Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ МЕНТАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ В ЦЕЛЯХ ЭКОЛОГИИ КОММУНИКАЦИЙ'

ТЕХНОЛОГИИ МЕНТАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ В ЦЕЛЯХ ЭКОЛОГИИ КОММУНИКАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
191
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Ключевые слова
ЭКОФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МЕНТАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / MENTAL HEALTH / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / INFORMATION ENVIRONMENT / ЭКОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИЙ / ECOLOGY OF COMMUNICATIONS / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES / ECOFILOSOPHICAL WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бузская Ольга Маратовна

В статье раскрывается смысл органичного существования человека в информационно-коммуникативной среде и его отражение в понятии «ментальное здоровье», а также способы корректировки состояний личности, вызванных деструктивным воздействием информационно-коммуникационной среды, которые характеризуются как «ментальное нездоровье» или болезнь. Раскрыты понятия «экология человека», «экология коммуникаций», «ментальное здоровье человека», дана авторская трактовка технологий ментального здоровья в точки зрения экофилософии и экологии коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF MENTAL HEALTH IN ORDER TO ECOLOGY OF COMMUNICATIONS

The purpose of the article is to analyze the key concepts which allow to identify, in the context of human ecology and communications, the negative impact of the modern information environment on the consciousness and behavior of subjects and to justify the conditions and ways of forming mental health of people as an important indicator of the spiritual health of modern society. Investigating modern approaches to the concept of "mental health", in which it reduces to indicators of psychology and medicine, we emphasize the importance of socio-cultural measurement of mental health. The novelty of the article is in the disclosure of the importance of the ecophilosophical worldview in the development and implementation of mental health technologies of subjects of information communications and in the author's approach to understanding such technologies from the point of view of the ecology of communications.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ МЕНТАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ В ЦЕЛЯХ ЭКОЛОГИИ КОММУНИКАЦИЙ»

8. Glushenkova E.I. EHkopolitologiya N.N. Moiseeva i ustojchivoe razvitie Rossii. Monografiya. M.:MNEHPU, 2015. 182 s.

9. Barkova E.V. Prostranstvenno-vremennoj kontinuum kul'tury. Avtoref. diss. dokt. filosof. nauk.. Volgograd, 2003. 47 s.

ИВАНЕЕВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Университета "СИНЕРГИЯ".

IVANEEV, SERGEY V. - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Chair of Constitutional and International Law of the University "SYNERGY"(sivaneev@mail.ru).

УДК 009

БУЗСКАЯ О.М.

ТЕХНОЛОГИИ МЕНТАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ В ЦЕЛЯХ ЭКОЛОГИИ

КОММУНИКАЦИЙ

Ключевые слова: экофилософское мировоззрение, ментальное здоровье, информационная среда, экология коммуникаций, здоровьесберегающие технологии.

В статье раскрывается смысл органичного существования человека в информационно-коммуникативной среде и его отражение в понятии «ментальное здоровье», а также способы корректировки состояний личности, вызванных деструктивным воздействием информационно-коммуникационной среды, которые характеризуются как «ментальное нездоровье» или болезнь. Раскрыты понятия «экология человека», «экология коммуникаций», «ментальное здоровье человека», дана авторская трактовка технологий ментального здоровья в точки зрения экофилософии и экологии коммуникаций.

BUZSKAYA, O.M.

TECHNOLOGIES OF MENTAL HEALTH IN ORDER TO ECOLOGY OF COMMUNICATIONS

Keywords: ecofilosophical worldview, mental health, information environment, ecology of communications, health saving technologies.

The purpose of the article is to analyze the key concepts which allow to identify, in the context of human ecology and communications, the negative impact of the modern information environment on the consciousness and behavior of subjects and to justify the conditions and ways of forming mental health of people as an important indicator of the spiritual health of modern society. Investigating modern approaches to the concept of "mental health", in which it reduces to indicators of psychology and medicine, we emphasize the importance of socio-cultural measurement of mental health. The novelty of the article is in the disclosure of the importance of the ecophilosophical worldview in the development and implementation of mental health technologies of subjects of information communications and in the author's approach to understanding such technologies from the point of view of the ecology of communications.

Универсальность современной информационной среды, которая пронизывает все структуры и отношения общественной системы, заключается в том, что она определяет присутствие человека в самой системе и возможности его реализации в ней. Для публичных людей, имеющих самую широкую аудиторию, сегодня верным оказывается тезис: «существовать - значит быть в коммуникациях». Исчезновение из системы коммуникаций и соцсетей даже на короткое время означает выпадение из стремительной социальной жизни, из фокуса внимания и интереса друзей, коллег, аудитории, публики, общественности. Вместе с тем это означает, что коммуникации формируют установки и ценности современного человека, поскольку он адаптируется к их требованиям.

Информационная среда возникает как стихийно, так как формируется целенаправленно, как достаточно жестко регулируемый процесс. Управление ее потоками происходит на фоне стихийно-хаотических процессов информационного расширения, включающего в себя, кроме новых и конструктивных элементов также всевозможные информационные шумы: ремейки, повторы, устаревшая и ложная информация и др. Сегодня основными направлениями регулирования информационно-коммуникативного пространства являются государственно-политические, экономические, технологические структуры, коммерчески ориентированные СМИ, продукты и идеи массовой культуры, технологии

формирования и управления общественных мнением. Основную регулирующую функцию выполняет Интернет как наиболее доступное и комфортное пространство информационных и коммуникативных потоков. Все эти каналы, безусловно, подпитывают и снабжают индивида новой информацией, позволяют сохранять осведомленность о текущих событиях, утвердить свое виртуальное социальное присутствие. Но в целом такое воздействие на массового человека оказывается довольно деструктивным, ведь в результате снижается или искажается уровень самосознания, система ценностей, меняются базовые потребности личности. [1].

В этом контексте возрастает интерес к новой сфере экологии - экологии человека, или антропоэкологии. М.П. Чубик отмечает, что «экология человека - это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемы сохранения и укрепления здоровья» [2, с.8]. Он приводит и определения экологии человека, данные или предложенные другими авторами. Так, согласно Б.Б. Прохорову, это «отрасль науки и практической деятельности, рассматривающая влияние всей совокупности внешних условий (природы, хозяйственных мероприятий, загрязнения среды, социально-экономических условий, нравов, традиций, религии, политического строя и пр.) на жизнедеятельность людей, на их здоровье, демографическое поведение, способы выживания» [2, с.8]. С точки зрения В.П. Алексеева, экология человека - это «наука о взаимодействии живого вещества с окружающей его космической и планетарной средой, обусловливающем взаимодействие разных форм живого вещества между собой» [2, с.8-9].

Тесно связанной с экологией человека является экология коммуникаций [3], которая оценивает воздействие характера и содержания коммуникаций на морально-духовное состояние и сознание личности, социальной группы, общества, выделяя в нем гуманистически и социально приемлемые критерии и нормы. Конкретным направлением экологии коммуникаций человека является экология социокультурных коммуникаций. В нашем исследовании, специально посвященном экологии социокультурных коммуникаций, мы отмечали, что это новое научно-практическое направление, «отражающее тип мироотношения и практики, которые с позиций будущего и на основе космопланетарного мировоззрения утверждает приоритет высших культурных ценностей в информационно-коммуникативных процессах и каналах, а также нравственно-гуманистический вектор как основу регуляции пространства социокультурных коммуникаций, в котором раскрываются перспективы бытия человека и его творческий потенциал, соответствующий задачам культуры XXI века» [4, с. 51].

Таким образом, в современном информационном пространстве коммуникаций возникает особая функция, направленная на разделение гуманитарно-мировоззренческой и «технической» компоненты коммуникаций, что в целом соответствует субъектно-объектной позиции в данном пространстве. При этом культурно-гуманитарная сторона оказывается определяющей, не позволяя превращать индивидов в средства различного рода манипуляции. Речь идет о том, что любой человек способен быть самостоятельным агентом в коммуникациях, отдавать себе отчет в их направленности, последствиях, своем месте и роли в передаваемом содержании. Поэтому здесь резко ограничивается стихийная сторона информационного процесса, так как сохранение его безоценочного воздействия приводит к деструкции личности, снижению статуса ценностей подлинной культуры, нравственности, образования, духовности. Мы видим причину такой закономерности в том, что сама регуляция основополагающими информационными потоками производится коммерчески ориентированными структурами, стремящимися проявить в субъекте лишь его простейшие потребительские качества.

Одним из критериев эффективности экологического регулирования коммуникаций является ментальное здоровье человека, личности, социальных групп.

Так, Всемирная Организация Здравоохранения определяет ментальное, или психическое здоровье как «состояние благополучия, при котором каждый человек может

реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества».

[5]. А Департамент здравоохранения и социальных служб США, который сегодня во многом определяет стратегии развития, связанные с ментальным здоровьем, дает следующие его характеристики: «Ментальное здоровье включает в себя наше эмоциональное, психологическое и социальное благополучие. Оно влияет на то, как мы думаем, чувствуем и действуем. Оно также помогает определить, как мы справляемся со стрессом, относимся к другим и делаем выбор. Ментальное здоровье важно на всех этапах жизни, начиная с детства и отрочества, и в течение всей взрослой жизни» [6].

Многие исследователи отождествляют ментальное здоровье с психическим состоянием человека, однако ментальность в большей мере выражает социокультурные, нравственные, духовно-личностные свойства и отношения человека. Самая общая черта ментального здоровья личности - осознание своей востребованности в обществе, ориентация на творческую самореализацию, превалирование в личном опыте ценностей этики, культуры, гуманизма, в целом социально-творческая ориентация. Все это не может быть сведено к состоянию психического и психологического комфорта, с которым психологи связывают здоровье личности, отсутствие заболеваний и отклонений. Хотя, безусловно, эмпирические методы, применяемые в психологических исследованиях, дают именно измеримые конкретные показатели, что важно для оценки объективности самих исследований. Наша задача здесь - показать, что они являются важным, но недостаточным основанием для определения такого сложного и многомерного понятия, как ментальное здоровье.

Поэтому в осуществлении экологии коммуникаций важным шагом является диагностика восприятия информации субъектами, характер воздействия информации на их поведение, интерес субъектов к типу и содержанию коммуникаций, преобладание виртуальной или реальной коммуникации, роль индивидов в коммуникации и др. Однако, для уточнения здесь тех норм коммуникации, которые должны быть восстановлены, или сконструированы, как основы и характеристики коммуникативно выраженного ментального здоровья, важно определить направления моделирования экологии коммуникаций.

Среди них для нашей темы конструктивными являются следующие направления:

- Холистический подход: здесь ментальное здоровье понимается как целостность и зрелость личности.

- Кросс-культурный подход: ментальное здоровье представлено как социокультурная переменная, а его характеристики определяются социальными условиями, культурным контекстом, своеобразием национального образа жизни и образа мира.

- Дискурсивный подход: ментальное здоровье - позиция, которая выражена как продукт определенного дискурса, имеющего собственную внутреннюю логику конструирования или концептуализации социальной и психической реальности.

- Аксиологический подход: здоровье выступает как универсальная человеческая ценность, которая соотносится с основными ценностными ориентациями личности.

Все эти подходы имеют свое основание в психологии личности. Однако, в контексте экофилософского мировоззрения ментальное здоровье выражает, кроме названных свойств, также восприятие природы через принцип гармоничного взаимодействия с ней, отказ от господства над природной средой, достаточный уровень экологической культуры и экологической этики. Поэтому синтез холистического, кросс-культурного и аксиологического подходов, взятый в контексте экофилософской картины мира, представляет собой ту норму социальных и социокультурных коммуникаций, которая должна быть получена на основе применения технологий ментального здоровья.

Самые очевидные способы обретения ментального здоровья представлены в открытом доступе. Среди них - контакты с другими людьми, общий позитивный настрой, физическая активность, получение при необходимости профессиональной помощи, помощь другим, достаточный сон, навыки, помогающие справляться с различными жизненными ситуациями.

[6]. Действительно, они являются базой для того, чтобы не испытывать психологического

дискомфорта и вести нормальный творческий образ жизни. Однако, если к ним добавляется эколого-мировозз^енческий компонент, то для осознания человеком своей творческой природы появляется главное основание - смысл. Ведь тогда разрозненные элементы его жизни могут соединиться в целостную картину мира, и его цели, задачи, действия, творчество будут направлены на более значимые проекты, нежели удовлетворение текущих потребностей. Кроме того, говоря именно о психическом здоровье, человек приобретает уверенность в своей укорененности в пространстве культуры, его состояние неопределенности, которое и вызывает психические отклонения, нивелируется, формируется основа для полноценной жизни творческой личности.

Сегодня здоровьесберегающие технологии активно разрабатываются, например, в школьной образовательной системе, хотя здесь недооценивается фактор воздействия экологического сознания и культуры.

«Под здоровьесберегающими технологиями в образовательной среде следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья молодежи, учитывая важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения влияния на здоровье данной группы лиц. Главными направлениями здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений являются:

- рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;

- проведение ежегодной диспансеризации;

- рациональная организация двигательной активности, включающая предусмотренные программой занятия физкультурой, динамические изменения и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу;

- организация рационального питания;

- работа по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; — создание службы психологической поддержки;

- доврачебное выявление факторов и групп риска девиантного поведения, в том числе употребления психоактивных веществ среди молодежи. В создании здоровьесберегающих образовательных технологий важную роль играют стратегии здоровьесбережения, которые связаны с актуализацией потребностно-мотивационной сферы личности в аспекте своего здоровья» [7, с.16].

Безусловно, данные меры являются полезными с точки зрения традиционно физиологического понимания здоровья. Однако основной эвристический смысл образования, предполагающий культурно-нравственное и эстетическое воспитание, который в итоге и формирует базу психологического, духовного здоровья, остается не охваченным.

Те гуманитарные технологии, которые формируют целостную объективную и жизнетворческую картину мира, которые утверждают в сознании позитивные и прогрессивные установки, устанавливают и укрепляют связи человека с самим собой, обществом, культурой, природой, являются, с нашей точки зрения, технологиями ментального здоровья. Так они отражают само направление экологии коммуникаций как мировоззренческой экоэтической установки.

Поэтому мы считаем необходимым переосмысление самой сути ментального здоровья - его переориентации с преимущественно медицинской и психологической точек зрения на культурно-гуманистическую, сохраняющую и дополняющую и другие компоненты этого здоровья.

Важной задачей для формирования духовного здоровья современной молодежи является создание соответствующих образов, ценностей и установок в СМИ. Сегодня это пространство непрерывной передачи медиатекстов, в которых, наряду с сообщениями о реальных процессах и фактах возникает множество искажений, подтасовок, фальсификаций, негативно воздействующих на сознание молодежной аудитории. СМИ сегодня - источник формирования ментального нездоровья значительной части нашего общества, причем их действие заключается «в подмене ценностей - моральных норм, принципов, идеалов,

понятия добра и зла, справедливости, счастья и т.п., которые человек может усвоить в ходе социализации, приобщаясь к всемирной культуре, и которые являются основой бытия» [8, с. 142] - на установки эгоизма и потребительства.

В данном случае основой разработки технологий, корректирующих эти духовно-мировоззренческие отклонения, является смена ценностных ориентиров с позиции потребления - причем не только физического, но и субститутно эмоционального - на позицию жизни, активной творческой самореализации человека. Здесь также важную роль играет формирование у молодежи интереса к экофилософской картине мира, позволяющей выйти за рамки простой адаптации к игросфере и связанной с ней массовой культуре.

Что конкретно можно отнести к технологиям ментального здоровья в контексте реализации экологии коммуникаций? С нашей точки зрения, это:

1) Гуманитарные технологии, восстанавливающие целостность мышления и самосознания с точки зрения экофилософии, то есть объективном укоренении в бытии. Это технологии, утверждающие индивидуальность в космопланетарном бытии.

2) Контентные технологии, формирующие жизнеутверждающие и жизнетворческие ценности, образы и установки.

3) Технологии «информационной гигиены», позволяющие критически оценить и осмыслить информационные потоки и отобрать наиболее ценную и продуктивную информацию.

4) Технологии экологии социокультурных коммуникаций, утверждающих субъект-субъектный тип связи в качестве приоритетного и его этику в повседневных процессах общения.

Кроме того, данные технологии нельзя рассматривать без реализации системного здорового образа жизни индивида и общества, предполагающего не только индивидуальное физическое и психологическое здоровье, но и экологию окружающей среды и коммуникаций, в том числе социальных.

Проблема формирования технологий, направленных на укрепление ментального здоровья людей в нашем обществе является объективно назревшей, хотя и недостаточно разработанной. Но ее решение охватывает не только вопросы социальных, педагогических и других технологий, а восходит к философскому осмыслению особенностей бытия современного человека, к более глубокому осознанию места и роли ментального здоровья людей в современном обществе [9]. Данная тема, как можно с уверенностью предполагать, будет становиться все более актуальной. В силу этого, все более востребованной проблемой является не только ее экофилософское осмысление, но и подготовка комплекса прикладных исследований, непосредственно связанных с применением необходимых технологий в практике

Литература и источники

1. Баркова Э.В. Философия межкультурных коммуникаций в стратегиях развития современного мира // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2016. №1(13). С.5-16.

2. Чубик М.П. Экология человека. Учебное пособие. Томск: Изд-во ТПУ, 2006. 147 с.

3. Баркова Э.В. Онтология понимания и общения в экофилософской перспективе // Философия коммуникации: интеллектуальные сети и современные информационно-коммуникативные технологии в образовании. Под редакцией С.В. Клягина, О.Д. Шипуновой. СПб., 2013. С. 110-117.

4. Бузская О.М. Экология коммуникаций. - LAP Lambert, Academic Publishing Saabrucken, 2015. 154 p.

5. Mental health: the state of well-being. // URL: http://www.who.int/features/factfiles/mental_health/ru/

6. What is Mental Health // URL: https://www.mentalhealth.gov/basics/what-is-mental-health/index.html

7. Караваев Ф. Ф. Психологическое здоровье и здоровьесберегающие технологии в образовании// Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3(58). С.65-70.

8. Мурылев В. А. Влияние массовой коммуникации на формирование мировоззрения личности // Аналитика культурологии. 2011. №19. С.140-144

9. Баркова Э.В. Жизнетворческая миссия экофилософии в горизонте тенденций современности // Право и практика. 2017. № 1. С. 148-157.

References and Sources

1. Barkova Je.V. Filosofija mezhkul'tumyh kommunikacij v strategijah razvitija sovremennogo mira // Vestnik Rossijskogo jekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plehanova. Vstuplenie. Put' v nauku. 2016. № 1 (13). S. 5-16.

2. Chubik M.P. Jekologija cheloveka. Uchebnoe posobie. - Tomsk: Izd-vo TPU, 2006. - 147 s.

3. Barkova Je.V. Ontologija ponimanija i obshhenija v jekofilosofskoj perspektive // Filosofija kommunikacii: intellektual'nye seti i sovremennye informacionno-kommunikativnye tehnologii v obrazovanii. Pod redakciej S.V. Kljagina, O.D. Shipunovoj. Sankt-Peterburg, 2013. S. 110-117.

4. Buzskaja O.M. Jekologija kommunikacij. - LAP Lambert, Academic Publishing Saabrucken, 2015. - 154 p.

5. Mental health: the state of well-being. // URL: http://www.who.int/features/factfiles/mental_health/ru/

6. What is Mental Health // URL: https://www.mentalhealth.gov/basics/what-is-mental-health/index.html

7. Karavaev F.F. Psihologicheskoe zdorov'e i zdorov'esberegajushhie tehnologii v obrazovanii// Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah, 2014, № 3(58) - s. 65-70

8. Murylev V. A. Vlijanie massovoj kommunikacii na formirovanie mirovozzrenija lichnosti // Analitika kul'turologii. 2011. №19. S.140-144

9. Barkova Je.V. Zhiznetvorcheskaja missija jekofilosofii v gorizonte tendencij sovremennosti // Pravo i praktika. 2017. № 1. S. 148157.

БУЗСКАЯ ОЛЬГА МАРАТОВНА - кандидат философских наук, старший преподаватель Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

BUZSKAYA, OLGA M. - Ph.D. in Philosophy, Senior Lecturer, Department of history and philosophy, Plekhanov Russian University (olga. buzskaya@yandex.ru).

УДК 111.84

СИДОРЕНКО Л.П. ЭКОЛОГИЯ ФИЛОСОФИИ КАК ПРОБЛЕМА НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ

Ключевые слова: экология философии, сущность человека, научно-технический прогресс, философия, экология.

В статье раскрываются проблемы экологии научных исследований в условиях научно-технического прогресса. Сущность человека рассматривается в аспектах ее социального смысла, органики и отличий от животного. Автор показывает, что экология философии будет способствовать сохранению и развитию истинных идей и представлений о развитии мира и человека и которая сможет противостоять мифу мегамашины.

SIDORENKO, L.P. ECOLOGY OF PHILOSOPHY AS A PROBLEM OF SCIENTIFIC MIND

Keywords: ecology of philosophy, human essence, scientific and technical progress, philosophy, ecology.

In the article disclosed the problems of the ecology of scientific research in conditions of scientific-technological progress. The essence of a human is considered in aspects of its social meaning, organics and differences from the animal. The author shows that the ecology of philosophy will contribute to the saving and development of true ideas and conceptions about the development of the world and hauman, and which will be able to resist the myth of a megamachine.

Актуальность проблем экологии в различных сферах жизни человека трудно переоценить, она связана с все возрастающей массой научного потенциала планеты, который не всегда оказывался направленным на благо человечества. Впечатляющие достижения науки и техники в XX в. развивались в целом на идеях XIX в. и затронули такие отрасли, как связь, автомобилестроение, авиация, военная техника, химия, электротехника, энергетика, космонавтика. Достижения XXI в. показали, что они во многом превзошли ожидания и происходят с немалым ускорением. Фактически революционные, скачкообразные изменения в мире науки и техники - одна из наиболее характерных примет и символов нашего времени. Например, первая мобильная GSM система была создана еще в 80-х годах XX века, а с начала 90-х этот формат 2G (2-ое поколение) распространился по всему миру, хотя скорость передачи данных была еще мала. Создание таких полезных продуктов Стивом Джобсом, как первый гаджет - iPhone в 2007 г., оснащенный экраном всего 3,5 дюйма, стало переломным моментом в мобильной индустрии. 3G и позже 4G явились новыми прорывными этапами в мире мобильных технологий XXI в. Высокоскоростной мобильный интернет становится одним из главных достижений современности, а без мощных гаджетов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.