Научная статья на тему 'СТАТУС КАТЕГОРИИ "ОБРАЗОВАНИЕ" В ЭКОФИЛОСОФСКОМ ОСВОЕНИИ МОДЕЛИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

СТАТУС КАТЕГОРИИ "ОБРАЗОВАНИЕ" В ЭКОФИЛОСОФСКОМ ОСВОЕНИИ МОДЕЛИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЭКОФИЛОСОФИЯ / ECOPHILOSOPHY / ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ КОНТИНУУМ / SPACE-TIME CONTINUUM / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ЛОКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / LOCAL SPACE / ЭКОФИЛОСОФСКАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ECOFILOSOPHICAL MODEL OF EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / ГУМАНИЗАЦИЯ / HUMANIZATION / НООСФЕРА / NOOSPHERE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Иванеев Сергей Васильевич

В статье критически оценены тенденции развития образования, вытекающие из его жесткой встроенности в пространство-время глобализации и информационно-техногенные процессы. Компетентностный подход к образованию раскрыт как инструмент ориентации личности на глобальную среду, пропускающий освоение локально-культурных традиций. Альтернативу этому подходу автор связывает с экофилософским подходом к образованию, где целью становится развитие человека, способного сохранить связи между глобальным и региональными мирами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS OF THE CATEGORY "EDUCATION" IN ECOPHILOSOPHICAL MASTERING OF THE MODEL OF GLOBALIZATION

The aim of the article is an ecophilosophical justification for the destructiveness of education trends which have been developed in modern society under the influence of the process of globalization, technogenic standardization, and the search for a way out of this situation. The novelty of the article is determined by the identification of the potential of a new globalization model, in which education fulfills a backbone function while preserving the multidimensionality of a human, social and cultural world in their connection with nature, overcoming trends that are rigidly imposed on the regions by the global sphere. Competent approach to education is disclosed as a tool for personal orientation to the global environment, which misses the development of local cultural traditions. An alternative to this approach is associated with an ecophilosophical approach to education, the goal of which is the development of a person capable of preserving the links between nature and society, global and regional worlds.

Текст научной работы на тему «СТАТУС КАТЕГОРИИ "ОБРАЗОВАНИЕ" В ЭКОФИЛОСОФСКОМ ОСВОЕНИИ МОДЕЛИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

развитии не только культуры, но и повседневного предметного мира (пространства) общества играет экологическое пространство в своем автономно онтологическом статусе.

Литература и источники

1. Осипов А.И. Пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности. Минск: Наука и техника, 1989. 220 с.

2. Афанасьева В.В., Кочелаевская К.В., Лазерсон А.Г. Пространство: новейшая онтология. Саратов: Издат. Центр «Наука», 2013. 223 с.

3. Баркова Э.В. Жизнетворческая миссия экофилософии в горизонте тенденций современности // Право и практика. 2017. №1. С. 148-157.

3. Моисеев Н.Н. Восхождение к Разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям. М.: ИздАТ, 1993. - 192 с.

References and Sources

1. Osipov A.I. Prostranstvo i vremja kak kategorii mirovozzrenija i reguljatory prakticheskoj dejatel'nosti. Minsk: Nauka i tehnika, 1989. - 220 s.

2. Afanas'eva V.V., Kochelaevskaja K.V., Lazerson A.G. Prostranstvo: novejshaja ontologija. Saratov: Izdat. Centr «Nauka», 2013. 223 s.

3. Barkova E.V. Zhiznetvorcheskaja missija jekofilosofii v gorizonte tendencij sovremennosti Pravo i praktika. 2017. №1. S. 148-157.

4. Moiseev N.N. Voshozhdenie k Razumu. Lekcii po universal'nomu jevoljucionizmu i ego prilozhenijam. M.: IzdAT, 1993. - 192 s.

БУЗСКИЙ МАРАТ ПАВЛОВИЧ - доктор философских наук, профессор кафедры философии Волгоградского государственного университета ([email protected]).

BUZSKY, MARAT P. - Doctor of Philosophy, Professor, Department of philosophy, Volgograd State University.

УДК 140.8

ИВАНЕЕВ С.В.

СТАТУС КАТЕГОРИИ «ОБРАЗОВАНИЕ» В ЭКОФИЛОСОФСКОМ ОСВОЕНИИ

МОДЕЛИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Ключевые слова: образование, экофилософия, пространственно-временной континуум, глобализация, локальное пространство, экофилософская модель образования, компетенции, гуманизация, ноосфера.

В статье критически оценены тенденции развития образования, вытекающие из его жесткой встроенности в пространство-время глобализации и информационно-техногенные процессы. Компетентностный подход к образованию раскрыт как инструмент ориентации личности на глобальную среду, пропускающий освоение локально-культурных традиций. Альтернативу этому подходу автор связывает с экофилософским подходом к образованию, где целью становится развитие человека, способного сохранить связи между глобальным и региональными мирами.

IVANEEV, S.V.

STATUS OF THE CATEGORY "EDUCATION" IN ECOPHILOSOPHICAL MASTERING OF THE MODEL OF GLOBALIZATION

Keywords: education, ecophilosophy, space-time continuum, globalization, local space, ecofilosophical model of education, competences, humanization, noosphere.

The aim of the article is an ecophilosophical justification for the destructiveness of education trends which have been developed in modern society under the influence of the process of globalization, technogenic standardization, and the search for a way out of this situation. The novelty of the article is determined by the identification of the potential of a new globalization model, in which education fulfills a backbone function while preserving the multidimensionality of a human, social and cultural world in their connection with nature, overcoming trends that are rigidly imposed on the regions by the global sphere. Competent approach to education is disclosed as a tool for personal orientation to the global environment, which misses the development of local cultural traditions. An alternative to this approach is associated with an ecophilosophical approach to education, the goal of which is the development of a person capable of preserving the links between nature and society, global and regional worlds.

Наиболее значительным проявлением современной реальности является глобализация - формирование все более мощной единой среды с общими стандартами, возвышающейся над многообразием локальных миров. Но эти миры, их развитие и взаимодействие создают не только текст, но и «становящийся глобальным контекст» [1, с.101], воздействие которого опосредует все стороны жизни региональных сообществ. Глобализация впервые порождает

единое планетарное пространство, изменения содержания которого выражают динамику и эффективность продуктивности всего планетарного сообщества.

В этой связи возникает парадокс: глобализация и ее содержание, которая реально порождается бытием локальных сфер, возвышается над ними и диктует им свои новые стандарты. Здесь открывается некоторая автономность целого по отношению к своим частям: хотя оно складывается «снизу», но приобретает нечто принципиально иное по сравнению с простой суммой связей и взаимодействий регионов и территорий. Современный мир, в котором это целое впервые приобретает некоторый собственный режим существования, теперь вовлекается в процесс, который не имеет четко выраженной основы и выступает как диктат стихийно развивающейся неопределенности, с тенденцией постоянного ускорения. А существующее до сих пор многообразие внутреннего времени относительно автономных регионов-организмов теперь все больше регулируется собственным пространством-временем глобализации, порождая требование: адаптируйся к мировым требованиям или погибнешь.

В этом аспекте важную роль играет освоение глобальных процессов через их моделирование, выступающее особым средством их рационализации: выявления связей и структур, внутренних и внешних воздействий. Модель, в которой выделяются различные стороны рассматриваемого объекта, позволяет выявить основания его устойчивости, внутренние тенденции и связи. «Построение модели позволяет нам лучше понять себя как психологические и социальные сущности. Модельные видения, аккумулирующие большие объемы информации, помогают увидеть направление процессов; они ведут к планам, которые трансформируются в возможности. Подобные модели позволяют нам делать реальные прогнозы и готовить соответствующие действия. Иногда что-то возможно понять, только построив модель» [2, с. 4].

В свете этого становится очевидным, что глобализация открывает новую страницу и в развитии сферы образования. На основе своего общепланетарного пространства глобализация открывает проблему исследования процесса порождения тех новых, по выражению А.Печчеи, «человеческих качеств» [3], которые необходимо присущи человеку планетарному. Сложность проблемы в том, что формирование глобальной культуры и соответственно - ее субъектов в значительной мере отстает от стандартизации техносферы, которая, как и естествознание, не сводится к национальным традициям и региональным границам. Поэтому закономерно, что существуют разные национальные системы образования, в которых субъекты формируются в соответствии с требованиями своей территории, ее экономической и культурной инфраструктуры. И хотя существуют некоторые наднациональные по форме образовательные модели - традиционная, государственная, рационалистическая, неинституциональная, личностно развивающая и др., но в них преобладает «привязка» к требованиям своих регионов.

В этом аспекте первым значительным шагом в направлении глобализации образования можно признать компетентностный подход, основной задачей которого является приобретение личностью знаний, умений, творческих навыков как инструментов адаптации к современному обществу. Личность здесь - это некоторая абстракция, в которой удалены включенные в нее «матрицы» национального сознания, стереотипов поведения и культуры. Она выступает как носитель компетенций, которые приобретает в учебно-образовательном процессе.

Так, с точки зрения О.А. Лебедева, «характерными чертами компетентностно ориентированного образования являются: 1) «усиление личностной направленности образования, что проявляется в обеспечении активности» обучающихся в образовательном процессе; 2) развивающая направленность образования, целью которого является личностное развитие; 3) обучение способности самостоятельно решать социально и личностно значимые проблемы и жизненно важные задачи; 4) ориентация на саморазвитие личности, подразумевающая самоценность каждой личности, неисчерпаемость возможностей ее развития и признание ее внутренней свободы» [4].

Н.Н. Семенова считает, что «компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний и формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, определяющих потенциал и способности выпускника к эффективной, рациональной и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства» [5, с.226].

Действительно, отрыв глобального пространства от национальных истоков стирает конкретные черты самой образовательной среды регионального уровня. Теперь эта среда теряет конкретную культурную наполненность и сводится к отношению: человек-технологии, человек-время, человек-риск и неопределенность. Современное информационное общество, в котором происходит активная переработка качественного многообразия социума и культуры в количественно представленные программы, в оцифровку и конструирование визуальных образов, в медиатексты и т.п., смогло максимально полно представить свои особенности и свойства в глобальном измерении. Поэтому, вместе с компетентностным подходом в современном образовании моделируются особенности компьютерной медиасреды, виртуализация пространства коммуникаций, различного рода интерактивные методы обучения. Современное образование технологизируется, и в его основе все больше проявляется не субъектно-экзистенциальный смысл, нормы этики и эстетики, ценности культуры и гуманизма, но содержание пространства и времени техносферы. Глобализация образования проявляется в моделях, которые показывают общую тенденцию обесчеловечивания и дегуманизации.

Философским подходом, на основе которого возможно преодоление этой ситуации, является экофилософия как такое направление современного знания, которое акцентирует внимание на содержательной стороне моделирования образования и сохранении в ней традиций мировой этики и гуманизма. «Восстановление в логике экофилософии этих приоритетов детерминирует.. .направленность в становлении человеческого мироотношения - как проявления очеловечивания от природы к содержанию деятельности людей, которая развивается на основе изменения технологий, способов организации, целей и средств. Вот почему так важны основополагающие образовательные технологии» [6, с.139].

Но должно ли образование, ответственное наряду с культурой за субъектный статус человека, воспроизводить возникшую зависимость регионального от глобальной сферы? Ведь если свойства «человека глобального» оказываются заданными разрастанием преимущественно количественно выраженных содержаний, которые моделируются в системно-программных параметрах, то будет ли подобный человек реагировать на совокупность тонких собственно человеческих проявлений (нравственно этических, ценностных), которые принципиально не имеют своего количественного выражения? Уже сейчас молодое поколение, выросшее на основе компьютеризации общества, захвачено виртуальным пространством, реально «оцифровывающим» человека!

Образование - одна из тех системных сфер общества, роль и статус которого выводятся на рамки общего отношения «локальное - глобальное», однозначно зависит от второго. Но прояснение этого статуса, необходимое для моделирования современных образовательных процессов и отношений, коренится в экофилософском развитии представлений о самой глобализации.

Прежде всего, требует уточнения общий источник и механизм глобализации. Сегодня выделяют разные основания глобализационного процесса: территориальное сближение и взаимодействие, общепланетарное разделение труда и появление мировой экономики, общепланетарное пространство коммуникации, межкультурный обмен, мировые финансы. Общим здесь является приоритет схем с человеческой деятельности и коммуникаций, которые в своем разрастании и переплетении в разных формах порождают среду глобализации. Здесь можно видеть - хотя и опосредовано - экстенсивное расширение той индустриальной основы, которая возникла в Западной Европе в XVII-XVIII вв. и

основывалась на технологических и технических модернизациях, росте науки и институтов светского общества, на опережающем развитии городской культуры (вообще городов) и образования. Вместе с тем - происходила усиленнная эксплуатация природы. Этот период был назван периодом модерна.

И хотя сегодня говорят о постмодерне, о постиндустриальном обществе, основанном на информационных технологиях и росте фактора науки, что обеспечивает переход экономики от экстенсивного типа развития к интенсивному, позволяющему оптимизировать контроль за уровнем загрязнения природной и социокультурной среды, тем не менее, и сегодня сохраняется главное - источником и средством обновляющегося мира остается человеческий ресурс- деятельность, знания, технологии, культура.

С нашей точки зрения, подход постмодернизма к анализу глобализации является односторонним, так как упускается из виду самостоятельность бытия природы и изменение характера взаимодействия с ней на протяжении истории человеческого общества. Если вплоть до XV-XVI вв. циклическое время года (смена сезонов) целиком определяло структуру крестьянского хозяйства, детерминируя тем самым ведущие тенденции традиционного общества, в котором мировоззрение было ориентированно больше на вечность, чем на время, на развитие, то сегодня само существование глобальных проблем указывает на те риски и опасности, которые угрожают планетарному сообществу, которое пытается господствоовать над природой, превращая ее в источник сырья для роста экономики, общества и культуры.

Ценность и продуктивность работы с экофилософской методологией в осмыслении этих процессов определяется тем, что природа и общество сегодня должны восстановить свое исходное партнерство, гармонизировать взаимодействие. Действительно, вся система их взаимодействий определяется развитием жизни: здесь социум выступает лишь особой формой, в которой развитие жизни и человека как ее носителя продолжается. Именно экофилософски осмысленная категория «жизнь» является основой коэволюционных связей общеста и природы [7]. И поскольку жизнь не производится человеком, его деятельностью, то в современной глобализации именно природа становится той качественной основой, которая сменяет уходящие «вниз» локальные миры. Сегодня взаимодействие природы и общества определяется понятием «коэволюция», которое выражает объективное движение общества к состояию ноосферы.

Таким образом, становление глобальной реальности выступает как формированние ноосферы. Е.И. Глушенкова, исследуя наследие В.И. Вернадского и Н.Н. Моисеева, которые рассматривали «ноосферу как закономерный этап эволюции материи и особую реальность, возникшую с появлением человека. Эта реальность есть преобразующая мир особая субстанция энерго-полевого характера, которая лежит в основе всего богатства материальных и психологических форм. Ноосфера, система с последовательно разворачивающимися уровнями, связанная с единой субстанцией мысли, состоящая из материи, которая есть вещество и биохимическая энергия во Вселенной, и организуется в пространственно-временном потоке. Три уровня ноосферы, это: техносфера и социосфера, обеспечивающие социальное и экономическое воспроизводство жизни; наука и интеллектосфера, обеспечивающие преобразование мира; и пневмосфера, обеспечивающая духовное творчество» [8, с.21].

Если глобализация действительно выражает становление ноосферы, (а это в соответствии с логикой ноосферы необходимо принять, так как иначе разрушается человек и природа), то ясно, что формирование адаптивной личности, имеющей набор компетенций, оказывается для современной планетарной модели образования лишь одной из его задач. Более важным оказывается перевод человечества к пониманию и освоению духовно-творческого потенциала ноосферы как нового состояния человечества, вырастающего на основе его планетарной интеграции.

Сегодня активно разрабатываются связи «общества знания», «информационного общества» с образовательной сиистемой. Здесь явно или неявно происходит отработка

умений и навыков, позволяющих индивидам чувствовать себя свободно в информационно-коммуникативной среде. Но это все-таки снова частичное освоение образованием процесса и требований глобализации - освоение техносферы.

Свою подлинную миссию современное образование будет выполнять, когда оно будет включено в пространственно-временной континуум становления ноосферы, приобретая здесь регулятивно-гуманистическую функцию [9]. И так как ноосфера является формой и содержанием бытия человечества, то и образование должно выработать такие принципы и основания своего моделирования, которые бы выражали в нем становление такого пространства глобализации, в котором бы формировалось и осваивалось содержание ноосферы.

Это важная задача экофилософии образования, и она не сводится к изменению набора предметов обучения или внедрению новых образовательных технологий. Речь идет об изменении самого места образования в современном обществе: сохраняя свою институциональную специализацию, образование вместе с тем становится (вместе с технологиями, деньгами, информацией и др.) одним из важнейших регуляторов мирового процесса формирования глобального человечества. И его регулирующая роль состоит не только в формировании требований, норм и ценностей ноосферы в сознании живущих и будущих поколений, но и в сохранении культурно-гуманистического взаимодействия между сферой глобального и региональными сообществами.

В современном образовании - в первую очередь, в высшей школе - еще не сделаны конкретные шаги в этом направлении, так как экофилософская концепция глобализации лишь начинает складываться. Однако, перспективы этого направления, его необходимость для современного мирового процесса уже вырисовываются в экофилософской картиине мира, в развивающих моделях образования, в поисках новых ориентиров философии эклономики и природопользования, в осмыслении новых - природоохранных и человекоразмерных функций культуры.

Таковы некоторые компоненты современного статуса образования, требующие своей теоретической разработки и практической апробации в исследовании сложного комплекса взаимодействия между образованием и глобализацией современного общества.

Литература и источники

1. Шкерин А.В. Современная модель глобализации и проблемы // Социология и социальная работа // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2010. № 3 (19). С. 100-108.

2. Григорьян Э.Р., Сафонова М.А. Новые методологии изучения глобальных явлений // Глобализация и моделирование социальной динамики. М.: Институт социальных наук, 2001. 237 с.

3. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. 304 с.

4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. №5.

5. Семенова Н.Н. Особенности компетентностного подхода к реализации содержания образования в вузе// Самарский научный вестник. 2016. №4 (17). С. 224-228.

6. Баркова Э.В. Мироотношение как экофилософская проблема // Право и практика. 2017. № 2. С. 135-142.

7. Баркова Э.В. Категория «жизнь» в проектировании перспектив бытия человека // Социально-гуманитарные знания. 2016. №8. С.241-249.

8. Глушенкова Е.И. Экополитология Н.Н. Моисеева и устойчивое развитие России. Монография. М.:МНЭПУ,

2015. 182 с.

9. Баркова Э.В. Пространственно-временной континуум культуры. Автореф. дисс. докт. философ. наук.. Волгоград, 2003. 47 с.

References and Sources

1. SHkerin A.V. Sovremennaya model' globalizacii i problemy // Sociologiya i social'naya rabota // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya Social'nye nauki. 2010. № 3 (19). S. 100-108.

2. Grigor'yan EH.R., Safonova M.A. Novye metodologii izucheniya global'nyh yavlenij // Globalizaciya i modelirovanie social'noj dinamiki. M.: Institut social'nyh nauk, 2001. 237 s.

3. Pechchei A. CHelovecheskie kachestva. M.: Progress, 1980. 304 s.

4. Lebedev O.E. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii // SHkol'nye tekhnologii. 2004. №5.

5. Semenova N.N. Osobennosti kompetentnostnogo podhoda k realizacii soderzhaniya obrazovaniya v vuze// Samarskij nauchnyj vestnik. 2016. №4 (17). S. 224-228.

6. Barkova EH.V. Mirootnoshenie kak ehkofilosofskaya problema // Pravo i praktika. 2017. № 2. S. 135-142.

7. Barkova EH.V. Kategoriya «zhizn'» v proektirovanii perspektiv bytiya cheloveka // Social'no-gumanitarnye znaniya.

2016. №8. S.241-249.

8. Glushenkova E.I. EHkopolitologiya N.N. Moiseeva i ustojchivoe razvitie Rossii. Monografiya. M.:MNEHPU, 2015. 182 s.

9. Barkova E.V. Prostranstvenno-vremennoj kontinuum kul'tury. Avtoref. diss. dokt. filosof. nauk.. Volgograd, 2003. 47 s.

ИВАНЕЕВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Университета "СИНЕРГИЯ".

IVANEEV, SERGEY V. - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Chair of Constitutional and International Law of the University "SYNERGY"([email protected]).

УДК 009

БУЗСКАЯ О.М.

ТЕХНОЛОГИИ МЕНТАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ В ЦЕЛЯХ ЭКОЛОГИИ

КОММУНИКАЦИЙ

Ключевые слова: экофилософское мировоззрение, ментальное здоровье, информационная среда, экология коммуникаций, здоровьесберегающие технологии.

В статье раскрывается смысл органичного существования человека в информационно-коммуникативной среде и его отражение в понятии «ментальное здоровье», а также способы корректировки состояний личности, вызванных деструктивным воздействием информационно-коммуникационной среды, которые характеризуются как «ментальное нездоровье» или болезнь. Раскрыты понятия «экология человека», «экология коммуникаций», «ментальное здоровье человека», дана авторская трактовка технологий ментального здоровья в точки зрения экофилософии и экологии коммуникаций.

BUZSKAYA, O.M.

TECHNOLOGIES OF MENTAL HEALTH IN ORDER TO ECOLOGY OF COMMUNICATIONS

Keywords: ecofilosophical worldview, mental health, information environment, ecology of communications, health saving technologies.

The purpose of the article is to analyze the key concepts which allow to identify, in the context of human ecology and communications, the negative impact of the modern information environment on the consciousness and behavior of subjects and to justify the conditions and ways of forming mental health of people as an important indicator of the spiritual health of modern society. Investigating modern approaches to the concept of "mental health", in which it reduces to indicators of psychology and medicine, we emphasize the importance of socio-cultural measurement of mental health. The novelty of the article is in the disclosure of the importance of the ecophilosophical worldview in the development and implementation of mental health technologies of subjects of information communications and in the author's approach to understanding such technologies from the point of view of the ecology of communications.

Универсальность современной информационной среды, которая пронизывает все структуры и отношения общественной системы, заключается в том, что она определяет присутствие человека в самой системе и возможности его реализации в ней. Для публичных людей, имеющих самую широкую аудиторию, сегодня верным оказывается тезис: «существовать - значит быть в коммуникациях». Исчезновение из системы коммуникаций и соцсетей даже на короткое время означает выпадение из стремительной социальной жизни, из фокуса внимания и интереса друзей, коллег, аудитории, публики, общественности. Вместе с тем это означает, что коммуникации формируют установки и ценности современного человека, поскольку он адаптируется к их требованиям.

Информационная среда возникает как стихийно, так как формируется целенаправленно, как достаточно жестко регулируемый процесс. Управление ее потоками происходит на фоне стихийно-хаотических процессов информационного расширения, включающего в себя, кроме новых и конструктивных элементов также всевозможные информационные шумы: ремейки, повторы, устаревшая и ложная информация и др. Сегодня основными направлениями регулирования информационно-коммуникативного пространства являются государственно-политические, экономические, технологические структуры, коммерчески ориентированные СМИ, продукты и идеи массовой культуры, технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.