Научная статья на тему 'Стажировка как форма повышения квалификации (на опыте ИСЭРТ РАН)'

Стажировка как форма повышения квалификации (на опыте ИСЭРТ РАН) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3371
328
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СТАЖИРОВКА / ВИДЫ СТАЖИРОВОК / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / ADVANCE TRAINING / INTERNSHIP / TYPES OF INTERNSHIPS / RESEARCH AND EDUCATIONAL CENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухарева Любовь Михайловна

Данная статья посвящена описанию стажировок как одной из форм реализации дополнительного профессионального образования. В ней обоснована актуальность данной формы, а также значимость системной организации стажировок в процессе образования и становления профессионала. Также в статье раскрыты особенности стажировки как вида деятельности, которые включают в себя практико ориентированный характер, знакомство с новыми технологиями и их освоение, накопление профессионального опыта, индивидуальный характер. Рассмотрены теоретико-методологические подходы к определению понятия «стажировка», представлены различные виды стажировок в зависимости от цели, объема занятости и места прохождения. Данная форма повышения квалификации находит свое отражение в деятельности Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий, созданного на базе Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук осуществляет дополнительное профессиональное образование сотрудников и аспирантов. В рамках данной деятельности с 2010 года реализуется система прохождения стажировок на ведущих зарубежных и российских предприятиях, в органах государственной и муниципальной власти, научных и образовательных организациях. Система стажировок как форма повышения квалификации направлена на изучение передового опыта, приобретение профессиональных и организаторских навыков. Изложена сущность организации дополнительного профессионального образования среди сотрудников и аспирантов Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук. В статье приведены данные о количестве стажировок и выборе мест для их прохождения в период 2010 год 3 квартал 2015 года, сделан вывод о том, что сотрудники и аспиранты Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук преимущественно выбирают местом своей стажировки структуры государственного управления. Как перспективное направление в развитии системы стажировок Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук можно отметить прохождение их на предприятиях. Сложившаяся система стажировок позволяет решать задачи по освоению практических знаний сотрудниками и аспирантами, а также способствует расширению внешних контактов и связей Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Опыт организации стажировок в данном научно-образовательном центре могут использовать сотрудники образовательных и научных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internship as a form of advanced training (case study of ISEDT RAS)

This article describes internship as a form of additional professional education. It proves the relevance of this form, as well as the significance of systematic organization of internships in the process of education and formation of a professional. The article also reveals features of internship as a type of activity that is of practice-oriented nature, presupposes acquaintance with new technologies and their development, accumulation of professional experience, individual character. It considers theoretic-methodological approaches to the deϔinition of “internship”, presents different types of internships, depending on the purpose, scope of employment and place of conduct. This form of training is reflected in the activities of the Research and Educational Center of Economics and Information Technology, established at the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. The Research and Educational Center of Economics and Information Technology of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences provides employees and graduate students with additional professional education. Since 2010 it has been implementing a system of internships at leading foreign and Russian enterprises, state and municipal authorities, scientific and educational organizations. The system of internships as a form of training aimed at learning best practices and acquiring professional and organizational skills. The paper presents the essence of the additional professional training organization among employees and graduate students of the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. The article presents data on the number of internships and the choice of places for their conduct in 2010-3rd quarter of 2015 and concludes that researchers and postgraduates of the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences mainly choose governance structures as place of their internship. Their conduct at enterprises is a promising direction to develop the internship system in the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. The current system of training gives an opportunity to solve tasks of developing practical knowledge of the staff and graduate students and enhancing external contacts and relationships of the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. The experience of internships in this Research and Educational Center can be used by the staff of educational and research institutions.

Текст научной работы на тему «Стажировка как форма повышения квалификации (на опыте ИСЭРТ РАН)»

Гуманитарные науки

© Сухарева Л.М.

СТАЖИРОВКА КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (НА ОПЫТЕ ИСЭРТ РАН)

СУХАРЕВА ЛЮБОВЬ МИХАЙЛОВНА

инженер-исследователь отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: suhareva_lm@mail.ru

Данная статья посвящена описанию стажировок как одной из форм реализации дополнительного профессионального образования. В ней обоснована актуальность данной формы, а также значимость системной организации стажировок в процессе образования и становления профессионала. Также в статье раскрыты особенности стажировки как вида деятельности, которые включают в себя практико-ориентированныйхарактер, знакомство с новыми технологиями и их освоение, накопление профессионального опыта, индивидуальный характер. Рассмотрены теоретико-методологические подходы к определению понятия «стажировка», представлены различные виды стажировок в зависимости от цели, объема занятости и места прохождения. Данная форма повышения квалификации находит свое отражение в деятельности Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий, созданного на базе Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук осуществляет дополнительное профессиональное образование сотрудников и аспирантов. В рамках данной деятельности с 2010 года реализуется система прохождения стажировок на ведущих зарубежных и российских предприятиях, в органах государственной и муниципальной власти, научных и образовательных организациях. Система стажировок как форма повышения квалификации направлена на изучение передового опыта, приобретение профессиональных и организаторских навыков. Изложена сущность организации дополнительного профессионального образования среди сотрудников и аспирантов Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук. В статье приведены данные о количестве стажировок и выборе мест для их прохождения в период 2010 год - 3 квартал 2015 года, сделан вывод о том, что сотрудники и аспиранты Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук преимущественно выбирают местом своей стажировки структуры государственного управления. Как перспективное направление в развитии системы стажировок Института социально-экономического развития тер-

риторий Российской академии наук можно отметить прохождение их на предприятиях. Сложившаяся система стажировок позволяет решать задачи по освоению практических знаний сотрудниками и аспирантами, а также способствует расширению внешних контактов и связей Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Опыт организации стажировок в данном научно-образовательном центре могут использовать сотрудники образовательных и научных учреждений.

Дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, стажировка, виды стажировок, научно-образовательный центр.

В настоящее время система государственного управления требует от общества повышения интеллектуального потенциала, перспективного инновационного развития. Достичь этого можно благодаря качественной деятельности системы образования, просвещения и науки, целью которой является подготовка инициативных, творческих работников.

Содействие профессиональному росту и повышению уровня квалификации кадров - один из важных компонентов работы во многих организациях, к которому относятся курсы повышения квалификации и переподготовка кадров, семинары и тренинги, круглые столы и стажировки [1].

Целью исследования, представленного в данной статье, является анализ системы стажировок, сложившейся в ИСЭРТ РАН.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть существующие теоретические подходы к определению понятия «стажировка».

2. Изучить опыт организации стажировок для аспирантов и сотрудников ИСЭРТ РАН.

3. Выявить перспективы развития системы дополнительного профессионального образования в ИСЭРТ РАН.

Именно стажировка как форма дополнительного профессионального образования является оптимальным вариантом для изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков. Цель стажировки -освоение новых методов, технологий и

элементов профессиональной деятельности, повышение уровня практических и теоретических знаний.

Как показывает практика, под стажировкой понимают следующие виды деятельности [11]:

- освоение сотрудником новых технологий, организации труда и иных достижений непосредственно на предприятиях и в учреждениях, где они возникли и практикуются;

- последипломная практика специалиста, период вхождения в профессию непосредственно на рабочем месте под руководством опытного работника.

Для того чтобы рассмотреть сущность стажировки, необходимо обратиться к понятийному аппарату (табл. 1) [9].

Анализируя вышеприведенные толкования определения «стажировка», можно сделать вывод, что они во многом совпадают. Исходя из двойственности этого понятия, стоит отметить, что в данной статье речь пойдет о стажировке как производственной деятельности для приобретения опыта работы и повышения квалификации на предприятиях и в учреждениях. Такой вид деятельности имеет ряд особенностей, а именно:

- практико-ориентированный характер (обмен опытом на рабочем месте, наставничество, выполнение должностных обязанностей либо решение профессиональных задач на рабочем месте);

- знакомство и освоение новых технологий (педагогических, производственных, информационных, управленческих и т. д.);

Таблица 1. Подходы к определению понятия «стажировка»

Источник Определение

Большая советская энциклопедия [2]; Большой юридический словарь под ред. А.Я. Сухарева [24] Стажировка: 1. Производственная деятельность для приобретения опыта работы или повышения квалификации по специальности; широко применяется в советской высшей школе, где существует стажировка выпускников вузов с целью углубления их специализации непосредственно на рабочем месте, молодых специалистов и работников НИИ и вузов для подготовки их к научной или педагогической деятельности, преподавателей высшей школы с целью повышения их квалификации. 2. Работа по специальности в течение определенного испытательного срока (испытательный стаж) для определения возможности зачисления на штатную должность в театрах, оркестрах, хореографических и др. художественных коллективах, в адвокатуре и некоторых др. организациях.

Словарь русского языка в 4 т. под ред. А.П. Евгеньевой [12] Стажировка: 1. Прохождение испытательного срока работы (после окончания специального учебного заведения) перед зачислением в штат учреждения, предприятия. 2. Производственная практика, приобретение практического опыта учащимися для овладения какой-либо специальностью.

Большой толковый словарь русского языка под ред. С.А. Кузнецова [21] Стажировка: 1. Прохождение испытательного срока работы (после окончания специального учебного заведения) перед зачислением в штат учреждения, предприятия. 2. Производственная, научная, учебная практика для овладения какой-либо специальностью или повышения квалификации.

Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова [22] Стажировка - прохождение испытательного стажа на какой-нибудь работе.

Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов [10]; Большой экономический словарь [3] Стажировка - прохождение стажа.

- накопление профессионального опыта (эффективно происходит в процессе анализа собственных проблем профессиональной деятельности, анализа достижений других специалистов, обмена профессиональным опытом, изучения передовых образцов производственного опыта, выделения ключевых факторов эффективного поведения и деятельности, развития профессионально важных качеств личности);

- индивидуальный характер (имеет индивидуальный план и индивидуальные задания, которые направлены на решение конкретных профессиональных задач).

В целом стажировки выполняют не только свою обучающую функцию, но и позволяют решать задачи по освоению практических знаний сотрудниками, а также способствуют расширению внешних контактов и связей направляющей организации.

Анализ литературы позволил выделить различные подходы к классификации стажировок, каждый из которых опи-

рается на одну из характеристик данного вида деятельности. В приведенной нами классификации мы объединяем подходы В.Р. Веснина [2] и Е.И. Комарова [6], создавая таким образом комплексную классификацию стажировки как формы повышения квалификации (рис. 1). В зависимости от цели можно выделить производственную стажировку (стажер приобретает или повышает квалификационную категорию, знакомится с новой техникой, оборудованием, технологией производства соответствующей отрасли, процессами хозяйствования, организацией, экономикой производства), педагогическую (специалист овладевает опытом организации учебной и воспитательной работы, знакомится с современными формами и методами учебно-воспитательной работы, изучает инновационные педагогические технологии) и научно-исследовательскую (сотрудник овладевает методами научно-исследовательской работы).

Рис. 1. Классификация стажировок

Стажировки также делятся еще на два вида, в зависимости от степени занятости: с частичной или полной занятостью. Стажировки с частичной занятостью подразумевают совмещение стажировки и работы, тогда как для стажировок с полной занятостью нехарактерно такое совмещение (в основном они предназначены для студентов во время летних каникул).

Стажировка специалистов может проводиться как на территории РФ, так и за рубежом, в последнем случае это еще и особый вид обучения, при котором стажер получает нужные навыки на практике.

Выбор вида стажировки зависит от целей, которые ставит перед собой стажирующийся и от возможностей направляющей и принимающей сторон. Стажировка как форма повышения квалификации влияет не только на профессиональное развитие специалиста, но и на успешность организации в целом.

В связи с этим примечательным является опыт организации стажировок в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте социально-экономического развития территорий Российской академии наук (ИСЭРТ РАН).

Актуальность использования данной формы деятельности при подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации в ИСЭРТ РАН обусловливается и требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Стажировки входят в систему дополнительного профессионального образования сотрудников и аспирантов ИСЭРТ РАН с 2010 года. В январе 2015 года было утверждено Положение о дополнительном профессиональном образовании сотрудников ИСЭРТ РАН. Согласно данному Положению дополнительное профессиональное образование (ДПО) осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки), в том числе - прохождения стажировок. В числе прочих форм ДПО стажировки сотрудников в научных подразделениях ИСЭРТ РАН, на ведущих зарубежных и российских предприятиях, в органах государственной и муниципальной власти занимают лидирующее положение. На популярность стажировок сре-

ди аспирантов и сотрудников влияет как доступность (в основном не предполагают финансовые затраты; с рядом ведущих предприятий и организаций города уже заключены договоры), так и эффективность (позволяют собрать информационный материал, статистические данные для своего исследования).

Стажировка сотрудников и аспирантов ИСЭРТ РАН может осуществляться в:

- структурном подразделении ИСЭРТ РАН (до 6 месяцев);

- организации или государственном органе РФ (до 2 месяцев);

- иностранной организации (по индивидуальному плану).

Продолжительность стажировки, исходя из ее целей и содержания, устанавливается руководителем структурного подразделения ИСЭРТ РАН, направляющим сотрудника на стажировку, по согласованию с ученым секретарем ИСЭРТ РАН и руководителем организации, где проводится стажировка.

Для прохождения стажировки индивидуальная программа и заявка должны быть представлены на согласование ученому секретарю за месяц до предполагаемой стажировки. После этого оформляется заявление на свободный рабочий график во время стажировки.

По итогам стажировки сотрудник готовит отчет непосредственному руководителю по месту работы в форме ана-

литического отчета или методических рекомендаций по использованию в практике полученных теоретических и практических знаний, защиты проекта либо иной форме.

В период 2010 год - 3 квартал 2015 года стажировку прошли 106 сотрудников и аспирантов ИСЭРТ РАН (рис. 2).

Вышеприведенные данные демонстрируют, что на протяжении всего периода наблюдается рост численности стажирующихся. В 2014 году стажировку прошли 24 человека, что на 16% больше, чем в начале периода. За три квартала 2015 года на стажировке побывали 17 сотрудников и аспирантов, но общий показатель за год, согласно годовому графику стажировок, должен превысить показатель предыдущего года. Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что рост численности стажирующихся связан с положительным влиянием стажировок на профессиональное становление сотрудников, такая форма вызывает интерес у работников, т. к. позволяет на практике применить теоретические знания.

Выбор места стажировки осуществляет сам сотрудник ИСЭРТ РАН совместно с руководителем подразделения, исходя из целей и задач индивидуальной программы (табл. 2).

Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод, что сотрудники и аспиранты ИСЭРТ РАН преимущественно выбирают местом своей стажировки структуры

2015 г. 2014 г. 2013 г. 2012 г. 2011 г. 2010 г.

17

24 24

Рис. 2. Количество сотрудников и аспирантов ИСЭРТ РАН, прошедших стажировку в течение периода 2010 год - 3 квартал 2015 года

18

14

9

0

5

10

15

20

25

30

государственного управления (рис. 3). Это свидетельствует о том, что опыт работы в ИСЭРТ РАН благотворно влияет на формирование управленческих навыков. Как перспективное направление в развитии системы стажировок ИСЭРТ РАН можно отметить прохождение стажировок на

предприятиях, что обусловлено необходимостью приобретения практического опыта для более качественного исследования по выбранному направлению.

В целом опыт проведения стажировок на системной основе в ИСЭРТ РАН дает свои положительные результаты:

Таблица 2. Место прохождения стажировок в течение 2010 - 2015 гг.

Год Место

2010 Система государственного управления: - Департамент экономики Правительства Вологодской области; - Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области. Научные и образовательные организации: - Центральный экономико-математический институт РАН (г. Москва).

2011 Система государственного управления: - Департамент экономики Правительства Вологодской области; - Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области; - Департамент лесного комплекса Вологодской области; - Департамент топливно-энергетического комплекса Вологодской области; - Управление по науке и инновационной политике Правительства Вологодской области. Научные и образовательные организации: - ГОУ ВПО «Российская государственная академия интеллектуальной собственности» (г. Москва); - Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН (г. Москва). Предприятия: - МУП «Вологдагортеплосеть»; - БУЗ ВО «Вологодская областная больница»; - ОАО «СКДМ»; - ООО «Форвард»; - ОАО «Вологодский машиностроительный завод»; - ОАО «Транс-Альфа ЭЛЕКТРО»; - ОАО «Вологодский вагоноремонтный завод»; - ОАО «Ротор»; - ОАО «Череповецкий ЛМЗ».

2012 Система государственного управления: - Департамент инвестиционной политики Правительства Вологодской области; - Департамент финансов Вологодской области; - Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области; - Департамент государственной службы и местного самоуправления Вологодской области; - Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике Вологодской области; - Управление развития малого и среднего предпринимательства области Департамента экономики Вологодской области; - Управление образования Администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области. Научные и образовательные организации: - Российская академия народного хозяйства и государственной службы (г. Москва); - ННОУ Межотраслевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров» (г. Москва); - Ярославский государственный университет; - Автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Вологодский институт развития образования»; - МОУ «СОШ № 13» г. Вологды; - МОУ «СОШ № 1» г. Вологды; - МБОУ «СОШ № 11» г. Череповца. Предприятия: - ОАО «Вологодский машиностроительный завод»; - ОАО «Транс-Альфа ЭЛЕКТРО». Зарубежные стажировки: - некоммерческая ассоциация AgrarKontakte Internationa (Германия); - консультационная компания ProAgria (Финляндия).

2013 Система государственного управления: - Управление по развитию местного самоуправления Департамента внутренней политики Правительства Вологодской области; - Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области; - Департамент лесного комплекса Вологодской области; - Управление ЖКХ Департамента строительства и ЖКХ Вологодской области; - Департамент экономики Вологодской области; - Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области; - Законодательное собрание Вологодской области; - Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области; - Департамент финансов Вологодской области; - Управление промышленности и науки Департамента экономики Вологодской области»; - Управление развития малого и среднего предпринимательства области Департамента экономики Вологодской области; - Департамент международных, межрегиональных связей и туризма Вологодской области; - Комитет по бюджету и налогам Вологодской городской Думы. Научные и образовательные организации: - ИСЭРТ РАН; - НКО Фонд поддержки гражданских инициатив; - Вологодский государственный педагогический университет; - ДОУ ДЮЦ «Единство». Предприятия: - ОАО «Вологодский оптико-механический завод».

2014 Система государственного управления: - Департамент труда и занятости населения Вологодской области; - Департамент стратегического планирования Вологодской области; - Законодательное собрание Вологодской области; - Департамент природных ресурсов Вологодской области; - Департамент социальной защиты Вологодской области; - Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области; - Департамент экономического развития Вологодской области. Научные и образовательные организации: - ИСЭРТ РАН; - ДОУ ДЮЦ «Единство»; - МБОУ «Верховажская средняя общеобразовательная школа им. Я.Я. Кремлева»; - Вологодский государственный педагогический университет. Предприятия: - ОАО «Вологодский оптико-механический завод». Зарубежные стажировки: - международный форум (Италия).

2015 Система государственного управления: - Департамент экономического развития Вологодской области; - Департамент стратегического планирования Вологодской области; - Департамент строительства и ЖКХ Вологодской области; - Департамент финансов Вологодской области; - Департамент культуры и туризма Вологодской области; - Департамент природных ресурсов Вологодской области; - Отделение Пенсионного фонда РФ по Вологодской области. Научные и образовательные организации: - ИСЭРТ РАН; - Российская государственная академия интеллектуальной собственности (г. Москва); - ОАО «Корпорация развития Вологодской области»; - Вологодский государственный университет; - ДОУ ДЮЦ «Единство»; - БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей»; - МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 1».

- обновление и углубление знаний в научно-профессиональной деятельности;

- освоение инновационных технологий, форм, методов и средств в осуществлении профессиональной деятельности сотрудников;

- изучение отечественного и зарубежного опыта в сфере требований к уровню квалификации специалистов;

- повышение профессионального уровня через знакомство с опытом специалистов, аккумулирование полученных знаний;

44% 37% 19%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

■ Система государственного управления ■ Научные и образовательные организации ■ Предприятия

Рис. 3. Распределение выбора мест для прохождения стажировки в период 2010 год - 3 квартал 2015 года

- использование аспирантами результатов стажировки в процессе подготовки диссертационного исследования, семинаров, написания статей.

Современный рынок труда предъявляет к специалистам все больше требований. Самым оптимальным способом приобретения практического опыта является стажировка. Это большой плюс к порт-фолио научного сотрудника, аспиранта. Стажировка обеспечивает непрерывное профессиональное развитие. Рост значения человеческого капитала в современном обществе обусловливает интерес, опережает развитие профессионального становления специалиста любой области. Особое внимание уделяется научным сотрудникам, т. к. они являются основой человеческого капитала. Повышение квалификации научных работников является катализатором самообразования, условием продуктивной научно-исследовательской работы, поэтому поиск и организация разумных оптимальных форм профессионального обучения - стажи-

ровок - становится важнейшей задачей теории и практики повышения квалификации, тем самым повышая конкурентоспособность организации в целом. Именно поэтому в ИСЭРТ РАН особое внимание уделяется этой системе.

Подводя итоги исследования, следует отметить, что деятельность ИСЭРТ РАН обеспечивает комфортные условия для повышения квалификации своих работников. Проведенный анализ сложившейся в ИСЭРТ РАН системы стажировок показывает, что данная форма повышения квалификации является перспективным и эффективным видом деятельности. Система стажировок формирует вокруг обучающихся и сотрудников развивающую среду, которая обеспечивает их полноценное профессиональное развитие, что позволяет прогнозировать формирование качественного человеческого потенциала экономики региона. Перспективами данной работы является совершенствование системы мероприятий по получению дополнительного профессионального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева, О. В. Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования [Электронный ресурс] / О. В. Беляева // Состояние интеллектуального потенциала российской науки. - Режим доступа : http://rusrand.ru

2. Большая советская энциклопедия [Текст] : в 30 т. - Т. 24. - М. : Советская энциклопедия, 1996. - С. 398.

3. Большой юридический словарь [Текст] / под ред. А. Я. Сухарева. - М. : Библиотека словарей «Инфра-М», 2010. - С. 489.

4. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / под ред. С. А. Кузнецова. - М. : Азбуковник, 2009. - С. 432.

5. Большой экономический словарь [Текст] / под ред. А. Н. Азрилияна. - М. : Ин-т новой экономики, 2008. - С. 1152.

6. Веснин, В. Р. Управление персоналом. Теория и практика [Текст] : учебник / В. Р. Веснин. -М. : Проспект, 2007. - 688 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Гитман, М. Б. Диверсификация системы профессионального образования на основе использования систем дуального обучения [Текст] / М. Б. Гитман, Е. К. Гитман, Н. Н. Матушкин // Высшее образование в России. - № 3. - 2009.

8. Егорихина, С. Ю. Подготовка научных кадров для экономики региона (из опыта работы аспирантуры ИСЭРТ РАН) [Текст] / С. Ю. Егорихина, Н. Н. Подволоцкая // Проблемы развития территории. -2012. - № 4. - С. 123-132.

9. Ильясов, Д. Ф. Технология проектирования образовательной программы повышения квалификации педагогических работников [Текст] / Д. Ф. Ильясов, О. А. Ильясова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2011. - № 2 (7). - С. 5-12.

10. Комаров, Е. «Брейнбилдинг», или Как накачивают свой мозг профессионалы [Текст] / Е. Комаров. -М. : Эксмо, 2009. - 192 с.

11. Королева, И. А. Медиативная компетентность как фактор профессионального становления (на примере развивающей работы с аспирантами ИСЭРТ РАН) [Текст] / И. А. Королева, А. Б. Кулакова // Экономика и социум. - № 3. - 2014.

12. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов [Текст] / Л. П. Крысин. - М. : Эксмо, 2005. - С. 734.

13. Леонидова, Г. В. Научно-образовательный центр как основа профильного обучения в системе экономического образования в регионе [Текст] / Г. В. Леонидова, О. Н. Политова // Проблемы развития территории. - 2004. - № 25. - С. 64-65.

14. Научно-образовательный центр ИСЭРТ РАН: 10 лет. От идеи до реализации [Текст] / В. А. Ильин, А. А. Шабунова, В. И. Попова, С. Ю. Егорихина, Л. В. Жданова, И. А. Королева, А. Б. Кулакова. -Вологда : ИСЭРТ РАН, 2013. - Кн. 2. Подсистема послевузовского образования.

15. Попова, В. И. Организация стажировок как одна из важных составляющих подготовки научных кадров (опыт ИСЭРТ РАН) [Текст] / В. И. Попова, С. Ю. Егорихина // Вопросы территориального развития. - 2013. - № 6 (6). - С. 1-7.

16. Профессиональное обучение [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.btraining.ru/ prof-edu

17. Сериков, Г. Н. Образование и развитие человека [Текст] / Г. Н. Сериков. - М. : Мнемозина, 2002. -416 с.

18. Словарь русского языка [Текст] : в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М. : Полиграф-ресурсы, 1999. - С. 457.

19. Стажировка за рубежом [Электронный ресурс] // Globail Work. - Режим доступа : http://www. garant-tour.ru/slide-view/slide-2

20. Терещенкова, Е. В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов [Текст] / Е. В. Терещенкова // Концепт. - 2014. - № 4.

21. Тешев, А. В. Использование элементов дуальной формы образования в высшей школе при подготовке практико-ориентированных специалистов [Текст] / А. В. Тешев // Вестник Адыгейского университета. - 2014. - № 2.

22. Тимофеева, С. В. Организационно-педагогические условия квалификации руководителей общеобразовательных учреждений в процессе стажировки в центрах инновационного опыта [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / С. В. Тимофеева. - Чебоксары, 2010. - 230 с.

23. Толковый словарь русского языка [Текст] : в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. - М. : Советская энциклопедия, 1935 - 1940. - С. 1789.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Сухарева Любовь Михайловна - инженер-исследователь отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: suhareva_lm@mail.ru. Тел.: (8172) 59-78-10.

Sukhareva L.M.

INTERNSHIP AS A FORM OF ADVANCED TRAINING (CASE STUDY OF ISEDT RAS)

This article describes internship as a form of additional professional education. It proves the relevance of this form, as well as the significance of systematic organization of internships in the process of education and formation of a professional. The article also reveals features of internship as a type of activity that is of practice-oriented nature, presupposes acquaintance with new technologies and their development, accumulation of professional experience, individual character. It considers theoretic-methodological approaches to the definition of "internship", presents different types of internships, depending on the purpose, scope of employment and place of conduct. This form of training is reflected in the activities of the Research and Educational Center of Economics and Information Technology, established at the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. The Research and Educational Center of Economics and Information Technology of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences provides employees and graduate students with additional professional education. Since 2010 it has been implementing a system of internships at leading foreign and Russian enterprises, state and municipal authorities, scientific and educational organizations. The system of internships as a form of training aimed at learning best practices and acquiring professional and organizational skills. The paper presents the essence of the additional professional training organization among employees and graduate students of the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. The article presents data on the number of internships and the choice of places for their conduct in 2010-3rd quarter of 2015 and concludes that researchers and postgraduates of the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences mainly choose governance structures as place of their internship. Their conduct at enterprises is a promising direction to develop the internship system in the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. The current system of training gives an opportunity to solve tasks of developing practical knowledge of the staff and graduate students and enhancing external contacts and relationships of the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. The experience of internships in this Research and Educational Center can be used by the staff of educational and research institutions.

Additional professional education, advance training, internship, types of internships, Research and Educational Center.

REFERENCE

1. Belyaeva O. V. Tsentr problemnogo analiza i gosudarstvenno-upravlencheskogo proektirovaniya [Center for problem analysis and state governance design]. Sostoyanieintellektual'nogopotentsiala rossiiskoinau-ki [State of intellectual potential of Russian science]. Available at : http://rusrand.ru

2. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya: v301. [Great Soviet encyclopedia : in 30 volumes]. Vol. 24. Moscow : Sovetskaya entsiklopediya, 1996, p. 398.

3. Bol'shoiyuridicheskii slovar' [Big law dictionary]. Under editorship of A. Ya. Sukharev. Moscow : Bibli-oteka slovarei "Infra-M", 2010, p. 489.

4. Bol'shoi tolkovyi slovar' russkogoyazyka [Big explanatory dictionary of Russian]. Under editorship of S. A. Kuznetsov. Moscow : Azbukovnik, 2009, p. 432.

5. Bol'shoi ekonomicheskii slovar' [Big economic dictionary]. Under editorship of A. N. Azriliyan. Moscow : In-t novoi ekonomiki, 2008, p. 1152.

6. Vesnin V. R. Upravlenie personalom. Teoriya i praktika : uchebnik [Personnel management. Theory and practice : textbook]. Moscow : Prospekt, 2007. 688 p.

7. Gitman M. B., Gitman E. K., Matushkin N. N. Diversifikatsiya sistemy professional'nogo obrazovaniya na os-nove ispol'zovaniya sistem dual'nogo obucheniya [Diversification of the vocational education system through the use of dual education systems]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher education in Russia], no. 3, 2009.

8. Egorikhina S. Yu., Podvolotskaya N. N. Podgotovka nauchnykh kadrov dlya ekonomiki regiona (iz opyta raboty aspirantury ISERT RAN) [Preparation of scientific personnel for the economy of the region (on the experience of ISEDT RAS graduate school)]. Problemy razvitiya territorii [Problems of territory's development], 2012, no. 4, pp. 123-132.

9. Il'yasov D. F., Il'yasova O. A. Tekhnologiya proektirovaniya obrazovatel'noi programmy povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh rabotnikov [Technology of design of the educational program of advanced training of pedagogical workers]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific provision of the system of advanced training], 2011, no. 2 (7), pp. 5-12.

10. Komarov E. "Breinbilding", ili Kak nakachivayutsvoi mozg professionaly ["Brainbuilding", or how to pump up brain of professionals]. Moscow : Eksmo, 2009. 192 p.

11. Koroleva I. A., Kulakova A. B. Mediativnaya kompetentnost' kak faktor professional'nogo stanovleniya (na primere razvivayushchei raboty s aspirantami ISERT RAN) [Mediation competence as the factor in professional formation (on the example of developmental work with postgraduate students of ISEDT RAS)]. Ekonomika isotsium [Economy and society], no. 3, 2014.

12. Krysin L. P. Tolkovyi slovar' inoyazychnykh slov [Explanatory dictionary of foreign words]. Moscow : Eksmo, 2005, p. 734.

13. Leonidova G. V., Politova O. N. Nauchno-obrazovatel'nyi tsentr kak osnova profil'nogo obucheniya v sisteme ekonomicheskogo obrazovaniya v regione [Scientific-educational center as the basis of specialized education in the system of economic education in the region]. Problemy razvitiya territorii [Problems of territory's development], 2004, no. 25, pp. 64-65.

14. Ilyin V A., Shabunova A. A., Popova V. I., Egorikhina S. Yu., Zhdanova L. V., Koroleva I. A., Kulakova A. B. Nauchno-obrazovatel'nyi tsentr ISERT RAN: 10 let. Ot idei do realizatsii. Kn. 2. Podsistema poslevuzovsko-go obrazovaniya [ISEDT RAS Research-and-Educational Center: 10 years. From idea to implementation. Book 2. Subsystem of postgraduate education.]. Vologda : ISERT RAN, 2013.

15. Popova V. I., Egorikhina S. Yu. Organizatsiya stazhirovok kak odna iz vazhnykh sostavlyayushchikh podgo-tovki nauchnykh kadrov (opyt ISERT RAN) [Organization of internships as a major component of research training (ISEDT RAS experience)]. Voprosy territorial'nogo razvitiya [Issues of territorial development], 2013, no. 6 (6), pp. 1-7.

16. Professional'noe obuchenie [Professional training]. Available at : http://www.btraining.ru/prof-edu

17. Serikov G. N. Obrazovanie i razvitie cheloveka [Education and human development]. Moscow : Mnemozi-na, 2002. 416 p.

18. Slovar' russkogoyazyka: v 4 t. [dictionary of Russian : in 4 volumes]. Under editorship of A. P. Evgen'eva. Moscow : Poligrafresursy, 1999, p. 457.

19. Stazhirovka za rubezhom [Internship abroad]. Globail work. Available at : http://www.garant-tour.ru/ slide-view/slide-2

20. Tereshchenkova E. V. Dual'naya sistema obrazovaniya kak osnova podgotovki spetsialistov [Dual educational system as a basis of training of specialists]. Kontsept [Concept], 2014, no. 4.

21. Teshev A. V. Ispol'zovanie elementov dual'noi formy obrazovaniya v vysshei shkole pri podgotovke prak-tiko-orientirovannykh spetsialistov [Use of elements of the dual form of education in higher education in the preparation of practice-oriented specialists]. Vestnik Adygeiskogo universiteta [Bulletin of Adyghe state University], 2014, no. 2.

22. Timofeeva S.V Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya kvalifikatsii rukovoditeleiobshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii v protsesse stazhirovki v tsentrakh innovatsionnogo opyta : dis. kand. ped. nauk [Organizational-pedagogical conditions of training of heads of educational institutions in the process of training in the innovative experience centers]. Cheboksary, 2010. 230 p.

23. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka : v 4 t. [Explanatory dictionary of Russian language: in 4 volumes]. Under editorship of D. N. Ushakov. Moscow : Sovetskaya entsiklopediya, 1935 - 1940, p. 1789.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Sukhareva Lyubov' Mikhailovna - Research Engineer at the Department for the Studies of the Influence of Integration Processes in Science and Education on Territorial Development. Federal State Budgetary Institution of Science Institute of SocioEconomic Development of Territories of Russian Academy of Science. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation. E-mail: suhareva_lm@mail.ru. Phone: (8172) 59-78-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.