Научная статья на тему 'Статус эмоциональности дошкольника'

Статус эмоциональности дошкольника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
366
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / EMOTIONS / ПАЛИТРА ЧУВСТВ / PALETTE OF FEELINGS / НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MORAL RELATIONSHIP / ОТВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ НА ВОЗДЕЙСТВИЯ / A RESPONSE TO THE IMPACT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мельникова Нина Васильевна, Калинина Ольга Валерьевна

Совокупность человеческих чувств есть совокупность отношений человека к миру и прежде всего, к другим людям в живой и непосредственной форме личного переживания. Познание эмоционального мира ребенка поможет взрослому исправить появившиеся отклонения в эмоциональных реакциях детей. Знать особенности эмоций и чувств необходимо для того, чтобы с самого начала общения с детьми правильно формировать их эмоциональный мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мельникова Нина Васильевна, Калинина Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATUS OF THE PRESCHOOL CHILD''S EMOTIONALITY

The totality of human senses is a set of relations of man to the world I. first of all, to other people in a lively and direct form of personal experiences. Knowledge of the emotional world of the child will help the adult to correct the resulting deviations in the emotional reactions of children. Knowing the peculiarities of emotions and feelings is necessary in order to form their emotional world right from the very beginning of communication with children.

Текст научной работы на тему «Статус эмоциональности дошкольника»

педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 4 (34).

13. Медведева Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение социокультурного становления личности ребенка с задержкой психического развития средствами искусства: монография, часть 2. - М.: Издательство «Перо», 2017.

14. Медведева Е.А., Павлова А.С. Изучение особенностей социально значимых компонентов личности младших школьников с задержкой психического развития в художественной деятельности // Казанский педагогический журнал. 2017. № 2 (121).

15. Теоретические основы и методика музыкального воспитания детей с проблемами в развитии / Медведева Е.А., Шашкина Г.Р., Комиссарова Л.Н., Журавлева Ж.И., Павлова А.С. Учебное пособие / Москва, 2018. Сер. 68 Профессиональное образование (2-е изд., испр. и доп).

Психология

УДК: 159.922.7

доктор психологических наук, профессор Мельникова Нина Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); кандидат психологических наук, доцент Калинина Ольга Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

СТАТУС ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Аннотация. Совокупность человеческих чувств - есть совокупность отношений человека к миру и прежде всего, к другим людям в живой и непосредственной форме личного переживания. Познание эмоционального мира ребенка поможет взрослому исправить появившиеся отклонения в эмоциональных реакциях детей. Знать особенности эмоций и чувств необходимо для того, чтобы с самого начала общения с детьми правильно формировать их эмоциональный мир.

Ключевые слова: эмоции, палитра чувств. нравственные отношения, ответная реакция на воздействия.

Annotation. The totality of human senses - is a set of relations of man to the world I. first of all, to other people in a lively and direct form of personal experiences. Knowledge of the emotional world of the child will help the adult to correct the resulting deviations in the emotional reactions of children. Knowing the peculiarities of emotions and feelings is necessary in order to form their emotional world right from the very beginning of communication with children.

Keywords: emotions, palette of feelings. moral relationship, a response to the impact.

Введение. Человеческая личность многоплановая по восприятию окружающего мира, который она отражает разными чувствами и эмоциональными состояниями. Некоторые эмоции имеют высокую психологическую инерцию: возникнув однажды, они продолжаются значительно дольше, характеризуя собой человеческие переживания. Фактически это субъективная сторона реальной жизни человека, его жизненного пути [2].

Формулировка цели: рассмотреть психологические аспекты статуса эмоциональности дошкольника.

Изложение основного материала статьи. По мнению П.Якобсона, испытанные чувства переживаются личностью, как ее собственное достояние. Он считал, что эмоциональная форма отношений направлена на то, чтобы сделать другого человека на основе контакта с ним в каких-то близких отношениях близким себе, так же как и себя сделать близким другому человеку.

Отсюда, задача наставников состоит в развитии «конъюктивных» объединяющих чувств дошкольника и предупреждении «дизъюнктивных» разъединяющих. Это выражается материально-практической связью системы динамических изменений. Внешние условия жизни преломляются действиями через внутренние моральные установки в отношениях человека к окружающей действительности. В процессе переживания человек обнаруживает для себя некоторые стороны самого себя, которые раньше не замечал.

Это зависит от осознания направленности чувств и их содержания и оформленном для себя словесном обозначении. В связи с этим осознаются в себе те эмоциональные отношения, которые раньше были слабо осознанными. Предметные переживания становятся личностно-значимыми, проявляясь опосредованным путем внутренним душевным самочувствием.

Формируются образовательные умения в отношениях к происходящим событиям, действиям людей и их взаимоотношениям с позиции осмысления общественных норм, которыми все данные действия и отношения должны оправдываться. Усиливаются эмоциональные представления детей о поведении людей, хорошем и плохом в их отношениях друг к другу.

Исследования характеризуют эмоции наличием в их содержании нервных выразительных и переживательных компонентов, которые активно взаимно влияют на деятельность друг друга. За счет этого образуется обратная связь - сенсорные сообщения от мимической деятельности, мозговая интеграция которых вызывает осознание эмоций видом ощущении (А.О. Прохоров[5]). Согласно работам С.Л. Рубинштейна, модификация внутреннего состояния и отношение человека к окружающей действительности всплывают в сознании связью с какими-то образами, выступающими в качестве их носителей. В структуре личности разные эмоции выполняют разнородные позиции в зависимости от неожиданных обстоятельств.

В этом случае, эмоциональное отношение может быть неосознанным для самого индивида в его поведении с другими людьми. Причиной этого может стать смена чувств с их выполнением определенной деятельности, в которой всегда есть положительные и отрицательные моменты проявления эмоциональной жизни человека. В исследованиях ученых дается определение эмоций в форме выражения чувств (А.Г. Ковалев), безусловно-рефлекторной деятельности (И.П. Павлов), измененное особое состояние сознания. Их начало и окончание во времени не определенные и не имеют четкой локализации в пространстве (К. Изард).

Целостность эмоций зависит от: переживаемых ощущений, процессов в нервной, дыхательной, эндокринной, пищеварительной и других систем организма, яркости и выразительности отражения комплекса эмоций на лице человека. К эмоциональным состояниям относится длительный во времени эмоциональный отклик на разные жизненные факты, чем эпизодическая эмоция и появление особых обстоятельств с важными устремлениями к выполнению жизненных целей (Н.В.Мельникова [3]).

Случайные ситуации в эпизодических ситуациях не вызывают внутреннего кризиса, совестливого проявления, напряженного самочувствия, хотя все это может быть выражено с достаточно большей силой. Особым видом эмоционального состояния является человеческое настроение, как консолидация всех проявлений. Оно не является просто предметным, а всегда становится личностным.

В течение определенного промежутка времени оно окрашивает переживания и всю, на тот момент, деятельность, даже без веской причины - «безотчетное». Адаптивные способности человека связаны с реакцией на побуждения и на возможность человека вызывать положительную или отрицательную эмоцию, что формирует основу образования эмоциональных отношений к многообразию явлений и фактов социальной окружающей жизни, общественным нормам, к природе (Д.И. Фельдштейн [6]).

Изучая эмоциональные процессы и эмоциональные состояния, мы обнаруживаем целый комплекс в характере переживаемых человеком чувств даже по внешнему виду: мимика и пантомимика проявления, экспрессивная окраска речи, динамика вегетативных реакций. Это раскрывает мотивацию человеческого поведения в конкретных ситуациях. В детстве эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая богатое содержание, сложные формы их проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Перед взрослыми - наставниками детского психического развития стоит задача по выявлению эмоциональных реакций, которые бы помогали раскрытию существенных сторон формирующейся личности детей.

Важным качеством педагогов является их эмоциональность. Он должен обладать высокой эмоциональностью и эмоциональной устойчивостью. Формирование высших чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, требований общества, норм и идеалов, которые только при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности.

В результате чего ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые чувства и явления, ребенок оценивает их эмоционально, как привлекательные или не привлекательные, как добрые или злые, как красивые или безобразные.

Анализ конкретной ситуации обнаруживает динамику вступления в строй, выключения и восстановления различных ценностей. В результате изменения внутренних условий они вступают в действие и актуализируются. Повседневные жизненные ситуации часто вызывают не одну, а сразу несколько эмоциональных реакций.

Значит, на изменении эмоциональной жизни ребенка влияет накопление ребенком собственного, значимого детского эмоционального социального опыта. Внутреннее эмоциональное отношение субъекта к окружающей действительности является своеобразным индикатором внешних практических взаимоотношений с действительностью.

Новые эмоции возникают у ребенка в процессе его чувственно-практической деятельности. Дети склонны переживать эмоции на основе подражания, в процессе которого они осваивают социальные формы выражения чувств. Это отражение изменения роли их эмоций в деятельности.

Детская эмоциональность отражает их впечатление от каждого воспринятого ими предмета, что вызывает у них эмоциональную окрашенность и впечатлительность. Она живуча в воспоминаниях раннего детства, хотя не всегда данные эмоциональные воспоминания соответствуют их сути. Происходит формирование эмоционального предвосхищения, а чувства становятся осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными.

Ребенок 5-6 лет в одних ситуациях проявляет соответствующую эмоцию, в других - остается эмоционально пассивным. Такое непоследовательное эмоциональное проявление характеризует тип неуравновешанного проявления эмоциональной направленности, отсутствия контроля за выполнением позитивных действий. До того, как эмоция возникнет, объект должен быть воспринят и оценен.

Ответ на оценку - появление эмоции как нерациональное принятое или отверженное. Эмоции как психические состояния, возникают, когда нет удовлетворения потребности. Эмоции развиваются в деятельности и зависят от нее. По мере усложнения деятельности и отдалении ее начальных моментов от конечного результата меняется место эмоций во временной структуре деятельности, и они начинают предвосхищать ход выполнения решаемой задачи.

Об этом свидетельствует исследование относительно изменения характера эмоциональных переживаний у дошкольника в связи с формированием у них в процессе совместной деятельности наличие простейших социальных мотивов и стремление сделать нечто нужное, полезное не только для себя, но и для других взрослых и сверстников (Я.З. Неверович).

Современные теории рассматривают проблему развития эмоций комплексом ответов обоснованных когнитивными процессами, в которых определенные эмоциональные состояния организуют стадии аналитических, критических и логических процессов.

В них эмоция, как процесс, постоянно взаимодействует с процессами, характеризующими другие состояния сознания, что создает взаимосвязь между эмоциями и разумом. Существуют эмоции, облегчающие конструктивное поведение положительного или отрицательного плана в зависимости от интраиндивидуальных процессов и процессов взаимодействия субъекта и окружающей среды.

Л.М.Митина утверждает, что есть психологическая наблюдательность, в которую входит два компонента: эмпатийный (способность к отражению внутреннего мира другого человека, его мыслей и чувств и тогда эмоциональная сопричастность является результатом мышления и переживаемых чувств как результат наблюдения) и перцептивный (тонкая дифференцировка выразительных движений лица, пантомимики, как анализирующее наблюдение).

Наставник с наличием социально-психологической компетентности должен обеспечить распознавание скрытых положительных или отрицательных побуждений. По мнению Н.В. Кузьминой, разные эмоциональные качества зависят от уровня педагогического мастерства, так как невозможно их эффективное проявление без альтруистических, коммуникативных и практических переживаний.

Исследованием Н.А. Аминова [1] выделены две модели педагогов: у одних - хорошо сочетается эмоциональная стабильность и конформность (если доминирует мотив альтруизма); у других -активизируется эмоциональная стабильность и доминантность под влиянием мотива властности со стороны педагога. У молодых педагогов этот показатель выше, чем у стажистов.

Наличие высокой эмоциональности и её устойчивости влияет на сохранность оптимальных показателей деятельности педагогов при влиянии эмоциональных факторов. Этот позитив способствует наблюдению за ростом и развитием детей, укрепляя позиции педагога в выборе свой профессиональной деятельности. Если же воздействие взрослого проявляется в отрицательном эмоционально-словесном влиянии, то оно снижает социальную активность даже у детей с высоким социометрическим статусом.

Общительность человека включает в себя коммуникативные (желание делиться с другими, проявление симпатии, уважение участников общения) и альтруистические (желание приносить радость, проявление сопереживания другого) эмоции. Развитие личности вбирает в себя возникновение первых этических инстанций, склад соподчинения мотивов, формирование дифференцированной самооценки и личностного сознания [4].

Эти данные качества складываются под непосредственным влиянием социума, которое дает переживания, создает эмоциональные отношения с близкими и сверстниками. В.Л. Титаренко выделяет в этом плане фактор семейного воспитания, основанного на родственных чувствах, эмоциональной близости с родными.

Отсутствие близости обедняет эмоциональный мир детей и может даже стать причиной недоразвития у них социально важных чувств. Семья создает оптимальные условия для интеллектуального развития за счет интенсивного общения интерактивного характера.

Установлено, что в формировании впечатления о другом человеке участвует механизм проектирования: познающий субъект может вкладывать своё состояние в другую личность (приписывание черт, которые присущи ему самому и которые у другой личности могут отсутствовать). Согласно В.В. Столина, первоначальная оценка ребенком другого человека есть простое повторение оценки: хочется, чтобы его любили не за что-то, а ради него самого.

В.С. Мухина утверждает, что стремление детей к реализации своего «Я» в общении с другими идентифицировано и обособлено. Идентификация в подражании, где есть наблюдение и копирование разных форм поведения у других. В тоже время, она всегда осознанно следует образцу подражания.

Впечатлительные дети растут медленнее за счет того, что они более впечатлительны, а для этого им необходимо длительное пространство во времени: чтобы завязать сильные внутренние работы новое впечатление всегда перетягивает его, но оно меньше и поверхностнее чем у взрослого. Если эмоциональное отношение прочно вошло в жизнь самого ребенка, то оно приобрело устойчивость и вызов его словесным воздействиям может происходить быстрее.

Постепенно ребенок начинает осознавать, что непосредственные переживания можно понять только в контакте с окружающим миром, а синтез возможен эмоциональной реакцией о состоянии другого человека. Из простого детского самочувствия зародится самосознание: отделение своего внутреннего мира от приходящего извне, его анализ и сравнение с внешним словом для изучения собственного сознания.

Воспитание должно просветить сознание, чтобы перед глазами ребенка лежала дорога добра. Многообразие эмоциональных ответов детей на внешние воздействия влияют на их интеллектуальное развитие. Данные исследования Н.В.Мельниковой свидетельствуют о необходимости находить благоприятные сочетания интеллектуальных и эмоциональных факторов для нравственном воспитания и развития детей [3].

Именно развитие мышления помогает представлять детям переживания в окружающем мире активным сочувствием. У ребенка нужно формировать опыт уважительного отношения к старшим. Речь окружающих должна быть эмоционально окрашенной и способной к отражению чувств. Нужно выделять общую черту слова, как обобщающей оценки значимых для человека сигналов действительности.

По мнению А.Н. Леонтьева, важна правомочность постановки вопроса о взаимосвязи языка и чувственного отражения в его влиянии на него. Тогда интеллектуально - эмоциональные связи могут утверждать в личности нравственные отношения.

Выводы. Механизм ценностного осознания - эмоциональное формирование нравственного чувства, как процесса овладения общечеловеческими ценностями, объективно существующими и воплощенными в моральные отношения и принципы фиксированной речью. Постепенно и последовательно образуются ценностные ориентации на наследие прошлого, современность и будущее, компонентов стратегии и определенной области духовной и экономической жизни в обществе.

Согласно высказываниям Л.С. Выготского, эмоции являются как бы результатом оценки самим организмом своего соотношения со средой. В этом подчеркнута роль оценочного компонента понимания взаимосвязи с объектом. Ребенок предвидит результаты своей деятельности и становится участником, свидетелем событий, которые формируют в нем эмоциональный отклик, живое эмоциональное отношение ко всему окружающему миру.

Литература:

1. Аминов, Н.А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов в педагогических способностях [Текст] / Н.А.Аминов // Вопросы психологии. - 1995. -№ 5.- С. 5-17.

2. Бодалев, А.А. О взаимосвязи и отношениях [Текст] / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. - 1994. -№1. - С. 122 -127.

3. Мельникова, Н.В. Сущность эмоций и эмоциональное состояние дошкольника [Текст] / Н.В. Мельникова //Особенности эмоциональной сферы личности: сб. науч. ст. /под ред. Н.Н. Васягиной. -Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2000. - С. 123 - 147.

4. Мясищев, В.Н. Личность и отношения человека [Текст] / В.Н.Мясищев //Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия. - СПб: Питер, 2000. - С.95-105.

5. Прохоров, А.О. Функциональные структуры саморегуляции психических состояний [Текст] / А.О. Прохоров // Психология в Казанском университете: Сб. науч. тр. / Отв. редактор - Попов Л. М. Казань: КГУ, 2004. - С. 46-53.

6. Фельдштейн, Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 1998. - №1. - С. 3-19.

Психология

УДК: 159.9

доктор психологических наук, профессор Мельникова Нина Васильевна

Шадринский государственный педагогический университет (г. Шадринск); кандидат психологических наук, доцент Самылова Ольга Анатольевна

Шадринский государственный педагогический университет (г. Шадринск)

ГЕНЕЗИС ОТРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ЭМОЦИЙ: ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация. Организующая функция эмоций проявляется разными формами: выразительными движениями, эмоциональными действиями, высказываниями об испытуемых и их эмоциональными состояниями, определенными отношениями к окружающему. К эмоциональным процессам относится широкий класс внутренних психических явлений, которые регулируют достижение целей деятельности, отражают отношения между мотивами смысл объектов и ситуаций, воздействующих на субъекты.

Ключевые слова: эмоции, ученые, психические состояния. физиологические особенности, факторы, формы проявления.

Annotation. The organizing function of emotions is manifested in different forms: expressive movements, emotional actions, statements about the subjects and their emotional states, a certain attitude towards others. The emotional processes include a wide class of internal psychic phenomena that regulate the achievement of the goals of activity, reflect the relationship between the motives of the meaning of objects and situations affecting the subjects.

Keywords: emotion, research, mental state, physiological characteristics, factors, form of manifestations.

Введение. В научных исследованиях просматривается оригинальность в определении эмоций. По мнению К. Изарда, эмоции - целостность в трех частях:

1) переживаемое или осознаваемое ощущение эмоциями;

2) процессы в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеврительной и других системах организма;

3) выразительные комплексы эмоций те, которые отражаются на лице человека и поддаются внешнему наблюдению.

Эта дифференциальная теория, название, которое связано с центрацией отдельных эмоций, осознаваемых как процесс переживательно-эмоциональных состояний. В ней, по мнению К. Изарда, заложен детерминант функций поведения широкого диапазона.

Он определяет класс эмоций, как личностные процессы человека. В эмоциях есть смысл существования человека. В этом К. Изард определяет причины эмоциональных возрастных изменений: внутренние выразительные движения своим содержанием раскрываются вовне, что характеризует их компонентом эмоций или спутником сопровождения.

Изложение основного материала статьи. Эмоции - это психические состояния отражения в возбуждении или торможении, волнении или безразличии человека. Они содержат состояния удовлетворения или неудовлетворения актуальных потребностей в непосредственных переживаниях, характеризующих форму проявления эмоций [7].

Наблюдение проявления состояний позволяет понять и оценить важные факторы индивида, их значимость системной действенности. Ступенчатое отражение разных психических состояний оценивается и регулируется, не смотря на вид и содержание деятельности. Человеческие эмоции становятся главным регулятором внешней (оценка других людей) и внутренней (самооценка) деятельности.

Оценщику нужно определить эмоциональный тон психических состояний, которые генетически обусловлены гедоническим знаком, характеризующих ощущения (начальное звено), как основу эмоций.

Совокупность тона психических состояний отражает вид переживаний - жизненно важные представления, полученные восприятием и сохраненные памятью (разные впечатления действуют окружающей действительностью на мозг человека). Эмоциональная зрелость стимулирует развитие и коррекцию эмоций утверждает проявление данного ориентира. Он способствует связи эмоциональной культуры социума с творчеством (П.В.Симонов), эмоций с волей (В.С. Мухина), участие эмоций в формировании социальных взаимоотношений с памятью и мотивацией человека (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, А.Д. Кошелева).

Специфична форма проявлений эмоций - аффекты, раскрывающие глубинный эмоциональный слой человека. Это сильные эмоциональные переживания, активно разрешающие сложные и противоречивые состояния. Они характеризуют экстрим не разрешенных ярких, спорных или неожиданных ситуаций.

Внешний характер эмоциональных реакций раскрывает компенсаторный механизм дефицита знаний, осмысление в удовлетворении конкретной потребности. Особенно это важно для характеристики социальных эмоций. Человек ставит вопросы: правильно ли «Я» поступаю? А мне это нужно? Вопросы образуются и без действий актуальной ситуации. Тогда их аспект - ориентир деятельности самого человека [4].

Эмоция показывает реакцию всего организма, всей личности на ситуации, к которым она не может адаптироваться. Тогда она имеет больше функциональное назначение. Физиологи и психологи И.П. Павлов и А. Валлон рассматривают эмоции, как психические состояния в связи с инстинктивной, безусловно-рефлекторной деятельностью;

Ж. Пиаже и Н.Д. Левитов определяют эмоции аффектом дезорганизации психической жизни и поведения человека. Для Ж. Пиаже эмоция как поведение, не сводимое к внутреннему переживанию или к физиологическому нарушению.

По мнению Л.С. Выготского, эмоция - источник взаимодействия организма со средой при нарушении его равновесия. В исследовании Г.А. Фортунатова, это - реакция человека на ситуацию, где чувства выражают направленность личности. Об эмоциях, как форме выражения чувств, утверждает А. Г. Ковалев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.