Научная статья на тему 'Статус политических партий в конституционной системе Республики Сербия'

Статус политических партий в конституционной системе Республики Сербия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
544
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / КОНСТИТУЦИЯ СЕРБИИ 2006 ГОДА / ЗАКОН О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ 2009 ГОДА / СТАТУС ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ СЕРБИЯ / СОЗДАНИЕ И ЧЛЕНСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ / ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ / КОНСТИТУЦИОННОСТЬ И ЗАКОННОСТЬ / ПОЛНОМОЧИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА ПО ЗАПРЕТУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Половченко Константин Анатольевич

В результате значительных общественно-политических перемен в Сербии на рубеже 90-х годов в этом государстве были восстановлены политическое многообразие и многопартийность. Сверхлиберальное конституционное законодательство того периода, касающееся образования и деятельности политических партий, создало условия для появления неоправданно большого количества политических партий в Сербии. Конституция 2006 года и Закон о политических партиях 2009 года внесли значительные изменения в порядок и условия организации и деятельности политических партий в Республике Сербия. Ныне действующее законодательство о политических партиях является предметом исследования настоящей статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS OF POLITICAL PARTIES IN THE CONSTITUTIONAL SYSTEM OF THE REPUBLIC OF SERBIA

As a result of significant political changes in Serbia at the turn of the 1990s, political diversity and a multi-party system were restored in this state. The super-liberal constitutional legislation of that period, concerning the formation and activities of political parties, created the conditions for the appearance of an unjustifiably large number of political parties in Serbia. The Constitution of 2006 and the Law on Political Parties of 2009 made significant changes in the procedure and conditions for the organization and activities of political parties in the Republic of Serbia. The current legislation on political parties is the subject of this article.

Текст научной работы на тему «Статус политических партий в конституционной системе Республики Сербия»

6.2. СТАТУС ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В КОНСТИТУЦИОННОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ

Половченко Константин Анатольевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Подразделение: кафедра конституционного права

Место работы: МГИМО (У) МИД России

[email protected]

Аннотация: в результате значительных общественно-политических перемен в Сербии на рубеже 90-х годов в этом государстве были восстановлены политическое многообразие и многопартийность. Сверхлиберальное конституционное законодательство того периода, касающееся образования и деятельности политических партий, создало условия для появления неоправданно большого количества политических партий в Сербии. Конституция 2006 года и Закон о политических партиях 2009 года внесли значительные изменения в порядок и условия организации и деятельности политических партий в Республике Сербия. Ныне действующее законодательство о политических партиях является предметом исследования настоящей статьи.

Ключевые слова: политические партии; Конституция Сербии 2006 года; закон о политических партиях 2009 года; статус политических партий в Республике Сербия; создание и членство в политической партии; прекращение деятельности политической партии; конституционность и законность; полномочие Конституционного суда по запрету деятельности политических партий.

STATUS OF POLITICAL PARTIES IN THE CONSTITUTIONAL SYSTEM OF THE REPUBLIC OF SERBIA

Polovchenko Konstantin A., PhD in Law, Associate Professor. Position: Associate Professor. Department of Constitutional Law Work place: MGIMO University, Moscow, Russian Federation

[email protected]

Annotation: as a result of significant political changes in Serbia at the turn of the 1990s, political diversity and a multi-party system were restored in this state. The super-liberal constitutional legislation of that period, concerning the formation and activities of political parties, created the conditions for the appearance of an unjustifiably large number of political parties in Serbia. The Constitution of 2006 and the Law on Political Parties of 2009 made significant changes in the procedure and conditions for the organization and activities of political parties in the Republic of Serbia. The current legislation on political parties is the subject of this article. Keywords: political parties; the Serbian Constitution of2006; the Law on the Political parties 2009; the status of political parties in the Republic of Serbia; creation and membership in a political party; constitutionality and legality; the authority of Constitutional Court to ban activities of political parties.

Несмотря на то, что появление политических партий как активных участников политического процесса датируется еще 18 веком, в большинстве ныне действующих конституций политические партии или вообще не упоминаются или упоминаются в рамках политического права граждан на объединение, предоставляя, таким образом, политическим партиям и другим политическим объединениям свободу организации и деятельности. При этом законы о политических партиях детально регулируют порядок пользования гражданами правом на создание и членство в политической партии. Тем не менее, в настоящее время все больше проявляется тенденция, в соответствии с которой политические партии занимают все большее место в конституционном регулировании1. Эта тенденция наглядно отражает процесс конституционализации политических партий ввиду их растущего значения в политической системе современного общества.

1 Половченко К.А. Избирательная система Сербии // Современные избирательные системы. Чурсина Т.И., Орлов А.Г., Ракитская И.А., Половченко К.А. Научная редакция А.В. Иванченко, В.И. Лафитский. Москва. 2009. С. 358. Половченко К.А. Избирательные споры как объект конституционного правосудия: на примере Сербии // Социально-политические науки. №4. 2016. С. 206.

Что же касается Сербии, то история политических партий в этом государстве начинает свой отсчет с конца 19 века, когда по образному выражению профессора Поповича «... политические партии впервые в сербской политической истории получили гражданство в ней»2. Это процесс напрямую был связан со вступлением в действие Закона об объединениях и собраниях 1881 года3. За прошедшие почти полтора столетия на наличие и структуру многопартийности, как, собственно, на конституционное развитие в целом, в Сербии оказывали влияние многочисленные разнонаправленные политические события, которыми особенно полна сербская история в 20-м веке. Так, значительное влияние на политическую систему Сербии оказал социалистический период развития в составе Югославской Федерации. Когда в условиях существования однопартийной системы единственная легальная партия фактически являлась центральной составляющей государственного механизма. И это несмотря на то, что в части 1 статьи 167 Конституции СФРЮ 1974 года провозглашалась «свобода объединений» граждан, но, как справедливо замечает профессор Мар-

2 Jевтиft Д. , Попови^ Д. Народна правна истор^а. Београд. 2003. Стр. 128.

3Закон о удружежима и зборовима од 01.04.1881 был первым подобного рода законом, принятым в Сербии.

кович, очевидно, речь шла об организациях и объединениях, которые не имели каких-либо политических целей (целей завоевания и осуществления государственной власти)4.

Конституция Сербии 1990 года стала первым конституционным актом, принятым после Второй мировой войны, в котором устанавливался прямой запрет дискриминации граждан по политическим и иным убеждениям. Таким образом, не прямо, но косвенно был восстановлен принцип политического плюрализма в конституционной системе Сербии. Кроме того, в статье 44 Конституции Республики Сербия 1990 года содержалось положение, в котором провозглашалась «свобода организации политических, профсоюзных и других объединений без разрешения, путем регистрации в компетентных органах». В результате, этим формальным конституционным правом был устранена многолетняя монополия Коммунистической партии. Тем не менее, Конституции 1990 года не заложила базовые основы партийной системы, регулирование которой было предоставлено Закону о политических партиях (который, кстати, был уже принят за несколько месяцев до самой Конституции 1990 года)5, что, по мнению профессора Стояновича, было предельно нецелесообразным в условиях перехода от однопартийной к плюралистической политической системе»6.

Принципиально по другому к регулированию данного вопроса подошел конституционный законодатель при разработке текста Конституция Республики Сербии 2006 года. Так, согласно части 1 статьи 55 Конституции 2006 года в Республике Сербия «гарантируется свобода политических, профсоюзных и любых иных объединений и право не вступать ни в какое объединение. Наряду со свободой политического объединения в части Конституции «Принципы Конституции» содержится институциональная гарантия статуса политических партий. Так, согласно части 1 статьи 5 Конституции «гарантируется и признается роль политических партий в демократическом формировании политической воли граждан». При этом положения Конституции 2006 года препятствуют возврату к однопартийной политической системе, установив, что политические партии не могут непосредственно осуществлять власть, а также подчинять ее себе (ч. 3 ст. 5 Конституции РС).

Закон о политических партиях 2009 года дает определение политической партии как организации свободно и добровольно объединенных граждан, созданной для достижения политических целей путем демократического формирования политической воли граждан и участия в выборах (статья 2). Политическая партия учреждается и осуществляет свою деятельность исключительно по территориальному принципу. По мнению профессора Стояновича, значение этого принципа является особо важным, поскольку согласно этому принципу считается незаконным создание или деятельность политических партий на предприятиях, в учреждениях, государственных органах и организациях. Таким образом, Законом исключается возможность создания и деятельности политических партий, основанных на производственном принципе. Этот запрет нашел свое развитие в решениях Конституционного суда. Так, в своем Решении № 364/96 Конституционный суд Сербии, в частности, указал на то, что «ссылка в уставе на образование и деятельность политической партии по производственному принципу указывают на то, что соответствующие положения

4 Markovic R. Ustavno pravo. Beograd. 2014. Стр. 272.

5 Закон о политичким организац^ама («Службени гласник РС», номер 37/90).

6 Стс^ановип Д. Уставно право. Ниш. 2009. Стр. 124.

оспоренного устава противоречат закону, которым предусмотрено, что политические организации учреждаются и осуществляют свою деятельность исключительно по территориальному принципу»7.

Часть 3 статьи 5 Конституции 2006 года указывает на то, что не допускается деятельность политических партий, направленная на насильственное разрушение конституционного строя, нарушения гарантированных прав человека или прав меньшинств, разжигание расовой, национальной или религиозной ненависти. Деятельность политических партий является открытой (ст. 6 Закона о политических партиях)8.

Что же касается условий и порядка организации политических партий, то согласно части 2 статьи 5 Конституции 2006 года создание политических партий является свободным. Кроме того, этот вопрос регулируются также общими для всех общественных объединений положениями Конституции 2006 года, в соответствии с которыми объединения граждан (в том числе и политические партии) учреждаются без предварительного разрешения путем регистрации в государственном реестре, который ведется государственным органом в соответствии с законом (ч. 2 ст. 55 Конституции РС). Политическая партия может быть создана не менее чем 10 000 совершеннолетних дееспособных граждан Республики Сербия.

Что же касается непосредственно создания политической партии, то она создается на учредительном собрании принятием учредительного акта, программы, уставы и избранием лица, уполномоченного представлять политическую партию. Учредительный акт политической партии должен содержать название, место нахождения и адрес политической партии; программные цели; имя, место жительства, адрес и идентификационный номер лица, уполномоченного на подачу заявления на регистрацию политической партии в Реестре, а также дату принятия учредительного акта.

Согласно статье 7 Закона о политических партиях деятельность политических партий должна соответствовать Конституции, закону, программе, уставу и другим ее общим актам. Программа политической партии содержит описание политических принципов, целей и ценностей, за которые выступает политическая партия. Особое внимание в Законе уделяется содержанию устава политической партии. И это не удивительно, поскольку в соответствии со статьей 14 Закона устав является основным общим актом политической партии, а другие общие акты, принимаемые политической партией должны соответствовать уставу.

Устав в обязательном порядке регулирует:

- название и место нахождения политической партии;

- символы визуальной идентичности;

- структуру и содержание печати политической партии и ее организационных единиц;

- программные цели;

- условия и способ вступления и прекращения членства;

- права, обязанности и ответственность членов;

- организацию по территориальному признаку и внутреннюю организацию, органы партии и их полномочия, состав, способ избрания и отзыва, продолжительность мандатов и порядок принятия решений;

- представительство политической партии;

- процедуру внесения изменений и дополнений в программу и устав, а также процедуры принятия и внесения изменений в другие общие акты политических партий;

7 Одлука Уставног суда ИУ №364/96 («Службени гласник РС».№ 91/02).

8 Половченко К.А. Расширяющаяся компетенция Конституционного суда: опыт Сербии // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №4. С. 93.

- обеспечение открытости деятельности;

- порядок принятия решения о вхождении политической партий в более широкие политические союзы в государстве и за рубежом, а также слияние политической партии;

- способ финансирования политических партий;

- способ осуществления внутреннего контроля финансовой деятельности;

- лицо, ответственное за финансовую деятельность, подготовку отчетности, а также лицо, уполномоченное поддерживать контакты с компетентными органами;

- порядок принятия решения о прекращении деятельности;

- порядок распоряжения имуществом политической партии в случае прекращения ее деятельности, а также другие вопросы, имеющие важное значение для деятельности политической партии.

Следует обратить внимание на то, что ни в Конституции, ни в Законе о политических партиях нет прямого указания на то, что внутреннее устройство политической партии и содержание ее общих актов не должно противоречить демократическим принципам, заложенным в Конституции 2006 года и Законе 2009 года. Тем не менее, косвенно на это указывает как положение части 1 статьи 5 Конституции 2006 года, в котором гарантируется и признается роль политических партий в демократическом формировании политической воли граждан, так и предусмотренное в пункте 5 части 1 статьи 167 Конституции 2006 года специальное полномочие Конституционного суда «принимать решение о соответствии общих актов (...) политических партий, профессиональных союзов и объединений граждан (...) Конституции и закону.

Политическую партию представляет уполномоченное представлять политическую партию лицо, избираемое или назначаемое в порядке, определяемом уставом. Представитель политической партии обязан действовать в рамках полномочий, установленных уставом и решениями компетентных органов политической партии. Политическая партия обязана обеспечить доступ общественности через Интернет к учредительному акту, личным данным представителя политической партии, программе, уставу и другим общим актам политических партий.

Политическая партия вправе создавать организационные единицы по территориальному принципу в соответствии с законом, уставом или другими общими актами. Организационные единицы, созданные по территориальному принципу, не обладают статусом юридического лица. Политическая партия в соответствии с уставом принимает решение о прекращении деятельности организационных единиц по территориальному принципу (ст. 17 Закона о политических партиях).

Важной новеллой Закона о политических партиях является то, что в нем предусмотрены специальные правила, регулирующие создание политических партий национальных меньшинств. Так, согласно статье 3 Закона политическая партии национального меньшинства является политической партией, деятельность которой, в дополнение к вышеуказанным характеристикам политической партии, сосредоточена на представлении интересов национального меньшинства, а также защите и реализации прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам в соответствии с Конституцией, законом и международными стандартами и регулируется учредительным актом, программой и уставом политической партии. Таким образом, политическая партия национального меньшинства имеет общие законные характеристики политической партии, при том, что ее деятельность специально направлена на представительство интересов национального меньшинства в соот-

ветствии с Конституцией, законом и международными стандартами. При этом ее могут создать не менее 1000 совершеннолетних и дееспособных граждан Республики Сербия, такое незначительное количество учредителей представляется вполне логичным, когда речь идет о национальных меньшинствах. Кроме того, если это предусмотрено уставом политической партии национального меньшинства, ее название может быть на языке и письменности национального меньшинства. При этом название на языке и письменности национального меньшинства включается в реестр после указания ее названия на сербском языке кириллическим письмом (ч.2 ст. 18 Закона о политических партиях).

Членство в политической партии является свободным и добровольным. Членом политической партии может на одних и тех же условиях, установленных уставом, стать каждый совершеннолетний и дееспособный гражданин Республики Сербия. При этом в части 5 статьи 55 Конституции 2006 года, положения которой дублированы в Законе о политических партиях, предусмотрено, что судьи Конституционного суда, судьи, прокуроры, Защитник граждан, сотрудники полиции и военнослужащие не могут быть членами политических партий. Речь идет о государственных полномочиях, для осуществления которых, по справедливому мнению профессора Оливеры Вучич, необходима отстраненность их исполнителей от политики и активно действующих политических организаций с тем, чтобы действовать, исключительно руководствуясь профессиональными интересами, на основе Конституции и действующего законодательства9. Что же касается иных лиц, в том числе и должностных, работающих в органах государственной власти, то при осуществлении своих должностных полномочий они не должны руководствоваться своими политическими убеждениями, а также не должны их выражать и отстаивать. При этом Решением Конституционного суда № 353/1995 был признан несоответствующим Конституции запрет на то, чтобы такие лица были членами органов политических партий. Так, в вышеуказанном Решении Конституционный суд, в частности, отметил: «Членство в органе политической организации не может быть основанием для ограничения гарантированной Конституцией свободы труда»10.

Политическая партия должна вести учет своих членов, который должен содержать:

- личные данные члена, место жительства, адрес и идентификационный номер члена политической партии;

- а также дату вступления и прекращения членства в политической партии.

Такой учет должен осуществляться как в письменной форме, так и в единой центральной электронной базе данных (ст. 21 Закона о политических партиях).

Созданная политическая партия вносится в специальный реестр, который ведет уполномоченное министерство. Запись в реестр осуществляется на основе заявления, поданного уполномоченным лицом партии в течение 30 дней с момента создания политической партии. Уполномоченное министерство предлагает заявителю в срок не более 30 и не менее 15 дней исправить недостатки, если:

1. название политической партии идентично названию политической партии, которая уже внесена в реестр или уже подала документы для включения в реестр или исключена из реестра при условии, что после исключения из реестра прошло менее

9 Вучи^ О. О заштити права. Београд. 2010. Стр.103.

10 Одлука Уставног суда ИУ №353/1995 (Службени гласник РС.№ 49/05).

четырех лет, или если название партии приводит к заблуждению общественности или нарушает нравственные чувства граждан;

2. заявление было подано неуполномоченным лицом, или с заявлением не были представлены предписанные документы;

3. заявление, учредительный акт, программа и устав политической партии не содержат все данные, требуемую в соответствии с настоящим Законом, или если заявление не представлено в установленной форме, или если заявки учредителей не представлены в установленной форме или отсутствует заверение подписей.

Если заявитель не устранит недостатки в вышеуказанный срок, то уполномоченное министерство своим решением отклоняет заявление. Такое решение министерства является окончательным и не может быть обжаловано в административном порядке. Министерство обязано принять решение о включении политической партии в реестр в течение 30 дней с момента подачи надлежащего заявления о включении. Решение о включении политической партии в реестр публикуется в «Официальном вестнике Республики Сербия». С решением о включении политической партии в реестр ей представляются копии программы и устава, которые министерство заверяет своей печатью и подписью уполномоченного должностного лица, чем подтверждается их соответствие копиям программы и устава, хранящихся в министерстве (ст. 26 Закона о политических партиях). Политическая партия обязана по истечении восьмилетнего срока, начиная с даты включения в реестр, подавать заявление на обновление записи в реестре. Данные, включенные в реестр, являются открытыми.

Следует обратить внимание на то, что Закон о политических организациях 1990 года был сверхлиберальным, предусматривая, например, что политическую партию могут создать 100 граждан. Это, по образному выражению профессора Стояно-вича, привело к «наводнению» политическими партиями политического пространства Сербии11. Так, к середине 90-х в Сербии было зарегистрировано более 300 политических партий. В свете вышеизложенного Закон о политических партиях 2009 года представляется несколько более жестким с точки зрения требований, предъявляемых для регистрации политической партии. Тем не менее, он сохранил либеральную систему создания политических партий - систему, при которой политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц.

Итак, после регистрации политическая партия приобретает статус юридического лица и вправе осуществлять свою деятельность начиная со дня включения ее в реестр политических партий. Согласно Заключению Конституционного суда Сербии № 279/2009: «... включение в соответствующий реестр является conditio sine qua non реализацией конституционной гарантии политического, профсоюзного и любой другого объединения, поскольку конституционный законодатель обусловил приобретение объединением правосубъектности регистрацией в соответствующем реестре, а регистрация в соответствующем реестре имеет учредительный характер, ее действие состоит во «введении» объединения в конституционно-правовую систему как особо субъекта»12.

11 Стс^анови^ Д. Уставно право. Ниш. 2009. С. 231.

12 Заклучак Уставног суда, VII У броj 279/2009 од 17. марта 2011. године,

об]авлен у «Сл. гласнику РС», бр. 26/2011 од 15. априла 2011. године.

Как указывалось выше, Закон о политических партиях предусматривает, что «политические партии создаются и действуют исключительно по территориальному принципу», поэтому политическая партия может по территориальному принципу создавать и упразднять свои организационные единицы (отделения) в соответствии с законом, уставом и общими актами. Создаваемые партией отделения не обладают статусом юридического лица (ст. 17).

Политическая партия может объединиться с другой или другими политическими партиями, включенными в реестр, для того, чтобы создать новую политическую партию в этом случае партия теряет свою правосубъектность, новым субъектом права становится политическая партия, образованная в результате слияния двух или более политических партий. Политическая партия, образованная в результате слияния двух или более политических партий, включается в реестр на основании заявления. Помимо заявления должна представить в регистрирующий орган следующие документы:

- решения о слиянии политических партий;

- установленной формы заявление членов политической партии о своем членстве в политической партии, образованной в результате слияния двух или более политических партий, содержащее заверенные подписи в количестве, необходимом для создания политической партии в соответствии с настоящим Законом;

- уведомление о консолидированных активах (баланс);

- две копии программы и устава;

- акт об избрании представителя новой политической партии и заверенную копию удостоверения личности ее представителя.

Политическая партия прекращает свое существование после исключения из реестра, тем самым теряя статус юридического лица. Политическая партия исключается из реестра в следующих случаях:

1. если орган, установленный уставом, принимает решение о прекращении деятельности;

2. если политическая партия объединится с другой или другими политическими партиями;

3. если Конституционный суд запретит ее деятельность.

В первых двух случаях представитель политической партии обязан в течение 30 дней со дня наступления условий для прекращения деятельности политической партии подать заявление об исключении политической партии из реестра политических партий и доказательства, их подтверждающие. Если представитель политической партии в течение 30 дней не направит заявление об исключении политической партии из реестра, а уполномоченное министерство установит наступление условий, являющихся основаниями для исключения политической партии из реестра, то оно возбуждает процедуру исключения политической партии из реестра в служебном порядке.

Отдельного внимания заслуживает условия и процедура запрета деятельности политических партий. Так, полномочие Конституционного суда Сербии по запрету политических партий и других политических организаций было установлено уже Конституцией Сербии 1990 года (п. 6. ч. 1 ст. 125), а затем и Конституцией СРЮ 1992 года (п. 8 ч. 1 ст. 124)13. Конституция

13 Запрет деятельности политических партий и других объединений по различным основаниям известен сербской политической истории и практике несколько ранее, но это не было результатом деятельности органов конституционного правосудия, но следствием различных исторических событий, в основе которых лежали общественно-политические процессы в Сербии. Так, Законом о защите государства в 1921 году за свою антиконституционную деятельность была запрещена Коммунистическая партия Югославии. Поводом стало покушение ее членов на министра внутренних дел Милорада Драшковича. Также между двумя мировыми войнами была

Республики Сербии с 2006 года также предусмотрела институт запрета деятельности политических партий наряду с запретом деятельности других общественных объединений14. Так, согласно части 2 статьи 167 Конституции Республики Сербия 2006 года Конституционный суд принимает решение о запрете деятельности политических партий, профсоюзных организаций и общественных объединений15. Это полномочие Конституционного суда напрямую связано с частью 3 статьи 5 Конституции 2006 года, предусматривающей, что не допускается деятельность политических партий, направленная на насильственное разрушение конституционного строя, нарушения гарантированных прав человека или прав меньшинств, разжигание расовой, национальной или религиозной ненависти. Законом о политических партиях Республики Сербия 2009 года предусматривается еще одно основание для запрета политических партий: если деятельность политических партий, направленная на нарушение территориальной целостности Республики Сербия (ч.2 ст. 4). Кроме того, часть 2 статьи 37 Закона о политических партиях запрещает деятельность политической партии, которая вступит в более широкие политические союзы в государстве или за рубежом, соответственно, объединится с политической партией, деятельность которой направлена на насильственное разрушение конституционного строя и нарушение территориальной целостности Республики Сербия, нарушение гарантированных прав человека или прав меньшинств, разжигание расовой, национальной или религиозной ненависти16. При этом следует подчеркнуть, что выступление и иная деятельность конкретной политической партии, направленные на замену существующего конституционного строя другим (например, выступление за монархию вместо республики, за федерацию вместо унитарного государства и т.д.), само по себе, не является основанием для запрета деятельности партии. В качестве основания для запрета политической партии ее деятельность должна содержать признаки насилия или призывов к насилию. Если политическая партия выступает за мирные пути преобразований, допустимые в рамках существующей системы, даже если они предполагают тотальное изменение системы, такая партия не может быть запрещена. Если бы Конституционный суд по запросу носителей политической власти, запрещал такие партии, то в этом случае был бы полностью извращен смысл института запрета деятельности политических партий: из превентивного он бы

запрещена политическая организация «ЮНП Збор» решением председателя Правительства Драгиши Цветковича после столкновения студентов националистов и коммунистов на Техническом факультете Белградского университета 23 октября 1940 года.

14 Половченко К.А. Конституционный контроль в Республике Сербия. / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

15 Данное полномочие Конституционного суда Сербии стало предметом острой критики со стороны ряда сербских конституционалистов. См.: Петров В. «Уставни суд и забрана удружежа: надлежност ^а му не пристаjе». Правни живот. Том IV. 12/2012. Половченко К.А. Запрет деятельности политических партий и других общественных объединений как полномочие Конституционного суда: опыт Сербии / Социально-политические науки. №4.

16 Кроме того, как указывалось выше в статье, Конституция Республики

Сербия 2006 года предоставила Конституционному суду еще право «прини-

мать решение о соответствии общих актов (... ) политических партий, профессиональных союзов и объединений граждан (...) Конституции и закону » (п. 5 ч.1 ст. 167).

превратился в репрессивный институт; вместо того, чтобы защищать политический плюрализм, он бы его уничтожал17.

Процедура запрета политической партии в Конституционном суде возбуждается по предложению Правительства, Республиканского прокурора и министерства по делам администрации. Если Конституционный суд запретит деятельность политической партии, то она исключается из реестра на день доставления решения Конституционного суда министерству по делам администрации. Именно министерство по делам администрации осуществляет надзор за исполнением Закона о политических партиях. Инспекционный надзор министерство осуществляет с помощью административных инспекций (ст. 40).

Отдельным вопросом Закона о политических партиях являются административные штрафы за нарушение положений данного Закона. Так, штраф в размере 50 000 до 500 000 динаров налагается на политическую партию, если:

1. не обеспечивает доступ общественности в сети Интернет к учредительному акту, личным данным представителя политической партии, программе, уставу и другим общим актам политической партии;

2. название не используются в юридическом обороте в том виде, в котором оно был включено в реестр;

3. в установленный срок не уведомляет министерство об изменениях данных, которые должны быть внесены в реестр, соответственно, не направит заявление для перерегистрации в реестре, или не подаст заявление на исключение из реестра в установленных Законом случаях (ст. 41 Закона о политических партиях).

Что же касается финансирования политических партий, то оно осуществляется из средств, формируемых за счет членских взносов, вкладов, доходов от имущества партии, кредитов, пожертвований, завещаний, а также бюджета Республики Сербия и иных источников в соответствии с Законом о финансировании политических партий. Информация об этих доходах должна быть свободной для ознакомления общественности. Уровень государственной помощи политическим партиям, участвовавшим в распределении мандатов депутатов Народной скупщины, вышеуказанный Закон связывает с результатами этих партий на парламентских выборах18.

Итак, сверхлиберальное законодательство о политических партиях начала 90-х годов привело буквально к «наплыву» политических партий в Республике Сербия. Современное законодательство о политических партиях, несмотря на ужесточение требований к созданию и деятельности политических партий, тем не менее, сохранило либеральную систему образования политических партий, предусматривающую свободное их создание. После регистрации в реестре партия получает статус юридического лица. Важным представляется положение Закона о том, что политические партии в Сербии образуются и осуществляют свою деятельность исключительно по территориальному принципу, обладая правом создавать свои территориальные отделения в соответствии с законом и уставом партии. Членство в политических партиях является свободным:

17 Туманов В.А. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти. / Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. -М.: Норма: ИНФРА-М. 2016. С. 330. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти в Республике Сербия // Социально-политические науки. №2. 2017. С. 126.

18 Закон о финансираньу политичких парти]а («Службени Гласник РС», № 72/03).

любой совершеннолетний дееспособный гражданин Сербии может на равных условиях стать членом политической партии и выйти из нее. Основным общим актом политических партий в Сербии является устав, содержащий программные цели и внутреннюю организацию и принимаемый ими самостоятельно. Что же касается полномочия Конституционного суда Сербии по запрету деятельности политических партий, то, несмотря на отсутствие практики по этому вопросу, это полномочие Конституционного суда стало объектом объективной критики со стороны отдельных сербских конституционалистов. Заслуживающей особого внимания новеллой Закона о политических партиях Республики Сербия явились специальные льготные правила создания политических партий национальных меньшинств, деятельность которых в соответствии с Законом о политических партиях специально направлена на представление интересов национального меньшинства, а также защиту и реализацию прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Это нововведение сербского законодательства представляет несомненный интерес как с точки зрения реализации представителями немногочисленных этнических общностей своих политических прав, так и с точки зрения развития института защиты прав и интересов национальных меньшинств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 88,73%.

Список литературы:

I. Jевтиfl Д., Поповип Д. Народна правна истор^а. Београд. 2003.

3. Markovic R. Ustav Republike Srbije od 2006—kriticki pogled. Ustav Re-publike Srbije od 2006 - neki elementi novog politickog sistema. Beograd 2007.

4. Markovic R. Ustavno pravo. Beograd. 2014.

5. Markovic R. Ustavni sud u Ustavu Republike Srbije od 2006. godine. Anali Pravnog fakulteta u Beogradu. 2-2007.

6. Mersel. Y. The Dissolution of Political Parties: the problem of international Democracy. I CON.Vol. 4. №1. 2006.

7. Pajvancic M. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009.

8. Petrov V. Novi Ustavni sud Srbije (2006-2012) - reforma ustavnog sudstva na stranputici? Sveske za javno pravo. 9/2012.

9. Петров В. «Национални строр пред Уставним судом - измишлена надлежност, измишлена и одлука». Hereticus 3-4/2011.

10. Петров В. Уставни суд и забрана рада политичких странака. 2010. доступно по адресу: www.pravniportal.rs

II. Петров В. «Забрана политичких странака и удружена», Улога и знача] Уставног суда у очуважу владавине права 1963-2013. (Уставни суд, Београд). 2013.

12. Петров В. «Уставни суд и забрана удружежа: надлежност ко]а му не припае». Правни живот. Том IV. 12/2012.

13. Половченко К.А. Избирательные споры как объект конституционного правосудия: на примере Сербии // Социально-политические науки. №4. 2016.

14. Половченко К.А. Конституционный контроль в Республике Сербия. / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кре-мянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

15. Половченко К.А. Конституционный контроль в Республике Хорватия. / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кре-мянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

16. Половченко К.А. Запрет деятельности политических партий и других общественных объединений как полномочие Конституционного суда: опыт Сербии // Социально-политические науки. №4. 2017.

16. Половченко К.А. Институт судебного конституционного контроля в постсоветских государствах. Вестник МГИМО. №3. 2013.

17. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти в Республике Сербия // Социально-политические науки. №2. 2017.

18. Половченко К.А. Институт конституционной жалобы как составляющая механизма защиты прав и свобод человека: опыт России. Москва. 2002.

19. Половченко К.А. Избирательная система Сербии // Современные избирательные системы. Чурсина Т.И., Орлов А.Г., Ракитская И.А., Половченко К.А. Научная редакция А.В. Иванченко, В.И. Лафитский. Москва. 2009.

20. Половченко К.А. Конституционный суд как гарант целостности государства: на примере Сербии // Проблемы экономики и юридической практики. №2. 2017.

21. Половченко К.А. Генезис сербского конституционализма: истоки // Право и управление. XXI век. №4. 2015.

22. Туманов В.А. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти. / Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М. 2016.

23. Половченко К.А. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Московский государственный институт Международных отношений. Москва. 2003.

24. Sadurski W. Rights before courts: a study of constitutional courts in postcommunist states of Central and Eastern Europe. Dordrecht. 2008.

25. Славний Л>. «Конституционализаци]а политике - политичке странке и Уставни суд, предлози за нови устав Срби]е». Српска поли-тичка мисао. 1-4. 2003.

26. Становий Д. «Уставно-судска забрана политичких парти]а». Пра-вни живот. Бр. 12-1996.

27. Становий Д. Уставно право. Ниш. 2009.

28. Вучий О. О заштити права. Београд. 2010.

29. Вучий О., Петров В., Симовий Д. Уставни судови бивших ]угосло-венских република. Београд. 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.