Научная статья на тему 'Гарантии местного самоуправления в Республике Сербия'

Гарантии местного самоуправления в Республике Сербия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
113
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местное самоуправление в Республике Сербия / Конституция Республики Сербия 2006 года / Закон о местном самоуправлении / Компетенция органов местного самоуправления / Контроль конституционности и закон-ности актов органов местного самоуправления / Гарантии местного самоуправления / Local self-government in the Republic of Serbia / The Constitution of the Republic of Serbia 2006 / The Law on local self-government / Competence of local authorities / Control of constitutionality and legality of acts of local self-government / Guaran-tees of local self-government

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Половченко Константин Анатольевич

местное самоуправление является одной из базовых основ конституционного строя Республики Сербия. Согласно статье 12 Конституции Сербии 2006 года государственная власть ограничивается правом граждан на мест-ное самоуправление, которое осуществляется ими либо непосредственно, либо через своих свободно избранных пред-ставителей. Систему органов в единицах местного самоуправления составляют скупщина, председатель (градона-чальник) и совет, а также управа. Единицы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Конституци-ей и законом регулируют устройство и полномочия своих органов и публичных служб. Конституционным законода-тельством Сербии предусмотрена судебная защита, а также ряд иных гарантий права на местное самоуправление, анализ которых представлен в данной статье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUARANTEES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE REPUBLIC OF SERBIA

local self-government is one of the constitutional basics of the Republic of Serbia. According to Article 12 of the Serbian Constitution of 2006, state power is restricted by the right of citizens to local self-government. Citizens exercise the right to local self-government directly or through freely elected representatives. The system of local bodies in Serbia are Assembly, Chairman (Mayor) and Council, and administrative body. Local government units in Serbia autonomously regulate the structure and powers of their bodies and public services in accordance with the Constitution and law. Serbian legislation provides judicial protection, as well as a number of other guarantees of local self-government, the analysis of which is presented in this article.

Текст научной работы на тему «Гарантии местного самоуправления в Республике Сербия»

5'2017

8.2. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЕРБИЯ

Половченко Константин Анатольевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Подразделение: кафедра конституционного права

Место работы: МГИМО (У) МИД России

kpolovchenko@gmail.com

Аннотация: местное самоуправление является одной из базовых основ конституционного строя Республики Сербия. Согласно статье 12 Конституции Сербии 2006 года государственная власть ограничивается правом граждан на местное самоуправление, которое осуществляется ими либо непосредственно, либо через своих свободно избранных представителей. Систему органов в единицах местного самоуправления составляют скупщина, председатель (градоначальник) и совет, а также управа. Единицы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Конституцией и законом регулируют устройство и полномочия своих органов и публичных служб. Конституционным законодательством Сербии предусмотрена судебная защита, а также ряд иных гарантий права на местное самоуправление, анализ которых представлен в данной статье.

Ключевые слова: местное самоуправление в Республике Сербия, Конституция Республики Сербия 2006 года, Закон о местном самоуправлении, Компетенция органов местного самоуправления, Контроль конституционности и законности актов органов местного самоуправления, Гарантии местного самоуправления.

GUARANTEES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE REPUBLIC OF SERBIA

Polovchenko Konstantin A., PhD in Law, Associate Professor. Position: Associate Professor. Department of Constitutional Law Work place: MGIMO University, Moscow, Russian Federation

kpolovchenko@gmail.com

Annotation: local self-government is one of the constitutional basics of the Republic of Serbia. According to Article 12 of the Serbian Constitution of 2006, state power is restricted by the right of citizens to local self-government. Citizens exercise the right to local self-government directly or through freely elected representatives. The system of local bodies in Serbia are Assembly, Chairman (Mayor) and Council, and administrative body. Local government units in Serbia autonomously regulate the structure and powers of their bodies and public services in accordance with the Constitution and law. Serbian legislation provides judicial protection, as well as a number of other guarantees of local self-government, the analysis of which is presented in this article.

Keywords: Local self-government in the Republic of Serbia, The Constitution of the Republic of Serbia 2006, The Law on local self-government, Competence of local authorities, Control of constitutionality and legality of acts of local self-government, Guarantees of local self-government.

В соответствии с Конституцией 2006 года к основам конституционного строя Сербии относится конституционный принцип, в соответствии с которым государственная власть в Республике ограничивается правом граждан на местное самоуправление (ч.1 ст. 12). При этом, обладая правом на местное самоуправление, граждане его осуществляют как непосредственно, так и через своих свободно избранных представителей (ч. 2 ст. 176). В результате, Закон о местном самоуправлении дает определение местного самоуправления и как права граждан, и как совокупности органов и институтов местного самоуправления. Так, согласно статье 2 вышеуказанного Закона местное самоуправление является «правом граждан на управление общественными делами, имеющими непосредственный, общий интерес для местного населения». В то же время, местное самоуправление является «правом и способностью органов местного самоуправления в границах закона регулировать общественные вопросы и управлять общественными делами, находящимися в их компетенции и представляют интерес для местного населения».

Таким образом, важнейшей гарантией реализации права на местное самоуправления в Республике Сербия является закрепление непосредственно в Законе о местном самоуправле-

нии возможности прямого участия граждан в осуществлении полномочий муниципалитетов. Так, в специальной главе III этого Закона предусмотрены такие формы прямого участия граждан в осуществлении полномочий муниципалитетов, как:

- гражданская инициатива;

- собрание граждан;

- референдум, а также территориальное самоуправление, порядок реализации которых регулируется как законом, так и уставом единицы местного самоуправления.

Итак, что касается гражданской инициативы как формы прямого участия граждан в осуществлении местного самоуправления, то она представляет собой право граждан вносить в скупщину единицы местного самоуправления предложения о принятии акта, регулирующего определенный вопрос в пределах компетенции единицы местного самоуправления, а также предложения о внесении изменений в устав или другие акты. Кроме того, институт гражданской инициативы включает в себя и право граждан инициировать путем внесение предложения в скупщину проведение местного референдума в соответствии с законом и уставом единицы местного самоуправления1. По

1 Половченко К.А. Избирательная система Сербии // Современные

избирательные системы. Чурсина Т.И., Орлов А.Г., Ракитская И.А., По-

Половченко К. А.

ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЕРБИЯ

вышеуказанным предложениям скупщина обязана провести слушание и представить мотивированный ответ гражданам в течение 60 дней с момента получения предложения. Уставом единицы местного самоуправления определяется количество подписей граждан, обеспечивающее действительность гражданской инициативы. При этом Законом предусмотрено, что такое количество не может быть менее 5% избирателей (ч. 3 ст. 68 Закона о местном самоуправлении).

Следующей формой прямого участия граждан в осуществлении местного самоуправления является собрание граждан. Так, в соответствии со статьей 69 Закона о местном самоуправлении собрание граждан созывается на части территории единицы местного самоуправления, установленной ее уставом. Порядок созыва собрания граждан, его деятельность, а также способ установления позиции собрания регулируются уставом и решением скупщины единицы местного самоуправления. На собрании граждане обсуждают и вносят предложения по вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления. Собрание граждан большинством голосов присутствующих принимает требования и предложения и направляет их скупщине или иным органам и службам единицы местного самоуправления. В свою очередь органы и службы единицы местного самоуправления обязаны в течение 60 дней после проведения собрания граждан рассмотреть требования и предложения граждан и занять по ним позицию, соответственно, принять по ним соответствующее решение или меры и информировать об этом граждан.

Еще одной формой прямого участия граждан в осуществлении местного самоуправления является местный референдум. Помимо того, что скупщина единицы местного самоуправления может по собственной инициативе назначить референдум по вопросам, входящим в ее компетенцию, она обязана его назначить по предложению, представленному не менее 10% избирателей от общего числа избирателей в единице местного самоуправления, в порядке, установленном законом и уставом. Решение референдума является принятым, если за него проголосовало большинство граждан, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании приняло участие более половины от общего числа граждан. При этом решение, принятое на местном референдума, носит обязательный характер, а скупщина единицы местного самоуправления не вправе отменить его или изменить его содержание путем внесения изменений и дополнений в течение одного года с даты вступления в силу такого решения.

Новой формой участия граждан Республики Сербия в осуществлении местного самоуправления является так называемое территориальное самоуправление, когда в целях удовлетворения потребностей и интересов местного населения в небольших поселениях создаются территориальные общины и другие формы территориального самоуправления. Как подчеркивает, профессор Маркович, в отличие от предыдущих трех форм, территориальные общины является формой постоянного участия граждан в непосредственном осуществлении задач, представляющих общий интерес2. Как правило, территориальные общины создаются для удовлетворения потребностей и интересов местного населения, прежде всего в небольших поселениях (один или два или более населенных

ловченко К.А. Научная редакция А.В. Иванченко, В.И. Лафитский. Москва. 2009. С. 411. 2 Маркович Р. Уставно право. Београд. 2015. Стр. 428.

пунктов). Однако в соответствии с частью 2 статьи 73 Закона о местном самоуправлении территориальные общины могут быть образованы также и в городских поселениях (кварталах, районах и т. д.). Об их образовании, территории, на которой они образуются, а также об упразднении территориальных общин решение принимается скупщиной единицы местного самоуправления большинством голосов от общего числа советников, при наличии ранее полученного мнения граждан. Как справедливо отмечает профессор Пайванчич, участие в деятельности территориальной общины является не законной обязанностью, но возможностью, которой граждане могут воспользоваться в целях рационального и эффективного осуществления своих прав и интересов3.

Актами территориальной общины в соответствии с уставом единицы местного самоуправления и учредительным актом территориальной общины устанавливается осуществляемая ею деятельность, а также ее органы и порядок их избрания, организации и деятельности, порядок принятия решений и другие вопросы, имеющие значение для деятельности территориальной общины. В соответствии со статьей 76 Закона о местном самоуправлении территориальная община обладает статусом юридического лица в пределах прав и обязанностей, установленных уставом и решением о создании. Средства, необходимые для деятельности территориальной общины или иной формы территориального самоуправления обеспечиваются из:

1. Бюджета единицы местного самоуправления;

2. Пожертвований;

3. Доходов, полученных территориальной общиной от собственной деятельности. Территориальная община принимает финансовый план, который утверждается компетентным органом муниципалитета.

Следует обратить внимание на то, что решением скупщины единицы местного самоуправления всем или некоторым территориальным общинам может быть поручено осуществление определенных видов деятельности, относящихся к компетенции муниципалитета с предоставлением необходимых средств для их осуществления. Для осуществления определенных видов деятельности, относящихся к компетенции муниципальной администрации, в территориальных общинах может быть организована деятельность муниципальной администрации. Вышеуказанные виды деятельности, а также порядок и место их осуществления определяются председателем единицы местного самоуправления по предложению главы администрации (ст. 77 Закона).

Итак, территориальная община как новая форма непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления представляет собой особый вид самоорганизации граждан, чья деятельность направлена более рациональное и эффективное осуществление прав граждан и удовлетворение их интересов. При этом, профессор Маркович подчеркивает, что территориальная община является видом самоорганизации граждан в единицах местного самоуправления, при этом сама она не является единицей территориальной организации Республики Сербия4.

Одной из существенных гарантий соблюдения права на местное самоуправление является предусмотренное в Законе о местном самоуправлении право единицы местного само-

3 Г^ванчий М. Уставно право. 2014. Стр.341.

4 Маркович Р. Уставно право. Београд. 2015. Стр. 429.

5'2017

управления осуществлять сотрудничество как с единицами местного самоуправления Республики Сербия, так и с подразделениями и структурами местного самоуправления других государств. Как подчеркивает профессор Маркович, наличие вышеуказанного права связано с их самоуправляющимся ста-тусом5. Однако если сотрудничество с единицами местного самоуправления в Республике Сербия осуществляется свободно, то сотрудничество с иностранными партнерами имеет определенные ограничения. Единицы местного самоуправления могут осуществлять сотрудничество в сферах, представляющих общий интерес, с соответствующими территориальными сообществами и единицами местного самоуправления других государств в рамках внешней политики Республики Сербия, соблюдая территориальное единство и правопорядок Республики Сербия в соответствии с Конституцией и законом. При этом такое сотрудничество осуществляется исключительно с согласия Правительства Республики Сербия6. Кроме того, профессор Стоянович обращает внимание на то, что в целях обеспечения интересов единиц местного самоуправления и их жителей Законом о местном самоуправлении предусматривается право органов местного самоуправления сотрудничать с неправительственными организациями, гуманитарными организациями и другими организациями7.

Что же касается видов сотрудничества между сербскими муниципалитетами, то в соответствии со статьей 88 Закона о местном самоуправлении единица местного самоуправления и ее органы и службы, а также предприятия, учреждения и другие организации ею образованные осуществляют сотрудничество и объединяются с другими единицами местного самоуправления и их органами и службами в сферах, представляющих общий интерес. Такое сотрудничество включает объединение фондов, создание совместных органов, предприятий, учреждений и других организаций в соответствии с законом и уставом. Реализация права на местное самоуправление в Республике Сербия предполагает и возможность создания и вступления в уже существующие объединения муниципалитетов. Так, в соответствии со статьей 89 Закона о местном самоуправлении в целях улучшения развития местного самоуправления, его защиты и реализации общих интересов органы местного самоуправления могут создавать свои ассоциации. Ассоциации муниципалитетов представляют интересы своих членов в государственных органах, особенно в процессе принятия законов и других актов, имеющих значение для защиты, развития и финансирования местного самоуправления, а также других нормативных актов, имеющих значение для осуществления деятельности единиц местного самоуправления. При этом в отношении создания и деятельности ассоциаций муниципалитетов применяются положения специального закона, регулирующего создание и деятельность объединений.

Особое место в системе гарантий реализации конституционного права на местное самоуправление в Республике Сербия занимает его правовая защита. В настоящий период в Республике Сербия защиту местного самоуправления обеспечивают несколько правовых институтов. Как подчеркивает профессор Маркович, в двух случаях защита осуществляется через госу-

5 Маркович Р. Уставно право. Београд. 2015. Стр. 432.

6 Половченко К.А. Особенности формирования и ответственность Правительства Республики Сербия // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 5. С. 95.

7 Стс^анови1л Д. Уставно право. Ниш. 2009. Стр. 415.

дарственные органы, а в двух - через организационные механизмы местного самоуправления 8.

Прежде всего, речь идет об институте защиты права на местное самоуправление в Конституционном суде Республики Сербия9. Так, согласно части 2 статьи 193 Конституции Республики Сербия и статьи 95 Закона о местном самоуправлении орган, предусмотренный в уставе единицы местного самоуправления, обладает правом возбуждения в Конституционном суде Республики Сербия проверки конституционности и законности законов и других общих актов Республики Сербия или автономного края, которыми нарушается право на местное самоуправление. Поэтому соответствующий орган местного самоуправления призван действовать только в случае нарушения установленного Конституцией права на местное самоуправление.

При этом сербский конституционный законодатель обеспечил «тотальную защиту» местного самоуправления от неконституционных актов и действий органов государственной власти и краевой автономии. Профессор Стоянович обращает внимание на то, что Конституцией Сербии предусмотрена защита права на местное самоуправление и в отношении неконституционных индивидуально-определенных актов и действий 10

государственных органов . Так, согласно части 1 статьи 193 Конституции орган, предусмотренный уставом единицы местного самоуправления, вправе обратиться в Конституционный суд Республики Сербия, если индивидуальный акт или действие государственного органа или органа местного самоуправления препятствует осуществлению компетенции единицы местного самоуправления11.

К институтам защиты права на местное самоуправление в Республике Сербия следует отнести и деятельность местного омбудсмена. Так, согласно статье 97 Закона о местном самоуправлении в единице местного самоуправления может быть предусмотрена должность Защитника граждан, уполномоченного контролировать соблюдение прав граждан, выявлять нарушения, допущенные актами, действиями или бездействием административных органов и публичных служб, если это связано с нарушением нормативных и общих актов единицы местного самоуправления. При этом, две или более единицы местного самоуправления могут принять решение об учреждении должности общего Защитника граждан. Профессор Пайванчич обращает внимание на то, что определение полномочий, порядка деятельности местного Защитника граждан относится к компетенции единицы местного самоуправления и урегулируется, как правило, уставом единицы местного самоуправления12.

Республика Сербия является новатором в решении национальных вопросов на местном уровне. Так, в соответствии с частью 4 статьи 180 Конституции Республики Сербия в единицах местного самоуправления со смешанной национальной структурой населения обеспечивается пропорциональное

8 Маркович Р. Уставно право. Београд. 2015. Стр. 430.

9 Половченко К.А. Расширяющаяся компетенция Конституционного суда: опыт Сербии // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №4. С. 92.

10 Стс^анови^ Д. Уставно право. Ниш. 2009. Стр. 418.

11 Половченко К.А. Расширяющаяся компетенция Конституционного суда: опыт Сербии // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №4. С. 93. Половченко К.А. Конституционный суд как гарант целостности государства: на примере Сербии. Проблемы экономики и юридической практики. №2. 2017.

12 Паjванчиfi М. Уставно право. 2014. Стр.344.

Половченко К. А.

ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЕРБИЯ

представительство национальных меньшинств в скупщинах в соответствии с законом. Этим конституционным положением конституционный законодатель обязал законодателя обеспечить пропорциональное представительство национальных групп в скупщине единицы местного самоуправления для защиты их прав и жизненно важных интересов, что и было предусмотрено в Законе о местных выборах. В частности, в этом Законе предусмотрено применение «избирательного барьера» на выборах советников скупщины единицы местного самоуправления, т.е. в распределении мандатов советников участвуют избирательные списки, набравшие не менее 5% голосов от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании. Исключение составляют политические партии национальных меньшинств и коалиции политических партий национальных меньшинств, которые в соответствии с частью 5 статьи 40 Закона о местных выборах принимают участие в распределении мандатов, даже если получат менее 5% голосов от общего числа проголосовавших избирателей. Политической партией национального меньшинства согласно вышеуказанному Закону считается политическая партия, основной целью которой является представление интересов национального меньшинства, а также защита представителей национального меньшинства в соответствии с международными стандартами. При этом решение о том, обладает ли заявитель избирательного списка статусом политической партии национального меньшинства, соответственно, коалиции политических партий национальных меньшинств, принимает избирательная комиссия единицы местного самоуправления по предложению заявителя избирательного списка, представленному при регистрации избирательного списка (ч. 7 ст. 40 Закона о местных выборах).

Не менее важными с точки зрения защиты жизненно важных интересов национальных меньшинств при осуществлении права на местное самоуправление являются положения статьи 98 Закона о местном самоуправлении, в соответствии с которыми в национально смешанных единицах местного самоуправления создается совет по межнациональным отношениям в качестве независимого рабочего органа. В его состав входят представители сербского народа и национальных меньшинств. При этом национально смешанными единицами местного самоуправления согласно Закону о местном самоуправлении являются единицы местного самоуправления, в которых представители хотя бы одного национального меньшинства составляют более 5% от общей численности населения или представители всех национальных меньшинств составляют более 10% от общей численности населения в соответствии с последней переписью населения в Республике Сербия. При этом представителей в совете по межнациональным отношениям вправе иметь сербский народ и национальные меньшинства, если их численность составляет более 1% в общей численности населения единицы местного самоуправления (ч.3 ст. 98 Закона). В случае если национальное меньшинство обладает в единице местного самоуправления своими избранными национальными советами, то в этом случае представители национальных меньшинств в совет по межнациональным отношениям избираются по предложению национального совета.

Порядок внесения кандидатур и избрания членов совета по межнациональным отношениям должен обеспечивать равномерное представительство представителей сербского народа и национальных меньшинств, при том, что ни сербский народ,

ни одно национальное меньшинство не должно иметь подавляющее большинство членов Совета. Объем полномочий, состав, избрание членов и порядок деятельности совета по межнациональным отношениям регулируются решением скупщины единицы местного самоуправления. Кстати, такое решение принимается большинством голосов от общего числа советников скупщины единицы местного самоуправления в соответствии с уставом.

В качестве основного направления деятельности совет рассматривает вопросы реализации, защиты и развития национального равенства в соответствии с законом и уставом. Решения совета по межнациональным отношениям принимаются консенсусом его членов. При осуществлении своих непосредственных полномочий совет непосредственно контактирует со скупщиной единицы местного самоуправления, на территории которой он действует. Так, о своих позициях и предложениях, касающихся решения вопросов обеспечения национального равенства, совет уведомляет скупщину единицы местного самоуправления, которая обязана на них отреагировать: изложить свою позицию по таким позициям и предложениям на первом очередном заседании, но не позднее, чем в течение 30 дней. В то же время скупщина и исполнительные органы единицы местного самоуправления обязаны предварительно представить проекты всех решений, касающихся национального равенства, совету по межнациональным отношениям для выражения последним своей позиции в отношении вышеуказанных проектов. Значение совета в системе органов местного самоуправления достаточно наглядно демонстрирует тот факт, что он получил весомые полномочия для защиты конституционности, законности, а также обеспечения верховенства устава в системе актов единицы местного самоуправления. Так, Закон о местном самоуправлении предусмотрел право совета по межнациональным отношениям возбуждать производство в Конституционном суде Республики Сербия по проверке конституционности и законности решения или другого общего акта скупщины единицы местного самоуправления, если считает, что такие акты скупщины прямо нарушают права представителей сербского народа и национальных меньшинств, представленных в совете по межнациональным отношениям. Более того, совет вправе на вышеуказанных условиях возбудить процедуру в Верховном суде Сербии13 по проверке соответствия решения или другого общего акта скупщины единицы местного самоуправления ее уставу (ч. 11 ст. 98 Закона о местном самоуправлении).

Еще одной важной гарантией местного самоуправления в Республике Сербия является предусмотренное в части 2 статьи 12 Конституции положение, в соответствии с которым право граждан на местное самоуправление подлежит только надзору за конституционностью и законностью со стороны государства. В отношениях с единицами местного самоуправления Республику Сербия представляет Правительство, министерство по делам местного самоуправления либо иное компетентное министерство. Вышеуказанные органы обладают правом осуществить шесть вариантов вмешательства государства в дела местного самоуправления, но исключительно с целью установ-

13 Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти в Республике Сербия // Социально-политические науки. №2. 2017. С. 126. Туманов В.А. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти. / Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. -М.: Норма: ИНФРА-М. 2016. С. 318.

S'2G17

14

ления конституционности и законности . Как отмечает профессор Маркович, в данном случае речь не идет о наставничестве государство над местным самоуправлением, но только о надзоре за конституционностью и законностью15.

Важнейшим вопросом, во многом характеризующим положение местного самоуправления в государстве, является его защита и как института демократии и как права человека. На современном этапе конституционное законодательство Республики Сербия предусмотрела широкий спектр гарантий местного самоуправления: ряд форм непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления, право на кооперацию между единицами местного самоуправления, включая право на объединения для достижения общих интересов, институт защиты прав на местное самоуправление в Верховном суде и Конституционном суде Сербии, а также деятельность местных омбудсменов на территории единиц местного самоуправления, наконец, законодательное ограничение вмешательства в деятельность местного самоуправления со стороны органов государственной власти. Все вышеописанные гарантии вполне соответствуют требованиям Европейской хартии местного самоуправления. Более того, субинститут защиты прав национальных меньшинств как составляющая института защиты права на местное самоуправление является новаторским в Республике Сербия и представляет интерес, в том числе и для российского законодателя.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 94,06%.

Список литературы:

1. Антип А. Компаративни приказ сустава локалне самоуправе у ев-

ропским државама. Политичка мисао. Бр. 4/2002.

2. Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред

М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. - М.:

Норма: ИНФРА-М. 2016.

3. Markovic R. Ustavno pravo. Beograd. 2014.

4. Markovic R. Ustav Republike Srbije od 2006-kriticki pogled. Ustav

Republike Srbije od 2006 - neki elementi novog politickog sistema.

Beograd 2007.

5. PajvanciC M. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009.

6. najBaH4kifi М. Уставно право. 2014.

7. najBaHHMfi М. Право гра^на на локалну самоуправу. Зборник гра^анин у правном систему CPJ. Београд. 1999.

8. Половченко К.А. Избирательная система Сербии // Современные избирательные системы. Чурсина Т.И., Орлов А.Г., Ракитская И.А., Половченко К.А. Научная редакция А.В. Иванченко, В.И. Лафитский. Москва. 2009.

9. Половченко К.А. Расширяющаяся компетенция Конституционного суда: опыт Сербии // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №4.

10. Половченко К.А. Конституционный контроль в Боснии и Герцеговине / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кре-мянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

11. Половченко К.А. Конституционный контроль в Республике Хорватия. / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кре-мянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

12. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти в Республике Сербия // Социально-политические науки. №2. 2017.

13. Половченко К.А. Особенности формирования и ответственность Правительства Республики Сербия // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 5.

14. Половченко К.А. Генезис сербского конституционализма: истоки // Право и управление. XXI век. №4. 2015.

15. Половченко К.А. Конституционный суд как гарант целостности государства: на примере Сербии. Проблемы экономики и юридической практики. №2. 2017.

16. Половченко К.А. К вопросу о статусе депутата Народной скупщины Республики Сербия // Проблемы экономики и юридической практики. №3. 2017. С. 127.

17. Становий Д. Уставно право. Ниш. 2009.

18. Туманов В.А. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти. / Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М. 2016.

19. Вучий О. О заштити права. Београд. 2010.

20. Вуачий И. Субсидиерност и модернизациа локалне заеднице. Зборник локална самоуправа - стане и перспективе. Београд. 2001.

14 Более подробно см.: Половченко К.А. Конституционные основы местного самоуправления в Республике Сербия // Социально-политические науки. №5. 2017..

15 Маркович Р. Уставно право. Београд. 2015. Стр. 429.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.