Научная статья на тему 'ЭКОФИЛОСОФСКИЙ РЕСУРС В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ НООСФЕРНОГО ГОРОДА'

ЭКОФИЛОСОФСКИЙ РЕСУРС В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ НООСФЕРНОГО ГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
53
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОФИЛОСОФИЯ / НООСФЕРНЫЙ ГОРОД / НООСФЕРА / В.И. ВЕРНАДСКИЙ / СУБЪЕКТ / БЕЗОПАСНОСТЬ / Н.Н. МОИСЕЕВ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ / ECOPHILOSOPHY / NOOSPHERE CITY / NOOSPHERE / V. I. VERNADSKY / SUBJECT / SAFETY / N. N. MOISEEV / ECOLOGICAL IMPERATIVE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Василенко Василий Николаевич

Систематизация и расширение масштабов деятельности субъекта в современной экологической сфере с неизбежностью актуализирует и выявление условий ее безопасности. В статье, на основе концепции ноосферы В.И. Вернадского и коррелирующей с ней экофилософской картины мира, раскрывается проблема включения фактора безопасности в проектирование ноосферного города. Раскрыто содержание понятия «экологическая безопасность», выявлена ее связь с экофилософией и ее требованием - экологическим императивом Н.Н. Моисеева. Обоснована роль ноосферного образования и культуры для формирования экологически безопасного поведения и экологической ответственности населения ноосферного города. Автор подчеркивает важную роль современных коммуникаций в решении проблемы экологической безопасности на основе сохранения норм языка и культуры, преодоления экологически опасных установок и действий общества. Раскрыта роль ноосферных городов планеты в регулировании современного мира и в осуществлении ноосферной социализации граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOPHILOSOPHICAL RESOURCE IN PROVISION OF SECURITY OF NOOSPHERE CITY

Systematization and expansion of the scale of subject activity in modern ecological sphere inevitably actualizes and identify conditions for its security. In the article, on the basis of V. I. Vernadsky's noosphere concept and the ecophilosophical picture of the world correlating with it, it reveals the problem of inclusion of the sacurity factor in the design of the noosphere city. It disclosed the content of concept of "ecological security", revealed its correlation with ecophilosophy and its requirement - an environmental imperative of N.N. Moiseev. It substantiated the role of noospheric education and culture for the formation of environmentally safety behavior and environmentally responsible of population of the noosphere city. The author emphasizes the important role of modern communications in solving the problem of environmental safety on the basis of preserving the norms of language and culture, overcoming environmentally dangerous attitudes and actions of society. It disclosed the role of the noosphere cities of the planet in the regulation of the modern world and in the implementation of the noosphere socialization of citizens.

Текст научной работы на тему «ЭКОФИЛОСОФСКИЙ РЕСУРС В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ НООСФЕРНОГО ГОРОДА»

УДК 009

ВАСИЛЕНКО В.Н. ЭКОФИЛОСОФСКИЙ РЕСУРС В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ

НООСФЕРНОГО ГОРОДА

Ключевые слова: экофилософия, ноосферный город, ноосфера, В.И. Вернадский, субъект, безопасность, Н.Н. Моисеев, экологический императив.

Систематизация и расширение масштабов деятельности субъекта в современной экологической сфере с неизбежностью актуализирует и выявление условий ее безопасности. В статье, на основе концепции ноосферы В.И. Вернадского и коррелирующей с ней экофилософской картины мира, раскрывается проблема включения фактора безопасности в проектирование ноосферного города. Раскрыто содержание понятия «экологическая безопасность», выявлена ее связь с экофилософией и ее требованием - экологическим императивом Н.Н. Моисеева. Обоснована роль ноосферного образования и культуры для формирования экологически безопасного поведения и экологической ответственности населения ноосферного города. Автор подчеркивает важную роль современных коммуникаций в решении проблемы экологической безопасности на основе сохранения норм языка и культуры, преодоления экологически опасных установок и действий общества. Раскрыта роль ноосферных городов планеты в регулировании современного мира и в осуществлении ноосферной социализации граждан.

VASILENKO, V.N.

ECOPHILOSOPHICAL RESOURCE IN PROVISION OF SECURITY OF NOOSPHERE CITY

Keywords: ecophilosophy, noosphere city, noosphere, V. I. Vemadsky, subject, safety, N. N. Moiseev, ecological imperative.

Systematization and expansion of the scale of subject activity in modern ecological sphere inevitably actualizes and identify conditions for its security. In the article, on the basis of V. I. Vernadsky's noosphere concept and the ecophilosophical picture of the world correlating with it, it reveals the problem of inclusion of the sacurity factor in the design of the noosphere city. It disclosed the content of concept of "ecological security", revealed its correlation with ecophilosophy and its requirement - an environmental imperative of N.N. Moiseev. It substantiated the role of noospheric education and culture for the formation of environmentally safety behavior and environmentally responsible of population of the noosphere city. The author emphasizes the important role of modern communications in solving the problem of environmental safety on the basis of preserving the norms of language and culture, overcoming environmentally dangerous attitudes and actions of society. It disclosed the role of the noosphere cities of the planet in the regulation of the modern world and in the implementation of the noosphere socialization of citizens.

Проблема экологической безопасности является ведущей во всех аспектах исследования экосферы: экономическом, социокультурном, биосферном. Охватывает она и особенности проектировании ноосферного города, так как непосредственно связана с формированием культурно-ценностных, мировоззренческих ориентиров его субъектов, с особенностями территории, режимом функционирования городской системы, ее структур и особенностями развития коммуникаций. Все эти направления могут стать источником экологических рисков и опасностей, а потому должны иметь и соответствующие средства защиты. В самом общем виде смысл экологической безопасности состоит в синтезе двух основных условий: а) осуществлении таких действий людей, которые прямо или косвенно не приводят к ущербу природной среды и живущему здесь населению; и б) сохранении или формировании таких свойств окружающей среды, при которых, с учетом экономических, социальных факторов и научно обоснованных допустимых нагрузках на объекты биосферы, обеспечивается сохранение природных и социальных условий здоровой жизнедеятельности людей, а негативные последствия, даже отдаленные, которые могут приводить к экологическим опасностям или угрозам, исключаются.

Обоснованную В.И. Вернадским обязательность учета законов биосферы Земли в законах жизнеустройства планетного общества академик Н.Н. Моисеев назвал экологическим императивом жизнеспособности цивилизации в Доме Природы, выражающем ноосферные основы нравственности человечества: «На определенном этапе развития жизни для носителя Разума -Человека - становится необходимым, жизненно необходимым направляемое развитие. ... Он нуждается в стратегии Разума. И прежде всего нельзя нарушать экологическую стабильность, нельзя создавать условия, которые могли бы оказаться началом необратимой перестройки окружающей среды. Значит, одной из основных составляющих стратегий Разума является экологический императив. Его понимание - новая особенность современного мира, и Человеку еще предстоит ее осознать» [1, с. 223-224].

Экологическая безопасность - это жизнь людей данного общества в соответствии с требованиями нормативного природопользования, что предполагает высокую экологическую культуру и социальную ответственность членов общества. Эта безопасность должна быть

осмыслена и поддерживаться населением как нормальная среда ноосферного города, которая обеспечивает здесь устойчивый порядок и надежную работу всех городских служб и подсистем. И, как верно подчеркнул В.А. Грачев: «ноосферный баланс - это баланс разумного потребления и опережающего воспроизводства ресурсов. Ноосферный баланс формируется коллективным разумом, а не умом отдельного индивидуума. Ноосферный баланс может быть обеспечен только за счет технического прогресса, который в свою очередь невозможен без развития науки, образования и ноосферного мировоззрения человечества» [2, с. 42-43].

Эту безопасность можно сравнить с осмыслением водителей строго выполнять требования дорожного движения, так как любые нарушения здесь - это не только усложнение процесса решения своих задач и достижения целей, но и риск для жизни самих людей. Таким образом, любая безопасность сегодня - это общественная и личная ценность, сохранение которой выгодно для всей общественности. Но если соблюдение правил транспортной безопасности - результат адаптации водителей к правилам дорожно-транспортного движения, то проектирование экологической безопасности в ноосферном городе должно раскрывать такие мотивации населения, которые основаны на понимании ценностей экологической этики, экологической культуры, а самое главное - на осознании того, что высокий интеллектуализм ноосферного города как системы, основанной на достижениях научного разума и высоких технологий, фактически является способом существования и выявления творческого потенциала личности, социально ответственного осуществления свободы и самореализации человека.

Можно сказать, используя образно-символический язык, что, если обычный город в индустриальном и постиндустриальном обществе - это особая «одежда» для его жителей, которая «скроена» по мерке абстрактного человека, так как основное внимание здесь уделяется работе самой городской системы, а потому всегда сохраняется дистанция между человеком и городом, то ноосферный город - это «одежда», которая учитывает экзистенциальные нормы и потребности жителей: потребность в познании нового, в свободе, в гармонизации отношений с природой.

Общим источником проектирования экологической безопасности в ноосферном городе является экофилософская картина мира - его целостный образ, который формирует осознанное и разумное поведение и позиции людей на основе идеалов гуманизма, экологической этики, гармонизации взаимоотношений с природой. Э.В. Баркова показала, что «значимость экофилософского анализа мироотношения определяется тем, что он выявляет первичность бытия в отношении «человек-мир». Какие бы современные информационно-знаковые, текстово-символические или какие-либо еще системы не были представлены в качестве системообразующих элементов мироотношения, экофилософия открывает их зависимость от исходно-первичного уровня существования людей, сохранения их фундаментальных связей с миром» [3, с.139]. Автор справедливо подчеркивает роль культуры как способа бытия субъектов и ее органическую связь с природой, включая природу самого человека.

Ценность культуры и мировоззрения в том, что они раскрывают здесь новые стороны взаимоотношения «человек-мир» и потому значение возникшей категориальной картины мира и связанной с ней парадигмы в том, что они содержат инновационный потенциал - «переоткрытие и переопределение реальности, в которой открываются новые возможности ее теоретического и практического освоения... философское понятие инноваций ... связано с изменением содержания тех категорий, которые составляют основу принятой на данном этапе мировоззренческую научную картину мира» [4, с.205]. Поэтому в проектировании ноосферного города экологический императив является основным инструментом стратегического учета субъектами показателей повышения качества жизни общества, в которых должно быть выражено сознание и поведение, ценностные позиции его жителей. Здесь реально действующими оказываются тенденции и нормы, в соответствии с которыми может осуществляться массовое поведение и общение. Но они всегда опираются на определенное мировоззрение, - как особый опыт и общение, которые осваиваются самими индивидами, на соответствующей картине мира, существующей как реальность и как цель.

Итак, проектирование экологически безопасного поведения населения ноосферного города, в широком контексте, является особым способом конкретизации и освоения экофилософского мировоззрения. Здесь можно выделить три основные направления: общение и поведение, тесно связанное с осуществлением экологической ответственности на основе экологического императивна Н.Н. Моисеева - существование такой запретной черты, «которую человек не может

переступать ни при каких условиях. без риска собственного уничтожения» [4, с.87]; экологическая культура, связанная с постоянным осуществлением экологии социальных коммуникаций, формированием экологических ценностей и собственной личной идентичности с содержанием экокультурного пространства, а также - всестороннего гуманитарного образования, в котором находится и энвайроментальное образование. Кроме этого, необходимо опираться на совершенствование программ социальных институтов, связанных с экологической политикой государства, разработку общих подходов к оценке и прогнозированию экологического состояния окружающей среды, основанный на принципах экофилософской картины мира и позволяющих выявлять и блокировать опасные для этой среды факторы, провоцирующих ухудшение ее состояния и функционирования.

Конкретизируем эти направления с учетом специфики глобального общества. Сегодня стало очевидным, что жизнь человека и общества во многом определяется содержанием и самим языком социокультурных коммуникаций. Современные исследователи отмечают разные деструкции, которые становятся источником экологической опасности, деформируя сознание на основе искажения языковых коммуникаций, отказа от норм литературного языка. А.Э. Григорьян отмечает, что «в современном обществе коммуникативное поведение постоянно подвергается воздействию и различным реконструкциям со стороны средств массовой коммуникации, которые моделируют и формируют свои собственные нормы социальных коммуникаций, при этом оказывая значительное влияние на мироощущение и миропонимание каждого человека. Одной из самых общих тенденций в отклонениях в сфере коммуникаций является их техногенный перекос, с одной стороны, и связанная с этим дегуманизация, которая вызывает феномен агрессивности в сфере языкового и речевого общения» [6, с.219].

Отношение коммуникации к экологической безопасности - это роль фактора культуры. При воздействии массовой культуры, которое выражается в упрощении и искажении языка общения, а также - ориентацией на потребительство, индивиды теряют такие качества, как духовность, идеалы, моральный контекст и оценку своих поступков и т.д. Они становятся безразличными к тому, какое качество природной среды выражает место их обитания. Поэтому они оказывается удаленными и от экологической этики, рассматривая природную среду как некий «пейзаж», который существует сам по себе. И если он загрязняется, то это не только их личная проблема, но задача различных организаций реагировать на это.

Возвращение норм культуры в пространство коммуникаций - это возвращение личности к своим культурным истокам. Именно тогда человек начинает понимать свою задачу - действовать в направлении обеспечения экологической безопасности, чтобы сохранить социальное здоровье сограждан и жизнеспособность самой природной среды. Основой и условием экологической безопасности является духовная безопасность, которая «имеет разные значения, но основные из них ориентированы на формирование доверия и сотрудничества между народами и странами на основе выявления общих интересов планетарного уровня - сохранения природной среды, предотвращение терроризма, роста заинтересованности в развитии многополярного мира, сохранение и защиту культурного наследия. Другое значение - это реабилитация ценностей здоровой жизни как первостепенных для человека и общества. В этих ценностях, и прежде всего, в самоценности Жизни заключен главный ресурс преодоления отчуждения, ослабления «иммунной системы» общества и обесценивания полноты бытия человека» [7, с.549].

Культурные основы коммуникаций формируются через систему образования, в которой -вместе с гуманитарными дисциплинами - важную роль приобретает энвайроментальное образование, смысл которого сводится к тому, что «надо научиться жить в согласии с Природой и ее законами. И эти принципы должны войти вы кровь и плоть человека. Значит, первое, что нужно делать сегодня, - понять и принять эти принципы и решать проблемы образования и воспитания, которые могли бы впитать подобные принципы с молоком матери. новая цивилизация должна начаться даже не с новой экономики, а с новых научных знаний и новых образовательных программ» [8, с.100]. Это образование должно охватить все возрастные группы в обществе. И «будущее планетарного общества и каждой отдельной страны будет решающим образом зависеть от распространения знаний, общей образованности и культуры, от способности создать общепланетарную идеологию, которую Н.Н. Моисеев именует в логике В.И. Вернадского -ноосферной» [9, с.202]. Можно добавить, что в эпоху глобализации сфер жизни человечества

ноосферные цели развивающего Личность и опережающего образования Граждан должны преобладать над обезличенным обучающим образованием по модели «знания - умения - навыки». Значит, в информационных отношениях Граждан нужно опережающе учитывать природное единство геоэкологических условий биосферы регионов Земного Дома и этноэкологического бытия Семей в поселениях государства, а в модели Ноосферных городов планеты - ноосферный потенциал развития наук общества, ноосферную миссию системы образования Личностей в институтах цивилизации. Без этого невозможно в управлении стратегически и институционально упреждающе учитывать угрозы основам жизни Семей Отечества в природном Доме [10].

Ноосферный (адекватный экофилософской картине мира) подход к анализу глобальных угроз Семьям позволяет научно-образовательную, экспертно-мониторинговую, прогнозно-проектную миссию РАН, вузов учитывать в реализации национальных и региональных проектов, неотложных для повышения кибербезопасности общества, предупреждения депопуляции, цифрового слабоумия, роста бремени болезней поколений.В соответствии с геоэкологическими критериями ноосферной антропологии общества долголетие Граждан зависит: на +50% от качества, ценностей жизни народонаселения, определяемое ноосферным воспитанием поколений; на +20-25% - от качества природной среды поселений территории; на +15-20% - от сохранения генетического и иммунного потенциала здоровья Семьи; на +8-10% - от охраны здоровья, доступности здравоохранения, здорового образа, ценностей жизни Отечества, упреждающих угрозы в стратегии управления. Поэтому для снижения угроз депопуляции в семьях Граждан, обеспечения устойчивого развития поселений необходимо опережающее развитие ноосферных функций институтов науки, поддержка ноосферной миссии образования Личности в Семьях государства. Это экофилософская цель созидания Гражданами государства Ноосферных городов в Земном Доме. Семейная, региональная, глобальная депопуляция - цивилизационный индикатор неотложности созидания Ноосферных городов планеты, их включения в ядро приоритетных целей стратегии развития территории государств ООН. В условиях цифровизации научных знаний, системы образования, институтов управления, роста киберугроз обществу острота проблем этноэкологической и информационной безопасности акторов цивилизации резко возрастает [11].

Раскрытие выше предпосылки, направления экологической безопасности общества в проектировании ноосферного города - не просто часть, а ядро сложной и малоисследованной проблемы. Говоря «о глобальной революции в науке, которая уже начинается с ее кардинальной глобализации и ориентации на исследование и аргументацию необходимости и возможности перехода к устойчивому развитию и будущему ноосферогенезу», И.В. Ильин и А.Д. Урсул в глобальном кластере научного знания, формировании научных исследований выделяют «одну из важнейших тенденцию ноосферной революции в науке» [12, с. 15]. Это необходимо для мировоззренческого и футурологического предупреждения ловушек глобализации в жизнеустройстве государств Земного Дома, создания ноосферного мониторинга безопасности поколений граждан и развития нооферного интеллекта Личностей в цивилизации [13;14].

Поэтому проектирование ноосферного города - нового типа поселения, основанного на требованиях сбалансированного сосуществования с природной средой, учитывающего в своем внутреннем пространстве и структурах потребности развития личности и социальных общностей, гармоническое взаимодействие с миром природы, требует учета и разработки условий и механизмов формирования и сохранения экологической безопасности. Функция экологического контроля, которая должна существовать в структурах ноосферного города, должна быть объективной: она формирует такие нормы взаимодействия и поведения граждан, которые становятся основой их ноосферной социализации - потребности быть ответственными за сохранение и развитие собственной городской среды.

Здесь - радикальное отличие ноосферного города от современного мегаполиса, или обычного миллионника: если в последних люди работают на городскую систему, очень часто упуская при этом связь своих интересов с состоянием этой системы (т.е. люди отчуждены от своего собственного городского пространства как места их жизнедеятельности, замыкаясь в локальных мирах квартиры, места работы или досуга), то ноосферная среда «работает» для Человека, развития цивилизационного потенциала Семьи и поколений. Здесь достигается особая идентичность самого города и его жителей: именно этот фактор обеспечивает постоянное и естественное экологическое поведение, которое является безопасным и естественным.

Литература и источники

1. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М.: Молодая Гвардия, 199Q. 351 с.

2. Грачев ВА. Глобальные экологические проблемы в современной геополитической обстановке // Россия в XXI веке: глобальные вызовы, риски и решения. Aнализ. Экспертиза. Рекомендации. Монография / нод общей ред. ак. PAH М.Ч. Залиханова, нроф. МЮПУ C.A. Степанова; ред. и сост. Г.Р. Исакова. М.: Изд-во МЮПУ, 2Q19. С.35-47.

3. Баркова Э.В. Мироотношение как философская проблема // Право и практика. 2Q17. №2. С. 135-142.

4. Бузский М.П. Инновационный аспект экофилософии: понятие времени // Право и практика. 2Q17. №3. С. 2Q4-21Q.

5. Моисеев H.H. Пути к созиданию. М.: МЮПУ, 1992. С.82-87.

6. Григорян A3. Философия лингвоэкологии в исследовании коммуникативного пространства // Право и практика. 2Q17. №1. С. 218-222.

7. Баркова Э.В. Стратегии духовной безопасности в условиях глобальных вызовов: экофилософский подход// Aктуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых. Материалы международной научно-теоретической конференции. Грозный-Махачкала: Aлеф, 2Q19. С.548-553.

8. Моисеев H.H. Судьба цивилизации. Путь разума М.: Языки русской культуры, 2QQQ. 224 с.

9. Моисеева H.A. К проблеме развития экоориентированной идеологии и формирования гражданина мира // Право и практика. 2Q18. №3. C.2QQ-2Q4.

1Q. Василенко ВК Шосферная глобалистика: имнеративы эволюции науки и истории человечества в природе // Эволюция: Мегаистория и глобальная эволюция. Материалы симпозиума / Отв. ред. Л.Е. Гринин, AB. Коротаев. Волгоград: Учитель, 2Q15. C.73-1Q4.

11. Василенко В.К Шосферная миссия науки в эволюции цивилизации глобального общества // Гражданский мониторинг безопасности государства в биосфере Земли. Эволюция: срезы, правила, прогнозы. Ответ ред. Л.Е. Гринин, AB. Коротаев. Волгоград: Учитель, 2Q16. C.287-31Q.

12. Ильин И.В., Урсул A^. Aктуальные проблемы глобальных исследований: Россия в глобализирующемся мире. Россия в XXI веке: глобальные вызовы, риски и решения. Aнализ. Экспертиза. Рекомендации. Монография / нод общей ред. ак. PAH М.Ч. Залиханова, нроф. МЮПУ C.A. Степанова; ред. и сост. Г.Р. Исакова. М.: Изд-во МЮПУ, 2Q19. С.15-34.

13. Василенко В.К, Салихов H.H., Ульмасов Р.У. Ловушки глобализации. Кзосферный мониторинг безопасности граждан суверенных государств ООH в Земном Доме. Душанбе: Российско-Таджикский славянский университет, 2Q17. 49б с.

14. Василенко В.К Hоосферный потенциал городов в глобальном обществе // Россия в XXI веке: глобальные вызовы, риски и решения. Материалы международного научно-практического форума «Россия в XXI веке: глобальные вызовы, риски и решения». PAК, 2Q19r / Под общей ред. ак. PAH М.Ч. Залиханова, нроф. МЮПУ C.A. Степанова; ред. и сост. Г.Р. Исакова, C.A. Степанов. М.: МЮПУ; ВТМ, 2Q19. с. 229-231.

References and Sources

1. Moiseev N.N. CHelovek i noosfera. M.: Molodaya Gvardiya, 199Q. 351 s.

2. Grachev V.A. Global'nye ekologicheskie problemy v sovremennoj geopoliticheskoj obstanovke / Rossiya v XXI veke: global'nye vyzovy, riski i resheniya. Analiz. Ekspertiza. Rekomendacii. Monografiya / pod obshchej red. ak. RAN M.CH. Zalihanova, prof. MNEPU S.A. Stepanova; red. i sost. G.R. Isakova. M.: Izd-vo MNEPU, 2Q19. S.35-47.

3. Barkova E.V. Mirootnoshenie kak filosofskaya problema / Pravo i praktika. 2Q17. №2. S. 135-142.

4. Buzskij M.P. Innovacionnyj aspekt ekofilosofii: ponyatie vremeni / Pravo i praktika. 2Q17. №3. S. 2Q4-21Q.

5. Moiseev N.N. Puti k sozidaniyu. M.: MNEPU, 1992. S.82-87.

6. Grigoryan A.E. Filosofiya lingvoekologii v issledovanii kommunikativnogo prostranstva / Pravo i praktika. 2Q17. №1. S. 218-222.

7. Barkova E.V. Strategii duhovnoj bezopasnosti v usloviyah global'nyh vyzovov: ekofilosofskij podhod!! Aktual'nye problemy sovremennoj nauki: vzglyad molodyh uchenyh. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. Groznyj-Mahachkala: Alef, 2Q19. S.548-553.

8. Moiseev N.N. Sud'ba civilizacii. Put' razuma M.: YAzyki russkoj kul'tury, 2QQQ. 224 s.

9. Moiseeva N.A. K probleme razvitiya ekoorientirovannoj ideologii i formirovaniya grazhdanina mira / Pravo i praktika. 2Q18. №3. S.2QQ-2Q4.

1Q. Vasilenko V.N. Noosfernaya globalistika: imperativy evolyucii nauki i istorii chelovechestva v prirode / Evolyuciya: Megaistoriya i global'naya evolyuciya. Materialy simpoziuma / Otv. red. L.E. Grinin, A.V. Korotaev. Volgograd: Uchitel', 2Q15. S.73-1Q4.

11. Vasilenko V.N. Noosfernaya missiya nauki v evolyucii civilizacii global'nogo obshchestva / Grazhdanskij monitoring bezopasnosti gosudarstva v biosfere Zemli. Evolyuciya: srezy, pravila, prognozy. Otvet red. L.E. Grinin, A.V. Korotaev. Volgograd: Uchitel', 2Q16. S.287-31Q.

12. Il'in I.V., Ursul A.D. Aktual'nye problemy global'nyh issledovanij: Rossiya v globaliziruyushchemsya mire. Rossiya v XXI veke: global'nye vyzovy, riski i resheniya. Analiz. Ekspertiza. Rekomendacii. Monografiya / pod obshchej red. ak. RAN M.CH. Zalihanova, prof. MNEPU S.A. Stepanova; red. i sost. G.R. Isakova. M.: Izd-vo MNEPU, 2Q19. S.15-34.

13. Vasilenko V.N., Salihov N.N., Ul'masov R.U. Lovushki globalizacii. Noosfernyj monitoring bezopasnosti grazhdan suverennyh gosudarstv OON v Zemnom Dome. Dushanbe: Rossijsko-Tadzhikskij slavyanskij universitet, 2Q17. 49б s.

14. Vasilenko V.N. Noosfernyj potencial gorodov v global'nom obshchestve / Rossiya v XXI veke: global'nye vyzovy, riski i resheniya. Materialy mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo foruma «Rossiya v XXI veke: global'nye vyzovy, riski i resheniya». RAN, 2Q19g. / Pod obshchej red. ak. RAN M.CH. Zalihanova, prof. MNEPU S.A. Stepanova; red. i sost. G.R. Isakova, S.A. Stepanov. M.: MNEPU; VTM, 2Q19. s. 229-231.

ВАСИЛЕНКО ВАСИЛИИ НИКОЛАЕВИЧ - доктор философских наук, академик Международной академии глобальных исследований, научный сотрудник Волгоградского центра социальных исследований Издательства «Учитель». VASILENKO, VASILIY N. - Doctor of Philosophy, Academician of the International Academy of Global Studies, Researcher at the Volgograd Center for Social Research at Uchitel Publishing House (vasnoos@yandex.ru).

УДК 009

КЛИМОВ С.Н.

КОНЦЕПТ СИСТЕМЫ «УЧИТЕЛЬ» ВО ВЗГЛЯДАХ Н.Н. МОИСЕВА И ЕГО МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Ключевые слова: система «УЧИТЕЛЬ», коэволюция природного и социального бытия, вызовы и угрозы социуму, экологический кризис, стратегия выживания, «экологическая арифметика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.