Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНЫХ СТАЖИРОВОК В МАГИСТРАТУРЕ НА ЯЗЫКОВЫХ КАФЕДРАХ УНИВЕРСИТЕТОВ'

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНЫХ СТАЖИРОВОК В МАГИСТРАТУРЕ НА ЯЗЫКОВЫХ КАФЕДРАХ УНИВЕРСИТЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
838
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАЖИРОВКА / НАУЧНАЯ СТАЖИРОВКА / ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАУЧНОЙ СТАЖИРОВКИ / ПРИНЦИПЫ НАУЧНЫХ СТАЖИРОВОК / СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНЫХ СТАЖИРОВОК / ВУЗЫ-ПАРТНЕРЫ / ОБМЕН ОПЫТОМ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЧЕСТНОСТЬ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бижкенова Айгуль Ермековна, Буркова Татьяна Александровна

В статье рассматриваются существующие дефиниции понятия «стажировка», «научная стажировка». Под научной стажировкой в работе понимается целенаправленное совершенствование научно-профессиональных компетенций и углубление научных знаний, а также совершенствование навыков исследования и самостоятельного научного поиска. Цель научной стажировки магистранта определяется требованиями государственного стандарта. Задачами научной стажировки являются практическое освоение и применение основных принципов научно-исследовательской деятельности; использование новейших разработок в соответствующей области научного знания. Основными принципами осуществления научной стажировки являются системность, научность, перспективность, ориентация на развитие магистранта как языковой личности, будущего ученого-исследователя, сочетание стажировки с самообразованием. Среди важных научно-профессиональных компетенций, подлежащих для развития в период научных стажировок необходимо выделить конструктивные, коммуникативные и исследовательские умения. В практической части статьи представлен опыт организации стажировок магистрантов, в том числе вузов-партнеров ЕНУ им. Л.Н. Гумилева (г. Нур-Султан, Казахстан) и БГПУ им. М. Акмуллы (г. Уфа, Россия). Приводятся статистические данные опыта. Описывается алгоритм организации научных стажировок магистрантов в вузе. Вносятся предложения для выработки единого Положения о научных стажировках в вузе, в том числе в дистационном формате. Отмечаются моменты, на которые следует обратить внимание при планировании последующих научных стажировок в магистратуре на языковых кафедрах университетов, позволяющих, по мнению авторов, совершенствовать процедуру организации научной стажировки: 1) сертификация стажеров; 2) введение в Положение о научных стажировках пункта об академической честности; 3) унификция формата отчетов и отчетной документации; 4) внедрение института тьюторства; 5) четкое описание в Положении о научных стажировках магистрантов обязанностей принимающей кафедры. Таким образом, авторы статьи считают, что научная стажировка на базе специализированных кафедр в режиме онлайн, а в дальнейшем и офлайн будет все больше пользоваться спросом, потому что перспективы ее организации с учетом всех необходимых принципов и научных подходов, а также большой ресурный арсенал университетов позволяют расширять прием обучающихся не только из региональных вузов, но и зарубежных вузов-партнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бижкенова Айгуль Ермековна, Буркова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF SCIENTIFIC INTERNSHIPS IN THE MASTER'S PROGRAM AT THE LANGUAGE DEPARTMENTS OF UNIVERSITIES

The article discusses the existing definitions of the concept of "internship", "scientific internship". The scientific internship in the work is understood as the purposeful improvement of scientific and professional competencies and the deepening of scientific knowledge, as well as the improvement of research skills and independent scientific research. The purpose of the scientific internship of a master's student is determined by the requirements of the state standard. The objectives of the scientific internship are the practical development and application of the basic principles of research activities; the use of the latest developments in the relevant field of scientific knowledge. The main principles of the scientific internship are systematic, scientific, perspective, orientation to the development of the master's student as a language personality, a future research scientist, a combination of the internship with self-education. Among the important scientific and professional competencies to be developed during scientific internships, it is necessary to highlight constructive, communicative and research skills. The practical part of the article presents the experience of organizing internships for undergraduates, including partner universities of the ENU. L.N. Gumilyov (Nur-Sultan, Kazakhstan) and BSPU named after M. Akmulla (Ufa, Russia). Experimental statistics are presented. The algorithm for organizing scientific internships for undergraduates at the university is described. Proposals are being made for the development of a unified Regulation on scientific internships at the university, including in the distance format. Below are the points that should be paid attention to when planning subsequent scientific internships in the magistracy at the language departments of universities, which, according to the authors, allow improving the procedure for organizing scientific internships: 1. certification of interns; 2. an introduction to the Regulation on Scientific Internships of the clause on academic integrity; 3. unification of the format of reports and reporting documentation; 4. introduction of the institution of tutoring; 5. a clear description in the Regulation on scientific internships of undergraduates of the responsibilities of the host department. The authors of the article consider that scientific internships on the basis of specialized departments in online mode, and in the future offline, will be increasingly in demand, because the prospects for its organization, taking into account all the necessary principles and scientific approaches, as well as a large resource arsenal of universities, allow us to expand the admission of students not only from regional universities, but also from foreign partner universities.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНЫХ СТАЖИРОВОК В МАГИСТРАТУРЕ НА ЯЗЫКОВЫХ КАФЕДРАХ УНИВЕРСИТЕТОВ»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 001.89

Айгуль Ермековна Бижкенова, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранной филологии, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

E-mail: abizhkenova@inbox.ru

Татьяна Александровна Буркова, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой романо-германского языкознания и зарубежной литературы, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы E-mail: burkova_tatjana@mail.ru

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНЫХ СТАЖИРОВОК В МАГИСТРАТУРЕ НА ЯЗЫКОВЫХ КАФЕДРАХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Аннотация. В статье рассматриваются существующие дефиниции понятия «стажировка», «научная стажировка». Под научной стажировкой в работе понимается целенаправленное совершенствование научно-профессиональных компетенций и углубление научных знаний, а также совершенствование навыков исследования и самостоятельного научного поиска. Цель научной стажировки магистранта определяется требованиями государственного стандарта. Задачами научной стажировки являются практическое освоение и применение основных принципов научно-исследовательской деятельности; использование новейших разработок в соответствующей области научного знания. Основными принципами осуществления научной стажировки являются системность, научность, перспективность, ориентация на развитие магистранта как языковой личности, будущего ученого-исследователя, сочетание стажировки с самообразованием. Среди важных научно-профессиональных компетенций, подлежащих для развития в период научных стажировок необходимо выделить конструктивные, коммуникативные и исследовательские умения. В практической части статьи представлен опыт организации стажировок магистрантов, в том числе вузов-партнеров ЕНУ им. Л.Н. Гумилева (г. Нур-Султан, Казахстан) и БГПУ им. М. Акмуллы (г. Уфа, Россия). Приводятся статистические данные опыта. Описывается алгоритм организации научных стажировок магистрантов в вузе. Вносятся предложения для выработки единого Положения о научных стажировках в вузе, в том числе в дистационном формате. Отмечаются моменты, на которые следует обратить внимание при планировании последующих научных стажировок в магистратуре на языковых кафедрах университетов, позволяющих, по мнению авторов, совершенствовать процедуру организации научной стажировки: 1) сертификация стажеров; 2) введение в Положение о научных стажировках пункта об академической честности; 3) унификция формата отчетов и отчетной документации; 4) внедрение института тьюторства; 5) четкое описание в Положении о научных стажировках магистрантов обязанностей принимающей кафедры. Таким образом, авторы статьи считают, что научная стажировка на базе специализированных

кафедр в режиме онлайн, а в дальнейшем и офлайн будет все больше пользоваться спросом, потому что перспективы ее организации с учетом всех необходимых принципов и научных подходов, а также большой ресурный арсенал университетов позволяют расширять прием обучающихся не только из региональных вузов, но и зарубежных вузов-партнеров.

Ключевые слова: стажировка, научная стажировка, цель и задачи научной стажировки, принципы научных стажировок, система организации научных стажировок, вузы-партнеры, обмен опытом, академическая честность, тьюторское сопровождение

Для цитирования: Бижкенова, А.Е. Принципы организации научных стажировок на языковых кафедрах университетов / А.Е. Бижкенова, Т.А. Буркова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. - №3.(93) - С. 133-146.

Aigul Ye.Bizhkenova, Dr. Sci. (Philology), Associate Professor, Head at the Department of Foreign Philology, Eurasian National University named after L.N. Gumilyov E-mail: abizhkenova@inbox.ru

Tatyana A. Burkova, Dr. Sci. (Philology), Head at the Department of Romano-Germanic Linguistics and Foreign Literature, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

E-mail: burkova_tatjana@mail.ru

PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF SCIENTIFIC INTERNSHIPS IN THE MASTER'S PROGRAM AT THE LANGUAGE DEPARTMENTS OF UNIVERSITIES

Abstract. The article discusses the existing definitions of the concept of "internship", "scientific internship". The scientific internship in the work is understood as the purposeful improvement of scientific and professional competencies and the deepening of scientific knowledge, as well as the improvement of research skills and independent scientific research. The purpose of the scientific internship of a master's student is determined by the requirements of the state standard. The objectives of the scientific internship are the practical development and application of the basic principles of research activities; the use of the latest developments in the relevant field of scientific knowledge. The main principles of the scientific internship are systematic, scientific, perspective, orientation to the development of the master's student as a language personality, a future research scientist, a combination of the internship with self-education. Among the important scientific and professional competencies to be developed during scientific internships, it is necessary to highlight constructive, communicative and research skills. The practical part of the article presents the experience of organizing internships for undergraduates, including partner universities of the ENU. L.N. Gumilyov (Nur-Sultan, Kazakhstan) and BSPU named after M. Akmulla (Ufa, Russia). Experimental statistics are presented. The algorithm for organizing scientific internships for undergraduates at the university is described. Proposals are being made for the development of a unified Regulation on scientific internships at the university, including in the distance format. Below are the points that should be paid attention to when planning subsequent scientific internships in the magistracy at the language departments of universities, which, according to the authors, allow improving the procedure for organizing

scientific internships: 1. certification of interns; 2. an introduction to the Regulation on Scientific Internships of the clause on academic integrity; 3. unification of the format of reports and reporting documentation; 4. introduction of the institution of tutoring; 5. a clear description in the Regulation on scientific internships of undergraduates of the responsibilities of the host department. The authors of the article consider that scientific internships on the basis of specialized departments in online mode, and in the future offline, will be increasingly in demand, because the prospects for its organization, taking into account all the necessary principles and scientific approaches, as well as a large resource arsenal of universities, allow us to expand the admission of students not only from regional universities, but also from foreign partner universities.

Keywords: internship, scientific internship, purpose and objectives of scientific internship, principles of scientific internships, system of organization of scientific internships, partner universities, exchange of experience, academic integrity, tutor support

For citing: Bizhkenova A.Ye (2021).Principles of organisation of scientific interships in the master's program at the language departments of universities. Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 3(93): 133-146 (In Russ).

DOI: 10.21510/1817-3292-2021-93-3-133-146

Значительное место среди факторов, определяющих развитие систем высшего образования в мире, занимают процессы глобализации и интернационализации. Все большую популярность приобретает академическая мобильность. К программам студенческой мобильности можно отнести учебно-ознакомительные программы, программы двудипломного образования, учебные программы

«включенного» / частичного» обучения, языковые курсы, практики, стажировки, в том числе научные.

В рамках данной научной статьи хотелось бы остановиться на научных стажировках. Рассмотрим существующие дефиниции понятия «стажировка».

Толковые словари предлагают следующие трактовки понятия «стажировка»: 1) прохождение испытательного срока работы (после окончания специального учебного заведения) перед зачислением в штат учреждения, предприятия; 2) производственная, научная, учебная практика для овладения какой-либо специальностью или повышения квалификации [1]; 3) прохождение испытательного стажа на какой-нибудь работе [2]; 4) прохождение стажа [3].

Наиболее исчерпывающей представляется дефиниция понятия «стажировка», представленная в Большой советской энциклопедии, где под стажировкой понимается: 1) производственная деятельность для приобретения опыта работы или повышения квалификации по специальности; широко применяется в советской высшей школе, где существует стажировка выпускников вузов с целью углубления их специализации непосредственно на рабочем месте; молодых специалистов и работников НИИ и вузов для подготовки их к научной или педагогической деятельности, преподавателей высшей школы с

целью повышения их квалификации; 2) работа по специальности в течение определённого испытательного срока (испытательный стаж) для определения возможности зачисления на штатную должность в театрах, оркестрах, хореографических и других художественных коллективах, в адвокатуре и некоторых других организациях [4].

В современных научно-исследовательских работах также сформулированы разные подходы к трактовке понятия «стажировка». Стажировки рассматриваются как:

- форма повышения квалификации, например, педагогов дополнительного образования как специально организованное взаимодействие специалистов - ученых, новаторов-практиков и стажеров -педагогов дополнительного образования по овладению научно-методическим содержанием и современными технологиями социально-педагогической деятельности [5, 10]; руководителей общеобразовательных учреждений в центрах инновационного опыта [6, 5];

- совместная деятельность тьютора и стажера с учетом компетентностного, аксиологического, системно-деятельностного подходов и принципов построения и развития образовательной среды стажировок в системе дополнительного профессионального образования [7, 70];

- педагогическая практика с учетом принципов деятельности стажерской площадки как ресурсного центра педагогических практик, такими как: планомерность, комплексность, последовательность и гибкость в зависимости от профессиональных запросов стажера; опора на технологии деятельностного подхода; содействие и сотрудничество в решении профессиональных задач; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату [8, 141];

- как форма подготовки обучающегося к практической деятельности, предусматривающая профессиональную деятельность в качестве стажера и выполняющая интегрирующие функции в формировании умений и навыков самостоятельного применения, изученных в рамках профессиональных и профильных дисциплин инструментов и методов разработки и проектирования объектов в предметной области [9, 3; 10; 11];

- корпоративное образование, построенное на концепции обучения в течение всей жизни, ориентирующееся на спрос, предъявляемый рынком труда, а не на предложения со стороны системы профессионального образования и обучения [12].

Одним из важных элементов научного направления деятельности высших образовательных учреждений являются стажировки. Понятие «научная стажировка» значительно сужает поле деятельности стажера, поскольку ограничивается рамками научно-исследовательской деятельности фундаментального или прикладного характера. Научная стажировка предназначена для того, чтобы дать обучающимся

представление об актуальных исследованиях, о структуре, организации и проведении научно-исследовательского проекта, приобрести навыки его самостоятельной реализации, умения видеть свое исследования во взаимосвязи с другими факторами и деталями (перевод наш, Т.Б) [13].

Целью научной стажировки является формирование компетенций, направленных на освоение знаний в области научно-исследовательской работы. Задачами научной стажировки являются практическое освоение и применение основных принципов научно-исследовательской деятельности; использование новейших разработок в соответствующей области научного знания.

В рамках данной статьи нам хотелось бы поделиться опытом организации научных стажировок, входящих в программу академической мобильности обучающихся. Научная стажировка в магистратуре является важнейшей составной частью образовательного процесса и представляет собой планомерную и целенаправленную научно-профессиональную деятельность обучающихся по дальнейшему освоению и углублению знаний в рамках изучаемой образовательной программы. Зарубежная научная стажировка магистранта проводится с целью изучения новейших теоретических, методологических и технологических достижений зарубежной науки, а также закрепления практических навыков, применения современных методов научных исследований, обработки и интерпретации экспериментальных данных в диссертационном исследовании [14, 7].

Под научной стажировкой понимается целенаправленное формирование профессиональных компетенций стажера по избранному направлению исследований. Научная стажировка осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы магистранта в рамках научно-исследовательской работы в целях анализа, систематизации и обобщения результатов научных исследований с помощью применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач; ознакомления с инновационными технологиями и новыми видами производств в научных организациях или в организациях соответствующих отраслей или сфер [15]. Речь идет о закреплении и дальнейшем развитии теоретических знаний, навыков и умений, формировании профессиональных научно-исследовательских компетенций, навыков работы с материалами и библиотечными фондами. Не менее важными ожидаемыми конкретными результатами являются сбор новейших научных материалов, расширение и дополнение библиографических ссылок, анализ и апробация положений, предварительных выводов и результатов, а также валидности основной гипотезы диссертационной работы, уточнения и проверка на устойчивость методов научного исследования, внесения корректировок и т.п. Эти цели предполагается достичь путем составления подробного индивидуального графика стажировки, активного посещения мероприятий на базе выбранной образовательно-научной структуры

университета, получение доступа к библиотечным ресурсам и многое другое. Таким образом, под научной стажировкой понимается целенаправленное непрерывное совершенствование научно-профессиональных компетенций и углубление научных знаний, а также совершенствование навыков исследования и самостоятельного научного поиска. Научная стажировка носит практико-ориентированный характер и требует после ее завершения подготовку и презентацию научного продукта в виде дополнений библиографических ссылок, проекта научной статьи, тезисов, научного эссе в рамках исследовательской темы или проведения экспериментального исследования. Студенты могут быть привлечены к научно-исследовательским проектам в научно-учебных и научно-исследовательских лабораториях.

Основными принципами осуществления научной стажировки являются системность, научность, перспективность, ориентация на развитие магистранта как языковой личности, будущего ученого-исследователя, сочетание стажировки с самообразованием.

Среди важных научно-профессиональных компетенций, подлежащих для развития в период научных стажировок необходимо выделить конструктивные, коммуникативные и исследовательские умения. Остановимся немного подробнее на них, потому что они очень актуальны для их учета в ходе организации стажировок.

Конструктивные умения важны для обоснованного отбора различных методов, приемов и организации деятельности в соответствии с поставленными задачами, а также выявления причин несоответствия полученных результатов цели. Магистрант должен уметь самостоятельно оценивать и анализировать ситуацию и в случае необходимости корректировать сценарии стажировки.

Коммуникативные умения необходимы для включения в групповую работу, активного участия в обсуждаемых вопросах, аргументированного высказывания своей позиции, владения навыками иноязычной коммуникации. В связи с тем, что мы говорим о языковой кафедре и направлении «Иностранная филология», то данные умения имеют большой профессиональный приоритет и на них мы делаем большой акцент.

Исследовательские умения показывают навыки целенаправленного сбора материалов по теме исследования, преломления полученных научных данных сквозь призму собственных интересов, целей и задач, накопления эмпирических материалов на основе бесед, наблюдения, опросов и пр.

Все вышеописанные умения предусматриваются в ходе организации научных стажировок как основного механизма достижения ожидаемых результатов.

Как правило, выездная научно-исследовательская стажировка в учебном плане магистратуры Казахстана предусмотрена образовательной

программой на 2 курсе (3 семестр) длительностью 10-12 дней. В содержание научной стажировки, в том числе в режиме онлайн входят следующие виды работ:

1. Ознакомление с задачами, содержанием и организационными особенностями стажировки;

2. Знакомство с учреждением образования, образовательной структурой, на базе которой организуется стажировка;

3. Обсуждение индивидуального графика стажировки с принимающей стороной;

4. Посещение мероприятий, предложенных принимающей стороной (лекции, семинары, вебинары, презентации, консультации);

5. Работа с библиотечными ресурсами;

6. Ведение дневников с фотоотчетами, анализом мероприятий и подготовка отчетных материалов;

7. Защита отчета на заключительной конференции.

В качестве примера приведем организацию научных стажировок магистрантов кафедрой иностранной филологии ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, которая является специализированной языковой кафедрой, реализующей образовательные программы по направлению 7М023 «Иностранная филология». В течение последних пяти лет на кафедру ежегодно приезжают магистранты для прохождения научных стажировок. Так, в период с 2015 по 2019 гг. кафедра в режиме реального обучения приняла магистрантов как из казахстанских, так и из российских вузов: среди них 5 магистрантов из Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (2015), 3 магистранта Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова (2016), 4 магистранта из Восточно-Казахстанского государственного университета, г. Усть-Каменогорск (2017), один магистрант из Актюбинского государственного университета им. К. Жубанова (2018) и 1 магистрант из КазУМОиМЯ им. Абылай хана (2017).

Все пребывавшие на научной стажировке магистранты принимали участие в научных конференциях, встречах, приобретали навыки научной работы. Так, например, две магистранта программы «Отечественное и зарубежное регионоведение» Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (г. Уфа, Республика Башкортостан) Фаттахова Лиана и Хамзина Зарема выступили на международной студенческой научной конференции «Иностранные языки в образовании молодежи Казахстана» (2015 г), магистрант этой же магистерской программы Чулпанова Алсу опубликовала научную статью в сборнике материалов научно-методического семинара «Актуальные вопросы иностранной филологи и лингводидактики в свете реализации государственной программы Республики Казахстан по развитию и функционированию языков на 2011-2020 годы» (2015 г), а магистрант из Костаная Утегулов Оралбек принял участие в выездном научно-

методическом семинаре «Актуальные вопросы иностранной филологии и лингводидактики в свете концепции модернизации общественного сознания: принципы полиязыкового образования», он выступил с докладом и опубликовал свой научный текст в сборнике материалов семинара (2018 г). Магистранты программы «Иностранные языки в межкультурном диалоге» Дистанова Гузель, Токарева Ирина (БГПУ им. М. Акмуллы) опубликовали результаты научных исследований в совместном сборнике материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 250-летию Александра Гумбольдта «Проблемы многоязычия в полиэтническом пространстве» (ЕНУ им. Л.Н. Гумилева/БГПУ им. М. Акмуллы, 2019 г.). В 2020-2021 уч. г. по запросу регионального вуза в условиях онлайн также была организована стажировка. В период с 23 ноября по 4 декабря 2020 г. на кафедре иностранной филологии филологического факультета находились на научной стажировке 5 магистрантов из ПГУ им. С. Торайгырова.

В первый же день магистранты, согласно плану стажировки, встретились с заведующим кафедрой - руководителем стажировки и эдвайзером по послевузовскому образованию. На онлайн-встрече был обсужден график предстоящих мероприятий и индивидуальные планы работ стажеров. Магистранты рассказали о темах своих диссертаций и высказали пожелание, получить научные консультации и рекомендации по библиографическим источникам, в особенности по трудам отечественных исследователей. С учетом пожеланий были внесены изменения в их графики. На следующий день в соответствии с планом работ для магистрантов была организована онлайн-презентация электронных библиотечных фондов университета и встреча с сотрудником научной библиотеки «Отырар» Айтуаровой А., которая очень подробно рассказала о возможностях доступа к ресурсам библиотеки и дала рекомендации о пользовании материалами. Магистранты зарегистрировались по рекомендованному алгоритму на различных научных платформах, среди них Web of Science, Wiley Online Library, Oxford Academic и др. Также магистрантам 111 У им. С. Торайгырова были выданы пароли для доступа к библиотечным ресурсам, которыми они смогут пользоваться до конца декабря 2020 г. Это стало для магистрантов регионального вуза большим прогрессом в совершенствовании их научных познаний в области цифровых электронных каталогов, в расширении и дополнении библиографических списков в разрезе тем их диссертаций. Работе с каталогами магистрантам были выделены специальные дни, когда они занимались на онлайн-платформах мировых электронных библиотек, к которым имеется доступ через библиотеку ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. Кафедра предоставила стажерам возможность посетить лекции в магистратуре, чем они с большой радостью воспользовались. В общей сложности были посещены 4 занятия, среди них лекции профессоров А.Е. Бижкеновой (Эксперимент и виды эксперимента: Описательная и инференциальная

статистика), Г.К. Сарсикеевой (Сравнительно-сопоставительная

лингводидактика: Особенности разработки стандарта образования и учебных программ в зарубежной лингводидактике), М.Л. Анафиновой (Терминоведение), Н.З. Жуманбековой (Теория речи и межкультурная коммуникация: Ideology and mentality, their relationship with culture and language).

Во время посещения лекций и семинарских занятий стажерам было предложено вместе с группами участвовать в дискуссиях и обсуждениях. Здесь развивались их коммуникативные умения, а также умения аргументированно и обоснованно отвечать на вопросы, оттачивать навыки академической речи. Надо сказать, что им были предложены в основном авторские курсы, которых нет в их образовательных программах, поэтому многим из них было не только интересно содержание, которое они слушали, но и отчасти тяжело, потому что многие вещи им попросту незнакомы. В частности, могу сказать по своему занятию. Предмет для магистрантов новый, как делать расчеты, использовать статистические формулы и интерпретировать результаты антропометрических измерений они слышали впервые и, конечно же, попытавшись включиться в работу, многие не смогли прийти к решению. Это от них и не требовалось, но то, что они что-то новое услышали и получили информацию, это тоже достаточно хорошо. Кроме этого, магистранты были приглашены наряду с магистрантами и докторантами кафедры иностранной филологии на лекцию зарубежного доктора наук Доротеи Сильвии Майевич из Гданького университета Польши на тему: «Организация библиографии и исследовательские ресурсы», которая была организована кафедрой теории и практики иностранного языка для студентов филологического факультета. В завершение стажировки была организована отчетная конференция, на которой магистранты регионального вуза представили личные фотоотчеты и презентации по результатам работы на кафедре. Заслушав и утвердив отчеты, а также проанализировав активность каждого из магистрантов, было принято решение выставить дифференцированные оценки за стажировку.

Предлагаем несколько шаблонов для внесения в общее «Положение о научных стажировках магистрантов»:

Примерная форма индивидуального графика магистранта на период научной стажировки

№ Содержание работы Сроки Выполнение

1 Знакомство с принимающей кафедрой, университетом

2 Обсуждение и утверждение плана-графика стажировки

3 Посещение занятий преподавателей

4 Посещение вебинара научной библиотеки по

презентации электронных ресурсов

5 Посещение дополнительных мероприятий по рекомендации кафедры (гостевые лекции зарубежных партнеров, научные семинары/вебинары, презентации монографий и др.)

6 Индивидуальные консультации по темам научных исследований

7 Работа в библиотеках университета и города

Сбор материалов, дополнение библиографических источников по теме исследования, написание проектов научных статей

Оформление отчетной документации

Защита отчета

График посещения занятий

№ Дата Предмет Тема лекции/семинара Преподаватель Ссылка онлайн

График посещения библиотеки и других мероприятий

(составляется после прибытия на место стажировки совместно с руководителем принимающей кафедры)

№ Мероприятие Содержание Кем презентовано Ссылка онлайн

Для выработки единого Положения о научных стажировках в ЕНУ им. Л.Н.Гумилева/БГПУ им. М.Акмуллы, в том числе в режиме дистанционной организации, хотелось бы высказать предложения, которые выработались по наблюдениям в ходе нашей работы. В первую очередь научную стажировку необходимо планировать с учетом выше принципов. В связи с тем, что кафедра иностранной филологи ЕНУ им. Л.Н. Гумилева уже не первый год принимает на кафедре стажеров, можно сказать, что выработан определенный алгоритм в организации и системности, что проявляется в планомерности, логике и целенаправленности всех мероприятий в утверждаемом графике стажировки. Все перечисленные выше принципы - научность, перспективность, направленность на совершенствование языковых компетенций, самообразование - учитываются в плане мероприятий.

Вместе с тем при организации научной стажировки есть моменты, на которые стоит обратить внимание.

1. Сертификация стажеров.

В ЕНУ им. Л.Н. Гумилева и БГПУ им. М.Акмуллы не отработана процедура сертификации стажеров, как это делают например КазНУ им. Аль-

Фараби (Казахстан) и зарубежные вузы, когда магистранты из принимающего вуза-партнера привозят сертификаты о прохождении стажировки.

2. Включение раздела об академической честности.

В Положения об онлайн-стажировках можно внести раздел об академической честности. Необходимость введения такой формулировки объясняется следующей причиной: наличие фактов недобросовестного посещения стажерами всех предложенных онлайн-мероприятий, например, подключение стажера на начало мероприятия и его отсутствие в конце (при наличии иконки присутствия); проверить наличие самого стажера не видится возможным, но на вопросы о содержании мероприятия стажер не мог дать четкого ответа или объяснял в качестве уважительной причины отсутствие в связи с занятостью в направляюшум вузе или привлчением на занятия региональным вузом. Мы считаем, что от направляющего вуза необходимо требовать выполнения условия полного освобождения стажера от любого рода мероприятий в их вузе.

3. Унификция формата отчетов и отчетной документации.

Следующим важным шагом видится унификация формата отчетов и

отчетной документации. На сегодня отсутствуют единые требования по онлайн-отчетности. Что должен стажер сдавать как результат своего пребывания на принимающей кафедре? Мы требуем публичную защиту отчета с фото с мероприятий. Но кажется, что нужен еще конспект лекции или протокол семинарского занятия с тем, чтобы стажер знал, что посещение утвержденных мероприятий обязательно. А также должен быть приложен список просмотренной и изученной литературы. В идеале можно приложить проект научной статьи, либо тезисы к научному докладу. Но последнее несколько затруднительно в связи с краткосрочностью пребывания магистрантов на стажировке. Но если стажеры будут готовиться к стажировке и изучать Положение об онлайн-стажировках в ЕНУ им. Гумилева заранее, то могут сделать заготовки для научной работы, смогут их апробировать здесь и вполне справятся с этой отчетностью.

4. Внедрение института тьюторства.

В международном департаменте вуза необходимо внедрить институт тьюторства, одной из задач которого станет тьюторсоке сопровождение зарубежных стажеров, а также формирование списка наставников (кураторов лиц, проходящих стажировку) по каждому структурному подразделению университета).

5. Введение четких формулировок обязанностей принимающей кафедры.

Для принимающей кафедры в Положении об организации научных стажировок также должны быть прописаны обязанности. Например, кафедре необходимо разработать критерии оценок для научной онлайн-стажировки; разработать шаблон характеристики на стажера, которую подпишут заведующий кафедрой и декан факультета и заверят печатью факультета. Из опыта следует, что за стажерами необходимо закрепить эдвайзера, который

будет связующим звеном между кафедрой, структурами университета и стажерами. Это очень важно, он может помочь, например, получить пароли, доступ к внутривузовским платформам, к библиотеке, координировать онлайн-встречи, устранить возникающие технические проблемы и пр. Как раз усилиями эдвайзера была технически предоставлена возможность полноценного участия стажеров в мероприятиях на кафедре и их ежедневное онлайн-сопровождение в университете.

Научная самостоятельность молодого исследователя определяется его внутренней мотивацией, поскольку разработка научного проекта и личностное развитие неразрывно связаны друг с другом в процессе научного исследования (перевод наш Т.Б.) [16, 318 ]. Думается, что научно-исследовательская стажировка на базе специализированных кафедр в режиме онлайн, а в дальнейшем и офлайн будет все больше пользоваться спросом, потому что перспективы ее организации с учетом всех необходимых принципов и научных подходов, а также большой ресурный арсенал университетов позволяют расширять прием обучающихся не только из региональных вузов, но и зарубежных вузов-партнеров.

1. Толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. - URL: https://gufo.me/dict/kuznetsov/стажировка (дата обращения: 03.06.2021).

2. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. - URL: https://gufo.me/dict/ushakov/стажировка (дата обращения: 03.06.2021).

3. Толковый онлайн-словарь русского языка / под ред. Т. Ф. Ефремовой. -URL: https://lexicography.online/explanatory/ е£гешоуа/8еагоЬ?8=стажировка (дата обращения: 03.06.2021).

4. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / глав. ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. - Москва: Сов. энциклопедия, 1996. - Т. 24, Кн. 2. - 576 с. - URL: https://bse.slovaronline.com/43907-STAZHIROVKA (дата обращения: 03.06.2021).

5. Новохатько, О.В. Стажировка как форма повышения квалификации педагогов учреждения дополнительного образования детей: автореферат дисс. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 /О.В. Новохатько / Ин-т соц.-пед. проблем сел. школы РАО. - Москва, 2004. - 19 с.

6. Тимофеева, С.А. Организационно-педагогические условия повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждений в процессе стажировки в центрах инновационного типа: автореферат дисс. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / С.А. Тимофеева. - Йошкар-Ола, 2011. - 24 с.

7. Жижина, И.В. Организационно-содержательные условия стажировочной деятельности в системе повышения квалификации /И.В. Жижина // Образование, наука, инновации: южное измерение / Южный федеральный Университет (Ростов на Дону). - 2015. - №2 (40). - С. 70-76

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Демиденко, Е.Н.Стажерская площадка как интерактивная форма трансляции педагогических практик / Е.Н. Демиденко // Человек и образование. - 2015. - №4 (45). - С. 139-142.

9. Программа проведения стажировки магистрантов. - Пермь, 2014. - 28 с. URL : https://pstu.ru/files/file/annotacii_rpd_uop/etf/at/tk1_magistry/210700_68_stazhirovka_ magistrantov.pdf (дата обращения: 06.06.2021).

10. Агапов, А.М. Профессиональная подготовка студентов туристских вузов к зарубежной стажировке: автореферат дисс. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / А.М. Агапов. - М., 2008. - 24 с.

11. Гуменный, В.В. Профессиональное становление курсантов на завершающем этапе обучения в военном вузе: автореферат дисс... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / В. В. Гуменный. - Москва, 2014. - 24 с.

12. Масалимова, А.Р. Корпоративное образование и внутрифирменная подготовка: особенности формальной, неформальной и информальной моделей /А.Р. Масалимова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. -URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6296 (дата обращения: 05.06.2021).

13. Forschungspraktikum. Universität Duisburg-Essen URL: https://www.uni-due.de/daz-daf/forschungspraktikum.shtml (дата обращения: 05.06.2021).

14. Положение о научных стажировках университета «Болашак». - Кызылорда, 2017.-15 с.

15. ГОСО ПВО. 31.10.2018. - URL: 604_G0S0_rus.pdf (astanacontrol.gov.kz) (дата обращения: 05.06.2021)

16. Elven, J., Schwarz, J., Weber, M., Wieners, S. Organisation, Sozialisation und Passungsverhältnisse im wissenschaftlichen Feld: Potenziale qualitativer Mehrebenenanalysen für die rekonstruktive Laufbahnforschung // ZQF Heft 1+2. 2018. -Рр.307-323

References

1. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Explanatory dictionary of the Russian language] / еd. by S.A. Kuznetsov. - URL: https://gufo.me/dict/kuznetsov/internship (accessed: 03.06.2021) (In Russ.)

2. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Explanatory dictionary of the Russian language] / ed.by D.N. Ushakov. - URL: https://gufo.me/dict/ushakov/internship (accessed: 03.06.2021) (In Russ.)

3. Tolkovyj onlajn-slovar' russkogo jazyka [Explanatory online dictionary of the Russian language] / ed. by T.F. Efremova. - URL: https://lexicography.online/explanatory/ efremova / search? S = internship (accessed: 03.06.2021) (In Russ.)

4. Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija: v 301 [Great Soviet Encyclopedia in 30 volumes]. / chief editor A.M. Prokhorov. 3rd ed. Moscow.: Sov. encyclopedia, 1996 . Vol. 24. Book 2. 576 pp. - URL: https://bse.slovaronline.com/43907-STAZHIR0VKA (accessed: 03.06.2021) (In Russ.)

5. Novokhatko O. V.(2004) Stazhirovka kak forma povyshenija kvalifikacii pedagogov uchrezhdenija dopolnitel'nogo obrazovanija detej [Internship as a form of advanced training for teachers of an institution of additional education for children]: dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences: 13.00.08 / Institute of Social and Pedagogical Problems of Rural School of the Russian Academy of Education. -Moscow. 19 p. (In Russ.)

6. Timofeeva S.A. (2011) Organizacionno-pedagogicheskie uslovija povyshenija kvalifikacii rukovoditelej obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij v processe stazhirovki v centrah innovacionnogo tipa [Organizational and pedagogical conditions for advanced training of heads of educational institutions in the process of internship in centers of innovative type]: dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences: 13.00.08 . Yoshkar-Ola. 24 p. (In Russ.)

7. Zhizhina I.V(2015) Organizacionno-soderzhatel'nye uslovija stazhirovochnoj dejatel'nosti v sisteme povyshenija kvalifikacii [Organizational and substantive conditions for internship in the advanced training system]. Education, Science, Innovation: Southern Dimension / Southern Federal University (Rostov-on-Don). No. 2 (40): 70-76 (In Russ.)

8. Demidenko E.N. (2015) Stazherskaja ploshhadka kak interaktivnaja forma transljacii pedagogicheskih praktik [Internship as an interactive form of broadcasting pedagogical practices]. Man and Education. No. 4 (45): 139-142. (In Russ.)

9. Programma provedenija stazhirovki magistrantov [Internship program for undergraduates]. Perm. 2014. 28 p. URL: https://pstu.ru/files/file/annotacii_rpd_uop/etf/at/tk1_magistry/210700_68_stazhirovka_magi strantov.pdf (accessed: 06.06.2021) (In Russ.)

10. Agapov A.M.(2008) Professional'naja podgotovka studentov turistskih vuzov k zarubezhnoj stazhirovke [Professional training of students of tourist universities for foreign internships]: dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences: 13.00.08. Moscow. 24 p. (In Russ.)

11. Gumenny V.V.(2014) Professional'noe stanovlenie kursantov na zavershajushhem jetape obuchenija v voennom vuze [Professional development of cadets at the final stage of training in a military university]: dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences: 13.00.08. Moscow. 24 p. (In Russ.)

12. Masalimova A. R. (2012) Korporativnoe obrazovanie i vnutrifirmennaja podgotovka: osobennosti formal'noj, neformal'noj i informal'noj modelej [Corporate education and intra-firm training: features of formal, non-formal and informal models]. Modern problems of science and education. No. 3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6296 (accessed: 05.06.2021) (In Russ.)

13. Forschungspraktikum. Universität Duisburg-Essen URL: https://www.uni-due.de/daz-daf/forschungspraktikum.shtml (accessed: 05.06.2021) (In German)

14. Polozhenie o nauchnyh stazhirovkah universiteta «Bolashak» [Regulations on scientific internships at Bolashak University]. Kyzylorda, 2017 . 15 pp. (In Russ.)

15. GOSO PVO [State compulsory standard of postgraduate education] 31.10.2018. -URL: 604_G0S0_rus.pdf (astanacontrol.gov.kz) (accessed: 05.06.2021) (In Russ.)

16. Elven J., Schwarz J., Weber M., Wieners S.(2018) Organization, Sozialisation und Passungsverhältnisse im wissenschaftlichen Feld: Potenziale qualitativer Mehrebenenanalysen für die rekonstruktive Laufbahnforschung 1. ZQF Heft. Pp. 307-323(In German)

Заявленный вклад авторов статьи:

Айгуль Ермековна Бижкенова - описание опыта организации научных стажировок, входящих в программу академической мобильности обучающихся, разработка шаблонов для внесения в «Положение о научных стажировках магистрантов», разработка предложений для продуктивной организации научных стажировок магистрантов.

Татьяна Александровна Буркова - разработка общей концепции статьи; теоретический анализ литературы по теме исследования; систематизация материала, оформление окончательного текста статьи.

Contribution of the authors:

Aigul Bizhkenova - description of the experience of organizing scientific internships included in the program of academic mobility of students, developing templates for inclusion in the "Regulations on scientific internships for undergraduates", developing proposals for the productive organization of scientific internships for undergraduates.

Tatyana Burkova - development of the general concept of the article; theoretical analysis of the literature on the research topic; systematization of the material, registration of the final text of the article.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.