Научная статья на тему 'Стажировка как персонифицированная модель профессиональной переподготовки педагогических кадров'

Стажировка как персонифицированная модель профессиональной переподготовки педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / СТАЖИРОВКА / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PROFESSIONAL TRAINING / TEACHING STAFF / TRAINEESHIP / STUDENT-ORIENTED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рытова Ирина Викторовна

В статье раскрывается личностно ориентированный подход к профессиональной подготовке педагогических работников на основе учета их субъектного опыта. Рассматривается стажировка как модель персонифицированной системы повышения квалификации, основанная на сочетании теоретического обучения и освоения практики с использованием стажировочных площадок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рытова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traineeship as a personified model of professional retraining of teaching staff

The article reveals personality-oriented approach to the training of teaching staff on the basis of the account of their subject experience. We consider training as a personified model of training system based on a combination of theoretical training and development practices with internship sites.

Текст научной работы на тему «Стажировка как персонифицированная модель профессиональной переподготовки педагогических кадров»

УДК 331.363:378 ББК 65.9(2)240 Р-95

Рытова Ирина Викторовна, декан факультета профессиональной переподготовки работников образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», email: cirr [email protected]

СТАЖИРОВКА КАК ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

(рецензирована)

В статье раскрывается личностно ориентированный подход к профессиональной подготовке педагогических работников на основе учета их субъектного опыта. Рассматривается стажировка как модель персонифицированной системы повышения квалификации, основанная на сочетании теоретического обучения и освоения практики с использованием стажировочных площадок.

Ключевые слова: профессиональная переподготовка, педагогические работники, стажировка, личностно ориентированный подход.

Rytova Irina Victorovna, Dean of the Faculty of Professional Retraining of Educators of SEIHPE “Academy of Social Management”, e-mail: [email protected].

TRAINEE SHIP AS A PERSONIFIED MODEL OF PROFESSIONAL RETRAINING OF

TEACHING STAFF

(Reviewed)

The article reveals personality-oriented approach to the training of teaching staff on the basis of the account of their subject experience. We consider training as a personified model of training system based on a combination of theoretical training and development practices with internship sites.

Keywords: professional training, teaching staff, traineeship, student-oriented approach.

Эффективность модернизации российского образования напрямую зависит от качества кадрового обеспечения. В условиях постоянного обновления системы образования возникает необходимость в коррекции и дополнении их профессионального образования, а также создании мобильной системы профессиональной переподготовки.

Система профессиональной переподготовки, с одной стороны, должна отвечать задачам модернизации российского образования, а, с другой - быть ориентированной на потребности педагогических работников, заинтересованных в повышении своей профессиональной компетентности. При этом должно осуществляться смещение акцентов с формирования узкопрофессиональных умений и навыков на развитие работников способности к непрерывному самообразованию, что достигается при выполнении следующих требований.

- мобильное реагирование на государственный заказ и потребности образовательной практики;

- учет особенностей контингента обучаемых, их мотивации, познавательных возможностей, способностей и образовательных потребностей;

- сочетание универсальности и вариативности при составлении программ переподготовки;

- обеспечение связи базовой квалификации педагога с освоением новых направлений в профессиональной деятельности;

- отражение в практике обучения инновационного педагогического опыта;

- использование методов и форм организации, увеличивающих активность слушателей с ориентацией на практико-ориентированный характер обучения.

Необходимость учета индивидуальных потребностей педагогических работников вызывает необходимость организации профессиональной переподготовки на основе личностно ориентированного подхода, который определяется как система научных положений, раскрывающих процесс образования индивида на основе учета его потенциала и способностей.

Н.А. Алексеев [1] определяет личностно ориентированное обучение как «такой тип обучения, в котором организация взаимосодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их индивидуальные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира». Ключевым аспектом в определении является «взаимосодействие», что предполагает включенность каждого субъекта в процесс обучения. Э.Ф. Зеер [2] считает системообразующим фактором личностно ориентированного образования личность обучаемого. Признаки личностно ориентированного подхода к обучению выделены И.А. Зимней [3]. К их числу автор относит:

- организацию субъект-субъектного взаимодействия;

- создание условий самоактуализации;

- активизация обучаемого;

- обеспечение единства внешних и внутренних мотивов обучаемого;

- получение удовлетворения от решения учебных задач и заданий в сотрудничестве с другими обучаемыми;

- обеспечение условий для самооценивания, саморегуляции и самоактуализации;

- перенос акцента в функциях педагога на позицию фасилитатора.

Основоположники личностно ориентированного подхода выделяют различные его

ключевые характеристики:

A.К. Осницкий и И.С. Якиманская [4, 5] - «субъектный опыт»;

B.В. Сериков [6.] - «личностные функции»;

Г.Н. Сериков [7] «самореализацию» или «самоактуализацию».

В содержание субъектного опыта А.К. Осницкий включает ценностный опыт, опыт рефлексии; опыт привычной активизации; операционный опыт; опыт сотрудничества. Состав субъектного опыта (по И.С. Якиманской [8]) представлен предметами, представлениями, понятиями; операциями, приемами, правилами выполнения действий; эмоциональными кодами (личностные смыслы, установки, стереотипы).

Субъектный опыт учителя включает в себя индивидуальные смыслы, индивидуальные познавательные стратегии и собственные новообразования [8].

Субъектный опыт учителя носит деятельностный, процессуальный, личностный характер и является продуктом индивидуальной деятельности. Его главной чертой является личностная принадлежность, индивидуализированность.

Субъектный опыт учителя как процесс характеризуется единством формы и содержания: включение в него новых элементов ведет к перестройке уже имеющихся элементов опыта, а также его переструктурированию в целом.

Основные функции субъектного опыта педагога состоят в обеспечении саморазвития его индивидуальности и согласования с социокультурными требованиями общества.

Таким образом, субъектный опыт учителя представляет собой результат его профессионального развития, позволяющего строить профессиональную деятельность и взаимодействовать с окружающим социумом.

Наиболее эффективной моделью профессиональной подготовки педагогов, максимально обеспечивающей учет их субъективного опыта, является стажировка. Под стажировкой педагогических работников в системе профессиональной переподготовки мы понимаем самостоятельный вид дополнительного профессионального образования, обеспечивающий целенаправленное овладение и развитие новых или корректировку уже имеющихся профессиональных компетенций. Стажировка - это фактически «практика» на специально созданных или выделенных местах, а ее завершение предполагает подготовку и защиту образовательного продукта.

Разработка и реализация программы стажировки преимущественно осуществляется как индивидуальный проект повышения квалификации и имеет модульный характер. Индивидуальная модульная программа стажировки может быть построена по накопительной системе и состоять из ряда модулей (субмодулей), которые представляют законченный курс.

Для составления программы и организации стажировки необходимо:

- определить соотношение между теоретической и практической составляющими (чаще всего оно планируется в равных долях);

- осуществить отбор образовательных модулей;

- выбрать стажерские площадки, деятельность которых отвечает целям и задачам стажировки.

Прохождение стажировки возможно на нескольких стажерских площадках различных образовательных организаций.

Стажировочные площадки создаются на базе образовательных организаций, сети организаций, методической службы, имеющих опыт использования и распространения инновационных практик, материальные, организационные и кадровые ресурсы для эффективной организации стажировок педагогических работников.

Основная цель стажировочной площадки - создание инновационного образовательного пространства, обеспечивающего условия для практико-ориенти-рованной подготовки педагогических работников к эффективному решению задач модернизации образования.

Стажировка отличается большей субъектностью и самостоятельностью в образовании обучающихся, ее программа включает технологическое и организационно-методическое обеспечение повышения квалификации педагогов на основе сочетания теории и практики. Такая форма переподготовки позволяет в достаточно сжатые сроки обеспечить необходимую качественную подготовку. Конкурсный отбор программ стажировок обеспечивает их вариативность, качество и возможность выбора для слушателей как самой программы, так и входящих в нее модулей.

Анализ организации переподготовки педагогических работников в форме стажировки позволяет сделать выводы:

1. Стажировка выступает как персонифицированная модель повышения квалификации, органично сочетающая государственный заказ и потребности педагогических работников

2. Стажировка способствует созданию единого образовательного пространства и социальному партнерству в образовании.

3. Стажировка позволяет активно вовлекать обучающихся в проектировании процесса обучения, обеспечивая его технологичность и адресность.

5. В ходе стажировки педагоги осваивают новые технологии и их реализацию в инновационной педагогической практике.

6. Стажировка педагогических работников является стимулом к профессиональному самообразованию и расширению профессионального кругозора.

Таким образом, стажировка представляет собой современную модель повышения квалификации, реализация которой позволяет оперативно осуществлять переподготовку педагогических кадров и их мобильность в целях решения задач модернизации образования.

Литература:

1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: ТГУ, 1996. 216 с.

2. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование: теоретикометодологический аспект. Екатеринбург: УГППУ, 2001. 50 с.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. 384 с.

4. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. М.: Нальчик: Эль-Фа, 1996. 126 с.

5. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.

6. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование: поиск новой парадигмы. М.: Педагогика, 1998. 228 с.

7. Сериков Г.Н. Образование и развитие человека. М.: Мнемозина, 2002. 416 с

8. Якиманская И.С. Субъектный опыт // Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. М.. Российский фонд фундаментальных исследований,

1995.

References:

1. Alexeev N.A. Personality-oriented education; theory and practice. Tyumen: TSU, 1996.

216 p.

2. Zeer E.F. Personality-oriented professional education: theoretical and methodological aspect. Yekaterinburg: USVPU, 2001. 50 p.

3. Zimnyaya I.A. Educational Psychology. M.: Logos, 1999. 384 p.

4. Osnitsky A.K. Psychology of independence. Methods of research and diagnostics. M.; Nalchik: El Fa, 1996. 126 p.

5. Yakimanskaya I.S. Personality-oriented education in modern school. M.: September,

1996. 96 p.

6. Serikov V.V. Personality -centered education: search for a new paradigm. M.: Pedagogy, 1998. 228 p.

7. Serikov G.N. Education and human development. M.: Mnemosyne, 2002. 416p.

8. Yakimanskaya I.S. Personal experience // New values of education: Thesaurus for teachers and school psychologists. M.: Russian Foundation for Basic Research, Institute of Education Innovations, RAE, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.