Научные сообщения
УДК 378.091.398
Особенности формирования внутренней системы оценки качества образования в учреждении дополнительного профессионального образования
А. В. Коптелов
Features of formation of internal system of education quality evaluation in institutions of additional professional education
A. V. Koptelov
Аннотация. В статье представлен один из подходов к формированию внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) в системе дополнительного профессионального образования. Дана характеристика организационной структуры ВСОКО на примере кафедры управления, экономики и права ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (в рамках определенных компетенций). В статье отмечается, что ВСОКО кафедры управления, экономики и права разработана в логике сложившейся в институте практики по обеспечению качества образования и систематизирует управленческую деятельность на уровне кафедры в части обеспечения повышения качества реализации дополнительных профессиональных программ. На примере практической управленческой деятельности автор статьи показывает, что сформированная организационная структура ВСОКО кафедры управления, экономики и права ГБУ ДПО ЧИППКРО обеспечивает принятие и эффективное исполнение управленческих решений на уровне структурного подразделения в рамках определенных компетенций.
Abstract. The article presents one of the approaches to the formation of internal system of education quality evaluation (ISEQE) in institu-
tions of additional professional education. The characteristics of the organizational structure of ISEQE based on the example of the Department of Management, Economics and Law of State Budgetary Institution of Additional Professional Education "Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators" (within certain competencies) are presented. The article notes that ISEQE of the Department of Management, Economics and Law is designed in the logic developed in the Institute of practice to ensure the education quality and organize management activities at the department level in the part of improving the quality of implementation of additional professional programs.
On the base of example of the practical management activities the author of the article shows that the organizational structure formed ISEQE of the Department of Management, Economics and Law of State Budgetary Institution of Additional Professional Education "Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators" provides adoption and effective implementation of administrative decisions at the level of the structural unit within specific competences.
Ключевые слова: внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО); организа-
ционная структура ВСОКО кафедры; локальные нормативные акты; дополнительные профессиональные программы; субъектная позиция слушателей.
Keywords: internal system of education quality evaluation (ISEQE); organizational structure of ISEQE the Department; local regulations; additional professional programs; subjective position of listeners.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одной из компетенций образовательной организации устанавливает обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования (п. 3 ст. 28) [1]. Таким образом, в практике управления образовательными организациями, в том числе дополнительного профессионального образования, появилось новое направление деятельности - формирование, обеспечение функционирования и развития внутренней системы оценки качества. В ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (далее - ЧИППКРО) внутренняя система оценки качества образования (далее - ВСОКО) создана и утверждена решением ученого совета от 27.12.2013 № 8/16 и закреплена соответствующим распорядительным локальным актом [2].
Организационная структура общеинститутской ВСОКО представляет собой совокупность органов самоуправления, структурных подразделений, должностных лиц, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций по оценке качества образования и существуют регулярно воспроизводимые связи и отношения.
Организационная структура ВСОКО ЧИППКРО включает в себя следующие компоненты:
- предмет ВСОКО;
- субъекты оценивания;
- инструментарий оценивания и/или процедура оценивания;
- периодичность оценивания;
- нормы соответствия федеральным, региональным, институциональным требованиям;
- направленность управленческих решений, посредством которых корректируется система управления качеством образования [2; 3].
На уровне структурных подразделений ЧИППКРО, прежде всего на уровне кафедр, сформированы свои внутренние системы оценки качества образования, которые в совокупности составляют общеинститутскую и являются ее неотъемлемой частью. Внутренняя система оценки качества образования кафедры управления, экономики и права разработана в логике сложившейся в институте практики по обеспечению качества образования и систематизирует управленческую деятельность на уровне кафедры в части обеспечения повышения качества реализации дополнительных профессиональных программ (приложение). Организационная структура управления качеством образования кафедры управления, экономики и права разработана в соответствии с Организационной структурой внутренней системы оценки качества образования ЧИППКРО и направлена на обеспечение достижения ее основных результатов в пределах компетенции кафедры.
Целью системы оценки качества образования кафедры управления, экономики и права является систематический сбор и обработка информации о степени соответствия условий, структуры и содержания, реализуемых на кафедре дополнительных профессиональных программ: 1) установленным нормам в ЧИППКРО в соответствии с федеральными и региональными; 2) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, а также о степени достижения планируемых результатов реализации дополнительных профессиональных программ для оптимизации процесса принятия решений в области повышения качества образования на уровне кафедры.
Оценка степени соответствия установленным нормам осуществляется через соблюдение и выполнение институтских локальных нормативных актов. Локальный акт представляет собой основанный на нормах законодательства правовой документ (акт), принятый в установленном порядке компетентным органом управления организации, и регулирующий внутриор-ганизационные отношения.
Основным предназначением локального акта является детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей правовой нормы применительно к условиям конкретной образовательной организации с учетом
особенностей и специфики трудовых отношений, образовательного процесса и иных условий [4].
Мы выделяем три комплекса локальных нормативных актов с точки зрения степени соответствия условий, структуры и содержания, реализуемых на кафедре дополнительных профессиональных программ, установленным нормам в ЧИППКРО.
Первый комплекс локальных нормативных актов по организации образовательного процесса позволяет осуществлять на уровне кафедры оценку:
- процесса организации курсов повышения квалификации и модульных курсов;
- выполнения в полном объеме плановых показателей (квоты) повышения квалификации для кафедры;
- выполнения учебного плана института;
- выполнения учебной нагрузки научно-преподавательским составом (НПС) и должностных инструкций всеми сотрудниками кафедры;
- реализации дополнительных профессиональных программ посредством проведения входной и итоговой диагностики, итоговой аттестации слушателей.
Для кафедры управления, экономики и права, также как и для всех кафедр института, получение информации по вышеназванным направлениям деятельности позволяет принимать решения о распределении нагрузки, формировании и согласовании расписаний учебных занятий, корректировки индивидуальных планов научно-преподавательского состава (далее -НПС) и др.
Второй комплекс локальных нормативных актов, утверждающих требования к структуре и содержанию дополнительных профессиональных программ, позволяет провести внутреннюю оценку реализуемых программ на предмет соответствия утвержденной структуры, с одной стороны. С другой, - сделать вывод о сформи-рованности или сформированности не в полном объеме учебно-методических комплексов дополнительных профессиональных программ курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, модульных курсов. Это дает возможность принимать решения о необходимости корректировки структуры и содержания реализуемых программ, рационального распределения учебно-методической на-
грузки НПС кафедры, а также о разработке и подготовке к публикации учебно-методических, методических пособий и рекомендаций, являющихся неотъемлемой частью учебно-методических комплексов реализуемых программ.
Третий комплекс локальных нормативных актов регламентирует деятельность научно-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала. Он позволяет производить оценку кадровых условий реализации программ. В частности, уровня профессиональной компетентности сотрудников кафедры, качественного исполнения ими должностных обязанностей, а также инструкций по нормированию, планированию и учету рабочего времени [5].
Вторая цель ВСОКО кафедры управления, экономики и права - это определение степени соответствия условий, структуры и содержания, реализуемых на кафедре дополнительных профессиональных программ потребностям физического или юридического лица, которое осуществляется через оценку выполнения договорных обязательств перед слушателями и образовательными организациями. Кафедра имеет договорные обязательства перед образовательными организациями Челябинской области по предоставлению услуг в рамках проведения бюджетных курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки, модульных курсов, курсов, организованных на внебюджетной основе, а также обязательства по реализации научно-прикладных проектов кафедры, реализуемых на базе образовательных организаций Челябинской области.
Выполнение третей цели ВСОКО кафедры, направленной на достижение планируемых результатов реализации дополнительных профессиональных программ, осуществляется посредством исполнения требований локальных нормативных актов, утверждающих и регламентирующих контрольно-оценочную деятельность в рамках ВСОКО ЧИППКРО.
В частности к ним относятся локальные нормативные акты:
- о процедуре и содержании диагностики уровня субъектной позиции слушателей;
- о проведении аттестации и текущего контроля слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- о процедурах и результатах проведения исследования уровня удовлетворенности слушателей организацией и содержанием курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- об определении уровня проведения учебных занятий научно-преподавательским составом [3].
Результаты, получаемые в ходе проведения итоговой аттестации слушателей, диагностики уровня субъектной позиции слушателей, исследования уровня удовлетворенности слушателей организацией и содержанием курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки становятся предметом обсуждения на заседаниях кафедры и основанием для принятия управленческих решений. Так, в частности, о применении эффективных образовательных технологий обучения слушателей в рамках реализации дополнительных профессиональных программ для руководителей образовательных организаций. В сентябре 2013 г. при обсуждении вопроса на Ученом совете «О результатах проведения исследования уровня удовлетворенности организацией и содержанием курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки» была выявлена общеинститутская проблема о недостаточно сформированной субъектной позиции слушателей, обучившихся на курсах в ЧИППКРО. Мы считаем, что развитие субъектной позиции слушателей предполагает не пассивное ожидание, а активное обучение с опорой на себя, свой личностный потенциал (способность человека осознавать себя носителем знаний, воли, отношений, производить осознанный выбор и отдавать отчет в произведенном и совершенном действии). Поэтому данная проблема стала основанием для обсуждения ее на кафедре. В течение 2014 года деятельность кафедры по выполнению решения Ученого совета была выстроена следующим образом. Было принято решение о совершенствовании применения интерактивных методов обучения, в частности, посредством более активного использования достаточно известного дидактического средства как рабочие тетради для слушателей по дисциплинам программы «Менеджмент в образовании».
Основная идея была в том, что применение рабочих тетрадей будет способствовать разви-
тию профессиональной компетентности педагогических работников в их профессиональной деятельности. В тетрадях нашли отражение материалы, учебные задания и образовательные кейсы способные повысить уровень субъектной позиции слушателей и помочь в проведении собственных исследований в реальной управленческой деятельности руководителей образовательных организаций.
При формировании технических заданий и индивидуальных планов НПС на календарный год преподавателям была спланирована работа в этом направлении по учебно-методическому виду нагрузки. В процессе реализации дополнительной профессиональной программе «Менеджмент в образовании» преподаватели апробировали те задания и материалы, которые вошли в рабочие тетради, тем самым преподаватели кафедры активно использовали технологии работы со слушателями, направленные на повышение их субъектной позиции. Результатом данной работы стало в 2014 г. повышение значения индекса субъектной позиции слушателей кафедры управления, экономики и права на 15,5%, который составил 78,3%. Результаты этой работы были проанализированы и обобщены в публикациях преподавателей кафедры [6; 7].
Еще одна сторона организации кафедральной ВСОКО - это принятие решения о формировании внутрикафедральных рабочих групп, направленных на выполнение показателей программы развития института [8; 9] и решений ученого совета и учебно-методической комиссии. Так, стало уже традицией ежегодное формирование рабочих групп по достижению показателей развития кафедры.
На начало календарного года в соответствии с установленными показателями развития для кафедры осуществляется планирование их достижения не только на уровне кафедры, но и на уровне преподавателей через формирование технических заданий и индивидуальных планов на год.
В соответствии с принятыми в институте регламентами достижение показателей Программы развития ежегодно распределяется между кафедрами и структурными подразделениями. Выполнение плановых показателей отслеживается ректоратом два раза в год в ходе собеседования с заведующими кафедрами.
НИППКРО
Итоги этой работы обсуждаются на ученом совете посредством определения рейтинга кафедр. Место в рейтинге означает степень участия каждой кафедры в достижении показателей Программы развития института.
Значительное место в кафедральной ВСОКО занимает проведение мониторинговых исследований входной и итоговой диагностик уровня профессиональной подготовки слушателей - руководителей образовательных организаций. Разработанные внутрикафедральной рабочей группой диагностический инструментарий с учетом специфики управленческой деятельности в образовательной организации, методические рекомендации по интерпретации ответов слушателей стали основанием для получения объективной картины о проблемных зонах слушателей в начале курсов повышения квалификации, а также их динамики и разрешении (или не полном разрешении) в период обучения на курсах [7; 8; 9]. Кроме того, проведение и обработка ответов на компьютерной основе позволяет оперативно не только получить обобщенный вариант об уровне профессиональной подготовки слушателей конкретной группы, но и принять своевременное управленческое решение о корректировке содержания учебных занятий, проводимых преподавателями кафедры с учетом профессионального уровня конкретных слушателей.
Еще одна рабочая группа была сформирована для подготовки методических рекомендаций для руководителей образовательных организаций «Подходы к разработке общеобразовательными организациями внутренних систем оценки качества образования». Результатом ее деятельности стали подготовленные и опубликованные методические рекомендации, которые были разработаны на основе подходов и принципов формирования ВСОКО, реализованных в ГБУ ДПО ЧИППКРО. Их универсальность позволила разработать подходы к формированию ВСОКО в общеобразовательных организациях с учетом специфики и особенностей общего образования. На основе данных методических рекомендаций образовательная организация может разработать необходимые нормативные правовые документы, регламентирующие создание и функционирование внутренней системы оценки качества образования [10]. Предложенная организационная структура ВСОКО общеобразовательным организациям позволяет обеспечить принятие управ-
ленческих решений на стратегическом и тактическом уровнях. Этот аспект нашел отражение в возможных управленческих решениях по каждому направлению ВСОКО общеобразовательных организациях. На стратегическом уровне принимаются решения по развитию на среднесрочную перспективу (2-3 года), обеспечивающих выполнение показателей развития общеобразовательной организации, а также планируемых результатов реализации основных образовательных программ общего образования.
На тактическом уровне принимаются оперативные решения (в течение четверти, семестра, полугодия), обеспечивающие ликвидацию отрицательных отклонений от планируемых и (или) желательных результатов.
Таким образом, все вышеизложенное позволяет констатировать, что сформированная организационная структура внутренней системы оценки качества образования кафедры управления, экономики и права ГБУ ДПО ЧИППКРО обеспечивает принятие и исполнение управленческих решений тактического уровня для эффективного выполнения управленческих решений стратегического уровня.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--273 --84d1 f.xn--p 1 ai/zakonodatelstvo/ federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovaшi-v-rf (дата обращения: 29.08.2016).
2. Локальные нормативные акты образовательной организации, реализующей дополнительные профессиональные программы : сборник документов ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» / М. И. Солод-кова, А. В. Коптелов и др. ; под. ред. В. Н. Кес-пикова. - М. : ИД «Методист», 2014. - 72 с.
3. Использование мониторингового инструментария в рамках внутренней системы оценки качества образования в дополнительном профессиональном образовании : сборник методических материалов для проведения контрольно-оценочной деятельности в рамках внутренней системы оценки качества образования ГБОУ ДПО ЧИППКРО / Ю. Ю. Баранова, И. Д. Бор-ченко ; под ред. М. И. Солодковой. - Челябинск : ЧИППКРО, 2015. - 152 с.
4. Матвеев В. Ю. Нормативно-правовые основы деятельности образовательных учреждений. Конкурсные торги и закупки : учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов / В. Ю. Матвеев, А. И. Рожков. - М. : АПК и ППРО, 2007. - 58 с.
5. Подходы к разработке локальных нормативных актов организаций дополнительного профессионального образования в условиях действия нового законодательства в сфере образования : сборник локальных актов ГБОУ ДПО ЧИППКРО / под общ. ред. М. И. Солодковой. - М. : ИД «Методист», 2014. - 68 с.
6. Абрамовских Т. А. Интерактивное обучение как условие развития субъектной позиции слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Т. А. Абрамовских // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - 2014. - № 2 (19). - С. 86-93.
7. Ларюшкин С. А. Формирование правовой компетентности руководителей образовательных организаций в условиях дополнительного образования / С. А. Ларюшкин, Р. Р. Рахметов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - 2015. - № 3 (24). - С. 35-41.
8. Программа развития ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» на период с 2013 по 2015 г. / под общ. ред. В. Н. Кеспикова. -Челябинск. - 2012. - 84 с.
9. Программа развития государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» на 2016-2017 годы / под общей редакцией В. Н. Кеспикова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2016. - 60 с.
10. Подходы к разработке общеобразовательными организациями внутренних систем оценки качества образования : методические рекомендации для руководителей образовательных организаций] / авторы: М. И. Солодко-ва, А. В. Коптелов и др. ; под. ред. В. Н. Кеспикова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2015. - 80 с.
References:
1. Federal Law of December of 29/12/2012 N 273-FL "About Education in the Russian Federation" [Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012
N 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federa-cii"] [Web resource]. Access mode: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/zakonodatelstvo/federalnyy-za kon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazo vanii-v-rf (accessed date: 29/02/2016).
2. Local regulations of educational organization implementing additional professional programs. Collection of documents of State Budgetary Institution of Additional Professional Education "Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators" / M. I. Solod-kova, A. V. Koptelov etc . ; edited by V. N . Kes-pikov [Lokal'nye normativnye akty obrazovatel'noj organizacii, realizujushhej dopolnitel'nye profes-sional'nye programmy : sbornik dokumentov GBOU DPO "Cheljabinskij institut perepodgotov-ki i povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazova-nija"]. M. : Publishing House "Methodist", 2014. 72 p.
3. Use monitoring instruments within the internal system of evaluating the quality of education in secondary professional education: Collection of teaching materials for control and appraisal activities within the internal quality assessment system of education of State Budgetary Institution of Additional Professional Education "Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators" / Y. Y. Baranova, I. D. Bor-chenko; edited by M. I. Solodkova [Ispol'zovanie monitoringovogo instrumentarija v ramkah vnu-trennej sistemy ocenki kachestva obrazovanija v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii : sbornik metodicheskih materialov dlja provedenija kontrol'no-ocenochnoj dejatel'nosti v ramkah vnu-trennej sistemy ocenki kachestva obrazovanija GBOU DPO ChIPPKRO]. Chelyabinsk : CI-RIPSE, 2015. 152 p.
4. Matveev V. Y., Rozhkov A. I. Normativelegal bases of educational activity of institutions. Competitive tendering and procurement: Educational and Methodological set of materials for training tutors [Normativno-pravovye osnovy dejatel'nosti obrazovatel'nyh uchrezhdenij. Konkursnye torgi i zakupki: Uchebno-metodicheskij komplekt materialov dlja podgotovki t'jutorov]. M. : Academy of Advanced Training and Retraining of Educators, 2007. 58 p.
5. Approaches to the development of local regulations of institutions of additional professional education in the conditions of the new legislation of education: Collection of local acts of State
НИППКРО
Budgetary Institution of Additional Professional Education "Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators" / edited by M. I. Solodkova [Podhody k razrabotke lokal'nyh normativnyh aktov organizacij dopolni-tel'nogo professional'nogo obrazovanija v uslovijah dejstvija novogo zakonodatel'stva v sfere obrazovanija: Sbornik lokal'nyh aktov GBOU DPO ChIPPKRO / pod obshh. red. M. I. Solodkovoj]. M. : Publishing House "Methodist", 2014. 68 p.
6. Abramovskikh T. A. Interactive training as a condition of development of a subject position of listeners of advanced training courses for educators // Scientific support of a system of advanced training : scientific and theoretical periodical [Inte-raktivnoe obuchenie kak uslovie razvitija sub#ektnoj pozicii slushatelej kursov povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija // Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii ka-drov : nauchno-teoreticheskij zhurnal]. Chelyabinsk, 2014, N 2 (19), pp. 86-93.
7. Lariushkin S. A., Rakhmetov R. R. Formation of legal competence of heads of educational institutions in the conditions of an additional education // Scientific support of a system of advanced training: scientific and theoretical periodical [Formirovanie pravovoj kompetentnosti rukovoditelej obrazova-tel'nyh organizacij v uslovijah dopolnitel'nogo obrazovanija // Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov : nauchno-teoreticheskij zhurnal]. Chelyabinsk, 2015, N 3 (24), pp. 35-41.
8. The program of development of State Budgetary Institution of Additional Professional Education "Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators" for the period from 2013 to 2015 [Programma razvitija GBOU DPO "Cheljabinskij institut perepodgotovki i povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija" na period s 2013 po 2015 g.] / edited by V. N. Kespikov, Chelyabinsk, 2012. 84 p.
9. The program of development of State Budgetary Institution of Additional Professional Education "Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators" for the period from 2016 to 2017 [Programma razvitija GBOU DPO "Cheljabinskij institut perepodgotovki i povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija" na period s 2016 po 2017 g.] / edited by V. N. Kespikov, Chelyabinsk : CIRIPSE, 2016. 60 p.
10. Approaches to the development of educational organization of internal systems of education quality assessment: guidelines for heads of educational institutions [Podhody k razrabotke obshheobrazovatel'nymi organizacijami vnutren-nih sistem ocenki kachestva obrazovanija : me-todicheskie rekomendacii dlja rukovoditelej ob-razovatel'nyh organizacij] / authors: M. I. Solod-kova, A. V. Koptelov and etc edited by V. N. Kespikov, Chelyabinsk : CIRIPSE, 2015. 80 p.
Приложение
Организационная структура внутренней системы оценки качества образования кафедры управления, экономики и права ГБУ ДПО ЧИППКРО (в рамках определенных компетенций)
ai о
5
>fi Q Q Предмет оценивания Сугбьект(ы) ОЦеЕСПБаИПЯ Инструментарий оценивания (и пли прюпедура оценивания) Периодичность спешсзашся Норны соответствия Направленность управленческих решений
нни. модульных КурСОВ. Сопоставление с индивидуальными планами НПС кафедры
1.2.3. Организация н проведение курсоЕ повышения квалификации. модульных курсов Заведующий кафедрой, специалист по VMP кафедры. НПС кафедры Сопоставление с учебным планом института. Сопоставление плановых показателей (квоты) повышения квалификации в календарном году. Сопоставление с расписаниями учебных занятна курсов повышения квалнф'нкаиин. модульных курсов В соответствии с годовым календарным графиком и расписаниями занятий 1. Положение о н оду ль но-накопительной системе повышения квалификации. 2. Положение о порядке проведения и структуре программ стажировок. 3. Положение о привлечении тьюторов для проведения модульных курсов. 4. Положение об очно-заочной форме обучения слушателей. 5. Порядок обучения слушателей по индивидуальным учебным планам. 6. Должностная инструкция специалиста по УМР кафедры. 7. Инструкция по нормированию, планированию и учету рабочего времени работников ГБУ ДПО ЧИППКРО, замещающих должности «специалист по учебно-методической работе». 8. Локальный нормативный акт об утверждении сроков и формы отчета о проведении КПК. 9. Локальный нормативный акт о регламенте подготовки отчетных документов по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки 1. Подготовка проектов распорядительных документов об организации проведении курсов повышения квалификации. модульные курсов. 2. Заключение договоров и подписание актов выполненных работ с приглашенными преподавателями (тьюторами). сотрудниками кафедры (в рамках внебюджетной деятельности). 3. Пакет отчетных документов по итогам проведения курсов повышения квалификации, модульных курсов. 4. Протоколы временных творческих групп (в рамках внебюджетной деятельности)
2. Учебно-методические гслоеая
2.1. С формирован -ность учебно-методнческого комплекса (УМХ) Заведующий кафедрой. НПС кафедры Cono став пение с формой сформированиестн УМК. утвержденной локальным нормативным актом 2 раза в год {апрель, октябрв) 1. Локальный нормативный акт об утверждении структуры н содержания дополнительных профессиональных программ 1. Формирование заказа н ходатайства перед ректоратом на приобретение учебно-методической литературы.
О >а
É *= ш
о ■
& с
я
,Оо
Ьо
о
V Ц|' п Предмет опенизания Субьекг(ы) остенпвання Инструментарий оценивания (и'или пропелура оценивания) Периодичность оценивания Нормы соответствия Направленность управленческих решений
реализуе ыых дополнительных профессиональных программ программ курсов профессиональной переподготовки, курсов повышения квалификации. МОДуЛЬНЫХ Кур сов об утверждении структуры н содержания дополнительных профессиональных программ. Самообследованне и заполнение экспертных листов. утвержденных ректором по рекомендации учеоно-методнческой комиссии 2. Индивидуальные планы работы НПС кафедры (раздел «Учеб-но-методнческая: работая), разработанные в соответствии с утвержденными Нормами времени на проведение различных видов работ профессорско-преподавательским составом ПБУ ДПО ЧИПГШРО. 3. Локальный нормативный акт о единой системе сбора информации 2. Формирование технических заданий для НПС кафедры для разработки индивидуальных планов работы. 3. Решение заседания кафедры о внесение изменений в содержание УМК 4. Определение перечня мероприятий в календарный план работы кафедры (раздел «Учебно-методнче-ская работа»)
2.2 Соответствие содержания УМ К актуальным направлениям развития образования 3 аведуюшнн кафедрой. нпс кафедры Сопостав пение с соответствующими показателями развития кафедры в соответствии с показателями развития института 1 раз в квартал 1. Перечень показателен эффективности работы кафедр на календарный год по достижению показателей развития ПБУ ДНО ЧИППКРО. 2. Индивидуальные планы работы НПС кафедры (раздел «Учебно-методическая: работая), разработанные в соответствии с утвержденными Нормами времени на проведение различных видов работ профессорско-преподавательским составом ПБУ ДПО ЧИППКРО 1. Планирование на кафедре достижения показателен эффективности работы кафедр на календарный год по достижению показателен развития ПБУ ДПО ЧИППКРО. 2. Формирование внутрнкафедраль-ных рабочих групп по достижению показателен эффективности работы кафедр на календарный год по достижению показателей развития ГБУ ДПО ЧИППКРО. 3. Формирование технических заданий для НПС для разработки индивидуальных планов работы. 4. Формирование раздела «Учебно-методическая работа» календарного плана работы кафедры. 5. Внесение предложений кафедры в календарный план работы института. 6. Предоставление информации для баз данных учебно-методнческнх материалов в соответствии с принятым локальной нормативным актом
2.3. Соответствие структуры и содержания дополнительных про- Заведующий кафедрой. НПС кафедры Внутренняя экспертиза структуры и: содержания дополнительных профессиональных программ на 1 раз в год Требования к структуре и содержания образовательных программ. утвержденные локальным нормативным актом 1. Решение заседания кафедры о приведении структуры и содержания дополнительных профессиональных программ в соответствие с у станов-
К £
8 о
о
5
«I
v и'' п Предмет опенизания Субьект(ы) остенпвання Инструментарий оценивания (н-'нли процедура оценивания) Периодичность опешсзалця Нормы соответствия Направленность ^ правленческих решений
фесснональных программ установленным требованиям предмет соответствия требованиям. утвержденным локальным нормативным актом ленными требованиями. 2. Формирование технических заданий для НПС для разработки индивидуальных планов работы. 3. Формирование, корректировка раздела «Учебно-методическая работая календарного плана работы кафедры. 4. Согласование и предоставление на утверждение первому проректору расписаний учебных занятий курсов профессиональной переподготовки, повышения квалификации, проектов приказов о проведении модульных курсов
3. Соответствие результатов освоения слушателями дополнительных профессиональных программ планируемым результатам 3 аведуюшин кафедрой. нпс кафедры Оценочные материалы для итоговой аттеста-пнн 1 итоговая аттестация В соответст-внн с годовым календарным графиком и распнс ання-мн учебных :анятнй курсов профессиональной переподготовки. повышения квалификации. модульных курсов. В соответствии с индивидуальными пла-иа?я НПС кафедры 1. Нормы оценивания (критерии оценивания слушателей в рамках промежуточной и итоговой аттестации). 2. Положение о текущем контроле. промежуточной и итоговой аттестации слушателей. 3. Положение об итоговой аттестационной работе 1. Решение заседания кафедры об утверждении оценочных материалов промежуточной и итогоеой аттестации. 2. Внесение предложений кафедры на ученый совет об утверждении примерных тем итоговых аттестационных работ слушателей. 3. Подготовка проектов распорядительных о выпуске слушателей и о выдаче документов установленного образна. 4. Принятие решение о допуске слушателей к итоговой аттестации. 5. Подготовка аналитических материалов по итогам проведения промежуточной и итоговой аттестации слушателей. 6. Вынесение на обсуждение заседания кафедры наиболее проблемных вопросов качества подготовки слушателей. 7. Решение заседания кафедре о внесении изменений в содержание дополнительных профессиональных
Оценочные материалы для промежуточной аттестации .■' промежуточная аттестация
О >а
ж *=
ш
О ■
v: ц|' п Предмет оценивания Субъект(ы} оценивания Инструментарии оценивания (н/шш процедура оценивания) Перно личность оценивания Нормы соответствия Направленность правленческих решений
программ по итогам анализа результатов промежуточной и итоговой аттестации слушателей
Входная н итоговая диагностика 1. Нормы интерпретации результатов входной и итоговой аттестации 1. Внесение предложений кафедры на утверждение ученого совета материалов входной н итоговой аттестации. 2. Подготовка аналитических материалов по итогам проведения входной и итоговой аттестации слушателей. 3. Решение заседания кафедре о внесении изменений в содержание дополнительных профессиональных программ по итогам анализа результатов входной и итоговой аттестации слушателей
Оценочный лист по определению уровня проведения учебных занятий. Взаимопосещенже/посе-шенне заведующим кафедрой учебных занятий НПС кафедры 1. Нормы, установленные в институте. по определению уровня проведения учебных занятнн НПС кафедры 1. Решенпе о переходе НПС кафедры на другие образовательные технологии обучения слушателей. 2. Ходатайство перед ректоратам о направлении НПС' кафедры на повышение квалификации по актуальным вопросам преподаваемых учебных дисциплин и отдельных тем образовательных программ
Оценочный лист по определению уровня проведения учебных занятии. Самооценнванне учебных занятий ЕШС кафедры