2.2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ В КОНСТИТУЦИИ СЕРБИИ 2006 ГОДА
Половченко Константин Анатольевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: МГИМО (У) МИД России. Подразделение: кафедра конституционного права. E-mail: [email protected]
Аннотация: Согласно статье 1 Конституции 2006 года Республика Сербия является государством сербского народа и всех живущих в нем граждан, основанном на верховенстве права и социальной справедливости, принципах гражданской демократии, правах и свободах человека и меньшинств, и приверженности европейским принципам и ценностям. Граждане являются источником суверенитета и осуществляют его путем референдума, народной инициативы, и через своих свободно избранных представителей. Верховенство права реализуется проведением свободных и прямых выборов, конституционными гарантиями прав человека и прав меньшинств, разделением властей, независимой судебной властью и подчинением власти Конституции и закону. Вышеизложенным основам конституционного строя Сербии соответствует широкий каталог прав и свобод человека и меньшинств, обеспечиваемых конституционными гарантиями. Особое место в этом каталоге принадлежит политическим правам и свободам, анализ которых представлен в настоящей статье.
Ключевые слова: Конституция Сербии 2006 года. Права и свободы человека. Политические права и свободы. Свобода печати. Право на объединение. Избирательное право. Гарантии прав и свобод. Конституционный суд.
POLITICAL RIGHTS AND FREEDOMS IN THE CONSTITUTION
OF SERBIA 2006 Polovchenko Konstantin Anatolievich, PhD at Law, Associate Professor. Position: Associate Professor. Place of employment: MGIMO University, Moscow, Russian Federation. Department: Constitutional Law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: According to article 1 of the Constitution of 2006, the Republic of Serbia is a state of Serbian people and all citizens who live in it, based on the rule of law and social justice, principles of civil democracy, human and minority rights and freedoms, and commitment to European principles and values. Sovereignty is vested in citizens who exercise it through referendums, people's initiative and freely elected representatives. The rule of law shall be exercised through free and direct elections, constitutional guarantees of human and minority rights, separation of power, independent judiciary and observance of Constitution and Law by the authorities. A wide catalog of human and minority rights and freedoms corresponds to the above principles of the constitutional order of Serbia. A special place in this catalog belongs to political rights and freedoms, which are analyzed in this article. Keywords: The Serbian Constitution of 2006. Human Rights and Freedoms. Political rights and Freedoms. Freedom of the press. Right to association. Right to vote. Guarantees of rights and freedoms. Constitutional Court.
В соответствии с Конституцией Сербии 2006 года одной из фундаментальных основ конституционного
строя Сербии является защита прав и свобод. Из 206 статей Конституции практически треть (70 статей) посвящена правам и свободам. В Конституции 2006 года имеется специальная Вторая часть «Права и свободы человека и меньшинств», в которой предусмотрена защита индивидуальных и коллективных прав и которая следует за Первой главой «Общие принципы». Расположение части, посвященной гарантиям прав человека и меньшинств, в структуре Конституции Сербии позволяет говорить о том, что принятие сербской Конституции 2006 года было направлено, прежде всего, на реализацию и защиту прав человека и меньшинств. При этом отдельные положения, касающиеся статуса прав личности, установлены в Первой части среди общих принципов Конституции.1 Каталог прав и свобод, представленный во Второй части Конституции 2006 года включает в себя личные и политические права, социально - экономические права, а также коллективные права, характеризующие современный этап развития конституционализма (права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, экологические права, и т.д.), а также их гарантии и конституционные обязанности. Несмотря на то, что каталог прав и свобод в тексте Конституции 2006 года представлен достаточно широко, тем не менее, часть 2 статьи 18 современной сербской Конституции предусматривает, что ею «гарантируются, и в качестве таковых непосредственно применяются права человека и права меньшинств, гарантируемые общепризнанными нормами международного права, ратифицированными международными договорами и законами».
Итак, наряду с иными видами прав, прежде всего, личными правами и свободами, представленными первыми в конституционном каталоге, Конституция 2006 года содержит достаточно подробное регулирование политических прав, гарантируемых Конституцией. Под политическими правами сербская правовая доктрина понимает основные права, выражающие различные формы участия гражданина в общественной жизни страны. Профессор Маркович подчеркивает, что эти права являются производными из общей установки, на которой основывается демократический порядок, и в соответствии с которой власть производ-на от народа и служит народу. Итак, в Республике Сербия гарантируются следующие политические права: избирательное право; право на участие в управлении государственными делами; свобода собраний; свобода объединений; свобода печати; право на информацию; право петиций и другие права.
Согласно статье 52 Конституции Сербии избирательное право гарантируется Конституцией 2006 года как право каждого гражданина Сербии избирать и быть избранным в государственные органы. При этом лицо должно соответствовать трем условиям для использования этого права. Во-первых, обладать сербским гражданством. Во-вторых, это право приобретается с
1 Это положения о гражданах как носителях суверенитета, осуществляемого ими путем референдума, народной инициативы и свободных выборов (ст. 2), о политическом плюрализме и свободе создания политических партий (ст. 5), о защите граждан и сербов за рубежом (ст. 13), о специальной защите прав национальных меньшинств в целях достижения полного равноправия и сохранения их самобытности (ст. 14), о гарантиях равноправия между женщинами и мужчинами при обязанности государства проводить политику равных возможностей (ст. 15), о статус иностранцев, которые в соответствии с международными договорами Республики Сербия обладают всеми правами, гарантированными Конституцией и законом (ст. 17).
2 Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014. Стр. 478.
достижением совершеннолетия (18 лет). И, в-третьих, лицо, обладающее избирательным правом, является дееспособным. Посредством избирательного права граждане принимают участие в правотворческой деятельности, т.е. в деятельности законодательного органа, в формах непосредственно демократии, а также в формировании органов территориальной автономии и местного самоуправления. В соответствии с частью 2 статьи 52 Конституции Республики Сербия избирательное право является всеобщим и равным, выборы свободными и непосредственными, а голосование является тайным и личным. Избирательное право обладает правовой защитой. Содержание и порядок осуществления права на судебную защиту избирательного права регулируются специальными законами.
Профессор Марияна Пайванчич подчеркивает, что использование пассивного избирательного права подлежит конституционным ограничениям, связанным с парламентской несовместимостью. Конституция в качестве основного принципа запрещает конфликты ин-тересов.3 Не допускается осуществление каких-либо государственных или общественных полномочий, которые вызывают конфликт интересов с другими полномочиями или деятельностью, которые соответствующее лицо осуществляет или находится в конфликте с его частными интересами (ст. 6). Парламентская несовместимость также регулируется Конституция 2006 года. Так, Конституция не допускает, чтобы народный депутат одновременно осуществлял деятельность или выполнял публичные функции, прямо предусмотренные в Конституции. Несовместимыми с функцией народного депутата устанавливаются следующие виды деятельности: осуществление полномочий депутата скупщины автономного края; должностного лица в органах исполнительной власти; должностного лица в судебной системе. Кроме того, прямо предусматривается, что народный депутат не может быть членом Правительства, президентом и судьей Конституционного суда, прокуроров и судей судов общей юрисдикции, а также прокурором. При этом, Конституция 2006 года предусматривает возможность того, что специальным законом могут быть установлены и другие функции, связанные с институтом парламентской несовместимости.
Статья 53 Конституции 2006 года гарантирует право на участие в управлении общественными делами и право граждан на равный доступ к осуществлению публичной службы и замещению публичной должности. Профессор Пайванчич указывает на то, что Конституция Сербии не определяет содержание этих прав или способов их осуществления, но и не содержит положения, которыми бы предусматривалась возможность более детального их регулирования на уровне закона, где бы детализировались, в частности, способы осуществления этих прав. Однако в соответствии с базовым конституционным принципом, законом может регулироваться только порядок осуществления определенного права, и то только при условии, что эта возможность прямо предусмотрена непосредственно в Конституции. Однако в отношении вышеуказанного права на участие в управлении общественными делами и права граждан на равный доступ к осуществлению публичной службы и замещению публичной должности Конституция 2006 года этого не сделала, что дает основание сербским исследователям сделать вывод о том, что таким образом сформулированное
3 Г^ванчи11 М. Уставно право. 2014. Стр. 114.
общее конституционное положение вряд ли может быть непосредственно применено.4 При этом нормы закона, которыми бы более детально регулировался порядок осуществления этих прав, согласно Конституции 2006 года, приняты быть не могут. Тем не менее, представляется, что отсутствие необходимой детализации, не может быть основанием для отказа в реализации вышеуказанных прав и решение проблемы лежит в плоскости толкования Конституции Конституционным судом Сербии.5
Статья 54 Конституции Сербии 2006 года гарантируется свобода мирных собраний граждан. Причем Конституция различает две ситуации: собрание в закрытом и открытом месте. Для каждого из этих двух типов мероприятий предусмотрен специальный режим. Гражданам гарантируется свобода собраний в закрытых помещениях без специального предварительного разрешения и без обязанности уведомлять об этом компетентный орган. Собрания на открытых территориях, т.е. «под открытым небом» включают такие их виды как шествия, демонстрации, сборы и другие виды собраний, которые требуют предварительного уведомления властей об их проведения в соответствии с законом. Таким образом, с одной стороны, организаторы собраний обязаны уведомить компетентный орган о проведении собрания, а с другой - Конституция 2006 года оставляет закону более детальное регулирование этого вопроса, но при этом не уточняет содержание и качество полномочий законодателя. В этой ситуации рамками деятельности законодателя являются общие конституционные положения, указывающие на то, что закон может регулировать только способ реализации права собраний, при четко установленном конституционном ограничении того, что это регулирование не должно влиять на содержание права, гарантированного Конституцией.
Следует обратить внимание на то, что свобода собраний и других публичных мероприятий не является абсолютной и может быть временно ограничена. Ограничение может быть предписано только законом, на основании общих конституционных рамок законодательной компетенции, связанной с правами человека и в соответствии с четырьмя основаниями, прямо установленными Конституцией для ограничения вышеуказанных прав. К ним относятся: защита общественного здоровья; защита нравственности; защиты прав других лиц, а также защита безопасности Республики (ч. 4 ст. 54). Следует учитывать, что свобода собраний является одним из условий свободных выборов, поскольку, как справедливо подчеркивает профессор Маркович, собрание является возможностью для определившихся выразить свои убеждения и демократическим путем привлечь сторонников, а неопределившиеся могут демократическим путем сформировать свои политические предпочтения.6 При этом Конституция 2006 года не содержит прямого указания на то, кто уполномочен принимать решение о запрете публичных мероприятий, в какой форме (письменной или устной), сообщается о запрете, является ли такой запрет постоянным или временным и др. По мнению профессора Пайван-чич, являясь важнейшими вопросами политический
4 ^ванч^ М. Уставно право. 2014. Стр. 114.
5 См.: Половченко К.А. Расширяющаяся компетенция Конституционного суда: опыт Сербии // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №4. Половченко К.А. Конституционный суд как гарант целостности государства: на примере Сербии. Проблемы экономики и юридической практики. №2. 2017.
6 Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014. Стр. 481
свободы граждан эти аспекты должны регулироваться Конституцией. Хотя справедливости ради следует заметить, что в абсолютном большинстве ныне действующих конституций такие вопросы, как правило, не являются предметом регулирования конституции.
Статья 55 Конституции Сербии гарантирует каждому право на свободу объединения в разные организации, включая право лиц не вступать в объединения. Ввиду особого значения свободы политических и профсоюзных объединений, Конституция 2006 года прямо и специально гарантирует право граждан на политические и профсоюзные объединения. Согласно части 2 статьи 55 Конституции Сербии все виды объединений учреждаются без предварительного разрешения путем регистрации в государственном реестре, который ведется государственным органом в соответствии с законом. Таким образом, политические партии или профсоюзные организации и другие виды объединений считаются созданными и обретают право на осуществление соответствующей деятельности только после включения их в государственный реестр. Следует обратить внимание на то, что компетентный государственный орган не вправе одобрить или отказать в регистрации, он лишь констатирует учреждение политической партии, профсоюзной организации или другого вида объединения. При этом Конституция 2006 года устанавливает запрет на создание и деятельность тайных и военизированных объединений (ч. 3 ст. 55).
Ряд сербских исследователей обращают внимание на то, что Конституция не проводит необходимого содержательного различия между правом граждан объединяться в различные объединения по интересам и правом граждан на объединение в профсоюзы для защиты своих экономических и трудовых интересов, а также правом граждан создавать и вступать в политические партии, преследуя свои политические цели. По их мнению, поскольку цель и природа объединений в этих случаях не является аналогичной, постольку и содержание прав граждан в каждом из этих случаев не являются идентичными и требуют специального регулирования Конституцией.8
В соответствии со статьей 5 Конституции Сербии одной из основ конституционного строя Сербии является свобода деятельности политических партий. Конституцией гарантируется и признается роль политических партий в демократическом формировании политической воли граждан. При этом не допускается деятельность политических партий, направленная на насильственное разрушение конституционного строя, нарушения гарантированных прав человека или прав меньшинств, разжигание расовой, национальной или религиозной ненависти.9 Кроме того, Конституция 2006 года своим прямым запретом не допускает создание так называемого «партийного государства», устанавливая, что политические партии не могут ни непосредственно осуществлять власть, ни подчинять ее себе (ч.4. ст. 5).
Свобода объединений не является абсолютной, но может быть ограничена, а объединение может по определенным основаниям быть запрещено. Так, Конституция 2006 предусмотрела три основания, по которым эта свобода может быть ограничена или запре-
7 Паjванчиl^ М. Уставно право. 2014. Стр. 117.
8 Паjванчиl^ М. Уставно право. 2014. Стр. 115. Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014. Стр. 482
9 Половченко К.А. Статус политических партий в конституцион-
ной системе Республики Сербия // Проблемы экономики и юриди-
ческой практики. 2017. №4. С. 63.
щена. Так, Конституционный суд Сербии может запретить только такие объединения, деятельность которых направлена на насильственное свержение конституционного строя, нарушение гарантированных прав человека и прав меньшинств, разжигания расовой, национальной или религиозной ненависти (ч.4 ст. 55).10 Кроме того, Конституция прямо запрещается создание тайных и военизированных объединений (ч. 3 ст. 55). Прямо запрещается членство в политических партиях лиц, осуществляющих определенные Конституцией государственные функции: судьи Конституционного суда, судьи судов общей юрисдикции, прокуроры, Защитник граждан, военнослужащие и сотрудники полиции (ч. 5 ст. 55).
Статья 50 Конституции Сербии гарантирует свободу печати. Как указывал выдающийся сербский ученый-юрист Слободан Йованович, под свободой печати следует понимать недопустимость превентивных мер, предпринятых против печатных органов исполнительной властью и допустимость репрессивных мер, принимаемых исключительно судебной властью. Это означает, что свободно можно публиковать, и при этом опубликование, продажа и распространение газет и других видов печатной продукции не зависит от предварительного одобрения исполнительной властью, но за все публикации предусматривается ответственность, устанавливаемая судом в порядке, предусмотренном законом.11 Следует иметь в виду, что Конституция Сербии 2006 года под общим названием свобода печати предусмотрела ряд прав, которые непосредственно относятся к слободе средств массовой информации. Кроме того, Конституция регулирует ограничения, которым подлежит эта свобода, основания, по которым она может быть ограничена, а также специальный статус электронных средств массовой информации.
Итак, согласно части 1 статьи 50 Конституции каждый вправе свободно без разрешения в порядке, предусмотренном законом, создавать газеты и другие средства массовой информации. Порядок осуществления этого права детально регулируется законом, на что прямо указывает вышеуказанное положение Конституции 2006 года. Исключением из правила о свободном создании печатных средств массовой информации является создание электронных средств (радио и телевидение). Так, согласно части 2 статьи 50 Конституции телевизионные каналы и радиостанции учреждаются в соответствии с законом. Таким образом, условия создания электронных средств массовой информации не предусмотрены в Конституции, но в законе. Это исключение для создания электронных средств массовой информации напрямую связано с техническими условиями распространения ими информации: речь идет исключительно об ограниченном ресурсе вещания.
В связи с свободой печати Конституция гарантирует такое право как свобода от цензуры. Так, часть 3 статьи 50 Конституции устанавливает то, что в Республике Сербия цензуры нет. При этом профессор Пайван-чич обращает внимание на то, что Конституция лишь в общих чертах констатирует отсутствие цензуры, но не содержит прямого конституционного запрета на осуществление цензуры. Никто не вправе препятствовать
10 Более подробно см.: Половченко К.А. Запрет деятельности политических партий и других общественных объединений как полномочие Конституционного суда: опыт Сербии // Социально-политические науки. 2017. №4. С. 97.
11 Jовановиl^ С. Држава 1-11. Београд. 1936. Стр. 282.
распространению печатной продукции, информации, идей, кроме случаев, если решением компетентного суда будет установлено, что это необходимо в демократическом обществе для предотвращения призывов к насильственному свержению конституционного порядка и нарушению территориальной целостности Республики Сербия, для препятствования пропаганде войны или подстрекательства к прямому насилию или препятствования пропаганде расовой, национальной или религиозной ненависти, которые способствует дискриминации, вражде или насилию (ч. 3 ст. 50). Таким образом, при принятии решения компетентный суд ограничен основаниями, прямо предусмотренными Конституцией. Кроме того, обращает на себя внимание то, что принимая решение суд связан общим конституционным правилом о том, что решение об ограничении на распространение информации и идей через средства массовой информации может быть принято только, если это необходимо для того, чтобы именно в демократическом обществе были установлены ограничения в осуществлении действий, совершение которых Конституция определяет в качестве оснований для ограничения свободы средств массовой информации, т.е., как справедливо отмечает профессор Пайванчич, суд обязан при принятии решения об ограничении этой свободы оценить, насколько такое ограничение свободы медиа необходимо.12
В части 1 статьи 51 Конституции предусматривается обязанность любых средства массовой информации уважать право каждого получать полную и своевременно и правдивую информацию по вопросам общественного значения. При этом учитывая тот факт, что использование права на свободу средств массовой информации может привести к нарушению прав иных лиц, особое значение имеет то, что в части 4 статьи 50 Конституции предусмотрены два важных средства защиты: во-первых, право на исправление ложной, неполной или неточно представленной информации, нарушающей чьи-либо права или интересы и, во-вторых, право на ответ на распространенную информацию. Порядок реализации вышеуказанных прав регулируется специальным законом.
Статья 56 Конституции Сербии 2006 года гарантирует право петиций. Это право подразумевает, что каждый вправе самостоятельно или совместно с другими обращаться с петициями и другими предложениями в государственные органы, организации, осуществляющие публичные полномочия, органы автономных краев и органы единиц местного самоуправления и по требованию получать от них ответ (ч. 1). Таким образом, право петиций в сербском конституционном законодательстве является комплексным и включает в себя ряд отдельных прав: право подавать петиции и предложения; и право по требованию получить ответ от органов, которым петиции и предложения были адресованы. При этом профессор Стоянович обращает внимание на то, что Конституция 2006 года не устанавливает прямую обязанность органов, которым петиция или предложение направлено, дать на них ответ. Кроме того, не предусмотрены и санкции в случае, если орган, которому петиция или предложение были адресованы, не дает ответ, несмотря на требования заявителя петиции.13 При этом представляется, что специальным законом могут быть установлены как формальные требования (адекватное изложение, наличие доказа-
12 najBaH4MÜ М. Уставно право. 2014. Стр. 117.
13 CTOjaHOBMñ Д. Уставно право. Ниш. 2009. Стр. 364.
тельства в подтверждение доводов заявителя), так и установлена процедура принятия петиций и предложений и порядок ответственности за ее несоблюдение.
Кроме вышеизложенного, следует обратить внимание на то, что к гарантиям прав заявителей петиций необходимо отнести то, что, во-первых, направление петиций и предложений не может быть основанием для преследования или иных неблагоприятных последствий, а, во-вторых, никто не должен быть привлечен к ответственности или иным образом претерпевать негативные последствия за позиции, изложенные в петиции или предложении, за исключением случаев, когда они содержат состав преступления (оскорбление, клевета и др.) (ч.ч. 2, 3 ст. 56).
Итак, согласно статье 1 Конституции 2006 года Республика Сербия является государством сербского народа и всех живущих в нем граждан, основанным на верховенстве права и социальной справедливости, принципах гражданской демократии. По справедливому мнению профессора Марковича, политические права и являются прямым выражением права граждан на демократию. Посредством этих прав граждане участвуют или в создании государственной воли (избирательное право), или в выражении своего личного мнения по общественным вопросам (свобода печати, собраний, объединений и петиций).14 В каталоге прав, гарантированных сербской Конституцией 2006 года, политические права представлены достаточно широко и содержательно. Они определяют статус сербского гражданина как участника общественно-политических отношений и обеспечивают широкие возможности для участия граждан Сербии в политическом процессе. А те «узкие места» конституционного регулирования, которые были выявлены в ходе исследования, не снижают в целом высокий уровень конституционных гарантий политических прав. Об этом свидетельствует и мнение Венецианской комиссии о Конституции Сербии, в соответствии с которым содержание конституционных прав соответствует европейским стандартам, а в некоторых аспектах представлено даже и шире.15
Закончить проведенное в статье исследование хотелось бы следующим заключением: значение политических прав, гарантированных Конституцией 2006 вполне сопоставимо со значением политических прав, предусмотренных в Конституции Сербии 1888 года. Речь не идет о возврате на 130 лет назад, но о тех широких возможностях, которые предоставлены сербским гражданам для участия в тех колоссальных политических трансформациях, которые переживает современная Сербия, и которые направлены на демократизацию ее общественной жизни.
Список литературы:
1. Антип А. Компаративни приказ сустава локалне самоуправе у европским државама. Политичка мисао. Бр. 4/2002.
2. Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Эн-тина. - 4-е изд., переаб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М. 2016.
3. Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014.
4. Markovic R. Ustav Republike Srbije od 2006—kriticki pogled. Ustav Republike Srbije od 2006 - neki elementi novog politickog sistema. Beograd 2007.
14 Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014. Стр. 478.
15 См.: пункт 23 Мнения Венецианской комиссии о Конституции Сербии.
5. Pajvancic М. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Be-ograd. 2009.
6. Паjванчи1 М. Уставно право. 2014.
7. Паjванчи1 М. Право грабана на локалну самоуправу. Зборник грабанин у правном систему СpJ. Београд. 1999.
8. Половченко К.А. Избирательная система Сербии // Современные избирательные системы. Чурсина Т.И., Орлов А.Г., Ракитская И.А., Половченко К.А. Научная редакция А.В. Иванченко, В.И. Лафитский. Москва. 2009.
9. Половченко К.А. Расширяющаяся компетенция Конституционного суда: опыт Сербии // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №4.
10. Половченко К.А. Конституционный контроль в Боснии и Герцеговине / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.
11. Половченко К.А. Конституционный контроль в Республике Хорватия. / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.
12. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти в Республике Сербия // Социально-политические науки. №2. 2017. С. 125-129.
13. Половченко К.А. Особенности формирования и ответственность Правительства Республики Сербия // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 5.
14. Половченко К.А. Генезис сербского конституционализма: истоки // Право и управление. XXI век. №4. 2015.
15. Половченко К.А. Конституционный суд как гарант целостности государства: на примере Сербии. Проблемы экономики и юридической практики. №2. 2017.
16. Половченко К.А. К вопросу о статусе депутата Народной скупщины Республики Сербия // Проблемы экономики и юридической практики. №3. 2017. С. 127.
17. Половченко К.А. Статус политических партий в конституционной системе Республики Сербия // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. №4. С. 63.
18. Половченко К.А. Запрет деятельности политических партий и других общественных объединений как полномочие Конституционного суда: опыт Сербии // Социально-политические науки. 2017. №4. С. 97.
19. Стоjанови1^ Д. Уставно право. Ниш. 2009.
20. Туманов В.А. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти. / Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. -М.: Норма: ИНФРА-М. 2016.
21. Вучи1 О. О заштити права. Београд. 2010.
22. Вуачи1 И. Субсидиерност и модернизациа локал-не заеднице. Зборник локална самоуправа - стане и перспективе. Београд. 2001.
Статья проверена в системе «Антиплагиат»; оригинальность текста - 94,1%