Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность учителя иностранного языка в условиях введения профессионального стандарта педагога'

Профессиональная компетентность учителя иностранного языка в условиях введения профессионального стандарта педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6003
406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / КВАЛИФИКАЦИЯ.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тетина Светлана Владимировна

Система повышения квалификации уделяет огромное внимание качеству непрерывного образования учителей общеобразовательных организаций в условиях введения профессионального стандарта педагога. Автор обращается к проблеме профессиональной компетентности учителей иностранного языка. В статье уточняются понятия «компетентность» и «компетенции». В рамках данной статьи рассматриваются профессиональные компетенции учителей иностранного языка (социальная, социокультурная, коммуникативная, информационная и проективная), которые необходимы для успешной педагогической деятельности. В статье описаны наиболее актуальные и востребованные неформальные модели повышения квалификации учителей иностранного языка, такие как «языковой портфель», «стажировка» и другие. Также в статье рассматриваются практико-ориентированные модульные курсы, которые основываются на ряде принципов, базирующихся на основных положениях профессионального стандарта педагога. Особо автор выделяет требования к организации образовательного процесса для слушателей курсов повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тетина Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional competence of foreign language teacher in the conditions of adoption of teacher's professional standard

The system of advanced training pays huge attention to quality of life-long education of teachers of the general education organizations in the conditions of adoption of teacher's profes¬sional standard. The author addresses a problem of professional competence of foreign language teachers. In article the concepts “competence” and “expertise” are specified. Within this article professional competences of foreign language teachers (social, sociocultural, communicative, information and projective) which are necessary for successful pedagogical performance are considered. In article the most actual and demanded informal models of advanced training of teachers of a foreign language, such as “language port-folio”, “training” and others are described. Also in article the practice-oriented modular courses which are based on a number of the principles which on basic provisions of the professional standard of the teacher are consi-dered. Especially the author selects require-ments to the organization of educational process for students of advanced training.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность учителя иностранного языка в условиях введения профессионального стандарта педагога»

ЧИППКРО

УДК 371.3

Профессиональная компетентность

учителя иностранного языка в условиях введения

профессионального стандарта педагога

С. В. Тетина

Professional competence of foreign language teacher

in the conditions of adoption of teacher's professional standard

S. V. Tetina

Аннотация. Система повышения квалификации уделяет огромное внимание качеству непрерывного образования учителей общеобразовательных организаций в условиях введения профессионального стандарта педагога. Автор обращается к проблеме профессиональной компетентности учителей иностранного языка. В статье уточняются понятия «компетентность» и «компетенции». В рамках данной статьи рассматриваются профессиональные компетенции учителей иностранного языка (социальная, социокультурная, коммуникативная, информационная и проективная), которые необходимы для успешной педагогической деятельности. В статье описаны наиболее актуальные и востребованные неформальные модели повышения квалификации учителей иностранного языка, такие как «языковой портфель», «стажировка» и другие.

Также в статье рассматриваются практи-ко-ориентированные модульные курсы, которые основываются на ряде принципов, базирующихся на основных положениях профессионального стандарта педагога. Особо автор выделяет требования к организации образовательного процесса для слушателей курсов повышения квалификации.

Abstract. The system of advanced training pays huge attention to quality of life-long education of teachers of the general education organizations in the conditions of adoption of teacher's professional standard. The author addresses a problem of professional competence of foreign language teachers. In article the concepts "competence" and "expertise" are specified. Within this article

professional competences of foreign language teachers (social, sociocultural, communicative, information and projective) which are necessary for successful pedagogical performance are considered. In article the most actual and demanded informal models of advanced training of teachers of a foreign language, such as "language portfolio", "training" and others are described. Also in article the practice-oriented modular courses which are based on a number of the principles which on basic provisions of the professional standard of the teacher are considered. Especially the author selects requirements to the organization of educational process for students of advanced training.

Ключевые слова: компетентность, компетенции, профессиональная компетентность учителя иностранного языка, квалификация.

Keywords: competence, expertise, professional competence of foreign language teacher, qualification.

Введение профессионального стандарта педагога обусловило заказ системе повышения квалификации работников образования, т. к. современные требования профессионального стандарта к квалификации педагога; к обучению, повышению квалификации и переподготовке педагогических работников. В профессиональном стандарте отмечено, что квалификация педагога отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций [1].

ЧИППКРО

Уточним понятия «компетентность», «компетенция» и «квалификация» для понимания требований стандарта, предъявляемых к учителю, и в частности к учителю иностранного языка. Словарь С. И. Ожегова трактует слово «квалификация» как «степень готовности» к какому-нибудь виду труда» или как «уровень подготовленности» [2, с. 241]. «Компетенция» рассматривается как круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен» [2, с. 256]. Следовательно, чтобы стать компетентным учителем иностранного языка необходимо иметь определенный набор компетенций, позволяющий ему эффективно действовать в области иноязычного образования и обладать определенным уровнем квалификации. Для уточнения представления о компетентности и компетенции приведем определение А. В. Хуторского: «компетенция -отчужденное, заранее заданное, социальное требование (норма) к обязательной подготовке, необходимой для эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) минимальный опыт деятельности в определенной сфере» [3, с. 65]. Компетенцию и компетентность следует рассматривать как целое и частное. Таким образом, компетентность понимается нами как способность успешной деятельности за счет сформированных умений и приобретенных знаний или набором компетенций необходимых для профессиональной деятельности.

Следует отметить, что в настоящее время не существует однозначного определения понятия «профессиональная компетентность». Подобное разнообразие и разноплановость, по мнению В. Н. Введенского, «обусловлены выбором за основу различных подходов (личностно-деятельностного, системно-структурного, зна-ниевого, культурологического) в контексте решаемых исследователями научных задач» [4].

Под профессиональной компетентностью педагога понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях в профессиональной деятельности, использование знаний профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [5]. Совет Европы выделяет пять базовых компетенций, необходимых сегодня любым специалистам.

В контексте повышения квалификации учителей иностранного языка они приобретают особое значение.

1. Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов.

2. Компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе, призванные препятствовать возникновению ксенофобии, распространению климата нетерпимости и способствующие как пониманию различий, так и готовность жить с людьми других культур, языков и религий.

3. Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не владеет, грозит изоляция от общества. К этой группе общения относится владение несколькими языками, принимающее все возрастающее значение.

4. Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемым по каналам СМИ и Интернету информации и рекламе.

5. Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь, не только в профессиональном плане, но и в личной и общественной жизни.

Интерпретируем вышеперечисленные компетенции и приблизим их к профессиональным компетенциям учителя иностранного языка. Таким образом, к профессиональным компетенциям учителя иностранного языка относятся: социальная, социокультурная, коммуникативная, информационная и проективная.

Социальная компетенция предполагает готовность и желание взаимодействовать с другими людьми, т. е. действовать в социуме с учетом позиций других людей.

Как отмечает А. К. Крупченко, «такой подход в полной мере соответствует требованиям ФГОС общего образования, где говорится о необходимости формирования у школьников гражданской идентичности - готовности осознавать себя гражданином России» [6].

о соА'йс т,^

Социокультурная компетенция позволяет сформировать умения действовать в соответствии с родной и иной культурой, применяя общечеловеческую мораль, культурную самобытность и правовые знания. Социокультурная компетенция является инструментом воспитания международно ориентированной личности.

Коммуникативная компетентность способствует вступлению в коммуникацию с целью быть понятым и понять других средствами иноязычного общения, т. е. осуществлять общение посредством языка, передавать мысли и обмениваться ими в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения. При этом правильно использовать систему языковых и речевых норм и верно выбирать коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения.

Информационная компетентность означает владение информационными технологиями, умение работать со всеми видами информации, способность применять информационные технологии в процессе обучения иностранным языкам.

Проективная компетентность формирует умения принимать решения и нести ответственность за них.

Система повышения квалификации должна совершенствоваться в соответствии с требованиями стандарта педагога. Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования предлагает сле-

дующие модели повышения квалификации для учителей иностранного языка (табл. 1).

Бесспорным является тот факт, что всякое обучение на курсах повышения квалификации по своей сути есть создание условий для слушателей. В преддверии введения в практику профессионального стандарта педагога кафедра языкового и литературного образования разработала иной подход к пониманию и организации личностно ориентированного (Д. А. Белу-хин, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) обучения слушателей курсов повышения квалификации.

В рамках этого подхода слушатель ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта.

Обучение на курсах повышения квалификации в соответствии с личностно ориентированным подходом означает самостоятельность слушателей в процессе обучения на курсах.

Это выражается в определении целей и задач курса, учебными занятиями в соответствии с потребностями обучаемых, в выборе приемов и методов обучения, которые являются для них предпочтительными, в том числе и самообразование.

Таким образом, главной задачей системы повышения квалификации является создание условий для самоактуализации педагогических работников, совершенствование приемов самообразования на основе имеющегося профессионального опыта. В данной статье рассмотрим лишь некоторые модели повышения квалификации, наиболее актуальные и востребованные современным учителем иностранного языка.

Таблица 1

Модели повышения квалификации

Индивидуальные Коллективные Индивидуально-коллективные

Тьюторство КПК (курсы повышения квалификации) Стажировка

Дистанционное обучение Модульные курсы НПП (научно-прикладные проекты)

Самообразование Конференции Неформальное повышение квалификации

ВМК (виртуально-методический кабинет) Консультации (скайп-консультации)

ЧИППКРО

Обратим внимание на «неформальные модели повышения квалификации» [7].

Одной из неформальных моделей, которую предлагает Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации, является языковой портфель учителя иностранного языка.

Языковой портфель «выступает и как средство саморегуляции профессионального роста педагога, и как средство рефлексии, т. е. объективной самооценки» [8].

Еще одной действенной неформальной моделью, на наш взгляд, является участие в работе ассоциации учителей иностранного языка. Данная неформальная модель повышения квалификации учителей обеспечивает, как отмечает Т. В. Соловьёва, «формирование мотиваци-онной готовности к непрерывному профессионально-личностному саморазвитию, к инновационной деятельности, профессиональному сотрудничеству» [9]. По сей день актуальной остается повышение квалификации в форме стажировки. Ведущие образовательные организации г. Челябинска в области иноязычного образования становятся базовыми стажировоч-ными площадками.

Данная модель повышения квалификации позволяет усилить развитие профессиональных компетенций учителей иностранного языка и закрепить их во время прохождения курсов повышения квалификации в той образовательной организации, на базе которой проводится стажировка.

Не менее востребованы и практико-ориенти-рованные модульные курсы, т. е. направленные на обучение конкретным видам деятельности и применениям определенных технологий обучения.

Курсы повышения квалификации для учителей иностранного языка представляют собой набор модулей, которые основываются на ряде принципов, базирующихся на основных положениях профессионального стандарта педагога.

Принцип модульного построения - каждый модульный курс является как логическим продолжением предыдущего, так и независимым или самостоятельным модулем.

Принцип ориентации на результат - ориентация на достижение слушателями необходимых компетенций.

Принцип модульной достаточности - объем модульного курса варьируется от 8 до 36 часов. Это позволяет удовлетворить различные запросы слушателей, как в теоретическом, так и в практическом плане.

Принцип социального партнерства предполагает включенность в разработку программ социальных партнеров: образовательных организаций, на базе которых осуществляются научно-прикладные проекты, или же организаций, которые являются стажировочными площадками. Данная система принципов является необходимым минимумом для практико-ориентированных модульных курсов на компе-тентностной основе [10, с. 23]. Следует отметить, что курсы повышения квалификации Челябинского института переподготовки и повышения квалификации для учителей иностранного языка соответствуют следующим требованиям:

1) компактность - малые временные затраты и наибольшая степень интеграции в профессиональную деятельность;

2) универсальность - форма проведения занятий пригодна для любой группы педагогических работников;

3) эффективность - ожидание результата, который не будет краткосрочным;

4) современность - отбор современных методов, форм, содержания образования [10, с. 25].

Все перечисленные принципы и требования в образовательном процессе повышения квалификации учителей иностранного языка взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Они представляются чрезвычайно важными и основополагающими для развития профессиональных компетенций учителей иностранного языка.

Разнообразие предложенных моделей повышения квалификации способствует развитию профессиональной компетентности учителей иностранного языка Челябинской области в свете требований стандарта педагога [11].

Библиографический список:

1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образо-

о соА'йс т,^

вания) (воспитатель, учитель)"» (зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013 № 30550).

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / под ред. д-ра филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. - 14-е изд., стереотип. - М. : Рус. яз., 1982. - 816 с.

3. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения / А. В. Хуторской // Сб. научных трудов / под ред. А. В. Хуторского. -2006.

4. Введенский В. Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности / В. Н. Введенский // Инновации в образование. - 2003. - № 4. -С. 21-31.

5. Никитенко Н. А. Компетентностный подход в профессиональной подготовке педагога / Н. А. Никитенко // Управление современной школой. - 2009. - № 6. - С. 113.

6. Крупченко А. К. Обучение иностранному языку как способ формирования гражданской идентичности / А. К. Крупченко // ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования». - 2016. - № 8. - С. 56.

7. Ильясов Д. Ф. Особенности повышения квалификации педагогов в учреждениях дополнительного профессионально-педагогического образования / Д. Ф. Ильясов // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 1. - С. 64-69.

8. Тетина С. В. Языковой портфель учителя иностранного языка как средство саморегуляции профессионального роста / С. В. Тетина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - 2015. - № 4 (25). - С. 121.

9. Соловьёва Т. В. Неформальное повышение квалификации работников образования через ассоциации педагогических работников / Т. В. Соловьёва // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - 2014. - № 1 (18). -С. 77.

10. Блинов В. И. Компетентностный подход как методологическая основа разработки федеральных государственных стандартов начального и среднего профессионального образования / В. И. Блинов // Образовательная политика. - 2008. - № 9. - С. 21-25.

11. Ильясов Д. Ф. Повышение квалификации руководителей как педагогическая проблема / Д. Ф. Ильясов // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 82-86.

References:

1. Order of the Ministry of Labor of Russia of 18.10.2013 N 544n "About approval of the professional standard "The teacher (educational activities of preschool, primary general, basic general, secondary education) (tutor, teacher) "(registered in the Russian Ministry of Justice 12.06.2013 N 30550) [Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 N 544n "Ob utverzhdenii professional'nogo stan-darta "Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnov-nogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')" (zaregistrirovan v Minjuste Rossii 06.12.2013 N 30550)].

2. Ozhegov S. I. Russian Dictionary: Ok. 57 000 words / edited by Doctor of Philosophical Sciences, Professor N. Ju. Shvedova [Slovar' russ-kogo jazyka: Ok. 57 000 slov /pod red. dok. filol. nauk, prof. N. Ju. Shvedovoj]. M. : Russian language, 1982.816 p.

3. Hutorskoy A.V. Technology of designing key and subject specific competences. Innovation in secondary school. Teaching methods // Collection of research papers / edited by A. V. Hu-torskoy [Tehnologija proektirovanija kljuchevyh i predmetnyh kompetencij. Innovacii v obshheo-brazovatel'noj shkole. Metody obuchenija // Sb. nauchnyh trudov / pod red. A. V. Hutorskogo], 2006.

4. Vvedenskiy V. N. The competence of teacher as an essential condition for the success of professional activity // Innovations in Education [Kompe-tentnost' pedagoga kak vazhnoe uslovie uspeshnos-ti ego professional'noj dejatel'nosti // Innovacii v obrazovanie], 2003, N 4, pp. 21-31.

5. Nikitenko N. A. Competence approach in professional training of teacher // modern school management [Kompetentnostnyj podhod v profes-sional'noj podgotovke pedagoga // Upravlenie so-vremennoj shkoloj], 2009, N 6. 113 p.

6. Krupchenko A. K. Learning of foreign language as a way of formation of civil identity // "Academy of Advanced Training and Retraining of Educators" [Obuchenie inostrannomu jazyku kak sposob formirovanija grazhdanskoj identichnosti // FGAOU DPO "Akademija povyshenija kvalifika-

ЧИППКРО

cii i professional'noj perepodgotovki rabotnikov obrazovanija"], 2016, N 8. 56 p.

7. Ilyasov D. F. Features of teacher training in institutions of additional professional education / D. F. Ilyasov // Teacher Education and Science [Osobennosti povyshenija kvalifikacii pedagogov v uchrezhdenijah dopolnitel'nogo professional'no-pedagogicheskogo obrazovanija / D. F. Ilyasov // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka], 2010, N 1, pp.64-69.

8. Tetina S.V. The language portfolio of foreign language teacher as a means of self-regulation of professional development / S. V. Tetina // Scientific support of a system of advanced training: the scientific and theoretical periodical [Jazykovoj portfel' uchitelja inostrannogo jazyka kak sredstvo samoreguljacii professional'nogo rosta / S. V. Tetina // Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov: nauchno-teoreticheskij zhur-nal], 2015, N 4 (25). 121 p.

9. Solovyova T. V. Informal advanced training of educators through t teaching staff association /

T. V. Solovyova // Scientific support of a system of advanced training: the scientific and theoretical periodical [Neformal'noe povyshenie kvalifikacii rabotnikov obrazovanija cherez associacii pedago-gicheskih rabotnikov / T. V. Solov'jova // Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov : nauchno-teoreticheskij zhurnal], 2014, N 1 (18), 77 p.

10. Blinov V. I. Competence approach as a methodological basis of development of Federal state standards of primary and secondary professional education // Education Policy [Kompe-tentnostnyj podhod kak metodologicheskaja os-nova razrabotki federal'nyh gosudarstvennyh standartov nachal'nogo i srednego professional'nogo obrazovanija // Obrazovatel'naja politi-ka], 2008, N 9, pp. 21-25.

11. Ilyasov D. F. Advanced training of heads as a pedagogical problem // Higher education in Russia [Povyshenie kvalifikacii rukovoditelej kak pe-dagogicheskaja problema // Vysshee obrazovanie v Rossii], 2004, N 11, pp. 82-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.