Научная статья на тему 'Реализация личностно ориентированного подхода в профессиональном образовании'

Реализация личностно ориентированного подхода в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3491
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / САМОЦЕННОСТЬ / ЭКСТРАФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / HUMANIZATION / PROFESSIONAL TRAINING / PERSONAL ORIENTATION / SELFWORTH / EXTRAFUNCTIONAL QUALITIES OF A FUTURE PROFESSIONAL / SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Татьяна Михайловна

Сегодня в системе начального и среднего профессионального образования России происходят существенные изменения, вызванные глубокими социально-политическими и экономическими преобразованиями в государстве. В отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке находят свое отражение самые различные вопросы, имеющие непосредственное отношение к системе профессиональной подготовки современного рабочего и специалиста, где актуализируется «гуманистическая парадигма». Возможность гуманизации профессионального образования рассматривается как его переориентация на личностную направленность. С этих позиций изменяется представление о целях, содержании обучения и воспитания, данные категории приобретают новый смысл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихонова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality Oriented Approach Implementation in Professional Education

Today, there are essential changes in the system of primary and secondary professional training of Russia caused by the deep socio-political and economic transformations in the state. Different questions concerning the professional training system of a modern worker and an expert, where the humanistic paradigm is actualized, are reflected in domestic and foreign psychological-and-pedagogical science. The possibility of professional training humanization is considered as its reorientation for a personality. From these positions the idea about the purposes, the content of education and upbringing changes and the given categories get new meaning.

Текст научной работы на тему «Реализация личностно ориентированного подхода в профессиональном образовании»

УДК 75.096 ББК 649

Тихонова Татьяна Михайловна

специалист Регионального Центра развития профессионального образования Свердловской области Екатеринбург Tikhonova Tatiana Mikhailovna Regional Centre Specialist of Professional Education Development of Sverdlovsk Region

Yekaterinburg

Реализация личностно ориентированного подхода в профессиональном

образовании

Personality Oriented Approach Implementation in Professional Education

Сегодня в системе начального и среднего профессионального образования России происходят существенные изменения, вызванные глубокими социально-политическими и экономическими преобразованиями в государстве. В отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке находят свое отражение самые различные вопросы, имеющие непосредственное отношение к системе профессиональной подготовки современного рабочего и специалиста, где актуализируется «гуманистическая парадигма». Возможность гуманизации профессионального образования рассматривается как его переориентация на личностную направленность. С этих позиций изменяется представление о целях, содержании обучения и воспитания, данные категории приобретают новый смысл.

Today, there are essential changes in the system of primary and secondary professional training of Russia caused by the deep socio-political and economic transformations in the state. Different questions concerning the professional training system of a modern worker and an expert, where “the humanistic paradigm” is actualized, are reflected in domestic and foreign psychological-and-pedagogical science. The possibility of professional training humanization is considered as its reorientation for a personality. From these positions the idea about the purposes, the content of education and upbringing changes and the given categories get new meaning.

Ключевые слова: гуманизация, профессиональное образование,

личностная направленность, самоценность, экстрафункциональные качества будущего специалиста, социокультурное развитие, самоактуализация.

Key words: humanization, professional training, personal orientation, selfworth, extrafunctional qualities of a future professional, socio-cultural development, self-actualization.

В современных условиях профессиональное образование определяют как процесс и результат профессионального обучения и воспитания, становления и развития личности человека. Эта широкая формулировка, как отмечает А.М.

Новиков, в корне меняет многие акценты и приоритеты. Сегодня осознан и принят социальный заказ на иные цели, задачи, формы, качество образования, и, прежде всего на тип личности, способный к стремительному, гибкому изменению способов своей жизнедеятельности. Именно эта идея является основой парадигмы профессионального образования третьего тысячелетия.

Возможность гуманизации профессионального образования рассматривается как его переориетация на личностную направленность. Личностно ориентированное профессиональное образование определяется как особый тип образования, в процессе которого организация взаимодействия обучающихся и преподавателей в максимальной степени ориентирована на профессиональное развитие личности и специфику будущей профессиональной деятельности.

На основе работ Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.М. Новикова, Л.Г. Семушиной, И.С. Якиманской и других можно дать следующую характеристику личностно ориентированному профессиональному образованию.

Во-первых, профессиональное образование - это, прежде всего, развитие и самоутверждение личности и средство ее социальной защиты в условиях рыночной экономики.

Во-вторых, педагогу необходимо исходить из того, что у каждого учащегося в его поступках есть личностный смысл, есть и личностная значимость учения, на которую и надо опираться в педагогическом процессе. А если такого личностного смысла нет, то надо помочь его обрести.

В-третьих, личностно ориентированное профессиональное образование связано с определением человекообразующих функций образования:

1. Гуманитарная функция - сохранение и восстановление телесного и духовного здоровья, смысла жизни, личной свободы, нравственности.

2. Культуросозидательная - обеспечивает сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры.

3. Социализация - обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, свидетельствующее о нормальном, безболезненном вхождении человека в жизнь общества.

В-четвертых, нужно сказать о содержании личностно ориентированного образования. Содержание профессионального образования определяется уровнем развития современных социальных, информационных,

производственных технологий и в соответствии с будущей профессиональной деятельностью оно должно включать все, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности.

И последнее, что хочется отметить - это использование технологий личностно ориентированного образования. Характерными чертами личностно ориентированных технологий являются диалогичность, деятельностнотворческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития обучающихся предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения, максимальная ориентация на субъективный опыт обучаемого, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии.

Таким образом, по мнению Э.Ф. Зеера, личностно ориентированное профессиональное образование основывается на следующих принципах:

• Признается приоритет индивидуальности, самоценности обучаемого, который изначально является субъектом профессионального процесса.

• Технологии профессионального образования на всех ступенях соотносятся с закономерностями профессионального становления личности.

• Содержание профессионального образования определяется уровнем

развития современных социальных, информационных,

производственных технологий и в соответствии с будущей профессиональной деятельностью.

• Опережающий характер образования обеспечивается формированием социально-профессиональной компетентности и развитием экстрафункциональных качеств будущего специалиста в процессе учебно-профессиональной, производственной и других видов деятельности.

• Действенность профессионально-образовательного процесса

определяется организацией учебно-пространственной среды.

Максимальная ориентация на индивидуальный опыт обучаемого, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии.

Рассмотрим поподробнее один из этих принципов личности ориентированное содержание профессионального образования.

Из сущности личностно ориентированного образования следует необходимость обеспечения саморазвития, самообучения, самовоспитания обучающегося в ходе овладения знаниями и умениями и опытом деятельности. Это значит, что содержание личностно ориентированного образования должно включать все, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности, в том числе, по мнению Е.В. Бондаревской, ценностный, когнитивный, деятельностно-творческий и личностный компоненты. Ценностный компонент содействует в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций, в том числе способствует формированию профессиональной направленности. Когнитивный компонент содержания обеспечивает формирование целостной картины мира, служит инструментом практической и познавательной деятельности человека. Деятельностнотворческий компонент способствует формированию и развитию у обучающихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в познании, труде, профессиональной и других видах деятельности. Личностный компонент содержания образования обеспечивает познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного, профессионального и жизненного самоопределения, формирует личностную позицию.

В настоящее время главной целью профессионального образования, рассматриваемого как единый взаимосвязанный процесс обучения, развития и воспитания, следует считать целостную (интегральную) подготовку обучающихся к профессиональной деятельности. То есть единая цель профессионального образования состоит в подготовке профессионала на таком

уровне мастерства, который, с одной стороны, соответствует уровню сложности выполняемых задач, предусмотренных моделью специалиста и получаемой ступенью квалификации, с другой - является необходимым для включения выпускника в процесс его дальнейшего непрерывного образования как профессионала и современного человека.

Профессионализм как интегративное качество человека включает не только достижение им высоких профессиональных результатов, но и непременно и наличие психологических компонентов, социальных качеств, способности к творчеству, хорошей теоретической базы. Эти качества в целом определяют личность профессионала и потому должны быть включены в содержание образования учащихся начального и среднего профессионального образования во взаимосвязи с традиционными компонентами (общие и профессиональные знания и умения, трудовые навыки).

Таким образом, под содержанием профессионального образования целесообразно понимать систему диагностируемых личностных качеств обучающихся, которые характеризуют его как профессионала определенной ступени квалификации и могут быть сформированы при создании соответствующих условий в рамках единого процесса обучения-воспитания, осуществляемого конкретным образовательным учреждением.

Необходимо отметить закономерность, которая характерна для периода активного созревания личности, в котором находятся учащиеся учреждений профессионального образования. То, что не попало в поле осмысления реальности и определения целей действий человека, что не понятно ему, не приобрело для него статус личностного смысла и не осознано как внутренний стимул, как установка его деятельности, то не может быть им принято, осуществлено, воспринято и осознано как основа к деятельности по формированию прогрессивных качеств личности.(1) Именно поэтому требуется открытое предъявление учащимся целей их образования, включая требования к их личностным качествам, характеризующим их как будущих профессионалов

Для достижения этой цели необходимо создать программнометодическое обеспечение, удовлетворяющее следующим требованиям:

а) оно должно содержательно направлять процесс образования на достижение единой цели средствами всех предметов, предусмотренным учебным планом.

б) оно должно быть вариативным в своей содержательной основе при сохранении профессионально и культурно значимого ядра.

Структура содержания рассматривается с точки зрения развития личности учащихся на основе профессиональной, естественнонаучной , гуманитарной подготовки. При разработке учебного плана важной задачей становится решение проблемы прямого включения в содержание профессионального образования личностного потенциала развития учащихся. Эта задача реализуется, прежде всего, через включение в учебный план развивающих спецкурсов. Так же необходимо пополнить содержание рабочих учебных программ предметов модульными единицами, способствующими развитию личностных, профессионально значимых качеств учащихся и согласующимися с содержанием соответствующих областей знаний.

Возможности обновления содержания профессионального образования в свете ФГОС третьего поколения и усиления его личностно-смысловой направленности может включать примерно следующие направления:

Усиление личностного компонента содержания образования обуславливает необходимость проектирования курсов, направленных на формирование профессионально важных качеств, социально-

профессиональных умений и форм поведения. Анализ профессиональных функций специалистов показал, что к ним относятся: коммуникативность, ответственность, работоспособность, способность к сотрудничеству, профессиональная самостоятельность, инициативность, профессиональная активность, социальная активность, гражданская ответственность за результаты своей деятельности, за охрану природы и другие. Развитие этих качеств в профессиональной школе требует использования особых личностно ориентированных технологий в обучении и введения в учебные планы соответствующих спецкурсов, например, «Технология профессионального успеха», «Основы самоменеджмента», «Граждановедение» и другие.

Наполнение содержания ценностями гуманитарной культуры для

формирования у человека особой человеческой формы отношения к окружающему миру и самому себе, своей собственной деятельности в нем. Применительно к профессиональному образованию - это утверждение человеческой формы отношения к миру производства и к своей собственной профессиональной деятельности в этом мире производства. Необходимо, чтобы учащиеся осознали свое предназначение и призвание и определили свою профессионально-образовательную траекторию. Учащийся должен обрести позицию активного субъекта на рынке труда, чтобы человек активно искал место и условия приложения своего главного капитала - профессиональной компетентности.

Наполнение содержания национальными ценностями, включение в содержание особенностей среды обитания, менталитета людей, проживающих в данном районе, проблем его социокультурного развития, жизненных проблем населения, в том числе и профессиональных.

Учет особенностей развития регионального рынка труда, требований работодателей к квалифицированным рабочим и специалистам среднего звена при разработке и обновлении учебных программ теоретического и производственного обучения будет способствовать профессиональной и социальной адаптации выпускников профессиональных заведений.

Включение в содержание субъектного опыта учащихся. Под субъектным опытом обучаемых понимают совокупность эмоционально окрашенных социальных, учебно-профессио-нальных и личностных ситуаций, которые могут выполнять образовательную функцию. Содержание образования не должно представлять собою набор социокультурных образцов в виде правил, примеров поведения и т.д. Оно должно включать содержание субъектного опыта учащегося как опыта его индивидуальной жизнедеятельности. Субъектный опыт учащегося, как считает И.С. Якиманская, должен быть включен в образовательный процесс через раскрытие его содержания, согласование этого содержания с социокультурным образцом, создание условий для активного использования его при усвоении знаний.

Взаимодействие двух видов опытов (социокультурного и субъектного) должно происходить на основе их постоянного согласования и использования всего того, что накоплено человеком в его собственной жизнедеятельности.

Равнозначное обеспечение знаниевого и деятельностного компонентов содержания. Это предполагает формирование способности к активной деятельности, к труду в любых его формах, в том числе к творческому профессиональному труду на основе системы знаний учащихся. Данным подходом акцент сдвигается с теоретических знаний как результатов деятельности на способы деятельности, вследствие чего устанавливается баланс между знанием и способом деятельности как структурными единицами содержания. Согласно этой позиции, в теоретическом обучении должно уделяться достаточное внимание приобретению учащимися опыта в познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной

деятельности. Задания в производственном обучении должны отвечать следующим требованиям:

• быть посильными для учащихся, но отличаться высоким уровнем трудности;

• иметь общественно полезную значимость, рыночную стоимость и определенных потребителей;

• использовать дополнительные сведения, экономические расчеты, самостоятельную разработку проекта, технологии его получения;

• предусматривать коллективную производственную деятельность учащихся.

Личностно ориентированное профессиональное образование понимается как особый тип образования, основывающийся на организации взаимодействия учащихся и педагогов, при которой созданы оптимальные условия развития у субъектов обучения способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и реализации себя. По мнению И.А. Зимней, обучение можно считать личностно ориентированным, если реализуются следующие признаки:

1.Организация субъектного взаимодействия: совместная деятельность педагога и учащихся, которая предполагает посильный вклад каждого его участника в решение общей задачи;

2. Создание условий самоактуализации: дружелюбие, отсутствие

агрессивности, независимость в отстаивании своей точки зрения, стремление к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию;

3. Активизация учащегося;

4.Обеспечение единства внешних и внутренних мотивов обучаемого;

5.Получения удовлетворения от решения учебных задач в сотрудничестве с другими обучаемыми;

6.Обеспечение условий для самооценивания, саморегуляции;

7.Наличие позиции фасилитатора (идущий рядом, облегчающий путь) у педагога.

Результативность профессионального обучения зависит от того, какую позицию (активную или пассивную) в процессе овладения профессией занимает обучающийся, так как знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения при применении их на практике, при решении конкретных производственных задач. Поэтому овладение профессиональными знаниями, умениями требует организации непосредственной деятельности самих учащихся. Но важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, в этой деятельности проявляющаяся.

Личностно ориентированное профессиональное образование нацелено на обеспечение самоопределения обучающихся, создание условий для развития и саморазвития личности в социальной и профессиональной сферах деятельности. Целевая направленность обучения выстраивается на основе модели выпускника как обобщенной характеристики, включающей в себя определенный объем и структуру профессиональных и социально-психологических качеств, знаний и умений, которыми должен овладеть обучающийся как профессионал и член общества (гражданин, личность, семьянин).

Модернизация профессионального образования предполагает уточнение, обновление его содержания. Значимыми структурными составляющими

содержания образования являются новые интегративные характеристики: ключевые компетентности, компетенции и квалификации. Знания, умения и опыт определяют компетентность человека, а способность мобилизовать эти знания, умения и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации обуславливает компетенцию образованной и профессионально успешной личности. Под ключевой квалификацией понимается комплекс психологических качеств, способностей, знаний, умений, и навыков специалиста, обеспечивающий эффективное выполнение определенной профессиональной функции и составляющий один из компонентов общей квалификации работника.

В зависимости от уровня профессиональной активности А. Шелтон выделяет пять групп ключевых квалификаций:

1. Психомоторные умения: координационные умения, скорость реакции, ручная сноровка, способность к концентрации внимания и др.

2. Общетрудовые качества: практические умения и навыки для широкого круга деятельности в области измерительной техники, охраны труда, обслуживания машин, технологического планирования, технологической диагностики, чтения технической документации и др.

3. Познавательные способности: самостоятельность мышления,

техническое мышление, креативность, способность к решению проблем, оценочные способности и др.

4. Социальные способности(групповое поведение): готовность к работе в команде, способность к установлению контактов, коммуникативность, откровенность, корпоративность и др.

5. Персональные способности: надежность, стремление к качественной работе, добросовестность, ответственность, самостоятельность, критичность, уверенность в себе, оптимизм, направленность на конкретные достижения и успех в работе.

Проблема отбора ключевых квалификаций является одной из центральных для обновления содержания профессионального образования. Все многообразие ключевых квалификаций сведено к трем видам:

• узкопрофессиональные - это специальные знания, умения, комплексы

профессионально важных качеств и профессионально значимых психофизиологических свойств, действующие в рамках одной профессии или специальности. Они быстро устаревают, становятся невостребованными в силу научно-технического прогресса и социально-экономических изменений в профессиональной

деятельности;

• полипрофессиональные - эти квалификации актуальны для группы профессий и специальностей. Данный вид квалификаций помогает специалисту действовать более эффективно в профессиональной среде, работать с большей отдачей, обеспечивает качество и надежность труда в рамках родственных профессий.

• экстрафункциональные - эти квалификации «работают» в любой профессиональной среде. Такие квалификации направляют профессиональную деятельность, обеспечивают специалиста адекватной информацией о себе и внешнем мире, помогают ориентироваться в системе профессионального труда. Это инвариантные требования к профессионалу со стороны общества, технического прогресса, социально-экономических условий и т.д.

Данный вид профессиональных характеристик не устаревает в ходе технического прогресса, изменения условий работы, действия социальных факторов.

Совокупность этих характеристик позволяет проектировать модель выпускника. Теоретическая и практическая значимость эталонной модели выпускника как интегральной профессионально-личностной характеристики состоит в том, что, она во-первых, позволяет моделировать содержание образования. Во-вторых, разработка такой модели будет основой диагностических методик, определяющих уровень развития ключевых квалификаций. В-третьих, позволяет реализовать личностно ориентированный подход в обучении.

Библиографический список

1. Бобкова, Л.Г. Личностно ориентированное профессиональное образование: теория, технология, результат [Текст]: монография /Под ред. Л.Г. Бобковой. - Курган.: ИПКиПРО Кург. обл., 2005.

2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования [Текст]: - Ростов. н/Дону: Изд-во Рос. пед. ун-та, 2000.

3. Личностно ориентированные технологии обучения в средних специальных учебных

заведениях [Текст]: по материалам эксперимента в педагогическом колледже № 5 г. Москвы под ред. Л.Г. Семушиной. Сер. «Библиотека Федеральной программы развития

образования». - М.: Нов. учеб., 2004.

4. Организация работы образовательного учреждения по обновлению содержания профессиональной подготовки [Текст]: пособие для рук. образ. учр-ний / под ред. И.Ю. Ляпиной, Г.В. Борисовой. - СПб.: Изд-во«Полиграф С», 2003.

5. Реализация личностно ориентированного подхода в профессиональном образовании [Текст]: материалы науч.-практ. конф.; Ин-т повышения квалиф. и переподг. раб. обр-ния Кург. об. - Курган, 2004.

6. Смирнов, И.П.Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи / И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко [Текст]: - Екатеринбург: Изд-во «ИД Сократ», 2005.

7. Сороковых, Г.В. Субъектно-деятельностный подход к личностно профессиональному образованию студентов / Г.В. Сороковых [Текст]// Педагогика. -2004. -№ 1.

8. Якиманская, И. С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2000.

Вibliography

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bobkova, L.G. Personality-Focused Professional Education: Theory, Technology, Outcome: Monograph [Text] / L.G. Bobkova. -vKurgan Region, 2005.

2. Bondarevskaya, E.V. Theory and Practice of Personality-Focused Education [Text] / E.V. Bondarevskaya. - Rostov-on-Don: Rostov Pedagogical University Publishing House, 2000.

3. Educational Institution’s Work Organization to Update the Training Content: Manual for Educational Institution Managers [Text] // Ed. by I.Yu. Lyapina, G.V. Borisov. - St. Petersburg: "Polygraph C", 2003.

4. Personality-Focused Approach Implementation in Professional Education: Proceedings of the Conference [Text]. Institute for Advanced Studies and Retraining of Educators of the Kurgan Region. - Kurgan, 2004.

5. Personality-Focused Educational Technologies in Professional Secondary Schools (Based on the Experiment in the Pedagogical College № 5, Moscow) [Text] // Ed. by L.G. Semushina. Series "Library of Federal Program of Education Decvelopment”. - M.: "The New Book," 2004.

6. Smirnov, I.P. New Upbringing Prtinciple: Direction for The Yuoth’s Interests [Text] / I.P. Smirnov, ЕУ. Tkachenko. -Yekaterinburg: «ID Socrates» Publishing House, 2005.

7. Sorokovykh, G.V. Subject-and-Activity Approach to Personal and Professional Education of the Students [Text] / G.V. Sorokovykh // Pedagogy. - 2004. - № 1.

8. Yakimanskaya, I.S. Personality-Focused Education Technologies in the Modern School [Text] / I.S. Yakimanskaya. - Moscow: September, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.