija (povyshenija kvalifikacii)]. A. V. Kislyakov, A. V. Shcher-bakov, K. S. Zadorin and others. Ed. by A. V. Kislyakov, Chelyabinsk: CIRIPSE, 2016. 52 p.
Т. А. Фан&льченщ А. В. Крптелов
Подготовка руководителей общеобразовательных, организаций...
Приложение 1
Кейс-задание
«Разработка внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательной организации на основе проектно-целевого подхода»
Обеспечение непрерывности контроля над соответствием образовательного процесса и результатов деятельности внешним государственным и внутриорганизационным требованиям к качеству образования в общеобразовательной организации в соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» осуществляется посредством ВСОКО.
Под ВСОКО понимается непрерывный контроль (оценка) качества образования с целью определения уровня его соответствия установленным нормам и принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образования в общеобразовательной организации.
Целью формированию ВСОКО является систематический сбор и обработка информации о степени соответствия условий, структуры и содержания реализуемых в общеобразовательной организации основных образовательных программ общего образования установленным федеральным, региональным и локальным нормам, потребностям физических или юридических лиц, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, а также о степени достижения планируемых результатов реализации образовательных программ для оп-
тимизации процесса принятия решений в части повышения качества образования на уровне директора, заместителей директоров, коллегиальных органов управления, руководителей структурных подразделений.
Формирование ВСОКО в общеобразовательной организации осуществляется на основе действующих нормативных правовых документов в сфере образования.
3адание. Заполните и дайте обоснование любому из трех фрагментов инвариантной части организационной структуры внутренней системы оценки качества образования в процессе освоения основной образовательной программы начального (основного, среднего) общего образования (табл. 1).
Обратите внимание на то, что при формировании организационной структуры ВСОКО целесообразно учитывать взаимосвязи между ее объектами. Так, причины низкого уровня достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общеобразовательной организации могут быть выявлены в ходе оценки реализации данных программ, а управленческие действия, направленные на решение выявленных проблем, могут уточняться при оценке кадровых условий реализации основных образовательных программ.
Таблица 1
№ п/п Объект ВСОКО Субъекты оценивания, в т. ч. органы государственно-общественного управления Инструментарий оценивания и/или процедура оценивания Периодичность оценивания Нормы соответствия федеральным, региональным, институциональным требованиям Локальные нормативные акты общеобразовательной организации, регламентирующие процедуру Примерный перечень управленческих действий (решений), обеспечивающих требуемого уровня качества общего образования
I. Оценка достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (фрагмент)
№ п/п Объект ВСОКО Субъекты оценивания, в т. ч. органы государственно-общественного управления Инструментарий оценивания и/или процедура оценивания Периодичность оценивания Нормы соответствия федеральным, региональным, институциональным требованиям Локальные нормативные акты общеобразовательной организации, регламентирующие процедуру Примерный перечень управленческих действий (решений), обеспечивающих требуемого уровня качества общего образования
II. Оценка реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (фрагмент)
III. Оценка кадровых условий реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (фрагмент)